Закрыть «Никакого заявления об отделении от Русской Церкви не было» Священный Синод рассмотрит поправки, которые приняты Собором Украинской Православной Церкви и внесены в её Устав 30.05.2022 1212 Время на чтение 4 минуты Фото: Сергей Власов Вчера в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось внеочередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru. Члены Синода обсудили итоги состоявшегося 27 мая с.г. в Киеве Собора Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, на котором были приняты дополнения и изменения в Устав об управлении Украинской Православной Церкви, а также ряд иных решений в связи с продолжением военных действий на Украине, усилением давления на Украинскую Православную Церковь, продолжающимися захватами ее храмов, множественными фактами дискриминации и нарушения прав ее верующих. По итогам заседания члены Синода постановили (журнал 56): 1. Выразить всемерную поддержку и понимание архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам Украинской Православной Церкви, подвергающейся беспрецедентному давлению со стороны представителей раскольнических структур, местных властей, средств массовой информации, экстремистских организаций и националистически настроенной части общественности. 2. Призвать полноту Русской Православной Церкви к горячим молитвам об укреплении сил наших собратьев на Украине, о даровании им мужества и помощи Божией в каждодневном подвиге христианского свидетельства. 3. Констатировать, что статус Украинской Православной Церкви определен Грамотой Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 27 октября 1990 года. 4. Отметить, что принятые Собором Украинской Православной Церкви дополнения и изменения в Устав об управлении Украинской Православной Церкви нуждаются в изучении в установленном порядке на предмет их соответствия упомянутой Грамоте и Уставу Русской Православной Церкви, согласно которому таковые дополнения и изменения должны быть представлены на одобрение Патриарху Московскому и всея Руси.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/30/ni...

М. В. Шкаровский. Подавление имяславской смуты на Афоне в 1913 г.     К весне 1913 г. «афонская смута» – спор о сущности имени Божия, переросший в массовое религиозное движение, – охватила широкие слои русских монахов на Святой горе и достигла пика своего развития. Однако вскоре произошел ее разгром с помощью военной силы. В середине мая 1913 г. состоялось заседание Российского Святейшего Синода под председательством митрополита Санкт-Петербургского Владимира (Богоявленского), на котором были заслушаны три независимо подготовленных доклада: архиепископа Антония (Храповицкого), архиепископа Никона (Рождественского) и известного канониста, преподавателя Санкт-Петербургского Александро-Невского духовного училища магистра богословия С. В. Троицкого. Все доклады признавали учение имябожников неправославным. На основании этих докладов архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) написал «Послание Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода всечестным братиям, в иночестве подвизающимся, с подробным опровержением учения имябожников», где обвинил имяславцев в магизме . Кроме того, имяславцы обвинялись в пантеизме: «Новые учители смешивают энергию Божию с ее плодами, когда называют Божеством и даже Самим Богом и Имена Божий, и всякое слово Божие, и даже церковные молитвословия, т. е. не только слово, сказанное Богом, но и все наши слова о Боге... Но ведь это уже обоготворение твари, пантеизм, считающий все существующее за Бога». В заключительной части послания говорилось о том, что Святейший Синод присоединяется к решению Патриарха и Синода Константинопольской Церкви, осудивших новое учение «как богохульное и еретическое» . По итогам заседания Синода единогласно было принято постановление, осуждавшее учение имяславцев, и 18 мая опубликовано составленное архиепископом Сергием послание. Однако имяславцы отказались принять это послание, как ранее постановления афонского Кинота и Константинопольского патриарха. Одновременно с публикацией послания Святейший Синод приступил к разработке практических мер по искоренению имяславия. Определением от 16–17 мая он предписал архиепископу Никону в сопровождении магистра богословия С. В. Троицкого отправиться на Афон для выясне ния расхождений между насельниками и преодоления смуты . При этом в Синоде считали, что причины бунта носят скорее социальный и политический, чем религиозный характер .

http://sedmitza.ru/lib/text/10181881/

М.В. Шкаровский Подворье Свято-Андреевского скита в Санкт-Петербурге Основание и история Санкт-Петербургского подворья Свято-Андреевского скита была тесно связана с чудотворным образом Божией Матери «В скорбех и печалех утешение». Впервые эта икона, представлявшая собой двустворчатый складень 9,25 вершков длины и 7 вершков ширины в дорогой оправе, по преданию принадлежавший в середине XVII в. Вселенскому Патриарху св. Афанасию (Пателарию), была привезена для поклонения в Россию в 1861 г., чтобы помочь собрать деньги на строительство в скиту огромного собора в честь св. ап. Андрея Первозванного. 19 ноября 1863 г. в г. Слободском Вятской губернии от нее свершилось первое чудо – исцеление лишенного дара речи юноши, затем произошли новые чудеса 224 . Затем чудотворная икона была возвращена на Афон. В описании этого образа говорилось: на створках складня изображены великомученики Георгий Победоносец и Димитрий Солунский на конях, а также свт. Спиридон Тримифунтский и свт. Николай Мирликийский; в центре иконы – поясное изображение Богоматери с Предвечным Младенцем, покоящимся у левого Ее плеча; ризы Богоматери и Богомладенца чеканные золотые, венцы также золотые, венец Божией Матери украшен жемчугом; Христос правой рукой преподает благословение, а в левой – держит скипетр; под изображением Божией Матери и Младенца изображены св. Антоний Великий , Евфимий Великий, Савва Освященный и прп. Онуфрий, а рядом с Божией Матерью св. Иоанн Предтеча и св. ап. и евангелист Иоанн Богослов; на самом окладе над Богородицей изображены два ангела, держащие венец. В иконе хранились частицы св. мощей: первомученика архидиакона Стефана, преп. Григория Синаита , прп. мч. Михаила и прп. мчч. Игнатия Нового, Евфимия и Акакия Афонских. Стиль письма указывал на многовековую древность этого образа 225 . В начале 1860-х гг. монахи Свято-Андреевского скита задумали устроить в столице подворье, в храме которого поместить чудотворную икону, но этому воспротивился Святейший Синод. 25 июля 1879 г. купчиха г. Павловска Анна Ульяновна Джамусова пожертвовала для подворья Свято-Андреевского скита участок в петербургском районе Пески (на углу 5-й Рождественской и Дегтярной улиц) с каменным домом и 10 тыс. руб., но устройству подворья в то время снова помешал Святейший Синод. В 1880 г. чудотворный образ Божией Матери «В скорбех и печалех утешение» вновь на несколько месяцев прибыл в Россию, и снова произошли многократные исцеления 226 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отдел XI. Богослужение. Церковный службы и требоисправления 346. О правильном чтении всего положенного по чину богослужения православной церкви. Святейший Правительствующей Синод, по доходящим до него сведеньям, что церковнослужители некоторых церквей, а равно и священнослужители при чтении шестопсалмия, кафизм и прочего, положенного по чину православного Богослужения, произносят некоторые славянские слова русским наречием, и что таким произношением соблазняются многие благочестивые прихожане, определением своим постановил: циркулярно предписате (и предписано указом Святейшего Синода от 28 марта 1862 года за 1398) о подтверждении духовенству, чтобы положенное в церквах чтение производимо было не только благоговейно и неспешно, но и с правильным произношением славянских слов. 347. О неупотреблении при богослужении выдуманных стихов. По Именному Его Императорского Величества Высочайшему указу, данному Синодальному Члену, Преосвященному Гавриилу, Митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому и Кавалеру, минувшего мая в 10 день в Минске, вовремя Высочайшего Его Величества путешествования чрез оный город, за Собственноручным Его Величества подписанием, в котором изображено: «Преосвященный Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил! Нашед в нынешнее Мое путешествие, что в некоторых церквах во время причастия вместо концерта поют стихи, сочиненные по произволению, желаю, чтоб от Синода предписано было всем епархиальным Архиереям, дабы никаких выдуманных стихов в церковное пение не употребляли, но вместо концерта пели бы или приличный псалом, или же обыкновенный каноник». Свят. Правительствующий Синод приказали: для должного по сему Его Императорского Величества Высочайшему указу исполнения, куда следует, послать указы, предписав в них, дабы как Преосвященные Архиереи, так и настоятели монастырские о непременном сего Высочайшего повеления исполнении во вверенных им епархиях и монастырях имели неослабное наблюдете, Июня 8-го дня 1797 года. 348. О мерах улучшения церковного пения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По поводу толков в современном образованном обществе, возбужденных посланием св. Синода о графе Л. Толстом Источник (С приложением письма графини С.А. Толстой к митрополиту Антонию и его ответа). Издание 2-е, исправленное и дополненное Содержание § I § II § III Приложение. Письмо графини С.А. Толстой к Митрополиту Антонию. Ответ Митрополита Антония     Святейший Синод в своем попечении о чадах Православной Церкви, об охранении их от губительного соблазна и о спасении заблуждающихся, имев суждение о графе Льве Толстом и его противоцерковном лжеучении, признал благовременным, в предупреждение нарушения мира церковного, обнародовать нижеследующее послание: „Божией милостью Святейший Всероссийский Синод верным чадам православной кафолической греко-российской Церкви о Господе радуйтесь. Молим вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ( Римл. 16:17 ). Изначала Церковь Христова терпела хулы и нападения от многочисленных еретиков и лжеучителей, которые стремились ниспровергнуть её и поколебать в существенных её основаниях, утверждающихся на вере во Христа, Сына Бога Живаго; но все силы ада, по обетованию Господню, не могли одолеть Церкви Святой, которая пребудет неодоленною во веки. И в наши дни, Божиим попущением, явился новый лжеучитель граф Лев Толстой. Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его Матери-Церкви православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки, и которою доселе держалась и крепка была Русь святая. В своих сочинениях и письмах, во множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого отечества нашего, он проповедует с ревностью фанатика ниспровержение всех догматов православной Церкви и самой сущности веры христианской: отвергает личного живого Бога, во Святой Троице славимого, Создателя и Промыслителя вселенной; отрицает Господа Иисуса Христа-Богочеловека, Искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради человек и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых, отрицает бессеменное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества и по рождестве Пречистой Богородицы Приснодевы Марии; не признает загробной жизни и мздовоздаяния; отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святого Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, Святую Евхаристию.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Agg...

Подведение итогов Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 22-29 декабря. - Итоги года. - Заседание Синода. - Продолжение диалога. - Устаревший резерв. - Мира и радости. - Фактор доверия. - Сокращение детей. - Страсти вокруг Сербии. - Языковое отделение Татарстана. - Календарный вопрос. - Космические масштаб и глупость. - Политкорректные гримасы. - Забастовки, голодовки и шантаж. - Памяти священномученика Илариона. На прошлой неделе прошли два события, подводящих итоги уходящего года. Первое - Епархиальное собрание духовенства г. Москвы. Его необычность заключалась в том, что в рамках прошедшего мероприятия впервые " в истории Русской Православной Церкви состоялся телемост между Святейшим Патриархом Алексием и более 700 представителями от 14-ти епархий Московского Патриархата " , - сообщает " Седмица.Ru " . Также " во время проведения телемоста священнослужители, учащиеся Духовных школ и миряне смогли услышать доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о текущем состоянии дел всей Русской Православной Церкви " . В докладе патриарха Алексия II освящен " целый ряд актуальных вопросов церковной жизни " , - отмечает сайт " Русская линия " . Отдельная часть выступления Алексия II была посвящена взаимоотношениям с Русской Православной Церковью Заграницей: " Патриарх отметил, что практические шаги по сближению с РПЦЗ обсудит Архиерейский собор Русской Православной Церкви, который пройдет в Москве в октябре будущего года " . Полностью доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси " Важнейшие события в жизни Русской Православной Церкви в 2003 году " можно прочитать на патриаршем сайте. Вторым событием стало прошедшее 26 декабря заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Кратко об итогах заседания Синода сообщает агентство " Благовест-Инфо " . В частности, отмечено, что Синод принял ряд " важных кадровых решений " . Также был рассмотрен " вопрос о юбилейных торжествах по случаю 75-летия со дня рождения Патриарха Алексия " , однако, " поскольку в 2004 году день рождения Патриарха (23 февраля) приходится на Первую седмицу Великого поста - время особо строгого покаяния, - по просьбе предстоятеля Русской Православной Церкви было решено перенести торжества на 10 июня, когда будет отмечаться 14-я годовщина его интронизации " . Синод одобрил результаты визита в Москву делегации Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) и постановил образовать комиссию по ведению диалога с РПЦЗ во главе с архиепископом Корсунским Иннокентием (Васильевым), а также " благословил открытия ряда монастырей …; перевел приходы на территории Чеченской республики из Бакинской епархии во Владикавказскую, включил в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена еще 18-ти подвижников " . Более подробно об итогах заседания сообщает сайт " Регионы России " . Полностью же журналы заседания Священного Синода опубликованы на сайте " Седмица.Ru " .

http://pravoslavie.ru/4869.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Журналы 1-35 заседания Священного Синода от 27 марта 2007 года Ниже публикуются Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшегося 21 августа 2007 года в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Журналы Священного Синода подписали: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II члены Священного Синода: митрополит Киевский и всея Украины Владимир митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир митрополит Рижский и всея Латвии Александр епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан епископ Саратовский и Вольский Лонгин епископ Якутский и Ленский Зосима управляющий делами Московский Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент Журнал 43 СЛУШАЛИ: сообщение Святейшего Патриарха о состоявшемся подписании Акта о каноническом общении и восстановлении единства внутри Поместной Русской Православной Церкви. Справка: В заседании от 16 мая 2007 года (журнал 36) Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил Акт о каноническом общении, выработанный Комиссией Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и Комиссией Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом. Священный Синод определил, что Акт вступает в силу после торжественного подписания Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием и Председателем Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви Преосвященным митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром в Храме Христа Спасителя в Москве, в праздник Вознесения Господня 17 мая 2007 года. Ранее, 18 апреля 2007 года, соответствующее решение было принято Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви.

http://mospat.ru/archive/86321-zhurnaly-...

Разделы портала «Азбука веры» ( 26  голосов:  4.1 из  5) Часть пятая. Святейший Синод Глава 1. Отцы-настоятели Зима 1831 года выдалась для отца Антония трудной. Пустынь под его управлением процветала, от начальства он был награжден набедренником и палицею, многие из паломников просили его стать их духовным отцом, однако видимое признание успеха перестало радовать. Беспокоило его не опасение впасть в самодовольство и самопревозношение, ибо множество каждодневных мелких, но неотложных забот не давали возможности покоиться на лаврах. В душе зрела потребность чего-то нового. Чего — он не знал. На Рождество приехала навестить мать. Естественное чувство радости и гордости от выпавшего сыну жребия стало для нее привычным, и в этот приезд она удивила его другим. Помнилось, мать была не слишком богомольна, с годами же возросло не только ее усердие в молитвах, но и проявился какой-то новый, строгий взгляд на церковь и служение сына. «Это ли удаление от людей? — вслух рассуждала она, видя в приемной сына толпу ожидающих,— Это ли отречение от мира?» «Матушка,— убеждал отец Антоний,— да ведь мы обязаны служить ради спасения людей!» — «Украшением церквей и усладительным пением не спасешь! Бога бояться надо!» — отвечала мать. Настоятель пустыни не пытался переубедить ее, но невольно задумывался о возможном противоречии между внешним порядком и глубинным духом аскетического делания, и усиливалось в его душе беспокойство… Вдруг возникло убеждение, что он совершил все отведенное ему Богом в жизни земной. А коли так — оставалось дожидаться смерти, освобождения от тяготившей его оболочки. Он не страдал особенными недугами, больные ноги не в счет, то удел всех монашествующих от непрестанных молитв. Он не испытывал ровно никаких огорчений или потрясений, но необъяснимое чувство конца этой жизни прочно поселилось в душе. По нескольку раз в году ходил отец Антоний в Саров для бесед с преподобным Серафимом. Впрочем, и другие саровские старцы полюбили высокогорского настоятеля и особенно его привечали. На Рождество 1832 года до Высокогорского монастыря донеслись слова батюшки о скором конце его земной жизни. Сердце отца Антония отказывалось этому верить, однако он решил не откладывать встречу с батюшкой. Он отправился в Саров в начале января, рассчитывая вернуться до Крещения.

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/5

Скачать epub pdf ГЛАВА IX. Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Пимене (1970–1990) После блаженной кончины Святейшего Патриарха Алексия I Местоблюстителем патриаршего престола стал в соответствии с «Положением об управлении Русской Православной Церковью» старший по хиротонии из постоянных членов Священного Синода митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков). На своем заседании, состоявшемся 15 мая 1970 г., Синод постановил «призвать епископат, клир и всех верных чад Русской Православной Церкви творить заупокойное поминовение почившего Святейшего Патриарха Алексия в храмах Патриархата в течение года со дня кончины» 600 . 25 июня 1970 г. Священный Синод, заседавший под председательством митрополита Пимена, постановил «созвать Поместный Собор Русской Православной Церкви для замещения вдовствующего Московского патриаршего престола по истечении этого года, с 30 мая по 2 июня 1971 г.» 601 На этом же заседании была образована синодальная Комиссия для подготовки Поместного Собора Русской Православной Церкви во главе с Местоблюстителем митрополитом Пименом. Комиссия, взяв за образец практику Поместного Собора 1945 г., выработала квоту представительства клириков и мирян на Соборе (по одному клирику и мирянину от епархии, наряду с представителями духовных школ и монастырей) и процедуру их избрания, разработала программу соборных деяний и утвердила кандидатуры докладчиков, приняла чинопоследование интронизации Патриарха. В епархиях под председательством правящих архиереев проходили съезды духовенства и мирян, избиравшие членов Собора и обсуждавшие кандидатуру Патриарха. Большая часть епархиальных съездов высказывалась за то, чтобы Собор избрал Патриархом Крутицкого митрополита Пимена. Впрочем, были сторонники и других кандидатов: митрополитов Ленинградского Никодима и Алмаатинского Иосифа, исповедника и архипастыря святой жизни, старшего по хиротонии в российском епископате и одного из старейших по летам, он родился в 1893 г. и был хиротонисан во епископа в 1932 г., его лагерный стаж насчитывал 25 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви 16 июля, 2013. Новостная служба 16 июля 2013 года в Синодальном зале официальной Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом ставропигиальном монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. 16 июля. ПРАВМИР. 16 июля 2013 года в Синодальном зале официальной Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом ставропигиальном монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru . Участники заседания постановили принять Послание архипастырям, клиру, монашествующим и мирянам в связи с 1025-летием Крещения Руси. Синод рассмотрел и одобрил документ «О современной внешней миссии Русской Православной Церкви», подготовленный совместной рабочей группой Отдела внешних церковных связей, Синодального миссионерского отдела и Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Заслушав рапорт архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, Священный Синод постановил образовать Муромскую и Александровскую епархии, выделив их из состава Владимирской епархии. Преосвященным Муромским и Вязниковским определено быть епископу Муромскому Нилу, викарию Владимирской епархии. Временное управление Александровской епархией поручено архиепископу Владимирскому и Суздальскому Евлогию, назначенному главой новообразованной Владимирской митрополии. На вакантную кафедру Мичуринской епархии, образованной решением Синода от 26 декабря 2012 года (журнал 127), избран игумен Гермоген (Серый), наместник Знаменского Абалакского мужского монастыря Тобольско-Тюменской епархии. Архимандрит Митрофан (Серегин), секретарь епархиального управления Сердобской епархии, образованной решением Синода от 26 июля 2012 года (журнал 64), избран епископом Сердобским и Спасским.

http://pravmir.ru/sostoyalos-ocherednoe-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010