О том, что у каждого человека есть близкий ему Ангел, называемый Хранителем, святые отцы свидетельствуют единогласно: «Прежде Ангелы были по числу народов, а ныне по числу верующих, – говорит святитель Иоанн Златоуст. – Откуда это известно? Слушай, что говорит Христос: “Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного” . Знай же, что каждый из верных имеет Ангела! Да и каждый из древних праведников имел Ангела, как говорит Иаков: “Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих” ». Святитель Василий Великий восклицает: «С каждым из верных есть Ангел, который как педагог и пастырь управляет его жизнью, против сего никто не будет спорить…» И в другом месте: «Если имеешь в душе дела, достойные Ангельского хранения, и твой ум обогащен познанием истины, за добродетели Бог неизбежно приставит к тебе стражей и хранителей и оградит тебя Ангелами. Смотри же, какова природа Ангелов! Один Ангел равняется целому воинству и многочисленному ополчению. Итак, в величии твоего Хранителя Господь дарует тебе ополчение, а в крепости Ангела как бы ограждает тебя отовсюду его защитой». Святитель Амвросий Медиоланский, возбуждая верных к борьбе против похотей плотских и ободряя, напоминает: «Бог посылает Своих Ангелов для охранения и для вспомоществования тем, которым усвоено право на наследие обещанных благ в жизни небесной». То же говорит и святой Анастасий Синаит: «Тем, которые получили крещение и взлетают на высоту добродетелей, даны от Бога Ангелы, пекущиеся о них и содействующие им в просвещении… В этом уверяет нас Господь, когда говорит, что есть Ангелы Хранители у всякого, кто верует в Него». Не так давно на русский язык была переведена книга сербского богослова епископа Николая (Велемировича), прославленного в лике святых. Называется она «С нами Бог» и состоит из описаний чудесных случаев, свидетелем которых был сам святитель Николай или его близкие знакомые. Из многих примеров участия Ангела Хранителя в судьбе верующих приведем два следующих случая. Оба они произошли с православным английским священником отцом Кириллом.

http://azbyka.ru/parkhomenko/ob-angelax-...

Святитель Димитрий Ростовский ( 103, 292–293 ). Что значит покаяться? Значит сознаться, раскаяться в грехах своих, оставить грехи свои... и уже больше не возвращаться к ним. Таким образом многие грешники претворились в святых ( 108, 99 ). Покаяние в смертном грехе тогда признается действительным, когда человек, раскаявшись в грехе и исповедав его, оставит свой грех. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 110, 115 ). «Сотворите же достойный плод покаяния» ( Мф. 3,8 ) «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та, то пусть исповедуются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили» ( Числ. 5, 5–7 ). Не тот исповедует свой грех, кто сказал: я согрешил, и потом остается во грехе, но тот, кто, по словам псалма, открыл грех свой ( Пс. 31,5 ) и возненавидел его. Какую пользу принесет больному забота врача, если больной крепко держится того, что разрушительно для его жизни? Так нет никакой пользы от прощения неправд делающему еще неправду и от извинения в распутстве – продолжающему жить распутно... Премудрый Домостроитель нашей жизни хочет, чтобы живший во грехах, а потом дающий обет восстать к здоровой жизни положил конец прошедшему и после сделанных грехов положил некое начало, как бы обновившись в жизни через покаяние... Кающимся недостаточно для спасения одного удаления от грехов, но им необходимы и достойные плоды покаяния. Святитель Василий Великий ( 113, 556 ). Кто приносит покаяние, тот не только должен омывать грех свой слезами, но покрывать прежние прегрешения лучшими делами, чтобы ему не вменился грех. Святитель Амвросий Медиоланский ( 113, 556 ). Для излечения глубоких ран нужны труды, посты, бдения, милостыня, молитвы и другие добродетели. Хотя согрешившая душа может и опять возвратить себе первобытную красоту, но она не иначе достигает этого как путем бесчисленных трудов, скорбей и мучений.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

«И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт. 18:1-3). Во время этого явления Авраам получает подтверждение того, что именно от Сарры, меньше чем через год, родится сын. Святитель Амвросий Медиоланский считал, что в виде трех ангелов явились три лица Святой Троицы, – кажется, это единственное такое святоотеческое мнение. Блаженный Августин считал, что это были просто три ангела. И, наконец, целый ряд отцов – это Иустин Философ, Ириней Лионский, Святитель Иоанн Златоуст — считали, что это было явление двух ангелов и Сына Божия. Одним из главных аргументов в пользу этого мнения является то, что уже после этого Богоявления говорится, что два мужа «пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа» (Быт. 18:22). И еще, что именно со Вторым Лицом Святой Троицы – с лицом Сына в Писании и связывается имя ангела. Мы потом этому некоторое подтверждение увидим в последующих книгах. Святитель Филарет Московский говорит о том, что «обыкновение Церкви представлять на иконах тайну Святой Троицы в образе трех ангелов, явившихся Аврааму, показывает, что благочестивая древность точно в числе этих ангелов полагала символ Святой Троицы, ибо, впрочем, в лицах их нельзя искать сего символа, пелику Бога Отца и Бога Духа Святого никогда никто не представлял в образе ангелов» ч. 2, c. 122]. Не случайно, что на известной иконе преподобного Андрея Рублева отмечается схожесть ликов трех ангелов, так что толкователи иногда предлагают разные изъяснения, какой ангел какое лицо Святой Троицы собой представляет. Этот факт подтверждает справедливость мнения святителя Филарета. 2.9. Обстоятельства гибели Содома и Гоморры В связи с историей гибели Содома и Гоморры хочется сделать следующие замечания. «И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!» (Быт. 18:17). Эти слова проливают свет на тайну пророческого служения. Почему бы и не утаить? Такова Его воля. «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам. 3:7). «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:15). Итак, Авраам есть друг Божий.

http://sedmitza.ru/lib/text/430862/

Впрочем, для библейски мыслящего человека обличение властей не может быть продиктовано ненавистью, страхом или презрением. Даже в самых суровых словах Христа всегда звучит любовь, и требуется большой пастырский такт, чтобы привести человека к раскаянию, а не озлоблению (это отличает слово Церкви от критики политических оппонентов). История Церкви знает примеры успешных обличений с любовью, например, в случае святителя Амвросия Медиоланского и императора Феодосия или святителя Митрофана Воронежского и Петра I . Да, судьба святого Иоанна Крестителя, преподобного Максима Грека и святителя Филиппа Московского показывает, что власть далеко не всегда готова прислушиваться к голосу истины. Тем не менее именно в этом, в служении свидетельства, в том, чтобы звучало Слово Божие, и заключается одно из истинных предназначений Церкви. В.: В чем можно черпать надежду в трудные времена? О.: Надежда — не в чем-то, а в Ком-то. Бог ближе к нам, чем мы думаем. Он слышит каждую молитву. Он может и укрепить, и утешить; Он уже укрепляет и утешает. Все — в Его руках, и ничто не может отлучить верующих от любви Божией. Он — наш Отец, а Иисус называет нас своими братьями и друзьями. Слово Божие и сегодня живо и действенно. Дух Святой, как и во времена ранней Церкви, продолжает Свое действие в сердцах людей. Если мы идем за Христом, мы не одиноки: вся Церковь, и земная, и небесная, с нами. Даже малый шаг в сторону добра (благотворительность, помощь беженцам и находящимся в трудной ситуации людям) не остается незамеченным. Трудности — то, что помогает нам очиститься и стать более угодными Богу. И впереди нас ждет не конец, а новое начало, когда Бог будет всяческая во всем. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.

http://blog.predanie.ru/article/vojna-i-...

Но кто-нибудь скажет, что святые не познают и не разумеют Молитв наших. На это отвечаем, что хотя они сами по себе не познают и не слышат молитв наших, но познают и слышат по откровению Божию... Итак, справедливо мы почитаем их и испрашиваем через них помощь у Бога... Мы не отдаем им божеской чести, но молим их, как братьев и друзей наших, чтобы испрашивали нам помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Господом. Православное исповедание ( 113, 451 ). Молитвы святых имеют великую силу, но только когда мы сами раскаиваемся (в грехах) и исправляемся... Впрочем, говорю это не для того, чтобы не призывать святых на молитвах, но для того, чтобы мы не ленились и, предавшись беспечности и сну, не возлагали на других того, что должны делать сами. Святитель Иоанн Златоуст ( 113, 451 ). Петр и Андрей ходатайствовали перед Господом о теще Симона, которая была одержима сильной горячкой. «Подойдя к ней. Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им» ( Лк. 4, 39 )... И у тебя есть ближние, которые могут ходатайствовать за тебя. Эти ближние суть апостолы и мученики, если только ты, почитая их, сближаешься с ними милосердием, потому что оказавший милость есть ближний ( Лк. 10, 30–37 )... Тогда Петр и брат его Андрей ходатайствовали о теще Петра, а ныне они могут ходатайствовать за нас и за всех. Ибо очевидно, что обремененный грехами не способен молить за себя и что за него должны молить (Небесного) Врача другие, подобно тому как и больные телесно не сами приглашают врача, а другие просят его за них... Итак, за нас должны молить Ангелы, эти защитники наши, -мученики, порукой покровительства которых служат их мощи. Омыв свои грехи кровью, они могут ходатайствовать о прощении наших грехов, потому что мученики Божии-судии и блюстители нашей жизни и наших дел. Мы не должны бояться этих заступников наших, потому что они сами испытали немощи плоти, борясь против нее. Святитель Амвросий Медиоланский ( 113, 451 ). Если бы вам нужно было идти завтра на суд к строгому судье, то, я думаю, вы бы сегодня позаботились о том, чтобы приготовить ответ, и постарались бы немедленно найти защитников и покровителей, которые бы ходатайствовали за вас. Смотрите же, вот скоро придет на Суд грозный Судия Иисус Христос со множеством Ангелов и Архангелов. Если мы теперь не найдем себе покровителей, кто нас защитит тогда? У нас есть святые мученики, в них имеем защитников и помощников себе; они всегда готовы помогать нам и желают быть нашими ходатаями. Их-то теперь просите, их умоляйте о помощи. Господь примет их ходатайство, потому что хотя Он правосуден, но вместе долготерпелив и многомилостив. Святитель Григорий Великий ( 113, 452 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Сказано: «все стези её мирные» – то есть это не путь беспорядка, не путь неустройства, не путь борьбы с людьми. И мир, о котором здесь идет речь, это то же, что апостол говорит: «если возможно, живите в мире со всеми людьми» ( Рим. 12:18 ). Господь не призывает нас враждовать с другими людьми и ненавидеть их. Наша борьба направлена на грехи, и, прежде всего, на свои собственные грехи. Притч. 3:18 «Она – древо жизни для тех, которые приобретают ее, – и блаженны, которые сохраняют ее» ( Притч. 3:18 ). Как я уже говорил, премудрость – одно из имён Христа. И духовное понимание этих слов – как относящихся ко Христу, что Он для нас древо жизни. Здесь идёт отсылка к тому, что было в раю. Адам и Ева согрешили, когда вкусили от запретного плода и были изгнаны из рая, потому что они оказались недостойны вкушать плодов от древа жизни, которое давало бессмертие. Так вот Христос для нас – древо жизни, Он Тот, Кто даёт нам бессмертие. И в Откровении сказано, что спасенные будут вкушать от древа жизни ( Откр. 22:2 ). Древо жизни – это единственный объект из первоначального рая, который описывается также в грядущем Небесном Царстве. Притч. 3:20 «Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою» ( Притч. 3:20 ). Святые отцы под премудростью здесь тоже понимали Господа Иисуса Христа. Например, святитель Афанасий Великий говорит, что: «А эта Премудрость есть Слово, и, как говорит Иоанн, все чрез Него начало быть ( Ин. 1:3 ), и это Слово есть Христос». Святитель Афанасий использовал данный стих против ариан, которые проповедовали, что будто бы Христос – это не Бог воплотившийся, не Второе лицо Троицы как единосущный Отцу, а просто первое творение Божие. Святой Афанасий говорил: как же Он может быть творением, если через Него было осуществлено творение? Так же и святитель Амвросий Медиоланский пишет: «Павел подтверждает, что это сказано о Сыне… здесь сказано, что ни Отец не создал небес Сам, без Сына, ни Сын без Отца». Притч. 3:21–22

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Святитель Иоанн Златоуст : «Человек есть превосходнейшее из всех видимых животных; для него-то и создано все это: небо, земля, море, солнце, луна, звезды, гады, скоты, все безсловесные животные… Бог сотворил человека властителем всего существующего на земле» сс. 60, 62]. Святитель Амвросий Медиоланский , комментируя библейский стих: Да владычествуют они (люди) над рыбами морскими, и над птицами небесными… и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле ( Быт.1:26 ), говорит: «Как видишь, Он дал тебе власть трезвым суждением различать роды и виды, ибо ты должен судить обо всем. Бог призвал к тебе все твари, чтобы ты узнал, что твой ум царит надо всем. Почему же ты пожелал допустить к себе и соединиться с тем, что, как видишь, наименее подобно тебе?» [цит. по: 9, с. 83]. Преподобный Максим Грек : «Изначала Он создал нас по Своему образу и подобию; ранее же того нас не было, и мы не просили Его об этом, но Сам Он, по неизреченной Своей благости привел все вообще из небытия в бытие и после всего благоволил создать человека по образу Своему и по подобию, поставил его над всем созданным, как бы князем и властелином» ч. 1, с. 118]. Святитель Димитрий Ростовский : «Господь создал видимый мир и владыку его – первого человека – Адама, для которого Он насадил рай на востоке. Сюда Господь ввел Адама, повелев ему господствовать над всею землею, – зверями, скотами, гадами, рыбами, плавающими в морях, и птицами, летающими под небесами» с. 663] (март). Учение о власти человека над Божьим творением исповедовали многие мученики. Преподобномученик Епиктет: «Если дети должны почитать плотского своего родителя, то тем более должны они чтить Того, Кто создал нас по образу и подобию Своему, дал нам смысл и разум и поставил нас владычествовать над творениями рук Его» с.145] (7 июля). Мученик Понтий: «Он создал и небо, и землю, и море со всем, что находится в них; после всего Он сотворил по образу и подобию Своему безсмертного человека и подчинил его власти все, что на земле, в море и воздухе» с. 74] (5 августа).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Почему и как следует почитать родителей? Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится. ( Притч. 23:22 ). Боящийся Бога почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его... Сын! Прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей. ( Сир. 3:7:12–13 ). Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. ( Кол. 3:20 ). Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. ( Еф. 6:2–3 ). Подсади деда на печь, тебя внуки подсадят. Нет такого дружка, как родная матушка. На свете всё найдешь, кроме отца и матери. Живы родители – почитай, померли – поминай! Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. Русские пословицы. Если мы подумаем, что сделали для нас наши родители, то будем поражены неизмеримостью нашего долга перед ними. Святитель Амвросий Медиоланский († 397). Легко отречется и великого Бога, кто отрекся отца. Сыну никогда не входить в спор с отцом – повелевает закон, а прежде закона – природа. Святитель Григорий Богослов (329–389). Кто почитает старших, того будут радовать младшие, и в день молитвы своей будет он услышан. Преподобный Ефрем Сирин (IV век). Сыне, не гордись знаниями перед своим неученым отцом, потому что его любовь больше, чем твое знание. Если бы не было его, не было бы ни тебя, ни твоего знания. Дщерь, не гордись своей красотой пред сгорбленной матерью своей, потому что ее сердце красивее твоего лица. И ты, и твоя красивость вышли из ее скудной утробы. Научитесь, дщери, почитать своего отца, и чрез это научитесь почитать и всех других отцов на земле. Почитай отца твоего и матерь твою, потому что твой путь от рождения и до сего дня обеспечен усилиями родителей и их страданиями. Они тебя принимали и тогда, когда все друзья отворачивались от тебя, немощного и нечистого. Они тебя примут, когда все отвергнут. И когда все будут бросать в тебя камни, мать твоя бросит полевые цветы. Отец принимает тебя, хотя знает все недостатки твои. А друзья же твои тебя отвергнут, даже если им известны только добродетели твои. Знай, что нежность, с которой принимают тебя твои родители, принадлежит Господу, принимающему Свое творение как детей Своих. Так же как шпора заставляет коня бежать быстрее, так же и твоя вина перед родителями заставляет их еще более заботиться о тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Псалтирь Давида пророка и царя песнь Псалтирь на церковнослав. яз. : — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2018. — 560 с. Новое издание Сретенского монастыря, «Псалтирь» на церковнославянском языке удобного малого формата, содержит помимо 20 кафисм, молитв по их прочтении и последования по исходе души от тела, — церковнославянскую азбуку, список слов, которые могут встречаться под знаком титла, словарь некоторых церковнославянских слов и сравнительную таблицу чисел. Текст набран в две краски, объем — 560 страниц, твердый переплет. «Закон повелевает, история поучает, пророчества предвозвещают тайны Царствия Божия, нравоучение назидает и убеждает, а Книга псалмов соединяет в себе все это, и есть некая полная сокровищница спасения человеческого» (Святитель Амвросий Медиоланский). «В ней (Псалтири), как в раю, насаждено все, что по частям содержится в других священных книгах и всякий читающий ее, может найти в ней все, что для него нужно и полезно. В ней ясно и подробно изображена вся жизнь человеческая, все состояния духа, все движения ума, и нет ничего в человеке, чего бы не содержала она в себе. Хочешь ли ты каяться и исповедоваться, постигла ли тебя скорбь и искушения, гонят ли тебя, уныние и беспокойство овладело тобою, или что-нибудь подобное терпишь, стремишься ли к добродетели и преспеянию в ней и видишь, что враг препятствует, желаешь ли хвалить, благодарить славословить Господа? – в божественных псалмах найдешь наставление для всего этого» (Святитель Афанасий Великий) Сам Господь наш Иисус Христос Своим примером освятил богослужебное употребление Псалтири, заключив последнюю вечерю с учениками пением псалмов: И, воспев, пошли на гору Елеонскую (Мф. 26, 30). Следуя своему Божественному Учителю, святые апостолы также славили Бога пением псалмов. Это они заповедали и нам: Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу (Кол. 3, 16). Книгу можно приобрести: ·  в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр. 15 тел.: +7 (495) 628-82-10, +7 (495) 621-86-40) ·  в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17, тел.: +7 (495) 150-19-09) ·  в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС. 3 мая 2018 г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/112686.html

Ну что же? Если они ищут мира, Исаак не будет от этого отклоняться: он Божий пророк, а одно из имен Господа – «Мир». Он сделал им пиршество, и они ели и пили (Быт. 26, 30). Святитель Амвросий Медиоланский призывает: «Будем подражать благости Исаака, будем подражать чистоте! Исаак был поистине добродетельным и целомудренным мужем. Он был предан Богу, верен жене, не мстил за обиду, уступал притесняющим, принимая их, когда они каялись, не будучи ни раздражительным по отношению к их упрямству, ни жестоким для оказания милости. Уходя от людей, он избегал с ними ссор, принимая их вновь, легко миловал; прощая, был щедрым на доброту. Они стремились к общению с ним, и он устроил им пиршество радости» . И далее мы читаем: И встав рано утром, поклялись друг другу; и отпустил их Исаак, и они пошли от него с миром (Быт. 26, 31). Святитель Иоанн Златоуст объясняет: «Божественное Писание этими словами дает разуметь, что они пришли к нему с великим страхом, ожидая беды себе, и, словом сказать, опасаясь за все, поспешили принести извинение перед праведником. Видишь ли, что нет ничего сильнее и могущественнее добродетели, и нет безопаснее человека, который пользуется помощью свыше?» Вот это выражение: и отпустил их Исаак – нам подсказывает, что он мог их и оставить при себе в качестве пленных и рабов. Он обладал Божьей помощью, Божьей поддержкой, он мог разгромить всех своих врагов. Помните, как Господь наш Иисус Христос сказал: или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? (Мф. 26, 53); и еще: Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире (1 Ин. 4, 4). Но Исаак отпускает этих людей с миром, этих лицемерных и циничных людей, считавших, что они великое добро ему сделали: не тронули его. Представляете, как они относились к другим людям, которых они не боялись? И встав рано утром, поклялись друг другу . – Почему рано утром это все происходит? Рано утром обычно совершается смертная казнь. То есть он предоставляет их суду Божьему. Потому что здесь его инициатива – они на его территории, и он рано утром заключает с ними договор.

http://pravoslavie.ru/111494.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010