В.И. Попов Вступление В 1721 году по инициативе государя императора Петра I учрежден был в России, взамен патриаршества, святейший правительствующий синод для управления всею русскою церковию. В ведение святейшего синода перешли те различные приказы, которые существовали при патриархах. Но с другой стороны стали формироваться под управлением его новые синодальные и епархиальные органы для управления различными отраслями цирковой жизни. Все эти учреждения, со святейшим синодом во главе, составляли правительственную власть в русской православной церкви. Имея в виду исследовать во всех подробностях устройство нового церковного правительства в России в первые годы его существования, ограничиваясь концом царствования Петра I, мы изложим этот предмет в следующем порядке: 1) изложим, в виде вступления, состояние церковного правительства в России от смерти последнего русского патриарха Адриана до учреждения синода; 2) изложим со всею подробностью обстоятельства, предшествовавшие открытию святейшего синода и покажем его состав, права, обязанности, отношения и деятельность в царствование Петра I, и 3) раскроем те учреждения, оставшиеся от патриарха и вновь сформировавшиеся при синоде, при посредстве которых он, то есть святейший синод, управлял церковию. I. Состояние церковного правительства в России от смерти последнего Русского патриарха до учреждения святейшего синода В 1700 году умер последний патриарх Русской православной церкви Адриан. Вопреки ожиданиям духовенства и народа, государь Петр Алексеевич нового патриарха не назначил, потому что имел намерение заменить патриаршество в России другою формою церковного управления. Чем же заменить патриарха? Кого поставить во главе церкви? На первых порах, пока ещё не было выработано ничего определенного относительно этого вопроса. Петр во главе Русской церкви поставил местоблюстителя патриаршего престола, назначив на эту должность знаменитого иерарха того времени, преосвященного Стефана Яворского , митрополита рязанского и муромского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть «Самочинные действия по изменению статуса УПЦ могут привести к появлению нового раскола» Священный Синод дал оценку ситуации после состоявшегося в Киеве Собора Украинской Церкви, принял епархии Крыма в непосредственное подчинение Патриарху Кириллу, возродил должность протопресвитера военного и морского духовенства, назначил нового главу ОВЦС 07.06.2022 1703 Время на чтение 5 минут Фото: Patriarchia.ru Сегодня в Зале заседаний Священного Синода Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru. Открывая заседание, Святейший Патриарх Кирилл обратился к членам Синода со вступительным словом, в котором представил повестку дня. Было принято пять журналов Священного Синода .  Члены Синода выслушали доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о рабочей поездке в Венгрию (журнал 57). C 1 по 5 июня 2022 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион посетил Венгрию. В ходе поездки председатель ОВЦС встретился с архиепископом Эстергомско-Будапештским кардиналом Петером Эрдэ в его рабочей резиденции в Будапеште. В беседе был затронут широкий круг вопросов, касающихся взаимодействия между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью на современном этапе. В здании канцелярии премьер-министра в Будапеште состоялась встреча митрополита Илариона с вице-премьером Правительства Венгрии Ж. Шемьеном. Председатель ОВЦС от имени Русской Православной Церкви выразил благодарность Венгрии за твердую позицию в отношении недопустимости включения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в санкционный список ЕС. В рамках рабочей поездки в Венгрию председатель ОВЦС посетил Сентендре, где встретился с епископом Будимским Лукианом (Сербская Православная Церковь).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/07/sa...

ЦВ 1-2 (447) январь 2011 /  24 декабря 2010 г. Состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви 24 декабря 2010 года в рабочей патриаршей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. В заседании приняли участие митрополиты Киевский и всея Украины Владимир, Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Минский и Слуцкий Филарет, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Кишиневский и всея Молдавии Владимир, Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии, Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Симферопольский и Крымский Лазарь, Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион; архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл; епископы Бакинский и Прикаспийский Александр, Южно-Сахалинский и Курильский Даниил. Первосвятительские визиты Священный Синод поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла за понесенные труды и выразил благодарность епархиальным Преосвященным, руководителям регионов и представителям органов государственной власти за внимание и теплый прием, оказанные Предстоятелю Русской Православной Церкви и сопровождавшим его лицам. Члены Священного Синода также вознесли молитвы ко Господу об укреплении сил Митрополита Киевского и всея Украины Владимира на многая лета и даровании ему помощи в архипастырских трудах, выразили ему благодарность за несомое им с достоинством и честью высокое служение. Церковные и церковно-общественные мероприятия Священный Синод заслушал сообщения Святейшего Патриарха Кирилла о проведении в Москве IX Церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства» и IV Ассамблеи русского мира. Члены Священного Синода с удовлетворением отметили итоги выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства» и выразили особую признательность Патриаршему Экзарху всея Беларуси Митрополиту Минскому и Слуцкому Филарету за возможность принесения чудотворной иконы Божией Матери «Жировицкая» в Москву в дни проведения выставки.

http://e-vestnik.ru/church/447_sostoyalo...

Архив Пн Определение Архиерейского Собора 1997 года «Об отдельных вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви» 7 июня 2008 г. 19:30 Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 1997 года. 1. Воздать хвалу Господу о продолжающемся всестороннем возрождении церковной жизни в России, других странах Содружества Независимых Государств и Балтии. Благодарить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священный Синод за мудрое руководство общеперковной деятельностью, принесшее добрый плод Пастыреначальнику Христу. 2. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия П на настоящем Архиерейском Соборе со благодарением принять к сведению. 3. Полагать весьма полезными состоявшиеся в межсоборный период визиты Святейшего Патриарха в епархии Русской Православной Церкви, в ходе которых Его Святейшеством совершались богослужения, собиравшие большое количество верующих, проводились встречи с духовенством и мирянами, руководителями местных органов власти, военнослужащими, молодежью, интеллигенцией, представителями общественных кругов и средств массовой информации, заключенными. Просить Святейшего Патриарха продолжать в будущем посещение епархий, которое во многом содействует укреплению церковного единства, создает возможность общения клира и паствы со своим Первоиерархом, способствует разрешению насущных проблем на местах. 4. Выразить удовлетворение в связи с визитами Предстоятеля Русской Церкви в другие Поместные Православные Церкви, в ряд стран СНГ и дальнего зарубежья. Свидетельствовать о высокой соборной оценке этих визитов и прошедших в их рамках встреч с Предстоятелями Церквей-Сестер, инославными и инорелигиозными духовными лидерами, главами государств, видными политическими и общественными деятелями. 5. Отметить состояние церковной жизни в стольном граде Москве, где клирики и миряне подают добрый пример во всех областях служения Церкви. Благодарить Святейшего Патриарха за попечение о ставропигиальных монастырях и храмах, составляющих, наряду со столицей. Патриаршую область.

http://patriarchia.ru/db/text/5829634.ht...

Часть 1. Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы 1917–1925 41 Не позднее 17(30) 11.1917. Определение Святейшего Синода о возведении на патриаршую кафедру митрополита Московского и Коломенского Тихона 1 . возведении на патриаршую кафедру митрополита Московского и Коломенского Тихона. Святейший Правительствующий Синод Российской Православной Церкви слушали выписку из протокола Священного Собора Православной Российской Церкви от 17(30) ноября 1917 г. за 43 о том, что 17(30) сего ноября Священный Собор постановил: 1) назначить днём торжества настолования (интронизации) избранного и наречённого в Патриарха всея России митрополита Московского и Коломенского Тихона – 21 ноября (4 декабря) с.г. в день Введения во храм Пресвятой Богородицы; 2) благословить ознаменовать день сего торжества целодневным колокольным звоном во всех храмах г. Москвы и тех городов России, в которые придёт к этому дню сообщение о сем торжестве; 3) в прочих храмах Российской Церкви произвести целодневный звон в первый воскресный или праздничный день по получении известия о сем событии; 4) со дня возведения на патриаршую кафедру избранного Патриарха всея России совершать поминовение Его Святейшества (вместо Святейшего Синода) во всех храмах России в такой форме: «О Великом Господине нашем Святейшем Патриархе Тихоне», при многолетствовании же возглашать: «Великому Господину нашему, Святейшему Тихону, Патриарху Московскому и всея России». Приказали: Изложенное постановление Священного Собора Православной Российской Церкви напечатать для исполнения по духовному ведомству в журнале «Церковные Ведомости» 42 и в «Церковно-Общественном Вестнике», а Преосвященному Дмитровскому Иоасафу [Каллистову], для должностных распоряжений, послать указ. Церковные Ведомости. 1917. 46/47 Деяние 47-е Священного Собора Православной Российской Церкви ...В лето от Рождества Бога Слова 1917-е, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, месяца ноября в день 21-й (4 декабря), в Московском Большом Успенском соборе совершается поставление наречённого Патриарха, митрополита Московского и Коломенского Тихона в Патриарха Московского и всея России.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

11 октября 2011 г. Заседание Священного Синода 5-6 октября: документы и назначения Состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви 5–6 октября в рабочей патриаршей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось первое заседание зимней сессии Священного Синода Русской Православной Церкви. В заседании приняли участие митрополиты Киевский и всея Украины Владимир, Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Кишиневский и всея Молдавии Владимир, Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии, Черновицкий и Буковинский Онуфрий; архиепископы Чимкентский и Акмолинский Елевферий, Орловский и Ливенский Пантелеимон, Хабаровский и Приамурский Игнатий; епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. Первосвятительские визиты Священный Синод заслушал сообщение Святейшего Патриарха Кирилла о первосвятительских визитах в Крымскую, Киевскую, Абаканскую, Магаданскую, Иркутскую, Московскую (областную), Луганскую, Белгородскую, Воронежскую, Санкт-Петербургскую и Черновицкую епархии. Поблагодарив Патриарха за понесенные труды, Синод выразил признательность митрополитам Киевскому и всея Украины Владимиру, Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру, Крутицкому и Коломенскому Ювеналию, Воронежскому и Борисоглебскому Сергию, Луганскому и Алчевскому Иоанникию, Черновицкому и Буковинскому Онуфрию; архиепископам Иркутскому и Ангарскому Вадиму, Белгородскому и Старооскольскому Иоанну, Абаканскому и Кызылскому Ионафану; епископу Магаданскому и Синегорскому Гурию; губернаторам Воронежской области А.В. Гордееву, Московской области Б.В. Громову, Магаданской области Н.Н. Дудову, Иркутской области Д.Ф. Мезенцеву, Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко, Белгородской области Е.С. Савченко; председателям правительств Республики Хакасии В.М. Зимину, Республики Тывы Ш.В. Кара-оолу, Черновицкой областной государственной администрации М.Н. Папиеву, Луганской областной государственной администрации В.Н. Пристюку за внимание и теплый прием, оказанные Святейшему Патриарху Кириллу и сопровождавшим его лицам.

http://e-vestnik.ru/docs/zasedanie_svyas...

58. Сорок лет назад и теперь Когда эти строки будут набираться в типографии, в Святейший Синод поступит в окончательно разработанном виде проект нового устава духовных семинарий. Эту реформу давно ждали, необходимость ее все сознавали. К сожалению, работы 16-ти комиссий происходили в такой тайне, что в печати нельзя было найти точных откликов на них, и теперь, когда общая комиссия уже заканчивает проект, мы не можем еще сказать: что даст нам эта реформа? Говорят, что будет введена и медицина, и гигиена; что новые языки будут введены как обязательные предметы, говорят, будто не дадут места одному из важнейших предметов: чтению святых отцов и учителей Церкви. 4 Решительно не понимаю, как это я заявлял и в прошлом году, зачем семинаристам всем без исключения и обязательно изучать новые языки: с кем они будут говорить на них, если семинария назначается, первее всего, для будущих пастырей и лишь одна десятая доля из них, более даровитых, а следовательно, имеющих возможность изучать эти языки и тогда, когда они необязательны, пойдут в духовные академии. А до других высших учебных заведений Церкви дела нет. Но, видно, еще не назрела до очевидности нужда в пастырях, видно, еще хотят заставить Церковь Божию еще и еще продолжить на свои средства воспитывать ветеринаров, адвокатов, докторов, чиновников и… хоть бы актеров! Подождем – увидим. Еще не теряем надежды, что Святейший Синод внимательно рассмотрит программы и все касающееся обучения; об одном умоляем его: поставить дело духовно-нравственного и патриотического воспитания так, чтоб не пришлось краснеть за питомцев духовных школ, чтобы в наших семинариях с корнем был вырван тот дух отрицания, политиканства, вражды к родным заветам родной Церкви и каких-то бессмысленных протестов, доходящих до хулиганства и ужасного кощунства. Кто ж не знает, что творилось в наших семинариях в последние годы? Горько, обидно, стыдно вспомнить!! А ведь полсотни лет тому назад было не то. Мои читатели помнят в одном из моих дневников мои воспоминания о своих наставниках, о ректоре о.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

XIII. Первоначальный состав Св. Синода при Петре I и последующие в нем изменения при ближайших приемниках Петра I Представляя Духовную Коллегию учреждением для заведования церковными делами государства под авторитетом учредившей его государственной власти, Реформа Петра Великого, наперед определяла судьбу сего учреждения и предуказывала возможность изменений в его составе и положении. История существования Св. Синода, со времени его учреждения, представляет не мало моментов, когда Синод, по указаниям учредившей его власти, испытывал те или другие изменения в своем составе и положении. По предначертаниям Духовного Регламента состав Святейшего Синода был определен следующим образом. «Правительствующих особ» в Духовном Коллегиуме полагалось 12. Они должны были принадлежать к лицам разного чина, т. е. избираться из архиереев, архимандритов, игуменов и протопопов; между ними архиереев полагалось три, прочих же чинов «сколько которых достойных сыщется». При этом предписывалось наблюдать, чтобы назначаемые в состав членов Духовного Коллегиума архимандриты и протопопы не находились в подчинении заседавшего в Коллегиуме архиерея, как объяснил Регламент потому, что «таковой архимандрит или протопоп будет непременно наблюдать, к которой стороне судимой приклонен есть епископ, к той и тот архимандрит, или протопоп приклонен будет, и так две или три персоны будут един человек». По именному учредительному указу 25 января 1721 г. определено выть в Духовном Коллегиуме «единому президенту, двоим вице-президентам, четырем советникам, четырем асессорам»; при этом повелевалось президенту иметь «един с прочими равный голос» на основании, что по Духовному Регламенту, он должен был подлежать суду своей братии, «аще в чем знатно погрешит» 295 .В предначертанный Духовным Регламентом и определенный учредительным указом состав Духовного Коллегиума, при его открытии, были назначены членами следующие лица: президент Стефан (Яворский) , митрополит рязанский и муромский, бывший местоблюститель патриаршего престола, два вице-президента: Феодосий (Яновский), архиепископ велико-новгородский и велико луцкий, Феофан (Прокопович) , архиепископ псковский и нарвский, составитель Духовного Регламента, четыре советника, архимандриты первейших монастырей: Симонова-Петр Смелин, Ипатского-Гавриил Бужинский; Новоспасского-Иерей Прилукский и Высокопетровского-Леонид; четыре асессора: протопопы Троицкого собора-Иоанн Семенов и Петропавловского-Петр Григорьев, иерей Анастасий Кондоиди, впоследствии, согласно его прошению, по указу Святейшего Синода, постриженный в монашество с именем Афанасия, и иеромонах Варлаам Овсяников, вскоре (10 марта 1721 г.) игумен Угренский, исполнявший до 1 января 1722 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Гавриил, архиепископ Великоустюжский и Тотемский (Русской Григорий) Родился в г. Вязниках, а по другим предположениям – в селе Ярославах Данковского уезда Рязанской губернии. Специального духовного образования он не получил. Был диаконом в селе Одоевщине, Данковского уезда. Затем принял монашество в Волховском Троицком монастыре. С 20 лет был ризничим в Казани при митрополите Тихоне, который и способствовал росту Гавриила на духовном поприще. В 1722 году он возведен в сан архимандрита Спасского Юнгинского монастыря. В 1726 году по ходатайству митрополита Казанского и Свияжского Сильвестра (Холмского) назначен архимандритом Свияжского монастыря. Монастырь находился в запущенном состоянии, и Гавриил потрудился для его благоустройства. Но вскоре возникли несогласия между архимандритом Гавриилом и митрополитом Сильвестром, и отец Гавриил добился своего перевода во Владимирский Рождественский монастырь. Сразу же по назначении во Владимир архимандрит Гавриил написал в Святейший Синод донос на Казанского владыку Сильвестра, вследствие чего митрополит был запрещен в служении и направлен в Невский монастырь, а в дальнейшем лишен сана и сослан в заточение в Выборг. На этом доносе архимандрит Гавриил не остановился. Теперь он доносил на военных лиц: капитана Мозовского и лейтенанта Нащокина, присутствовавших у него на обеде. А в этот же период времени Святейший Синод выдвинул его кандидатуру на епископскую кафедру. 24 ноября 1731 года в Московском Успенском соборе он был хиротонисан во епископа Суздальского. В Суздале епископ Гавриил старался приобрести уважение паствы наружным благочестием и смирением. Особенно угодил он суздальцам тем, что на праздники суздальских святителей Феодора († 1023, 23 мая/5 июня, 8/21 июня) и Иоанна († 1373, память 15/28 октября) во время чтения Апостола он сидел не на горнем месте, а на полу на кафедре, «за честь великих святителей». 17 сентября 1735 года епископ Гавриил был переведен в Казань с возведением в сан архиепископа. Недолго пришлось занимать ему эту кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Гавриил, епископ Рязанский и Муромский (Бужинский) Родился в польской Малороссии. Окончил Киевскую духовную академию. В 1706 году был вызван митрополитом Рязанским Стефаном (Яворским) , местоблюстителем патриаршего престола, в Москву и назначен учителем Славяно-греко-латинской академии. В 1707 году пострижен в монашество. В 1709 году рукоположен во иеромонаха. В 1714 году был вызван императором Петром I в Александро-Невскую лавру. В 1718 году назначен обер-иеромонахом флота. С 1720 года – префект славяно-греко-латинской академии. 22 января 1721 года возведен в сан архимандрита Ипатьевского монастыря. 25 декабря того же года назначен советником Святейшего Синода, а также директором и протектором над всеми от Святейшего Синода зависящими типографиями и училищами. С 20 марта 1722 года – настоятель Троице-Сергиева монастыря. 30 октября 1726 года хиротонисан во епископа Рязанского. На Рязанскую кафедру прибыл 22 января 1727 года. Особое внимание в Рязани преосвященный Гавриил обратил на славяно- греко-латинскую школу, произвольно упразднившуюся за неимением учителей. При активном содействии епископа Гавриила уже через два года в названной школе обучалось 339 учеников. Для них было выстроено пять «светлиц», учреждена особая «школьная контора». Преосвященному Гавриилу в Рязанской епархии пришлось встретить и ряд неприятностей. Рязанский воевода Неронов и некоторые лица из духовенства, недовольствуясь его действиями, стали писать на преосвященного в Святейший Синод жалобы с вымышленными обвинениями. Он, как мог, защищался и сам писал на своих доносчиков, опровергая их ложные доносы. Такая обстановка в епархии привела к тому, что была назначена следственная комиссия. Но следователь был «неправедный и взятколюбивый ». Сам епископ Гавриил был вызван для ответа в Москву, где пробыл около двух лет, живя на «наемном дворе » за неимением места на Рязанском подворье. Только в 1730 году следствие было закончено, но оно сильно подорвало здоровье и энергию епископа Гавриила. В январе 1731 года Святейший Синод выдвигал его кандидатуру на Киевскую или Ростовскую кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010