20 . Ты уже читал, что Дух не только сила, но Он – Дух совета и силы ( Ис. 11:2 ). Сын назван Посланником великого совета 21 , а Дух – Духом совета ( Ис. 11:2 ), чтобы Ты признал единый совет Отца, Сына и Святого Духа, совет, который не оставляет сомнений в нерушимости приговоров и дает лишь непреложные решения. 21 . Святой Дух выступает судьей божественного совета, и ты можешь убедиться в этом. Мы уже разобрали, что Святой Дух – судья крещения 22 , а в подтверждение, что крещение – совет Божий, ты можешь прочесть: Фарисеи же отвергли совет Божий о себе, не крестившись от него ( Лк. 7:30 ). Если же без Духа не может быть крещения, то немыслим без Него и совет Божий. 22 . Для твердого признания Духа силой мы должны согласиться, что именно о Нем возвещается обетование Господа: Излию от Духа Моего на всякую плоть ( Иоил. 2:28 ). Обетованный нам воистину есть сила Божья, как Сам Сын Божий провозглашает в Евангелии: И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше ( Лк. 24:49 ). 23 . Святой евангелист Лука, стараясь показать, что Святой Дух есть сила Божья, повествует о мощи, с какой Он сошел, в таких словах: И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра ( Деян. 2:2 ). 24 . Не относи это описание лишь к явлениям чувственным и телесным, не забывай, что Дух сошел так, как должно и Христу, Который сойдет с силой, по слову Писания: И увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великой ( Мф. 24:30 ). 25 . Может ли быть не единой сила и не той же самой власть, если едины дело, суд, храм, дар жизни, освящение и Царство Отца, Сына и Святого Духа? 23 3 26 . Пусть же объяснят нам, в чем они видят различие божественного действия! Сам Господь подтвердил, что жизнь состоит в познании Отца и Сына: Такова жизнь вечная, да познают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа ( Ин. 17:3 ) – и что она состоит и в познании Святого Духа: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди, и Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его, а вы знаете Его, ибо Он в вас пребывает и в вас будет ( Ин. 14:15–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

15 . И в Евангелии Господь наш подтверждает существование незримых волос и говорит: А у вас и волосы на голове все сочтены ( Лк. 12:6 ). Бог , несомненно, желает открыть нам действия духовной благодати, а не берет на Себя попечение о волосах нашей головы. Хотя не было бы безумием принять и буквальное толкование, поскольку ничто не может быть скрыто от божественного величия. 16 . Нужно ли мне, чтобы Сам всемогущий Бог знал все мои волосы наперечет? Нет, но поможет мне и послужит на пользу дарование вечной славы неусыпным Свидетелем в награду за благие дела. Сам Самсон, показывая, что речь идет не о телесных волосах, но о мысленных, говорит: Если же остричь меня, то отступит от меня сила моя ( Суд. 16:17 ). Это о таинстве. 1 17 . Теперь рассмотрим отрывки из Писания. Выше ты уже прочел: Благословил его Господь, и начал Дух Господень действовать в нем ( Суд. 13:24–25 ), и далее: И сошел на него Дух Господень ( Суд. 14:6 ), и еще: Если же остричь меня, то отступит от меня сила моя ( Суд. 16:17 ). Самсон был острижен, и посмотри, что говорит нам Писание: Господь отступил от него ( Суд. 16:20 ). 18 . Обрати внимание, отступил от него именно Действовавший в нем. Следовательно, одно и то же Господь и Дух Господень. Иными словами, Писание называет Господом Духа Господня, как и апостол говорит: Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода ( 2Кор. 3:17 ). Итак, ты убедился, что Святой Дух называется Господом, но не одно Лицо Святой Дух и Сын, а одна сущность. 19 . Также в этом стихе сказано «сила», и назван этим словом Дух. Как Отец является силой, так силой является и Сын, и Святой Дух. Ты прочел о Сыне: Христос есть сила и премудростъ Божия ( 1Кор.1:24 ). Читаем и об Отце, что Он – сила, как написано: Узрите Сына Человеческого, седящего одесную силы ( Мф. 26:64 ). Подтверждаем, что здесь именно Отец называется силой, по правую руку от которой сядет Сын, другим стихом: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня ( Пс. 109:1 ). Духа же Святого называет силой Сам Господь: Вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святый ( Деян. 1:8 ). 2

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Страшный суд. Икона. Ярославль, середина XVI в.      Евангелие о Страшном Суде как бы уже поставляет нас на Страшный Суд, где совершенно неожиданно для нашей собственной ортодоксии не выясняются никакие догматические и канонические огрехи. И рассматривается только один вопрос: был ли каждый из нас милосердным по отношению к другим людям. Ибо мера того, как мы относимся к другим людям, и может оказаться мерой того, как Бог отнесется в день Страшного Суда к нам самим: Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом (Иак. 2, 13).   Мы должны прощать прежде всего потому, что и сами нуждаемся в прощении Воспоминание Адамова изгнания, оно же Прощеное воскресенье , ставит наше прощение и возвращение в Рай Сладости в зависимость от того, способны ли мы сами прощать: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14–15). То есть мы должны прощать прежде всего потому, что и сами нуждаемся в прощении! Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6). Серьезным препятствием на пути к подлинному покаянию (что и составляет главную цель всякого поста) оказываются пелагианские и полу-пелагианские мировоззрения, которые могут обнаруживаться и в нашей среде, – когда верующий человек полагает надежду на спасение в собственных силах и видит его в своих собственных делах, добродетелях и заслугах. Святые Отцы и учители Церкви решительно осуждали подобное заблуждение . Святитель Амвросий Медиоланский восклицает: «Я буду хвалиться не потому, что праведен, а потому, что искуплен. Я буду хвалиться не потому, что свободен от грехов, а потому, что мои грехи прощены. Я буду хвалиться не потому, что творил добро, и не потому, что кто-то другой сотворил добро мне, но потому, что Христос – мой заступник перед Отцом, и потому, что Кровь Христова излита за меня» . Библейское Откровение не возводит человека в культ, реально оценивает всякого, называя вещи своими именами. Потому что все согрешили и лишены славы Божией (Рим. 3, 23). Нет в Библии и попытки что-то замолчать или скрыть из «неудобных» фактов биографии как ветхозаветных, так и новозаветных угодников Божьих (пророков и апостолов). Со всею искренностью библейский глагол повествует о нравственных проблемах собственных персонажей, указывая на их моральные изъяны и пороки. Подобное мы обнаруживаем в описании жизни таких угодников Божьих, как Ной (пьянство: ср. Быт. 9, 21), Моисей (убийство: ср. Исх. 2, 12), Давид (прелюбодеяние: ср. 2 Цар. 11, 4; убийство: 11, 15), Соломон (ср. идолопоклонство: 3 Цар. 11, 4). Достаточно нелицеприятные слова в адрес ап. Павла мы находим у ап. Петра (ср. 2 Пет. 3, 15–16) ; видим и обвинение ап. Петра со стороны ап. Павла (ср. Гал. 2, 11–14).

http://pravoslavie.ru/100709.html

Тертуллиан видит взаимосвязь между событиями. Сначала схватить диавола за хвост, потом преодолеть собственную нечистоту: «решительными действиями подчиняйся Богу», а потом – чудо, связанное с кровью. Об этом мы читаем далее: Исх.4:8–9 . «Если они не поверят тебе и не послушают голоса первого знамения, то поверят голосу знамения другого; если же не поверят и двум сим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды [из] реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше». То есть три знамения: взять диавола за хвост, этого древнего змия, который мучает нас – свой собственный грех ухватить за хвост! Потом избавиться от этой проказы греха – чудесным образом обрести чистоту… А это взаимосвязано: если ты взял диавола за хвост, то ты избавился от проказы греха! Именно о проказе греха пророк Исаия в 1-ой главе говорит: «От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места» ( Ис.1:6 )! А если ты избавился от проказы греха, тебе нужно всю кровь, как пишет Тертуллиан , испытать судом: очистить свою кровь Кровью Иисуса Христа. Таков смысл наставления Тертуллиана , древнего учителя Церкви. Посмотрим истолкование Амвросия Медиоланского : «Наконец, и еще одно знамение, которое сотворил Моисей, относится к Господу Иисусу: Он положил руку свою в пазуху и вынул ее, и сделалась рука его, как снег. Он положил ее снова и вынул, и стала рука по виду, как тело человеческое, означая тем самым, что Господь Иисус сначала явил сияние Божества, затем восприятие плоти, и этой верой веровать следовало всем племенам и народам. Он по праву положил руку в пазуху, потому что Христос есть десница Божия, и, кто не верует в Его Божество и воплощение, заслуживает наказания как негодный, подобно тому царю, который, не поверив истинным знамениям, впоследствии, наказанный, просил о помиловании» 57 . Святитель Амвросий Медиоланский был очень внимательным читателем Священного Писания . Тот, кто не знает Библию, не сможет понять этого истолкования. В Книге Левит есть такой образ: там сказано, что если проказа покрывает человека местами, то есть где-то она есть, а где-то ее нет, то такой человек считается нечистым. Но если проказа покрывает человека целиком, и он становится белый как снег, то такой прокаженный объявляется чистым (см.: Лев. 13, 7–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Итак, по истолкованию Златоуста слова «не бойся» предупреждают патриарха, чтобы он не беспокоился по поводу упущенной материальной выгоды, так как Господь помогает ему во всем: «Примечай человеколюбие Господа, как скоро и не медля Он вознаграждает Своими благодеяниями Своего подвижника, укрепляя таким образом и обновляя его силы» 121 . Святитель Амвросий Медиоланский обращает внимание на то, что Господь никогда не медлит с наградой, с благословением, которое посылает избранным: «Господь не медлит… быстро обещает и щедро одаряет, чтобы из-за промедления не овладело слабыми душами раскаяние, что они презрели настоящее. Он вознаграждает с такой щедростью, которая словно приносит еще и прибыль, чтобы обильно воздать тому, кто не соблазнился предложением видимого» 122 . Другие святые отцы, которые разбирали этот отрывок, говорят, что подобно другим праведникам Аврам стремится быть отпущенным в бесконечную жизнь. То есть человек, который говорит о потомке или о наследнике – это человек, который живет уже интересами другой жизни, он как бы уже определился для себя, где более ценная для него форма существования. Этот мир он оставляет, оставляет религиозную общину, которую он создал вместе со своей супругой – и кому же все это достанется? Как будет продолжаться его дело, кем будет продолжаться дело проповеди Единобожия, веры в единого Бога? И мы читаем ниже: « И вывел его вон (Господь, – О. С.) и сказал [ему]: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков » ( Быт. 15:5 ). На самом деле из текста подлинника следует, что Господь вознес Аврама. Дело в том, что с земли можно попытаться сосчитать звезды, но если же ты вознесен в мир звезд и видишь их повсюду вокруг себя – ты не можешь их сосчитать! То есть это было какое-то чудесное видение. Аврам называется отцом всех верующих, апостол Павел пишет об Авраме (Аврааме): «… который есть отец всем нам как написано: Я поставил тебя отцом многих народов пред Богом…» ( Рим. 4:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И мы читаем далее: Исх.1:3 . «Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали ему: так говорит Господь, Бог Евреев: долго ли ты не смиришься предо Мною (они говорят от лица Бога, – О. С.)? отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение». То есть фараон отказывается смириться перед Богом, и это – суть греха фараона и причина наказаний, которые обрушились на Египет по воле Бога. И не смотря на то, что, как сказано выше, Господь ожесточит сердце фараону: «Ибо Я отягчил сердце его и сердце рабов его», мы видим, что сам фараон не лишен свободы до конца: ему опять предлагают выбор. Причем, от лица Бога: «Долго ли ты не смиришься предо Мною?» То есть Бог предлагает ему смириться! «Отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение». Бог предлагает смириться и показывает, как это может произойти. Такое послание Бог доносит до человека, который, как мы предположили, уже состоялся во зле до конца. Ведется борьба за фараона: может быть, и в ультимативной форме, но этот человек поставлен перед дилеммой: он может согласиться с ультиматумом Бога, а может не согласиться. И далее говорится: Исх.10:4 . «А если ты не отпустишь народа Моего, то вот, завтра Я наведу саранчу на твою область». Словом «завтра» правителю Египта опять предоставляется возможность раскаяться, подчиниться воле Бога сегодня, пока завтра не случилась казнь. Уже обозначены условия, что ему надо сделать: ему надо смириться и отпустить народ. Если бы Бог сказал, что вот сейчас начнется эта казнь, сегодня, то у фараона не было бы времени на раздумья! Но Бог помышляет о всем Своем творении, Он заботится и об этом человеке, который уже состоялся во зле, но, не смотря на это, Бог все еще ищет возможность выхода из сложившегося для него положения. Свидетельство о том, что Бог нашлет саранчу, святитель Амвросий Медиоланский комментирует так: «Даже и саранчи благодать Божия достигла. Ибо саранча, которая плотным полчищем покрыла каждую область на всем пространстве, сначала бездействует, не нанося вред жилищам и не пожирая плодов во враждебном нашествии, пока не получает разрешающего знака. Ведь, как мы читаем в Книге Исход, она мстит за оскорбление небу, служанка благочестивого возмездия» 94 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Мк.13:24 .  Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, Мк.13:25 .  и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Мк.13:26 .  Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. Мк.13:27 .  И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба. Мк.13:28 .  От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето. Мк.13:29 .  Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях. Мк.13:30 .  Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет. Мк.13:31 .  Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. Мк.13:32 .  О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. «О дне же том, или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (стих 32; см. Мф.24:36 ). К словам, имеющимся у Матфея, евангелист Марк прибавляет выражение: «ни Сын». Это выражение издавна возбуждало среди толкователей серьезные споры. Смущало оно именно потому, что в нем Сыну приписывается неведение, которое, однако, не может быть приписано Ему, как Лицу Божества. Святитель Амвросий Медиоланский , не находя возможности примирить это выражение с высоким понятием о лице Сына Божия, полагал, что это выражение вставлено в текст Евангелия Марка арианами, чтобы показать православным, что Христос – не Бог («О вере», кн. 5, гл. VI). Но такое предположение нельзя принять уже потому, что отцы Церкви, боровшиеся с арианами, несомненно, обличили бы их в этом искажении евангельского текста. Притом, собственно говоря, и у евангелиста Матфея включается такая же мысль, какая и в этом выражении, потому что и он говорит, что о времени наступления последнего дня знает только один Отец, следовательно, Сын не знает этого и по Евангелию Матфея. Поэтому если даже допустить, что предположение святителя Амвросия правильно, то все равно пришлось бы останавливаться с недоумением на Мф.24:36 . Другие отцы Церкви, не прибегая к таким опасным предположениям, старались объяснить это загадочное выражение тем, что Христос приписывал Себе «незнание» по Своей человеческой природе, почему к слову «Сын» прибавляли прилагательное «Человеческий» (свтт. Григорий Богослов , Афанасий Великий , Кирилл Александрийский ). Но с этим толкованием нельзя согласиться потому, что оно разделяет Христа, тогда как оба естества в Нем – и божеское, и человеческое – нераздельны в своих обнаружениях. Св. Софроний, прп. Иоанн Дамаскин восставали против еретиков VI века – агноитов, которые учили, что Христос, как человек, «кое-чего не знает». По мнению святителя Василия Великого (Творения, ч. 7, с. 159), это выражение нужно передать так: «не знал бы и Сын, если бы не знал Отец, потому что от Отца дано Ему ведение». Но здесь, очевидно, уже изменяется через прибавления сам текст Евангелия...

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

9. Удивительное дело, – ты хочешь знать Исполнителя, Того, Кто положил начало столь великому делу, Кто так скоро это совершил? Это понятно сразу, потому что сказано: Бог сотворил небо и землю. Не усомнись, ты услышал Создателя. Он есть Тот, о Котором благовестил Мелхиседек Аврааму, говоря: «Благословен Авраам от Бога Всевышнего, владыки неба и земли» ( Быт 14:19 ). И поверил Авраам Богу и сказал: «Поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли» ( Быт.14:22 ). Ты же видишь, что не из-за человека это стало возможным, но Бог соизволил этому быть. Ведь Бог – это Мелхиседек, Царь мира и справедливости, и не имеет Бог начала, нет у Него и конца. И не диво вовсе, что Безначальный Бог положил начало всяческим, так, чтобы стали быть те, кто не был. Не диво и то, что Бог совершил всё деяние Своё беспрерывно и Вселенная содержится Его неисследимым величием; Он сотворил всё, как видимое, так и невидимое. Невозможно отрицать, что неоглядно всё, что видимо; когда же то, что видимо – преходяще, то какова же невидимая вечность? Кто же усомнился в том, что сие сотворил Бог , поскольку у пророка сказано: «Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы? Кто уразумел Дух Господа и был советником у Него и учил Его?» ( Ис.40:12–13 ). Ибо Он содержит шар земной и землю совершенно из ничего сотворил. И сказал Иеремия: «Боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес. Он сотворил землю силою Своею и утвердил Вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростёр небеса. По гласу его шумят воды на небесах» ( Иер 10:11–13 ) и добавил «безумствует всякий человек в своём знании» ( Иер 10:14 ). Так как же не безумствует тот, кто последовал за превратным миром и из-за этого решил, что может охватить воистину неизследимую сущность Божию, как же не безумствует он лукавыми спорами? 10. Ведь если ты слышишь стольких провидцев, которым возвестил Бог , что Он сотворил мир, то не верь, что мир безначален, хотя он и задуман как бы шарообразным, так что ничто видимое ещё не существовало; и когда Господь громовым гласом возгласил, то всё как бы поколебалось, так что ты не без труда поймёшь, откуда что началось и где закончилось, ибо начало круга нет возможности удержать чувством.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010