Первоиерарх Русской Церкви прославился и как великий святитель, и как известный политический деятель своего времени. Он активно участвовал в государственной жизни Московского княжества, содействуя князю Василию в объединении разрозненных русских княжеств в единое государство. Причем слово святителя имело большую силу, и его авторитет для князя Василия был непререкаем. Надо сказать, что, имея такое влияние на князя, митрополит Иона старался не слишком часто посещать княжеские покои, но если видели, что старец-митрополит отправился к князю, то было понятно, что стране грозит какая-то внутренняя или внешняя опасность. В спокойное же время святитель любил предаваться уединению и молитве. Это был великий подвижник, кроткий и незлобивый. Он прославился даром прозорливости и чудес. Святитель исцелял больных, он всегда заступался за обиженных и помогал неимущим, ревностно насаждал благочестие и искоренял дурные привычки и обычаи. Большую заботу проявлял святитель в отношении западнорусских епархий, старался своими посланиями и грамотами оградить в них Православие от влияния униатства. Вся жизнь святителя была целенаправленной и напряженной. Тридцать лет святитель Иона управлял Русской Церковью, охраняя ее независимость. 31 марта 1461 года митрополит Иона скончался. В год кончины владыки ему была уже написана служба известным агиографом Пахомием Логофетом. В 1472 году (через 11 лет) в Успенском соборе были открыты мощи святителя и установилось местное почитание и празднование ему. В 1547 году митрополит Иона был причислен к лику святых и ему было установлено торжественное общецерковное празднование 31 марта/13 апреля (в день кончины) и 27 мая/9 июня (день перенесения его мощей). В 1596 году патриарх Иов установил празднование святителю Ионе в Соборе Московских святителей – 5/18 октября. Церковное предание свидетельствует, что во время Отечественной войны 1812 года страшное видение ужаснуло французов у гробницы святителя Ионы: чудотворец предстал пред нею с поднятою, как бы грозящею рукой. Поэтому его серебряная рака и при ней подсвечник остались нетронутыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

При богослужении во дни, посвященные памяти св. Алексия митрополита, в обители, где почивают чудотворные его мощи, на малом входе во время литургии выносят Евангелие, рукописанное самим святителем, в знак благоговения к его св. трудам 1574 , и читается над болящими для их исцеления 1575 . Благоговение к мощам св. Алексия митрополита русские летописи представляют особенно в лицах царского дома 1576 . Дни св. Ионы митрополита Его преставление 15 (28) июня Первосвятитель Иона, Всероссийский митрополит (1449–1461), родился в пределах Костромы, в селении близ Солигалича, от благочестивых родителей. С юности своей Иона имел расположение к уединению и трудам монашеского жития. Подобно св. Петру митрополиту, он 12-ти лет принял пострижение иноческое и смиренно нес подвиги послушания сначала в галичском, потом в московском Симоновом монастыре, укрепляя себя молитвою и чтением Божественных книг. Митрополит Фотий, посетив однажды Симоновскую обитель и увидев там юного инока Иону, мирно спящего и персты десной руки имеющего согбены как бы для благословения, с удивлением смотрел на его кроткое и величественное лице, расспрашивал о нем архимандрита и предрек, что этот юноша будет первым святителем земли Русской 1577 . Действятельно, за благочестивую и добродетельную жизнь преподобный Иона по благословению Божию, избранию Собора и желанию великого князя Василия Васильевича Темного, в 1433 году возведен был на степень архиепископа Рязанского и Муромского. Здесь святитель Иона утверждал и распространял прав. веру между косневшими еще в язычестве финскими племенами, жившими в пределах древней Рязани. Между заслугами Ионы, епископа Рязанского, особенно замечательно то постоянное предстательство его пред мятежным и жестоким князем Дмитрием Шемякою за детей ослепленного им великого князя Василия Васильевича. Шемяка убедил Иону принять на свою ответственность детей Темного и привезти из Мурома, где их укрывали, в Москву, дав обещание помириться с великим князем и осчастливить его детей. Но Шемяка не сдержал своего слова и отослал их в Углич в заточение. Тогда св. Иона был неусыпным обличителем неправд Шемяки и вынудил его освободить слепца с детьми из заточения 1578 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Блаженнейший Митрополит всея Америки и Канады Иона рассказал о принципах миссионерской работы 4 мая 2009 г. 10:12 В субботу 2 мая в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете состоялись Свято-Иннокентьевские чтения , посвященные святителю Иннокентию (1797-1879), Митрополиту Московскому и Коломенскому, апостолу Америки и Сибири, в которых принял участие Предстоятель Православной Церкви в Америке Блаженнейший Митрополит всея Америки и Канады Иона . Чтения открылись приветственным словом ректора Свято-Тихоновского университета протоиерея Владимира Воробьева . Он подчеркнул, что их проведение приурочено к приезду в Россию Блаженнейшего Митрополита Ионы и посещению высоким гостем ПСТГУ. Отец Владимир отметил, что личность святителя Иннокентия, которого можно назвать апостолом Америки, является объединяющей фигурой для Русской и Американской Православных Церквей. Также отец ректор рассказал, что нынешнего Предстоятеля Американской Православной Церкви знают в ПСТГУ очень давно: будущий Митрополит приезжал сюда в 90-е годы, когда был еще мирянином. В ответном слове Предстоятель Американской Православной Церкви сказал, что очень рад снова посетить Свято-Тихоновский университет, встретиться с отцом ректором, преподавателями и студентами вуза. В своем докладе, посвященном святителю Иннокентию, Блаженнейший Иона проанализировал миссионерские принципы, которыми в своей деятельности должен руководствоваться христианский проповедник. Первый основополагающий принцип, подчеркнул Предстоятель Асмериканской Церкви, — это молитва: «И когда мы служим в Церкви, и когда мы занимаемся миссионерством, следует много и глубоко молиться». Другой важнейший принцип, лежавший в основе служения святителя Иннокентия, — это необходимость глубоко уважать и любить людей, к которым миссионер послан с проповедью Евангелия. Нельзя смотреть на них свысока, недооценивать их. Святитель Иннокентий говорил об этом 150 лет назад, и это очень важно для нас и сегодня, подчеркнул Блаженнейший Митрополит Иона.

http://patriarchia.ru/db/text/636244.htm...

Недоставало только Архиепископа Новгородского Ионы, который не задолго пред тем, по рукоположении, был отпущен из Москвы, и Тверского Епископа Илий, к которому святой Иона неоднократно посылал с требованием его в Москву 71 . На сем Соборе, прежде всего Архиепископ Ростовский и прочие владыки письменно обязались соблюдать свою верность Митрополии Московской. В своей грамоте они писали: «все мы поставлены в соборной церкви Пресвятыя Богородицы в Москве, у гроба Святителя и Чудотворца Петра, все при своем поставлении обещались быть неотступными от соборной Московской церкви Пресвятыя Богородицы и от нашего Митрополита. Потому и теперь повторяем обещание никогда не отступать от них и во всем повиноваться своему Митрополиту, а от пришедшаго из Рима Григория, и именующаго себя Митрополитом, не принимать никаких грамат и не иметь с ним никаких совещаний 72 ». Потом Собор издал от себя воззвание к Литовским епископам и всему духовенству с убеждением не принимать Григория, и быть верным святому Ионе: «Тот Григорий, писали они, не истинный Митрополит, но ложный; он принес с собою граматы от Папы и от лжепатриарха Григория, в которых нашего Иону Митрополита Киевскаго и всея Руси называют отщепенцем и отступником: но сами они отступники от православия, основаннаго на учении Апостольском и Святых Вселенских Соборов» 73 . В то же время и сам святой Иона писал к епископам Литовским, и к князьям и боярам. Напоминая епископам об отпадении Исидора от православия, он показал, что и Григорий, именующий себя Архиепископом Константинопольским, подобно Исидору, изменивший православию, не может присвоять себе прав патриаршеских, а потому и Митрополит Григорий, ученик Исидоров, поставленный лжепатриархом, не может быть правильным Митрополитом. «А я, писал святый Иона, поставлен соборне, на основании священных правил, не от двух, или трех, не от пяти епископов, но от всех архиепископов и епископов здешняго православнаго самодержства господина и сына моего Великаго Князя». Увещавая пребывать верными православию, святой Иона продолжал: «сколько раз Константинополь подвергался бедствиям от Болгар и Персов: но доколе соблюдал он православие, дотоле каждый раз избавлялся от опасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

5, 1, 2). (Прот. Г. Дьяченко). Пятнадцатый день Поучение 1-е. Св. Иона, митрополит Московский (Уроки из его жизни: а) должно служить Богу, б) помогать несчастным и в) любить свое отечество) I. Cb. Иона, митрополит Московский, память коего Св. Церковь совершает в настоящий день, с юных лет возлюбил уединение и труды монашеского жития. Еще 12 лет он поступил в один из монастырей Костромской области, и потом продолжал иноческие подвиги в московском Симонове монастыре. Однажды митрополит Фотий, посетив Симонов монастырь и обходя церкви и службы монастырские, нашел в пекарне спящего с кротким, величественным видом Иону и, заметив, что персты десной руки его сложены как бы для благословения, сказал окружающим, что этот юный инок некогда будет первым святителем земли русской. Действительно, определение Божие о высоком служении Ионы в свое время постепенно приходило в исполнение. Избранием собора иерархов, утвержденным великим князем, св. Иона был возведен в сан епископа Рязанского и Муромского, потом в 1448 году он был поставлен на кафедру митрополии всероссийской. Во время святительства Ионы, с завоеванием турками Константинополя в 1453 году, совершилось окончательно падение греческого царства. Православная восточная Церковь, подавленная и уничиженная дикими выходцами Азии – поклонниками Магомета, могла находить единственную поддержку только в православной России. Первосвятитель русский горячо принял к сердцу скорбь православных востока: он делал воззвания ко всем князьям, епископам и всему православному христианству России оказывать вещественную помощь для облегчения участи страждущих христиан востока и искупления плененных турками. Так св. Иона в самое благопотребное время поддержал готовую прерваться нить того союза отечества нашего с православной восточной Церковью, который впоследствии, чрез ряд веков, охраняемый Промыслом Божиим, послужил залогом спасения угнетенных рабством христиан востока, помощью и оружием России. Ревностно поддерживая православие, св. Иона питал в сердце своем глубокое чувство любви к отечеству.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Житие св. Ионы, часто встречающееся в рукописях, составлено, вероятно, в половине XVI-ro столетия. Оно напечатано в Степенной Книге Ч. II. стр. 69–97. Дополнением к нему, при составлении сего жизнеописания, служили современные летописи и акты, изданные Археографической Комиссией. Святой Иона родился близ Солигалича, ныне уездного города Костромской губернии, в селении, которое, по прозванию отца его, благочестивого Феодора Одноуша, называлось Одноушевым 1 . Год рождения св. Ионы неизвестен: но вероятно он родился в последней четверти XIV столетия 2 . Еще в юности он пожелал оставить дом родительский. Двенадцати лет постригся в одном из монастырей земли Галичской, которыми она была богата 3 . Из неизвестной Обители Промысл Божий вскоре перевел его в столицу Отечества и Церкви, для которых назначил его быть светильником. Иона перешел в Московский Симонов Монастырь 4 . Основанная, по благословению преподобного Сергия Радонежского, Обитель сия славилась святостию жизни своих первых настоятелей: Феодора, племянника Сергиева, в последствии архиепископа Ростовского, и Кирилла, в последствии игумена Белоезерского. Святой Иона еще застал здесь иноков, которые хорошо помнили и неизменно хранили их правила и учреждения. Между ними известны: Варфоломей, строитель (эконом) Симонова монастыря, Иоанн Златой и Игнатий иконник. Собственная ревность Ионы к подвигам иноческим скоро сдружила его с сими благочестивыми старцами, а их наставления и пример воспитали в нем самом строгого подвижника. Подобно им, он неуклонно стоял за исполнение правил монастырских, и, не выходя из границ послушания, с дерзновением напоминал новым настоятелям о преданных святыми предшественниками их правилах благочиния монастырского 5 . А сам подвизался в непрерывных трудах, пощении, молитве и чтении слова Божия, проходя разные иноческие послушания. – В сих подвигах дух его возрастал и совершенствовался столь быстро, что прозорливому оку и в простом послушнике можно было провидеть будущего великого Пастыря Церкви Российской. Жизнеописатель святого Ионы повествует, что в один раз Митрополит Фотий, посещая Симонов монастырь и обходя церкви и службы, нашел в пекарне монастырской инока Иону спящим. Он не потревожил покоя хлебопекаря, на лице которого изображалось изнурение трудами телесными и духовными; но, заметив, что держит он на голове своей руку, как бы сложенную на благословение, тут же сказал окружающим его, что сей Иона будет великим святителем в земле Русской, приведет многих неверных к Богу истинному и наконец будет поставлен пастырем и учителем самому царствующему граду – Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

  Православные праздники 4 октября — Обретение мощей свт. Димитрия, митр. Ростовского (1752). 7 фактов о святителе Димитрии Ростовском Жития святых святителя Димитрия Ростовского Святитель Димитрий Ростовский и его «Руно орошенное» Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (1651-1709 гг.) был ревностным христианином, развивал православное образование, основал Славянскую-Греко-Латинскую школу в Ростове, боролся с невежеством, пьянством, раскольничеством и католицизмом, написал множество житий святых. В 1752 г. произошло обретение мощей Димитрия, его мощи почитаются чудотворными. Православные праздники 5 октября — Прор. Ионы (VIII в. до Р. Х.). Иона, неправильный пророк Значение имени Иона Пророк Иона: 40 изображений  Ветхозаветный пророк, жизнь которого описана в «Книге пророка Ионы», один из первых проповедников Единобожия среди язычников. Услышав призыв Господа проповедовать покаяние в городе Ниневия, Иона попытался скрыться от этого призвания за морем, попал в кораблекрушение и был проглочен китом на три дня и три ночи. Раскаявшись и взмолившись, Иона оказывается выброшен на берег. Он принимает призвание и начинает проповедовать покаяние в Ниневии, жители города каются и обретают веру в Бога. Православные праздники 6 октября — Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Иоанн Креститель (Предтеча) Родители Иоанна Предтечи, священник Захария и праведная Елизавета, до преклонного возраста были бесплодны, что считалось бесчестьем у евреев. Праведные супруги много молились и их молитвы были услышаны, во время службы в храме Захарии явился ангел и возвестил ему о рождении сына, «который будет велик пред Господом… и многих сынов Израилевых обратит к Господу Богу их».   — Прославление свт. Иннокентия, митр. Московского (1977). 8 таких разных московских святых Святитель Иннокентий Вениаминов (1797-1879 гг.) был миссионером в Русской Америке и Дальнем Востоке, крестил тысячи аборигенов-язычников, строил храмы, школы, боролся с эпидемией оспы, создал алфавит алеутского языка, участвовал в присоединении к России Амурского края, с 1868 г. митрополит Московский. 6 октября 1977 г. причислен к лику святых.

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

Великому князю Василию пришлось продолжать борьбу с сыновьями его, особенно одним из них – Димитрием Шемякой. После смерти Герасима святитель Иона отправился для посвящения в Константинополь, но опять запоздал: тем временем Патриарх Иосиф посвятил на русскую Митрополию Исидора († 1462, в Риме), по всей видимости, грека или болгарина, впоследствии униата, который в 1438 году подписал решения Флорентийского собора и за это был низложен паствой с Московского престола. В 1448 году Собор русских епископов на основании 1 Апостольского правила и 4 правила Никейского Собора, по примеру времен князей Киевских Ярослава и Изяслава, определил посвятить Иону в Митрополита всея Руси. 15 декабря на святителя Иону возложили митрополичий омофор и вручили ему посох святителя Московского Петра. Новопоставленный митрополит счел нужным объяснить законность своего поставления и составил соответствующие послания ко всем православным русским христианам, к киевскому князю Александру Владимировичу и ко «всему купно литовско-галицкому христолюбивому людству», убеждая содействовать воссоединению Русской Митрополии под властью одного Митрополита. Старания святителя Ионы увенчались успехом, хотя и не вполне; король польский и великий князь литовский Казимир (согласившийся на избрание Ионы еще в 1448 году) вручил ему в 1451 году «столец Киевский и всея Руси», сохранив независимой от него галицкую половину Киевской митрополии. Получив в 1451 году грамоту от короля, святитель Иона поставил наместником в Киеве старца Михаила, но и сам неоднократно посещал западную половину своей Митрополии. После падения Константинополя (1453) колебания греков в сторону унии с Римом прекратились, так что святитель Иона вступил в дружественные сношения с Патриархом Константинопольским Геннадием Схоларием. Святитель Иона был ревностным архипастырем, старавшимся всемерно насаждать в пастве своей глубокое и искреннее благочестие, искоренять пережитки язычества и дурные нравы. К новгородцам, например, после того, как предложил наставление о пагубе вражды (убеждая их прекратить заведенные у них кулачные и палочные бои), святитель Иона писал: «Как сладко, дети мои, покаяние! Оно – корень жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» Митрополит Иона (Паффхаузен) " decoding="" title="" Митрополит Иона (Паффхаузен): «Промысл Божий направляет меня в жизни» Митрополит Иона (Паффхаузен) В Избранное Митрополит Иона (Паффхаузен), епископ Русской Православной Церкви Заграницей на покое, бывший в 2008–2012 годах предстоятелем Православной Церкви в Америке с титулом Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады, любезно согласился поделиться с читателями портала «Православие.ру» своим духовным опытом и воспоминаниями: о встречах со старцами Кириллом (Павловым) , Ефремом Аризонским , о чудесной помощи святителя Иоанна Шанхайского и великомученика Димитрия Солунского . – Владыка, вы приняли Православие в 19 лет, совсем юным. Что способствовало этому? – Я был крещен в Епископальной церкви. Когда-то эта церковь была довольно близка к Православию, признавала Таинства. Но в 1976 году они пошли против собственных канонов и начали рукополагать в священники женщин. Я встретил двух-трех таких женщин-священников в Лос-Анджелесе. Это было не очень приятно. Точнее, ужасно. Они, по-моему, сами плохо понимали, кто они теперь: женщины или мужчины. Одна из них хотела, чтобы я называл ее «батюшка», «отец». И я просто не мог больше оставаться в этой церкви. Как-то в книжном магазине, куда я часто заходил, наткнулся на книгу «Очерк мистического богословия Восточной Церкви» профессора Владимира Лосского . Я открыл первую страницу и увидел фразу: «Всякое богословие мистично, поскольку оно являет Божественную тайну, данную Откровением». И я знал, что это правда. Понял, что у меня нет выбора: я должен стать православным. Стал искать православный храм . Посетил несколько и нашел единственную церковь Казанской иконы Пресвятой Богородицы Московского Патриархата в Сан-Диего . Это были 1970е годы. В те времена в Америке было совсем немного людей, принимавших Православие. Служил в этой церкви священник-мексиканец, отец Рамон Мерлос. Он и его матушка имели докторские степени, были профессорами. Отец Рамон преподавал лингвистику и служил в храме. Он принял меня в 1978 году в Православие . Я познакомился с приходом: две русские бабушки с кошкой, которую они всегда носили с собой, несколько палестинцев, румын и американцев.

http://azbyka.ru/way/mitropolit-iona-paf...

Предстоятель Православной Церкви в Америке посетил Тверскую епархию 22 января 2011 г. 18:39 21 января 2011 года Блаженнейший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады Иона , находящийся с поездкой в Русской Православной Церкви, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла посетил Тверскую епархию . На границе Тверской области Предстоятеля Православной Церкви в Америке встречали архиепископ Тверской и Кашинский Виктор , заместитель губернатора Тверской области П. Поляк. В ходе поездки в Тверскую епархию Блаженнейшего Митрополита Иону сопровождали епископ Дмитровский Александр , епископ Питтсбургский и Западно-Пенсильванский Мелхиседек (Православная Церковь в Америке), представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Закхей (Вуд) . Блаженнейший Митрополит Иона посетил тверскую Епархиальную православную общеобразовательную среднюю школу имени святителя Тихона Задонского. Высокого гостя встречали директор Епархиальной школы протоиерей Леонид Водолазский, учителя и ученики. Митрополит Иона вместе с сопровождающими его гостями посетил домовую церковь в честь святителя Тихона Задонского, где были исполнены величания святителю Тихону, тропарь праздника Богоявления. В заключение в актовом зале школы для высоких гостей состоялась концертная программа. Затем Митрополит Иона поклонился святыням Твери: в Воскресенском кафедральном соборе чудотворной иконе Пресвятой Богородицы «Выдропужская» и честным мощам преподобноисповедника архимандрита Сергия (Сребрянского), в соборе «Белая Троица» мощам преподобного Макария Калязинского, в соборе Вознесения Господня мощам священномученика Фаддея (Успенского). В Вознесенском соборе архиепископ Тверской и Кашинский Виктор подарил Митрополиту Ионе икону с частицей мощей священномученика Фаддея. Блаженнейший Митрополит Иона также посетил храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и Свято-Екатерининский женский монастырь. В Тверском епархиальном управлении Предстоятель Православной Церкви в Америке осмотрел домовой храм в честь святых Двенадцати апостолов, архиерейскую приемную, епархиальную библиотеку, рабочие кабинеты. В завершение поездки архиепископ Виктор вручил Митрополиту Ионе, епископам Мелхиседеку и Александру памятные панагии, архимандриту Закхею памятный наперсный крест. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1391144.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010