(прп. Симеон Новый Богослов , 79, 68). Пока имеем мы в себе вещества страстей и причины их самоохотно лелеем, не произволяя оттрясти их, до тех пор сила их превозмогает над нами, приемля власть на то от нас же самих (прп. Никита Стифат , 94, 86). Яд жала греха к смерти есть страстный навык душевный; ибо неудобоизменим и неудобопреложим нрав того, кто произвольно окачествовался страстями (прп. Григорий Синаит , 94, 193). ...Страстями умертвивший естественные силы душевные, соделывает их бесчувственными к действу и причастию таинств Духа (прп. Григорий Синаит , 94, 200). ...Всякая страсть, из-за крайней нечистоты, называется свиноподобной. Свиньями являются те, которые валяются в грязи страстей... (свт. Григорий Палама , 26, 37). Источник. ...Уму, пока он страстен, невозможно соединиться с Богом. Почему, пока он таков бывает, молясь, не улучает он милости Божией (свт. Григорий Палама , 94, 300). ...Мрак страстных помыслов очернил у него зеркало души, внутри которого должен бы зреться Христос – Умное Солнце (Феолипт, митр. Филадельфийский, 94, 163). Страсти – эти нравственные недуги человека – служат основной причиной развлечения при молитве (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 262). Источник. ...Смущение и недоумение при открывшемся действии страсти служит доказательством, что человек не познал самого себя (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 524). Источник. Если ты подчинился одной страсти, то через подчинение этой одной страсти ты подчинился и всем прочим страстям (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 212). Когда одна какая-либо убийственная страсть возобладает человеком, тогда прочие страсти умолкают в нем, диавол перестает наносить ему брани и искушения... (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 286). Источник. Непокой духа и страсти портят кровь – и существенно вредят здоровью (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 154). Источник. ...Страсть помрачает смысл – и он не видит и всего безобразия, и всей пагубности подобного поведения (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 106). Больше всего тиранят сердце страсти.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Рай есть жилище живых и не принимает мертвых грехом... (свт. Григорий Нисский , 24, 349). Источник. Рай есть слово Божие; наслаждение в нем – причастие Святаго Духа... (прп. Марк Подвижник , 69, 149). Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всеми блаженствами... (прп. Исаак Сирин , 58, 391). Источник. Царство Небесное предлежит нам. Восхитим его деланием заповедей Божественных (прп. Феодор Студит , 92, 109). ...Не сам всяк, но Христос со всяким входит опять в рай; т. е. всякий человек тогда получает вход в рай, когда причастным делается Божественной благодати Христовой и верою опять стяжает то, что имел в начале и что потерял неверием, не поверив словам Божиим, а поверив словам змия (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 332). ...Рай... и град святой, и всякое место упокоения есть один только Бог (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 76). Источник. ...Соделавшие божественные (дела) будут находиться во свете (будущих) благ, а делатели зла – во тьме наказаний. Посредине же будет страшная пропасть, разделяющая одних от других, как Сам Ты открыл Уготовавший это (см.: Лк. 16, 26 ). Ибо эта (пропасть) посредине будет ужаснее всякой пытки и муки для человека, попадающего (в нее), для того, кто несчастным образом стремглав летит и низвергается в (эту) бездну мучений и хаос погибели, откуда трудно взойти находящимся в муках, чтобы перейти на землю праведных (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 120). Источник. ...Насколько чистейший хлеб дороже и слаще помета, настолько и несравненно более горнее превосходит дольнее для тех, которые хорошо отведали (его) (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 127). Источник. В ненасытном созерцании Бога и в непрестанном горении любовью к Нему заключается высшее и существенное наслаждение небожителей (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 73). Источник. Восставьте веру в Господа, рай для нас крестом отверзшего! Входят во врата сии крестоносцы (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 152). Источник. Будущий рай – не совне навевающий блаженство, а внутри его устрояющий – как неистощимо бьющий ключ радостей и утешений (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 10). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

О, глубина богатства, и премудрости, и человеколюбия Божия! До такой степени знал Бог, как переделать наше преступление, происшедшее по добровольному уклонению (от Него), на несравненно лучшее, Своею премудростью, и силою, и человеколюбием! Ведь если бы не сошел с небес Сын Божий, для нас было бы безнадежным возвращение на небо; если бы Он не воплотился и не пострадал плотию, и не воскрес, и не вознесся ради нас, мы бы и не познали бездну любви к нам Бога; ибо, если еще в то время, когда мы были нечестивцами Он не воплотился бы ради нас и не подъял страдания, мы, которые вознесены Им на такую высоту, не были бы удержаны от низкопробной гордыни. Ныне же, когда, ничего не привнесши от себя, мы подъяты на высоту, мы пребываем в смирении и, с осознанием взирая на величину обетования и благодеяния, всегда становимся смиреннее, – в чем и спасение (свт. Григорий Палама , 26, 161–162). Источник. Спасение наше – Бог наш, не наши дела. Делами веры, т. е. исполнением Евангельских заповедей, мы доказываем истину нашей веры и верность нашу Богу (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 531). ...Погибель наша совершилась через уничтожение общения нашего с Богом и через вступление в общение с падшими и отверженными духами. Спасение наше заключается в расторжении общения с сатаною и в восстановлении общения с Богом... (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 328). Источник. В направлении ума к Истине, в пребывании ума в Святой Истине – Христе, заключается сущность спасения нашего (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 114). Бог никого не неволит спастися, а предлагает на выбор, и только того, кто изберет спасение, спасает. Если бы не требовалось наше произволение, Бог всех в одно мгновение сделал бы спасенными: ибо всем хочет спастися (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 84). Источник. Забота сия ваше ли дело? Нет! Это Господь всеял ее. Если же Он всеял, то можно ли сомневаться, что Он и даст вам спасение?., (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 133). Все свое спасение отдать надо в руки Господу – самый верный, надежный, благий и мудрый путь (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Ничему другому не радуется так Бог, как нашей скорости (в исполнении воли Его), так как лучше скорое послушание с бедностию, нежели медлительность со множеством имений (прп. Симеон Новый Богослов , 93, 9). ...Для разленившихся к исполнению заповедей и возжелавших изгнать мутное омрачение, нет лучшего и пригоднейшего врача, как нерассуждающее с верою во всем послушание. Оно есть живительное, многосоставное врачевство добродетелей для тех, кои пьют его, и нож, за раз очищающий язвины ран (прп. Григорий Синаит , 93, 203). Источник. Послушание, действуя всецело по заповедям, устрояет лествицу из разных добродетелей, и их, как восхождения, располагает в душе (прп. Григорий Синаит , 93, 209). Источник. Чудо же, воистину непостижимое и неизреченное, сотворил наш человеколюбивый Господь, что одною добродетелию или, лучше, одною заповедию можно немедленно восходить на небеса, как одним преслушанием низошли мы и нисходим в ад (прп. Григорий Синаит , 93, 209). Источник. ...Послушание ради смирения ко всякой добродетели способно (прп. Григорий Синаит , 93, 231–232). ...Охотное послушание есть действие, более обнаруживающее мужества и твердости духа, чем подчинение себе великих царей и повелевание ими... (прп. Никодим Святогорец , 70, 31). Источник. Совет и послушание чисты и угодны Богу только до тех пор, пока они не осквернены пристрастием (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 519). Источник. Послушания должно проходить со всею тщательностию, со строгим хранением совести, веруя, что такое прохождение послушаний необходимо для нашего спасения (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 8). Настоящее послушание слушается, не видя оснований и не смотря на свое нехотение. Такому послушанию обетована особая благодать – благодать сохранения от всякого вреда, при исполнении послушания. Когда послушание оказывается ради Господа, тогда Господь берет на свое попечение слушающегося и блюдет его (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 210). Источник. На деле так бывает, что то только послушание и действует плодотворно на образование нрава, которое совершается наперекор своей воле и своим соображениям (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 240).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Феофан, Затв. Вышенский, 88, 109). Источник. Надлежит иноку постоянно носить в мыслях то убеждение, что он мертв или что носит мертвеца в себе (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 109). Источник. Когда авву Захарию спросили: «Какое дело монаха?», то он ответил: «По мне тот монах, кто во всем делает себе принуждение!» (97, 83). Авва Паладий рассказал: «В Фиваидской области в городе Арсиноя был схвачен убийца. После многих пыток он был приговорен к отсечению главы. Приговор должен быть исполнен на том месте, где он совершил убийство, и стража повела его туда. Посмотреть на его казнь пошли горожане, среди них был один монах. Идя на казнь, преступник увидел монаха и сказал ему: «Отче, должно быть, у тебя нет ни кельи, ни рукоделия?» «Прости меня, брат, – возразил инок, – у меня есть и келья, и занятие». «Так что же ты не сидишь в келье и не предаешься сокрушению о грехах?» – продолжил осужденный. «Правда твоя, брат мой! – отвечал инок. – Я вовсе не забочусь о душе своей, потому-то и иду посмотреть на твою казнь, чтоб хотя через это прийти в сокрушение». – «Ступай лучше, отче, сиди в своей келье и благодари Бога Спасителя нашего. После того как, вочеловечившись, Он умер за нас, человек уже не умирает вечною смертью» (102, 65–66). Источник. Как-то авва Моисей пришел к колодцу почерпнуть воды и увидел юного монаха Захарию, который молился, и Дух Божий, в виде голубя, восседал на главе его. Авва Моисей сказал Захарии: «Дай мне наставление для моего жительства». Захария, услышав это, пал к ногам старца, говоря: «Меня ли вопрошаешь, отче?» Старец сказал ему: «Поверь, сын мой, Захария, что я видел Святаго Духа сошедшим на тебя и нахожу нужным для себя вопросить тебя». Тогда Захария снял куколь с головы, положил его под ноги и, истоптав, сказал: «Если человек не будет попран таким образом, то он не может сделаться монахом» (106, 132). Авва Макарий Великий в глубокой пустыне обрел двух монахов-отшельников, достигших христианского совершенства и превосшедших естество, так что они даже не нуждались в одежде.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Малодушие и смущение рождаются от неверия; но только что подвижник прибегнет к вере – малодушие и смущение исчезают, как тьма ночи от восшедшего солнца (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 148). Источник. Взятие креста своего, т. с. благодушное терпение скорбей, основывается на самоотвержении. Без самоотвержения оно невозможно... Самоотвержение основывается на вере во Христа. Этот закон духовный предъявлен Христом (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 151). Источник. ...Вера заключается в том, чтобы пребывать в смирении и творить милость (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 277). Источник. Подобно сребролюбию и корыстолюбию, тщеславие уничтожает веру в сердце человеческом (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 287). Источник. Стяжавший веру стяжал Бога деятелем своим, встал превыше всех ухищрений не только человеческих, но и демонских (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 299). Источник. Верующий живою верою в Бога, с самоотвержением предавшийся Богу, пребывает несмущенным при всех искушениях, наносимых духами злобы, видит в духах лишь слепые орудия Промысла Божия (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 336). Источник. Человеку, растленному умом, никак не возможно быть причастником веры: у него место веры уже занято лжеименным разумом (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 362). Источник. ...Верующему во Христа невозможно умереть вечною смертью иначе, как отречением от Христа (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 437). Един есть Бог, и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус ( 1Тим. 2, 5 ). Так надо веровать во Христа Спасителя, таинства принимать, заповеди исполнять и все, что содержит и предписывает Святая Церковь . С Господом тот, кто с Церковью . Будьте так не суемудрствуя и будете на спасенном пути (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 74–75). Источник. Что не все веруют, не умаляет значения веры. Надо смотреть на тех, которые искренно веруют, и на то, что им дается через веру. Вера христианская – не система учения, а образ восстановления падшего в силу смерти Богочеловека, благодати Духа Святаго. Возьмите кого-либо из шедших вслед Господа и увидите, как он мало-помалу растет духом, – и становится великим при всей невзрачности внешней. Вот отец Серафим. Простой, неученый – до чего дошел? Неверам многоученым уста заграждал единым словом. Вот и сила. А жизнь его какова, а нрав? Так и всех переделывает благодать, которые предаются ей (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 148). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Духовное врачевство не механично... а все от произволения, от определений личных и напряжения своих сил (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 28). Источник. ...То правда, что каждый иерей должен быть самокомандным в деле защиты истины Божией и хранении своей паствы, но во многих случаях они не знают, что волки понемногу растаскивают овечек из стада (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 56). Источник. Пастырские искушения Люди, которые кажутся достойными доверия, а между тем учат иному, не должны смущать тебя. Стой твердо, как наковальня, на которой бьют. Великому борцу свойственно принимать удары и побеждать. Особенно же для Бога мы должны все терпеть, чтобы и Сам Он потерпел нас... Вникай в обстоятельства времени. Ожидай Того, Кто выше времени, – Безвременного, Невидимого, но для нас сделавшегося видимым, – Неосязаемого, Бесстрастного, но для нас подвергшегося страданию, все ради нас претерпевшего (сщмч. Игнатий Богоносец , 94, 309). Источник. Откуда бы епископу ни угрожал страх или опасность, он, живя среди опасностей и страхов, приобретает славу чрез эти самые опасности и страхи (сщмч. Киприан Карфагенский , 63, 251). Источник. ...Не нужно оставлять церковного благочиния или ослаблять священническую строгость из-за того, что... осыпают ругательствами или устрашают угрозами... (сщмч. Киприан Карфагенский , 63, 252). Если, исполняя Домостроительство, помазываешь елеем больного, то храни око, руки и язык, чтоб ни в чем не преступить пределов целомудрия; ибо это прилично благочестию (прп. Ефрем Сирин , 30, 517). Источник. Если дух уныния беспокоит тебя... то не увлекайся помыслом уныния; но пребывай на том месте, на котором поставил тебя Бог, рассуждая в себе, какую любовь имел ты к Богу, когда вначале пришел к монастырским дверям. Ту же любовь будем иметь и до конца... (прп. Ефрем Сирин , 30, 556). Источник. Если пребываешь... на месте именитом, то смотри, не будь побежден высокоумием; не уничижай в мысли брать ев, будто бы принадлежат они к жалкому обществу, ибо один Господь знает сокровенности сердца. Смотри, чтоб не оказалось, что превозносишься ты листьями, тогда как у них есть и плоды. Но лучше, сколько можешь, столько смиряй себя, и обретешь благодать пред Господом... (прп. Ефрем Сирин , 30, 560). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Чтобы ослабить и, с Божией помощию, совершенно искоренить из сердца своего соблазн на ближнего, должно при свете Евангелия углубляться в себя, наблюдать за своими немощами... (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 423). Источник. Соблазн есть болезненный взгляд на немощи ближнего, при котором эти немощи возрастают до необъятной, уродливой величины (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 423). Источник. ...В наше время, в которое так умножились соблазны, должно особенно внимать себе, не обращая внимания на жительство и дела ближних и не осуждая соблазняющихся: потому что тлетворное действие соблазна удобно переходит от увлеченных соблазном на осуждающего их (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 495). Источник. Соблазны, когда немощный человек стоит перед ними лицом к лицу, убивают его вечною смертью... (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 431). Источник. ...Все худое, соблазняющее посекать противлением, молитвою и ненавистью (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 101). Запасайтесь твердостью на случай соблазна совне или внутрь (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 110). Источник. Поведали об авве Агафоне, что он в течение долгого времени строил с учениками своими келью. Не прошло еще недели, как они стали жить в ней, авва увидел на месте том что-то вредное для души и сказал ученикам своим то, что Господь сказал апостолам: востаните, идем отсюду ( Ин. 14, 31 ). Ученики очень огорчились и сказали старцу: «Если у тебя было намерение переселиться отсюда, зачем мы подвергались такому труду, строя келью долгое время? И люди начнут соблазняться на нас и говорить: вот они опять переселяются, не могут ужиться на одном месте». Старец отвечал: «Если переселение наше будет соблазном для одних, то для других оно послужит назиданием. Найдутся и такие, которые скажут: «Блаженны эти иноки, переселившиеся ради Бога и презревшие свою собственность ради Него». Я решительно говорю вам, что немедленно иду. Кто хочет, пусть идет, а кто не хочет, пусть остается». Ученики пали к ногам его, прося, чтобы он согласился взять их с собою (106, 59). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Если всякий человек – должник смерти и невозможно не уплатить сего долга, избыть которого не возмогли ни цари, ни самоуправные властелины, ни вельможи, ни мудрые, ни праведные (потому что требует оного Божий приговор), то об иных, для кого кончина – начало наказаний, – должно сожалеть и плакать; а тех, кого окончание подвигов приводит к началу венцов, – прославлять и провозглашать победителями. Ибо, отыскав предел высочайшего блаженства, вознерадев о всем ином, украшали они одну душу, соделывали для нее храмом чистоты и тело, которое, в воскресение преобразясь в лучшее, вместе с душою будет жить жизнию бессмертною (прп. Исидор Пелусиот , 62, 388–389). ...Если смерть каждого есть заключение (жизни), и после смерти для всех равно наступит (состояние) бездеятельности, и никто не возможет сотворить ничего ни доброго, ни злого, то каждый, конечно, каковым окажется (тогда), Спасителю мой, таким и будет (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 119). Источник. Теперь, в настоящей жизни, смерть в своем находится времени и есть (для всех) наказание за первое Адамово преступление, (для грешников) пресечение грешности, (для праведников) – упокоение от священных подвигов; но в будущей жизни как упразднится жизнь мира сего, так и смерть престанет наконец и будет упразднена; тогда, как рождаться не будут люди и жить по образу настоящей жизни, так и умирать не будут, как теперь, и смерть упразднится. Но будет тогда... другая смерть, тягчайшая и горчайшая теперешней, т. е. вечное мучение (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 56). В Православной Церкви... есть верование, по коему умершие с покаянием и причащением, но не успевшие понести исправительных подвигов или епитимий, восполняют сие молитвами о них Церкви, и милостынями за них, и, конечно, своими там молитвами. Они живут в надежде и не страдают... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 130). По смерти бывает частный суд, на котором определяется участь грешников... Но окончательное решение их участи последует на всеобщем Страшном Суде. До того они только ждут сего страшного момента... ужасаются и страдают от того (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 130). Источник. Скорбь об умерших

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Извольте держать в мысли, когда находят скорби, что это нам Господь дорогу в Царствие Свое пролагает, или даже более – берет за руку и ведет. Потому не упирайтесь ногами и не кричите, а благодушно с благодарностью переносите скорби... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 30). Источник. Переходите от радостного к ожиданию прискорбного – и то же готовьтесь благодарить: ибо от Господа все ко благу нашему – вечному (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 121). Источник. Воздаяния за скорби ...Страдание от настоящих бедствий совершенно ничтожно для тех, кто надеется на будущие блага (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 242). Источник. Болен ли ты? Благодушествуй, потому что егоже любит Господь, наказует ( Евр. 12, 6 ). Беден ли ты? Веселись, потому что ожидают тебя Лазаревы блага. Терпишь ли бесчестие за имя Христово? Ты блажен, потому что бесчестие твое обратится в ангельскую славу (свт. Василий Великий , 5, 326). Источник. ...Скорби, претерпеваемые здесь за Божий закон, будут семенем грядущих благ (свт. Василий Великий , 6, 251). Источник. За скорбями следует блаженство в Царствии Небесном (свт. Василий Великий , 8, 284). Если же не терпишь скорбей, то не ожидай и тамошних венцов, как не выходивший здесь на подвиги и труды, какие назначены для получения венцов (свт. Василий Великий , 9, 380). ...Если в настоящее время и скорби потерпишь за слово, т. е. за истину, знай, что впоследствии будешь царствовать (свт. Василий Великий , 9, 380). ...Если кто не падает под скорбию, но в надежде на Бога несет бремя печали, то за терпение готова ему великая награда от Бога (свт. Василий Великий , 11, 267). Радость века сего полна печали, а скорбь и воздыхание доставляют радость и жизнь вечную (прп. Ефрем Сирин , 30, 385). Если мы узники Спасителя нашего Бога, то не постыдимся носить на себе узы скорбей, но с радостию будем терпеть их, ожидая пришествия Его с Небес, когда и нас причислит к лику святых, потому что ставшие общниками страстем Его такожде к утешению общниками будут (ср.: 2Кор. 1, 7 ) (прп. Ефрем Сирин , 30, 413).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010