Покаяние в смертном грехе тогда признается действительным, когда человек, раскаявшись в грехе и исповедав его, оставит грех свой (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 115). Источник. Тот, кто желает раскрыть в себе глубокое чувство покаяния, употребляет в орудие к достижению такого состояния краткую молитву, произнося ее со всевозможным вниманием и благоговением (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 29). Источник. Покаяние для ожесточенного сердца – невозможно: надо, чтобы сердце смягчилось, исполнилось соболезнования и милости к своему бедственному состоянию греховности. Когда обымется и преисполнится сердце милостию: тогда только оно делается способным к покаянию... (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 43). Если же приступишь к Таинству покаяния с небрежением, с лукавством, скрытностию, то совершишь начинание сатанинское, наругаешься Всемогущему и ВсевидящемуБогу... (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 66). Источник. Покаяние требует содействия воли человеческой воле Божией; воскресение из смерти греховной есть действие единой воли Божией... (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 439–440). Источник. ...Необходимы для вступления в подвиг истинного покаяния отречение от мира и отречение от себя, от своих похотений и пристрастий (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 460). Источник. Зная силу сего Таинства , что оно уничтожает все его труды и хлопоты о погибели грешащих, он всячески старается пресекать плодотворность его, – и или совсем от него отклоняет, или наводит неверие в силу его и безнадежие получить прощение чрез него (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 133). Первое в производстве покаяния есть войти в себя (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 92). Милостивый Бог дает нам надежду прощения вины, если сокрушенно раскаемся и положим твердое намерение избегать прежних грехов и не прогневлять ими Бога (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 134). Источник. Главное в покаянии есть болезнь сердца о своей неисправности пред Господом и твердое намерение стараться впредь быть во всем исправною (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 152). Истинное покаяние

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Извольте вы в жизни различать: дела видимо совершаемые, – чувство и расположения невидимо в сердце лежащие и составляющие его строй, и наконец дух жизни. Последнее есть главное (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 22). Источник. Обратите их все лицом к Господу, и, несмотря на то, что они все житейского порядка, будут служить орудием для жизни, отрешенной от всего житейского (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 47). Ведайте... что надо так вести дела свои, чтоб совесть ни в чем не осуждала, и если осуждает, надо тотчас умиротворить ее покаянием (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 166). Источник. Мир вам кажется тучным, но он утучняет только плоть, а душу морит голодом, ни малейшей даже частички питательного не представляя для нее (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 49). Источник. Некоторый муж, говорит преподобный Варлаам, встретил страшного, беснующегося зверя, который готов был растерзать его. Убегая, человек упал в глубокую пропасть и, падая, по счастью, успел ухватиться за ветви большого дерева, росшего в пропасти. Ухватившись уже за ветви и найдя опору ногам, человек считал себя в безопасности; но посмотрев вниз, увидел двух мышей, которые непрестанно грызли корень дерева, а еще ниже – страшного змия, разинувшего пасть и готовившегося пожрать его. Отвратив взор от страшного зрелища, он увидел выходящего из скалы аспида, который находился очень близко к нему. Окруженный со всех сторон опасностями, человек естественно поднял глаза вверх и там, на вершине дерева, увидел очень малое количество меда. Между тем положение его становилось ужасным. Дерево, на котором он находился, подгрызаемое мышами, уже готово было упасть, и со всех сторон грозила смерть. Но несчастный, вместо того чтобы предпринять хоть что-нибудь для своего спасения, спокойно устремился к меду и стал вкушать его, не замечал даже того, что сверху ему спустили канат... царские слуги, проходившие мимо. Эта притча – подобие нашей жизни. Зверь, стремящийся пожрать человека, есть образ смерти; пропасть есть мир, исполненный смерти; дерево, подгрызаемое мышами, есть жизнь наша, подтачиваемая временем. Аспид – образ беды, грозящей телу от страстей, а страшный змий – ненасытное адово чрево; царские слуги с канатом – это благодатные призывы и помощь Божия, готовая спасти погибающих людей; капли меда, наконец, есть ничтожные блага мира, ради которых люди пренебрегают вечной жизнью, забывая о вечных мучениях (112, 198–199).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Это бесовское дело и есть клятвы близ. Ибо мы не потому воздерживаемся от некоторых яств, что они по природе злы, – да не будет! – но для того, чтобы, воздерживаясь от них, соразмерно укротить пламенеющие члены плоти; еще же и для того, чтобы остающаяся у нас от потребления пища была обращаема в удовлетворение насущной нужды бедных, – что есть признак искренней любви (блж. Диадох, 91, 30). Источник. Остерегайся, чтобы не изнемогло слишком тело твое, и от того не усилилось против тебя нерадение, и не охладило душу твою вкушением его делания (прп. Исаак Сирин , 58, 174). Источник. Должно внимать себе и в том, чтобы скудость наслаждения пищею не наполнять излишеством сна, равно и напротив... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 201). Источник. Как всякое начало трудно, так и начало поста, по случаю изменения в нище, и в предметах нашего действования встречает некое неудобство и затруднение; но терпением и неотступностию в держании его они облегчаются и смягчаются... (прп. Феодор Студит , 92, 405). Сколько вредно невоздержание, столько вреден, или еще более, неумеренный пост. Слабость тела, происходящая от малоядения, не позволяет совершать молитв в должном количестве и с должною силою (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 145). Источник. Благослови Господи вам надлежащим образом постничествовать по силам вашим, без поблажек, но и не сверх сил (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 31). Источник. Не убивать тело призваны, а только не творить плоти угодил в похоти (ср.: Рим. 13, 14 ). Закон – разумное содержание тела без поблажек (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 165). Пост – одно из первых дел монаха и христианина. Но против поста неумеренного нельзя не восставать. Этот пагубен (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 207). Источник. Лучше не связывать себя ... неизменным постановлением, как бы узами; а когда так, когда иначе, только без льгот и саможаления; но и без жестокости, доводящей до изнеможения (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 228). Истинный пост Сила жизненная легко переваривает пищу умеренную и простую и претворяет ее в плоть питаемого, а приняв дорогие и разнообразные снеди, потом, будучи не в состоянии переварить их совершенно, производит разные роды болезней (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Можешь и огнем попаляющим назвать этот мир грешный, который веществом горючим делает для себя вращающихся в нем, и всякий в них вид добродетели превращает в пепел. Огонь не сжигающий нашелся некогда в пустыне (купина). Ты же вместо пустыни сиди в келье, и укройся в ней мало елико, пока мимоидет зной страстности: ибо, когда она минет, пребывание на открытом воздухе не вредит. Тогда ты и духом нищею воистину будешь, господство над страстями стяжешь, и блестяще ублажена будешь от Того, Кто оказал: блажени нищие духом, яко тех есть Царствие Небесное ( Мф. 5, 3 ) (свт. Григорий Палама , 93, 271). Ничто так не делает сердца сокрушенным и души смиренной, как уединение разумное и молчание от всех (прп. Григорий Синаит , 93, 202). Все желание твое и чаяние да будет всегда обращено к сему невидимому посещению Божию. Но ведай, что Бог не посетит души твоей, если не найдет ее уединенною в себе самой. Бог хочет, чтобы она была уединена в себе, т. е. была без всяких помыслов, сколько может, без всяких пожеланий, наипаче же без собственной своей воли (прп. Никодим Святогорец , 70, 263). Источник. Келейное уединение есть дело Марии, а хлопоты по сборам есть дело Марфино. Эти дела одно с другим вместе жить не могут (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 200–201). Источник. Минутами уединения надо пользоваться, обращая их исключительно на дело Божие – молитву и богомыслие (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 201). Источник. Позыв на уединение и безмолвие... и даже порывы, вами испытываемые, не суть доброго качества. Потому лучше их прогонять, а на место их выставлять или производить в душе – желание труда – преутруждения себя. Вы по временам имеете уединение – и довольно. Во всякое другое время старайтесь уединяться в сердце и там установить свое сознание перед лицем Божиим: что есть хождение перед Богом (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 248). Источник. Досада и серчание, когда кто нарушает ваше уединение, никуда негоже... Это плод самомнения... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 121). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Истинное... сокрушение тогда улучишь, когда воздержанием, бдением, молитвою и смирением, иссушив сросшуюся с плотию твоею сласть похотную, сораспнешься Господу Иисусу и не будешь уже жить страстно, а начнешь жить Духом, сообразуясь с надеждою вышнего звания и избрания (ср.: 2Пет. 1, 10 ) (прп. Феогност, 91, 387). Воздыхай, пока, совлекшись дольнего, не облечешься в вышнее жительство и не преобразишься по образу создавшего тебя Иисуса Христа (прп. Григорий Синаит , 93, 211). Без сокрушения сердца невозможно, говорят, избавиться от чувств греховных; сердце же приводит в сокрушение троякое воздержание – во сне, в пище и в телесном покое (свт. Григорий Палама , 93, 273–274). Душа, освободившись через сердечное сокрушение от... чувств и от горечи их, восприемлет вместо них духовную отраду (свт. Григорий Палама , 93, 274). Соответственно... сокрушению и умилению сподобляется он и милостивого утешения и, долгое пребывая время в сих чувствах со смирением, переустроивает, наконец, вожделетельную силу души (свт. Григорий Палама , 93, 300). Внимание и сокрушение духа – вот та клеть, которая дана в пристанище кающимся грешникам. Она – преддверие святилища. В ней будем укрываться и заключаться от греха (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 265–266). Источник. Надо сокрушаться, что хоть немного еще прожито времени, но все же есть в нем часть, прожитая попусту. Сокрушение сердца о своей неисправности перед Богом составляет опору решимости быть вперед исправною перед Ним (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 141). От страха Божия... дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно ( Пс. 50, 19 ). Чувство сокрушения да не отходит от сердца! (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 252). Дух сокрушен, покаянные чувства и слезы не сокращают силы, а придают их, ибо поставляют душу в отрадное состояние (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 154). Источник. Настоящее сокрушение умеет не мешать чистому радованию духовному и с ним дружески уживаться, скрываясь некако под ним (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 154–155).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Игнатий Брянчанинов , 38, 127–128). Источник. Любовь к Богу и ближним, являющаяся постепенно из страха Божия, вполне духовна, неизъяснимо свята, тонка, смиренна, отличается отличием бесконечным от любви человеческой в обыкновенном состоянии ее... (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 293). Источник. Должно достигнуть совершенства во всех добродетелях, чтобы вступить в совершенство всех совершенств, в слияние их, в любовь (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 55). Источник. Изливается в сердца наши любовь вместе с Духом Святым. Она – Его свойство. В кого нисходит Святый Дух, в том является Его свойство – любовь (см.: Рим. 5, 5 ) (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 55). Не столько мы ищем , сколько Бог ищет, чтобы мы сделались способными принять ее, и приняли ее (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 56–57). Любовь рождается от чистоты сердца, непорочной совести и нелицемерной веры (см.: 1Тим. 1, 5 ) (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 137). Источник. ...Любовь, отдающая должную цену людям по степени их благочестия, вместе с этим равна ко всем, потому что она во Христе и любит во всех Христа (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 522). Не ищите и не ожидайте любви от человеков, ищите всеусильно и требуйте от себя любви и соболезнования к человекам (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 303). Источник. Кто чем немощнее, тем более надо возыметь к нему любовь. Если будете так действовать, любовь научит вас всему (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 171). Источник. Духовное горение сердца к Господу есть любовь к Нему. Она загорается от прикосновения Господа к сердцу... Вот это и должно быть предметом искания (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 209). Источник. ...Любовь проникает все составы: душевные, и духовные, и телесные, и всему сообщает прочность и неповрежденность (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 216). Источник. Читать далее Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Перед утешением, доставляемым Божественною благодатию, ничтожны все радости, все наслаждения мира... (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 179). Земная жизнь христианина растворена утешениями и искушениями. Так устроил Промысл Божий! Утешения поддерживают на пути Божием, а искушения упремудряют (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 454). Источник. Очень жалею об усилении ваших немощей. Но в утешение вам что сказать? Терпите, да терпите! И еще: благодушествуйте! Восставьте веру в то, что все от Бога и все во благо нам, хотя мы ясно того не видим. К невидимому – то и потребна вера, а к видимому – к чему вера? Господь да смилуется над вами! Господь да утешит вас утешением внутренним – невидимым. Господь да уврачует вас и Матерь Его Премилосердная и Ангел-хранитель. Поминайте страждущих и утешайтесь их терпением. Поминайте гонимых, мучимых и теснимых, и их терпением воодушевляйтесь (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 32). Источник. Очень жалею о ваших потерях. Господь да утешит вас! Ищете у меня утешения по прежним случаям. Очень рад утешить вас. Но ведь одна и та же песня во второй и третий раз уж не оставляет того впечатления, какое сделано в первый. А в настоящих ваших скорбях ничего нельзя придумать нового, все та же речь: предайте себя и все свое в руки Божии, и с Его определениями согласуйтесь вседушно – всем сердцем. Тогда тень скорби, покрывающая случай, начнет редеть, и не дивно, что совсем рассеется. Как это? – сквозь прискорбное узреем Благого – и на сей век, и на будущий. Сие да дарует Господь узреть уму вашему и почувствовать сердцем. Молитесь! Господь изольет вам в сердце потребное утешение (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 79). Источник. Нашли ли вы лично для себя где-либо утешение? Господь да утешит вас! Господь есть Отец утехи. И как Он везде есть, то везде, стаю быть, утешение готово от Него. Дело за приемлющими, а не за Дающим. Правда, чтобы и принять, от Него же научиться надо. Но Он всем готов и это сообщить. Близ Господь сокрушенным сердцем. Дитя все плачет, пока не найдет сосцов матери. Как только найдет, тотчас и замолчит. Дай нам, Господи, найти – и замолчать! (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 10). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Простота есть неразлучная черта смирения, почему, когда нет простоты, нет и смирения (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 87). Источник. Главная черта смирения – чувствовать, что я ничто и если есть что, все то Божие (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 87). Источник. Чувство благодарения за внутреннее добро, с помощью Божией, есть тоже проявление смирения как самоуничижение за свое худо (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 64). Источник. Виды смирения С каким смирением должно принимать услугу от брата? – Как раб от владыки и с тем смирением, какое показал апостол Петр, когда прислуживал Господь. В его примере узнаем и опасность, какой подвергаются не принимающие услуги (свт. Василий Великий , 9, 244). Источник. ...Есть много видов смиренномудрия; смиренномудрие можно видеть в слове и в деле, в отношении к начальникам и в отношении к подчиненным (свт. Иоанн Златоуст , 52, 383). С добрыми надлежит быть смиренным, и с дерзкими вести себя высоко. Поскольку одни признают добродетелью скромность, а другие мужеством – дерзость; то надлежит перед одними оказывать смиренномудрие, а перед другими – мужество, истребляющее в них высокое мнение о дерзости, чтобы благоразумием своим и первым принести пользу, и смирить других. Ибо не всем одно и то же приятно, не все одними и теми же пособиями исцеляются; но каков род болезней, таково и число врачевств (прп. Исидор Пелусиот , 62, 303–304). Рассмотрим теперь, в чем состоят... два смирения. Первое смирение состоит в том, чтобы почитать брата своего разумнее себя и по всему превосходнее и, одним словом, как сказали святые отцы, чтобы «почитать себя ниже всех». Второе же смирение состоит в том, чтобы приписывать Богу свои подвиги, – сие есть совершенное смирение святых. Оно естественно рождается в душе от исполнения заповедей. Ибо как деревья, когда на них бывает много плодов, то самые плоды преклоняют ветви книзу и нагибают их; ветвь же, на которой нет плодов, подымается вверх и растет прямо. Есть же некоторые деревья, которые не дают плода, пока их ветви растут вверх; если же кто возьмет камень, привесит к ветви и нагнет ее книзу, тогда она даст плод; так и душа, когда смиряется, тогда приносит плод, и чем более приносит плода, тем более смиряется. Так и святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными (прп. авва Дорофей , 29, 43–44). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Он побуждает вас искать прощения грехов у Него Самого, конечно готов будучи и даровать сие прощение. Идите же к Нему с полною верою и не давайте врагу разорять вашу веру и упование спасения (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 133). Возгревайте покаянные чувства – дух сокрушен, – и Господь никогда не отступит от вас (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 85). Источник. Кто чрез грех теряет благодать Крещения, тот возвращает себе силу Крещения чрез покаяние и, восстановив здесь опять образ Божий, начинает снова, познанием истины и трудами доброделания, воображать в себе и подобие Божие (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 92). Источник. Необходимость покаяния ...Положил Господь покаяние, ибо Он сердцеведец... знал слабость людей и великую злобу дьявола, по которой он будет вредить рабам Божиим и коварствовать над ними. Поэтому Милосердый Господь сжалился над Своим созданием и положил такое покаяние, над которым и дана мне власть... после этого великого и святого призвания (крещения), если кто, будучи искушен от дьявола, согрешил, имеет одно покаяние. Если же часто будет грешить и творить покаяние, – не послужит это в пользу человеку, так делающему, ибо с трудом он будет жить в Боге (св. Ерм , 94, 185). Источник. Покайся, грешник, смело полагаясь и взирая на безмерное человеколюбие Христа, сказавшего: не бо приидох призвати праведники, но грешники на покаяние ( Мф. 9, 13 ) (прп. Ефрем Сирин , 30, 57–58). Источник. Приступая же к Нему , приступай не с лицемерием, не с двоедушием, но с чистой совестью. Прежде нежели скажешь что-нибудь неважное или важное, Он предвидит, о чем будешь говорить. И прежде, нежели отверзешь уста свои, наперед знает, что у тебя в сердце. Не колеблись и не скрывай своего недуга. Врач не жесток, но сострадателен, врачует словом (прп. Ефрем Сирин , 31, 273–274). ...Не будем отчаиваться в своем спасении. Согрешили мы? Покаемся. Тысячекратно согрешили? Тысячекратно принесем покаяние. Бог радуется о всяком добром деле, преимущественно же о душе кающейся, ибо весь преклоняется к ней, приемлет ее собственными руками и призывает, говоря: приидите ко Мне вси труждающиися... ( Мф. 11, 28 )... (прп. Ефрем Сирин , 31, 347). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Коль великая и неописанная милость Божия – Крест Господень. В нем вся наша надежда (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 65). Источник. Какая бесконечно великая там любовь, а вместе какое бесконечно великое правосудие! (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 231). Есть крест внешний – на плечах лежит. Это – скорби, беды, лишения, болезни... нападки, напраслины. Есть крест внутренний – самоотвержение с самоумерщвлением. Есть крест – духовный, Божий или божественный – распятие по воле Божией. Кресты эти один из другого рождаются. Последний обозначается преданностью в волю Божию, тихою, молчаливою, упокоительною; второй – борьбой с собою, безжалостною к себе; третий – терпением неприятностей. Сколько крестов, столько и крестоношений. Все они неразлучны бывают до гроба; только иной раз один чувствительней, в другой раз – другой или третий. Однакож вступают они в дело или налагаются постепенно... и быв наложены, остаются... Трисоставный крест (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 115–116). Источник. Авва Палладий рассказывал: «Однажды авва Дорофей послал меня в девятом часу на свой колодезь налить кадку, из которой все брали воду. Было уже время обеда. Пришедши к колодцу, увидел я на дне его аспида и в испуге, не начерпавши воды, побежал к авве, крича: «Погибли мы, авва, на дне колодца я видел аспида». Он усмехнулся скромно, потому что был ко мне весьма внимателен, и, покачивал головою, сказал: «Если бы диаволу вздумалось набросать аспидов, или змей, или других ядовитых гадов во все колодцы и источники водные, ты не стал бы вовсе пить?» Потом, вышедши из кельи, он сам налил кадку и первый тотчас испил воды, сотворивши крестное знамение над нею и сказавши: «Где крест, там ничего не может злоба сатаны» (101, 11). Архимандрит Георгий рассказывал нам об авве Иулиане, бывшем епископе Бострском. Когда он удалился из обители и сделался епископом в Бостре, некоторые из жителей города, ненавистники имени Христова, задумали отравить его ядом. Они подговорили слугу, и тот подал епископу вино, разбавленное водой и ядом. Блаженный Иулиан принял чашу и, по вдохновению свыше, узнал о злом умысле, равно как и о том, кто это подстроил. Взяв чашу, епископ поставил ее перед собою, ни слова не сказав слуге. Потом он созвал всех жителей, в числе которых были и злоумышленники. Дивный Иулиан, не желая подвергать позору заговорщиков, обратился ко всем со словами: «Если вы желаете умертвить смиренного Иулиана при помощи яда, – вот я пью его пред вами». Сказав это, он трижды крестообразно осенил перстом свою чашу. «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа – выпиваю сию чашу!» – произнес он и, выпив отраву перед всеми, остался невредим. Увидев это, злоумышленники пали перед ним и просили у него прощения (107, 192). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010