Святой Иона сам почтил погребением богоугодного инока, и в память милости Божией, поставил церковь на своем дворе в честь Положения ризы пресвятой Богородицы, которое празднуется Церковию 2 июля. Подобным образом, после другого нашествия Седиахмета, который хвалился поработить Россию и был прогнан сыном Великого Князя Иоанном, Святитель устроил при Успенском соборе придел в похвалу Божией матери. И сколько ни часто повторялись нашествия Татар в правление Василия, сколько ни были они опустошительны, упование Святителя на милость Божию к России, восстающей после долгого угнетения, столь было сильно, что он, вместе с соименным ему Архипастырем Новогородским, обещался испросить у Бога торжество над Ордою и самодержавное царствование правителям России 53 . Содействуя благоденствию России своими молитвами, святой Иона, как попечитель отечества, разделял с Великим Князем важнейшие государственные заботы, постепенно приготовлявшие самодержавие Великих Князей Московских. Своим благословением он утверждал все договоры Великого Князя Московского с другими Русскими князьями 54 . Когда нужна была Великому Князю помощь Князя Тверского против Татар, святой Иона писал к Тверскому Епископу, чтоб он настоял у своего Князя об отправлении вспомогательного войска на сию войну 55 . Когда клеврет Шемяки, Иван Андреевич , князь Можайский, снова начал оказывать сопротивление Великому Князю и наконец бежал в Литву, святой Иона, после неоднократных посылок к нему об исполнении требований Великого Князя, писал к Епископу Смоленскому о наблюдении, чтоб тайный беглец не причинил какого-либо вреда Великому Князю чрез своих Литовских друзей 56 . Жители Вятки, возмущенные тем же Шемякою, долгое время не могли успокоиться и прийдти в покорность Великому Князю. Святой Иона отправил к ним игумена со своим посланием к воеводам и прочим начальникам земским, в котором укорял их за своевольство и грабительство, и увещевал принести Великому Князю раскаяние в своих винах, в то же время духовенству вменял в обязанность строже наблюдать за поведением своих духовных детей 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Иона, бывший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит Всея Америки и Канады Митрополит Иона (в миру – Джеймс Паффхаузен) родился 20 октября в 1959 года в Чикаго (штат Иллинойс), и был крещён в Епископальной Церкви. Впоследствии его семья переехала в Калифорнию, в город Ла-Хойа близ Сан-Диего. В 1978 году принял Православие в храме Казанской иконы Божией Матери Московского Патриархата в Сан-Диего, когда был студентом. По окончании Калифорнийского университета в г. Санта-Круз, учился в Свято-Владимирской семинарии в Крествуде (штат Нью-Йорк), закончив её в 1985 году со степенью кандидат богословия (Master of Divinity); а в 1988 году получил степень магистра богословия (Master of Theology) в области догматики. Впоследствии учился в докторантуре в г. Беркли, Калифорния, однако прервал обучение, чтобы посвятить себя монашеской жизни, для чего отправился в СССР. В Москве, где сотрудничал с Издательским отделом Московского Патриархата, работая для издания «Русский Паломник» и знакомился с жизнью Русской Церкви, особенно монастырской. Его духовным отцом стал наместник Валаамского монастыря архимандрит Панкратий (Жердев) (с 2 июня 2005 года - епископ Троицкий). Благословение на монашество будущий предстоятель Православной Церкви в Америке получил от известного духовника архимандрита Кирилла (Павлова). В 1994 года он был рукоположен во диакона; затем во пресвитера, а в 1995 году пострижен в монашество с именем Иона в Свято-Тихоновском монастыре в городе Саут-Кейнан (штат Пенсильвания). Вернувшись в Калифорнию, отец Иона служил во многих миссиях, а затем, по обету, основал монастырь в честь святителя Иоанна Шанхайского. Отличился как миссионер, благодаря трудам которого появились православные миссии в шести городах Калифорнии, и одном городе Иллинойса. Весной 2008 г. отец Иона был возведён в сан архимандрита. 4 сентября 2008 года он был избран епископом на внеочередном заседании Священного Архиерейского Синода Православной Церкви в Америке. 1 ноября 2008 года в Свято-Серафимовском соборе в Далласе (штат Техас) был хиротонисан во епископа Форт-Уортского, викария Южной епархии Православной Церкви в Америке.

http://pravoslavie.ru/41590.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава I Митрополит Иона. Самостоятельность Русской Церкви и разделение ее на две митрополии К оглавлению Митрополит, с которого началась самостоятельность Русской Церкви, хотя еще неполная, и при котором состоялось окончательное разделение ее на две митрополии, был святой Иона. Он родился в погосте Одноушове, который так назван по фамилии отца его Феодора Одноуша и существует доныне близ Солигалича, уездного города Костромской губернии. Двенадцати лет Иона принял иноческий образ в одной из обителей страны Галичской, а чрез несколько времени перешел в московский Симонов монастырь. Здесь он проходил разные послушания, всецело предаваясь трудам и подвигам духовной жизни, и принадлежал к числу тех немногих иноков, которые ревновали о сохранении в обители ее первоначальных уставов и порядков и за всякое отступление от них смело говорили правду самим настоятелям, хотя немало терпели за то скорбей и гонений. Сохранился рассказ, что однажды, когда Иона нес послушание в пекарне, митрополит Фотий, посетив Симонов монастырь и обходя монастырские службы, зашел в эту пекарню и увидел Иону глубоко спавшим от усталости. Архипастырь не велел будить хлебопека и, заметив, что он держал свою правую руку на голове «согбену, яко благословляше ею», сказал своим спутникам: «Поймите, дети, что инок Иона будет великим святителем в земле Русской и многих неверных обратит к Богу и просветит святым крещением, а наконец сделается пастырем и учителем самому царствующему граду Москве» . Первые две части этого предсказания скоро исполнились. Еще сам Фотий возвел Иону в сан епископа Рязанского и Муромского . И как в пределах его обширной епархии, обнимавшей и некоторые части нынешних епархий Тамбовской и Воронежской, находились целые селения финских племен: мордвы, мещеры, муромы, державшиеся идолопоклонства, то он обратил свою архипастырскую ревность на этих неверных и действительно многих из них привел к истинному Богу и просветил святым крещением . Зато исполнение остальной части предсказания встретило целый ряд препятствий.

http://sedmitza.ru/lib/text/435960/

Иона, святитель, епископ Великопермский, Устьвымский († 1470; память 6/19 июня, 29 января/11 февраля и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) Святитель Иона был пятым епископом Пермским. После кончины великого просветителя Пермского края святителя Стефана († 1396; память 26 апреля/9 мая) его преемником стал епископ Исаакий, проводивший большую часть своего времени в Москве и недолго находившийся на Пермской кафедре. Апостольские труды святителя Стефана продолжили святители Герасим († 1441; память 24 апреля/7 мая) и Питирим († 1455; память 29 января/11 февраля и 19 августа/1 сентября); оба приняли мученическую смерть, исполняя свой архипастырский долг. Вскоре после убиения отрядом вогульского князя Асыки святителя Питирима митрополит Московский и всея Руси Иона († 1461; память 31 марта/13 апреля и 15/28 июня) рукоположил соименного себе благочестивого инока во епископский сан. В 1455 году епископ Иона прибыл в Усть-Вымь, главное селение обращенных в христианство зырян, где еще в 1383 году святым Стефаном († 1396; память 26 апреля/9 мая) была учреждена кафедра при построенном им храме в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Принимая место, обагренное кровью двух его предшественников, святитель Иона, безусловно, понимал, какие трудности он встретит на своем архипастырском пути. Время междоусобиц уже проходило, и великий князь Василий Васильевич Темный еще в Москве обещал святителю защиту и покровительство. Присланная им сильная московская рать за 1458–1459 годы установила в Пермских пределах относительное спокойствие, усмирив при этом вятскую вольницу, принимавшую участие в грабежах поселений зырян и убийстве святителя Питирима. В случае же набегов полудиких племен вогулов (или вогуличей) Новгород и Устюг были обязаны по первому требованию Пермского епископа оказывать ему военную помощь. Главным делом жизни святителя Ионы стало дальнейшее просвещение наиболее упорно державшихся языческих верований небольших, но очень воинственных народностей – остяков и вогулов. Являясь соседями уже крестившихся зырян, они врывались в их поселения, грабя и принуждая жителей отказываться от истинной веры. Неутомимо боролся он с влиянием волхвов и жрецов на простодушный народ, поклонявшийся языческому истукану – Золотой бабе.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

По возвращении в Новгород святитель Иона воздвиг по обету своему храм в честь прп. Сергия Радонежского и часто посещал его. А в Москве в это же время воздвигли храм в честь прп. Варлаама Хутынского. В 1461 г. скончался митрополит Московский Иона, в 1462 г. — вел. князь Василий Васильевич Темный. Перед кончиной своей митрополит выразил желание, чтобы святитель Иона Новгородский прибыл для избрания его преемника и погребения его самого. Но новгородский святитель был сам болен и не мог ехать. «Не скорби, — писал он московскому святителю, — что нам нельзя повидаться теперь. Мы свидимся уже в той жизни по отшествии из бренного тела. Радостно будет тогда наше свидание, ибо мы восприимем тогда мзду от Самого Начальника пастырей». Об избрании же преемника митрополиту он писал так: «Кого Дух Святой изберет и благословит, того и я готов буду принять». В это время Юго-Западная Русь находилась под властью Польши, отделившись от московского престола. Святитель Иона, твердый в церковных канонах, противодействовал этому печальному разделению и поучал паству свою верности московскому престолу. За несколько лет до кончины святителя Ионы по всей России прошло так называемое Симоновское моровое поветрие. Это была чума. Умерло более 200 тысяч человек. В Зверинам монастыре была устроена скудельница, то есть общая могила. В это время там явился образ св. Симеона Богоприимца, и по бывшему откровению свыше был воздвигнут в честь этого угодника Божия однодневный храм. А когда святитель освятил его, то по совершении им Божественной литургии мор прекратился. В 1470 г. святитель Иона скончался и был погребен в Отнем монастыре. Случилось так, что в течение 40 дней могилу его не засыпали, а тело его оставалось нетленным, и поэтому ее вовсе не засыпали, но устроили поверх нее возвышение. В XVI в. весь Отний монастырь целиком сгорел. Гроб святителя Ионы успели вынести на монастырскую площадь, и он только один остался невредим. Несшим его он показался необыкновенно легким, а после пожара его еле подняли, так он был тяжел.

http://sedmitza.ru/lib/text/437852/

Большое внимание уделял он монашеским обителям, заботился об их нуждах, о строгом соблюдении иноческих правил. При своем высоком сане он по-прежнему не оставлял личных монашеских подвигов. Проявляя попечение о храмах Божиих, святитель обновил и благолепно украсил первопрестольный Успенский собор в Московском Кремле. Он придал особую торжественность богослужениям, увеличив число чтецов и певцов. В 1450 году, по благословению святителя Ионы, были воздвигнуты каменные митрополичьи палаты. Живя по заповедям Божиим и строго соблюдая монашеские обеты, святитель Иона получил от Господа дар чудотворений и прозорливости. По его молитвам исцелялись болящие различными недугами. В 1451 году татары неожиданно подступили к Москве, сожгли окрестности и готовились к нападению на город. Митрополит Иона с клиром совершал крестный ход по стенам города, со слезами моля Бога о спасении града и людей. Увидев престарелого монаха Антония, инока Чудова монастыря, который отличался добродетельной жизнью, святитель Иона сказал: «Сын и брат мой Антоний! Помолись милостивому Богу и Пречистой Богородице об избавлении города и всех православных христиан». Смиренный Антоний ответил: «Великий святитель! Благодарим Бога и Пречистую Его Матерь: услышала Она молитвы твои и умолила Сына Своего, город и все православные христиане будут спасены по твоим молитвам. Враги будут скоро побеждены, только мне одному суждено от Господа быть убитому врагами». Едва старец сказал это, как вражеская стрела пронзила его. Предсказание старца Антония сбылось: 2 июля, в праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы, в рядах татар произошло смятение, и они в неведомом страхе и ужасе обратились в бегство. В память избавления Москвы от нашествия ногайского хана Мазовши святитель Иона в том же году соорудил храм в честь праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы. Святитель Иона отошел ко Господу в глубокой старости 31 марта 1461 года, в два часа дня во вторник Страстной седмицы. За несколько дней до того он предузнал от Господа время своей блаженной кончины. Святитель был погребен в соборном храме, за левым клиросом.

http://patriarchia.ru/db/text/260880.htm...

Архимандрит Закхей (Вуд): «В Американской Церкви есть Предстоятель, который молитвенно объединяет всех нас» 24 апреля 2009 г. 21:00 В преддверии визита в Русскую Православную Церковь Блаженнейшего Ионы, Митрополита всея Америки и Канады , представитель Православной Церкви в Америке при Московском Патриархате архимандрит Закхей (Вуд) ответил на вопросы корреспондента портала Православие.ru . — 25 апреля в Москву прибывает Предстоятель Православной Церкви в Америке Блаженнейший Митрополит Иона. Отец Закхей, не могли бы вы рассказать, какие вопросы будут обсуждаться на встрече Митрополита Ионы со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом? И какова программа пребывания Его Блаженства в России? — Я начну с ответа на вопрос о программе визита, потому что на него мне гораздо проще ответить. Блаженнейший Митрополит Иона прилетает в Москву в субботу, 25 апреля. В аэропорту его будет встречать новоназначенный глава Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви архиепископ Волоколамский Иларион . Сопровождать Предстоятеля Американской Церкви в течение всего его визита будет епископ Дмитровский Александр . Из аэропорта мы постараемся успеть к крестному ходу, который состоится в нашем Екатерининском храме на Всполье , чтобы Блаженнейший Иона сразу после прибытия в Москву посетил подворье Американской Церкви в Москве. Мы надеемся, что он возглавит последний на Светлой седмице пасхальный крестный ход. Вечером Митрополит Иона будет молиться в Даниловом монастыре . В воскресение, 26 апреля, в неделю апостола Фомы, Митрополит Иона и Святейший Патриарх Кирилл совершат совместное богослужение в Храме Христа Спасителя . После этого состоится очень важное для Американской Православной Церкви событие: Блаженнейший Митрополит будет служить молебен перед мощами святителя Тихона, Патриарха Московского, которого мы называем апостолом Америки. На понедельник, 27 апреля, запланированы посещение Троице-Сергиевской лавры и встреча с послом США в России. На следующий день состоится встреча Митрополита Ионы с Патриархом Кириллом, на которой будут обсуждаться вопросы, касающиеся в том числе и проблемы православного единства на Американском континенте, перспективы укрепления отношений между Американской и Русской Православными Церквями. Митрополит Иона недавно избран Главой Православной Церкви в Америке, и Святейший Патриарх Кирилл недавно стал Главой Русской Православной Церкви, и это будет первая встреча между двумя Предстоятелями. Мы уверены, что, по милости Божией, она будет очень плодотворной и важной для обеих Церквей.

http://patriarchia.ru/db/text/627221.htm...

Архив Пн Предстоятелем Православной Церкви в Америке избран епископ Иона (Паффхаузен) 13 ноября 2008 г. 09:09 В среду 12 ноября на XV Всеамериканском Соборе в Питтсбурге, штат Пенсильвания,  епископ Форт-Уэртский Иона (Паффхаузен)  избран Архиепископом Вашингтонским и Нью-Йоркским, Митрополитом всея Америки и Канады, сообщает официальный сайт Православной Церкви в Америке . Митрополит Иона будет возведен на кафедру Священным Архиерейским Синодом ПЦА 28 декабря 2008 года в Свято-Николаевском соборе в Вашингтоне. Джеймс Паффхаузен родился в 1959 году в Чикаго, штат Иллинойс, и был крещен в Епископальной Церкви. Позднее семья переселилась в Калифорнию, в город Ла-Джолла близ Сан-Диего. В 1978 году студент Калифорнийского университета в Сан-Диего Джеймс Паффхаузен принял Православие в храме Казанской иконы Божией Матери Московского Патриархата в Сан-Диего. Позднее Паффхаузен был переведен в Калифорнийский университет в Санта-Круз, где принимал активное участие в создании православного сообщества. Завершив учебу в университете, Паффхаузен продолжил образование в Свято-Владимирской семинарии в Крествуде, штат Нью-Йорк. Получил степень магистра богословия в 1985 году и магистра теологии в области догматики — в 1988 году. Работа над диссертацией на соискание ученой степени доктора философии в Graduate Theological Union в Беркли была прервана поездкой в Россию, где Паффхаузен провел год. В Москве будущий Предстоятель ПЦА сотрудничал с Издательским отделом Московского Патриархата и знакомился с жизнью Русской Церкви, особенно монастырской. Его духовным отцом стал наместник Валаамского монастыря архимандрит (ныне епископ) Панкратий . Архимандрит Кирилл (Павлов), духовник отца Панкратия, благословил Паффхаузена на принятие монашества и священного сана. В 1994 году Паффхаузен был рукоположен во диакона, а затем во пресвитера; в 1995 году пострижен в монашество с именем Иона в Свято-Тихоновском монастыре в городе Саут-Кенаан, штат Пенсильвания. По возвращении в Калифорнию отец Иона служил в нескольких миссиях, а позднее получил послушание основать монастырь в честь святителя Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна. Обитель, первоначально находившаяся в Пойнт-Рейес-Стейшн, штат Калифорния, была недавно перемещена на север штата, в Мэнтон близ Реддинга.

http://patriarchia.ru/db/text/488218.htm...

Архангельский летописец говорит, что кровожадные дикари застали святителя врасплох за молитвой в храме. Они бросились на беззащитного старца, избили, изранили, лишили его жизни и бросили святое тело его на мысу. В течение 40 дней, в знойное время, тело епископа Питирима лежало на месте убийства нетронутое тлением. Из ближних и дальних мест стали стекаться жители, чтобы поклониться нетленному святителю . В 1455 г., после убийства свт. Питирима, Пермскую кафедру занял свт. Иона. Его прошлое неизвестно. Очевидна его близость к властным кругам Москвы и митрополиту Ионе. Новопоставленному Пермскому архипастырю было суждено стать очевидцем и участником последовавшего в 1459 г. болезненного для Русской Церкви разделения на Киевскую и Московскую митрополии. Как убежденный противник униатства и сторонник церковного единства, Иона вместе с другими епископами 12 декабря написал увещание литовским архиереям хранить верность православию и не принимать ученика митрополита Исидора – Григория Болгарина . На соборе 1461 г., избравшем Митрополитом Московским и всея Руси Ростовского архиепископа Феодосия (Бывальцева), свт. Иона Пермский объявлял волю почившего митрополита Ионы о приемнике. Епископу Ионе довелось святительствовать в благоприятное время. В 1458 и 1459 гг. московские власти всерьез озаботились положением северо-восточных границ государства. Посланная Великим князем Василием Темным сильная московская рать покорила вятчан, обязав платить дань Москве. Новгородцы и устюжане окончательно разгромили вогулов, установив мир на многие годы на многострадальной пермской земле. Это важное обстоятельство открыло широкие возможности для апостольской деятельности святителя. Главной заслугой свт. Ионы стало окончательное обращение ко Христу жителей Перми Великой, населенной коми-пермяками, остяками и вогулами. Иона блистательно завершил дело, начатое свт. Питиримом, крестив в 1462 г. князя Перми Великой с именем Михаил и его ближайших подданных. Вычегодско-Вымская летопись так повествует об этом историческом событии: «В то же лето владыка Иона добавно крестил Великую Пермь, поставя им церкви и княжат Михайловых крестил» . Вслед за обращением зырянской знати началась христианизация простого народа Перми Великой. В новопостроенные храмы из Усть-Выми были направлены священники. Начало монашества было положено возникновением Иоанно-Богословского мужского монастыря в Чердыни и обители Св. Троицы на р. Печере. В 1470 г. после многих архипастырских трудов свт. Иона преставился в Усть-Выми и был погребен рядом со свтт. Герасимом и Питиримом в Усть-Вымском Благовещенском кафедральном соборе .

http://bogoslov.ru/article/1261736

Иона, митрополит Сарский и Подонский (Архангельский) С 1589 года – настоятель Троицкого Данилова монастыря в Переяславле-Залесском. В том же году присутствовал на Московском Соборе об учреждении патриаршества в России. В начале 1613 года хиротонисан во епископа Сарского и Подонского с возведением в сан митрополита. С 1614 года, после смерти Казанского митрополита Ефрема († 1613), заведовал патриаршими делами до возвращения из плена митрополита Филарета. 24 июня 1619 года участвовал в избрании и посвящении в сан патриарха митрополита Филарета. Недобрую память о себе оставил митрополит Иона. В делах церковного управления он показал себя очень жестоким и неосмотрительным в своих действиях. Он без суда и следствия, а лишь по доносу лишил Вологодского епископа Нектария святительского сана и заточил его в Кирилло-Белозерский монастырь. В другой раз необыкновенную жестокость проявил митрополит Иона по отношению к исправителям Требника – архимандриту Троице-Сергиева монастыря Дионисию и старцу Арсению, которые были заточены им в монастыри, даже подвергнуты мучениям и издевательствам. При осуждении их действовала одна вопиющая неправда, и пострадали они совершенно невинно. За такое самоуправство митрополит Иона в 1620 году решением Собора был запрещен в священнослужении и отстранен от управления епархией. С 1624 года пребывал на покое в Спасо-Прилуцком Вологодском монастыре, где и скончался 29 марта 1627 года. Погребен на кладбище Спасо-Прилуцкого монастыря, против алтаря соборной церкви. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 10. – С. 169–173. Богословский М. С., протоиерей. Московская иерархия. Патриархи. – М., 1895. – С. 15, 16. Савваитов П. И. Описание Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. – Вологда, 1884. – С. 24. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 2. – С. 1194, 1200, 1357, 1358. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 121.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010