Помянуть древняя и поучиться, несомненно полезно и назидательно ... Митрополит Арсений (Стадницкий) Содержание От редакции Дневник на поместный собор 1917–1918 17-я тетрадь 8 августа 1917 г. –22 января 1918 г. на Поместный Собор Приложения Комментарии и примечания Приложение 1. Заявление в Святейший Правительствующий Синод от группы членов Синода о сложении своих полномочий Постановление Святейшего Правительствующего Синода по заявлению группы членов Синода о неканонических действий Обер-прокурора В. Н. Львова Статья из газеты «Русское слово» о конфликте между членами Священного Синода и синодальным Обер-прокурором В. Н. Львовым Прошение митрополита Московского Макария (Невского) Святейшему Синоду о современных церковных делах, с приложением выписок из канонических правил Чин молебного пения при открытии Поместного Собора Всероссийской Православной Церкви Заметка из газеты «Московский листок» о событиях, происходящих на Соборе 29 августа 1917 г. Заметка из газеты «Московский листок» о событиях, происходящих на Соборе 30 августа Статья из газеты «Утро России» о заседании Собора, посвященного обсуждению вопроса о преподавании Закона Божия в школе от 23 сентября 1917 г. Доклад Священному Собору председателя Отдела о Высшем Церковном Управлении епископа Астраханского Митрофана (Краснопольского) и особое мнение членов Отдела по поводу формулы перехода к очередным делам Обращение группы членов Собора в Соборный Совет о совершении торжественных похорон у стен Кремля воинов, погибших во время революционных боев Постановление Собора Всероссийской Православной Церкви по поводу погребения на Красной площади лиц, во дни междоусобной брани убиенных Обращение Московского Совета рабочих и солдатских депутатов в Священный Собор Православной Российской Церкви по вопросу совершения религиозных обрядов Заметка из газеты «Московский листок» с публикацией заявления Собора по вопросу о мирных переговорах большевиков с Германией Статья из газеты «Московский листок» об интронизации Патриарха Поздравление монашествующих Новгородской епархии в связи с возведением архиепископа Арсения в сан митрополита Статья В.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Приложение 1. Заявление в Святейший Правительствующий Синод от группы членов Синода о сложении своих полномочий 8 (11) марта 1917 г Святейшему Правительствующему Синоду Нижеподписавшихся заявление. Временное правительство в лице своего обер-прокурора В. Н. Львова 4 марта в торжественном открытом заседании Св. Синода объявило нам о предоставлении Святой Православной Российской Церкви полной свободы в Ее управлении, сохраняя за собой лишь право останавливать решения Св. Синода, в чем-нибудь несогласные с законом и нежелательные с политической точки зрения. Св. Синод во всем пошел навстречу этим обещаниям, издал успокоительное послание православному народу и совершил другие акты, необходимые, по мнению Правительства, для успокоения умов. 7-го же марта г. Обер-прокурор нам объяснил, что Временное правительство считает себя облеченным всеми прерогативами прежней царской власти в церковных делах, он же, Обер-прокурор, и представитель этой власти, и участник в ней, и уже, помимо Синода, получил от нее поручение выработать проект церковных преобразований. Таким образом, в Св. Синоде Обер-прокурор не только остается фактическим хозяином и начальником, как при прежнем режиме, но, как член Исполнительного комитета, оказывается на неопределенное время до созыва Собора и безапелляционным вершителем церковных дел. Ввиду столь коренной перемены в отношениях государственной власти к Церкви нижеподписавшиеся не считают себя вправе без особых полномочий от Российской иерархии брать на себя ответственность за все мероприятия, какие Временное правительство или единолично г. Обер-прокурор найдут нужным провести в церковном управлении, и потому нижеподписавшиеся не считают для себя возможным, без таких полномочий, оставаться присутствующими в Св. Синоде, сохраняя, конечно, к нему сыновнее послушание и должное повиновение Временному правительству. 8 марта 1917 года. Св.-Троицкая Александро-Невская Лавра. Петроград. Сергий Архиепископ Финляндский Тихон Архиепископ Литовский Арсений Архиепископ Новгородский

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

1 Иеромонах Киприан. Крины молитвенные. Белград, 1928. С. 2. Вот еще портрет архиеп. Феофана в Белградский период: «Феофан Полтавский, маленький, худенький, святой». С.М. Зернова. Из писем к другу/За рубежом. Белград — Париж — Оксфорд (хроника семьи Зерновых) (1921—1972)/под ред. Н.М. и М.В. Зерновых. Париж: YMCA — PRESS , 1973. С. 53 «Маленького роста, с тихим голосом, с головой склоненной вниз, он был подлинный мистик, открывавший нам доступ к тем откровениям Святаго Духа, о которых мы читали в творениях Святых отцов». Н. Зернов. За рубежом. Белград — Париж — Оксфорд (хроника семьи Зерновых) (1921—1972)/под ред. Н.М. и М.В. Зерновых. Париж: YMCA — PRESS , 1973. С. 107 2 Так было принято обращаться к членам Святейшего Синода Российской Православной Церкви.— прим. архиеп. Аверкия. 3 Прибавления к Церковным Ведомостям Святейшего Правительствующего Синода. 9 за 1909 год. 4 «Юный студент» — это, очевидно, сам архиепископ Аверкий Таушев. «В бытность студентом [Богословского факультета Софийского университета (закончил в 1930 г .)] я познакомился с проживавшим тогда в Софии (в здании Синода) архиеп. Феофаном Полтавским, пользовался его духовными советами. И под его влиянием у меня окончательно созрело и окрепло начавшееся еще и прежде в ученические года намерение принять иноческий постриг». Письмо иеромонаха Аверкия к митр. Антонию (Ужгород, 11 24 октября 1932 г .)/ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 284 лист 4 «Если бы Вашему Блаженству понадобилось навести обо мне справки, то таковые могут дать: Скоплянский митр. Иосиф, архиеп. Феофан Полтавский, проф. Битольской Богословии иеромонах Иустин (Попович), бывший у нас протосингелом, и иеромонах Филипп (Гарднер), лично Вам, если не ошибаюсь, хорошо известный». Письмо иеромонаха Аверкия к митр. Антонию (Ужгород, 11 24 октября 1932 г .)/ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 284 лист 4 об. 5 Например, в этом письме архиеп. Феофана видно его неверие в гибель Царской Семьи: «21 марта В.И. Зызыкина отправилась в Венгрию к князю Голицыну-Муравлину для переговоров по делу о Царской Семье.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2767...

Отдел XI. Богослужение. Церковный службы и требоисправления 346. О правильном чтении всего положенного по чину богослужения православной церкви. Святейший Правительствующей Синод, по доходящим до него сведеньям, что церковнослужители некоторых церквей, а равно и священнослужители при чтении шестопсалмия, кафизм и прочего, положенного по чину православного Богослужения, произносят некоторые славянские слова русским наречием, и что таким произношением соблазняются многие благочестивые прихожане, определением своим постановил: циркулярно предписате (и предписано указом Святейшего Синода от 28 марта 1862 года за 1398) о подтверждении духовенству, чтобы положенное в церквах чтение производимо было не только благоговейно и неспешно, но и с правильным произношением славянских слов. 347. О неупотреблении при богослужении выдуманных стихов. По Именному Его Императорского Величества Высочайшему указу, данному Синодальному Члену, Преосвященному Гавриилу, Митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому и Кавалеру, минувшего мая в 10 день в Минске, вовремя Высочайшего Его Величества путешествования чрез оный город, за Собственноручным Его Величества подписанием, в котором изображено: «Преосвященный Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил! Нашед в нынешнее Мое путешествие, что в некоторых церквах во время причастия вместо концерта поют стихи, сочиненные по произволению, желаю, чтоб от Синода предписано было всем епархиальным Архиереям, дабы никаких выдуманных стихов в церковное пение не употребляли, но вместо концерта пели бы или приличный псалом, или же обыкновенный каноник». Свят. Правительствующий Синод приказали: для должного по сему Его Императорского Величества Высочайшему указу исполнения, куда следует, послать указы, предписав в них, дабы как Преосвященные Архиереи, так и настоятели монастырские о непременном сего Высочайшего повеления исполнении во вверенных им епархиях и монастырях имели неослабное наблюдете, Июня 8-го дня 1797 года. 348. О мерах улучшения церковного пения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Раздел 3. Материальная помощь Иерусалимскому Патриархату Предисловие Материальная помощь Иерусалимскому Патриархату традиционно составляла одно из важнейших направлений русско-палестинских церковных связей. Со времени Ивана III и Ивана Грозного хождения ближневосточных иерархов и патриархов в Москву «за милостыней» были повседневным явлением. В 1725 г. были введены так называемые палестинские штаты, регламентировавшие суммы и сроки дотаций, назначаемых восточным патриархатам. К концу XIX в., по оценке отечественных и зарубежных историков, российские субсидии составляли едва ли не основную статью пополнения бюджета Иерусалимской Церкви. При этом каналы и размеры денежных вливаний могли быть самые разные: частные пожертвования, пособия от Святейшего Синода, безвозвратные «ссуды» из государственной казны. В Архиве внешней политики Российской Империи, в фондах «РИППО» и «Греческий стол», пухлые папки наполнены документами о дарах и пожертвованиях: «на Гроб Господень», «на Иерусалимскую Церковь », «на Гроб Божией Матери в Гефсимании», «в Вифлеем», «на нужды церквей, страдающих от магометанства». Настоящий раздел включает лишь несколько документов из огромного их числа непосредственно относящихся к официально, через государственные инстанции оформленным, формам субсидии. Так, в течение 1884 г., по справке МИДа, через Азиатский департамент было передано Иерусалимскому Патриарху 100 000 руб. (документ 41). В декабре того же года по предложению обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева Синод рассматривает вопрос о выделении Патриарху Иерусалимскому Никодиму 4000 руб. для строительства храма (документы 43–44), а уже в мае 1885 г. поступает ходатайство Блаженнейшего Никодима о предоставлении ему на новые храмы ещё 16 000 руб. (документ 45). И этот вопрос решается положительно: из средств частных жертвователей, имевшихся в распоряжении Синода, требуемая сумма отправляется в Иерусалим (документы 47–49). В феврале 1888 г. консул Д. Н. Бухаров вновь сообщает послу в Константинополе А. И. Нелидову о «расстройстве финансов» Иерусалимской Патриархии (документ 50). Патриарх Никодим обращался в этом случае за помощью не только в официальные инстанции, но и к руководству Православного палестинского общества (документы 51–52). Общество готово было обсудить вопрос о займе Патриархии при условии благоприятствования русским гуманитарным инициативам в Палестине (прежде всего в вопросе об открытии русских школ, учреждаемых ППО). Но заем не состоялся, так как Патриарх вскоре был смещён. Ко времени правления Патриарха Дамиана (он занимал Иерусалимский Патриарший Престол в течение длительного периода времени: 1897–1932) относится переписка 1904 г. о ссуде Патриархии 400 000 руб. на перестройку Иерусалимского подворья в Москве (документ 54).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В. А. Федоров Глава 1. Система управления в Русской Православной Церкви (1700–1917) 1. Высшее управление Русской Православной Церкви Высшим административным и судебным органом по делам Русской Православной Церкви являлся учрежденный Петром I Св. Синод, первоначально именовавшийся Духовной коллегией. Духовная коллегия состояла из президента, двух вице-президентов, четырех советников и четырех асессоров. Президент и вице-президенты назначались из архиереев, остальные члены коллегии – из представителей монашествующего и белого духовенства (архимандритов, игуменов и протоиереев). В решении дел все они имели равные голоса. Высшие чины Коллегии собирались трижды в неделю, а асессоры ежедневно. К Духовной коллегии, как и ко всякой другой, был приставлен обер-прокурор, обязанности которого первоначально сводились к наблюдению «за порядком и тишиною» на ее заседаниях. Духовная коллегия была учреждена 1 января 1721 г. и торжественно открыта 14 февраля того же года. Президентом ее был назначен митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский , а вице-президентами – Феодосий Яновский и выдающийся сподвижник Петра I архиепископ Новгородский Феофан Прокопович . После смерти в 1722 г. Стефана Яворского новый президент не назначался. Его должность стал исполнять обер-прокурор – назначаемое императором светское лицо, наиболее ему доверенное и лично перед ним ответственное. Первым обер-прокурором Синода 16 июня 1722 г. был назначен И.В. Болтин. Духовная коллегия получила наименование Святейшего Всероссийского Правительствующего Синода. В 1723 г. Св. Синод был утвержден всеми восточными патриархами, которые признали за ним патриаршие права и именовали его в грамоте своим «во Христе братом». Положение Синода приравнивалось к статусу Сената. Назначенный в Синод обер-прокурор в указе именовался «оком государевым и стряпчим по делам государственным». Он был обязан наблюдать за ходом синодальных дел, замечать упущения, останавливать незаконные решения и доносить обо всем этом государю, сообщать государю о синодских решениях и быть как бы посредником между Синодом и государственной властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Воображаемый раскол 09.12.2008 1299 Время на чтение 6 минут На днях на сайте «Мысли о России» был опубликован открытый ответ от 4 декабря бывшего епископа Диомида (Дзюбана) , ныне простого монаха , «последователям русских зарубежных юрисдикций». «После рассылки моего архиерейского Обращения от 4 (17) июля 2008 года мне поступил ответ прихожан храма Новомучеников и Исповедников Российских», подписанный настоятелем прихода иереем Валерием Леоничевым, членом приходского совета чтецом Александром Хитровым и прихожанами. В открытом ответе прихожане предложили мне ряд вопросов, ответы на которые нужны им для полного понимания исповедуемого мной вероучения. Ряд вопросов задал в своем письме, поступившем в ноябре с.г., мирянин РПЦЗ Михаил Викторович Назаров. Эти вопросы, в своем большинстве, волнуют многих верующих русских зарубежных юрисдикций, ибо эти юрисдикции едины в своем истоке. Посему даю настоящий открытый ответ последователям русских зарубежных юрисдикций», - говорится в начале послания монаха Диомида, воображающего себя «Преосвященным епископом Анадырским и Чукотским». Начал свой очередной опус монах Диомид с того, что обвинил членов Святейшего Правительствующего Синода Русской Православной Церкви: митрополитов Киевского Владимира (Богоявленского) и Московского Макария (Парвицкого-Невского), архиепископов Финляндского Сергия (Страгородского) и Литовского Тихона (Белавина), принявших 9 марта 1917 года определение 1280 «Об обращении к чадам Православной Церкви с посланием», в том, что они «приняли участие в антимонархической революции». «В этом послании синодальными вероотступниками был дан призыв всероссийской пастве признать итоги февральского бунта и подчиниться «временному правительству»», - утверждает монах Диомид. Обращение Синода, по его словам, является «открытой проповедью» «ереси цареборчества». Кроме того, пишет бывший епископ, Синод принял тогда «ряд прочих определений, спешно закрепляя достижения революции». «Впоследствии, - сокрушается монах, - никто из членов того состава Синода не покаялся соответствующим образом в своем участии в цареборческом бунте, пытаясь загладить свой грех и вернуть всероссийскую паству на путь Православия открытым своим заявлением». Анафему Патриарха Тихона (Белавина) от 19.01(01.02).1918 года «творящим беззакония и гонителям веры и Церкви Православной», по словам монаха, «невозможно считать таковым покаянием, ибо она направлена только против лиц, начавших бандитские разграбления материальных ценностей храмов – «достояния», сопровождающиеся убийствами клириков».

http://ruskline.ru/news_rl/2008/12/09/vo...

Лиепая. Церковь Алексия, митрополита Московского. Liepjas bskkrt. Alekcija Maskavas metropolta pareizticgo baznca Карта и ближайшие объекты ЛГИА. Фонд 4754, опись 1, дело 1286 «Об открытии церкви в Новой Либаве». Начали 08.03.1907 г. Лист 1. 08.03.1907 г. Указ его императорского величества самодержца всероссийского из Святейшего правительствующего Синода. Преосвященному Агафангелу, Архиепископу Рижскому и Митавскому. По указу Его Императорскаго Величества Святейший Правительствующий Синод слушали: Два представления Вашего Преосвященства от 05.09.1903 года и от 24.12.1906 года об открытии самостоятельного прихода при новоустроенной церкви в местности города Либавы, называемом Новой Либавой с назначением причта и содержанием ему из казны. Приказали: Согласно ходатайства Вашего Преосвященства Святейший Синод определяет: При новоустроенной церкви в местности города Либава, называемом Новой Либавой, открыть самостоятельный приход с причтом из священника и двух псаломщиков и назначить причту этого прихода содержание в установленном для причтов Рижской епархии, а именно: Священнику - 1300 рублей. Ст. псаломщику - 350 рублей и младшему псаломщику - 300 рублей в год. А так же на наём квартир для причта, впредь - до устройства причтовых помещений по 600 рублей в год с отнесением сего расхода в сумме 2550 рублей в год со дня назначения причта на счета ассигнуемого из казны кредита. Если в 1907 году последует увеличение сего кредита о чем уведомить Ваше Преосвященство и передать выписку из сего определения от 22 февраля 1907 года. Обер-Секретарь Св. Синода...П. Мудролюбов Секретарь....Ал. Ростовский... Слушали 22.03.1907 г. Самостоятельный приход открыт с 22.02.1907 года указом Св.Синода 2218 в г.Либаве, в Новой Либаве с причтом одного священника и двух псаломщиков. Всепокорнейшее прошение причта Либавской Свято-Алексеевской церкви Архиепископу Рижскому и Митавскому Агафангелу от 24.10.1907 года. Более 6 месяцев прошло со времени назначения причта при Либавской Свято-Алексеевской вновь освящённой церкви и по сиё время жалование причт не получает, при чрезвычайной дороговизне жизни в городе Либаве. С наступлением осени, а за нею и зимы, материальное положение причта всё более и более ухудшается. Ввиду крайне плачевного положения причта, за неимением средств приобрести самое необходимое к существованию означенный причт всепокорнейше обращается к Вам с просьбою, не найдёте ли возможным содействовать в скорейшей выдаче следуемой причту Либавской Свято-Алексеевской церкви жалования. Священник Пётр Бидин...

http://sobory.ru/article/?object=13595

А.А. Завьялов 1891 г. 1. -имели суждение по поводу выдачи некоторыми из Епархиальных и монастырских Начальств увольнительных из епархии и монастырей свидетельств монашествующим, без указания благословных причин и законных сроков, последствием чего является бродяжничество увольняемых лиц, и, по соображении с канонами и законами, Приказали: Имея в виду, 1) что правилами Св. Coбopob-IV Всел. пр. 4-м, VII Всел. пр. 21-м и Двукр. пр. 4-м-монашествующим предписывается пребывать в иноческом послушании в тех монастырях, где они отреклись от мира, не отходя в иные, перемещение же из одного монастыря в другой допускается в тех токмо случаях, когда начальство найдёт необходимым монаха, известного по благочестию и честному житию, перевести в другую обитель, для благоустройства её, или назначить в иное какое место по особым нуждам, для пользы общей; 2) что теми же правилами стремление монашествующих к самовольным и бесцельным переходам из монастыря в монастырь, или же бродяжничество их по мирским домам признается явлением, «исполняющим обители многим неблагообразием», вносящим в оные беспорядок и расстраивающим благолепие послушания и потому строго осуждается и воспрещается с угрозою отлучения от общения церковного не только самому переходящему, но и приявшему его; 3) что как Духовным Регламентом-прибавл. о правил. причта церковного и чина монашеского, о монахах п. п. 30 и 31, – так и определением Святейшего Синода от 21 Мая 1722 года переход монахов из монастыря в монастырь допускается лишь ради «благословных вин» и согласно вышеприведённым канонам под страхом, за противоположное сему, жестокого штрафования как отошедшему, так и отпустившему и приявшему его, и 4) что по 82 ст. Уст. Дух. Конс. Епархиальное Начальство может дозволять монашествующим временно отлучаться в другие епархии лишь по самым настоятельным нуждам и на самые умеренные по роду надобности сроки, причём отпускаемые лица должны быть несомнительного поведения и иметь, согласно требованиям 74, 75 и 81 ст. XIV Т. Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отдел XII. Церковно-приходские документы 411. Чтобы церкви соборные, приходские и кладбищенские имели свои по однообразной форме вырезанные печати. Государь Император, по всеподданнейшему докладу г. Обер-Прокурора в 22-й день февраля сего 1836 года, Высочайше утвердить соизволил одобренное предварительно Святейшими Синодом предложение, чтобы церкви соборные, приходские и кладбищенские имели свои по однообразной форме вырезанные печати, для приложения к документам, от церкви выдаваемым, и для печатания конвертов, отправляемых с бумагами по делам церковным, с тем, чтобы для таковых печатей избрано было изображение церкви в древнем русском виде с надписью кругом, в которой означалось бы славянскими буквами, в какой епархии каком селе и какого наименования та церковь , для коей печать дается. Вместе с тем Его Величество соизволяет, чтобы и в монастырях введены были в употребление одинаковые печати с гербом Государственным с тем только отличием от печатей гражданского ведомства, чтобы надпись кругом, объясняющая наименование монастыря, была вырезана шрифтом церковным. Декабря 4 дня 1836 года. 412. О ведении и хранении метрических и обыскных книг. Пб указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод имел рассуждение, что по духовному регламенту и посланным из Святейшего Синода во все епархии в 1779 г. указам, непременно должны быть при приходских церквах для записки рождающихся, вступающих в браки и умирающих метрические книги, которые велено раздавать к каждой церкви в начале года из духовных правлений за скрепою присутствующего, а по прошествии года неупустительно представлять в первых месяцах чрез духовные же правления, за рукоприкладством всех священно и церковнослужителей, в Консистории, где и содержать их, разделяя по городам с уездами каждый год в особом переплете; а таковые же заручные и при церквах в ризницах оставляя хранить, чтобы во всегдашнее время, когда о чем востребуются справки, без всякого сомнения на оных основание полагать было можно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010