Что делают и должны бы делать в это время плывущие на корабле? Не следовало ли бы ожидать, что они не дремлют и не спят, но помогают кормчим и гребцам спасать корабль и себя? Но – странное дело – вместо того чтобы всем им приняться дружно за работу и, повинуясь кормчему, делать все, что нужно, для спасения корабля, пловцы стали друг на друга нападать; пользуясь затруднительным положением кормчего и служителей корабля, они начали сводить счеты друг с другом, друг друга упрекать, один другого злословить. Не правда ли, что это самое, или нечто подобное, происходит на корабле нашей государственной жизни? Тогда как Царь и Его правительство употребляют все усилия к тому, чтобы водворить мир и порядок на земле, недобрые люди, как бурным ветром, своими учениями, внушениями, несбыточными обещаниями раздувают вражду между народом, внушают неповиновение властям и вводят безначалие со всеми его страшными последствиями: грабежами, убийствами и пожарами. Что же делать нам, плывущим на корабле государственной жизни и желающим спасти этот корабль и плывущих на нем? Прежде всего нужно принимать все благоразумные меры, чтобы прекратить раздоры, всем объединиться, забыть о себе и заботиться о спасении корабля и друг друга. Нужно беспрекословно повиноваться Царю, как кормчему, и властям, как корабельщикам. Всем и каждому нужно заботиться прежде всего не о перестройке корабля, ибо во время бурного плавания кораблей не перестраивают, а каждому, по возможности, содействовать спасению корабля и прекращению бури смут и волнений. Но разве можно человеку укротить ветер? Разве в его власти сделать тишину на море? Бывали и таковые случаи, что внезапно и ветер на море утихал, и волнение прекращалось; мы знаем, что некогда утихла буря на море, когда плывшие воззвали к Могущему спасти: «Господи, спаси нас, погибаем!» ( Мф.8:25 ). Вспомним, что делали корабельщики того корабля, на котором плыл пророк Иона, хотевший бежать от Господа? Видя близкую гибель корабля, корабельщики признали в страшной буре гнев Божий и наказание за чьи-то грехи и стали молиться каждый своему богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Мы собрали наше православное духовенство, и всем Исидорово поведение показалось чуждым, странным и противозаконным. Вследствие всего этого просим твое святейшее владычество, пошли к нам честнейшую твою грамоту, чтоб наши епископы могли избирать и поставлять митрополита в Русь, потому что и прежде по нужде так бывало; а теперь у нас нашествие безбожных агарян, в окрестных странах неустройство и мятежи; притом же нам надобно сноситься с митрополитом о важных делах, и когда митрополит грек, то мы должны разговаривать с ним через переводчиков, людей незначительных, которые таким образом прежде других будут знать важные тайны». Эта грамота не достигла Константинополя: в Москву пришла весть, будто император греческий принял латинство и переселился в Рим; тогда великий князь велел возвратить послов с дороги. Скоро после того в Москве начались новые бедствия и смуты: плен великого князя Василия, сперва у татар, потом у Шемяки, не дал возможности думать о поставлении митрополита, и здесь мы должны также заметить, что это обстоятельство – отсутствие митрополита – имело важное влияние на ход событий: едва ли Шемяка и Можайский могли бы привести в исполнение свой замысел при митрополите. Когда Василий утвердился опять на столе великокняжеском, то поспешили поставлением митрополита: поставлен был своими епископами давно нареченный на митрополию Иона рязанский, уже успевший оказать важные услуги великому князю и его семейству. Услуги, оказанные Ионою московскому правительству после поставления его в митрополиты, мы видели прежде, в своем месте, здесь же должны обратить внимание на отношения к Византии и Литовской Руси. После Ионина поставления великий князь отправил к императору Константину Палеологу грамоту, в которой писал: «После кончины Фотия митрополита мы, посоветовавшись с своею матерью, великою княгинею, и с нашею братьею, русскими князьями, великими и поместными, также и с государем Литовской земли, с святителями и со всем духовенством, с боярами и со всею землею Русскою, со всем православным христианством, избрали и отправили с нашим послом рязанского епископа Иону к вам в Константинополь для поставления; но прежде его прихода туда император и патриарх поставили на Киев, на всю Русь, митрополитом Исидора, Ионе же сказали: «Ступай на свой стол – Рязанскую епископию; если же Исидор умрет или что-нибудь другое с ним случится, то ты будь готов благословен на митрополичий престол всея Руси».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

458 По Славянскому тексту: «Беснуешися ли; многия тя книги в неистовство прелагают». Эти слова были сказаны Правителем Римским Фастом Св. Ап. Павлу после продолжительной защитительной речи на суде. ( Деян. 26:24 ). 459 Слова из письма Высокопр. Филарета, в бытность его Епископом Калужским, к Филарету Московскому. 463 См. в Чтениях Знаменского, стр. 71. Под генералами разумеются Шишков и ставший с ним на одну сторону Аракчеев. 464 В подлиннике так, и это оригинальное употребление союза естьли вместо общепринятого если у Высокопр. Филарета Моск. было постоянное. 465 По-русски: «Советую тебе ничего о делах Библейского Общества для печатания в газетах не посылать, как ты сделал в прошедшие дни. В случае какой-либо настоятельной необходимости можешь присылать сюда для печатания в дневнике Библейском. – (Письмо это было от 16 Сент. 1824 г. Журн. Мин. Нар. Просв. 1868 г. кн. 1, стр. 18). 468 Уволены были по настоянию Шишкова – Димитрий (Сулима), Архиепископ Кишинёвский и Иона (Повинский), Архиепископ Тверской. 469 Это предположение действительно было и даже доводимо было до сведения Государя Императора AЛEKCAHДPA I. 470 Письмо это было напечатано впервые в Журн. Мин. Нар. Просвещ. 1868 г. кн. 1, – а (приводимый теперь) комментарий в Воскресном Чтении в том же 1868 г. стр. 907–908. 471 Указание на бывший Юбилей пятидесятилетнего Святительства Высокопр. Филарета, Митр. Московского, исполнившийся 5 Августа 1867 года. 472 Мы обозначили курсивом эти слова, дабы указать, что дело здесь разумелось о переводе не всей Библии, а только о переводе Нового Завета и совместно о Катехизисе, – тогда как мнение Высокопр. Филарета в 1856 г. было именно против первого, т. е. перевода всей Библии. 474 Это писание Высокопр. Филарета Московского было ответное на первое письмо Высокопр. Филарета (Калужского), писанное в братское утешение первого. 476 Мы и здесь отметили эти слова курсивом для того же, что и прежде, т. е. чтобы обозначить, что дело разумелось именно только о Катехизисе и переводе только Нового Завета, а не всей Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Наставления, имеющие предметом своим зарубежных православных христиан, являются ответом патр. Адриана на сообщения митр. Варлаама о положении православных за рубежом, в польских владениях, с просьбой содействия и руководства. Нельзя не упомянуть, что патр. Адриана побуждал обратить внимание на положение православных в Польше еще в 1691 г. Иерусалимский патр. Досифей. Указывая на пример панежских монахов, которые с проповедью обходили весь мир, патр. Досифей рекомендовал дело апостольства русским монахам, живущим в ослабе, и сетовал, что «православные в Польше страдают, a русские пастыри, как Иона на корабле, храпят» 235 . Состояние православия в польских владениях в письмах митр. Варлаама рисуется в таких красках. В Вильно среди православных происходили разногласия и любопрения о церковных делах. Сами православные чинили препятствия находящимся в Литве людям духовного сословия восточного благочестия сноситься по церковным делам с киевским святителем, который по канонам и распоряжению московского патриарха должен был их ведать. Вообще же православные духовные и миряне, жившие в польских владениях, вопреки договору «вечного мира», не оказывали никакого повиновения киевскому митрополиту, заблуждались в вере и уклонялись к Риму. К тому же противники православия, несмотря на (статью договора вечного мира) – «никакого утеснения в вере и принуждения к унии православным не творить», – очень притесняли православных и с насилием склоняли некоторые монастыри и церкви к римскому отступничеству, как на то жаловались благочестивые люди, со слезами моля о помощи. Печальное состояние православия в зарубежных русских областях несколько скрашивалось, в донесении киевского митрополита, одним явлением, отрадным для православной церкви – это стремлением некоторых лютеран перейти в православие. Так, в 1693 г. митр. Варлааму было прислано письмо Эрнеста Грабя, магистра филологии, о том, что он Грабя и некоторые другие лютеране, живущие в польских владениях, желают принять православие 236 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этот не всеми замечаемый, но весьма опасный враг наш есть грех – корень болезней и самой смерти, а предохранительное и спасительное средство против него – покаяние. Покаяние избавляет не только от греха, но и от последствий его – болезней, смерти, голода, огня, меча и других бедствий. Покаялись ниневитяне – и спасли себя от гибели, а свой город – от разрушения ( Иона. 3 ). Указывая на гибель восемнадцати человек, погибших под развалинами упавшей башни, и на тех галилеян, кровь которых Ирод смешал с жертвенной кровью, Спаситель изрек иудеям, что если они не покаются, то так же погибнут ( Лк.13:1–5 ). Итак, нераскаянность привлекает на людей бедствия, а покаяние отвращает их. Следовательно, чтобы отвратить от себя бедствие, нам нужно покаяться. В чем же каяться? Разве мы особенно в чем-либо грешны? С чего начнем покаяние? Прежде всего с того, что мы не знаем, в чем каяться, ибо это неведение не есть признак здоровья, а составляет нравственный недуг, который именуется самообольщением или духовной слепотой. Мы, возлюбленные, не видим своих недостатков?! – Пойдем станем пред зеркалом нашей совести и, держа в руках свиток заповедей Божиих, будем смотреть на себя: таковы ли мы, какими должны бы быть по этому свитку закона? Если не усмотрим в себе недостатков, то будем спокойны и смиренно возблагодарим Бога; а если зеркало совести покажет нам какую-либо нечистоту, или рану, или уродство, то поспешим одно омыть, другое уврачевать спасительным врачевством покаяния. Вот в свитке закона Божия изречено: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим ( Мф.22:37 ). Исполнили ли мы эту главнейшую заповедь? Живет ли в сердце нашем любовь ко Господу? Напротив, не веет ли от сердца нашего холодом при мысли о Боге? Не правда ли, что не Бог живет в сердце нашем, а помышления злые исходят от него ( Мк.7:21–23 )? Если мы любим Бога, то где наш страх и благоговение пред Ним? Где наше хождение пред Ним, частое памятование о Нем? Если любим Бога, то где закон почтения к Нему – благоговейное предстояние в храме? Где наши жертвы Ему от праведных трудов наших? Много расходуя на украшение себя и жилищ наших, приносим ли мы что-либо на нужды храма Божия? Если мы любим Господа, то где наша преданность Его Церкви, которая есть тело Его ( Кол.1:24 )? Где наше повиновение уставам ее? Где свидетельства нашей ревности к посещению службы Божией? Но все это внешние знаки богопочитания – дело, по-видимому, неважное; может быть, наше сердце полно любви, благоговения и страха Божия? О, если бы это было так! Но ведь от избытка сердца уста глаголют ( Мф.12:34 ): чего нет в сердце, того нет в слове и в деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

М. Филипп довел об этом до сведения великого князя, – снесся еще раз с архиепископом Новгородским и, по довольном размышлении, положил: самовольное распоряжение Псковичей отменить, как несообразное с иерархическим порядком; грамоту уничтожить, а наблюдение за жизнью и нравами духовенства, по-прежнему, предоставить архиепископу. С этим решением отправлен был в Псков боярин от В. князя, и другой посол от митрополита, а третий от архиепископа Новгородского. Псковитяне еще три месяца медлили исполнить определение высшей иерархической власти и наконец 5 января 1470 г. вынули свою грамоту из ларя, разодрали ее и вскоре отправили к архиепископу посадника и бояр с объявлением, что они полагаются во всем на распоряжение своего святителя. – Владыка Иона действительно прислал во Псков требование, чтобы явились к нему священники и диаконы вдовые. Но Псковитяне жаловались, что это требование не имело других последствий, кроме новых сборов в пользу казны архиепископской. Вдовым стали выдавать на право священнодействия особые грамоты со взносом известной суммы 31 . Трудно было каким-нибудь общим распоряжением удовлетворить с одной стороны строгой ревности, а с другой – не менее законным требованиям справедливости. Распоряжение, которым все вдовые лишаемы были права священнодействия, было также далеко от правосудного решения, как и снисходительное послабление к нечисто живущим во вдовстве. Слыша о замыслах новгородских, митрополит Филипп, по слову великого князя, старался вразумить Новгородцев и успокоить своими грамотами. «С удивлением слышу, – писал он в Новгород, – что приходят вам на сердце мысли беззаконные: забыв благорасположение к вам великого князя и мое, пренебрегая старыми обычаями, вы приступаете к государю чуждой, латинской веры. Вспомните, дети, царствующий град Константинов не дотоле ли стоял непоколебимым, доколе сияло в нем благочестие, как солнце? А как оставил он истину, как царь и патриарх соединились с Латинянами ради золота, не впал ли Царьград в руки поганых, – не в руках ли Турок и ныне? И вы не страшитесь такого же наказания от Бога? – Сколько лет прадеды и отцы ваши держались неотступно великих князей русских; а ныне, на конце последних времен, когда бы особенно надобно было позаботиться о спасении своей души в православии, вы, все оставя, хотите предаться латинскому государю.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Декабря 6-го 1840. К преосвященному Анастасию желаю писать особо. Но между тем свидетельствуйте ему мое почтение. Письмо 276 Благодарение Богу, спасшему от новой беды пожара 9 ноября. А ко мне от 23 того месяца пишет преосвященный Ярославский, что его напугал пожар, бывшим в лавре, близ келлий, в которых он думал безмолвствовать. Я испугался бы, если бы тогда же не имел от вас письма, от того же дня. Что это значит? Иеромонаха Владимира здесь одобряют. Но отчего же принужден выйти из Невской лавры? – Принять не отрекаюсь, если не явится признаков сомнительных. По сообщению медицинской конторы, вам нечего, думаю, делать более, как предложить оное Собору, а он представит мнение мне. Я не думаю, чтобы нужно было искать уклонения от закона, особенно для человека, которого искушение состоит в том, что он развлекает себя мирскими людьми и запутывается в деньгах. Чтобы к житию о. Серафима припечатать бывшее исследование о его житии, о сем нельзя думать. Я думал было предложить, чтобы напечатать вместо предисловия донесение преосвященного Тамбовского, но и сие сделать не оказалось возможным: владыка Новогородский опять восстал с своими недоумениями о чудесных событиях, а митрополит Иона жаловался, что преосвященный Тамбовский не назвал по имени свидетелей, и даже сказал, что больше было свидетелей противного мнения, и что преосвященный утаил сие. Видно, согрешил Саровский игумен, написал к митрополиту Ионе свои несветлые помыслы. Мне удалось ослабить сомнения Ионы, а с владыкою помириться на том, что если и преосвященный Подольский, который не читал книги, прочтет ее и не усомнится, то голосов в ее пользу будет достаточно. На сем остановилось дело. В мезонине больницы женской удобно ли быть училищу иконописания, особенно, если оно не малолюдно будет? Хождение учеников по лестницам, запах красок, вообще близость не будет ли в затруднение для больных? Надобно, чтобы вы сие хорошо сообразили, дабы решиться на предполагаемое. Жаль, что о предметах, которых последствия не на день, говорить доводится не на месте, где удобнее было бы поверить и решить недоумения и возражения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Культурно-историческое просвещение целевой аудитории помогает найти людей – братьев по духу, которые могут объединиться на принципах православной соборности. Видимо поэтому призывы к объединению остаются неуслышанными, люди не видят в призывах духовных смыслов для объединения. Люди видят лицемерие, ведь за призывами никаких реальных дел, направленных на преображение проблемного поля нет. Любая активность, под самыми прекрасными лозунгами, направленная параллельно проблемному полю – это политически ангажированная имитация, которая обречена на неудачу. Что может родить фарисейство, кроме лицемерия, а лицемерие кроме имитации? Вспомним простое правило – кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Может кто-то из активистов привести хоть одно ясное изложение программы защиты русского самосознания? В пятых. Для человека с приоритетом рационального миропонимания библейский сюжет о ките, который проглотил пророка Иону, кажется просто невозможным, чего не скажешь о человеке, мировоззрение которого обладает духовной цельностью. Вспомним, что ответил святитель Филарет митрополит Московский (Дроздов) на вопрос – как он, высокообразованный человек, может верить в «фантастические» Библейские сюжеты, например о ките и Ионе? Ответ был таким - если бы в Библии было написано прямо противоположное – Иона проглотил кита, он все равно бы поверил. Вера в успех в любом деле играют решающую роль. Вера – основа долгосрочной работы и генератор воли, которая преодолевает любые трудности. Но вера без дел мертва есть. Защитить и сохранить русское самосознание в условиях принудительной ассимиляции требует чуда и оно возможно. Вот только нужно помнить, что чудо рождается от веры в Божественный Промысл, который творит чудо тогда, когда наши усилия исчерпаны. Валерий Бухвалов , Dr. paed. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/23/...

16 июля 1832 г. Извините меня, о. наместник, что долго не писал к Вам. Путь мой начался с трудом. Боль в ухе и в левой половине головы заставляла заботиться, чем сие кончится. Однако по закрытии окон боль сделалась легче; на подворье топленая комната помогла мне ночью, а утром – врач и лекарство. Теперь имею остатки простуды терпимые. Вы что-то опять долго не присылали ризницы для Симбирска, и я получил от преосвященного Анатолия вторичное требование. Преосвященный митрополит Иона, бывший экзарх Грузии, будет в Лавре в начале следующей недели. Я пригласил его остановиться в моих келлиях. Примите его со вниманием, угостите, упокойте, покажите ему, что пожелает видеть, и представьте ему святую икону от обители и настоятеля. За мирное мое у Вас пребывание благодарю Вас и братию. Мир и благословение Божие всем Вам призываю. Письмо 10(31). 30 июля 1832 г. Прискорбно, о. наместник, замечать разделение там, где должно быть единство. Но поскорбим о вещи и не оскорбимся на людей. Да сотворит Господь, да вси едино будут, как Он хощет. Уважаю намерение, которым Вы оправдываете дело. Может быть, и я что-нибудь делал по такому намерению, но не всякое дело оправдывается намерением. Впрочем, да простится Вам человекоугодие дела, а мне самоугодие спора. Что Вы принялись за исправление Ваших келлий прежде утверждения сметы, в том никакой беды нет. И я буду покоен, когда Вы устроитесь покойно. Вениамина я рукоположил, и он, кажется, принял сие со вниманием. Над Л. я задумался. Лучше бы Вам подождать ответа на письмо прежде отправления его. Вы знаете завещание: «Руки не скоро возлагай» ( 1Тим.5:22 .), а это было бы слишком скоро, когда недели за три встретил я Л. под руками инвалидов. Не сержусь, не осуждаю, но боюсь. Вчера неудержимо слабый, а сегодня иеродиакон – какое тут уважение к таинствам? Какое наставление для братии? Не соблазн ли это? Не искушение ли самому, кому поблажают? Вы хотите, чтобы благодать сделала то, чего мы с Л. не начали? Не то говорит благодать: «Сии убо да искушаются прежде, потом же да служат непорочни суще...» ( 1Тим.3:10 ). Вы и Л. не должны гневаться на то, что я покоряюсь сему правилу. Я бы удивился, что Вы так его мне подкинули, но думаю, не назвали ль Вы его мне пред моим отъездом? Если это и так, не надобно мимоходом подкидывать слова о таких предметах, над которыми надобно остановиться и рассуждать.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Иона» найдены статьи: ИОНА ветхозаветный пророк (пам. 22 сент.), именем которого названа книга в составе собрания книг 12 малых пророков ИОНА (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в., - 1461) митр. Киевский и всея Руси, свт. (пам. 31 марта, 27 мая, 15 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент. в Соборе Липецких свяхых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) ИОНА († 1470), еп. Пермский, свт. (пам. 6 июня, в Соборе святых Пермской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИОНА (Иван; † 1470), Отенский, архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 5 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОНА († 1474-1480), прп. Псково-Печерский (пам. 29 марта, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской) ИОНА († после 1592) Яшезерский, основатель Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст., прп. (пам. 22 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), ИОНА (Мирошниченко Иван Павлович; в схиме Петр; 1805 (1809?) - 1902), прп. (пам. 9 янв. и 20 сент.- в Соборе Брянских святых), архим., основатель киевского Ионинского во имя Св. Троицы мон-ря ИОНА (Лазарев Иван Иванович; 1869-1937), еп. Велижский, сщмч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИОНА († 1561), прмч. (пам. греч. в 1-е воскресенье после 10 июля и в следующее воскресенье после праздника Всех святых - в Соборе Патмосских святых), мон. ИОНА (Иоанн; † 1589), прмч. Печенгский (пам. 15 дек.- в Соборе Кольских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОНА (Санков Иван Андреевич; 1873-1938), иером., прмч. (пам. 21 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря преподобных отец)

http://pravenc.ru/text/Иона .html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010