5 . Но кто достойно оплачет душевную гибель людей, отметающих веру, или представит страдания преследуемых за истину? По-моему этого не следует обходить молчанием, чтобы все знали от какого корня какие происходят произрастания. Те, о которых речь, постыдные и презренные по жизни. Обуреваемые страстями и растленные по душе, с умом превратным и удобопреклонным ко злу, даже доселе как это часто бывает во многих делах, оставались в неизвестности. Обман и лицемерие затеняли еще их злонравие. Впрочем от некоторых, кои, благодаря долговременному обращению, знали их деяния, это не укрылось. Не будем говорить о другом, о чем можно слышать от видевших и говоривших, – почему, например, и ради каких других и неблаговидных деяний они, будучи прежде мирянами, превратились в монашеский образ, чтобы незаметно добиться священства и церковных степеней. Отсюда необходимо было, чтобы люди, имевшие нечестивые и достойные порицания нравы, приобрели сообразные с ними и мнения касательно веры, ибо обычно слово соответствует делам, так что одно указывает на другое. Затем они возлюбили пустую славу и её добиваются более всего. И замыслы их для некоторых стали видны и ясны, как скоро они пойманы были в произнесении таких слов, что, если бы потребовалось, они продали бы и самую душу, лишь бы иметь доступ пировать в царских палатах, надеясь обжираться там. Таковы были главным образом их виды и намерения; ибо ничтожные люди, плотоугодники и невоздержные, обжоры, привязанные к сибаритским трапезам, как какие наемники и паразиты, получают плату чревом, их же бог чрево и слава в сраме их ( Филип. 3:19 ). Рабы чрева и пленники плотских удовольствий, они подчиняются плотским желаниям и кормятся кушаньями от казны, тучно упитываемые. И действительно, помышляя плотское и живя по плоти, они, сгибая колена, поклоняются господину чреву, как другому Ваалу. И отсюда эти несчастные получают плату за грех. Они доходят до такой порочности, что в новшествах веры находят удовлетворение своих страстей, презирая таким образом страх Божий и заповеди, в угоду чреву и глотке и (земным) властям, как думают, которых они предпочитают, как написано, радовать своими пороками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

Технические копии священных изображений в Византии Единственным способом тиражирования святых образов в Византии была чеканка их на монетах и изготовление оттисков печатей Единственным способом тиражирования святых образов в Византии была чеканка их на монетах и изготовление оттисков печатей. О том и другом святые отцы говорят вполне уважительно. В первой статье уже приводились цитаты из творений защитников иконопочитания преподобного Феодора Студита и святителя Никифора о печатях , поэтому только кратко упомянем их. Преподобный Феодор Студит нередко использовал в качестве примера печать и ее множественные «механические» оттиски для объяснения, кому воздается поклонение в иконе . Константинопольский патриарх Никифор на примере множественных оттисков одной печати доказывал неизменность образа Христа: «…так как Христос един, то едина по виду и икона Его, и изображения Его одинаковы , исходя всегда от одного первообраза подобно тому, как, например, от одной печати получается много оттисков . И хотя по различию времени и условий места они и отличаются несколько по виду и форме и умножаются, но печать остается той же самой» . Моливдовул (свинцовая вислая печать). Мануил I Комнин. Византия, 1143–1180 гг. Государственный Эрмитаж. Инв. М-7905. Аверс: Иисус Христос. Реверс: император Мануил      Сказанное означает, что умножение несовпадающих образов (создание оригинальных характ и ров, по В.С. Кутковому) в глазах святителя не является достоинством художников, но всего лишь извинительно в силу человеческой немощи. В другом месте святитель Никифор прямо пишет, что от мастерства живописца зависит только степень достижения подобия образа первообразу, а отнюдь не сакральный статус иконы, как уверяет В.С. Кутковой . От мастерства живописца зависит только степень достижения подобия образа первообразу, а отнюдь не сакральный статус иконы О достоинстве образа на монете святитель Никифор свидетельствует неоднократно. Так, в своем Втором опровержении он упрекает императора-иконоборца примером Христа, «повелевшего чтить изображение кесаря».

http://pravoslavie.ru/147477.html

Церковь мучеников Преподобный Максим Исповедник      «С первого дня своего существования Церковь была, есть и будет мученической. Страдание и гонение является для Церкви Божией атмосферой, в которой она непрестанно живет. В разные времена и гонение это бывало различным: иногда — явным и открытым, иногда — скрытым и вероломным», — писал сербский богослов преподобный Иустин (Попович). Вплоть до VII века тысячи христиан претерпевали притеснения и гонения в Персидской империи. Мученический венец приняло множество епископов и священнослужителей, а еще больше простых мирян — мужчин и женщин. Немало мучеников пострадало и в других языческих странах, например в Готфских землях. Готфские мученики      С особой изощренностью православных преследовали ариане. Так, в V веке в Северной Африке от захвативших эти земли вандалов, исповедовавших арианство, было убито шестьдесят два священника и триста мирян. От еретиков-монофелитов пострадали преподобный Максим Исповедник и два его ученика. Им отрубили правые руки, чтобы они не могли писать в защиту Православия, и всех троих отправили в ссылку, где они вскоре и скончались. Жестокое гонение на православных предпринимали императоры-иконоборцы . Особенно пострадали в эти дни монахи, мужественные защитники православного учения о святых иконах. Историк описывает надругательства над православными при императоре-иконоборце Константине V: «Многих монахов умертвил ударами бичей и даже мечом и бесчисленное множество ослепил; у некоторых обмазывали бороду спуском воска и масла, подпускали огонь и таким образом обжигали лица их и головы; иных после многих мучений отсылали в изгнание». Пострадал от этих гонений святитель Никифор, патриарх Константинопольский. Двум братьям-монахам Феофану и Феодору на лице выжгли оскорбительные стихи (за это братья получили прозвания Начертанных). В начале VII века в Аравии возник ислам и стремительно завоевал Ближний Восток и Северную Африку. Немало христианских мучеников пострадало от них. Так, в 845 году в Аморрее за отказ отречься от Христа приняли смерть сорок два мученика.

http://pravoslavie.ru/104485.html

Богобоязненные родители воспитали Никифора в благочестии, целомудрии и страхе Божием. Святой Никифор изучил Священное Писа ние и получил хорошее светское образование. Он занял при дворе должность своего отца, а в царствование Льва IV Хазара (775–780) стал советником императора. На Седьмом Вселенском Соборе в Никее в 787 году святой Никифор от имени Константина Порфирородного и царицы Ирины выступил в защиту святых икон. Он оказал существенную помощь святым отцам Собора в их победе над еретикамииконоборцами и в утверждении православного догмата о почитании святых икон. Через несколько лет после Никейского Собора святой Никифор отверг суетную мирскую жизнь и удалился в уединенное место при Босфоре Фракийском, где впоследствии построил храм и основал монастырь. Много лет святой Никифор совершал иноческие подвиги, хотя еще не принял монашеского пострига, После смерти святителя Тарасия († 806; память 25 февраля), Патриарха Константинопольского, святой Никифор был избран на Константинопольскую кафедру. Он принял монашество и был рукоположен в сан пресвитера, а в день Святой Пасхи возведен на патриарший престол. Святитель Никифор мирно управлял Константинопольской Церковью до вступления на императорский престол иконоборца Льва V Армянина (813–820), во время правления которого вновь началось гонение на святые иконы. Император потребовал созвать Собор и опровергнуть постановления предыдущего Собора, утвердившего иконопочитание. Он собрал в Константинополь епископов и игуменов монастырей. Противники иконоборческой ереси были брошены в темницы, а затем сосланы. На их места император поставил еретиков, ранее отлученных от Церкви. В это трудное для Церкви время святитель Никифор. остался верным учеником Христовым. Всеми своими силами он старался вразумить императора, утвердить в правой вере христиан, оградить Православную Церковь от ереси. Поборник благочестия, он был для верующих примером добродетельной жизни и преданности учению святых отцов Церкви. Однако Лев V не внял наставлениям святителя. В 815 году он созвал еретический собор, который предал анафеме Патриарха Никифора, а также его предшественников Святейших Патриархов Тарасия (784–806) и Германа (715–730). Святитель Никифор был сослан в монастырь, а затем на остров Проконнис (ныне Мармара в Мраморном море) в монастырь во имя святого великомученика Феодора.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Через восемь дней после рождения Никита лишился матери. Отец мальчика Филарет отдал сына на воспитание своей матери, а сам принял монашеский постриг. Бабушка воспитала внука в христианском благочестии, дала ему необходимое образование. С юного возраста Никита посвятил себя служению Богу. Сначала он был пономарем в храме, изучал Священное Писание , а затем стал жить в послушании у благочестивого отшельника Стефана. Получив у него достаточное наставление, преподобный Никита, по совету Стефана, отправился в Мидикийский монастырь, основанный (по другим источникам восстановленный) преподобным Никифором († 814; память 4 мая). Мидикийский монастырь находился недалеко от города Бруссы, близ горы Олимп, на северо-востоке Малой Азии. Святой Никифор постриг преподобного Никиту в монашество. Вскоре преподобный Никита превзошел всех иноков обители смирением и послушанием. Через семь лет он, по благословению настоятеля, принял сан пресвитера. Рукоположение совершил святитель Тарасий, Патриарх Константинопольский (784–806, † 806; память 25 февраля). Когда преподобный Никифор стал очень стар и болен, он поручил преподобному Никите управлять Мидикийским монастырем. Святой Никита с усердием исполнял возложенное на него послушание; заботился о спасении душ вверенных ему духовных чад, примером своей добродетельной жизни умножал число братии в обители. Многие годы он неустанно трудился, благоустраивая монастырь и утверждая в нем правила строгого благочестия. После смерти преподобного Никифора иноки просили святого Никиту быть их игуменом. Патриарх Константинопольский Никифор, преемник святителя Тарасия, преподал на это свое благословение. Господь наделил Своего угодника даром чудотворения: он исцелял бесноватых, больных, немых. Однажды, по молитве преподобного Никиты, исцелился немой от рождения отрок – он получил дар речи. Уже на склоне лет Господь избрал преподобного Никиту быть защитником православного учения о почитании святых икон. В царствование византийского императора Льва Армянина (813–820) возобновилась иконоборческая ересь и вновь началось гонение на святые иконы и их почитателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В силу отсутствия харат и ра любые изображения ангелов (в виде человека, животных, огненных колес и т. д.) условны, но допустимы (если соответствуют Св. Писанию и Преданию). Святитель пишет: «Будучи совершенно просты и несложны, не ограничиваемые пространством ввиду своей бестелесности, они, однако, начертываются и изображаются. Находясь в общении с нами, они передают нам дары и благодеяния промыслительного и попечительного смотрения» . В Св. Писании Ветхого и Нового Завета имеются многочисленные свидетельства того, что ангелы являлись людям в разных видах, исполняя свое служение Богу, пишет свт. Никифор. «Так как для плотских глаз святые ангелы невидимы, то они созерцались в различных видах, сообразно с символами поручаемых им служений ; так же они и изображались и начертывались до сего времени христианами. Так как ангелы святы и суть служители божественного величия то и иконы их досточтимы и святы ; мы воздаем им (ангелам) подобающее почтение, испрашиваем их святых молитв, потому что верим и знаем, что славословия и благодарения, молитвы и прошения наши возносятся ими к Богу…» Таким образом, ангелы на иконах не имеют тождества с прототипом ни по природе (сущности), ни по ипостаси (в отличие от икон Христа и святых подвижников за исключением случаев, когда ангел на иконе имеет собственное имя, например, Гавриил, Михаил и др., т. е. указание на ипостась), а только по своим служениям, т. е. действиям (энергиям). 5. Икона заимствует благодать и силу первообраза Обращаясь к опыту почитания образов в Ветхом завете, свт. Никифор напоминает об изображениях херувимов на крышке ковчега, среди которых Яхве обещал являться Моисею и пишет: «Между тем для нас и для всех людей, имеющих страх Божий, и наученных поклоняться и почитать святыни, из писаний Моисея и боговдохновенных речений ясно, что живописуются и изображаются даже ангелы. И среди этих образов (δι τν εκνων), как святынь, является Бог. “И познан”, говорит, “буду тебе оттуду” (Исх. 25:22) . Вследствие этого [образы] поклоняемы и святы. Если же изобразимы существа премирные и близкие к Богу, то ясно, что и силы, стоящие ниже, могут быть изображаемы и в начертаниях могут быть христианами поклоняемы и почитаемы, как святыни » . Здесь святитель объясняет святость икон (искусственных образов) сакральным статусом изображений херувимов в Скинии Завета, но прямо не говорит, что образы исполнены благодати.

http://bogoslov.ru/article/6193123

5 . В стихах седальна 658 автор сравнивает горести, претерпеваемые Варлаамом от путешествия с мёртвым телом, с аналогичной ситуацией, имевшей место со святителем Никифором, Патриархом Константинопольским (IX в.): «...терпя смрад и всяку скорбь от мертвого тлесе, якоже Никифор, великий патриархъ, от разбойника, умершаго в вертпе» 659 . Надо заметить, что такого факта в современном издании Жития патриарха-исповедника Никифора в редакции святителя Димитрия Ростовского мы не обретаем 660 . Нами была проделана определённая работа с целью отыскать источник этих житийных сведений, на которые в XVII в. мог бы опираться Сергий Шелонин. Но, увы, агиографические материалы того времени, посвящённые патриарху Никифору, которые нам удалось просмотреть, параллели интересующему нас сюжету не содержат. Речь идёт об известных в книжности Древней Руси двух кратких проложных текстах, посвящённых этому константинопольскому святителю, которые позднее вошли в Великие Минеи Четьи митрополита Макария. Это тексты Памяти святого (читается под 2 июня) и Сказания о перенесении мощей (читается под 13 марта). Также и две Службы патриарху Никифору, приуроченные к тем же датам и вошедшие в печатные Минеи XVII в. 661 , не содержат интересующего нас сюжета о страданиях святителя от тела «разбойника, умершаго в вертпе», упомянутых Сергием Шелониным. Можно предположить, что автор Канона ошибся. Вместо имени Никифора следовало назвать имя святителя Мефодия, Патриарха Константинопольского (847), в Житии которого имеется схожая ситуация. Святитель во времена гонений действительно был заключён в гробной пещере с двумя разбойниками, однако о каких-либо мучениях «от мертвого тлесе» в его житии также не говорится 662 . Таким образом, для установления агиографического источника, который в XVII в. мог быть использован Сергием Шелониным, необходимы дальнейшие разыскания. Это сравнение подвига Варлаама с аналогичным деянием святителя Никифора ценно для нас последующим замечанием, раскрывающим тайну продолжительности плавания преподобного Варлаама. Как мы упоминали выше, эта очень важная информация в Житии оговаривается лишь общей фразой: «дондеже оное мертвое тело тлению предастся». Канон восполняет необходимые исторические подробности, касающиеся продолжительности Варлаамовых хождений. Оказывается, что эту епитимию преподобный нёс в течение трёх лет. «Но онъ (Никифор. – Игум. М.) убо три месяцы, ты же три годы, дóндеже мртвое тело изгни до конца, и тако паки земли предаде» (седален) 663 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из внешнего подобия (схожести) изображенного (образа) и изображаемого (первообраза, прототипа, архетипа) следует тождество их имен: «Так как Слово усвоило домостроительно страдания тела и так как тело это называется телом Бога Слова, то и икона и подобие Его пресвятого тела относятся к Нему, как Ему собственные. Усвоенная таким образом, икона, принимая имя, общее обоим естествам, называется омонимически с первообразом » . Из внешнего подобия образа и первообраза и тождества их имен следует также тождество чести или бесчестия: «Подобие естественно ведет за собой одинаковость имени; название одно и то же: царем называется и царский портрет». Икона и первообраз «подобны по виду и различны по существу. Так как икона (образ) принадлежит к числу предметов соотносительных, то она прославляется, когда прославляется первообраз, и наоборот, подвергается бесчестию , когда он бесчестится» . 3. Бог изобразим на иконе по ипостаси Сына Божия Святитель утверждает, что на иконе Христа по сходству с первообразом (по человеческой природе Спасителя) изображается не простой человек, но Сам Логос, Слово Божие, Вторая ипостась Св. Троицы. При этом не происходит разделения Богочеловека Иисуса Христа на Человека и Бога: «…Мы утверждаем, что живописец скорее соединяет (чем разделяет), когда он изображает видимое и во всем нам подобное тело, как тварь: не уменьшая и ничего не отделяя от Христа, он в мысли и относительно соединяет – естества ли это или иное что, и запечатлевает единение. Получается не только видимый человеческий образ Христа и оживляется воспоминание вследствие сходства с первообразом ; но даже Слово , хотя Оно неописуемо и неизобразимо по [божественной. – В.Н. ] природе Своей, невидимо и совершенно непостижимо, вследствие того, что Оно ипостасно и неделимо, одновременно вызывается в нашей памяти » . 4. Изобразимость ангелов и святость их икон Свт. Никифор подробно объяснил почему на иконах можно изображать ангелов , которые не имеют характ и ра (образа) . Последнее не делает их неописуемыми так же как Божество: «Ангелов хотя и можно назвать неописуемыми, но не вполне: они описуемы (περιγρφονται – ограничены) по началу своему, ибо и они начали существовать; а то, что начало существовать, несвободно вполне от ограничения. Затем будучи тварями, они ограничиваются Творцом. Но, будучи духами, ангелы и пребывают в духовных пространствах, а не определяются телесно или чувственно . Не имея тела и вследствие этого лишенные вида, величины и телесного образа, они, конечно, не могут быть заключены в чувственном пространстве» . Тем не менее «святые ангелы начертываются и изображаются» .

http://bogoslov.ru/article/6193123

Через 30 лет благочестивый император Феодосии Великий (1395) построил в Константинополе храм в честь святых мучеников, а святитель Герман, Патриарх Константинопольский (память 12 мая), будучи еще иеромонахом, написал в память и похвалу святым братьям-мученикам канон. Преподобных братьев Алфановых, Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, Новгородских (Службу зри 4 мая) Тропарь, глас 1: Послушаша Господня гласа,/добрии рачители бывше,/благий Его ярем на ся вземше,/усердно понесосте/ и постничества путь достигше,/преподобнии отцы, святии чудотворцы,/воини Небеснаго Царя Христа,/Никито, Кирилле, Никифоре, Клименте и Исаакие,/сего ради от Вседержительныя десницы/венцы неувядаемыми увязостеся, и Небесною славою одеястеся,/ и чудотворении обогатистеся,/темже и о нас молити не престайте,/да получим вечных благ,/мы же сице взываем:/слава Давшему вам к подвигу крепость,/слава Венчавшему вас,/слава Дающему вами всем исцеления. Кондак, глас 8: Благодать приемше исцелением,/простираете здравие сущим в болезнех,/преподобнии отцы и чудотворцы славнии,/Никито чудне, и Кирилле блаженне, и Никифоре пречестне,/Клименте святе и Исаакие преподобне,/но молитвами вашими противных шатание разорите,/и болезни наша исцелите,/ и грехов прощение испросите,/да благодарне воззовем вам:/радуйтеся, великому Новуграду похвала и утверждение. Преподобные братья Никита, Кирилл, Никифор, Климент, Исаакий Алфановы (Сокольницкие) Преподобные братья Никита, Кирилл, Никифор, Климент, Исаакий Алфановы (Сокольницкие) жили в XIV веке в Новгороде; они проводили праведную жизнь и основали Сокольницкую обитель. Как сообщают летописи, «на Сокольей горе поставиша церковь древяну святого Николу и монастырь устроиша» в 1389 году. Праведные братья Алфановы были в родстве с известным по летописям Яковом Анфалом или Алфаном, который убежал на Двину, спасаясь от преследований за сношения с Москвой. Праведники братья подверглись бедам по родственной связи с Яковом, тяжкими скорбями невинного страдания очистившись для блаженной вечности. В «Сказании» о святых братьях описаны чудеса, происходившие после их кончины от мощей. Празднование их памяти положено 17 июня и 4 мая (в связи с пожаром, истребившим Сокольницкую обитель, мощи преподобных братьев были перенесены в Антониев монастырь 4 мая 1775 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После того, как святые Феофилакт и Михаил просияли добродетельным житием своим и укрепили вверенный их попечению монастырь, Патриарх Тарасий, который знал о многих их достоинствах по прежней дружбе и высоко ценил их способности к духовному водительству паствой, посвятил обоих в епископский сан. Святой Михаил был послан епископом в Синад, а святой Феофилакт поставлен епископом в Никомидии. Возглавляя Никомидийскую Церковь , святитель Феофилакт проявил исключительную заботу о спасении вверенной ему паствы. Он построил несколько храмов, больниц и странноприимных домов, ежедневно творил неисчетную милостыню нуждающимся. Святитель Феофилакт участливо опекал сирот, вдов и больных. Он сам служил больным, немощным, калекам; обходя богадельни и улицы города с сосудом теплой воды, святитель Феофилакт своими руками омывал раны страждущих, не гнушаясь даже прокаженных. Когда императорский трон занял иконоборец Лев V Армянин (813–820), иконоборческая ересь вспыхнула с новой силой. Преемник святителя Тарасия Патриарх Константинопольский святой Никифор (806–815; † 828; память 2 июня) созвал верных Православию и преданных ему епископов: Емилиана Кизикского, Евфимия Сардийского, Иосифа Фессалоникийского, Евдоксия Амморийского, Михаила Синадского и святителя Феофилакта Никомидийского. Святитель Феофилакт вместе с этими епископами и Патриархом Никифором отправились к императору Льву Армянину, которого долго увещевали отвратиться от ереси, покаяться и прекратить гонение на православных, почитающих иконы. Император остался глух к доводам святых отцов, обличавших ересь. Когда же он высказал свое враждебное к Православию отношение, святитель Феофилакт предсказал императору: «Я знаю, что, оскорбляя Божие долготерпение и пренебрегая своим спасением, ты противишься древнему преданию святых отцов и смущаешь Церковь . Но, подобно буре, настигнет тебя внезапно лютая пагуба. Впоследствии это пророчество сбылось. Лев Армянин, преисполнившись ярости, осудил епископов на заточение в различные места: святого Патриарха Никифора – на остров Проконнис (в Мраморном море), святителя Михаила Синадского – в Евдокиаду, других в иные места, а святителя Феофилакта в приморский город Стровул в Карий (юго-западная область Малой Азии). Там святитель Феофилакт провел в утеснении и скорбях остальное время своей жизни, около тридцати лет, и преставился ко Господу 8 марта (около 842–845).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010