«...И да благо вам будет!» От святаго крещения Жизнь и подвиги Св. Иннокентия Чудотворца, первого епископа Иркутского Пред царством хинов О пекинской миссии Архимандрит Антоний Платковский Чрезвычайный посол Савва Владиславич «В Селенгинску пребывание иметь…» Божией милостью Епископ Иркутский Иннокентий Святый, 1-й епископ Иркутский В Бессмертие Недуги и кончина Святителя Иннокентия Святость, или Чудеса Святителя Иннокентия Первые чудеса Святителя Иннокентия Освидетельствование мощей Святителя Иннокентия Открытие церковного празднования Святителю Иннокентию Первое обретение мощей Указ Святейшего Правительствующего Синода о явившихся святых мощах первого иркутского епископа Иннокентия от 1 декабря 1804 года Перенесение мощей Святителя Иннокентия Чествование Святителя Иннокентия Чудеса от Святителя Иркутского Иннокентия в XIX веке Заявления в редакцию «Иркутских епархиальных ведомостей» Стихи 1-му епископу Иркутскому, Святителю и Чудотворцу Иннокентию Чудесные исцеления по молитвам Святителю Иннокентию (продолжение) Два [недавних] случая благодатных исцелений от святых мощей угодника Божия, Святителя Иркутского и Чудотворца Иннокентия Церковное торжество 100-летие со дня открытие мощей Святителя Иннокентия Указ Его Императорскаго Величества, Самодержца Всероссийскаго, из Святейшего Правительствующего Синода, Преосвященному Тихону, Архиепископу Иркутскому и Верхоленскому, – от 3 января 1905 года за 31 Церковное торжество в Иркутской епархии 9-го февраля 1905 года, в память 100-летия со дня открытия честных и многоцелебных мощей Святителя Иннокентия, 1-го епископа Иркутскаго, почивающих в Иркутском Вознесенском монастыре Столетие со дня открытия мощей Святителя и Чудотворца Иннокентия Первого Епископа Иркутского 9 февраля 1805 года – 9 февраля 1905 года Празднование столетия в Князе-Владимирском монастыре и в учебных заведениях, находящихся при нем Слава и украшение иркутской паствы. День Святителя Иннокентия. Как молится Святителю Иннокентию Молитвы Святителю Иннокентию Акафист Святителю Иннокентию Чудотворцу Иркутскому Молитва Святителю Иннокентию, Иркутскому Чудотворцу Какую молитву читать Святителю Христову Иннокентию? Молитва Поучения Св. Иннокентия, первого епископа Иркутского Осквернение Протокол вскрытия Святых мощей Святителя Иннокентия 1-го Епископа Иркутского, Чудотворца, составленный представителями духовенства и верующих г. Иркутска присутствующих при вскрытии 11/24 января 1921 года «Прошу о возвращении мощей...» Возвращение Непопранная святость К истории возвращения мощей святителя Иннокентия в Иркутск Письмо Олегу Бычкову архиепископа Керченского, викария Сурожской епархии Святитель Иннокентий и будущее Сибири Благодарение  

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ЖУРНАЛИ Священного Синоду 30 травня 2011 року 30 травня 2011 р. 15:30 30 мая 2011 года в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Журналы Священного Синода подписали:   Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Члены Священного Синода: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир Митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата Митрополит Луганский и Алчевский Иоанникий Архиепископ Берлинский и Германский Феофан Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил Архиепископ Астраханский и Енотаевский Иона Архиепископ Томский и Асиновский Ростислав Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии   ЖУРНАЛ 35 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла об участии Русской Православной Церкви в памятных мероприятиях, посвященных 25-й годовщине катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, и о состоявшемся в связи с этой датой Первосвятительском посещении Украинской Православной Церкви. Справка: 26 апреля 2011 года, в связи с 25-й годовщиной трагедии на Чернобыльской АЭС, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла во всех храмах Русской Православной Церкви 26 апреля 2011 года по особому чину совершалось молитвенное поминовение жертв катастрофы на Чернобыльской АЭС. С 25 по 27 апреля 2011 года Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Украину в связи с 25-летием Чернобыльской трагедии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1498450...

Божией милостью Епископ Иркутский «Генваря 15 дня 1727 года Ея Императорское Величество, будучи в зимнем своего Величества доме, по докладу Святейшего Синода, указала быть в Иркутску настоящим епископом Вашему Преосвященству, и во исполнение онаго Ея Императорскаго Величества указа, Святейший Правительствующий Синод приказали: о бытии Вашему Преосвященству ныне в Иркутску настоящим епископом и о титуловании себя по той же епархии, как и прежде сего бывало, послать к Вашему Преосвященству указ, о чем сей и посылается». Указ Синода, полученный св. Иннокентием 26 августа 1727 г. «Божиею Милостию Преосвященный Иннокентий, Епископ Иркутский и Нерчинский. Во град Иркутск всем святыя Восточныя сыновом послушным духовным и мирским. Благодать Господа нашего Иисуса Христа, Любовь Бога и Отца и причастие Святаго Духа да будет Со всеми вами. Понеже благословением Божиим Ея Императорское величество имея сердце свое благодатное в руце Божией, по докладу Святейшего Правительствующего Синода благоволила мя милостивым своим Императорским указом определить в Иркутскую епархию настоящим Епископом и титуловать себя по той епархии, якоже и прежде бывало: того ради молю прежде всех творити моления за Ея Императорское Величество, о здравии и всея Ея Императорскаго Величества высокой фамилии, Святейшаго Правительствующаго Синода, такожде и о нашем смирении, титулуя нас Иркутским и Нерчинским. Прочее молим вас, и архипастырски увещеваем да такожде мудрствуйте единодушно друг друга честию больша творяще, мир и любовь между собою имуще, якоже и Апостол святый Павел поучает: елика пречестна, елика прелюбезна, елика прехвальна и прочая, сих поучайтеся, сим последуйте, сия держите, тако да и временная благая и вечная удостоитесь наследовати, всеусердно желаем и благословение посылаем. Аминь». Первый указ Иннокентия Епископа Иркутского и Нерчинского, иркутскому священству и пастве Св. Синод приказал по указу Ея Императорскаго Величества оному Преосвященному Иннокентию, епископу Переяславскому, ныне быть в Иркутску настоящим епископом и титуловаться по той епархии, как и прежде сего было, о чем к его Преосвященству указ Синода послан, и обретающимся в Иркутской епархии духовнаго и светскаго чина всякаго звания людем о вышеписанном ведать и о достодолжном оному Преосвященному Иннокентию епископу, яко пастырю своему, послушание чинить.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании города Москвы 21 декабря 2010 года 22 декабря 2010 г. в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялось ежегодное Епархиальное собрание духовенства Московской епархии. С основным докладом на собрании выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 22 декабря, 2010 22 декабря 2010 г. в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялось ежегодное Епархиальное собрание духовенства Московской епархии. С основным докладом на собрании выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 22 декабря 2010 г. в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялось ежегодное Епархиальное собрание духовенства Московской епархии. С основным докладом на собрании выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Обзор деятельности Патриарха как епископа г. Москвы В Уставе Русской Православной Церкви четко прописаны функции Патриарха Московского и всея Руси. Попробую соотнести некоторые пункты Устава с моей деятельностью за истекший год. В качестве Председателя Священного Синода я созывал четыре заседания этого соборного органа управления Церкви: 5 марта и 31 мая в Санкт-Петербурге — в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода, 26 июля — в Успенской Киево-Печерской лавре, 6 октября — в Москве. 26 декабря в г. Москве пройдет пятое в этом году заседание Священного Синода. Мною были проведены также два Архиерейских совещания. На первом из них (2 февраля) присутствовало 155 архиереев, на втором (16 июля), посвященном итогам реализации этапа эксперимента по преподаванию предмета «Основы православной культуры», присутствовали архиереи тех регионов, где проходила апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В целях координации деятельности Синодальных учреждений проведены три встречи с руководителями Синодальных учреждений, на которых обсуждались проблемы реформирования центрального аппарата Русской Православной Осуществляя свою каноническую власть, Патриарх согласно Уставу «несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Священного Синода».

http://pravmir.ru/doklad-svyatejshego-pa...

С.В. Калашников От составителя Настоящий Сборник составляет свод статей из законов о порядке ведения метрических книг о браках, рождении и смерти раскольников и выдаче из оных выписей, а также о судопроизводстве по брачным делам раскольников (П.С.З. Собрание второе, Т. XLIX, Отд. перв., 1874 г., в ст. 53391, Апр. 19): 1) Т. IX, Зак. о сост., изд. 1899г.; 2) Т. X, ч. 1, Зак. Гр., изд. 1900г.; 3) Т. XVI, ч. 1, Уст. Гр. Суд., изд. 1892г.; 4) Т. II, Общ. Губ. Учр., изд. 1892 г., со включением относящихся к сему же предмету выписок из решений Кассационных Департаментов Правительствующего Сената и указов Святейшего Правительствующего Синода и помещением разъяснений, извлеченных из журнала «Церковные Ведомости», издаваемого при Св. Синоде. Предлагаемый Сборник, не претендуя на руководственное значение, имеет ввиду лишь сгруппировать в порядке, насколько это оказалось возможным, существующий по данному предмету материал и тем устранить, по возможности, затруднения в пользовании сими законоположениями для лиц, могущих иметь нужду в них. Составитель С.В. Калашников Отдел официальный I. Распоряжение высшего правительства 1. По ВЫСОЧАЙШЕМУ повелению. О преобразовании управления народных училищ. По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод слушали предложение Господина синодального обер-прокурора, от 27 минувшего июня за 2359, с приложением Высочайше утвержденного 25 мая/6 июня 1874 года мнения Государственного Совета по проекту нового Положения о начальных народных училищах и экземпляр сего Положения. Приказали: Святейшему Синоду предложено Высочайше утвержденное 25 мая/6 июня сего года положение о начальных народных училищах; при этом Господин синодальный обер-прокурор, согласно журналу общего собрания Государственного Совета, заявил, сколь желательно и необходимо для успеха дела, чтобы при новом, предпринимаемом ныне устройстве училищной части, духовенство с неослабным усердием продолжало нести и усугубляло труды по исполнению обязанностей учителей и наставников народа, распространяя в населениях, вместе с грамотностью, ясное разумение божественных истин учения Христова, с живым и деятельным чувством нравственного и гражданского долга.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sbornik-...

М. В. Шкаровский. Подавление имяславской смуты на Афоне в 1913 г.     К весне 1913 г. «афонская смута» – спор о сущности имени Божия, переросший в массовое религиозное движение, – охватила широкие слои русских монахов на Святой горе и достигла пика своего развития. Однако вскоре произошел ее разгром с помощью военной силы. В середине мая 1913 г. состоялось заседание Российского Святейшего Синода под председательством митрополита Санкт-Петербургского Владимира (Богоявленского), на котором были заслушаны три независимо подготовленных доклада: архиепископа Антония (Храповицкого), архиепископа Никона (Рождественского) и известного канониста, преподавателя Санкт-Петербургского Александро-Невского духовного училища магистра богословия С. В. Троицкого. Все доклады признавали учение имябожников неправославным. На основании этих докладов архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) написал «Послание Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода всечестным братиям, в иночестве подвизающимся, с подробным опровержением учения имябожников», где обвинил имяславцев в магизме . Кроме того, имяславцы обвинялись в пантеизме: «Новые учители смешивают энергию Божию с ее плодами, когда называют Божеством и даже Самим Богом и Имена Божий, и всякое слово Божие, и даже церковные молитвословия, т. е. не только слово, сказанное Богом, но и все наши слова о Боге... Но ведь это уже обоготворение твари, пантеизм, считающий все существующее за Бога». В заключительной части послания говорилось о том, что Святейший Синод присоединяется к решению Патриарха и Синода Константинопольской Церкви, осудивших новое учение «как богохульное и еретическое» . По итогам заседания Синода единогласно было принято постановление, осуждавшее учение имяславцев, и 18 мая опубликовано составленное архиепископом Сергием послание. Однако имяславцы отказались принять это послание, как ранее постановления афонского Кинота и Константинопольского патриарха. Одновременно с публикацией послания Святейший Синод приступил к разработке практических мер по искоренению имяславия. Определением от 16–17 мая он предписал архиепископу Никону в сопровождении магистра богословия С. В. Троицкого отправиться на Афон для выясне ния расхождений между насельниками и преодоления смуты . При этом в Синоде считали, что причины бунта носят скорее социальный и политический, чем религиозный характер .

http://sedmitza.ru/lib/text/10181881/

Закрыть itemscope itemtype="" > «Он воздвиг воинский подвиг на Христе» Александр Васильевич Суворов достоин причисления к лику святых! 29.08.2023 1598 Время на чтение 4 минуты Как сообщалось , в четверг, 24 августа, под руководством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге состоялось заседание Священного Синода. Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда сообщил, что на заседании Синода рассматривалось предложение Святейшего Патриарха Кирилла возобновить процесс подготовки к возможной канонизации российского полководца Александра Васильевича Суворова. «По итогам обсуждения Синод постановил передать вопрос о возможной канонизации Александра Васильевича Суворова в Синодальную комиссию по канонизации святых», – сказал В.Р. Легойда. О канонизации Суворова рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик: В Церкви достаточно много ревнителей прославления Александра Васильевича Суворова. Многие из лиц, связанных с музеем Суворова, ратовали об этом на различных конференциях. Какие возникают препятствия на пути прославления? Во-первых, мы все панически боимся так называемой политизированности, боимся так называемых политических канонизаций. Я вовсе не являюсь сторонником политического православия, ибо Православие у нас одно. Но должен сказать, что грех нам стесняться наших святых великих правителей и святых полководцев. Всякие опасения, де, а что скажет так называемая «апчественность», что будет говорить либеральная княгиня Марья Алексеевна или княгиня Ксения Анатольевна? Если мы хотим подлинно спасаться и выстраивать нашу жизнь в Боге и для пользы нашего народа и Отечества, такие соображения надо сходу выметать. И смотреть только на то, что подлинно мешает признать Александра Васильевича Суворова святым.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/29/on...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) История Русской Церкви. 1700–1917 гг. «История Русской Церкви. 1700–1917 гг.» — исчерпывающее, пожалуй даже лучшее, руководство по истории Русской Церкви синодального периода, написанное выдающимся русским историком Игорем Смоличем. Смолич в своей «Истории Русской Церкви. 1700-1917» выделяет следующие разделы: «Становление государственной церковности» (церковная реформа Петра), «Церковь и Государство», «Епархиальное управление», «Приходское духовенство», «Духовное образование». Целью жизни И.К. Смолича было создание монументального свода по Истории Русской Церкви. В этом смысле его труды «Жизнь и учение старцев», а также «Русское монашество» являются подготовительными для этого грандиозного замысла. Смолич сам пишет о том, что, исходя из насущных церковных потребностей, он решил «предпослать истории более раннего периода церковную историю XVIII – XIX веков, т.е. периода, начатого глубокими преобразованиями Петра Великого». Однако именно «История Русской Церкви. 1700–1917 гг.» стал вершиной научной деятельности историка. История Русской Церкви. 1700–1917 гг. Введение А. Общее влияние развития Российского государства в XVIII–XX вв. на Русскую Церковь а) В XVIII столетии начинается новый период истории Русской Церкви, который в соответствии с названием высшего органа управления Церковью — Святейшего Правительствующего Синода именуется синодальным периодом. При основании Святейшего Синода решающее значение для Петра Великого (1689–1725) имели введение коллегиального принципа и отмена принципа единоначалия в высшем церковном управлении. До тех пор именно этот последний принцип лежал в основе власти патриарха Московского и всея Руси. Однако было бы неправильно считать началом синодального периода дату основания Святейшего Синода 25 января 1721 г. В действительности новый период в истории Русской Церкви начинается уже со смертью последнего патриарха Адриана (1690–1700) — 15 октября 1700 г., когда Петр I передал высшее церковное управление своему протеже, митрополиту Стефану Яворскому, как местоблюстителю патриаршего престола. Наступил переходный этап в организации церковного управления, который по сути своей относится в полной мере уже к синодальному времени, продолжавшемуся до 21 ноября 1917 г., т. е. до восстановления патриаршества в России.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Содержание Введение А. Общее влияние развития Российского государства в XVIII-XX вв. на Русскую Церковь    а) В XVIII столетии начинается новый период истории Русской Церкви, который в соответствии с названием высшего органа управления Церковью — Святейшего Правительствующего Синода именуется синодальным периодом.    При основании Святейшего Синода решающее значение для Петра Великого (1689—1725) имели введение коллегиального принципа и отмена принципа единоначалия в высшем церковном управлении. До тех пор именно этот последний принцип лежал в основе власти патриарха Московского и всея Руси. Однако было бы неправильно считать началом синодального периода дату основания Святейшего Синода ? 25 января 1721 г. В действительности новый период в истории Русской Церкви начинается уже со смертью последнего патриарха Адриана (1690—1700) — 15 октября 1700 г., когда Петр I передал высшее церковное управление своему протеже, митрополиту Стефану Яворскому, как местоблюстителю патриаршего престола. Наступил переходный этап в организации церковного управления, который по сути своей относится в полной мере уже к синодальному времени, продолжавшемуся до 21 ноября 1917 г., т. е. до восстановления патриаршества в России.    В течение всего синодального периода эта так называемая «церковная реформа» Петра постоянно подвергалась как негласной, так и открытой критике со стороны церковной иерархии, духовенства, ученых, публицистов, да и русского общества в целом. В сущности, государственная власть была единственной инстанцией, которая не только опиралась на петровскую реформу как юридическое основание, но и оценивала ее как явление во всех отношениях положительное. По этой причине правительство в синодальный период не шло ни на какие уступки общественной критике и время от времени пыталось подавить ее посредством репрессий.    Критики церковной реформы Петра I (см. том 2), за немногими исключениями, были склонны объяснять все недостатки в жизни Русской Церкви, в том числе и проявлявшуюся во многих важных областях несостоятельность церковного управления, непосредственно и исключительно введенной Петром государственной церковностью.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОБЕР-ПРОКУРОР Святейшего Правительствующего Синода, офиц. должность, учрежденная имп. Петром I Алексеевичем после отмены патриаршего управления и утверждения в церковной жизни с 1721 г. положений «Духовного регламента» (Русскую Православную Церковь возглавил Святейший Правительствующий Синод ). 11 мая 1722 г. имп. Петр I велел «выбрать из офицеров доброго человека, кто б имел смелость и мог управление синодского дела знать, и быть ему обер-прокурором и дать ему инструкцию, применяясь к инструкции генерал-прокурора Сената» (ПСЗ. 1830. Т. 6. С. 676). 13 июня 1722 г. была составлена и подписана инструкция, согласно к-рой О.-п. должен был «сидеть в Синоде и смотреть накрепко, дабы Синод свою должность хранил, и во всех делах, которые по Синодскому рассмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потеряния времени, по регламентам и указам отправлял» (Там же. С. 721). О.-п. подлежал только суду императора. В инструкции также отмечалось, что О.-п., названный «оком» государя и «стряпчим о делах Государственных», должен «верно поступать, ибо перво на нем взыскано будет» (Там же. С. 722). В распоряжение О.-п. предоставлялась Синодальная канцелярия, он был обязан находиться «в заседаниях присутствия». О.-п. Синода подчинялся генерал-прокурору, что свидетельствовало о неравнозначности Сената и Синода в системе гос. учреждений Российской империи. Первым О.-п. был полковник И. В. Болтин, назначенный на эту должность 13 июня 1722 г. и занимавший ее почти 3 года. Болтин, равно как и его преемник А. П. Баскаков, не пользовался теми полномочиями, которые были предоставлены ему по должности «петровской» инструкцией, и не вмешивался в адм. дела Синода, возможно, потому, что на тот момент система гос. управления еще формировалась. Во времена имп. Анны Иоанновны должность О.-п. не замещалась. При правительнице Анне Леопольдовне , 3 нояб. 1740 г., О.-п. был назначен Н. С. Кречетников, так и не приступивший к исполнению обязанностей. Лишь при имп. Елизавете Петровне система обер-прокурорской власти была окончательно восстановлена.

http://pravenc.ru/text/2578043.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010