По примеру богоненавистного и нечестивого Исава, который за одно кушанье отдал другому первородство, они продали нисколько не меньшее (первородства) – свободу веры и священства. О таковых, безрассудно и вероломно променявших на подобные приобретения возвещенный им от Бога союз и правоту исповедания нашего, провозглашает апостольское изречение: горе им, яко в путь Каинов поидоша и в лесть Валаамовы мзды устремишася ( Иуд. 11 ). Вследствие этого, не желая идти благородным и царским путем, жалкие, – они на подобие диких и неудержимых коней устремляются на стремнины и терния, как бы не помня себя и не понимая, что подлежат смерти. О них вполне справедливо со скорбью возглашает приточное изречение: О, оставившие пути правыя, еже ходити в путях тьмы! О веселящиеся о злых и радующиеся о развращении злым! Их же стези стропотни и крива течения их, ибо приятно и отрадно им далече сотворити себя и других от пути права и чуждыми праведного разума. Аще бо быша, говорит, ходили во стези благия, обрели убо быша стези правых гладки. ( Притч. 2: 13–16, 20 ). 6 . Так как и они подлежат пророческим запретам, то пусть выслушают, что говорилось некогда осуждавшимся, единомысленным с ними, Иудеям: лице жены блудницы бысш тебе, не хотела ecu постыдитися ко всем ( Иер. 3:3 ). Поднимаемые и надмеваемые пороком бесстыдства и не повинуясь велениям Господним, глаголют же Господеви: отступи от нас, путей Твоих видити не хощем ( Иов. 21:14 ), выступая с лицом бесстыдным и не краснеющим, – как и мудрый Авент сказал, что тверда и непоколебима башня мужества, выставляющая на позор испорченность и глупость нечестивцев, преуспевающих в жизни. Чтобы подтвердить это своими нечестивыми деяниями, они отвергли страх Божий, презрев все канонические и боговдохновенные законоположения учителей, благоустроенные при помощи Духа, – предав забвению союз, заключенный у божественного алтаря, и отрекшись от исповедания, с чтением 1 которого, не знаю как, по попущению Божию, они были недостойно помазаны и провозглашено было им 2 достоинство священства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

После того он без всякого порядка и связи открыто и горячо высказывает сокрытую в глубине души ненависть против всего, что изображает и представляет нам человеческий образ Христа Спасителя нашего. 13. Он говорит: «хотя всякий образ считается произведением какого-либо первообраза». С чем можно сравнить это? Разве не подобает сказать, что у него, подобно кузнечному меху от закрытого и нагнетаемого воздуха вздулась утроба, как у того говоруна Вузитянина, который излагал укоризну великому Авситянину ( Иов.32 ). И Мамона далее оказалась не в состоянии скрывать в себе свою злобу. Теперь он после долгих мук разрешился горьким выкидышем нечестия и стал изрыгать злобу, которую прежде казался скрывающим под покровом притворства. Это он высказал, не соображаясь со связностью речи, и тем показал, что он насильственно сдерживался и притворялся в прежних своих речах. Его утроба лопнула бы, если бы он не извергнул этих слов вопреки порядку, стройности и последовательности изложения. Пошутив немного на сцене и осмеяв то, что только что лицедействовал, он возвращается к своему настоящему состоянию и делается самим собой. 14. Старинная басня рассказывает о вороне, которая украсила себя чужими перьями и тешилась этим. Но вот подул на нее ветер, рассеял подложное благообразие, удалил чужое и обнаружил неприглядность вороны. Нечто подобное, кажется мне, случилось и с Мамоной. Преобразив себя при помощи нескольких чужих (для него) изречений православной веры, от дуновения противной ему силы, немного спустя, выставил на показ позор своего учения. В самом деле, разве не ясно для всех, что он борется со славой Христовой, угрожает ей и неистовствует против воплощения Слова? Раньше, чем начать говорить об иконах, он излагает ради лучшего построения своей речи в нескольких изречениях свои взгляды. Заметьте здесь, какую связь это имеет с предшествующим. Сказав раньше об естествах и ипостаси, он тотчас, понуждаемый дерзостью и страстью, без всякой связи перескакивает к иконам и первообразам, чтобы тем ясно показать, что все его сочинение с начала до конца направлено к поруганию вместе со священными символами нашей веры всего домостроительства Христа Спасителя нашего и даже к отвержению самого Христа. Раз начав преследовать такую цель, он делается настойчив, сурово и строго выполняет план своего сочинения. Он пользуется общим определением, чтобы дать вид, что ведет речь об образе вообще, – чрез это оставаться вне подозрения для многих, а между тем говорит о том, что он задумал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

Здесь в Никее, Константинополе, Эфесе и Халкидоне состоялись все семь Вселенских соборов , сформулировавших основы христианского вероучения. Здесь творили величайшие богословы – святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, святители Феофил Антиохийский, Мелитон Сардийский, Ириней Лионский, Мефодий Олимпийский, Григорий Чудотворец, Амфилохий Иконийский, святители Прокл, Флавиан, Герман, Тарасий и Никифор Константинопольские, святители Григорий Палама и Марк Эфесский, преподобные Ефрем Сирин, Роман Сладкопевец, Максим Исповедник, Феодор Студит, Симеон Метафраст и Симеон Новый Богослов, церковные историки Сократ и Созомен. Здесь епископствовал и совершал чудеса милосердия святитель Николай Чудотворец, здесь прославился щедрой благотворительностью праведный Филарет Милостивый, здесь совершал свой жизненный подвиг праведный Иоанн Русский. Беседу с епископом Подольским Тихоном (Зайцевым) подготовили сотрудники пресс-службы Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата 9 ноября 2011 г. скрыть способы оплаты Комментарии о.В. 28 ноября 2011, 16:27 Думаю, очень уместным было бы изложить маршрут паломничества, дополнив его видефильмом с коментариями.Это могло бы стать замечательной базой для знакомства с Православием. о.В. Татьяна Асеева 27 ноября 2011, 16:19 Владыка! Я прошу прощения за обращение к Вам не совсем по теме. Визания и ее памятники интересуют меня не только как общечеловеческие христианские святын, но и с точки зрения возможности принять участие в их реставрации, способствуя этим их сохранности. В телевизионной передаче " Академия " канала " Россия-К " , посвященной культурному наследию Византии, Ольга Сигизмундовна Попова, автор передачи, отвечая на вопрос о состоянии христианских памятников, сказала, что сейчас готовится группа реставраторов для отправки в Ливан с целью реставрации храмов, включая также и живописные работы. В связи с этим я хотела бы узнать, может ли стать членом этой группы мой внук, художник, окончивший в этом году живописное отделение Петербургской Академии художеств (Институт им. И.Е. Репина). Сам он не смог к Вам обратиться, так как занят на реставрационных работах в Крестовоздвиженском храме в пос. Воздвиженское, Сергиево-Посадского района. Ему поручено создание образов Евангелистов (академическая роспись). До этого он уже имел опыт росписей в г. Киржач и в Ростове Великом.

http://pravoslavie.ru/49755.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Русская Православная Церковь под управлением митрополитов 988 — 1589 К оглавлению Русская Митрополия в Киевский период (988—1240 гг.) Канонический статус Русской Православной Церкви как Митрополии Константинопольского Патриархата был определен при Крещении Руси святым равноапостольным Владимиром (36). Первым Митрополитом Киевским и всея Руси был святитель Михаил, по прозванию Сирин (сириец) (37). Затем Митрополитом Киевским, вероятно, стал Преосвященный Феофилакт, перемещенный в 990 г. из митрополии Севастийской (в Армении) (38). Следующим Митрополитом некоторые церковные источники называют Преосвященного Леона (или Леонтия), занимавшего Киевскую кафедру в 992—1008 гг. (14, с. 282). Вслед за ними, по русским источникам, за период до монголо-татарского нашествия, следуют 24 Митрополита: Иоанн I (1008—1035), Феопемпт (1037—1043), Кирилл I (1043—1046), Иларион (1051—1053), Ефрем (1055—1061), Георгий (1062—1072), Иоанн II Продром (1077—1088), Иоанн III (1088—1089), Николай (1097—1104), Никифор I (1104—1121), Никита (1122—1126), Михаил II (1127—1145), Климент (Смолятич; 1147—1155), Константин I (1156—1158), Феодор (1161—1163), Иоанн IV (1164—1166), Константин II (1167—1170), Михаил III (ок. 1171—1181), Никифор II (1182— 1197), Гавриил, Матфей (ок. 1210—1220), Дионисий, Кирилл II (1224—1233), Иосиф (1237—1240) (14, с. 285—289). Все они, за исключением двух, были посвящены в Константинополе, но не все они были греками. Епископы русских епархий преимущественно были по происхождению русскими (предполагают, что среди них были и выходцы из Болгарии). Митрополит Макарий за первые сто лет русской иерархии, по прямым летописным указаниям, называет только трех епископов-греков (39). Иначе и не могло быть. «В первые века истории Русской Церкви епархиальные епископы избирались на местах, причем право выбора принадлежало князьям (в епархиях, принадлежащих тому или иному удельному княжеству) или народному вечу (как это было в Новгороде начиная с середины XII в.). В том и другом случае избирались русские епископы» (40, с. 6).

http://sedmitza.ru/lib/text/436357/

Скачать epub pdf О святителе Никифоре, патриархе Константинопольском, Исповеднике Предисловие Во святых отец наш Никифор Исповедник, сначала асикрит, стал впоследствии монахом, а затем патриархом Константинопольским. Он занимал кафедру при императорах Никифоре, Ставракии и Михаиле Рангаве до 815 г., согласно Мелетию Афинскому (Церковная история. Т. 2. С. 259). На этой кафедре он был непосредственным преемником божественного Тарасия, председателя VII Вселенского собора. С патриаршего престола св. Никифор был свержен иконоборцем Львом Армянином. Память св. Никифора празднуется 13 марта и 2 июня. Смотри «Синаксариста» на эти дни. Во святых отца нашего Никифора Константинопольского, исповедника 37 правил из церковных постановлений, как его собственных, так и бывших с ним святых отцов, в переложении на простой язык 414 Правило 1 Если по незнанию выстирали святой антиминс, то он не теряет своей святости и из-за стирки не становится нечистый 415 . (Апост. 73; VII Всел. 7.) Правило 2 Второбрачного не венчают 416 , но подвергают епитимии, лишая причащения на два года, а троебрачного – на три. (Неокесар. 7.) Правило 3 Тот, кто останется в церковном притворе по необходимости и ненадолго, не заслуживает осуждения. Но если он проведет в нем долгое время, пусть его изгонят оттуда, наложив епитимию, а положение церкви будет восстановлено, т. е. она не станет обыкновенным домом, не отличающимся от прочих. (VI Всел. 97.) Правило 4 Следует принимать милостыню, которая подается за души умерших без завещания и не распорядившихся своим имуществом, однако если при этом они сами при жизни стремились и хотели, чтобы за них подавали такую милостыню, проще сказать – если они хотели подавать милостыню 417 . Правило 5 Если Благовещение выпадет на Великий четверг или Великую пятницу, то мы не согрешим, если разрешим тогда пост на вино и рыбу 418 . (Апост. 69.) Правило 6 Пресвитер, возведенный в игумена, может поставлять чтеца и иподиакона в своем монастыре. (VII Всел. 14.) Правило 7 Если кто-либо провел в распутстве 419 20 лет или даже больше, а затем совершил дела добродетели, то его не должно рукополагать во священника, поскольку священное – чисто и неоскверненно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Arhiva Slujirea preoeasc a monahilor la mnstirile de maici 28 decembrie 2018 23:00 Документ утвержден на заседании Священного Синода от 28 декабря 2018 года ( журнал 129 ). В соответствии с утвержденным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2017 года «Положением о монастырях и монашествующих» в женских монастырях «Исповедь совершается духовником или священниками, назначаемыми епархиальным архиереем, предпочтительно из числа белого духовенства». При этом современная практика знает немало случаев, когда указанные обязанности возлагаются на монашествующих пресвитеров. Настоящий документ призван ответить на некоторые вопросы, возникающие при назначении монашествующего клирика для служения в женском монастыре. Канонические и святоотеческие основания Канонические постановления Соборов и святых отцов, относящиеся к служению и пребыванию иеромонахов в женских обителях, направлены на то, чтобы оградить жизнь монашествующих от смущения и соблазна. Так 20 правило VII Вселенского Собора гласит: «Да не живут во едином монастыре монахи и монахини, потому что соводворение дает посредство к прелюбодеянию. Да не имеет дерзновения монах с монахинею или монахиня с монахом беседовати наедине. Да не спит монах в женском монастыре, и да не яст монахиня вместе с монахом наедине». 47 правило Трулльского Собора повелевает «не спать — ни женщине в мужском монастыре, ни мужчине в женском: ибо верные, а особенно монахи, должны быть выше всякого соблазна и преткновения, и устроять и управлять жизнь свою сообразно с благоприличием и благоприступанием к Господу». Помимо канонических правил некоторые указания даются и в авторитетных святоотеческих памятниках. Так, святитель Никифор Исповедник, Патриарх Константинопольский, сурово осуждает молодого иеромонаха, дерзнувшего совершать богослужения в женском монастыре: «Монахини не должны причащаться у молодого монаха-пресвитера, когда таковый служит и причащает». Святитель Василий в «Правилах, кратко изложенных в вопросах и ответах» рассуждает о соотношении полномочий игумении и пресвитера. Она указывает на то, что клирики не вправе давать какие-либо указания сестрам без ведома игумении: «Если пресвитер прикажет что-нибудь сестрам без ведома старицы [игумении]; то в праве ли негодовать на сие старица [игумения]? Ответ. И очень» (111 краткое правило).

http://patriarchia.ru/md/db/text/5333067...

Глава 7. Патриарх Фотий Святитель Фотий, патриарх Константинопольский , политический деятель, ученый и богослов, – едва ли не одна из самых крупных фигур византийского периода истории Церкви. Дата его рождения неизвестна, а умер он около 890 года. Он был родом из богатой и знатной семьи и получил блестящее образование. Карьера его началась на государственной службе в самых высоких сферах; известно, что он путешествовал с дипломатической миссией ко двору арабского халифа. Неизвестно, преподавал ли он официально в Константинопольском университете, но ученики у него были, и дом его был центром оживленной интеллектуальной жизни столицы. В 858 году Фотий, еще будучи мирянином, был возведен на патриарший трон, пройдя за шесть дней последовательно через все низшие степени священства от чтеца до епископа. В том, что мирянин был избран патриархом, не было ничего необычного – история знает много таких случаев (Тарасий, Никифор, Амвросий Медиоланский ). С самого начала патриаршество Фотия было отмечено смутами и беспорядками. Сторонники патриарха Игнатия, предшественника Фотия, считали его узурпатором. В 859 году в Константинополе состоялся собор, созванный для осуждения игнатиан, и они, воспользовавшись правом апелляции к папе римскому (на основании Сердикского собора), стали требовать созыва другого собора, который и состоялся в 861 году. Этот собор, на котором присутствовали папские легаты, признал избрание Фотия законным. Оба собора 859–861 годов остались в истории под названием Перво-второ-го собора. Когда легаты вернулись в Рим со своими новостями, папа Николай дезавуировал их и объявил решения собора незаконными (863 год). Так состоялся первый формальный раскол между Востоком и Западом. В 862 году, еще до раскола, Фотий написал папе письмо, в котором проповедовал необходимость широты взглядов. В письме обсуждалась ситуация в Болгарии, где в то время процветала миссионерская деятельность, которую вели конкурировавшие между собой византийские и западные миссионеры. В связи с этим Фотий изложил свои взгляды на законность местных обычаев, которые, по его мнению, заслуживают уважения постольку, поскольку они не нарушают единства веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

31-е Положение пояса пресв. Богородицы Кроме ризы пресв. Богородицы сохранился между христианами в честный пояс ее, который во успении Божией Матери ею самою вверен был ав. Фоме, потом, как пишет Никифор Каллист, передаваем был между верующими, так же как и риза ее, преемственно от одного к другому. В V веке, в царствование Аркадия, сына Феодосия Великого, честный пояс Богородицы перенесен из Иерусалима, а по мнению иных из Зилы, в Царьград, и положен в драгоценном ковчеге, за царскою печатию, в константинопольском Влахернском храме, построенном во имя Богородицы благочестивою Пульхериею, сестрою Феодосия Младшего (408–450). В IV в. Иосиф Студит написал канон на день положения пояса, с акростихом или краегранесием: «крепостию мя твоею опояши чистая Дева». В Х веке честный пояс Богородицы прославлен был особенным знамением, бывшим от него. Греческая царица Зоя, супруга императора Льва философа I (886–912), долгое время страдая от болезни, получила однажды во сне откровение, что она немедленно выздоровеет, если возложен будет на нее пояс пресв. Богородицы. Царица объявила о сем видении императору в патриарху: тогда священный ковчег был открыт, и пояс, найденный совершенно невредимым, распростерт руками патриарха над больною, которая действительно получила исцеление от недуга. После сего всенародно принесены и были благодарственные молитвы Господу Богу и пречистой Его Матери за дарованную милость, и пояс с торжеством опять положен был в ковчег, в котором прежде хранился; в воспоминание же чуда, бывшего от него над больною царицей, установлен в начале X века праздник в честь преблагословенные девы Богородицы: положение честнаго пояса пресв. Богородицы, 31 августа. Российская Церковь , приняв от греческой сие благочестивое установление, совершает также празднество в похвалу преблагословенной Девы Марии, прославляя в честном ее поясе и залог благословения и утверждения православных царств. В песнопениях богослужебных в этот день Церковь прославляет пояс Богоматери, как кивот освящения верующим, священное ограждение, источник исцелений. Апостол и евангелие на Литургии в день Положения пояса Богородицы те же, что и в день положения ризы ее. И вообще песнопения в честь пояса Богородицы во многом очень сходны с песнопениями в честь ризы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Святитель Кирилл Александрийский Жизнь Св. Кирилл является одной из крупнейших фигур в истории Церкви, блестящим богословом и иерархом, которому принадлежит главная заслуга в преодолении ереси Нестория, подготовке и проведении Ефесского Собора 431 г. (III Вселенского). Христологические формулировки св. Кирилла легли в основу догматических вероопределений этого Собора, однако впоследствии их использовали Диоскор и монофизиты, отвергшие Халкидонский Собор 451 г. (IV Вселенский). Учение св. Кирилла стало «знамением пререкаемым», а его незаурядная личность – предметом многовековых споров, возобновлявшихся с новой силой в разные эпохи. Св. Кирилл был племянником Феофила Александрийского. Он родился в Александрии и получил блестящее классическое и богословское образование. Согласно преп. Исидору Пелусиоту , св. Кирилл некоторое время жил вместе с монахами в пустыне близ Пелусиона (Письмо 1, 25). К 403 г. Кирилл уже был диаконом; в этом качестве он сопровождал своего дядю в Константинополь, где принимал участие в Соборе «Под дубом», осудившем св. Иоанна Златоуста . Неприязнь к Златоусту осталась у него надолго: в 417 г., когда Константинопольский архиепископ Аттик восстановил имя св. Иоанна в диптихах, Кирилл, тогда уже архиепископ Александрийский, решительно осудил его поступок, сказав, что не считает возможным причислить к числу иереев «отпавшего от священства мирянина Иоанна» (Никифор Каллист. Церк. ист. 14, 28). Однако в 418 г. он внял совету своего друга преп. Исидора Целусиота и вписал имя Иоанна Златоуста в александрийские диптихи, а на Ефесском Соборе 431 г. ссылался на его сочинения. После смерти Феофила главным кандидатом на Александрийскую кафедру был архидиакон Тимофей. Однако народ предпочел ему племянника почившего, и 12 октября 412 г. св. Кирилл стал архиепископом египетской столицы. Избрание Кирилла не было случайностью. В IV-V вв. в Александрийской Церкви власть почти регулярно передавалась от дяди к племяннику: после св. Афанасия архиепископом стал его племянник Петр, который был дядей Феофила; последнему наследовал его племянник Кирилл, который, в свою очередь, был дядей следующего епископа – Диоскора. К моменту интронизации Кирилла между Александрией и Константинополем существовало давнее противостояние: в свое время Петр Александрийский боролся против св. Григория Богослова и рукоположил Максима-циника на его место; Феофил боролся со св. Иоанном Златоустом и добился его низложения; впоследствии Кирилл добьется низложения Константинопольского патриарха Нестория, а Диоскор на «разбойничьем соборе» 449 г. низложит Константинопольского Флавиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Скачать epub pdf Ноябрь Никифор, архиеп. Константинопольский, свт. Слово в защиту православной веры и святых икон/Пер. И.Д. Андреева; под ред. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1900. Т. 3. 11. С. 129144 (1-я пагин.). (Начало.) —129— на лжесоборе. Между тем, поскольку всё это было не угодно Богу, Он благоволил собраться второму Никейскому, седьмому вселенскому святому собору, составление которого было устроено рассудительно и согласно церковному обычаю тогдашними архиереями. Павел, выше названный архиерей Византии, видя, что архиереи старого Рима и прочих престолов не признают его архиерейства, подвергают его анафеме и низложению, отказался от священного сана и явившись к царям, как об этом свидетельствуют многие и доселе существующие очевидцы, смело сказал: «вот до ныне я жил с неправою совестью, а теперь всем вам я объявляю, что, в виду господства ереси и анафематствования между прочими престолами, я не могу быть вашим епископом». Сказав это, он немного спустя объят был болезнью и подвергся смерти. 5 . После него возведенный на святительский трон блаженной памяти Тарасий, выступил пред тогдашними царями, синклитом и всем народом столицы с таким заявлением: «если я не получу удостоверения в том, что состоится вселенский собор из епископов как находящихся в городе, так и прочих престолов, для исправления нового заблуждения в Церкви, то я не приму патриаршества». Получив такое удостоверение от всех, он был рукоположен во архиерея. И с Божиею помощью он достиг своей цели: собор был составлен законно и по канонам из епископов и местоблюстителей, причем были доставлены соборные послания от архиереев прочих престолов. Определение, составленное собором, было принято во всей вселенной, – с ним были согласны и императоры. И это определение не должно быть переисследуемо. Как про- —130— чие шесть святых вселенских соборов изложили свои определения и никто им не противоречил, а тогдашние цари, следуя решениям епископов, принимали и утверждали их, причем никто из правомыслящих после провозглашения их не возбуждал сомнения, но все христиане принимали провозглашенное, как запечатленное Духом Святым: так было и с названным седьмым собором, и по божественной благодати провозглашенное им определение было принято во всех пределах, – притом оно возобновляло и подтверждало древнее, прежде существовавшее в Церкви, предание и не вводило ничего своего и нового. Посему по справедливости это соборное определение должно всячески храниться христианами и вне всякого сомнения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010