Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Д. Ф. Полознев. Московские патриархи Иоасаф II, Питирим, Иоаким и Адриан К оглавлению В историографии время после низложения патриарха Никона и завершения Большого Собора 1666–1667 гг., вплоть до упразднения патриаршества в 1700 г. отошло как бы в тень более ярких и драматических событий предшествующего периода. Если не принимать во внимание историю раскола, интерес к которому вызвало открытое противостояние приверженцев старой веры православной Церкви, в советское время исследованное как социальное явление, то мы насчитаем буквально несколько работ, касающихся преимущественно патриаршества Иоакима и Адриана и истории Собора 1682 г. И хотя некоторые пробелы восполняются по документам, изданным в составе «Актов Археографической экспедиции», «Актов исторических», «Древней российской вивлиофики», по «Описанию документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода» и др. и отдельным публикациям , в целом данный период еще не получил достаточно полного освещения и обобщения в научной литературе. Между тем на это время приходятся предстоятельства четырех последних патриархов: Иоасафа II (1667–1672), Питирима (1672–1673), Иоакима (1674–1690) и Адриана (1690–1700) и проведение ряда важных церковных Соборов в 1672, 1675, 1678 и 1682 гг. В эти же годы значительные потрясения испытали государство и общество. После кончины в 1676 г. царя Алексея Михайловича власть ненадолго перешла к Федору Алексеевичу (1676–1682), продолжившему реформаторские начинания своего отца. Период после краткого правления Федора и вплоть до воцарения Петра в 1689 г. отличался политической нестабильностью в связи с неясностью в вопросе престолонаследия. Царствование же Петра I, начало которого приходится на последнюю треть XVII в., ознаменовалось резким поворотом не только в государственной политике, но и изменением отношения к Церкви, пытавшейся сохранить традиционные религиозные и национальные устои, ведь даже реформы, начатые патриархом Никоном и весьма последовательно продолженные его преемниками, проходили под знаком борьбы с «новинами».

http://sedmitza.ru/lib/text/436206/

Заявление Службы коммуникации ОВЦС Московского Патриархата относительно православного храма в КНДР 30 2007 р. 20:09 В марте 2007 года различные Интернет-ресурсы распространили информацию о появлении в Пхеньяне православного прихода Константинопольского Патриархата . Источником ее послужила публикация в миссионерском издании «Panta ta Ethni (Все народы)», откуда материал был заимствован газетой «To Vima», затем порталом RNN.GR и начал свое движение в электронных СМИ. В связи с этим Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата уполномочена заявить, что данная информация не соответствует действительности. В настоящее время в Пхеньяне существует единственный православный приход храма в честь Живоначальной Троицы в районе Чонбек города Пхеньяна, находящийся в каноническом ведении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Для разъяснения данного вопроса уместно обратиться к истории российско-корейских связей и присутствия Православия в Корее. Исторически судьбы Православия в Корее были связаны с Россией. И ныне Русская Православная Церковь прилагает усилия к тому, чтобы возродить духовную близость наших народов, восстановить соединявшие их в прошлом духовные связи. История русско-корейских связей восходит к эпохе Киевской Руси. Известный европейский путешественник Плано Карпини, посетивший в XIII веке Монгольское государство, отмечал, что в ставке великого хана он видел много послов, в том числе русских и корейских: здесь был «знатный муж Ярослав, великий князь Руссии, а также … князь солангов (корейцев)». Первыми русскими, ступившими на землю Кореи, были моряки фрегата «Паллада», обследовавшие в 1854 году прибрежные воды Корейского полуострова. Среди них был корабельный священник — архимандрит Аввакум (Честной), ранее пребывавший в Пекине в составе -й Русской Духовной миссии (1830-1840 годы). По мере развития русско-корейских отношений возникла необходимость создания церковного представительства при Русской дипломатической миссии в Сеуле. Решением Святейшего Правительствующего Синода от 24 июля 1897 года была учреждена Российская духовная Миссия в Корее (РДМК), в задачу которой входило попечение о русских православных христианах, пребывающих на Корейском полуострове, а также проповедь Православия среди местного нехристианского населения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204949...

V. Здания обители Святые храмы Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! Расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах… ( Чис. 24:5,6 ) 1. Введенский Собор После, так называемого, Литовского разорения, коснувшегося и Оптиной Пустыни, в ней была воздвигнута только одна церковь и, притом, деревянная. Это видно из Козельских писцовых книг 1629, 1630 и 1631 годов, в которых читаем: «Государево, Царево и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Руссии богомолье, монастырь Оптин Макарьевы Пустыни на реке на Жиздре, а в нем церковь Введения Пречистыя Богородицы древяна клецка, а в Церкве образы книги и ризы, сосуды церковные и колокола, строенье мирское и монастырское черного священника Феодорита с братиею и т. д.». Церковь эта выстояла почти целое столетие. В 1689 году, (как видно из старинной вкладной книги), она была сломана, и начато на месте ее, строение первого каменного соборного храма, во имя Введения Пресвятой Богородицы, с приделом преподобного Пафнутия Боровского чудотворца в теплой трапезе. Храм создан разными вкладчиками и мирским подаянием; более же всех способствовали сему благочестивому делу окольничий Иван Афанасьевич Желябужский, да стольники Андрей и Иван Петровичи Шепелевы. Первый пожертвовал на церковное строение «сто рублей денег и всякого припасу каменьщикам довольно»; а последние доставили, по обещанию, святые местные иконы: «Спасителев образ, Введения Пресвятыя Богородицы, Пафнутия Боровского Чудотворца, образ Пресвятыя Богородицы «Что тя наречем», царские врата, северные и южные двери, образ Георгия страстотерпца, в древних летех, перенесена (сия икона) из села Мормыжева». Во время упразднения Оптиной Пустыни, в 1724 году, по указу Святейшего Правительствующего Синода, Введенский храм был обращен в приходскую церковь . Святые иконы, ризница, сосуды, книги и колокола, словом, вся церковная утварь, вместе с иконами упраздненной Пустыни, поступили в степенный Белевский Спасо-Преображенский монастырь. В церкви остался лишь один иконостас с неокладными иконами, оловянные сосуды, необходимые богослужебные книги, да одна или две ветхие ризы; а для исправления божественной службы оставлен белый священник Федор Григорьев, да дьячок, которым повелено было иметь пропитание от церковного подаяния. Строитель Авраамий, управлявший восстановленной обителью в 1731 году, упоминая во вкладной книге о ее упразднении, говорит, что в это время и самый храм был разорен. Этими словами он хотел выразить то обстоятельство, что храм этот, будучи обращен в приходскую церковь , в течение двух лет оставался без всякой поддержки и пришел, наконец, в такое состояние, что, когда повелено по-прежнему быть обители (1726 года), то его надобно было перестраивать почти заново.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

  Как известно, в наших нынешних Минеях под пятым числом сентября месяца находится в честь пророка Захарии и праведной Елизаветы две службы: из них одна простая с стихирами на шесть и во всем почти сходная с своим греческим оригиналом 1 , а другая оригинально-русская, полная служба со стихирами на „Господи воззвах“  на восемь, с паремиями, с величанием, избранным псалмом с величанием и особым тропарем. История происхождения этой „иной“ службы весьма любопытна и поучительна, а посему мы и намерены проследить судьбу её на основании тех данных, которые содержатся в архиве типографской библиотеки. Одно простое внимательное чтение нынешней службы: „ина служба того же святого пророка Захарии и святой праведной Елизаветы“ ясно показывает, что служба эта составлена по особенно-важному торжественному случаю. Предпочтение в службе памяти Елизаветы пред пророком Захариею и обращение к праведной Елизавете большей частью, избранный псалом на величании ясно говорить нам о намерении составителя. Это намерение прямо высказано в службе этим святым, изданной, по распоряжению Святейшего Правительствующего Синода, в 1719 году и печатаемой без всяких изменений и до настоящего времени. Здесь в тропарях девятой и восьмой песней прямо говорится о тезоименитой 2 , т. е. о Елизавете Петровне, дочери Петра великого. Таким образом нет никакого сомнения, что настоящая служба составлена на Руси с целью день тезоименитства великой княгини Елизаветы Петровны, впоследствии русской императрицы, при строгом соблюдении царских дней в начале XVII столетия отметить торжественною службою, т.е. полным всенощным бдением, чего существовавшая в ту пору служба праведным Захарию  и Елизавете, переведенная с греческих Миней, не давала. Упомянутые нами документы архива Московской Типографской библиотеки вполне подтверждают нашу мысль. В делах этого архива 1719 года мы читаем, по поводу напечатания этой службы, следующее: „Сего мая к президенту тайному советнику графу Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину в письме кабинет-секретаря господина Макарова написано: царское величество указал, которые книжки отдал отец архимандрит Феодосий 3 , напечатать здесь в друкарне о празднестве на день тезоименитства государыни царевны Елизаветы Петровны, и те книги отдать ему для рассылки по епархиям безденежно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

А.А. Завьялов 1895 г. 1. -имели суждение об увековечении памяти в Бозе почившего Благочестивейшего Императора Александра Александровича, за явленные Им Церкви, её служителям и народу неисчислимые Царственные милости. Приказали: Неисповедимому в судьбах Своих Богу угодно было отозвать от нас в небесные селения Благочестивейшего Императора Александра Александровича. В безграничной скорби о тяжкой утрате Царелюбивый русский народ находит утешение в молитвах о блаженном упокоении души почившего Государя и в благодарном воспоминании о Царственных Его трудах на благо своего народа, особливо же Святой нашей Церкви. Во всю Свою жизнь твёрдо храня унаследованную от Венценосных своих предков истинную веру Христову, Он явил неисчислимые доказательства сыновней преданности Православной Церкви, ревности и попечительности об ограждении её достоинства о поддержке и ободрении пастырей, добре трудящихся, о воспитании народа в духе веры и благочестия. Многие мероприятия Государя-Отца, всегда сердечно отзывчивого на нужды всех и каждого, направлялись к возможному улучшению быта духовенства, духовно-учебных заведений и церковно-приходских школ. Своим державным словом, неоднократно раздававшимся с высоты Престола, Он оживил искони излюбленные народом церковные школы, поощрял учителей, радовался успехам сих школ и повсеместному их распространению, щедро помогал в их нуждах. Духовенство высоко ценило и ценит таковое благоволительное внимание и милости Царя. Со всех концов России слышатся ныне громкие заявления искреннейших желаний духовенства почтить добрым делом память почившего Государя. Всецело разделяя столь благие желания, Святейший Синод и с своей стороны поставляет священным долгом воздать подобающую дань глубочайшей признательности почившему в Бозе Великому Монарху и, для увековечения достославных Царственных дел Его, полагает: 1) соорудить в С.-Петербурге храм во имя святого Благоверного Великого Князя Александра Невского; 2) при сем храме устроить в С.-Петербурге же двухклассную образцовую церковно-приходскую школу для мальчиков и девочек, посвятив её Августейшему Имени в Бозе почившего Императора Александра III, и 3) учредить неприкосновенный капитал Его же Имени для выдачи из процентов с оного пособий учащим в церковно-приходских школах и школах грамоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.А. Усинин Торжество перенесения чудотворной иконы Старорусской Божией Матери из г. Тихвина в г. Старую Руссу Источник В годину совершившегося по всему пространству земли Русской празднества. В память 900-летия крещения Руси при святом равноапостольном князе Владимире, волею Всеблагого Промысла, изволением Благочестивейшего государя императора Александра Александровича и благословением Святейшего Правительствующего Синода совершилось великое, священное и достопамятное торжество: перенесение чудотворной иконы Старорусской Божией Матери после 318-летнего пребывания ее в г. Тихвине, в Тихвинском Большом Богородицком монастыре, в г. Старую Руссу, в Старорусский Спасопреображенский монастырь. Событие это запечатлелось в памяти народной давно невиданною торжественностью, при многотысячном собрании народном из окрестных сел и городов, сопровождавшем чудотворную икону Матери Божией на всем пути от Тихвина до Старой Руссы (около 300 верст). Прежде чем изобразим картину торжественного шествия чудотворной иконы, скажем о ней несколько слов. Начало и происхождение чудотворной иконы Старорусской Божией матери покрыто завесою таинственности, как и происхождение многих других чудотворных икон. Некоторые полагают, что она была принесена в г. Старую Руссу в первые века христианства Греками из Ольвиополя 1 ; но насколько верно такое мнение, с утвердительностью сказать о ней трудно. По сохранившемуся в народе преданию известно только то, что она, со времен глубокой древности, принадлежала г. Старой Руссе и находилась в нем несколько столетий на радость и утешение всех жителей города и окрестной области. По внешнему виду чудотворная икона Старорусской Божией Матери, кроме размеров, много имеет сходства с явленною Тихвинской чудотворною иконою. Разница в том лишь, что на Богомладенце две ризы и левая ножка не в таком положении, как у явленной Тихвинской. В вышину икона имеет 3 аршина 14 ½ вершков, в ширину 2 арш. 13 ½ верш. До 1855 года оклад на иконе был древний из басменного серебра; венцы и цата чеканные-сребропозлащенные. Убрус на Богоматери вынизан настоящим и половинчатым жемчугом. В 854 году на место старинного басменного оклада, при архимандрите Тихвинского Большого монастыря Петер, начата, а окончена в 1855 году, при архимандрите Владимире. Новая сребропозлащенная массивная риза, работы С.-Петербургского купца Ф.А. Верховцева, украшенная бриллиантами и бриллиантовыми розами, алмазными искрами, яхонтами, жемчугом и разноцветными стразами. Весу в ризе 3 пуд. 33 ф. и 73 золотника.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/torzhest...

А.В. Попов Письма святителя Тихона. Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского Источник Введение В Российском государственном историческом архиве (РГИА) в фонде канцелярии Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода (ф. 796) среди многих документов находятся т.н. «секретные» дела (оп. 205). До 1917 года они хранились в Синоде в отдельном шкафу в запечатанных пакетах, на которых было написано: «Вскрывать лишь по особому распоряжению Г. Обер-Прокурора». После Февральской революции эти пакеты вскрыли, сняв покров тайны с секретных дел. Между прочими бумагами обнаружились письма ряда лиц к преосвященному Флавиану (Городецкому). Флавиан, в миру Николай Николаевич Городецкий, из дворян, родился 26 июля 1840 года в Орле. Среднее образование получил в Орловской гимназии, затем поступил на юридический факультет Московского университета. На последнем курсе университета Николай Городецкий оставил учёбу и в апреле 1861 года стал послушником в Николо-Песношском монастыре. В 1866 году Николай был пострижен в монашество с именем Флавиан и рукоположен в иеродиакона, в следующем году иеродиакон Флавиан был хиротонисан в иеромонаха, а в 1885 году состоялось посвящение архимандрита Александро-Невской лавры во епископа Аксайского, викария Донской и Новочеркасской епархии. В 1891 году епископ Флавиан получил самостоятельную Холмско-Варшавскую кафедру. Далее он был последовательно архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии (1898 г.); архиепископом Харьковским и Ахтырским (1901 г.); митрополитом Киевским и Галицким, священноархимандритом Киево-Печерской лавры (1903 г.). Скончался митрополит Флавиан (Городецкий) 4 ноября 1915 года в Киеве. Чуждый по своему происхождению, воспитанию и образованию недостаткам, присущим кастовому духовенству, Флавиан всегда внимательно и уважительно относился к сотрудникам, которые отвечали доброму пастырю любовью и преданностью. Во всех епархиях, где проходил служение владыка, оставались клирики и миряне, нуждавшиеся и надалее в благословении, советах, в общении со своим наставником. И одним из тех людей, в становлении которых преосвященный Флавиан сыграл исключительную роль, был (впоследствии) патриарх Московский и всея России Тихон.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

А.И. Никольский Апостолы 78 . Апостол и Евангелие апракосы , в восьмушку, 437 л.л., полууставом разных почерков конца XVIII в., в дощатом с материею переплете. Чистые листы: 418, 423, 427, 428, 431. 79 . Апостол-апракос , с уставными заметками о богослужении, в лист, 200 л.л, полууставом разных почерков XV в., с заставкою, разрисованными буквами и интересным орнаментом (26 об., 34 об.) в порванном дощатом с кожею переплете. 80 . Апостол , в четвертку, неполный, 154 л.. полууставом второй половины XV в., с заставками и разрисованными буквами, без переплета, разбит. Порваны с ущербом для текста листы: 1 и 13–19. Нет листов между листами 12–13, 13 и 14, 19 и 20, 42 и 43, 48 и 49, 120 и 121. На полях внизу листов 1–8 приписка полууставом: «Книга глаголемая апостол Святей Богородици Антониева монастыря Великого Новаграда». Начинается оглавлением, затем статьи: 1) Об хождении Павла-апостола по странам (1 об.–3); 2) написание глав деаниа апостольского (3–7 об.); 3) глав убо всех 40, последующих им 48 еже имуть знамение чрьвлению истореа деаниа апостольскых сказание деании апостольских исписана Лукою евангелистом по летех мнозех страсти Господня (7 об.–10); 4) предисловие Иффалиа диакона деанием святыхь апостол, неполное (10–12). Далее следуют послания апостола Павла, начиная с послания к Ефесеям, а за посланием к Евреям – сказание известно иже по вся дни главам деаний апостол (125–144 об) и сборник 12-ти месяцом, с прокимнами и антифонами (144 об.–154 об.) 81 . Апостол , в лист, 232 л., полууставом XV–XVI в.в., с разрисованными буквами, в порванном дощатом с кожею переплете. Порваны с ущербом для текста листы 4 и 187. На 189–231 листах: «Последование церковного пениа и собрание вселетное» с тропарями и кондаками, в коем киноварью отмечены следующие русские святые с приведением текста тропарей и кондаков им: 1) под 20 декабря Петр митрополит; о нем записано: «в теж день преставися пресвященный митрополит всея Руси в 3 час нощи в лето 6834 (1326)»; за тропарем и кондаком ему приписка: «Служба святого Петра поется в 21 сего месяца»; 2) под 23 мая Леонтий Ростовский; 3) под 15 июля равноапостольный князь Владимир; 4) под 24 июля Борис и Глеб; кондак им помещен под 2 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.И. Никольский Евангелия 2 . Евангелие-апракос , в лист, 222 л., полууставом XV в., с разрисованными буквами, без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 218, 220–222. Рукопись начинается чтением в четверг второй недели по Пасхе. 3. Евангелие-апракос , в лист, неполное, 162 л., в два столбца, полууставом XV в., с разрисованными буквами, в дощатом с парусиною переплете. Нет листов между 143 и 144. На полях внизу листов 1–16 приписка скорописью: «Сия книга – евангелие напрестольное Вологодского уезда церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы что в Коданове». 4. Евангелие-апракос , в лист, неполное, 161 л., в два столбца, полууставом XV в., с разрисованными буквами, в дощатом с кожею переплете. На полях внизу листов 1–10 приписка скорописью: «Сия книга – евангелие напрестолное церкви архангела Михаила что на Пухице». 5 . Евангелие-апракос , в лист, без начала и конца, 164 л., полууставом второй половины XV в., листы (1–61, 68–164) и первой половины XVI в. (62–66), с разрисованными буквами, без переплета; 67 л., чистый. Начинается чтением на пятницу 3-й недели по Пасхе, оканчивается 8-м страстным евангелием. 6 . Евангелие-апракос , в четвертку, неполное, 336 л.л., полууставом XV в., с красивыми заставками и разрисованными буквами, в дощатом с парусиною переплете, разбито. Пробел между листами 36 и 37, 297 и 298. На полях внизу листов 1–13 приписки скорописью: 1) «Вологодского окологородия от церкви Николая чудотворца, что на Харитонове»; 2) «Положил Степан Борисов сын Берьдяев в дом Благовещенья святей Богородице и к великому святителю Христову чудотворцу Николе на Харитоново по своих родителей безвыносно». 7 . Евангелие-апракос , в четвертку, 278 л.л., полууставом XV в., с разрисованными буквами, в дощатом с кожею переплете. На полях внизу листов 1–10 приписка скорописью: «Сия книга евангелие напрестольное церкви Николая чудотворца что в селе...» 8 . Евангелие-апракос , в четвертку, неполное, 177 л., полууставом разных почерков первой половины XV в., в поврежденном дощатом переплете, разбитое. На полях внизу листов 1–18 об. приписка скорописью: «Сие евангелие напрестольное от церкви великомученика Георгия что на Очеве, отобрано на Вологду». Первые четыре листа писаны крупным полууставом XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.И. Никольский Епитимейник 888. Епитимейник , в восьмушку, 46 лл., новейшим полууставом, без переплета. Заглавие рукописи: «Выписано из книги печатныя в осмую доль листа, из духовного потребника, в житии блаженного памяти святейшаго кир-Иоасафа патриарха, заповеди святых отец о епитимьях». 889. Молитва к Пресвятей Богородице умилительная покаянная, в восьмушку, 4 л., полууставом XIX в., без переплета. Начало: «Откуду начну плакати о Пречистая Дево, откуду начну аз молитися». 890. Молитва Пресвятей Богородице , в четвертку, 2 л., скорописью XVIII в. Начало: «О Пресвятая Богородице, Дево, владычице, известное всего мира спасение, благодати неисследимая пучина, милости неизмеримая глубино, щедрот неизчерпаемая бездна». В этой молитве читаем: «Молим тя вси: рассеянныя в злочестии и суверии в един православия союз собери, заблуждшыя в ереси на путь правый настави, отпадшыя от благочестия в соединение веры паки возврати, старость подкрепляй … Церковь кровию Сына Твоего искупленную невредиму соблюди: в долготу дний сохрани и прослави в победе врагов видимых и невидимых славящую Тя Благочестивейшую Самодержавнейшую великую Государыню нашу Императрицу Елисавет Петровну всея России и наследника ея, внука Петра Первого, благоверного государя вели князя Петра Феодоровича и супругу его благоверную государыню великую княгиню Екатерину Алексиевну и благоверного государя вели князя Павла Петровича и благоверную государыню великую княжну Анну Петровну, спаси и сохрани раб твоих Святейший Правителствующий Синод и вели господина нашего преосвященнейшаго Арсения митрополита Ростовского и Ярославского и прочия преосвященныя митрополиты». 891. Молитва святителю Николаю чудотворцу , в восьмушку, 4 л., полууставом начала XIX в., без переплета; 1-й лист чистый. Начало: «О освященная главо Николае, иже имый апостольская дарования, покажи ныне и на нас нищих и смиренных рабех твоих свое отеческое благоутробие». 892. Молитва святаго Иоанна Дамаскина яко во образ исповедания, в восьмушку, 8 лл., полууставом XVIII в., в бумажном переплете. Начало: «Яко на страшнем и нелицепием твоем предстою судищи Христе Боже».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010