Святитель Иона, митрополит Московский и всея России Святитель Иона родился в одной из деревень близ города Солигалича в Костромской земле. В 12 лет он принял монашеский постриг и долгое время прожил в московском Симоновом монастыре. Позднее, согласно пророчеству митрополита Фотия (1408–1431), он был рукоположен в епископа Рязани и Мурома (1433), где крестил многих язычников. По смерти митрополита Фотия Великий князь Василий Васильевич (1425–1434) созвал Поместный собор Русской Церкви. Его участники единодушно избрали митрополитом Иону, известного добродетелями и святостью. Он поехал в Константинополь, чтобы по обычаю получить от Константинопольского патриарха утверждение своего избрания. Но прежде чем Иона достиг места назначения, он узнал, что митрополитом Киевским был поставлен Исидор. Патриарх сказал Ионе, что уже поздно отказываться от этого назначения, но пообещал, что если Исидор умрет, Иона получит право на титул митрополита Киевского и всея Руси. Во время Флорентийского собора (1439) Исидор более всех выступал в пользу объединения Церквей – скорее из соглашательства, чем по действительному убеждению. В конце концов он вернулся на Русь в сане кардинала и с титулом «папский легат всех северных земель». Однако Великий князь и народ отвергли унию. Собор провозгласил решения Флорентийского собора несовместимыми с учением Православной Церкви и сослал Исидора в монастырь, после чего снова избрал Иону митрополитом Киевским (1448). Церковное общение с Константинополем было тогда прервано, а святитель Иона стал первым предстоятелем, поставленным без разрешения Константинопольского патриарха, и тем самым не по своей воле ввел автокефалию Русской Церкви. Митрополит Иона тесно сотрудничал с Великим князем Василием Васильевичем, чтобы упрочить власть Москвы над прочими русскими княжествами. Он заботился также, чтобы повсюду царили благочестие и чистота нравов. Будучи истинным пастырем, он учил народ, являя собой образец евангельских добродетелей. И Бог для созидания Своей Церкви наградил его дарами пророчества и чудотворения. Так, например, по его молитве исцелилась дочь Великой княгини, которая была на пороге смерти. Но благодать, обитавшая в нем, могла также покарать нечестивых: один человек, который осмелился кощунствовать, сомневаясь в чуде исцеления княжны, был внезапно поражен смертью.

http://pravoslavie.ru/60815.html

Для сего, по согласию с митрополитом всероссийским святым Ионою, Новгородский архипастырь поручил прибывшему со Святой горы ученому иноку Пахомию Логофету пересмотреть и написать некоторые жития святых. Кроме того до нас дошло несколько богослужебных книг, писанных по благословению архиепископа Ионы. Вскоре после возвращения из Москвы, митрополит всероссийский Иона прислал послание блаженному святителю Новгородскому. Чувствуя приближение своей кончины, митрополит Иона еще раз желал увидаться с Новгородским владыкой и насладиться его духовной беседой. Вместе с тем митрополит просил святого Иону, чтобы он принял лично участие в избрании достойного ему преемника и предал его самого погребению. Прочитав сие послание, святой Иона прослезился и воскликнул: — Великой благодати лишается ныне Москва, а вместе с нею и вся Русская земля. Однако, удрученный годами и болезнью ног, сам святой Иона не мог отправиться в Москву. Он послал святителю Московскому грамоту, в коей, утешая его, писал: — Не скорби, что нам нельзя повидаться теперь, ибо мы свидимся уже в той жизни, по отшествии из бренного тела. Радостно будет тогда наше свидание, ибо мы восприимем тогда мзду от Самого Начальника пастырей. Избрание преемника святой Иона предоставлял Господу и освященному собору: — Кого Дух Святой изберёт и благословит, того и я буду готовь принять! Святой митрополит Московский Иона преставился 31 марта 1461 года. Зная святость его жизни, святитель Новгородский поручил вышеназванному Пахомию Логофету составить канон. Вскоре после сего святитель Московский был причислен к лику святых. В 1462 году, по смерти Василия, на престол великокняжеский вступил сын его Иоанн III. Святой Иона отправился по делам в Москву к новому князю. Он напомнил ему о том, что предрёк еще его отцу, прибавив: — Не презрит Господь молитвы стольких угнетенных, он рассеет орду, но пусть государь пребывает в благочестии и твёрдо хранить заповеди Божии. В то же время святитель просил великого князя подтвердить прежнюю грамоту для Отней пустыни, чтобы сия обитель имела право суда.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Иже во святых отца нашего митрополита Московского и всей России (чудотворца). Св. Иона родился около Солигалича и 12 лет ушел в одну ближнюю обитель. Отсюда он перешел в Симонов монастырь, в Москву. Здесь он явился строгим охранителем монашеских уставов, за что подвергся гонениям. В 1431 г. за добродетельную жизнь и твердое знание учения Церкви св. Иона был поставлен епископом Рязанским. Уже в 1433 г. св. Иона был избран в митрополиты всея России, но по длинному ряду препятствий только в 1443 г. был посвящен в этот сан собором русских архипастырей, по примеру времен Ярослава и Изяслава. Св. Иона был ревностным и мудрым пастырем. Он верно пас Христову паству, уча ее вере и благочестию, и много содействовал распространению учения Христова среди неверных. Он любил родную Русь и много сделал ей добра. В 1451 г. великий князь, оставляя Москву, чтобы собрать войска против Ногайских татар, охрану столицы доверил св. Ионе с боярами. По современным свидетельствам, когда напавшие на Москву Ногайцы зажгли ее предместье, св. Иона, отстаивая Кремль, совершил, среди дыма и зноя от пламени, крестный ход по стенам Кремля – и ветер, гнавший пламя на Кремль, внезапно утих. Св. Иона много содействовал укрепление юного государства, оберегал отечество от княжеских смут, старался об утверждении общего мира и подчинении всех единому великому князю. Немало он потрудился и на пользу Церкви. Многие храмы украшались на пожертвования святителя; честные обители получали от него подаяния; много бедных кормилось от щедрот святителя. Он заботился об уничтожении заблуждения унии и убеждал православных (особенно на юго-западе) с твердостью переносить гонения за веру. За свою святую жизнь он сподобился дара прозорливости и по его молитвам исцелялись трудно больные. Скончался св. Иона 31 марта 1461 года. Мощи его, обретенные нетленными 27 мая 1472 года, почивают открыто в северо-западном углу Московского Успенского собора. После него осталось 35 посланий; это – простые, чуждые риторства, отеческие наставления по поводу современных нужд. Как поставленный на Киевскую кафедру, св. Иона называется митрополитом «Киевским», а по месту жительства в этом сане – «Московским». См. 31 мар. и 5 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Новгородская паства его, исстари буйная и непокорная, любила его и слушалась. Он умел властным словом своим прекращать распри между новгородцами, и при нем вся земля их пользовалась миром и особым Божиим покровительством. А когда подвластный ему Псков сделал неудачную попытку отделиться от Новгорода и захватил некоторые принадлежащие архиепископскому дому земли, то святитель Иона отнесся к псковичам с любовью и не стал требовать вознаграждения за убытки. Тогда и во Пскове стали почитать его. Чтили его также и все князья русские и литовские, и особенно московские. Между последними и новгородцами, которые никак не могли забыть своих вольностей, часто возникали тяжкие недоразумения, и святитель Иона постоянно был между ними посредником. В 1460 г. в Новгород должен был приехать вел. князь Василий II Темный. Вдруг святитель узнает, что на жизнь его составлен заговор. Немедленно он является в собрание заговорщиков и сильным словом своим останавливает преступный замысел. И когда вел. князь приехал в Новгород, то его приняли с честью. Часто беседовал вел. князь с благостным архипастырем, которого он любил как отца и охотно слушал его советы. В это время произошло воскрешение молодого постельничего вел. князя прп. Варлаамом Хутынским (память его 6 нояб.). Но когда вел. князь уехал, до него дошли вести, что новгородцы хотят поддаться Литве, врагу России, и он решил идти на них с войском, чтобы раз навсегда положить конец их мятежным замыслам. Тогда святитель Иона поехал в Москву заступаться за свою буйную паству, причем дал мысленный обет, что в случае успешного исхода дела он воздвигнет в Новгороде храм в честь прп. Сергия Радонежского. Под Москвой встретили его бояре и духовенство, а в самом городе принял его с любовью митрополит Московский Иона. Великокняжеский двор был полон давно собравшихся бояр, а в самом дворце, внизу у лестницы, стояли сыновья вел. князя. Они взяли его под руки и повели к вел. князю, который ждал его с нетерпением и радостью. Часто беседовали они о делах церковных и гражданских. Раз в присутствии митрополита архиепископ Иона стал особенно горячо заступаться за свой город и просить вел. князя не карать ни в чем не повинных жителей его за небольшую горсть смутьянов. Во время этой беседы он предсказал вел. князю его близкую кончину (+ 1462) и свержение татарского ига при его преемнике. Последнее предсказание особенно обрадовало вел. князя, так как прозорливость новгородского святителя была ему хорошо известна. Он обещал не держать гнева на Новгород, но даровать ему мир. В конце беседы святитель прослезился. «Кто может, — сказал он, — унизить и смирить такой великий и многолюдный город? Только сами граждане своими усобицами. Лишь о том молю Бога, чтобы не было сего во дни мои!»

http://sedmitza.ru/lib/text/437852/

Епископ Герасим был возведен в Константинополе в сан митрополита всея Руси; в 1435 году, заподозренный князем Свидригайло в измене, он был схвачен и сожжен. После кончины митрополита Герасима в Константинополь отправился епископ Иона. Но по прибытии в столицу Византии он узнал, что Патриарх Иосиф уже поставил на Русскую митрополию некоего Исидора. В 1439 году Исидор принял унию на Флорентийском соборе и по возвращении в Москву в 1441 году был заточен в Чудов монастырь. Немедленно был созван Собор русских иерархов, который осудил «Исидорово все дело». Когда стало окончательно ясно, что Константинопольский Патриарх согласился на унию, Русская Церковь стала на защиту чистоты Православия. В декабре 1448 года в Москве был созван церковный Собор для избрания Предстоятеля Русской Церкви. Святитель Иона был избран митрополитом Всероссийским с титулом «Киевский и всея Руси». Местом пребывания он избрал Москву, поэтому именуется также митрополитом Московским. Так прекратилась зависимость Русской Церкви от Константинополя и было положено начало автокефалии. Возглавляя Всероссийскую кафедру, святитель Иона прежде всего позаботился об улучшении отношений между Москвой и Литовским княжеством. Благодаря этому ему удалось присоединить к Москве юго-западные епархии. Святитель Иона положил большие усилия на благоустройство возвращенных епархий и на искоренение в них униатства. Он призывал к миру и прекращению междоусобия, объяснял вред ярости и гнева, учил покаянию и послушанию. Особенно заботился святитель Иона о духовно-нравственном совершенствования своей паствы. В учительных грамотах он назидал помнить о спасении души, быть милосердными, добросовестно относиться к своим гражданским обязанностям. Святитель Иона строго требовал соблюдения христианских заповедей от священнослужителей. Указывая на величие священнического сана, он призывал клириков к достойному прохождению пастырского служения. Особое старание проявлял святитель Иона в выборе достойных кандидатов на архиерейские кафедры.

http://patriarchia.ru/db/text/260880.htm...

В Москве в 1441 году после ареста и бегства митрополита Исидора не знали, как поступить. Прежние митрополиты поставлялись в Константинополе, но там водворился патриарх-униат, униатом был и император Иоанн VII Палеолог. Законным митрополитом Киевским и всея Руси они признавали кардинала Исидора. В такой ситуации Русь никак не могла получить православного митрополита от Константинопольской Церкви. Кроме того решению вопроса о вакантной митрополичьей кафедре препятствовали политические нестроения в великом княжестве Московском. Наконец, в декабре 1448 года в Москве состоялся Собор для поставления митрополита Киевского и всея Руси. Кандидат был один – епископ Иона Рязанский, как уже ранее предъизбранный митрополитом и одобренный Патриархом Иосифом. Поскольку Иона ставился митрополитом Киевским и всея Руси, его кандидатура была одобрена помимо великого князя Московского Василия II также королем Польским и великим князем Литовским Казимиром IV. В Соборе помимо епископов присутствовали множество архимандритов, игуменов и прочего духовенства. 5 декабря 1448 г. епископ Рязанский Иона поставлен был митрополитом Киевским и всея Руси. Взойдя на митрополичью кафедру, святитель Иона направил окружную грамоту всем русским христианам, в которой объяснял причины своего поставления в митрополиты в Москве. Еще подробнее святитель Иона писал о своем поставлении в митрополиты в послании к киевскому князю Александру Владимировичу: «Ты сам знаешь, что сталось в Царьграде в царях и в патриаршестве... В великой соборной церкви и в палате царской начали поминать имя папы, тогда как ни в монастырях, ни в одной из церквей во всем Царьграде и во всей Святой горе нигде не поминается имя папино, а держат все по милости Божией добрую старину. Посему доселе в Русской митрополии не было митрополита — не к кому было посылать: царь не таков, и патриарх не таков; они иномудрствуют и приближаются к латинам». Затем Иона говорил, как великий князь Василий Васильевич, ревнуя об отечественной Церкви, многократно («во многия времена») совещался со всеми святителями и другими пастырями своей земли, сносился со всеми православными князьями, разыскивал старину, представившую примеры поставления митрополитов если не в Москве или Владимире, то в Киеве, и как наконец Собор русских иерархов поставил его, Иону, митрополитом по священным правилам и по прежнему благословению, данному ему еще в Царьграде от патриарха». Эти же мысли святитель Иона повторял впоследствии в своих посланиях к западнорусским епископам.

http://bogoslov.ru/article/4060465

Вернувшись в Новгород, Иоанн распорядился своим богатым имуществом и, приняв иноческий постриг с именем Иона, отправился на остров. После возвращения на остров он построил два храма: во имя Святой Троицы во имя святителя и чудотворца Николая — покровителя мореплавателей и землепроходцев. Затем святой построил келлии и приготовил все необходимое для обители иноков. Троицкий Николо-Климецкий монастырь был основан около 1520 года. Так преподобный исполнил завет Господа. Из бедного Нятинского монастыря, расположенного в трех верстах от новой обители, пришли братия. К ним присоединились иноки из других мест, желавшие безмолвия и уединения. Митрополит Московский Варлаам (1511–1512) благословил для храмов обители антиминсы и хотел поставил святого Иону настоятелем, но тот по смирению отказался. Преподобный Иона уговорил новгородского иеромонаха Тихона принять настоятельство, а сам подвизался как простой инок. Преподобный Иона мирно скончался 6 июня 1534 года и был погребен у храма во имя святителя Николая. Над нетленными мощами святого впоследствии была построена часовня, а в царствование Елизаветы Петровны (1741–1761) — каменный храм во имя праведных Захарии и Елисаветы. Иона, епископ Великопермский, святитель Святитель Иона, епископ Великопермский, был пятым епископом Пермским. После кончины великого просветителя Пермского края святителя Стефана († 1396; память 26 апреля/9 мая) его преемником стал епископ Исаакий, проводивший большую часть своего времени в Москве и недолго находившийся на Пермской кафедре. Апостольские труды святителя Стефана продолжили святители Герасим († 1441; память 24 апреля/7 мая) и Питирим († 1455; память 19 августа/1 сентября); оба приняли мученическую смерть, исполняя свой архипастырский долг. Вскоре после убиения отрядом вогульского князя Асыки святителя Питирима митрополит Московский и всея Руси чудотворец Иона († 1461; память 31 марта/13 апреля и 15/28 июня) рукоположил соименного ему благочестивого инока в епископский сан. В 1455 году епископ Иона прибыл в Усть-Вымь — главное селение обращенных в христианство зырян, где еще в 1383 году святым Стефаном была учреждена кафедра при построенном им храме в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Так или иначе, Господь определил город Ниневию наказать и послал Иону – пророчествовать в надежде, что горожане могут покаяться. Иона отказывается. Истинные причины, побудившие Иону бежать от своей миссии, нам не известны. То, что он говорит потом, видимо, лишь некоторое изъяснение того, что на самом деле было. Итак, пророк Иона пытается уклониться от миссии и сбежать. Поступок довольно странный для пророка, показывающий, что человек он сложный, противоречивый, так скажем, не профессиональный пророк, а просто человек, избранный специально для несения этой миссии. Возможно (по крайней мере, так пытается объяснить поступок пророка Ионы известный учитель Церкви Ефрем Сирин ), разочаровавшись в силе пророческой проповеди в самом Израиле, пророк Иона тем более не ждал ничего хорошего от людей, которые вообще не знают истинного Бога: «Если уж люди, знающие Бога, не слышат проповеди и свидетельства пророков, то какой смысл говорить тем, кто вообще чужд истинной вере?!». И он пытается уклониться, хотя понимает, что убежать от Бога невозможно. Действительно, когда Иона попытался на корабле уплыть, налетела такая сильная буря, что корабль чуть не утонул. Корабельщики, пытаясь выяснить причину Божией немилости, бросают жребий и узнают, что причина в Ионе. Он им объявляет, не лукавя, что пытается сбежать от Лица Бога. И говорит: бросьте меня в пучину, и море утихнет. Его бросают в пучину, и буря утихает, можно сказать, гнев Божий утихает, и корабль благополучно плывет дальше. Иона погружается в пучину, и, как сказано в Книге, Бог повелел большому киту проглотить Иону. Возможно, не кит в самом прямом понимании, – это просто такой перевод, хотя в данном случае я склонен повторять за святителем митрополитом Филаретом (Дроздовым) , Первосвятителем Московским первой половины XIX века. Его спросили: ну как может кит проглотить Иону и как он там сохранился в целости? Митрополит сказал: «Для меня нет никаких сомнений – если бы Библия написала, что Иона проглотил кита, я бы и этому поверил». Поэтому в данном случае я не буду объяснять, какой это вид рыбы и кто там кого глотал, не в этом смысл. Иона был проглочен и, находясь во чреве кита, он смирился и взмолился к Богу: душа моя дошла до исхода смерти, до самой преисподней земли, я умоляю Тебя меня освободить, чтобы я восстал, чтобы ад меня не удержал.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/12...

Блаженнейший Митрополит Иона возглавил работу Иннокентиевских чтений в Свято-Тихоновском университете 2 мая 2009 г. 20:33 В субботу 2 мая в здании ПСТГУ состоялись Свято-Иннокентиевские чтения , организованные Православной Церковью в Америке совместно с Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом . В этом году чтения приурочены к приезду в Россию Предстоятеля Православной Церкви в Америке Блаженнейшего Митрополита Ионы . Митрополит всея Америки и Канады Иона выступил на открытии чтений с докладом, в котором рассказал о принципах миссионерской деятельности святителя Иннокентия Московского, имеющих большое значение для истории Православной миссии в Америке. Предстоятель Американской Церкви говорил о необходимости для миссионера глубокой молитвы, уважения к людям, бескорыстия. «Миссионер должен быть пилигримом, паломником, который несет людям Благую весть Иисуса Христа и открывает им дорогу к Евангелию, Царствию Небесному, — отметил Митрополит Иона. — Он должен быть исполнен подлинной любви к тем, к кому он послан». Отвечая на вопросы, Владыка рассказал, что Православие исповедует большое число коренных жителей Аляски — алеутов и эскимосов. В Никарагуа и Сальвадоре есть группы индейцев майя, которые тоже хотят присоединиться к Православной Церкви. «Я говорю не об отдельных людях, я говорю о сотнях, тысячах людей, — подчеркнул Предстоятель. — Нам нужны миссионеры. Язык майя изучить американцу так же просто, как и русскому — то есть очень сложно». «В этом потребуется ваша помощь, — обратился Блаженнейший Митрополит Иона к студентам, — вы получаете хорошее теологическое образование, и у вас будет возможность выполнить миссионерскую задачу не только в вашем обществе и в вашей стране, а, может быть, и за океаном». Затем с докладом выступил епископ Якутский и Ленский Зосима . Владыка рассказал собравшимся о том, как святитель Иннокентий осуществлял перевод богослужения на язык якутов. В этом году исполнилось 150 лет со дня совершения святителем Иннокентием (Вениаминовым) первой Божественной литургии на якутском языке. По завершении чтений Блаженнейший Митрополит Иона и епископ Зосима возглавили вечернее богослужение в храме святителя Николая в Кузнецах . Пресс-служба ПСТГУ /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/635195.htm...

Великий князь так твердо веровал словам святителя, что в духовной своей грамоте, назначая города и уделы сыновьям своим и супруге, определил и какую дань должны давать удельные князья старшему их брату, великому князю, для удовлетворения орды, доколе еще шататься будут цари ордынские, и что по времени не должно будет платить этой дани великому князю, когда потребит Господь орду от лица русских князей. Покончив дела свои, святитель Иона при отъезде напутствован был от великого князя таким наказом: «скажи своим духовным детям, чтобы они, признав свою вину, исправились, в земли и воды мои не вступалися, имя мое держали честно, по старине, если хотят от меня покровительства и милости». Затем оба князя с великою честью отпустили архиепископа Иону, провожая его вместе с боярами. С восторгом встретили и Новгородские граждане своего владыку, почитая в нем истинного своего отца, заступника и великого миротворца. Глубоко чтил высокие добродетели архиепископа Ионы и хиротонисавший его митрополит Иона. Вскоре же после отъезда его из Москвы, блаженный митрополит Иона тяжко заболел. Желая еще раз насладиться духовною беседою архиепископа Ионы и имея мысль назначить его преемником себе, митрополит посылает в Новгород гонца с грамотой, в которой, уведомляя о своей болезни, от которой уже не надеется оправиться, просил его поспешить к нему, пока еще живому, дабы обоим получить друг от друга братское утешение. В конце же своей грамоты митрополит просил Иону: «да приимет участие в избрании преемника, и сам, своими честными руками, предаст его гробу». Прочитав святительскую грамоту, много плакал архиепископ Иона и сказал: «великия благодати лишается ныне Москва, такожде с нею и вся Российская земля, таковую доброту скрывающе под землею». Однако старец не решился опять идти в Москву и написал ответную грамоту, в которой уведомлял, что и сам он удручен старостию, что приближается конец и его жизни, и что особенно он чувствует тяжкую боль в ногах, препятствующую ему идти в дальний путь, но при этом утешал его несомненною надеждою насладиться взаимным лицезрением, по отшествии из бренного тела, когда и ему придется предстать пред Судию живых и мертвых 703 . Касательно же избрания достойного ему преемника на Российскую митрополию святитель Иона присовокупил: «его же Дух святый изберет и благословит, того и аз готов буду прияти» 704 . Блаженный митрополит Иона преставился 31 марта 1461 года и за святость своей жизни причтен церковью к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010