Arhiva Пн Regulamentul cu privire la mitropoliile Bisiericii Ortodoxe Ruse (din 15 octombrie 2018) 15 octombrie 2018 22:09 Документ утвержден на основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви от 5-6 октября 2011 года ( журнал ). Дополнен решениями Священного Синода от 27 декабря 2011 года ( журнал 153 ). 15 октября 2018 года Священный Синод утвердил новую редакцию Положения ( журнал 83 ). 1. Одной из форм организации взаимодействия епархий в Русской Православной Церкви являются митрополии, включающие в себя две или более епархии. 2. Митрополия учреждается с целью координации богослужебной, пастырской, духовно-просветительской, образовательной, миссионерской, молодежной, издательской, информационной, социальной, благотворительной деятельности епархий, входящих в ее состав, а также их взаимодействия с обществом и органами светской власти. 3. Решение о создании или упразднении митрополии, о её наименовании, а также о составе входящих в неё епархий принимается Священным Синодом Русской Православной Церкви (далее — Священный Синод) с последующим одобрением Архиерейским Собором Русской Православной Церкви (далее — Архиерейский Собор). 4. Епархии, входящие в состав митрополии (далее — «епархии митрополии»), находятся в прямом каноническом подчинении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (далее — «Патриарха»), Священного Синода, Архиерейского и Поместного Соборов Русской Православной Церкви. 5. Вышестоящей инстанцией для епархиальных церковных судов епархий митрополии является Высший общецерковный суд Русской Православной Церкви. 6. По мере надобности, но не менее одного раза в квартал, в митрополии созывается архиерейский совет митрополии (далее — «архиерейский совет») в составе всех епархиальных и викарных архиереев митрополии, а также секретаря архиерейского совета, назначенного главой митрополии. Примечание : в случае, если секретарь архиерейского совета не имеет епископского сана, он участвует в заседаниях архиерейского совета с правом совещательного голоса.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5284260...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава XIII. Эпоха секуляризации (1701–1764) И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 2. Меры правительства по отношению монастырей, монастырских владений и монашества Церковная реформа Петра Великого создала государственную церковность в России, и в этом заключались предпосылки того, что церковные учреждения, силы и имущество впредь будут служить не только Церкви, но и государству . 25 января 1721 г. можно считать днем рождения государственной церковности в России, потому что в этот день «Духовный регламент» стал основным законом, определявшим место Русской Церкви в империи, хотя отдельные частные реформы, касавшиеся монастырей, уже шли к тому времени полным ходом. Эти мероприятия, первые из которых приходятся на 1696–1698 гг. , вводят нас в длительную эпоху секуляризации, завершившуюся при императрице Екатерине II в 1764 г. Этот 70-летний период был не чем иным, как попыткой не столько улучшить монастырский быт, сколько поставить монашество в условия, совершенно изменявшие его положение в Русской Церкви и в народной жизни, попыткой оттеснить монашество на задний план национального бытия. Эти мероприятия иногда, например при императрице Анне Иоанновне (1730–1740), принимали прямо-таки характер гонений, которые совершенно расстраивали внутренний монастырский быт и потом долго давали о себе знать, так что в синодальную эпоху монашество пребывало как бы в парализованном состоянии. Святейший Синод за 200 лет своего существования не раз всерьез обсуждал вопрос о монастырях, но не предпринял ничего, чтобы поднять уровень монастырской жизни. Казалось, что Святейший Синод и вообще русская церковная иерархия синодальной эпохи были вполне удовлетворены состоянием монастырей. Не будет преувеличением утверждать, что не церковная реформа Петра и не его первые мероприятия, а синодальное управление и русский епископат XVIII–XIX вв. виноваты в том, что монашество оставалось в упадочном состоянии.

http://sedmitza.ru/lib/text/436654/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Источники церковного права синодальной и новейшей эпохи Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Взаимоотношения Церкви и государства в синодальную эпоху. В 1700 г. скончался Патриарх Адриан. 21 год во главе Русской Церкви стоял Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Стефан (Яворский), а в 1721 г. Патриаршество было упразднено. Вместо Патриарха и Соборов учреждался малый собор - Святейший Синод, который и стал высшим органом церковной власти. Началась новая эпоха в истории нашей Церкви, получившая название синодальной. Характер взаимоотношений между Церковью и государством существенно меняется. Симфония церковной и государственной власти подвергается деформации, смещается в сторону протестантского принципа главенства светского государя над всеми религиозными общинами подвластной ему территории - так называемого территориализма. Привилегированное положение Православной Церкви в государственно-правовом сознании связывается уже не столько с тем, что учение ее истинно, сколько с тем обстоятельством, что Православие, согласно основным законам государства, является вероисповеданием Монарха и большинства его подданных. Государственная власть в эту эпоху жестко контролирует церковную жизнь. Соборы не созываются, а Святейший Синод действует не только как орган высшей церковной власти, но и как правительственное учреждение, которое, подобно Сенату, Государственному Совету или Кабинету Министров, имеет на то полномочия от Высочайшей власти. Все распоряжения Синода выходят под штемпелем «По указу Его Императорского Величества.» Кроме того, они подлежат визированию со стороны синодального обер-прокурора. В системе церковного законодательства синодальной эпохи профессор Н. С. Суворов различает «императорское церковное законодательство, указы и определения Св. Синода и государственное о Церкви законодательство.» В этом заключается своеобразие его классификации. «Под императорским церковным законодательством, - писал он, - разумеются Высочайшие повеления и именные указы по духовному ведомству, затем высочайше утвержденные доклады синодального обер-прокурора... Кроме того, Св. Синодом самим издаются разные определения и инструкции (такова, например, инструкция благочинным приходских церквей и монастырей)... Под именем государственного о Церкви законодательства должно разуметь общие нормы, устанавливающиеся как в порядке собственно законодательном, так и в порядке верховного управления, то есть кроме Высочайших манифестов и повелений, Высочайше утвержденные мнения Государственного Совета и Высочайше утвержденные положения Кабинета министров.»

http://sedmitza.ru/lib/text/432374/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Поучение епископа Стефана против стригольников Приводится по изданию: Казакова Н.А., Лурье И.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.-Л. 1955 Список источников Печатаемое ниже «Поучение» против стригольников было впервые издано в «Актах исторических» (т. I, СПб., 1841, 6) под названием «Послание константинопольского патриарха Антония псковичам об обличении стригольников»; имя константинопольского патриарха (1388—1395), в качестве автора «Послания», действительно упоминалось в обоих списках «Послания» (Рум. 214 и Синод. 562), использованных при издании. Однако уже А. Горский и К. Невоструев, нашедшие другой список поучения, написанный от имени «владыки Стефана», справедливо отметили причины, почему произведение это не может быть приписано патриарху Антонию: в «Поучении» упоминается архиепископ суздальский Дионисий, занимавший престол до патриаршества Антония; в «Поучении» содержатся фразы, прямо свидетельствующие о его русском происхождении («митрополита освятит нам патриарх»); наконец, автор «Поучения» ссылается на русский памятник — «Печерский патерик». Вывод А. Горского и К. Невоструева принял А. С. Павлов. Переиздав в своих «Памятниках древне-русского канонического права» (РИБ, т. VI, 1888 и 1908, 25) «Поучение» по списку, найденному Горским и Невоструевым, А. С. Павлов показал, что вступительная часть «Послания» в списках, содержащих имя Антония, заимствована из подлинных грамот этого патриарха в Новгород. В настоящее время мы можем говорить, таким образом, о двух редакциях «Поучения». Первая редакция («Списание Стефана») известна нам по одному списку: 1) ГИМ, Синод. 700 (по описанию Горского—Невоструева 268); 4°; нач. XVI в. Сборник. «Списание», лл. 280—298. А. С. Павлов указал на существование еще одного списка той же редакции— в сборнике XVII в. Московского архива Министерства иностранных дел (МГАМИД) 637/1148, но приведенный им шифр, повидимому, ошибочен: содержащийся в Рукописном отделе библиотеки МГАМИД (ныне ЦГАДА, ф. 181) сборник 637/1148 относится к XVIII в. (а не к XVII в.) и не содержит интересующего нас памятника.

http://sedmitza.ru/lib/text/433550/

Не удалось извлечь искомое из базы (((

А.М. Смулов Глава I. Всероссийские миссионерские съезды 1887–1917 гг. 1.1. Первый Всероссийский миссионерский съезд (1887 г.) Первый миссионерский съезд проходил в период с 29 июня по 13 июля 1887 г. в Московском Никольском единоверческом монастыре. На съезде собрались представители 34 епархий общей численностью в 64 чел. 5 с. 488] (см. Приложение 1). Председателем съезда был, известный миссионер 6 , присоединившийся к Православной Церкви в 1868 г. из беспоповского согласия, настоятель монастыря архим. Павел Прусский (Леднев, †1895) с. 488]. Главным результатом съезда следует считать формулирование правил ведения внутренней миссии («Правила об устройстве миссии и о способе действий миссионеров и пастырей церкви по отношению к раскольникам и сектантам»), выраженных в постановлениях съезда. Правила определяли как характер миссионерского делания в целом, так и конкретные формы и методы (приемы) его реализации в епархиях, где присутствовали раскольники и сектанты. Решения съезда утверждались и вводились в жизнь Церкви определениями Святейшего Синода. Важнейшим из таких Определений, принятых по итогам I съезда, стало Определение Святейшаго Синода от 25 мая 1888 г., за «По отчету о занятиях бывшего в 1887 году в Москве съезда противораскольнических миссионеров» Рассмотрим это Определение более подробно. Св Синод «нашел, что некоторые из постановлений, начертанных съездом, могут быть обращены в руководстенные правила об устройстве миссии и о способах действий миссионеров и пастырей по отношению к раскольниками и сектантам» с. 1070] и постановил выделить их в отдельные правила для «всеобщаго руководства и повсеместнаго применения по епархиям». Найдя полезным и соответствующим целям миссии, Св Синод также принял и определил к опубликованию, составленное съездом под руководством его Председателя архим. Павла Прусского , «Слово к глаголемым старообрядцам от православных миссионеров, собравшихся в Богоспасаемый град Москву из разных мест» [на церковно-слявянском языке см. 105, c. 1083–1092] (на русском языке см. Приложение 1).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

А.С. Смыкалин Глава V. Устройство Церкви 1. Территориальный принцип церковной юрисдикции. Патриаршия ставропигия. Диаспора. Автокефалия. Автономные Церкви. 2. Патриаршество. Период местоблюстительства. Поместный Собор 1917–1918 гг. Восстановление патриаршества. 3. Высшее управление Русской Православной Церковью. Первый период (1918–1988 гг.). Второй период (1988–2000 гг.). Высшее церковное управление по «Уставу об управлении Русской Православной Церковью» 1988 г. Высшее церковное управление по Уставу 2000 г. Поместный Собор. Архиерейский Собор. Соотношение полномочий Поместного и Архиерейского Соборов. Патриарх Московский и всея Руси. Священный Синод. Синодальные учреждения. Приходское церковное управление по Уставу 2000 г. Приход. Настоятель прихода и приходской причт. Коллегиальные органы приходского управления. 1. Территориальный принцип церковной юрисдикции Вселенская Церковь состоит из отдельных поместных церквей, которые включают в себя епископии (епархии), а епархии – приходы. Существуют и такие единицы административно-территориального деления Церкви, как экзархаты, митрополичьи округа. Такая структура сложилась исторически и в основном остается неизменной. Административное деление Церкви строится по территориальному, а не по национальному принципу. В своем территориальном размежевании поместные церкви соответствуют политико-административному делению, государственным и административным границам. Территориальное начало в разграничении церковной юрисдикции допускает и исключения в виде экстерриториальности (понятие, принятое в международном праве). Рассмотрим их. Патриарший ставропигия. Слово «ставропигия» происходит от греческих слов «крест» и «водружать». Право Патриаршей ставропигии заключается в том, что Патриарх может водрузить крест и при устроении монастыря, церкви вне пределов своей епархии, включив их тем самым в свою непосредственную юрисдикцию. В России в синодальную эпоху правом ставропигии пользовался Святейший Синод. Диаспора. В странах, где православные христиане живут не компактной массой, а рассеяны между инославными или иноверцами, на одной территории могут существовать приходы и даже епархии разных церквей. Поэтому территория православной диаспоры может находиться в юрисдикции разных поместных церквей, как, например, в Западной Европе и Америке. Подобная ситуация носит временный характер, поскольку рано или поздно образуются новые автономные и автокефальные церкви. Однако вопрос этот сложный, до сих пор вызывающий разногласия и споры.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви пройдет 2-3 февраля 2016 года Священный Синод на заседании 22 октября 2015 года постановил, что Архиерейский Собор Русской Православной Церкви пройдет 2-3 февраля 2016 года. На основе Устава Русской Православной Церкви мы подготовили небольшую справку-памятку о сути, механизме работы, функциях и полномочиях Архиерейского Собора. 1. Что такое Архиерейский Собор? Высший орган иерархического управления Русской Православной Церкви, в котором участвуют исключительно архиереи (тогда как Поместный собор – собор епископов и других клириков, а также мирян поместной Церкви). Архиерейский Собор состоит из епархиальных архиереев, а также викарных архиереев, возглавляющих синодальные учреждения и духовные академии или имеющих каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами. Иные викарные епископы могут участвовать в заседаниях Архиерейского Собора без права решающего голоса. 2. Кем, как и когда созывается Архиерейский Собор? Архиерейский Собор созывается Патриархом Московским и всея Руси (местоблюстителем) и Священным Синодом не реже одного раза в четыре года и в преддверии Поместного Собора, а также в исключительных случаях, предусмотренных, в частности, п. 20 раздела V Устава РПЦ. За подготовку Архиерейского Собора несет ответственность Священный Синод. По предложению Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода или 1/3 членов Собора – епархиальных архиереев может быть созван внеочередной Архиерейский Собор, который в таком случае собирается не позднее, чем через шесть месяцев после соответствующего синодального решения или обращения группы архиереев к Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду. 3. Когда проходил предыдущий Архиерейский Собор? Предыдущий Архиерейский Собор Русской Православной Церкви состоялся 2-5 февраля 2013 года. В работе Собора приняли участие 280 из 290 входивших в него иерархов. Заседания Собора проходили в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя. Позапрошлый Собор состоялся 2-4 февраля 2011 года, а Архиерейский Собор 25-26 января 2009 года предварял Поместный собор 2009 года, на котором был избран Святейший Патриарх Кирилл. 4. Чем занимается Архиерейский Собор?

http://pravmir.ru/arhiereyskiy-sobor-sut...

Божией милостью Епископ Иркутский «Генваря 15 дня 1727 года Ея Императорское Величество, будучи в зимнем своего Величества доме, по докладу Святейшего Синода, указала быть в Иркутску настоящим епископом Вашему Преосвященству, и во исполнение онаго Ея Императорскаго Величества указа, Святейший Правительствующий Синод приказали: о бытии Вашему Преосвященству ныне в Иркутску настоящим епископом и о титуловании себя по той же епархии, как и прежде сего бывало, послать к Вашему Преосвященству указ, о чем сей и посылается». Указ Синода, полученный св. Иннокентием 26 августа 1727 г. «Божиею Милостию Преосвященный Иннокентий, Епископ Иркутский и Нерчинский. Во град Иркутск всем святыя Восточныя сыновом послушным духовным и мирским. Благодать Господа нашего Иисуса Христа, Любовь Бога и Отца и причастие Святаго Духа да будет Со всеми вами. Понеже благословением Божиим Ея Императорское величество имея сердце свое благодатное в руце Божией, по докладу Святейшего Правительствующего Синода благоволила мя милостивым своим Императорским указом определить в Иркутскую епархию настоящим Епископом и титуловать себя по той епархии, якоже и прежде бывало: того ради молю прежде всех творити моления за Ея Императорское Величество, о здравии и всея Ея Императорскаго Величества высокой фамилии, Святейшаго Правительствующаго Синода, такожде и о нашем смирении, титулуя нас Иркутским и Нерчинским. Прочее молим вас, и архипастырски увещеваем да такожде мудрствуйте единодушно друг друга честию больша творяще, мир и любовь между собою имуще, якоже и Апостол святый Павел поучает: елика пречестна, елика прелюбезна, елика прехвальна и прочая, сих поучайтеся, сим последуйте, сия держите, тако да и временная благая и вечная удостоитесь наследовати, всеусердно желаем и благословение посылаем. Аминь». Первый указ Иннокентия Епископа Иркутского и Нерчинского, иркутскому священству и пастве Св. Синод приказал по указу Ея Императорскаго Величества оному Преосвященному Иннокентию, епископу Переяславскому, ныне быть в Иркутску настоящим епископом и титуловаться по той епархии, как и прежде сего было, о чем к его Преосвященству указ Синода послан, и обретающимся в Иркутской епархии духовнаго и светскаго чина всякаго звания людем о вышеписанном ведать и о достодолжном оному Преосвященному Иннокентию епископу, яко пастырю своему, послушание чинить.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Белграде прошел научный симпозиум о проблемах церковного законодательства HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Андрей Шестаков В Белграде прошел научный симпозиум о проблемах церковного законодательства С 13 по 15 октября 2003 года на Богословском факультете Сербской Православной Церкви в Белграде прошел международный симпозиум на тему «Проблематика современного церковного законодательства». Организаторами форума стали Священный Синод Сербской Церкви и Богословский факультет в Белграде. На открытии симпозиума Белград, 20 октября 2003 г. С 13 по 15 октября 2003 года на Богословском факультете Сербской Православной Церкви в Белграде прошел международный симпозиум на тему «Проблематика современного церковного законодательства». Организаторами этого мероприятия стали Священный Синод Сербской Православной Церкви и Богословский факультет в Белграде . 13 октября 2003 года, открывая работу научного симпозиума, Его Святейшество Патриарх Сербский Павел поприветствовал его участников – представителей Поместных Церквей, преподавателей, студентов и других гостей. В своем приветственном слове предстоятель Сербской Церкви подчеркнул особую необходимость достижения единой позиции всех православных в вопросе современного церковного законодательства, основанного на святоотеческом предании. Это приобретает особую важность на фоне современных общественных событий и перемен в мире. В конце своего короткого выступления Сербский Патриарх поблагодарил всех приехавших, а затем благословил это важное научное собрание и пожелал участникам симпозиума успеха в работе на благо не только Сербской Церкви, но и всего Православия. Особую торжественность вносило присутствие членов Священного Архиерейского Синода митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия, епископов Шабацко-Вальевского Лаврентия, Нишского Иринея и Захолмско-Герцеговинского Григория, а также председателя правительства республики Сербии Зорана Живковича и его заместителей Владана Батича и Небойши Човича. Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий , руководящий работой комиссии Священного Архиерейского Собора по изменению устава Сербской Православной Церкви, председательствовал на первой сессии симпозиума 13 октября.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010