25 октября. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Что значит что вы мне желаете добра в пути? – Ничто не угрожает мне путем, кроме некоторых слухов, которых не почитаю основательными» (Письма преподобному Антонию. С. 279. 346). 26 октября. Резолюция на прошении вдовы дьячка о побуждении ее сына к оказанию пособия для замужества дочери: «Как второй сын недавно на месте, то, может быть, и не в состоянии оказать значительной помощи для брака сестры. Есть ли брак действительно устрояется, Попечительству выдать для сего десять рублей серебром в пособие, а в консисторию сообщить для побуждения и другаго брата оказать посильное пособие» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 82. 9756). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву) о хозяйственных делах Лавры (Письма преподобному Антонию. С. 279. 347). 27 октября. Резолюция на письме настоятеля Коломенского Троицкого Новоголутвина монастыря, сообщающего о дерзком поведении монастырского иеромонаха Ионы, удаленного от священнослужения: «Что Иона бранит меня, то я ему прощаю. Братии надо сказать, чтобы сим не смущались, что говорит, кажется, не столько Иона, сколько его болезнь. От священнослужения без важных причин удалять его не должно, а есть ли есть важныя причины или опасения, то надобно представлять обстоятельно» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 90. 9776). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Что не доставляют мне печатной проповеди? Неужели пошлют из Москвы в Лавру, чтобы из Лавры прислать ко мне в Москву? Или Вы думаете, что она улучшится от дороги, как портер от провоза по морю?» (Письма преподобному Антонию. С. 281. 348). 28 октября. Письмо А. Я. Булгакову: «...можно было рассмеяться, как папа морит бывшего униата холодом, не разочтя, что воссоединение произошло летом, или по уверенности, что в России можно замерзнуть и летом. Здесь клевета ознаменована местью глупого, а более хитрого злостию, усиливаясь поссорить с Россиею союзников, – но на Бога правды упование царя нашего имаше» (Письма о духовной жизни. 2008. С. 69).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

– 142-е, св. Ефрема, о кончине мира. Изобразив нестроения земли, проповедник говорит: «убоимся, ибо предсказанные знамения сбываются, и уже мало остается пашей жизни и века. Кто хочет спастись, подвизайся в смирении, воздержании и милостыне. Доколе есть время покаянию, потщимся жить в добродетели. Если же казнимые не каются, то еще большие томления и вечные муки ожидают их» 511 . Учение о войне, как наказании за грехи, приобретает убедительность тогда, когда подтверждается несомненными доказательствами. Так напр. Иосиф Волоколамский в день поражения турок под Оршею, 1514 г. 8 сент., сказал: «ныне, за грехи наши, под Оршею побито много православных». Война, как и ссора, может быть следствием неразумных поступков, ошибок. Единственное и вполне практичное утешение относительно монгольского владычества подали два святителя – соименники. По случаю двукратных нашествий на Россию хана Мазовши и произведенных им опустошений, Иона митрополит московский и Иона архиепископ новгородский, святые, обещали испросить у Бога освобождение России от татарской власти, предсказали разорение Орды, распространение русского царства и самодержавие великих князей. Они высказали эти утешительные истины, оправданные опытом, великому князю Василию. Какое побуждение хранить в чистоте веру, как оплот государственного величия, особенно когда иноземные нравы поучения колеблют ее! В этих утешениях открывается перст Провидения, направлявший бедствия России ко благу ее, и величайшее из них, владычество монголов, к самодержавию России. Это владычество, причинившее много бед, было врачеством, живою обличительною проповедью разделений России; оно же и исцелило ее от этого недуга. Покровительствуя духовенству, стоявшему за московских князей, и обольщаясь их богатством, ханы содействовали уничтожению уделов и развитию царской власти. Когда Орда выполнила свое назначение, исцелила Русь от междоусобий, утвердила самодержавие, она тотчас распалась, по предсказанию соименных святителей. Действительно, со времени Uoahha III , приобретшего все права на звание русского государя, Орда слабеет и Русь возвышается.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

К Богу молитвами твоими, отче, мирно житие даровати молися/и укрепи отечество и все православие;/да тобою от злых избавляемы,/почитаем честное твое пренесение, Петре прехвальне. Богородичен: Наслаждающеся, Пречистая, Твоих дарований,/благодарственное воспеваем пение,/ведуще Тя Богоматерь. Песнь 6 Ирмос: Божественное сие и всечестное/совершающе празднество,/Богомудрии, Богоматере,/приидите, руками восплещим,/от Нея рождшагося Бога славим. На смирение наше свыше милостивно назирай, верно тебе присно славящих,/и молися, всякия скорби избавити,/тебе тепла предстателя к Богу, святителю, стяжавшия. Селение явился еси прекрасно Духа Святаго,/богодохновенными учении твоими обильно питая словесная твоя чада./Отнюдуже и по преставлении спребываеши любящим тя, святителю. Богородичен: Поем, Дево Богомати, паче естества рождество Твое и Твою нетленную чистоту,/ибо из Тебе дивно сочтася девство и рождество нетленно, Богоневесто. Ин Ирмос: Молитву пролию ко Господу/и Тому возвещу печали моя,/яко зол душа моя исполнися,/и живот мой аду приближися,/и молюся, яко Иона:/от тли, Боже, возведи мя. Аще и преставился еси от земных, святителю,/но жив в Вышних со Ангелы Богу предстоиши./Поминай нас, честное твое пренесение присно славящих. Блажени родителие, иже тебе родившии,/Блаженно же и место, еже тебе воспитавшее,/блажен же и преблажен и град,/иже тебе такова учителя стяжавый, Петре преславне. Не терпиши, святителю, прочее время под землею сокровен быти/темже и всем себе являвши,/яко да всех твоим явлением освятиши, блаженне. Богородичен: Вседержительною силою носяй всяческая,/немощною плотию из Тебе одеяся, Дево Пренепорочная,/на благодеяние человеков, Человеколюбец. Кондак, глас 8: Яко врача преизрядна и источника чудесем обильна,/ днесь сошедшеся любовию, духовная твоя чада,/в пренесение честных мощей твоих,/архиерею Петре, молим тя:/моли Христа Бога даровати честным твоим пренесением/верному воинству нашему на враги победительная,/да твоими к Богу молитвами находящих зол избавльшеся,/радостною душею и веселием сердца/благодарная ти воспоем, глаголюще:/радуйся, отче Петре, архиереев и всея Российския земли удобрение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На тот же долг свой учить указывает Симон митрополит 25 . Митрополит Даниил говорит в одном месте: “Хотя я сам окаянен, но не смотря на то всем должен писать и говорить о благочестии” 26 , “и я хотя недостоин, но, сколько позволяют силы мои, должен проповедовать учение Божественное всем, соображаясь с нуждами каждого, пасомого мною, и самое служение моё должно быть обращено ко всем” 27 . “При всей своей греховности я трепещу и ужасаюсь, и очень боюсь того, чтобы даже от малого небрежения моего порядок церковный и вообще жизнь христиан не пришли в расстройство и не были соблазном для людей”. По этой причине “моему окаянству необходимо иметь большую осторожность, много советников хороших, много друзей верных, не любящих мира и того, что в мире” 28 . “Я сам весьма нуждаюсь в хорошем наказании, и если бы я мог уединиться и укрыться от служения, в котором нахожусь теперь и которое выше моих сил, я сам бы тогда сильно полюбил наказания, полезные душе моей; но долг мой теперь наказывать других” 29 . Сознавая собственную обязанность проповедовать слово Божие, верховные пастыри Русской Церкви указывали на эту обязанность и другим современным им святителям русским. Митрополит Фотий, вручая настольную грамоту Герасиму, епископу Владимирскому на Волыни, между другими обязанностями говорит и об обязанности его учить православный народ Евангельским заповедям и закону христианскому, и заблудших наставлять на путь спасения 30 . Митрополит Иона шлёт в Тверь настойчивое послание, в котором, описав бедствия русских от нашествия татар, благословляет епископа Илию, чтобы он “докучал твёрдо, по своему святительскому долгу, и убедил Тверского князя идти против татар с князем Московским” 31 . Много раз напоминал он Евфимию, Новгородскому епископу, о его святительском долге пещись о сохранении спокойствия в Новгороде 32 . После он напоминал литовским епископам о долге заботиться о сохранении Православия в западном крае 33 . Митрополит Филипп указывал не один раз Феофилу, наречённому епископу, не забывать своего долга увещевать новгородцев к покорности великому князю 34 .

http://pravmir.ru/russkaya-propoved-v-xv...

Хиротония епископа митрополитом Фотием, горячим приверженцем Василия II, произошедшая в обстановке неурядицы вокруг престолонаследия (так называемой «феодальной войны второй четверти XV века» между представителями московского княжеского дома), говорит о том, что митрополит делал сознательный выбор, посвящая человека не только достойного, но и проверенного. Не будь митрополит Фотий совершенно уверен в лояльности архимандрита Ионы к Василию II, симоновский монах не стал бы епископом. Отметим, что житие святителя Ионы свидетельствует о поставлении его в епископы Рязани «советомъ самодержца», то есть Василия II. Естественно, данное выражение в первую очередь представляет собой общепринятую формулировку, но нельзя сбрасывать со счетов возможности того, что при дворе Василия II действительно стремились влиять на замещение высших церковных должностей. Для оценки причин, позволивших владыке Ионе стать в начале 1430-х годов нареченным митрополитом всея Руси, необходимо также рассмотреть политическую обстановку, сложившуюся вокруг Рязанского княжества в годы епископского служения владыки. Известия о рязанской земле за вторую четверть XV века скудны. Однако политические силы, влиявшие на жизнь княжества, определяются достаточно четко. Условия, в которых владыка Иона начал архиерейское служение, оказались для него непростыми. Не позже 1427 года великим князем рязанским становится Иван Федорович (†1456). В этом году он заключает договор с великим князем литовским Витовтом . Согласно условиям договора, Иван Федорович признавал себя «служилым князем» Витовта, которому обещал «служити безъхитростно» и «быти заодинъ» (в том числе против внука Витовта – великого князя московского Василия II), а также не заключать ни с кем соглашений «без воли» нового сюзерена. Традиционно данное соглашение рассматривается исследователями в качестве попытки Ивана Федоровича использовать феодальную войну внутри Московского княжества и изменить внешнеполитические связи, заручившись поддержкой влиятельного соседа против притязаний Москвы на господство в Северо-Восточной Руси .

http://pravoslavie.ru/3702.html

е., что принцип разделения судебной власти и административной был и там. Составитель краткой записки выставляет даже, что пример древней отечественной Церкви был единственным основанием для комитета к принятию этого принципа. Он пишет: „история отечественной Церкви представляет примеры, что в прежнее время наши иерархи имели у себя особых наместников из лиц пресвитерского сана, предоставляя им производство суда. Так митрополиты Киприан, Фотий и Иона имели своих наместников в Киеве, и Новгородские архиепископы во Пскове, у митрополита Феогноста даже в Москве был наместник в пресвиторском сане, поставленный, еже рассуждати Божие люди и все церковные суды в правду, по священным правилам. В виду этих примеров комитет нашел возможным и в настоящее время предоставить производство духовного суда лицам, особо для сего избранным духовенством” (стр. 16). Итак, принцип отделения суда от администрации был еще при митрополитах Киприане, Фотии, Ионе и Феогносте, и пример этих митрополитов послужил для комитета единственным основанием к принятию этого принципа. – Как важно чувство меры во всем даже в вымыслах! На той же 45 странице записки сочинитель ее пишет: „в древней Русской церкви, как заставляют это признать определения московских соборов 1551, 1667 и 1675 г. (А. И. 1 155, А. Э. 204, П. С. З, 1412), духовный суд вообще принадлежал особо назначенным для сего лицам и установлениям, действовавшим с известною долею свободы и самостоятельности, так что приговор их имел законную силу, если не встречал возражений со стороны подсудимых”. Обращаемся опять к цитированным документам и в первом из них, именно в А. И. 1 155 читаем следующее: „По священным правилам всем святителем коемуждо в своем пределе, духовных пастырей, архимандритов и игуменов и игуменей и их сестер, и строителей, и весь священнический и иноческий чин, во всех духовных делех самим святителем судити.... А судити святителем самим, соборне по священным правилам коемуждо в своей области.... Святители в духовных делех сами соборне судят”.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Однажды святитель Иона, митрополит Московский, исцелил молитвою от смертной болезни дочь великого князя Василия Васильевича. Один человек не поверил чуду и говорил, что великая княжна не но молитвам святого исцелилась, а просто похворала, да и выздоровела. Святитель призвал не верившего и сказал ему: «Чадо, не сомневайся нисколько относительно исцеления княжны, ибо невозможное от человека, возможно суть от Бога. Княжна сверх чаяния выздоровела ради веры благочестивых родителей». Но хулитель не унимался. Чем же кончилось? По попущению Божию он внезапно упал на землю и сделался безгласным, а вскоре и душу изверже, яко дерзнув похулением искусити Духа Святаго. Наказание страшное. Но не постигает ли таковое и нынешних неверующих – хулителей великих дел Божиих? Да, постоянно постигает, кто, как не подобные хулители, то и дело умирают без покаяния? А разве это не то же, что и внезапная смерть? Конечно, то же, даже еще хуже, ибо нераскаянных грешников в будущей жизни ждет другая, несравненно горшая смерти телесной, – смерть вечная, смерть души, вечное разлучение с Богом, вечный мрак, вечное мучение (112, 657). В одном из городов ливанской Финикии был комедиант Гаий. Он, оскорбляя Пресвятую Богородицу, представлял Ее в театре. И вот явилась ему во сне Богородица и говорит: «Какое зло Я причинила тебе? За что ты издеваешься и поносишь Меня?» Пробудившись, комедиант не только не образумился, но еще более поносил Ее. Снова явилась ему Пресвятая Богородица и, вразумляя его, произнесла те же слова. Но и это не подействовало на несчастного. В третий раз явилась ему Пречистая с тем же вразумлением, но комедиант не подумал исправиться. Наконец, однажды, во время полуденного отдыха Она явилась ему и, не сказав ни слова, одним только перстом провела черту по его рукам и ногам. Проснувшись, он почувствовал, что у него отнялись руки и ноги и лежали без движения, как бревна... Всем показывал себя несчастный, громко исповедуя свое нечестие, за которое воспринял достойное возмездие, и то еще ради человеколюбия... (102, 63).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Вследствие этого выходили по управлению епархиальными делами злоупотребления, слух о которых доходил до Св. Синода. Без сомнения, Филарет в Синоде защищал своего друга по возможности. Но слухи были так настоятельны, что Св. Синод поручил экзарху Грузии, Ионе 70 , отправлявшемуся из Синода, наведаться о порядках управления преосвященного Гавриила. Экзарх удивлялся этим порядкам, и Св. Синод не замедлил дать знать об этом Гавриилу. Тогда преосвященный Гавриил обратился к митрополиту Московскому с письмом от 19 января 1827 г., в котором жаловался на условные силлогизмы Св. Синода, как он называл замечания Св. Синода. Митрополит Московский отвечает ему от 7-го апреля 1827 года. «Желаю вам великодушия, терпения и логики, согласной с логикою Св. Синода, – писал он другу своему и товарищу. «Не знаю я условных силлогизмов, которые присланы вам из Св. Синода; но не прогневайтесь, не поспешу я обвинить его в неправильном выводе последствий. Преосвященный Иона, путешествуя из Синода, изъявлял удивление вашим силлогизмам. Как вы хотите, чтобы я не поверил большинству голосов и пристал к одному голосу – судии в своем деле? Пословица тому, кого три человека называют пьяным, велит ложиться спать. А чье решение несколько человек признало погрешительным, тому надлежит бодрствовать над своими делами. Вот мое мнение и, если угодно принять, совет». Далее, указывая на главную причину жалоб на друга и товарища своего, святитель Московский пишет: «Посмотрите, нет ли ближе семян напастей. Писано: врази человеку домашние его. Сие слово не раз сбывалось над епископами, когда они очень близко себя окружают родственниками и без осторожности приемлют их советы и ходатайства. Имеяй уши слышати да слышит!» После этого упрека, очень ясного и сильного, святитель обращает внимание на другую слабую черту в характере преосвященного Гавриила, – на излишнее занятие его певчими: «Занимаетесь ли вы певчими по-прежнему? Желал бы я, чтобы вы уже наскучили и перестали. Пусть регент настраивает хор, а епископ распространяет дух гармонии в церкви, да будет вся она единым духовным хором и органом Божиим».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

442 ...князя Ивана Васильевича Оболенского Стригу... с ним князей царевичевых Даньяровых со многими татары. – Ο князьях Оболенских см. ниже. Даньяр (в других памятниках также «Айдар» и «Алдаяр») Касимович – видный полководец Ивана III, глава созданного при Василии II зависимого от Москвы татарского Касимовского (Мещерского) царства, участник походов на Новгород в 1471 и 1478 гг; важная роль «царева сына Алдаяра Касымовича своей земли Мещерьские и съ его царевичи и со князьями и съ его казаки» отмечена также в «Словесах избранных»; роль татарской рати отмечена и в новгородской повести. Даньяр возглавлял Касимовское царство до 1486 г. 443 ...на Волочек да по Мьстй. – Речь идет, очевидно, ο поселении Волок (Волочек) в Новгородской земле на месте, где судна переволакивались из Мсты в Мологу (по-видимому, на месте нынешнего Вышнего Волочка). Более крупное поселение с тем же названием, также формально принадлежавшее Новгороду, – Волок на Ламе (Волоколамск) – расположено значительно южнее фактической московско-новгородской границы 1471 г. и едва ли могло здесь иметься в виду. 445 ...преосвященных митрополит Фегнаста, и Киприана, и Фотия, и Ионы... – Имеются в виду митрополиты Феогност (1328–1353 гг.), Киприан (1377–1406 гг.), Фотий (1410–1430 гг.) и Иона (1448–1461 гг.). 448 ...за 20 лт до скончания седмыя тысящи... – Через двадцать лет после описываемых событий, в 1492 г. (семитысячном году от сотворения мира), на Руси ждали конца света. 450 ...поиде на них князь великий не яко на христиан, но яко на иноязычникъ и на отступникъ православья. – Этот мотив, настойчиво повторяемый в «Московской повести» ο походе 1471 г., имел для всего ее построения важное значение. Повесть была построена по схеме рассказов ο борьбе с «неверными»: враги «вопиют», бесятся «яко зври дивии», лают «яко пси», князь «скорбит», молится, «изливает слезы» и получает благословение от святителей на войну с «иноязычниками» (ср. «Летописную повесть ο Куликовской битве»). Сходные черты свойственны и «Словесам избранным». Однако некоторые затруднения московским публицистам доставляло то обстоятельство, что противниками в данном случае были единоплеменники и единоверцы, а в войске Ивана III важное место занимали татарские войска Данияра. Оправдание этому автор находил в том, что противники были «горе неврных»: «неврнии бо изначала не знаху Бога», а эти были христианами и «отступили».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е. 85 рублей 80 копеек. 4) Представление об увеличении числа священно-и-церковнослужителей на Амуре и о положении им окладов и проч. (Якутск, 2 декабря 1855 г.) Из сведений, какие по настоящее время имеются об Амуре; достоверно известно следующее: а) Число жителей там, не говоря о туземцах, собственно Русских и в настоящее время простирается за 5000 человек обоего пола; а на будущее лето оно без сомнения, еще увеличится. б) Самое большее число жителей (более 2500) находится в Николаевском посте, лежащем при устье реки Амура, как главном месте во всех отношениях. Около человек живут в Мариинском посте, отстоящем от Николаевского в 300 верстах вверх по Амуру; более 250 душ поселенцев в Новой Деревне, находящейся почти на средине между Николаевским и Мариинским; а остальные жители живут частью в Александровском посте (при заливе Кастри) в двух селениях, находящихся по реке Амуру и в Петровском зимовье, отстоящем от Николаевского к Аяну в 90 верстах. в) Настоящих церквей на Амуре еще нет ни одной нигде, кроме одной часовни в Петровском зимовье и двух подвижных церквей в Николаевском и Мариинском, последняя с Фрегата «Аврора». г) Священник в настоящее время находится там только один местный (Гавриил Вениаминов), имеющий местопребывание в Николаевском; и кроме него остался там на время с Фрегата «Аврора» иеромонах Иона, который, впрочем, по причине слабости своего здоровья, принял на себя только заведывание, живущими в Мариинском посте, отказавшись посещать даже живущих от него в 30 верстах поселенцев. И потому самая большая часть жителей, рассеянных на 300 верстах, должна оставаться пока в заведывании священника Вениаминова, (которому, впрочем, в случае необходимости предписано пригласить на время Удского священника). д) Причетник там находится только один в Николаевском; а кто исправляет должность причетника при иеромонахе Ионе, – мне неизвестно. И потому очевидно, что крайне необходимо и как можно скорее: 1) увеличить число священников и причетников на Амуре только для исправления обыкновенных обязанностей по приходам и 2) построить несколько церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010