Несется Святая Церковь по волнам житейского моря и пребывает превыше волн его Божественным учением, содержа в недре своем истинное богопознание, истинное познание о человеке, о добре и зле, о мире вещественном и временном, о мире духовном и вечном. Все истинные христиане по всей вселенной принадлежат единой истинной Церкви и, содержа ее учение в полноте и чистоте, составляют то собрание кораблей, которое проплывает житейское море, не погружаясь в темных глубинах его (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 363). Источник. Православие есть истинное богопознание и богопочитание, православие есть поклонение Богу Духом и Истиною, православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему... (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 78). В неприкосновенной целости хранится откровенное учение Божие, единственно и исключительно в лоне Православной Восточной Церкви (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 85). Источник. Духовный чертог, в котором хранится и из которого неоскудно преподается духовное сокровище – истинная вера, есть Единая Святая Православная Церковь (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 207). Источник. ...В недре Ветхозаветной Церкви было только преобразование спасения – в недре Новозаветной обильно и преизобильно преподается самое спасение (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 219). ...Вне неуклонного послушания Церкви нет ни истинного смирения, ни истинного духовного разума; там обширная область, темное царство лжи и производимого ею самообольщения (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 446). Источник. Церковь есть дом спасения, или сосуд благодатных средств, и двор спасаемых (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 68). Источник. Церковь – двор спасаемых: все верующие – одно тело с одним духом (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 69). Ревнуй же всею ревностию о том, чтобы пребыть в единении с – и себя подвесть под один с нею дух (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 70). Недалеко от киликийского города Эги жили два столпника. Один из них принадлежал ко Святой Кафолической и Апостольской Церкви, а другой был последователем ереси Севера. Еретик возводил на православного разнообразные обвинения, стараясь о том, чтобы привлечь его к своей ереси. Распространяя о нем молву, он решил добиться его осуждения. Православный подвижник, как свыше озаренный, просил еретика прислать ему частицу причастия. Тот обрадовался, как будто уже совратил собрата в свою ересь, и немедленно послал ему просимое, ничего не подозревая. Православный, приняв частицу, присланную еретиком, раскалил сосуд и положил в него эту частицу, и она немедленно исчезла в жару пылающего сосуда. Затем, взяв частицу Святого Причастия Православной Церкви, он сделал то же самое, и мгновенно раскаленный сосуд охладел, и Святое Причастие осталось целым и невредимым. Он благоговейно хранил его и показывал его всем, кто приходил к нему (102, 38–39).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Вообще памятование вездесущия и всемогущества Божия удерживает сердце от того колебания, в которое усиливаются привести его помыслы неверия, опираясь на тщеславие и неправильную любовь к телу (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 329). Источник. Таково свойство любви! Она непрестанно памятует о любимом: она непрестанно услаждается именем любимого. Имя Господа – паче всякого имени: оно источник услаждения, источник радости, источник жизни (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 252). Источник. Что значит пребывать в любви к Господу? Значит непрестанно памятовать о Нем, непрестанно пребывать в единении с Ним по духу (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 308). Источник. Живое и постоянное памятование Бога есть видение Бога (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 254). Источник. Начало непрестанного памятования Бога уже заключается в тщательном изучении закона Божия, во внимательном чтении Евангелия и всего Нового Завета, в чтении святых отцев Православной Церкви (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 255). Исполнение Евангельских заповедей составляет собою памятование Бога... (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 255). Жизнь, всецело посвященная исполнению заповедей, есть постоянное памятование Бога... (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 255). Источник. ...Превосходным средством к памятованию Бога служит молитвенное обращение к Богу пред всяким начинанием, с прошением у Него благословения, наставления,помощи, милости (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 256). Высокое занятие – непрестанное памятование Бога!.. По эта высота очень опасна, когда лествица к ней не основана на прочном камне смирения (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 497). Источник. ...Не выпускайте из ума мысли, что Бог видит вас – им под оком Его состоите, – и блюдитесь от всего неугодного Богу (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 135). Источник. Главное, в чем надо упражняться, есть память Божия, или хождение в присутствии Божием (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 163). Источник. Положи холодную вещь на солнце – она согреется. Так согреется и душа от памяти о Господе, Который естьУмное Солнце (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 165). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Достойным вполне причастником никто почесть себя не может. Все упокоиваются на милости Божией. И вы так делайте (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 83). Источник. Чтобы достойно причаститься, надо душу очистить покаянием (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 119). Приступая к Святым Тайнам, приступайте в простоте сердца, с полною верою, что Господа приемлете в себя, и с соответственным тому благоговеинством (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 153). Источник. Плоды причащения ...Ты в молитве беседуешь с Всецарем Богом, вкушая Тело Единородного Сына Его и пия Кровь Его; веселись же в радовании, что удостоился стать храмом Его (прп. Ефрем Сирин , 30, 501). Источник. Что делать мне с грехами своими, не знаю; не видит ум мой, чем мне смыть и очистить себя. Если бы вздумал я омыться водами; то малы для меня моря, и реки недостаточны, чтобы очистить меня. Если омою себя Кровию и водою из ребр Сына Божия, то очищусь, и излиются на меня щедроты (прп. Ефрем Сирин , 33, 305). Источник. Кто вкушает Хлеба Небесного, тот, без сомнения, делается небесным (прп. Ефрем Сирин , 34, 106). Источник. Она не производит пьянства, не производит расслабления; она не расслабляет сил, а возбуждает силы; не ослабляет нерв, но напрягает нервы; она производит бодрость; она служит предметом благоговения для ангелов, предметом ужаса для бесов, предметом почитания для людей, предметом любви для Владыки (свт. Иоанн Златоуст , 45, 485). Чем делаются причащающиеся? Телом Христовым, не многими телами, а одним телом. Как хлеб, составляясь из многих зерен, делается единым, так что хотя в нем есть зерна, но их не видно и различие их неприметно по причине их соединения, так и мы соединяемся друг с другом и со Христом. Мы питаемся не один одним, другой – другим, но все одним и тем же Телом (свт. Иоанн Златоуст , 53, 237). Источник. ...Мы делаемся со Христом одна плоть, по причастию, и мы гораздо более, чем дитя (в отношении к родителям) (свт. Иоанн Златоуст , 54, 171). ...Пусть язык, приобщившийся Тела Господня, не произносит ничего неприятного (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Мученики терпели напасти от человеков... Чем разнообразнее и тяжелее был подвиг их, тем... большее получали дерзновение к Богу. Иноки терпят напасти от злых духов. Чем большие напасти наносит им диавол, тем большую славу они получат в будущем веке от Бога, тем большего утешения они сподобятся от Святаго Духа здесь, во время земного странствования, среди самых страданий своих (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 351–352). Несправедливости от Бога никакие не происходят, но попускаются они Богом – во благо тем, на кого попускаются (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 273). ...Всякая неправда и всякая напраслина венец готовят. Но тому, на кого они падают, перетерпеть их надо (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 273). В ... нельзя взойти без страданий. Туда дорога одна – крест, произвольный или непроизвольный (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 239). Один праведный пустынножитель, заметив, что его больной ученик частыми вздохами изъявлял нетерпение, сказал ему: «Не малодушествуй, сын мой! Тело твое, изнуренное недугом, может быть спасительным врачевством для твоей души. Если ты по делам твоим подобен железу, то огонь страдания очистит тебя от ржавчины, если же ты – золото, то этот огонь придаст блеска твоей добродетели» (116, 79). Авва Палладий вспоминал: «За восемь месяцев до своего успения авва Вениамин заболел водянкой. Тело его так распухло, что по своим страданиям он стал подобен Иову нашего времени. Епископ Диоскор, бывший тогда пресвитером горы Нитрийской, обратившись ко мне и блаженному Евагрию, сказал: «Пойдите посмотрите на нового Иова, который при такой неисцельной болезни сохраняет необыкновенное благодушие». Придя, мы взглянули на его тело: оно так распухло, что рукой нельзя было обхватить его мизинец. Не в силах смотреть на это, мы отвели свои глаза. Тогда блаженный Вениамин сказал: «Помолитесь, чада, чтобы не сделался болен мой внутренний человек. А от этого тела не вижу вреда». В те восемь месяцев он постоянно сидел на стуле огромной ширины, потому что лечь в постель не мог. И в таком состоянии он еще врачевал других от различных болезней» (101, 38).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Надо весьма остерегаться плотской и душевной ревности, представляющейся по наружности благочестивой, в сущности – безрассудной и душевредной (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 275). Источник. ...Ревность плотского мудрования всегда сопряжена с разгорячением крови... (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 278). Источник. Пока есть ревность, присуща и благодать Святаго Духа. Она – огонь. Огонь поддерживается дровами. Дрова духовные – молитва... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 24–25). Источник. ...Есть ревность по Богу? Значит, есть жизнь Христова в вас... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 24). Бывает вследствие излишнего напряжения душевных сил, бывает и вследствие упадка сил телесных или нездоровья (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 149). Авва Лот пришел к авве Иосифу и говорит ему: «Авва! По силе моей держу себя нескверным от помыслов; итак, что мне еще делать?» Старец же, вставши, простер руки свои к небу, – и десять пальцев его были, как десять огненных свечей. И сказал ему: «Если хочешь, то будь весь огнем» (98, 39). Источник. Афанасий, архиепископ Александрийский, просил авву Памво прийти из пустыни в Александрию. Придя в город, авва увидал там актрису и заплакал. Бывшие с ним спросили: «Отчего ты заплакал?» «Две вещи тронули меня, – отвечал старец. – Во-первых, погибель этой женщины, а во-вторых, то, что у меня нет столько ревности делать угодное Богу, сколько имеет эта женщина, чтобы угождать развратным людям» (97, 227). Блаженный Иоанн Колов оставил мир в юном возрасте и с родным братом Даниилом удалился в скит, где оба приняли монашество. Они поместились на жительство в одной келье и подвизались в посте и молитве. Через некоторое время Иоанн сказал брату: «Я решил нисколько не заботиться о теле, не хочу употреблять пищи и пития, приготовленных на огне, но хочу пребывать в этой пустыне без попечения, подобно бесплотному ангелу». Сказав это, он тотчас снял бывшую на нем одежду и нагой вышел из кельи в пустыню. В эту ночь случился сильный мороз. Не стерпев его, Иоанн возвратился в келью к брату своему и начал стучаться в дверь. Брат, желая вразумить его, долгое время не подавал голоса. Потом сотворил молитву и сказал: «Кто там стучится так настойчиво в мою дверь?» Иоанн отвечал: «Это я, брат твой Иоанн, не могу вынести мороза и возвратился послужить тебе». Даниил отвечал на это: «Не прельщай меня, демон! Уйди, я не отворю тебе. Как смеешь говорить, что ты мой брат? Разве не знаешь, что брат мой – ангел, что он небрежет о теле, не нуждается в пище? Уйди от меня!» Тогда Иоанн сотворил молитву и сказал: «Я брат твой, Иоанн! Ныне узнал, не стерпев мороза, что на мне плоть». Когда он покаялся, брат отворил дверь и принял его в келью и при этом сказал ему: «Брат, на тебе плоть. Для нее ты должен трудиться, доставляя пищу и питие» (106, 285–286).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Нет ничего столько непрочного, бессильного, жалкого, как счастье человеческое (прп. Нил Синайский , 73, 342). Источник. Душа желает спастись, но, вожделевая благ суетных и об них заботясь, бегает трудов по делу спасения. Хотя поистине не заповеди тяжки, а злые пожелания наши. Бывает же, что мы иной раз, боясь утонуть в море или попасться в руки разбойников, все презираем и охотно бросаем вещи свои, когда видим, что спустя немного предлежит нам смерть. Но если для того, чтобы еще немного пожить на земле, мы все презираем и за счастье считаем, если, все потеряв, спасем самих себя от разбойников ли, или от моря, причем незадолго перед сим бесновавшийся из-за овола спешно бросает все, чтобы только сохранить привременную жизнь, то почему не держим мы такого расчета и относительно жизни вечной? Почему не силен у нас столько страх Божий, сколько силен страх моря, как сказал некто из святых (прп. Зосима, 92, 111–112). Источник. Если бы человек всегда в мысленной части держался здравомыслия, а в деятельности благоразумии, то встречал бы в жизни наименьшую долю случайностей, неприятных сердцу, и имел бы наибольшую долю счастья (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 28). Источник. ...Пока вы не в духе живете, не ждите счастья (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 47). Душевная и телесная жизнь, при благоприятном течении, дает что-то похожее будто на счастье; но это бывает мимолетный призрак счастья, скоро исчезающий (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 47). Источник. Когда у индийского царя, в то время гонителя христиан, Авенира родился сын Иоасаф, то он, созвав мудрецов, стал спрашивать о судьбе своего сына. Старейший из них дал такое мнение: «Сын твой, – сказал он, – наследует не твое царство, но некоторое лучшее. И думаю, что он примет христианскую веру». Авенир опечалился и, желая предотвратить предсказанное, велел устроить новый прекрасный дом и в нем определил жить своему сыну безвыходно. Вместе с тем он приставил к своему сыну несколько пестунов и строго наказал им, чтобы они, когда сын его станет что-нибудь понимать, отнюдь не говорили бы ему ни о смерти, ни о старости, ни о болезни, ни о нищете, но говорили бы только радостное и веселое для того, чтобы он вовсе не знал печали.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Сподобившийся дара ведения, но питающий огорчение или ненависть к человеку, подобен моющему глаза свои тернием и волчцами (прп. Максим Исповедник , 91, 239). Любящий Бога любит и рожденных от Него, т. е. братий своих; а ненавидящий кого-либо из братий своих, сей от диавола родился, и любви Божией нет в нем (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 105). Источник. Если кто имеет к кому ненависть, пусть помирится и возвратится к любви, чтобы его ненависть и вражда с ближним не послужили свидетельством... того, что он Бога не любит (свт. Григорий Палама , 26, 246). Неприязнь и серчание дозволены только тогда, когда предметом их – дурные помыслы и чувства (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 121). Источник. Есть две вещи, которые наводят на нас гнев Божий, тяготящий и теснящий: неприязнь к другим и похоть, а первой бывает большой простор (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 150). Источник. С неприязненными чувствами спастись нельзя, как и с похотными (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 251). Источник. Старец Филофей, кроме святого Нектария Афонского, имел еще ученика, которого сатана до того озлобил против святого Нектария, что несчастный стал явно говорить старцам Филофею и Дионисию, чтобы прогнали Нектария, иначе он убьет или его, или самого себя. Старцы трепетали от ужаса, слыша о таких демонских замыслах. Напрасно вразумляли они несчастного, убеждали и молили его успокоить свое сердце, подавить чувство злобы и зависти, напрасно грозили ему Судом Божиим и геенной: он ничего не хотел слышать, но требовал исполнения своего желания. Тогда старцы предложили святому Нектарию удалиться от них на малое время, пока завистливый брат придет в чувство. По прошествии некоторого времени скончался в глубокой старости боголюбивый Филофей. Дионисий, не вынося безнравственного поведения своего ученика, пригласил к себе Нектария в сожитие как брата по духу, а несчастному предоставил искать другое место и другого старца. Дионисий с Нектарием мирно проводили свою жизнь, питаясь от рукоделия и по силам помогая бедным. А несчастный брат их, не придя в чувство смирения и раскаяния, переходил с места на место, потом удалился в мир и там, предавшись невоздержанности, скончался жалким образом посреди городской площади, даже без обычного христианского напутствия.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

725 . Феофан Затворник , св. Заметки о духовной жизни//ДС 1900. 4. 114–115. 726 . Феофан Затворник , св. Об осьми главных страстях святого отца нашего Иоанна Дамаскина //ДС 1900. 12. 359–362. 727 . [ Феофан Затворник , св.] Три письма преосв. Феофана Затворника к К Н. Б. Сообщил Высоцкий Н. Г.//БВ 1900. 2:8. 572–578. 728 . Феофан (Говоров), еп. Небесный над нами покров святых. Слова епископа Феофана. М. 1900. 126. 729 . Феофан Затворник , св. На высоте истинной и чистой христианской нравственности. 3 М. 1901. 39. 730 . Феофан Затворник , св. Душеполезное слово о добродетелях и страстях душевных и телесных//ДС 1903. 2. 38–42. 731 . Феофан Затворник , св. В дни говения//Афонский листок. 1904. 50. 1–4. 732 . Феофан Затворник , св. Как жить? Мудрые советы святителя Феофана, Вышенского затворника. М. 1904. 50. 2 М. 1906. 48. 3 М. 1909. 48. 4 М. 1912. 48. 733 . [ Феофан Затворник , св.] Ответы епископа Феофана, затворника Вышенской пустыни, на вопросы инока о молитве. М. 1904. 47. 2 М. 1910. 40. 734 . Феофан Затворник , св. Страсти – ад для души//Афонский листок. 1904. 109. 1–4. 735 . Феофан Затворник , св. Письма к схимонаху Агапию Валаамскому//Полтавские епарх. ведомости. 1905. 4. 151–154; 5. 187–190; 6. 248–255; 7. 203–208. же: Девять неизданных писем//Символ. 1985. 13. 177–193. 736 . Феофан Затворник , св. Достойно причащающийся соединяется со Христом//ДС 1906. 2.41–43. 737 . Феофан Затворник , св. В день сошествия Святого Духа (Слово)//ДС 1907. 6. 172–177. 738 . Феофан Затворник , св. Значение храма Божия//Афонский листок. 1907. 59. 1–4. 739 . Феофан Затворник , св. Трудись во спасение, но Царствие себе не присваивай//Афонский листок. 1907. 73. 1–4. 740 . Феофан Затворник , св. Духовное состояние преуспевших//Русский инок. 1911. 7. 13–14. 741 . Феофан Затворник , св. Четыре неизданных письма, хранящихся в одной из Афонских обителей/Публ. Мосина А. М.//Символ. 1985. 13. 194–203. 742 . Феофан Затворник , св. Взыщите Господа: Из писем святителя Феофана Затворника . Загорск 1990. 32.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Сберегая таким образом качество молитвы, мы исполняем то, что заповедано христианам – возносить всегда лишь молитву духовную: «всякою молитвою и приношением молитесь во всякое время духом…» ( Eф. VI, 18 ). 66. В какие часы на протяжении суток лучше молиться Богу в современных условиях трудовой жизни? Зная, что молитвенная беседа с Богом есть важнейшее дело в жизни, надо для нея посвятить время, когда человек во всеобладании сил душевных и телесных; для большинства – это в часе после ночного отдыха. Приготовляясь к трудовому дню после сна, уделяя время на омовение, одевание и подкрепление пищей, – невозможно пропустить возношение молитвы Творцу и Подателю всех благ. Это значило бы духовное самоусыпление: не нужна молитва значить – Бог не необходим. «Не может сдружиться с молитвою тот, кто не отрекся, не говоря о пище и одежде, – от силы вещественнаго» (Илия Екдик, Доброт.). «Блажен тот, кто верует, что видим есть от Бога, ибо таковый не подвижется с пути благоутождения Ему» (Там же). «Вставши утром, установись покрепче пред Богом в сердце в утренней своей молитве и потом исходи на дело свое, Богом тебе определенное, не отрывая от Него чувства своего и сознания». (Еп. Феоф. Затв., Письма к разн. лиц., письмо 66). " А я буду воспевать силу Твою и с раннего утра провозглашать милость Твою ..» ( Nc. LVIII, 17 ). 67. В какой мере тело участвует в молитве? Господь Иисус Христос, явив Себя Совершенным Человеком, был духовен в высочайшей степени. Когда Спаситель молился, то духовную суть Своей молитвы Он обнаруживал возводя очи к небу, преклоняя колени или падая ниц ( Uoah. XVII, 1 ; Лyk. XXII, 41 ; Mф. XXVI, 39 ). «Не будем отрицаться от трудов телесного подвижничества: ибо, как из земли пшеница, так от них произрастает духовная радость и опытность в добре» (Еп. Феоф. Затв., Святоотеч. наставл. § 28, Пр. Филофей Синайский). Стой на молитве с поникшей главою, на обеих ногах ровно и неподвижно. Подними взор на икону, чрез святой лик небожителя на твою душу устремлены очи самого Господа. «Утверждай сердце твое, полагая на нем без смущения крестное знамение во имя Отца и Сына и Св. Духа и веруя, что сие помогает нам попрать главу врага» (Еп. Феоф. Затв., О трезвен, и молит. § 13, Св. Варсонофий и Иоанн ). Говори молитву неспешно, не скажи ни одно слово, если оно не одушевлено вниманием.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Киприан (Керн) , архим. Антропология св. Григория Паламы . М.: Паломник, 1996. 6 . Петр (Алексенко), иерод. О соотношении категорий дух и личность в антропологии святителя Феофана Затворника (на материале толкований св. апостола Павла)//Феофановские Чтения. Рязань, 2019. Вып. 12. 7 . Платон (Игумнов) , архим. Православное нравственное богословие. СТСЛ, 1994. 8 . Феодорит Кирский , блж. Толкование на Послание к Ефесянам//Творения блаженного Феодорита , епископа Киррского/общ. ред. проф. А.И. Сидорова . М.: Паломник, 2003. 9 . Феофан (Говоров), свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры. 2010. 10 . Феофан (Говоров), свт. Начертание христианского нравоучения. Т. 1, 2. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994. 11 . Феофан Затворник , свт. Православие и наука. Руководственная книга изречений и поучений/сост. Игум. Феофан (Крюков). Изд. 2-е. М.: «Даниловский благовестник», 2009. 12 . Феофан (Говоров), свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. М., 2008. 13 . Феофан (Говоров), свт. Собрание писем. Выпуск II. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994. 14 . Феофан (Говоров), свт. Собрание писем. Из неопубликованного. М., 2001. С. 234–235//Цит. по: Феофан Затворник , свт. Православие и наука/сост. игум. Феофан (Крюков). М., 2009. 15 . Феофан Затворник , свт. Толкование первого послания святого апостола Павла к Коринфянам. М.: Правило веры, 2006. 16 . Феофан Затворник , свт. Толкование первого послания святого апостола Павла к Солунянам. М.: Правило веры, 2005. 17 . Феофан Затворник , свт. Толкование первого послания святого апостола Павла к Тимофею. М.: Правило веры, 2005. 18 . Феофан Затворник , свт. Толкование послания святого апостола Павла к Галатам. М.: Правило веры, 2004. 19. Феофан Затворник , свт. Толкование послания святого апостола Павла к Ефесянам. М.: Правило веры, 2004. 20 . Феофан Затворник , свт. Толкование послания святого апостола Павла к Колосянам. М.: Правило веры, 2004. 21 . Феофан Затворник , свт. Толкование послания святого апостола Павла к Римлянам (главы 1–8).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010