4. У нас есть Тот, не угодить Кому представляет бóльшую опасность, также и самим императорам по нраву, когда все исполняют свои обязанности, и вы готовы терпеливо выслушать каждого вносящего предложения по своей должности и заслуженно упрекаете того, кто не соблюдает порядок своей службы. Если вы охотно принимаете ваших подчиненных, то неужели сочтете обидой для себя принять нас, священнослужителей, говорящих не от себя, но по повелению? Тебе же знакомо это речение: когда предстанете перед правителями и царями, не заботьтесь, как и что сказать: ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас ( Мф. 10:19–20 ). Если бы я говорил о государственных нуждах, – в них тоже нужна справедливость! – я бы не так боялся быть неуслышанным. В Божьем же деле кого тебе слушать, если не епископа? Для него грех – бóльшая опасность, и если епископ не решится сказать тебе правду, то никто не осмелится. 5 . Я знаю тебя как человека благочестивого, милостивого, кроткого и спокойного, имеющего в сердце веру и страх Божий; но человек легко может ошибаться. Некоторые имеют ревность по Боге, но не по разумению ( Рим. 10:2 ). Полагаю, нужно стараться не допустить такую ревность в души верных. Мне известно твое благочестивое чувство к Богу, снисходительность к людям, и я сам обязан тебе многими благодеяниями и щедротами. Вот почему я прихожу в сильное волнение и тревогу, что ты потом осудишь меня собственным приговором за то, что мое лицемерие и угодливость стали причиной твоего падения. Даже если бы это был грех по отношению ко мне, я не должен был бы молчать, потому что написано: Если же согрешит против тебя брат твой, обличи его сначала; потом укори при двух или трех свидетелях; если же не послушает тебя, скажи церкви ( Мф. 18:15, 17 ). Промолчу ли я в Божьем деле?! Итак, давай рассмотрим мои опасения. 6 . После сообщения комита военного командования Востока о поджоге синагоги 285 при подстрекательстве епископа ты приказал, чтобы участники понесли наказание, а синагогу отстроил сам епископ. Я не говорю, что нужно было подождать показаний обвиняемого. Обычно епископы умиряют толпу и стремятся сохранить мир, хотя иногда они вынуждены ответить оскорбителям Бога или обидчикам Церкви. Предположим, этот епископ был чрезмерно усерден при поджоге, но будет чересчур робок на суде, и не опасаешься ли, император, что он притворно согласится с твоим приговором? Тебя не трогает, что ты заставишь его покривить душой 286 ?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

256. Синод. перевод: …когда не верите Мне, верьте делам Моим… — Ред. 257. Синод. перевод: …а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. — Ред. 258. Синод. перевод: …если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей. — Ред. 259. Заметка стенографа. 260. Источник: Альманах «Альфа и Омега». 261. В древней церковной литературе епископ часто называется «священник» или «первосвященник», а диакон — «левит»; ср. I Послание к Коринфянам святителя Климента Римского, 40; Святитель Кирилл Иерусалимский. Слова Тайноводственные, 5:2–3. 262. Христос как Бог Сам прощал грехи, священники же отпускают грехи в силу полученной от Христа власти (см. Ин 20:23). 263. Речь идет о помазании всего тела; см. Алмазов А. История чинопоследований крещения и миропомазания. Казань, 1884. С. 267–271. 264. Синод. перевод: …ибо, где будет труп, там соберутся орлы. — Ред. 265. Синод. перевод: …се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. — Ред. 266. Синод. перевод: …уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа. — Ред. 267. Синод. перевод: …когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно. — Ред. 268. Синод. перевод: …Он не сделал никакого греха. — Ред. 269. Синод. перевод: …Все это происходило с ними. — Ред. 270. Лакуна. 271. О такой форме крещения говорят Тертуллиан — «О зрелищах», IV; «О крещении», V; священномученик Ипполит Римский — «Апостольское предание», 21; святитель Кирилл Иерусалимский — «Слова тайноводственные» 2:4. Упоминание Креста — особенность миланского чина крещения. 272. Это помазание не является таинством Миропомазания, которое в Милане совершалось после ритуала омовения ног (О таинствах III,8). Для Запада характерно двойное посткрещальное помазание: вначале главы и всех частей тела, затем крестообразное помазание чела (см. Священномученик Ипполит Римский. Апостольское предание, 21).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

135 . С болью отсекается даже сгнившая часть тела, но и то (добрый врач) прежде старательно (diu) исследует, нельзя ли помочь ей лекарствами, и (уж окончательно убедившись в том, что) это невозможно, решается на отсечение. Подобно доброму врачу и добрый епископ желает врачевать слабых, вылечивать (auferre) разрастающиеся язвы, прижигать некоторые (из них), но никак не отсекать; и (лишь после того, как он придет к убеждению) в невозможности вылечить (язвы), он с болью (в сердце решается) отсечь (от церкви недостойных членов) 549 . Здесь особенно ценно (magis eminet) прекраснейшее (апостольское) наставление, чтобы мы больше думали не о том, что (касается) нас, но о том, что (касается) других ( Флп.2:4 ), ибо в том случае, мы не будем склонны к гневу и не будем питать излишней слабости к нашим желаниям. Глава XXVIII. Нужно быть широко милосердным, даже если бы это не было выгодно для нас; здесь приводится памятная история о священных сосудах, проданных на слом Амвросием для выкупа пленных; затем даются наставления о законном пользовании золотыми и серебряными драгоценностями, принадлежащими церкви. Потом на примере святого Лаврентия разъясняется, каковы действительные сокровища церкви, и затем излагаются правила для переплава и продажи освященных сосудов. 136 . Величайшим побуждением к милосердию служит сострадание чужим несчастьям и посильная помощь в их нуждах, а иногда и непосильная (et plus interdum quam possumus). Ибо лучше самим подпасть осуждению (causas praestare) за милосердие или подвергнуться неприязни, чем проявить немилость, как мы некогда подверглись ненависти за то, что продали (confregerimus) священные сосуды с тем, чтобы выкупить пленных; это не понравилось арианам, и (пожалуй) не столько не понравилось самое дело, сколько (хотелось) найти в нас что-либо заслуживающее порицания. Но кто же столько жесток, немилостив и бесчувствен, которому было бы не по душе избавление человека от смерти, женщины – от бесстыдства варваров, что еще хуже смерти, отроковиц, отроков и младенцев – от идольской мерзости, которой они осквернялись из страха пред смертью?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

25. Хотя это можно отнести и к Тому, Кто, пребывая образом Божиим, легко мог склонить небеса, но снизошел до образа раба 1003 и, восприяв наши немощи, понес их. 1004 Кто, провидя, что Его святые не станут присваивать себе почести как будто награбленное, 1005 но подчинятся равным и предпочтут себе других, сказал: Благо мне, что Я унижен ( Пс. 118. 71 ). Благо Мне, что Я подчинил Себя, чтобы подчинилось Мне все и чтобы был Бог все во всем ( 1Кор. 15. 28 ). Изливай это смирение в души каждого и сам подавай всем пример, говоря: Будьте подражателями мне, как я Христу ( 1Кор. 11. 1 ). 26. Пусть они научатся искать богатство в добрых делах и изобиловать добронравием. Красота богатства не в кошельках богачей, но в пропитании бедных. 1006 На них, немощных и нуждающихся, ярче блистает золото. Пусть также те, кто имеет деньги, научатся искать не своего, но Христова, 1007 чтобы и Христос их взыскал, 1008 чтобы даровал им Свое. За них Он пролил Свою кровь, излил на них Духа Своего, им предлагает Царство Свое. Что может дать большего Тот, кто принес в жертву Самого Себя? Или чего не даст Отец, Который за нас предал смерти единственного Сына? Итак, убеждай их служить Господу в трезвении и благодарности, со всем усердием души возводить очи к небесам, ни во что не ставить стяжание, если это не стяжание жизни вечной, ибо все богатства века сего – душевные траты. Всего лишился тот, кто хотел стяжать Христа, 1009 и хотя он удивительно сказал об этом, но меньше выразил на словах, нежели на деле. Ибо он говорил о чужом, Христос же сказал: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя ( Лк. 9. 23 ), чтобы самому для себя стать убытком, а для Христа – приобретением. 1010 Все здешнее непрочно, ущербно, без прибытка, лишь там прибыток, где плод нескудеющий, где награда вечного покоя. 27. Препоручаю тебе, сын, Церковь Корнелиева Форума, 1011 чтобы ты, находясь неподалеку, навещал ее чаще, пока туда не будет назначен епископ. Я занят, ибо настали дни Четыредесятницы, и не могу поехать так далеко.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Однажды, во время переворота, совершавшегося в духе Августина, в то время, когда «все в жизни колебалось» для него, среди пламенной молитвы из глубины растерзанной души услышал он голос: «Возьми читай, возьми читай!» Встав, взял он книгу и на первой открывшейся странице прочел: Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и об­лечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не пре­даваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти... ( Рим. 13, 12–14 ). С этой минуты совершилась благодатная перемена с сыном Моники, вымолившей у Бога спасение его, и печаль матери в радость обратилась... В 387 году он принял крещение от святителя Амвросия Медиоланского . По смерти матери Августин раздал все имение бедным, принял иноче­ство и три года провел в уединении и строгих подвигах. В 391 году Вале­рий, епископ Иппонский, против его воли посвятил его в пресвитера, а в 395 году настоял, чтобы Августин был посвящен в епископа – викария его. Подготовясь многою молитвою, Августин вступил в звание пропо­ведника, устроил монастырь со строгими правилами общежития, пре­дал всего себя служению вере: то писал против манихеев, то занимался изъяснением Священного Писания. По смерти Валерия в продолжение 35-ти лет был деятельным пастырем Иппонским и словами и писаниями боролся с еретиками; старался действовать на них любовью, но жестоко­сти и даже злодеяния донатистов заставили его укрощать их и строги­ми мерами, не допуская, однако же, смертной казни. «Мы не жалуемся на них, мы не гоним их, – говорил Августин, – и для нас будет весьма больно, если страдания (которым они подвергают) рабов Божиих будут отмщены воздаятельными казнями». В 411 году начал действовать и про­тив ереси Пелагия, но в сочинениях своих не называл его по имени – ради того, «чтобы оскорбленный противник не сделался неизлечимее». С терпением великим и твердостью вел борьбу с Пелагием, который то был осуждаем в Риме, то находил себе защиту и оправдание.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

святитель Амвросий, епископ Медиоланский Содержание Апостольский символ веры    Верую в Бога, Отца, всемогущего, Творца неба и земли.    И в Иисуса Христа, его единственного Сына, нашего Господа, зачатого Святым Духом, рожденного Девой Марией, пострадавшего при Понтии Пилате, распятого, умершего и погребенного, сошедшего в ад, на третий день воскресшего из мертвых, взошедшего на небо, сидящего по правую руку Бога, всемогущего Отца; Он и придет оттуда судить живых и мертвых.    Верую в Святого Духа, святую всеобщую церковь, общение святых, прощение грехов, воскресение плоти и вечную жизнь. Аминь.    Цитируется по изданию. Карл Барт. «Очерк догматики». Издательство «Алетейя». СПб., 2000. Стр. 3. Символ веры священномученика Иринея Лионского...    Церковь хотя рассеяна по всей вселенной даже до концов земли, но приняла от апостолов и от учеников их веру в единого Бога Отца, Вседержителя, сотворившего небо и землю, и море, и всё, что в них,    И во единого Христа Иисуса, Сына Божия, воплотившегося для нашего спасения, и в Духа Святого, через пророков возвестившего всё домостроительство Божия и пришествие и рождение от Девы и страдание и воскресение из мертвых и вознесение во плоти на небо возлюбленного Христа Иисуса Господа Нашего, а также явление Его с небес во славе Отчей, чтобы «возглавить всё» (Еф.1.10) и воскресить всякую плоть всего человечества, да перед Иисусом Христом, Господом Нашим и Богом, Спасом и Царем, по благоволению Отца невидимого, «преклониться всякое колено небесных и земных и преисподних, и всякий язык исповедает Ему» (Флп.2.10),    И сотворит Он праведный суд всех: духов злобы и ангелов, согрешивших и отпадших, а также нечестивых, неправедных, беззаконных и богохульных людей Он пошлёт в огонь вечный, напротив праведным и святым соблюдавшим заповеди Его и пребывшим в любви к Нему от начала или по раскаянии, дарует жизнь, подаст нетление и сотворит вечную славу. Символ веры Тертуллиана    Вот правило или символ нашей веры. Мы исповедуем его всенародно. Мы веруем, что существует единый Бог, Творец мира, извлекший его из ничтожества Словом своим, рожденным прежде всех век.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4160...

святитель Амвросий, епископ Медиоланский Хотя писать о том, о чем сожалеем, есть только усиление страдания, но так как в воспоминании об утраченной вещи дух чаще всего находит себе успокоение (ибо, когда мы пишем, мы устремляем к ней мысль и внимание, и тогда она в словах наших как бы оживает), то рассудили мы написать о кончине младшего Валентиниана, чтобы из-за молчания нашего не оказалось, будто мы предали забвению этот благодетельствовавший нам залог, и память о нем непочтительно оставили, избегая случая к соболезнованию, а тем более, что соболезнующий утешается самим своим сожалением, и когда я о нем или к нему говорю, тогда как бы о предстоящем или к предстоящему речь обращаю. Итак, что прежде всего оплакивать я буду? О чем прежде горько сожалеть? Дни желаний наших обратились в плач: Валентиниан возвратился к нам не таков, какого ожидали, исполнил он обещание свое самою смертью, но желанное присутствие его стадо нам весьма горестно. О, если бы он еще отсутствовал и был жив! Но, услышав, что Альпийские горы Италии осаждены неприятелем, пожелал лучше сам бедствовать, оставя Галлию, нежели не быть с нами, когда мы в опасности. Погрешил император, что хотел Римской империи помочь! Эта вина в смерти достойна хвалы. В воздаяние доброму Государю прольем слезы, ибо он заплатил нам смертью своей. Но не нужно здесь призывать к плачу. Оплакивают Валентиниана все, плачут неизвестные и боящиеся, плачут принужденные и варвары, плачут и те, которые казались неприятелями. К скольким стонам побудил он народы от Галлии и до наших мест? Ибо все оплакивают его не как императора, но как общего отца, сожалея о смерти его, как о своей собственной. Лишились мы императора, о котором соболезнование наше умножается тем более, что он был не зрел летами, но мудр советами. Потому, как говорит пророк: око мое изливает воды, ибо далеко от меня утешитель,который оживил бы душу мою (Плач. 1,16); не только телесные, но и мысленные очи мои притупились, и все чувства некоей слепотой покрылись, так как лишился я того, кто обратил душу мою и в великом отчаянии сущую ободрил, и исполнил надежды.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/37/h...

Св. Амвросий родился между 333 и 340 годами 334 в Галлии, где отец его, тоже Амвросий, долгое время был преторианским префектом. Родным его городом с большей или меньшей вероятностью можно считать Трир. О его детских и юношеских годах, а также его воспитателях, до нас не дошло никаких сведений: сам Амвросий ни в одном из своих многочисленных сочинений не упоминает ни о матери, ни о воспитателях. Правда биограф его — Павлин сообщает несколько эпизодов из его детской жизни, однако в этих повествованиях слишком много легендарнаго (не смотря на желание автора изложить только достоверное 335 ), почему к жизнеописанию Павлина нужно относиться с особой осторожностию. Известно только, что Амвросий довольно рано лишился отца, а его мать вместе с ним и другими двумя старшими детьми Марцеллиной и Сатиром переселилась в Рим. Благодаря этому обстоятельству св. Амвросий получил возможность пройти ту образовательную школу, которая в то время почиталась необходимой для людей его происхождения, тем более, что Амвросий намеревался последовать примеру своего отца и посвятить себя административной деятельности. Нечего говорить о том, что образование Амвросий получил языческое. Его сочинения указывают на более или менее близкое знакомство с произведениями очень многих языческих писателей. Так, Schmidt (ор. с.) насчитывает до 15 греческих и латинских классиков, на которых Амвросий ссылается в одном только своем сочинении De officiis. Правда, многих из упоминаемых им классиков Амвросий не читал в подлиннике, а был знаком с их учением в передаче Цицерона, тем не менее факт остается фактом: Амвросий получил широкое образование. Так как ближайшей задачей будущаго медиоланскаго епископа была адвокатура, то он особенно усердно занимался красноречием и правом. Окончив образование, Амвросий стал выступать в роли адвоката в римской претории. Здесь он обратил на себя внимание префекта Проба, который приблизил его к себе и дал ему место советника префекта; впоследствии он рекомендовал Амвросия императору Валентиниану, который и назначил его в 373 г. 336 на освободившийся пост префекта северной Италии, именно провинций: Лигурии. и Эмилии. Покровитель Амвросия Проб, провожая его на место новаго служения, сказал: «Иди и поступай не как судья, а как епископ». Слова эти оказались пророчественными: не прошло после того и двух лет, как Амвросий сделался епископом Медиоланским. Это произошло следующим образом.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Св. Амвросий родился между 333 и 340 годами 2 в Галлии, где отец его, тоже Амвросий, долгое время был преторианским префектом. Родным его городом с большей или меньшей вероятностью можно считать Трир. О его детских и юношеских годах, а также его воспитателях, до нас не дошло никаких сведений: сам Амвросий ни в одном из своих многочисленных сочинений не упоминает ни о матери, ни о воспитателях. Правда, биограф его – Павлин сообщает несколько эпизодов из его детской жизни, однако в этих повествованиях слишком много легендарного (несмотря на желание автора изложить только достоверное 3 ), почему к жизнеописанию Павлина нужно относиться с особой осторожностью. Известно только, что Амвросий довольно рано лишился отца, а его мать вместе с ним и другими двумя старшими детьми, Марцеллиной и Сатиром, переселилась в Рим. Благодаря этому обстоятельству св. Амвросий получил возможность пройти ту образовательную школу, которая в то время почиталась необходимой для людей его происхождения, тем более, что Амвросий намеревался последовать примеру своего отца и посвятить себя административной деятельности. Нечего говорить о том, что образование Амвросий получил языческое. Его сочинения указывают на более или менее близкое знакомство с произведениями очень многих языческих писателей. Так, Schmidt (ор. с.) насчитывает до 15 греческих и латинских классиков, на которых Амвросий ссылается в одном только своем сочинении De officiis. Правда, многих из упоминаемых им классиков Амвросий не читал в подлиннике, а был знаком с их учением в передаче Цицерона, тем не менее факт остается фактом: Амвросий получил широкое образование. Так как ближайшей задачей будущего медиоланского епископа была адвокатура, то он особенно усердно занимался красноречием и правом. Окончив образование, Амвросий стал выступать в роли адвоката в римской претории. Здесь он обратил на себя внимание префекта Проба, который приблизил его к себе и дал ему место советника префекта; впоследствии он рекомендовал Амвросия императору Валентиниану, который и назначил его в 373 г. 4 на освободившийся пост префекта северной Италии, именно провинций: Лигурии и Эмилии. Покровитель Амвросия Проб, провожая его на место нового служения, сказал: «Иди и поступай не как судья, а как епископ». Слова эти оказались пророческими: не прошло после того и двух лет, как Амвросий сделался епископом Медиоланским. Это произошло следующим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Ambrosius in II, III de Spiritu sancto. Müchen, 1902. Schermann Th. Die pseudoambrosianische Schrift «De sacramentis»//Römische Quartalschrift, 17. 1903. S. 36 ff., 237 ff. Schemer G. Das Auferstehungsdogma in der vornicanischen Zeit. Würzburg, 1896. Schmidt Th. Ambrosius, sein Werk de officiis libr. III und die Stoa. Augsburg, 1897. Schurer E. Geschichte des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. 3 Aufl. Leipzig, 1898. Bd. 2–3. Seeberg R. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Erlangen, 1895. Hälfte 1. Siegfried C. Philo von Alexandria als Ausleger des Alten Testaments. Jena, 1875. Steier A. Untersuchungen über die Echtheit der Hymnen des Ambrosius. Leipzig, 1903. Stolz E. Didymus, Ambrosius und Hieronymus//Theologische Quartalschrift, 87. 1905. Theodoretus Cyrrhensis. Opera omnia/Ed. I. Sirmondi. Halle, 1771. T. 3–4. Walpole A.S Notes on the text of the hymns of St. Ambrose//The Journal of Theological Studies. Oxford, 1908. Vol. 9. Wilbrand G.S. Ambrosius quos auctores quaeque exemplaria in epistulis componendis secutus sit. Monasterii Guestfalorum, 1909. Winter F. Die Ethik des Clemens von Alexandrien. Leipzig, 1882. Wirth H. Der «Verdienst»-Begriff in der christlichen Kirche nach seiner geschichtlichen Entwicklung. 2: Der «Verdienst»-Begriff bei Cyprian. Leipzig, 1901. Wörter F. Die christliche Lehre über das Verhältnis von Gnade und Freiheit. Freiburg, 1860. Tl. 1–2. Ziegler Th. Geschichte der christliche Ethik. Straßburg, 1892. Zosimus. Historia nova IV, 17//CSHB. Bonnae, 1837. Алексинский E.M. прот. Амвросий, св. епископ Медиоланский/Православное обозрение. 1861. 4. С. 463–503; 5. С. 19–49. Амвросий Медиоланский . Творения по вопросу о девстве и браке: О девственницах, О вдовицах, О девстве, О воспитании девственницы, Увещание к девству, О падении девы/Пер. с лат. А. Вознесенского под ред. проф. Л. Писарева . Казань, 1901. Переизд. М., 1997. Амвросий Медиоланский . Об обязанностях священнослужителей/Пер. Г. Харламова. М., 1776; О должностях священнослужителей Церкви Христовой: Из творения святого Амвросия, епископа Медиоланского, De officiis ministrorum/Изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010