Призвание Авраама Здравствуйте, уважаемые читатели Интернет-портала Православие.ру . Продолжаем исследование книги Священного Писания – Бытия. В прошлой беседе мы рассмотрели 14-ю главу, в которой сказано о неблагоразумии Лота, пренебрегшего советом Авраама, его попадании в плен, освобождении Лота Авраамом и нежелании Авраама быть зависимым от царя Содомского и Гомморского, когда тот хотел отблагодарить его за освобождение из плена: Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама (Быт. 14, 22, 23). Также в 14-й главе мы встречаем первый прообраз Святой Евхаристии, когда царь Салимский – Мелхесидек – выходит навстречу Аврааму и преподносит ему хлеб и вино. Авраам принимает дары и благодарит Мелхиседека, отделяя ему десятую часть от своего имущества. Итак, перейдем к рассмотрению 15 главы. Пятнадцатая глава начинается словами: После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика (Быт. 15, 1). По слову свт. Иоанна Златоуста, Бог утешает этими словами Авраама, отказавшегося принять богатство из рук развратного царя, обещая защиту и награду надеющимся на Него. « Я твой щит . И это изречение многозначительно. Я, который возвел тебя из земли халдейской; Я, Который привел тебя сюда; Я, который освободил тебя от опасностей в Египте; Я, Который несколько раз обещал дать тебе и семени твоему эту землю, – Я защищаю тебя. Я, который каждый день более и более прославляю тебя перед всеми, – Я защищаю тебя, то есть Я подвизаюсь за тебя. Я побеждаю за тебя, Я промышляю о тебе и все тяжелое превращаю для тебя в лёгкое» . Святитель Амвросий Медиоланский уточняет: «Авраам не искал вознаграждения от человека, поэтому получил его от Бога». В ком и от кого душа ищет благополучия, награды и славы, от того и получит Искание славы, благополучия и награды – это, в общем-то, нормальное состояние человеческой души, которая, по выражению учителя Церкви Квинта Септимия Флоренса Тертуллиана , «по природе своей христианка» и стремится к этому стяжанию. Будет ли это благо истинным благом для человека, зависит от стремления души: в ком и от кого она ищет благополучия, награды и славы, от того и получит. Если от Бога, то: Я прославлю прославляющих Меня . (1 Цар. 2, 30). Если Бог захочет нас прославить, кто сможет этому воспрепятствовать? Святой Максим Исповедник пишет следующее: «Бог да я, это уже большинство, причём подавляющее». Но если человек ищет награды и славы от людей, в этом случае преподобный Исаак Сирин предупреждает: «Ищущий себе почестей не будет иметь недостатка в печали». Тоже получит, выражаясь попросту, огребет по полной программе, без недостатка.

http://pravoslavie.ru/110205.html

Из книги Иова следует еще один вывод: не стоит считать, что все плохое попускается людям исключительно за их грехи.      Всеведущий Господь свидетельствует о непорочности Иова (Иов 1, 8). Но знающие этого праведника люди, его друзья, так не считают. Руководствуясь земной мудростью, они видят в Боге внешнюю карающую силу, действующую по Своим, неведомым людям законам. Один из них, Елифаз, строгий моралист. Он твердо убежден, что страдание — это всегда последствие греха, что выдает в нем приверженца мертвой ортодоксии. Религиозные взгляды Вилдада, второго друга Иова, выражены в общих, довольно благодушных фразах. Он предлагает страдальцу не доискиваться истины, уйти от проблемы: если Бог тебе не отвечает, то не стоит даже пытаться добиваться от Него ответа. Третий из друзей, Софар, наиболее беспощаден к страдающему другу. Он уверяет Иова, что его наказание недостаточно, что он заслужил большего за свое тайное нечестие. Последний обличитель Иова, вместо облегчения нанесший ему еще более тяжкие душевные раны, – молодой Елиуй, который горячо доказывал, что Иов страдает из-за самомнения и излишней самоуверенности. Но Иов не может согласиться ни с одним из них, не может клеветать даже на себя. Иов невиновен ни в чем из того, что предполагают в нем его друзья, которым он отвечает без лукавства: Бог «знает путь мой; пусть испытает меня, — выйду, как золото. Нога моя твердо держится стези Его; пути Его я хранил и не уклонялся. От заповеди уст Его не отступал; глаголы уст Его хранил больше, нежели мои правила» (Иов 23, 10—12). Глубоко переживая то, что всей праведности человека недостаточно для воссоединения с Богом, праведник пророчески взывает от лица всего ветхозаветного человечества: «Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас» (Иов 9, 33). Иов ищет живой связи с Богом, его не устраивает формальное признание своей вины. Он желает понять смысл своих страданий, требует, чтобы Сам Господь объяснил ему Свои действия. И праведнику дается это ведение и видение Спасителя Христа. Невинно претерпевая горе, страдая от неодобрения близких и от молчания Господа, Иов предузнал те страдания, которые придется претерпеть Христу ради спасения людей. Провидя, что Бог не просто попускает ему страдания без вины, но и Самому Богу предстоит пострадать ради Иова, праведник смог иначе взглянуть на свои страдания, увидеть в них духовный, иррациональный смысл. По этой причине святитель Амвросий Медиоланский говорил, что «никто не любил Христа больше, чем Иов».

http://pravoslavie.ru/98026.html

     Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! С праздником, с воскресным днем, с Неделей блудного сына, которая напоминает каждому из нас о том, что все мы уходим, но по милости Божией возвращаемся к своему Творцу, к Богу, к Отцу. К Тому, Кто, несравнимо ни с кем на земле и на небе, любит каждого из нас – Своего сына, Свою дочь. Из года в год мы слышим эту великую притчу, это великое Евангелие – Евангелие, потому что святитель Амвросий Медиоланский назвал рассказ Спасителя о блудном сыне самой настоящей благой вестью, самым настоящим законченным Евангелием. И разве это не благая весть?! Что, какие бы грехи, какие бы предательства, какие бы глупости ни сотворил человек, для Бога он все равно остается любимым ребенком, чадом, дочерью или сыном, который будет прощен, только бы в сердце его возгорелись любовь, понимание Отца, стремление к Нему, и если уж совсем человек придет в себя, как говорится в этой притче, то и благодарность Отцу Небесному. Все в этой притче прекрасно, даже то, что человек покидает своего отца, уходит от него, наносит ему рану, предает его… Чем же это прекрасно? Это прекрасно для нас, падших людей, таких же, как этот блудный сын, хотя бы потому, что мы можем осознать весь ужас падения всего человечества и каждого из нас. Каждый штрих в этой притче удивителен, и с каждым годом, несмотря на то, что мы множество раз слышали эту притчу, открывается в ней все новое и новое.      Вот сын объявляет своему отцу, что он требует той достойной части от имения и наследства, чтобы пользоваться им, как он сам хочет. Наследство обычно дается после смерти родителя. Этот несчастный сын, так же, как и мы, когда погрязаем в своем себялюбии, говорит: «Ты для меня уже умер». «Ты для нас умер уже», – говорим мы каким-то задним умом, совершая хотения наших страстей, то, что противно заповедям нашего Отца, животворящим, творящим жизнь. А после что произошло? Этот блудный сын какое-то время был еще с отцом. В притче умалчивается почему. Но спустя некоторое время он ушел – ушел не с домами, не с вещами. С чем же он ушел? С деньгами, которые он потребовал выручить, продав часть имения отца – того, что отец созидал своим трудом и ради своих детей. «Отдай мне это как хочешь, не мое дело как. И дальше я буду жить так, как я хочу». И вот, несмотря на все эти обиды, раны, оскорбления, отец, когда этот несчастный сын пришел в себя и вернулся к нему, бросился ему навстречу. Издали увидев его бредущим, жалким, трепещущим: «А как примет меня отец?», кинулся ему навстречу, и обнял его, и покрыл его поцелуями отцовскими – все забыто, кроме любви. Это и есть Евангелие, это и есть Бог и каждый из нас.

http://pravoslavie.ru/137675.html

Во второй том собрания творений святителя Амвросия вошли трактаты, посвященные темам девства и мариологии. Все тексты представлены на латинском языке и в русских переводах. Предисловие Т Л. Александрова Среди обширного наследия свт. Амвросия Медиоланского, включающего, в частности, целый ряд нравственно-аскетических сочинений, выделяется группа произведений, посвященных девству, вдовству, браку и безбрачию — но все же по преимуществу именно девству как предпочтительному состоянию человека. Это трактаты «О девственницах», «О вдовицах», «О девстве», «О наставлении девы и о приснодевстве святой Марии и «Увещание к девству». Эти произведения традиционно пользовались большой популярностью среди читателей и достаточным вниманием исследователей. Причина этого, с одной стороны, в том, что в этих произведениях осуществлен уникальный синтез богословия, экзегезы, пастырской практики, а также обширной светской учености медиоланского епископа, а с другой — в том, что, несмотря ни на какие превратности истории, на неоднократно повторявшиеся эпохи тотального падения нравов и на противодействие со стороны светского мировоззрения, тема всецелого посвящения себя Богу не перестает быть актуальной, и стремление отдельных личностей к жизни «равноангельской» не иссякает. Согласно христианским аскетическим воззрениям, разделяемым свт. Амвросием, подлинная история девства началась с пришествия на землю Христа, Который «сообщил человеческим телам образ небесной жизни». Девство было изначальным состоянием прародителей до грехопадения, восстановленным благодатью Христовой, оно же является естественным для каждого человека, приходящего в мир. В Откровении дается картина ста сорока четырех тысяч избранных, «непорочных пред Богом»: Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел (Откр. 14. 4). В данном случае это не столько девственники в собственном смысле слова, сколько образ душ, преданных Христу. Христианское учение о девстве началось с апостола Павла, который мягко и рассудительно рекомендовал его своим адресатам как путь не обязательный, но желательный: кто решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше (1 Кор. 7. 37—38). Именно с апостола Павла начинается та неразрывная цепь традиции, к которой принадлежит и свт. Амвросий.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

святитель Амвросий, епископ Медиоланский Хотя писать о том, о чем сожалеем, есть только усиление страдания, но так как в воспоминании об утраченной вещи дух чаще всего находит себе успокоение (ибо, когда мы пишем, мы устремляем к ней мысль и внимание, и тогда она в словах наших как бы оживает), то рассудили мы написать о кончине младшего Валентиниана, чтобы из-за молчания нашего не оказалось, будто мы предали забвению этот благодетельствовавший нам залог, и память о нем непочтительно оставили, избегая случая к соболезнованию, а тем более, что соболезнующий утешается самим своим сожалением, и когда я о нем или к нему говорю, тогда как бы о предстоящем или к предстоящему речь обращаю. Итак, что прежде всего оплакивать я буду? О чем прежде горько сожалеть? Дни желаний наших обратились в плач: Валентиниан возвратился к нам не таков, какого ожидали, исполнил он обещание свое самою смертью, но желанное присутствие его стадо нам весьма горестно. О, если бы он еще отсутствовал и был жив! Но, услышав, что Альпийские горы Италии осаждены неприятелем, пожелал лучше сам бедствовать, оставя Галлию, нежели не быть с нами, когда мы в опасности. Погрешил император, что хотел Римской империи помочь! Эта вина в смерти достойна хвалы. В воздаяние доброму Государю прольем слезы, ибо он заплатил нам смертью своей. Но не нужно здесь призывать к плачу. Оплакивают Валентиниана все, плачут неизвестные и боящиеся, плачут принужденные и варвары, плачут и те, которые казались неприятелями. К скольким стонам побудил он народы от Галлии и до наших мест? Ибо все оплакивают его не как императора, но как общего отца, сожалея о смерти его, как о своей собственной. Лишились мы императора, о котором соболезнование наше умножается тем более, что он был не зрел летами, но мудр советами. Потому, как говорит пророк: око мое изливает воды, ибо далеко от меня утешитель,который оживил бы душу мою (Плач. 1,16); не только телесные, но и мысленные очи мои притупились, и все чувства некоей слепотой покрылись, так как лишился я того, кто обратил душу мою и в великом отчаянии сущую ободрил, и исполнил надежды.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/37/h...

У многих и многих столкновения с блудными осквернениями души и тела начинаются достаточно рано. И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность – суета ( Еккл. 11, 10). Хотя Церковь традиционно более сострадательно относиться к подобным падениям неопытных юных и молодых, различая степень виновности, исходя и из возраста согрешившего . Впрочем, Ориген пытался оспорить и такое смягчение словами: «Никто да не оправдывается: я был молод, был безбрачен, поэтому до брака согрешал блудом. Почему же ты не женился?» В духовной жиз­ни «мелочей» нет Апостол Павел наставлял молодого слу­жителя Церкви Тимофея словами: Юношеских похотей убе­гай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призы­ваю­щими Господа от чистого сердца ( 2 Тим. 2, 22). Юношеские же по­хоти есть всякие похоти безрассудные и вредные (1 Тим. 6, 9). В молодости человек еще не распознал пагубность греха и творит его играючи; только с годами, как следствие посто­ян­ства в исповеди, приходит глубокое понимание содеянного, истинное сокрушение о падениях. Юно­шеских похотей убегай – означает со всей серьезностью отно­ситься к проблеме подобного греха. Не бывает «больших» и «малых» гре­хов. Сказано в Писании: Кто соблюдает весь закон и со­гре­шит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; по­сему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты так­же преступник закона ( Иак. 2, 10 – 11). То есть в духовной жиз­ни «мелочей» нет. Поэтому, говоря о юношеских соблазнах, свя­ти­тель Иоанн Златоуст видит в них и те блудные пороки, ко­то­рые сопутствуют определенному возрасту. Назовем лишь на­ибо­лее распространенные из них. Рукоблудие (мастурбация) – серьезное испытание для юно­ше­ства! О подобном типе блудного осквернения в Писании говорится: Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести (1 Фес. 4, 3–4). Святитель Амвросий Медиоланский писал: «Пусть каждый знает себя и обладает своим сосудом (т. е. в соответствии с его предназначением: для отправления нужды и чадородия – О.С.), чтобы ожидать должных плодов только от такого (т. е. законного акта – О.С .), который возделан его телом, и пусть ему земля не принесет терния и волчцы (Быт. 3, 18), но да скажет и он: Земля дала плод свой ( Пс. 84, 13). И пусть некогда земля (т. е. плоть – О.С .), тернистая в немощи страстей, расцветет в насаждении добродетелей (т. е. брачной жизни – О.С .)» .

http://pravoslavie.ru/104634.html

Тем более что, когда умер Авраам, Исаву и Иакову было по 15 лет! Авраам их обучал. Вот этим самым повелениям Божиим, уставам, законам, которые и сам исполнял. Он их обучал, как их понимать и как их исполнять. Но ученики-то разные бывают. Один – в шатре сидит, не убегает из кабинета своего дедушки Авраама, а другой – бегает по улице в стране далече! Собственно говоря, обучение начиналось в еврейском народе с пяти лет. Так что десять лет они были в школе Авраама. Онкелос так и интерпретирует данный текст в своем «Таргуме Онкелоса»: «Мальчики выросли. Исав стал ловким охотником, человеком, который выходит в поле, а Иаков – человеком тихим, он служил в доме учения» . И далее мы читаем: Исаак любил Исава … (Быт. 25, 28). Вот тут непонятно! Казалось бы, Исаак – сам пророк Божий, патриарх Божьего народа – должен любить Иакова, который занимается исследованием Закона Божьего. Но он любит больше Исава. И здесь дается даже пояснение, почему: Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова (Быт. 25, 28). Если мы буквально примем этот текст, в этом прочтении, и оставим его в таком понимании, то личность Исаака меркнет! Он любит Исава из-за неких гастрономических предпочтений, потому что тот хорошо готовит мясо! И в этом случае к нему применимы слова: Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых (Исх. 23, 8). В идеале, родители должны одинаково хорошо относиться к своим детям, никого не выделяя и никем не пренебрегая. Святитель Амвросий Медиоланский писал: «Пусть равная мера любви согревает детей. И если какая-либо черта в ребенке, который более ласков и больше похож на тебя, в большей степени притягивает твою любовь, то справедливость должна быть равной по отношению ко всем» . Но на самом деле все сложнее. Давайте вспомним: Ной знает, какие животные чистые, какие – нечистые! Знает? Знает! И Авель знает, как приносить жертву от первородных стада своего и от тука их (Быт. 4, 4), как в Законе сказано в Книге Левит: И принесет он из мирной жертвы в жертву Господу тук, покрывающий внутренности, и весь тук, который на внутренностях (Лев. 3, 3).

http://pravoslavie.ru/111168.html

Ибо похвален Иосиф, который показал пример в этом благочестивом деле, похвален Иосиф, кому отец, горя любовью, сказал: «От Бога отца твоего, который и да поможет тебе, и от Всемогущего, который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцев и утробы, Благословениями отца твоего» ( Быт 49,25–26 ). Итак, благословенный этот сын в сороковой день чтит память благочестивого отца своего Иакова, запинателя. Подобным образом и мы в сороковой день справляем память Феодосия, который, подражая праотцу Иакову, запнул неверность тиранов и скрыл языческие идолы: ибо вера его скрыла всякое почитание, воздаваемое идолам и все их церемонии уничтожила; который сожалел, что снисхождение его, оказанное к погрешившим, было не действительно, и прощения им не дано. Но дети не отрекутся даровать данного родителем их, не отрекутся, хотя некто старался им в том помешать: да и не могут отрицать того, что даровал отец вообще, не могут отрицать те, которые теперь платят данное каждому порознь. Кончина императора нашего тем более славна, что он все уже вручил своим детям царство, власть и имя Августа. Похвально и то, что уменьшение некоторых сборов исполнилось при смерти его, так что покусившийся препятствовать тому, заслужил себе ненависть, от Феодосия же эта честь не отнята. И это справедливо: ибо когда последняя воля и завет частных людей имеют свою силу, то может ли быть тщетно завещание императора? Похвален Феодосий и в том, что завещание его касалось общего права, ибо в отношении сыновей нечего было ему учреждать вновь, поскольку уже вручил им все, кроме только того, что доверил их попечению дядьки; о подданных же надлежало ему сделать завещание, чтобы тем запечатлеть порученное верности других. Приказал издать закон пощады и снисхождения, который оставлен им в письме. Что может быть достойнее, чем завещание императора в форме закона? Поистине такой император ушел от нас, но не весь ушел: ибо оставил нам детей своих, в которых должны мы признавать его самого, и в которых видим и имеем его. Да не смущает нас возраст: верность войск есть совершенный возраст императора, ибо совершенный возраст есть там, где совершенная храбрость. Это взаимообразно, потому, что и вера императорская есть сила и храбрость войска.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Известно вам, какие торжества вера Феодосия подарила вам. Когда из-за тесноты места воины несколько опоздали вступить в брань и неприятель начал беспокоить, тогда император один, сойдя с коня, сказал перед войском: Где Бог Феодосия? И это сказал близок уже будучи ко Христу. Ибо кто мог бы это выговорить не прилепившимся ко Христу? Этими словами возбудил войска, и примером своим вооружил их. Стар был летами, но крепок верой. Так вера Феодосия была вашей победой, поэтому пусть ваша верность будет храбростью сынов его. Ибо вера умножает лета. Авраам и Сарра не рассуждали о летах, чтобы могли они родить в старости, и не удивительно, что вера, сказали мы, умножает лета, ибо она дает будущее. " Вера, – по словам апостола, – есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр 11,1 ). Так учит нас Писание. Если же вера есть извещение уповаемых, то насколько более она есть извещение видимых? Благо веровать: «Праведный, – по Писанию, – верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа моя»( Евр 10,38 ). Мы же да не поколеблемся, или да не отступим к потере нашей душевной, но да оградим себя верой к приобретению душ наших. Ибо об этой вере получили свидетельство праотцы наши, Авраам, Исаак и Иаков, почему оставили они нам наследие веры. Верен Авраам, который не делами, но верой оправдался. Верен Исаак, который по вере своей не устрашился родительского меча. Верен Иаков, который следуя по стопам веры отца своего, на пути видел сонм ангелов. Когда пророк Елисей в Самарии нечаянно окружен был сирийскими войсками, тогда, видя это, слуга его Гиезий, сказал ему: «увы! Господин мой, что нам делать? И сказал он: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше нежели тех, которые с ними. И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными крутом Елисея. Когда пошли к нему Сирияне, Елисей помолился Господу и сказал: порази их слепотою. И Он поразил их слепотою, по слову Елисея» ( 4Цар. 6,15–18 ). Слышали вы, воины, что где неверность, там и слепота. Ибо справедливо слепы были войска неверных. Напротив, где присутствует вера, там ополчаются ангелы. Благая вера часто действует и в самых мертвых: враг же с воинством своим мучим силой мучеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

11 . В воду погружается плоть, дабы всякий плотской грех был смыт. При этом уничтожается всякое злодеяние. На древе был распят Господь Иисус, когда Он страдал за нас. В виде голубя, как ты знаешь из Нового Завета, сошел Дух Святой, Который дарует душе твоей мир и спокойствие духу. Ворон есть образ греха, который ушел и не возвращается, если и в тебе также пребудет трезвение и пример праведного. 12 . Есть и третье свидетельство. Апостол учит тебя, что «отцы наши все были под облаком, и все перешли море, и все были крещены в Моисея в облаке и в море» (см. 1Кор 10:1–2 ). К тому же и сам Моисей говорит в песне: «Ты послал Духа Твоего и покрыло их море» (см. Исх 15:10 ). Ты замечаешь, что уже тогда, в том переходе евреев, было предызображено святое крещение, в котором египтянин погиб, а еврей спасся. Чему же иному мы ежедневно научаемся в этом таинстве, если не тому, что вина тонет и прегрешение уничтожается, благочестие же и целомудрие всецело остаются. 13 . Ты слышишь, что отцы наши были под облаком, и притом благим облаком, которое погасило пламя плотских страстей; благое облако осеняет тех, кого посетил Святой Дух. Наконец, Дух Святой нашел на Деву Марию, «и сила Вышнего» осенила Ее ( Лк 1:35 ), когда Она родила искупление рода человеческого. И это чудо было совершено через Моисея прообразовательно. Если же Дух присутствовал там, где был образ, то неужели Он не присутствует там, где истина, когда и Писание говорит тебе, что «Закон был дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» (см. Ин 1:17 )? 14 . Мерра была горьким источником. Моисей бросил в источник дерево – и он стал сладким ( Исх 15:23–25 ). Вода без прославления Креста Господня бесполезна для предстоящего спасения. Когда же вода освящена тайной спасительного Креста, тогда она готова стать духовной баней и чашей спасения. 15 . Верь же не только своим телесным очам: невидимое более видимого, ибо одно – вечно, а другое – временно. Невидимое для глаз более, ибо оно постигается умом и душой.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010