издательство П.П. Сойкина Святейший Синод. Святейший Синод. Святейший Синод учрежден в 1721 году. Причины замены патриаршего управления синодальным указанны в Духовном Регламенте и состоят, между прочим, в следующем: 1) истина гораздо лучше может быть разузнана несколькими лицами, нежели одним; 2) определения и решения власти соборной авторитетнее, чем решения власти единоличной; 3) в случае каких-либо неотложных нужд или болезни и смерти единоличного правителя, дела могут останавливаться; собор же может вести дела безостановочно; 4) решения нескольких лиц гораздо беспристрастнее, чем одного лица; 5) сильным мира труднее влиять на несколько лиц, чем на одно лицо; 6) простой народ, по невежеству, может смешивать единоличную церковную власть с монаршею и, в случае пререканий между этими властями, может стать на сторону патриарха; к тому ж сосредоточение церковной власти в лице одного иерарха может возбуждать в сем последнем надмение; 7) Синод может судить своих собственных членов (в том числе и первенствующего члена); для суда же над единоличным правителем необходимо было призывать восточных патриархов, что сопряжено с большими затруднениями и издержками; наконец, 8) синодское управление составляет как бы некоторую школу духовную: лица, заседающие в Синоде, могут постепенно научиться духовной политике и «приобретать повседневную опытность к лучшему управлению Домом Божиим». Особенность нашего Св. Синода, в сравнении с синодом прочих церквей (кроме новогреческой, согласной в этом отношении с нашею церковью), состоит в том, что он, по своей власти, равен каждому из восточных патриархов, которые называют его своим «возлюбленным о Господе братом», тогда как синоды восточных церквей составляют собою только вспомогательные и подведомые местным патриархам учреждения. Св. Синод в первоначальном своем виде состоял из 11 лиц: президента (митрополита рязанского Стефана Яворского) , двух вице-президентов, четырех советников и четырех ассесоров; в числе их были: архиереи, архимандриты, игумены и городские протоиереи.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Послание митрополита Фотия во Псков против стригольников. 23 сентября 1416 г. Приводится по изданию: Казакова Н.А., Лурье И.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.-Л. 1955 Список источников Послание Фотия 1416 г. издавалось дважды: в «Актах исторических» (т. I, 21) и в «Русской исторической библиотеке» (т. VI, 42). «Послание» 1416 г. известно нам в следующих списках: 1) ГИМ, Синод. 562; 4°; нач. XVI в. «Послание», лл. 319—324. По этому списку это и последующие «Послания» были изданы в АИ; 2) ГИМ, Синод. 280; 1°; нач. XVI в. «Послание», лл. 429—433; 3) БИЛ, Рум. 204; 1°; перв. пол. XVI в. «Послание», лл. 406—412. По этому списку «Послание» было издано в РИБ; 4) ГПБ, Соф. 1323; 1°; перв. пол. XVI в. «Послание», лл. 350—351 об.; 5) ГИМ, Синод. 996; 1°; сер. XVI в. «Послание», лл. 621—623 об. В списке ГИМ, Синод. 182 («Царская Минея») этой и остальных грамот Фотия нет (после «Послания Антония» здесь следует «Сказание о срацынской вере» и «Пленение Иерусалима»). Список Синод. 280 (Хронографический список Новгородской летописи, см. выше стр. 231—232), до сих пор не привлекавшийся при издании данного «Послания», дает значительные разночтения текста — главным образом, в приводимых Фотием цитатах из постановлений вселенских соборов. Мы издаем «Послание» 1416 г. по списку ГИМ, Синод. 562 (С) с важнейшими разночтениями и исправлениями по списку ГИМ, Синод. 280 (X) и БИЛ, Рум 204 (Р). Послание Фотея митрополита Благословение Фотеа, митрополита киевьскаго и всея Руси, в Псков, о святем дусе детем моим, посадником и тысячкым, и старым посадником и тысячькым, и всему священническому и иноческому чину, и всему христоименитому господню исполнению, святому людству, обретающимся всем в богоспасаемей державе пьсковьской.

http://sedmitza.ru/lib/text/433553/

Мысль об оживлении соборного начала в русской церкви лежала и в основе возникшего в 1865 г. предположения относительно изменения существующего порядка разрешения жалоб на решения святейшего Синода. В именном учредительном указе, устанавливающем «Духовную коллегию, т. е. соборное правительство с властью», всякие духовные дела во всероссийской церкви управлять повелевалось: «всем верным поданным всякого чина духовным и мирским иметь сие за важное и сильное правительство и у него крайние дел духовных управы решения и вершения просить, и судом его определенным довольствоваться, и указов его слушать во всем. под великим за противление и ослушание наказанием против прочих коллегий 204 . В грамотах восточных патриархов об учреждении святейшего Синода возвещалось, что учрежденный в русском государстве Синод «есть и называется нашим во Христе братом, святым и священным Синодом от всех благочестивых и православных христиан священных и мирских, начальствующих и подначальных и от всякого сановного лица. Он имеет право совершать и устанавливать тоже, что и четыре апостольских святейших патриарших престола 205 . Таким образом по самой идее учреждения святейший Синод должен был представить высшее и решительное судилище по делам и вопросам церковной жизни с правами авторитета патриарших престолов. При таком положении никакие жалобы и заявления неудовольствий на решения Синода не могли иметь места. На практике, должен был возникнуть и в действительности существует такой порядок вещей, по которому святейший Синод совмещает в себе два вида и как бы степени суда, -суд высший по делам, восходящим на рассмотрение святейшего Синода из епархиальных учреждений, и суд ординарный по делам, возникающим в самом святейшем Сонде и решаемым им самим. В первом случае суд святейшего Синода действительно является судом высшим и окончательным, -в последнем-решения его могут вызывать мысль о желательности нового пересмотра. Вследствие сего были я являются недовольные судом святейшего Синода, которые и обращаются с жалобами на Высочайшее Имя, применительно к существовавшей в прежнее время в светских судах практике, по которой, несмотря на то, что по закону последней ординарной инстанцией был правительствующий сенат, приносились жалобы и на Сенат и даже на Государственный Совет Его

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

XIV. Св. Синод при Елизавете Петровне и Екатерине II В царствование Елизаветы Петровны (1741–1761 г.) Св. Синод не испытал таких изменений, какие он пережил в предыдущие царствования со времени его учреждения. Елизавета Петровна сама как бы неопустительно следила за состоянием Св. Синода и не опускала из вида его интересов. Равным образом и Св. Синод, сознавая подобные взгляды государыни, предпринимал попытки к улучшению положения дел церковных. Сохранилось известие, будто два члена Св. Синода Амвросий Юшкевич, архиепископ новгородский, и Арсений Мациевич 325 , епископ ростовский обращались к государыне с докладом, в котором просили, что если Ее Величеству не угодно будет восстанавливать патриаршество, то по крайней мере назначить наше церковное управление к характеру управления церковью восточной. При этом доклад касался и других предметов, между прочим, упразднения Коллегии Экономии 326 . Восстановление патриаршества и назначения в Синод президента не последовало, заведывание же архиерейскими и монастырскими вотчинами сосредоточилось в Синодальной Экономической канцелярии. В общем положение Св. Синода в царствование императрицы Елизаветы Петровны представляется во многом изменившимся как относительно сношений Св. Синода с государственной властью, так и-его внутреннего состава. Государыня непосредственно, через самих членов Св. Синода, принимала и выслушивала доклады последнего 327 и в присутствии тех же членов осуждала синодальные дела и давала по ним свои высочайшие резолюции и указы, которые за тем в предложениях синодальных членов и объявлялись Св. Синоду. Как бы интересуясь лично и близко знать каждого из синодальных членов, государыня настойчиво требовала, чтобы синодальные члены сами в знаменитые праздники в Высочайшем присутствии произносили церковные поучения и не одобряла тех случаев, когда они пытались заменить себя другими проповедниками. Принимая живое участие в делах Св. Синода, назначении его членов, Государыня нередко по своей инициативе давала распоряжения, которые в подобных случаях и объявляла Синоду через своего духовника протоиерея Феодора Дубянского.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

VIII. . Мнения и суждения о восстановлении соборного начала в управлении русской церкви При разработке проекта предполагавшегося преобразования духовного суда возбуждался вопрос о восстановлении соборного начала в церковном управлении русской церкви. В особом проекте книги «предполагаемая реформа церковного суда» изложены предуказания на установление соборного суда в русской церкви, в качестве высшей судебной инстанции, для рассмотрения дел по жалобам на приговоры судебного отделения святейшего Синода, постановленные последним в качестве первой инстанции, и для суда над членами и присутствующими святейшего Синода. Таким соборным судом в проекте представляется « общее собрание членов Правительствующего Синода и судного оного отделения» с присоединением определенного числа епархиальных архиереев по очереди. Такое собрание именуется « собором», в нем председательствует первенствующий член святейшего Синода 167 . В проекте, который был предложен комитету его членом А. Ф. Лавровым, мысль о соборе была выражена с большей настойчивостью, ясностью и определенностью. В своем докладе референт привел не только основные мотивы этой мысли, но и полное ее развитие. Выходя из положения, что в настоящее время святейший Синод есть последняя и высшая инстанция церковного суда дли всей русской церкви, референт развивал: «опыт последнего времени свидетельствует, что были не довольствующиеся судом святейшего Синода, подавали просьбы на Высочайшее Имя. Просьбы эти из комиссии прошений препровождаются в Святейший Синод, который и подвергает дело новому рассмотрению, т. е. судить самого себя, потому что иного исхода из этого положения нет». Ныне, при общем пересмотре начал церковного судоустройства, не излишним представляется вопрос и о том: «не было ли бы признано полезным, для устранения вышеуказанной аномалии, в случаях жалоб на суд святейшего Синода, с приглашением еще 12 архиереев, по-особому, установленному для сего, порядку, и именовать такое присутствие собором?» С утвердительным ответом на этот вопрос, продолжал референт, и с принятием этой мысли «осуществилось бы правило древней церкви о пересмотре решений меньших соборов большими и о присоединении в таком случае к прежним судьям новых».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В 1907 году 27 Февраля Синодальный Обер-Прокурор Извольский обратился к Первенствующему Члену Святейшего Синода Преосвященному Митрополиту С.-Петербургскому Антонию с письмом такого содержания: «В настоящее время на законодательное рассмотрение внесен вопрос о передаче следственной части дел о расторжении брака в ведение светского суда. Мероприятие это, имея целью упорядочить формальную сторону бракоразводного процесса, не касается существа действующего ныне брачного права. Между тем неотложные требования жизни и соображения о пользе государства побуждают к скорейшему представлению на законодательное разрешение и вопроса об увеличении законных поводов к разводу. К сему же приводит и то еще обстоятельство, что из епархии северо-западного и юго-западного края поступают в Святейший Синод все учащающиеся ходатайства о расторжении смешанных браков, вследствие отпадения одного из супругов в католичество и нежелания продолжать брачное сожительство по причине отказа со стороны другого супруга отступить от Православия, – каковые вопросы, не будучи предусмотрены действующим законом, нуждаются в возможно скором решении». Ввиду изложенного, Обер-Прокурор просил Митрополита, «не признано ли будет полезным учредить при Святейшем Синоде Особое Совещание для обсуждения и выработки Проекта положений о поводах к разводу, согласно указаниям Предсоборного Присутствия, с целью представления сего Проекта на законодательное разсмотрение параллельно с реформою бракоразводного процесса». Ответом на это письмо было учреждение, по определению Святейшего Синода от 28 того же Февраля, помянутого Совещания, под председательством сначала Преосвященного Митрополита Киевского Флавиана (3 заседания), а затем Преосвященного Епископа Тамбовского Иннокентия, ныне Экзарха Грузии. В состав этого Совещания, работавшего в два приема – с 21 Марта 1907г. по 16 Мая того же года и с 19 Декабря 1908г. по 22 Мая 1909г. – и имевшего на пространстве этого времени 22 заседания, входили: Обер-Прокуроры Святейшего Синода Извольский (до ухода его из ведомства 5 Февраля 1909г.) и Лукьянов, Товарищ Обер-Прокурор Рогович, Управляющий Канцеляриею Святейшего Синода Григоровский, Юрисконсульт при Обер-Прокуроре Святейшего Синода Дылевский, Обер-Секретарь Святейшего Синода Рункевич. При обсуждении же вопросов, имеющих отношение к медицинской науке, принимали участие в Совещании только в первую его сессию избранные Медицинским Советом совещательные члены оного: Бехтерев, Отт и Бертенсон. Во вторую сессию Совещания в состав его вошли еще следующие лица: Преосвященный Епископ Холмский Евлогий и Обер-Секретарь Святейшего Синода Исполатов (в первой сессии принимавшие участие лишь при решении вопроса об уклонении одного из супругов от Православия как поводе к разводу), член Учебного при Святейшем Синоде Комитета Остроумов и профессора С.-Петербургской Духовной Академии Глубоковский и Соколов. Делопроизводителями Совещания состояли Секретари Святейшего Синода: сначала Соколов, а затем Попов и Судницын.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/o-razv...

Часть 1. О церковном управлении Отдел первый. О святейшем правительствующем синоде и центральных его учреждениях Глава 1. О Святейшем Правительствующем Синоде Император Всероссийский есть Монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной Его власти не только за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает. (Ст. 1 Зак. Осн. Т. 1 Свод. Зак. 1857г.) Император, престолом Всероссийским обладающий, не может исповедовать никакой иной веры, кроме Православной. (Ст.41там.). Император Всероссийский, яко христианский Государь есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния 1 . (Ст.42там.). В управлении Церковном Самодержавная Власть действует посредством Святейшего Правительствующего Синода, Ею учрежденного. ( Ст. 43 там.) По именному учредительному указу 2 , Святейший Правительствующий Синод, как духовное Соборное Правительство, имеет власть всякого духовного дела во всероссийской церкви управлять, и все верноподданные русского государства, всякого чина, духовные и мирские, обязаны признавать его за важное и сильное Правительство, и у него крайняя дел духовных управы, решения и вершения просить, и судом его определенным довольствоваться, и указов его слушать во всем под великим за противление и ослушание наказанием. (25 Января 1721г. Полн. Собр. Пост. и 1879г.) В церковных делах Святейший Правительствующий Синод имеет право совершать и устанавливать тоже, что и четыре апостольских святейших патриарших престола. (Сентября 1723 г. грам. вост. Патр. П. С. П. и Р. 1115 П. С. 3. 4310.) Святейший Синод имеет равную честь и силу в духовном правительстве, как Правительствующий Сенат в светском 3 (31 Мая 1721 г. П.С.П. и Р 112.) В духовных делах (русского государства) Святейший Синод имеет равную власть, как (в гражданских) Правительствующий Сенат, поэтому уважение (респект) и послушание надлежит отдавать (ему) равное и за преступление наказание.(12 Апреля 1722 г. П. С. П. и Р 532 п. 24. П. С. 3. 3963 п. 24.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Того ради Святейший Синод, сожалея о оных невеждах, так заблуждающих и до толикой погибели приходящих, и желая таковый вред от сердец церкве российския сынов истребить, увещевает всех православия нелицемерных любителей и именем Господним повелевает им прилежно по вся дни (между обычными своими молитвами) и о сем молитися всещедрому Богу, да выше помянутых жестокосердных человеков умягчить и обратить Духом своим Святым к доброхотному слышанию, светлому уразумению и благосердному приятию здравого учения, да отымет от них сердце каменно и даст им сердце плотяно, по милостивому обещанию Своему у пророка ( Иез. 11:19 ). Незлобивым же и истину любящим, но предприятому мнению своему порабощенным сие внушити Святейший Синод желает, что глаголет святой Апостол Иаков: немнози учители бывайте, брати моя, ведяще, яко большее осуждение приимем ( Иак. 3:1 ); такожде и сие Божие неискусным наставление: вопроси отца твоего, и возвестит тебе, старцы твоя, и рекут тебе ( Втор. 32:7 ). И дабы сие увещание лучше произошло в дело ко исправлению сынов святыя церкве, мнением своим немоществующих и о наставлении, от Синода предаемом, сумнящихся, а сумнения своего духовным пастырем не объявляющих и здравого рассуждения не требующих, молит Святейший Синод всех нелицемерно истины желающих, да прилежно рассудят, коль неисцельный душепагубный вред есть человеку, не учену сущу, не требуя от искусных наставления, самоволием своим избирати мнения, и не ведая, суть ли истинная, за истинная себе утверждати, что есть самое истое всех ересей семя и в бедство вечной погибели вводит, как от случаев прежних всем ведомо. Ибо в мимошедших летех, как при благополучной державе славныя и достойныя памяти благочестивейшего государя нашего царя и великого князя Алексиа Михайловича, самодержца всероссийского, и прочая, и прочая, и прочая, началося лучшее в книгах церковных погрешенным исправление, всем уже известно, коликой тогда от непокоривых невежд, которые грубого своего мнения духовным пастырям не объявляли и рассуждения не требовали, но, сами о себе суемненно согласившеся, дерзнули не точию словесно, но и письменно суемудрствовать, рассеялся разврат и размножился от времени до времени вредный зело простонародных раскол; всем знать возможно, что толь люто расплодился и так многих повредил, что и доныне, в толь долгое время и чрез разнообразное церковных пастырей врачевание не пресечен и не уврачеван пребывает, и не точию так болезнует, но и прочих, яко гангрена, люто повреждает, которое повреждение свое всякому, хотя и мало богословским учениям навыкшему, известное и явное, толь крепко многие слепые и окаянные содержат, что в том и до смерти стояти готовы и, не помня слова апостольского: аще и постраждет (кто), не венчается, аще не законно мучен будет ( 2Тим. 2:5 ), страдать за ложное свое мнение в мученичество себе вменяют…

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Отдел I. Епархиальное управление. Учреждения обще-епархиальные и местные (приходские). Епархиальные Архиереи. Духовные Консистории. Епархиальные съезды и попечительства. Кафедральные соборы. Благочинные. Братства. Приходские попечительства 1. О вызове Преосвященных для присутствования в Св. Синоде. Высочайшее повеление 12-го июня, объявленное Св. Синоду чрез г. Обер-Прокурора: «Государь Император, желая знать лично Преосвященных, управляющих епархиями, предложил вызывать по одному из них для жительства в С.– Петербурге и присутствовать по прибытии в Св. Синоде до воспоследования Высочайшей воли на обратное возвращение в епархию. А потому Его Императорское Величество Высочайше указать ему, г. Обер-Прокурору, соизволил, объявить Св. Синоду, чтобы первоначально вызвать Могилевского Архиепископа Анастасия, выдав ему на проезд тысячу рублей из суммы, на Духовный Департамент положенной. На случай же временного отбытия его из епархии сделать Св. Синоду для управления оной зависящее с своей стороны распоряжение». Июля 3 дня 1805 года. 2. О том, чтобы епархиальные Архиереи представляли Св. Синоду формулярные свои и Викариев списки ежегодно к 1-му декабря. Св. Правительствующий Синод, признавая необходимо нужным, чтобы послужные списки Синодальных Члёнов, а также епархиальных и викарных Архиереев представляемы были в Св. Синод ежегодно к 1-му числу декабря, – приказали: о непременном и своевременном доставлении в Св. Синод означенных списков послать им циркулярные указы. Ноября 11 дня 1854 года. (Чтобы эти списки составляемы были по единообразной форме, в канцелярии Св. Синода составлены и при указе 30 апр. 1856 г. разосланы печатные формы). 3. О том, чтобы Преосвященные на предположение свои по разным частям епархиального управления, помещаемые в годичные донесение их о состоянии епархий, испрашивали, в случае надобности, разрешение отдельными по каждому предмету донесениями. По указу Его Императорского Величества, Св. Правит. Синод слушали доложенную Синодальною Канцеляриею справку, по которой оказалось: при циркулярных указах от 21 октября 1847 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XVI. Состояние Св. Синода во время существования Министерства духовных дел и народного Просвещения при Александре Образование министерства духовных дел и народного просвещения, отвечая идее общего учреждения министерств, состоявшегося 25 июня 1811 года, в то же время намечало свои особые, специальные цели. В Высочайшем манифесте, 24октябры 1817 года, об учреждении сего министерства было изображено: «Желая, дабы христианское благочестие было всегда основанием истинного просвещения, признали мы полезным соединить дела по министерству народного просвещения с делами всех вероисповеданий в составе одного управления под названием: министерство духовных дел и народного просвещения. Само собой разумеется, продолжал манифест, что к оному присовокупятся и дела Святейшего Правительствующего Синода с тем, чтобы министр духовных дел и народного просвещения находился по делам сим в таком же точно к Синоду отношении, в каком состоит министр юстиции к правительствующему сенату, кроме однако же дел судных. Течение сих последних подробно обозначено в предначертанных для сего министерства правилах. «Находя устройство сего министерства сообразным основанию общего учреждения министерств, и, вняв мнению Государственного Совета, утвердили мы вышеозначенные правила для оного, издаваемые при сем к общему сведению и исполнению». «Распределение дел сего министерства по департаментам оного и размещение чиновников предоставляются усмотрению и распоряжению министра духовных дел и народного просвещения». Останавливаясь мыслью на сем замечательном акте, видим, что он цель учреждения министерства духовных дел и народного просвещения полагал в основании истинного просвещения на началах христианского благочестия. Для сего манифест признал необходимым дела по министерству народного просвещения соединить с делами всех вероисповеданий в империи, в том числе магометанского, еврейского и прочих вер нехристианских. Особое упоминание манифест посвятил делам Святейшего Синода, но не с тем, чтобы выразить преимущественное значение просветительного начала православной веры при посредстве и участии Святейшего Синода в сфере народного образования, а с тем, чтобы определить отношение министра духовных дел и народного просвещения к кругу действий Святейшего Правительствующего Синода. Идею целесообразности учреждения сего министерства манифест указывает в согласии с общим учреждением министерств, а возникновение сего министерства оправдывает мнением Государственного Совета. Распорядителем и ответственным представителем всего министерства манифест ставит министра духовных дел и народного просвещения, относя к его правам и обязанностям распределение чиновников и распорядок дел для производства. Понятно, что при таком предначертании об образовании министерства духовных дел и народного просвещения Святейший Синод должен был занять сходственное с правительственными органами прочих вероисповеданий положение.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010