А.И. Никольский Триоди Постные 222. Триодь Постная , в лист, без начала и конца, 359 лл., полууставом XV в., с разрисованными буквами, без переплета. В средине рукописи не достает нескольких листов. На полях внизу листов: 1–3 и 54–66 приписки скорописью: 1) «Иван Дементьев сын, а прозвище Желтик лета 7112 (1604) году»; 2) «Лета 7112 (1604) декабря 12 се аз троецкой поп Иван Матвеев сын села Корочарова продал есми сию книгу Треодь Посную в село Новоселки государеву крестьянину Ивану Дементиеву сыну прозвище Желтику». Начинается концом службы в неделю блудного, оканчивается тропарями 4-й песни трипеснца на утрени в четверг 6-й седмицы поста. Синаксари только в службах: субботы мясопустной, недели мясопустной, субботы сыропустной и недели сыропустной. На лл. 273– 280 и 287–295 об. «житие и жизнь преподобныя матери Марьи Егоупетскыа списано Совфронием патриархом иерусалимьского». Начало: «Тайну царскую добро есть хранити». 223. Триодь Постная , в лист, 224 л., неполная, полууставом первой половины XV в., без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 65–67, 70, 86, 89, 92, 124, 164–169, 182–184, 188, 189, 197–200 и 222–224. Рукопись начинается с продолжения службы во вторник сырной недели. На л.л. 217 об.–220 седален 5 гласа с богородичным на утрени в четверг 6 недели и седальны Четыредесятницы из Октоиха, не все. На лл. 220–224 два слова Иоанна Златоустаг о: 1) в субботу Лазаря и 2) в неделю Пасхи. На л. 218 об. приписка полууставом: «Лета 7030 пятаго (1527) положена бысть сия книга … Постная в дом Рожества Господа нашего Иисус Христа на Вологде на посаде надо рвом при благоверном великом князе Василье Ивановиче всея Руси и пресвященне епископе Алексее Пермьском и Вологодцком а положил е Захарья Григорьев сын Сусанин». 224. Триодь Постная , в лисг, без начала и конца, 170 л.л., в два столбца, полууставом XV в., с разрисованными буквами, без переплета. На полях внизу листов 1–9 позднею скорописью приписка: «Сия книга Триодь Постная церкви Николая чудотворца что на … ». Рукопись начинается тропарями 7-й песни канона в неделю мытаря и фарисея, оканчивается текстом паремии на 6-м часе в понедельник 5-й недели поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.И. Никольский Часословы 127. Часослов , в восьмушку, неполный: нет нескольких листов вначале, средине и конце рукописи, 234 л., уставом и полууставом разных почерков XIV–XV, XV и XVI в.в., с разрисованными буквами, в поврежденном дощатом переплете. На полях внизу листов 1–14 приписка позднею скорописью: «Сия (книга) часослов от церкви Всемилостивого Спаса что на Устюге отобрана на Вологду в консисторию». Состав: 1) молитва покаянная, без начала (1–8 об.). Конец: «помилуй мя без числа ти согреших Господи, прости мя, аминь»; 2) часословец имея нощную дневную службу по уставу иже во Иерусалиме лавры святого отца нашего Саввы: последования: полунощниц: а) вседневной (9–31), б) субботней (31 об.–42 об.), в) утрени и первого часа (42 об.–72); г) канон Святей Живоначальной Троици поеться во всякую неделю пред утренею вместо полунощници – творение вселенского патреиарха Константина града кир-Митрофана (72–91 об.); д) тропари, богородичны и ипакои воскресные, не все (91 об.–96), е) последования 3, 6 и 9 часов и чина изобразительных (96–133); ж) последование вечерни (133–142 об.); з) чин обычныя повечерницы (142 об.–153); и) лунное течение (153 об.), к) окончание повечерницы (154–163 об.); каноны: л) благодарственный Пресвятей Богородице (163 об.–192), м) Иисусу Христу, без конца (192 об.– 203 об.), н) служба Благовещению, без начала (204–221), о) последование тропарям и кондаком от мытаря и фарисея до Всех Святых, неполное (221–234 об.). На 231–232 л.л. последование часов в Пасхальную седмицу. 128. Часослов , в восьмушку, неполный, 221 л., полууставом XV в., с разрисованными буквами, в поврежденном кожаном переплете (без верхней доски). Порваны листы: 1, 2, 59, 103, 104, 125, 132, 133, 185, 205, 208. Состав: последования полунощниц: 1) вседневной (1–19), без начала; 2) субботней (19 об.–32); 3) канон Святей Живоначальней Троци поем в неделю за полунощницу (32–44); 4) начало утреници и первого часа с почасием (44–90 об.); последования: 5) часов: 3, 6 и 9 с почасиями (90 об.–144 об.); 6) вечерни (145–157); 7) повечерницы великой (158 об.–208 об.); на лл. 183–190 канон молебен Ангелу хранителю; 8) тропари, богородичны и ипакои воскресные, не все. (208 об.–214); 9) тропари и кондаки дневные (214 об.–219); 10) богородичны и крестобогородичны на восемь гласов (219–221 об).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.И. Никольский Чины 953. Чин литургии Иоанна Златоустаг о , в лист, 16 лл., полууставом XVIII в., в бумажном переплете. На 16 листе отрывок из службы заупокойной, писанный полууставом XIX в. 954. Чин таинства брака , в четвертку, 10 лл., скорописью XVIII в., в цветной бумажной обложке, 1 и 10 листы без текста, 955. Чин елеосвящения , в четвертку, без начала н конца, 72 л., полууставом XVII в., в кожаном переплете; 71 и 72 листы порваны с ущербом для текста. Чин тот же, что и в единоверческом Потребнике московской печати 1877 года. 956. Чин крещения, в восьмушку, 16 лл., полууставом XVIII в., в двух бумажных обложках; на одной из них помета: «Указ о крещении из дома крестьянина дер(евни) Лахты Афанасия Тимофеева. 345. 7 июня 1855 г.; к 6587 пред. от 13 ноября 1854 г.; выписка 22 декабря 1854 г. к 1062». Чин совершенно отличный от изданнаго в единоверческом Потребнике московской печати 1877 года. 957. Чин крещения , в четвертку, 18 лл., полууставом XIX в., в бумажном переплете; 15–18 листы чистые. На 1-м листе помета: 13–22, 10 июня 1855 г.». Из заглавия, сделаннаго киноварью на 2 листе, видно, что этот чин выписан из Большого Потребника, напечатанного при московском патриархе Иоасафе. 958. Чин исповедания , в восьмушку, 137 лл., юго-западно-русским полууставом XVII в., с черною наклеенною заставкою, в дощатом с кожею и металлическими застежками переплете. Чистые листы: 2а и ненумерованный в начале рукописи. Состав: 1) оглавление (1–2 об.); 2) кающемуся чителнику наука (3–8 об.). Начало: «Преблагий и всемилостивый Бог , иже не хощет смерти грешнаго, но хощет всем спастися»; 3) молитва идучи до исповеди (9–12): «О, предвечный владыко, милосердия отче и всякия утехи Боже»; 4) молитва по исповеди (12–14 об.): «Слава тебе Господи, слава тебе царю, слава тебе святый Творче»; 5) часть первая. Рахованя своей совести, в которой припоминается, яковым способом выступует человек против Богу и ближнему и самому себе напред (15–23 об.); 6) часть вторая, в которой ся припоминает, як человек грешит против десяти приказаний Божиих (23 об.–38 об.); 7) часть третья. О еедми грехах смертных и прочиих грехах, которие ся от них родят, а напред о гордости всех грехов царицы (38 об.–123 об.); 8) выводы короткие през подобенства каждому человеку купонятю снадные як то есть речь пожитечьная часто споведатись (123 об.– 131 об.). Начало: «Который долго отволокает споведатися грехов своих»; 9) замкнение (131 об.–133 об.). Начало: «О тое над все ключися старатися нает, абы злобие голубинное могл мети безжадной просады»; 10) последование о избавлении злых помыслов (134–135); 11) правило внегда случится кому искуситися во сне до действу диаволю (135–137). Статьи 10-я и 11-я на церковно-славянском языке, прочия на книжном юго-западно-русском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.И. Никольский Шестодневы 203. Шестоднев , в четвертку 300 лл., полууставом разных почерков XV в., в кожаном переплете. 138-й лист порван с ущербом для текста. На полях внизу листов 1–8, 4–11 и на л. 298 приписки окорописыо: 1) Сию книгу Октай Вологодского уезда от церкви Димитрия Селунского что в Карачеве», 2) «Книга Иванова Ивана дияка Попова сына Захарьева Веснанина внука, а ся рука Иванова диякова»; 3) «Сию книгу писал Прохорец Деонисьев сын Попов». Состав: 1) по вся воскресения поется вместо достойно по троичном каноне (1–3 об.); 2) воскресные службы восьми гласов (4–138); 3) светильны воскресные и евангельские стихиры (138–144 об.); 3) воскресныя утренния евангельския чтения (144 об–153); 5) столпы утренних воскресных евангельских чтений (153 об.–154 об.); 6) светильны и богородичны на каждый день седмицы (154 об.–156); 7) отпусты на каждый день седмицы (156 об.–157); 8) отпусты на праздники господские и богородичные (157–160); 9) тропари, кондаки и богородичны Четыредесятницы (160 об.–166); 10) тропари, кондаки и богородичны Пятидесятницы (166–168 об.); 11) троичны гласа (168 об.–170 об.); 12) величания с избранными псалмами (171–148); 13) апостольское и евангельскоё чтения «на всякий день» (184–185); 14) апостольское и евангельское чтения из службы Пресвятей Богородице (185–186); 15) службы на каждый день седмицы (187–266 об.); 16) апостольския и евангельския чтения общия некоторым святым и отчасти на разныя потребы (267–296 об.); 17) уставныя заметки (297, 299–300). 204. Шестоднев , в четвертку, 228 лл., полууставом XV в., в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 32, 79, 85 и 93. Состав; 1) службы воскресныя восьми гласов (1– 121 об.), 2) апостольския и евангельския чтения из служб 3 и 7 гласов (121 об.–123); 3) светильны чрез всю неделю (123– 124 об.); 4) службы на каждый день седмицы (125–196); 5) апостольския и евангельския чтения из служб на каждый день седмицы (196–201 об.); службы: 6) Успению Пресвятыя Богородицы (202–208); 7) Николаю чудотворцу (208–218); 8) Рождеству Пресвятыя Богородицы (218–228 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

архимандрит Парфений Слово на погребение в Боге почившего Святейшего Правительствующего Синода Члена, Высокопреосвященнейшего Августина, Архиепископа Московского и Коломенского, Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Священно-Архимандрита и орденов Св. Александра Невского и Св. Анны первой степени Кавалера, говоренное в Кафедральном Чудове монастыре, Московской Духовной Семинарии Ректором, Богословских наук Профессором, Ставропигиального Заиконоспаского Монастыря, Архимандритом и Кавалером Парфением. Таков, сетующие слушатели, таков жребий человечества; таков предел жизни человеческой: всяка плоть, яко риза обветшает; завет бо от века: смертью умрешь 1 . Един вход всем есть в житие, подобен же и исход 2 : мне вчера, а тебе днесь 3 – Давно ли сии хладные, сии крепко к персям прилегшие руки, давно ли подписывали суд и милость? Давно ли воздевались о нас ко Всевышнему, и низводили благодать и благословение? Давно ли сии померкшие очи бодрственно зрели на страже стада Христова? Давно ли, устремляясь горе, препровождали сердечные моления далее, далее – в пренебесный жертвенник? Давно ли немотствующий язык изрекал судьбу вверенным пастырской власти? Давно ли в сем самом святилище, провозглашая священные истины, сладостно ободрял подвизающуюся доблесть благочестия, грозно обличал неистовство душ законопреступных? Давно ли? … Увы! Не стало нашего Пастыря! Се – во гробе! … Во гробе – и сия мертвенность его к оставшимся, как бы взывает в последний раз: зряще мя безгласна и бездыханна предлежаще восплачете о мне, и целуйте мя последним целованием. О! плачи, дщи Сиона, яко отнял Господь вся крепкая твоя от среды тебе 4 ! Да изнесут горестные наши сердца, да изнесут из недр своих воздыхания, яко уже последнюю жертву; да излиют желания свои в напутствие невозвратно отошедшему от страны сея! Мир праху твоему, мир душе твоей, Дражайший Пастырь! Почий от трудов своих! – Но утешимся, Слушатели! Добродетель, переселяясь в страну вечности, красными стопами печатлеет любезнейшие следы на месте бытия своего. Премудрость добльственных подвижников поведят люди и похвалу их исповест церковь 5 . Святителю! Ты ниспосылал святительское благословение на проповедников Слова; – приникни духом твоим на нас и прими беседу сию, растворенную слезами любви в воню мира. – Ты безмолвствуешь: но тем паче, да отверзнутся уста мои к твоему хвалению.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

Б Бабаевский Николаевский монастырь Костромской Епархии заштатный мужской. Находится на берегу реки Волги против устья реки Солонцы, впадающей в Волгу, расстоянием от города Костромы в 35, а от посада Соли Большой в 3 вёрстах. Местоположение оного самое красивое ибо, будучи окружаем двумя реками, стоит он на возвышенном месте, и с южной стороны осеняется самородной рощей, состоящей из берёзовых, ореховых и дубовых деревьев. Название своё имеет от Бабаек, то есть вытесанных брёвен наподобие больших вёсел, которыми по воде справляют лес как строевой, так и дровяной вниз по реке Волге, от Ярославля из реки Шексны втекающей в Волгу. Эти бабайки с плотов лесных хозяева складывают на берег и отдают оные в монастырь, потому что в тех бабайках работникам, когда они лес из Волги введут в реку Солонцу, нужды уже не имеется. Сказывают, что даже якобы в монастыре сем и первоначальная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца построена была из вышеозначенных бабаек. По писцовым книгам Павла Волынского значится, что этот монастырь построен из давних лет, и в 1621 году во время генерального межеванья была в нём ЦЕРКОВЬ СОБОРНАЯ, во имя св. Николая с приделом Преп. Сергия Радонежского Чудотворца. По сей церкви монастырь называется ещё и Николаевским. Ныне же ЦЕРКВИ в оном все каменные: СОБОРНАЯ двухэтажная, в верхнем этаже храм во имя Похвалы Пресвятой Богородицы, а в нижнем – во имя св. Николая Чудотворца. ОГРАДА кругом монастыря на 180 саженях каменная же. Настоятели в сем монастыре были иногда Строители, иногда Игумены: с 1709 года, когда приписан он был к Николаевскому же Переславля Залесского, что на Болоте, монастырю, присылались от того монастыря Строители, и монастырь назывался Бабаевской пустыней до 1728 года. А в сем году 5 Августа, по благословению Святейшего Правительствующего Синода и по определению бывшей в Москве духовной Дикастерии, Бабаевская пустынь отписана от Переславского, что на болоте, монастыря, и велено именоваться оной по-прежнему монастырём; почему тогда и произведён сюда в Игумена Галактион, каковое Игуменское начальство продолжалось до 1764 года, в котором при сочинении Духовных Штатов оставлен этот монастырь на своём содержании и управляется доныне Строителями. Бабозерская Николаевская пустынь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Беседа LXV. О девятом члене символа веры. О том, что единству церкви христовой не противоречит существование частных церквей и разделение ее на земную и небесную Во едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь . Вы знаете, братие, что истинная Церковь Христова, к которой мы принадлежим, есть едина, потому что она есть одно духовное тело, имеет одну главу, Христа, и одушевляется одним Духом Божиим. Этому учению о единстве Церкви не противоречит, братие, то обстоятельство, что существуют многие церкви отдельные и самостоятельные, напр., Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская. Эти церкви различаются между собою только местом своего положения, языком, на котором совершается богослужение, некоторыми обрядами при богослужении и церковным управлением. Высшее церковное управление в Российской церкви принадлежит Святейшему Правительствующему Синоду (собранию нескольких Архипастырей), а напр., в Константинопольской – патриарху. Распоряжения Святейшего Правительствующего Синода обязательны для всех священноцерковнослужителей Российской церкви, но не обязательны для священноцерковнослужителей Константинопольской; равно и распоряжения Константинопольского патриарха обязательны для подчиненных ему церковнослужителей, и не обязательны для церковнослужителей нашей церкви. Таким образом, вышеупомянутые церкви различаются между собою по церковному управлению. Но это различие не существенно и нисколько не нарушает единства Церкви, потому что все эти отдельные и самостоятельные церкви признают над собою одну главу Иисуса Христа, исповедуют одну веру, и имеют взаимное общение в молитвах и таинствах. Все они имеют один символ веры и одинаковым образом толкуют его, одни таинства, как по числу, так и по пониманию их. Русский, путешествуя по востоку, может заходить напр., в греческие церкви, молиться в них, принимать от греческих священников таинства, равно и греки, сирийцы и другие православные востока ходят в наши церкви, молятся в них и принимают таинства от наших священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Благовещенская и Тындинская епархия 29 червня 2010 р. 20:31 Образование епархии Благовещенская епархия фактически была образована в 1858 г., хотя до 1870 г. продолжала именоваться Камчатской, Курильской и Алеутской , а до 1899 г. — Камчатской и Благовещенской . С середины 1930-х гг. по причине гонений на Церковь епархия лишилась архипастырского управления и была восстановлена 28 декабря 1993 г. Епархия была образована благодаря миссионерским трудам и заботе об освоении Россией Приамурья свт. Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского. Ради достижения успеха православной миссии на дальневосточных окраинах России он, будучи архиепископом Камчатским, Курильским и Алеутским, с разрешения Святейшего Правительствующего Синода несколько раз переносил епархиальную кафедру из одного города в другой — для удобства ведения миссии и руководства обширной епархией. Первым таким городом стал Новоархангельск (порт о-ва Ситка в Северной Америке). В 1852 г. свт. Иннокентий переехал в Аянский порт на Охотском море не только ради удобства сообщения с Камчаткой, но и для того, чтобы иметь «больше возможности следить за Амурскими делами». 10 апреля 1853 г. свт. Иннокентий назначил на Амур миссионером своего сына священника Гавриила Вениаминова: скорейшее обустроение православной миссии и содействие скорейшему закреплению левобережья Амура за Россией было важнейшим делом. Здесь свт. Иннокентий был сподвижником генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н.Н. Муравьева-Амурского и адмирала Г.И. Невельского. О проблеме скорейшего заселения и освоения Приамурья свт. Иннокентий высказался в записке «Нечто об Амуре». С сентября 1853 г. кафедральным градом святителя стал Якутск. 5 мая 1858 г. он прибыл в ст. Усть-3ейскую, где 9 мая им был совершен молебен и заложен камень в основание храма Благовещения Пресвятой Богородицы. 5 июля последовал указ императора Александра II об основании здесь г. Благовещенска. При выборе имени главного города Приамурья решающее значение имело мнение графа Н.Н. Муравьева-Амурского. Он, по свидетельству его духовника, желал, чтобы устраиваемый на Амуре город был назван «Благовещенском в память того, что самый деятельный его сподвижник, Преосвященный архиепископ Камчатский Иннокентий, начально в сане священника служил в Иркутске при Благовещенской церкви».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1211274...

В. А. Федоров Глава 6. Конфессиональная политика российских императоров в XVIII в. 1. Церковные реформы Петра I. «Духовный регламент» 1721 г., учреждение Святейшего Правительствующего Синода Церковные реформы Петра 1 преследовали цель подчинения Церкви светской власти. Это выражалось в коренном изменении системы управления Церковью с целью инкорпорировать ее в государственную структуру, лишении экономической самостоятельности Церкви, существенном ограничении сферы действий и компетенции церковного суда, даже во вторжении государства в ее каноническую сферу. «Фундаментом реформы, – как справедливо отметил историк В.С. Шульгин, – должна была стать ликвидация экономической самостоятельности Церкви с тем, чтобы поставить ее в материальную зависимость от светской власти» 198 . До Петра I духовенство было свободно от основных государственных налогов и воинских обязанностей. Уже с азовских походов 1695–1696 гг. Петра духовенство было привлечено к строительству флота. Для пополнения государственной казны из монастырских хранилищ стали изыматься ценности. Петр, пытаясь привлечь все население на службу государству, значительно увеличил сборы с духовенства: оно не только платило налоги со всех недвижимых имений (земель, бань, мельниц и пр.), но стало платить специальные «драгунские деньги» (на содержание конных драгунских полков); был введен налог на содержание армейского духовенства. Духовенство стало привлекаться к различным строительным работам, несению караульной службы, на него было возложено обеспечение квартирования воинских частей. Воссоздание 24 января 1701 г. Монастырского приказа, которому были переданы в управление архиерейские и монастырские вотчины, особенно подорвало хозяйственное благополучие церкви. С Петра I духовное сословие стало использоваться государством для пополнения армии чиновничества. В практику вошли «разборы» духовенства, в результате которых «безместных попов», годных к воинской службе, сдавали в солдаты. Выпускники духовных училищ и семинарий из-за недостатка для них мест священников и церковнослужителей поставляли значительный контингент чиновников для гражданской службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владыка Арсений – редактор журнала «Голос Церкви» 1912–1917 гг Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода 22 Синодальному Члену, Преосвященному Владимиру, Митрополиту Московскому и Коломенскому, Свято-Троицкия Сергиевы Лавры Священно-Архимандриту. По указу Его Императорского Величества , Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства от 7 сего декабря за 513, в коем ходатайствует об утверждении «программы» имеющего выходить в Москве, при Чудовом монастыре, нового журнала под названием «Голос Церкви», издателем какового журнала имеет быть Московский Чудов монастырь, и об утверждении редакторами сего журнала наместника того же Чудова монастыря архимандрита Арсения и Московского епархиального миссионера Ивана Айвазова . Приказали: Рассмотрев настоящее представление Вашего Преосвященства, Святейший Синод определяет: благословить издание при Московском Чудовом монастыре журнала под названием: «Голос Церкви» по представленной «программе» и редакторами сего журнала утвердить наместника названного монастыря архимандрита Арсения и Московского епархиального миссионера Ивана Айвазова ; о чем и послать Вашему Преосвященству указ, присовокупив в оном, что о лице, которому имеет быть поручена цензура сего журнала, надлежит донести Святейшему Синоду. Декабря 7 дня 1911 г. Обер-Секретарь г. Левицкий. От редакции 23 Волею Высокопреосвященнейшего Владимира, Митрополита Московского и Коломенского, Московский в Кремле Чудов монастырь приступил к изданию нового ежемесячного церковно-общественного журнала «Голос Церкви». Таким образом, православная духовная журналистика обогатилась еще одним собратом и соработником на ниве Христовой. Потребность в таких соработниках велика и ныне более, чем когда-либо. И редакция «Голоса Церкви», движимая желанием и множества своих, уже сплотившихся вокруг журнала, сотрудников и читателей, – да надеемся, что в этом случае к редакции примкнет и вся благомыслящая Православная Россия, – считает священным долгом принести Высокопреосвященнейшему Владимиру, Митрополиту Московскому, чувства горячей сыновней признательности за то, что он благовременно выслал нового делателя на ниву Господню.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010