Пошатнутое здоровье может пошатнуть и спасение, когда из уст болящего слышатся ропотные речи и возгласы нечаяния (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 113). Источник. Болезнь всех смиряет... а иных против Бога роптать учит... Блюдитесь... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 122). Источник. Потрудились над больными? Благословенный труд: ибо и тут приложимо утешительное слово: болен бех и посетисте Мене ( Мф. 25, 36 ) (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 90). Источник. Весело смотрите в глаза болезни... Благодушествуйте! Верно вас что-нибудь опасное встретило бы в дороге. Вот Господь и посадил, или положил вас дома... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 113–114). Источник. ...Стойте в вере, что болезнь от Бога и во благо вам, – и когда сделает свое дело, отойдет... и здравы будете... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 114). Источник. Есть болезни, на излечение Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 167). Один праведный пустынножитель, заметив, что больной ученик его частыми вздохами изъявлял нетерпение, сказал ему: «Не малодушествуй, сын мой! Тело твое, изнуренное недугом, может быть спасительным врачевством для души твоей. Если ты подобен железу по делам твоим, то огонь страдания очистит тебя от ржавчины; если же ты золото, то сей огонь придаст более блеска твоей добродетели» (117, 79). Некоторый старец часто подвергался болезни. Случилось ему в течение одного года не болеть; старец очень скорбел об этом и плакал, говоря: «Оставил меня Господь мой и не посетил меня» (107, 495). Источник. В горе Нитрийской был один чудный муж по имени Вениамин. Его добродетельная жизнь длилась восемьдесят лет. За восемь месяцев до своего успения он заболел водянкой. Тело его распухло так, что по страданиям он был другим Иовом в наши времена. Епископ Диоскор, бывший тогда пресвитером горы Нитрийской, послал епископа Палладия с блаженным Евагрием посмотреть на нового Иова, который при такой болезни сохраняет необыкновенное благодушие. Пришедши, они взглянули на его тело: оно так опухло, что кистями обеих рук нельзя было обхватить его мизинца. Не в силах будучи смотреть на такую страшную болезнь, братья отвратили от него глаза свои. Тогда блаженный Вениамин сказал нам: «Помолитесь, чада, чтобы мой внутренний человек был здоров». В те восемь месяцев он постоянно сидел на стуле огромного размера, потому что лечь не мог. И в таком неисцельном недуге он еще врачевал других от различных болезней (102, 38–39).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Где царствует Бог, там нет рабства диаволу, но все служение единому Богу (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 364). Источник. Действование Божие в трудящихся о спасении начинается с первых минут обращения к Богу, и самое обращение оно же совершает. Но оно возрастает по мере того, как трудящийся, отклоняясь от себя, к Богу прилепляется и, убеждаясь в своем бессилии, утверждается в уповании на силу Божию. Когда, наконец, он всего себя предаст Богу, Бог бывает в нем действующим и в указании должного, и в исполнении его. Это – верх христианского совершенства... (прп. Никодим Святогорец , 70, 232). Источник. ...Без воли Божией и тысячи людских помощников не помогут (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 111). Источник. От Бога ничего не утаено... Все Он видит. И молитву всякую слышит, а исполняет ее не по нашему желанию, а как нам спасительно (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 116). Источник. Помощь Божия всегда готова и всегда близ, но она уделяется только ищущим и трудящимся, и притом тогда, когда ищущие переиспытывают все свои средства... и полным сердцем начнут взывать: Господи, помоги! (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 41). Источник. Сознание бессилия – настоящее преддверие к получению помощи Божией! (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 90). Источник. ...Бог не станет делать, пока не увидит болезненного труда собственно нашего (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 250). Источник. Помощь Божия будет сопутствовать вам... Но она помощна борющимся, а не поддающемуся первому удару искушения (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 97). Источник. Великую силу имеет тот, кто подвизается в течение всей жизни и ежедневно, до последнего издыхания, осторожен по отношению к искусителю, которым преследуется. Я молил Бога, чтобы Он показал мне воинство, окружающее и защищающее монаха, и увидел монаха, окруженного светильниками; множество Ангелов с обнаженными мечами в руках охраняли его как зеницу ока, и вот – голос с неба, говорящий: «Не допустите ему покоя, доколе праведный живет в сем мире». Увидев такое ополчение, отовсюду объемлющее монаха, я вздохнул и сказал сам себе: «О Антоний! Все это дано монаху, и при всем этом превозмогает его диавол: монах нередко падает».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Быть с Господом есть цель нашего бытия... и когда мы с Господом, то не можем не ощущать благобытия, а это естественно держит внимание на себе, и чрез себя на Господе, от Коего исходит (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 40). ...Он готов вселиться в вас и навсегда, если позаботитесь очистить внутри себя Ему обиталище (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 109). Бог близ – и в вас, но вы можете быть далеки от Него мыслию и чувствами: приближьтесь к Нему тем и другим (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 40). ... сначала приучиться мыслями за келью не выходить, а в келье что?! – молитва, чтение, богомыслие, рукоделие... Потом... не пускай их за пределы тела. занимая себя тем, что внутри происходит. Наконец, укройся... в сердце и сиди там один с Господом, отгоняя всякие мысли, как мух и комаров (свт. Феофан, Затв. 84, 116). Главное – установиться в сердце пред лицем Бога, и стоять так неотступно. Когда это есть, тогда все прочее придет само собою (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 121). Источник. Кто в Боге живет, тот все имеет – и ни в чем не имеет недостатка, или не бывает беспокоим чувствами скудости и лишения (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 43). Преподобный Серафим Саровский говорил: «Однажды я молил Господа, чтобы Он ввел меня в общение с Ним и показал бы мне Свои Небесные обители. И Господь не лишил меня Своей милости. Он исполнил мое желание и прошение. Я восхищен был в эти обители, только не знаю, с телом или без тела, Бог весть, это непостижимо. А о той радости и сладости небесной, которую я вкушал там, сказать невозможно». После продолжительного молчания, вздохнув из глубины души, преподобный Серафим сказал своему ученику: «Ах, если бы ты знал, какая радость, какая сладость ожидает душу праведного на Небе, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клеветы с благодарением. Там нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. Там радость и сладость неизглаголанные, там праведники просветятся как солнце. Но если такой небесной славы не мог изъяснить и сам апостол Павел, то какой же другой язык человеческий может изъяснить славу и красоту горнего селения, в котором водворяются души праведных» (112, 506). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Страсти, пребывая в христианине, постоянно принуждая его быть на страже, постоянно вызывал его на борьбу, содействуют его духовному преуспеянию (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 526). Источник. Неувлекающийся какою-либо страстью не должен думать, что нет в нем этой страсти: только не было случая к обнаружению ее (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 527). Источник. Мало изучить страсти с их многоплетеными отраслями в чтении книг отеческих, надо прочитать их в живой книге душевной и стяжать знание о них опытное (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 217). Источник. Только потому мы побеждаемся страстями нашими, что забываем о казнях, последующих за ними... (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 126). Ужасна буря страстей, ужаснее она всех наружных бедствий. Бедствие внутреннее опаснее внешнего... помрачается разум, закрытый густым облаком помыслов, во время бури сердечной... Единственным средством спасения остается усиленная молитва. Подобно апостолу Петру, должно вопиять от всей души ко Господу (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 186). С какою страстью прежде бороться?.. Борись с той, которая сейчас тебя борет, – и некогда будет доискиваться, какая главная у тебя... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 176). Источник. В то самое время, как кто подумает, что одолел какую-либо слабость или страсть, враг воздвигнет сильнейшую бурю (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 181). Источник. Пока не умерщвлены вконец страсти, дурные мысли, чувства, движения и замышления не прекратятся (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 30). Источник. Потрудитесь довести свою решимость до того, чтобы хоть бы резану на части быть предлежало, не поддаваться страсти... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 107). Источник. Против страсти похотной – пост и молитва, и неотступная память Божия со страхом, что стрела правды Божией может поразить при самом деле греховном... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 186–187). Источник. Однажды испытав дурное от чего-либо впечатление, не надо произвольно позволять себе встречаться опять с предметами, произведшими его (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 223). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Откройте... смиренное сердце, и согреетесь (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 126). Отрады и утешения не суть окончательное свидетельство о добром настроении. Главное – решимость и ревность Богу угождать, дух сокрушен и сердце сокрушенно и смиренно, и предание себя в волю Божию. Когда сие есть – добре (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 210). Источник. Поздравляю с принятием Святых Христовых Тайн. Да будет сие для вас источником утешения, укрепления, вразумления и воодушевления на подвиги великопостного образа жизни по силам вашим (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 210). Источник. Трудитесь в молитве. Она источник утешения, мыслей просветление и доброго нрава утверждение (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 13). Источник. Церковь – утешение ваше. Благодарение Господу, дающему вам ощущать благотворность пребывания в церкви. Святой Златоуст часто поминает, что можно и дома помолиться; но так помолиться, как в церкви, дома не помолишься (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 90). Источник. «Изнемогая под тяжестью душевной брани, я, – повествует монах Троице-Сергиевой Лавры Исаакий, – не находил себе покоя души. Однажды я, недостойный, принял смелость в молитве своей просить у Господа для успокоения грешной души моей небесное знамение, какое Ему будет угодно ниспослать... Наступил третий Спас. Я, недостойный, пришел к поздней Литургии в Успенский собор и встал на своем обычном месте. Вдруг сердце мое наполнилось каким-то неописуемым чувством мира и покоя. Началось в храме чтение часов. В это время вижу: главный купол собора начал наполняться какою-то светоносною росою и благоуханием. В начале Литургии свет усилился. При чтении же Апостола он в куполе заблистал ярче, а при чтении Евангелия уже весь собор был полон солнцевидным светом. При пении Херувимской песни при открытии Царских врат в них появилась чудесная святая плащаница, на которой плоть Христа Спасителя была как живая и столь прекрасная, что смотрел бы на нее и никогда бы не насмотрелся. Душа моя тогда преисполнилась радости небесной. Я в эти мгновения забыл о себе, не давая отчета, где я. Плащаница была видна в Царских вратах до последнего появления Святых Даров. Со словами предстоятеля: «Всегда, ныне и присно и во веки веков» плащаница вошла в алтарь, и на этом мое видение окончилось. Я забыл обо всем земном от созерцания света Христова и несколько дней был в великой радости» (114, 60–61).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Молитва есть умилостивление за грехи, посредством которого человек кающийся испрашивает прощение или в настоящих, или в прежних своих беззакониях (прп. авва Исаак, 56, 331). Источник. ...Молитва есть начатой невещественного и многоразличного ведения (прп. Нил Синайский , 71, 189). Источник. ...Молитва в чине своем выше милостыни (прп. Исаак Сирин , 58, 145). Источник. Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 232). ...Молитва есть благочестивое понуждение Бога (см.: Лк. 18, 5 ) (прп. Иоанн Лествичник , 57, 241). Источник. ...Молитва есть... извещение сердца, надежда спасения, знамение освящения, символ святости, познание Бога, обнаружение крещения или очищения в бане пакибытия, обручение Духа Святаго, Иисусово радование, веселие души, милость Божия, знамение примирения... Божие явление... признак ангельского жительства (прп. Григорий Синаит , 93, 205). ...Молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 33). Источник. Настоящая молитва самодельно не бывает: она есть дар Божий (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 93). Источник. Молитва вводит дух в Божию область, в коей корень жизни, а от духа и тело причащается той же жизни... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 154). ...Молитва – речь детей к Отцу, без всяких казистостей (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 202). Молитва – дыхание жизни духовной... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 82). Источник. Молитвенный настрой ...Всякая молитва нуждается в смирении; поэтому постись, и получишь от Господа, чего просишь (св. Ерм , 94, 175). Во время... молитвы речь наша и моление да будут соединены с благочинием, спокойствием и скромностию. Будем помышлять о том, что мы стоим пред лицем Бога и что надобно угодить очам Божиим и положением тела, и звуком голоса (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 201). Источник. ...Должно упраздниться от дел супружеских, чтобы заняться молитвою; упраздниться от попечений о богатстве, от пожелания земной славы, от наслаждения удовольствиями, от зависти и всякого злого дела против нашего ближнего, чтобы, когда душа наша в тишине и не возмущается никакою страстию, в ней, как в зеркале, было чисто и неомрачено Божие озарение (свт. Василий Великий , 5, 300).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Я в Отце, вы во Мне и Я в вас. – Се цепь, связующая нас с Богом. Вот и вся система веры. И я не вижу у вас сомнений в этом. Полагаю, что их и нет у вас... Вы сами себя соблазняете, относя себя к числу неверов (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 161). Источник. ...Не смотрите на то, что всюду пошла такая шаткость в вере. Есть непреложная истина в вере, – и вот вам доказательство... Как в начале насаждалась вера через проповедь. Господу поспешествующу и слово утверждающу последствующими знаменьями, так после того поддерживалась она и доселе поддерживается осязательным присутствием силы Божией среди верующих, в Святой Церкви, свидетельствуемой знамениями. Сим говорит Господь: се Аз с вами есмь ( Мф. 28, 20 ), как и обетовал с нами быть до скончания века. Источник. Если же Господь с нами, кто на нас? Древле обетовал Бог: вселюсь в них (верующих слову Его), и похожду, и буду им Бог, и они будут Мне людие ( 2Кор. 6, 16 ). И это исполняющимся на нас видим мы ныне. На памяти нашей сколько уже было удостоверений в этом. Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! А заблуждающимся внушает Господь: «что вдаетесь всяким ветром учения? Вот где столп и утверждение Моей истины. Как перстом указываю Я вам верную и не заблудную дорогу. Держитесь Церкви, в коей Я являю силу Свою, и избавитесь от пагубы, в которую ввергнут вас пустые ваши мудрования» (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 125–126). Источник. Вера – целительница души, упованием окрыленная и любовью согретая (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 109). Источник. Вера, что все, и большое и малое, от Бога, научит принимать все, как благо, каким злом ни казалось бы то. А коли оно не сознается злом, то и страха не производит (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 34). Источник. Вера – не всезнание, а лишь верное знание и обладание тем, что необходимо для спасения (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 85, 111). Источник. О святом Лоте Апостол сказал, что он мучился душою, смотря на нечестие содомлян, – и причитает его к сонму мучеников. Таков и ваш чин. Мучась душою при встрече грубых Неверов, вы приобщаетесь благодати мученичества... Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

«Воспоминание о смерти – дар Божий», – сказали отцы: он дается исполнителю заповедей Христовых, чтобы усовершить его в святом подвиге покаяния и спасения (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 385). Источник. Постоянное памятование смерти есть благодать дивная, удел святых Божиих, преимущественно предавшихся тщательному покаянию в нерушимом безмолвии (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 179). Источник. Спасительно для нас, убийственно для греха – воспоминание о смерти, рожденной грехом (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 447). Источник. ...Почитание себя мертвым развивает дух сокрушения и умиления – корень и плод покаяния и слез (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 110). Память смерти не подавляет и не угрюмость наводит, а только возбуждает сторожевую бдительность над собою (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 84). Источник. Мысль о смерти никогда не лишнее дело держать, тем паче при болезненных припадках (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 170). Блаженна память об исходе; она с памятию о Господе – крепкая основа христианскому благонастроению духа (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 215). Источник. ...Напрасно думают, будто память смертная отравляет жизнь. Не отравляет, а научает быть осторожным и воздерживаться от всего, отравляющего жизнь. Если бы побольше помнили о смерти, меньше было бы беспорядков в жизни, и частной, и общей (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 118). Приготовление к смерти ...Кто чистым душевным оком взирает на обольщения этой жизни и стал выше заботящихся о здешнем, тот, без сомнения, поймет, что ест ли он, пьет ли, спит ли, трудится ли, рассеивает ли себя, всякий день и час природа приближает его к старости и к концу временной жизни; и поэтому, презирая все, как уметы, старается освободиться от пристрастия к жизни, чтобы не иметь никакого общения с тем, что в человеческой жизни есть худого... Кто имеет в виду добродетельную жизнь, обогащает себя добродетелью, которой не ограничивает никакой человеческий предел, тот может ли без сокрушения и слез проходить настоящую жизнь, и преклонится ли своею душою к пресмыкающемуся по земле и попираемому ногами? Станет ли еще дивиться земному богатству, или человеческому могуществу, или чему иному, чего домогаются люди по неразумию? (прп. Ефрем Сирин , 32, 117–118). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Радость не совне, а из всего строя нравственно-религиозного. Для нас, христиан, она зарождается исповеданием великих благ от рождения Сына Божия плотию... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 106). Хочешь радоваться? – понеси прежде крест. Радость – цель; крест – средство (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 96). Источник. ...Без крестоношения нет истинных радостей (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 96). Источник. Оттого и не стало у человека радости жизни, что стал жить не настоящий человек, а иной греховный человек, которому несвойственно радоваться (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 97). ...Для того чтобы возвратить нам себе радость жизни, надобно умертвить в себе сего греховного и пришлого человека (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 98). Источник. Лица иноков обители аввы Аполлония сияли дивным веселием и радостью – неким божественным восторгом, какого не встретишь у других людей на земле. Мы не видели там ни одного печального лица. Если же кто-либо иногда казался омраченным скорбью, авва Аполлоний тотчас спрашивал о причине печали. И часто, при нежелании брата открыть причину скорби, он сам открывал, что таилось у него в душе, как приходилось сознаваться в этом испытавшему на себе прозорливость аввы. Тогда он начинал увещевать его, что вовсе не должно быть места скорби у тех, для кого спасение – в Боге и надежда – в Царствии Небесном. «Пусть предаются скорби язычники, – говорил он, – пусть плачут иудеи, пусть рыдают грешники – праведным прилична радость! Если уж те, кто любит все земное, радуются тленным ненадежным предметам – нам ли не гореть восторгом, если мы только подлинно ожидаем небесной славы и вечного блаженства. Не этому ли учит нас Апостол: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, о всем благодарите (ср.: 1Сол. 5, 16–18 )» (99, 50). Однажды, видя преподобного Григория Синаита выходящим из своей кельи с радостным лицом, один брат в простоте сердца спросил его о причине радости. Как чадолюбивый отец, преподобный Григорий ответил так: «Душа, прилепившаяся к Богу и снедаемая любовию к Нему, восходит выше творения, живет выше видимых вещей и, наполнившись вся желанием Божиим, никак не может укрыться, ведь и Господь обещал ей, говоря: Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве ( Мф. 6, 6 ), и опять: да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех ( Мф. 5, 16 ); ибо тогда сердце прыгает и веселится, ум бывает весь в приятном волнении, лицо весело и радостно, по словам мудрого: сердцу веселящуся, лице цветет ( Притч. 15, 13 )» (95, 324–325). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Чистилище есть пункт веры католической. Это место, на котором неочистившиеся грешники здесь очищаются. Источник. Очищение совершается мучениями, соответственно грехам. В него поступают все, в которых есть какая-либо нечистота греховная. – В Православной Церкви нет такого учения, а есть верование, по коему умершие с покаянием и причащением, но не успевшие понести исправительных подвигов или епитимий восполняют сие молитвами о них Церкви и милостынями за них, и, конечно, своими там молитвами. Они живут в надежде и не страдают, не в муках суть. Это похоже на чистилище, но не то же (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 130). Источник. Цель человека не на земле, а в другой жизни. Если б на земле была, мы бы не умирали, а как умираем, то значит, что жизнь наша настоящая не на земле. Земная жизнь есть только приготовление к другой жизни... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 195). Тело умрет, а душа жить будет. И ей без тела еще лучше будет, чем с телом. Вышедши из тела, к вам прилетит... и будет ласкать вас. Она будет говорить душе вашей: «Ах! мама, как мне хорошо! Бросай скорее землю и переходи ко мне!» Она не будет в состоянии понять вашу скорбь, когда ей лучше, а вы скорбите (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 134). Источник. На деле же смерть – дверь в отечество для блаженной жизни (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 232). Источник. Спрашиваете, почему мы поминаем усопших? – Потому, что так заповедано нам делать. А что заповедано – видно из того, что в Церкви Божией не было времени, когда бы не творилось это поминовение... Отшедшие живы, и общение у нас с ними не пресекается. Как о живых молимся мы, не различая, идет ли кто путем праведным, или другим; так молимся и об отшедших, не доискиваясь, причислены ли они к праведным или грешным. Это долг любви братской. Пока последним Судом не разделены верующие, все они, и живые и умершие, единую Церковь составляют. И все мы взаимно друг к другу должны относиться, как члены одного тела, в духе доброхотства и любительного общения, и живые и умершие, – не разгораживаясь пополам умиранием (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 25). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010