Но те из Ангелов, которые пребыли выше этого недуга, те являются светом, и всегда исполняются светом, и сами становятся все время все более и более светящимися, блаженно пользуясь врожденным изменением (т. е. свойственной их естеству способностью к изменению), и в радости ликуя близ Первого Света, взирая на Него, непосредственно от Него сами просвещаемые, воспевая непрестанный Источник Света и ниспосылая, как служители Света, светотворящую благодать для тех, кто менее совершен в светопросвещаемости (свт. Григорий Палама , 26, 224). Источник. По смотрению Божию являются духи только во время крайней нужды, с целью спасения и исправления человеков... (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 18). Источник. Имейте обращение к святому Ангелу-хранителю вашему, и он будет вразумлять вас во всяком случае, это надежнейший руководитель (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 79, 245). Источник. Можно думать (и я так думаю), что душа и Ангел – (духовны по естеству, но облечены тонким эфирным телом, а чтобы они по естеству были тело, так думать нельзя (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 187). Источник. Ангелы, соблюдшие свой чин, свободны и пасть, но не захотят этого по причине обилия благ, вкушенных ими от покорности воле Божией (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 110). Источник. В 1885 году из Петрограда в Москву шел курьерский поезд. Стрелочник вышел навстречу, чтобы перевести стрелку и направить поезд на свободный путь. Смотрит, уже виднеется дымок и слышен свисток паровоза. Неожиданно он оглядывается назад и видит, что навстречу поезду бежит его трехлетний сынишка и что-то держит в руках. Бросить стрелку и бежать к сыну поздно. Что же делать? А поезд между тем приближается и через несколько минут, если он не переведет стрелку, пролетит на другой, занятый путь, и произойдет крушение с сотнями человеческих жертв. Тогда стрелочник всем сердцем воззвал к Богу: «Да будет воля Твоя святая», – перекрестился, закрыл глаза и повернул стрелку. Через несколько секунд поезд промчался по полотну, где только что бежал его маленький сын.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Благодать Духа, предначав, известила нас о будущем Страшном Суде Божием, а затем напомнила нам об изгнании Адама и, наконец, после сего представила нашим очам – в чем заключается незыблемейшая вера, дабы, движимые страхом перед грядущим Судом, и плача об изгнании из рая, и незыблемо держась веры, мы бы стеснили себя, и не впадали в невоздержание, и, вследствие ненасытного чрева, не отверзли врата всем страстям, и не сдались им, и, всецело оказавшись на пространном и широком пути, не погибли бы вместе с так называемым услаждением (свт. Григорий Палама , 26, 96). Источник. Братия! Нужно, необходимо нам, немощным и грешным, частое воспоминание Второго Пришествия и Страшного Суда Христова: такое воспоминание есть благонадежнейшее приуготовление... (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 64). Источник. На Суде Христовом потребуется в оправдание милость, как деятельное выражение любви, и заслужит помилования одна милость, как опытное доказательство любви (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 42). Источник. Обличителем и обвинителем каждого подсудимого будет совесть его, внезапно исцеленная от слепоты, от обаяния грехом... (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 455). Господь и на Страшном Суде будет не то изыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 38). Источник. Бог судит душу по тому, что от нее самой зависит, а не по тому, в чем она не властна (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 239). Добрый ответ будет иметь тот, кто хоть сознает много грехов, но имеет удостоверение, что раскаяния ради они прощены... Это удостоверение – предел покаянных трудов на земле... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 85, 192). Авва Силуан однажды, в присутствии бывших у него братий, пришел в исступление и пал ниц на лицо свое. После продолжительного времени он встал и предался плачу. Братия начали успокаивать его, говоря: «Что с тобой, отец?» Но он молчал и плакал. Они упрашивали его дать им ответ, и он сказал: «Я был восхищен на Суд и видел, что многие из нашего иноческого чина шли в муку, а многие из мирян шли в Царство Небесное». После этого старец не выходил из своей кельи, а когда в этом была необходимость, он покрывал лицо куколем, говоря: «Зачем мне смотреть на этот временный свет, в котором нет ничего полезного для меня?» (107, 353).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Духовное Господа причащение не должно смешивать с мысленным воспоминанием о причащении Его в Таинствах Тела и Крови, хотя бы это сопровождалось сильными какими ощущениями духовными и жаждущими порывами к действительному причастию Его в Тайнах Святых. Не должно также смешивать и того, что дастся присущим в храме при совершении Таинства Евхаристии. Они сподобляются освящения Божия и Божия благоволения, как участвующие в принесении Бескровной Жертвы верою, сокрушением и готовностью жертвовать собою во славу Божию, и по мере сих расположений; но это не то, что причастие, хотя оно тут же может совершиться (прп. Никодим Святогорец , 70, 226–228). Если найдете возможным почаще причащаться, не будет худо (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 78). Источник. Говеть можно непрестанно и причащаться почасту, как дух потребует (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 93). Источник. Почаще причащаться хорошо. Но исполнение; .этою подлежит рассмотрению. И рассматривайте всякий раз, удобно ли и пригодно ли? (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 216). Источник. Недостойное причащение Приступающий к приобщению без разумения намерения, для которого дается причащение Тела и Крови Христовых, не получает от сего пользы; а причащающийся недостойно – осуждается (свт. Василий Великий , 7, 331). Источник. ...Кто с недостойною душою приступает к Божественным Тайнам, тот сам себя осуждает, не очистив себя к принятию Царя в Брачный Чертог свой (прп. Ефрем Сирин , 31, 91). Источник. Уста, вкушавшие Плоть Твою, да не рыдают вместе с устами, заплевавшими Тебя в лице (при. Ефрем Сирин , 33, 392). Источник. Ту руку, которая принимала часть Святого Тела Твоего, не ввергай в огонь вместе с рукой, которая Тебя, Творца своего, ударила по ланите (прп. Ефрем Сирин , 33, 392). Источник. Кто приемлет Его только телесно, тот приемлет безрассудно и без пользы (прп. Ефрем Сирин , 34, 166). ...На тех, которые недостойно причащаются Божественных Тайн, особенно нападает и постоянно входит диавол, как и тогда в Иуду (свт. Иоанн Златоуст , 45, 423).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Чувство, что душу тянет к Господу, есть сокровенная молитва, и оно одно может заменить молитвословия... Ибо оно-то и есть непрестанная молитва! (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 238). Источник. ...Ничего лучшего вам пожелать не умею, как: держите молитву, а для сего ничего не ожидайте от себя, от своей мудрости и усилий, а все от Господа (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 244). Источник. ...Апостолы могли непрестанно молиться... Они при всех своих делах о Боге помышляли и жили в непрестанной преданности Богу (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 8). Иисусова молитва ...И между делом совершай молитву, как благодаря Того, Кто дал силу рук на дела и мудрость ума на приобретение знания... (свт. Василий Великий , 9, 148–149). Источник. ...Непрестанно сохраняйте в сердце имя Господа Иисуса, чтобы сердце поглотило Господа, и Господь – сердце, и таким образом два стали едино (свт. Иоанн Златоуст , 52, 965). Как дождь чем в большем количестве ниспадает на землю, тем более умягчает ее; так и святое имя Христово, без помыслов нами возглашаемое, чем чаще призываем Его, тем более умягчает землю сердца нашего, преисполняя его радости и веселия (прп. Исихий Иерусалимский , 90, 175). Источник. Неопытным хорошо знать и то, что мы, дебелые и к земле поникшие и телом, и мудрованием, врагов своих, бестелесных и невидимых, зложелательных и мудрых на озлобления, скорых и легких, искусившихся в брани, какую ведут от Адама до ныне, не другим каким способом имеем возможность победить, как только непрестанным трезвением ума и призыванием Иисуса Христа, Бога и Творца нашего. Для неопытных молитва Иисус-Христова да будет возбуждением и руководством к испытанию и познанию добра; для опытных же – самый лучший наставник в добре есть деяние, испытание делом и вкушение добра (прп. Исихий Иерусалимский , 90, 175). ...Трезвение и молитва Иисусова взаимно входят в состав друг друга – крайнее внимание в состав непрестанной молитвы, а молитва опять в состав крайнего в уме трезвения и внимания (прп. Исихий Иерусалимский , 90, 186). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Величайшая прелесть признавать себя свободным от прелести (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 230). Источник. Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков без исключения, произведенное падением праотцев наших (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 230). Источник. ...Прелесть есть усвоение человеком лжи, принятой им за истину (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 231). Источник. Верный Слову Божию... действуя под руководством Евангелия против собственного самообольщения, укрощая страсти, этим уничтожая мало-помалу влияние на себя падших духов, он мало-помалу выходит из состояния прелести в область истины и свободы... (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 232). Источник. Одержимые по большей части преданы сладострастию, несмотря на то что приписывают себе возвышеннейшие духовные состояния, беспримерные в правильном православном подвижничестве... (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 253). Источник. Все частные виды самообольщения и обольщения бесами... происходят или от неправильного действия ума, или от неправильного действия сердца (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 257). Источник. ...Род прелести, основывающийся на высокоумии, называется святыми отцами «мнением» и заключается в том, когда подвижник примет ложные понятия о духовных предметах и о себе, сочтет их истинными (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 68–69). Источник. ...Бегайте самоценения... Прелесть, когда кто чувствует себя чем-то... ничтоже сый ( Гал. 6, 3 ) (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 122). Источник. Из этих трех – своевкусия, своеволия и самомнения – слагается пагубный дух прелести (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 206). Источник. Если человек в прелести, это тотчас обнаружится в его взоре, несколько диком и особенно в упорстве стоять на своем (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 210). Источник. Некто Авраамий, египтянин, рачительный монах, вел в пустыне жизнь весьма суровую и строгую. Но ум его поражен был крайним самомнением. Придя в церковь , он вступил в спор с пресвитерами и говорил: «И я рукоположен в нынешнюю ночь в пресвитера Самим Иисусом Христом, и вы должны принять меня как пресвитера, готового священнодействовать». Святые отцы вывели его из пустыни и, заставив вести иную, более простую, жизнь, исцелили его от гордости. Приведя его в сознание собственной немощи, доказали, что он обольщен был демонами гордости, и святыми своими молитвами восстановили и его в прежнюю добродетельную жизнь (101, 248).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Сначала более занимайся чтением святых отцов. Когда же они научат тебя читать Евангелие, тогда уже преимущественно читай Евангелие (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 113). Источник. Научись читать Евангелие: от него услышишь истину, в нем увидишь истину. Истина откроет тебе падение твое и узы лжи, узы самообольщения, которыми невидимо связана душа всякого человека, не обновленного Святым Духом (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 119). При... чтении тщательно замечай все завещания и заповедания Христа, чтобы по ним можно было направлять свою деятельность, видимую и невидимую (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 299). Не забывайте всякий день читать Слово Божие, и размышлять, и до чувства доводить, и питать тем душу свою. Душа будто обсахарится, и станет тверже и прочнее (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 224). Источник. Дело не в , как читать , а чтобы читать. Там движется Дух Божий, и движет душу читающего (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 70). ...Чтение с предшествующею молитвою душу скрепляет и дает ей силу на целый день (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 115). Ложное и дерзновенное толкование Священного Писания ...Исследование Писаний с пытливостию приводит ко вражде и спору... (прп. авва Исаия , 59, 47). Кто, не очистив себя от страстей, занимается вопросами: почему то или то говорится в Писании, тот работает страсти любопытства (прп. авва Исаия , 59, 48). ...Нам надобно заботливо наблюдать, чтобы ложное толкование Священного Писания, подделываясь под чистое золото, не обмануло нас драгоценностию металла. В этом хитрый диавол старался искусить также и Господа Спасителя, как простого человека, когда злонамеренным толкованием повреждая то, что надобно разуметь вообще о лицах всех праведников, он старался в частности приложить к Тому, Кто не нуждался в охранении Ангелов, говоря: Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею ( Пс. 90, 11–12 ). Драгоценные изречения Священного Писания лукавым пониманием извращая и выводя противный и вредный смысл, диавол представляет нам как бы изображение лица тирана под блеском фальшивого золота; или когда поддельною монетою старается обмануть нас, т. е. внушает желать какого-либо благочестивого дела, которое, происходя не от законного правила старцев, под предлогом добродетелей ведет к порокам, или обольщая неумеренным и несоответственным постом, или чрезмерным бдением, или беспорядочными молитвами, или несообразным чтением, приводит к вредному концу (прп. авва Моисей, 56, 184).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ибо как возможно тому, кто соединился с Богом, не знать о том, хотя бы был он и не совсем чувствительного сердца? Также, если вкушающий Тело и пиющий Кровь Христовы имеет Живот Вечный и на суд не идет, но перешел от смерти в живот, то явно, что кто не сознает, что имеет в себе Живот Вечный и перешел от смерти в живот, – так же, как иной знает, что из темного дома перешел в светлый и блестящий, – таковый не познал еще Таинства домостроительства Божия и не вкусил Жизни Вечной (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 450 451). ...Солнце всецело изображается в каждой смиренной, но чистой капле росы: так и Христос в каждой христианской православной церкви всецело присутствует и предлагается на Священной Трапезе. Он сообщает свет и жизнь причастникам своим, которые, приобщившись Божественному Свету и Животу, сами делаются светом и жизнью... (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 360). Источник. поймите славу вашу, вникните в настоящее достоинство ваше: каждый из вас – сосуд Божественного Таинства; каждый из вас – храм, в котором Сын Божий с предвечным Отцом Своим и поклоняемым Духом таинственно и вместе существенно обитает. Уже теперь вы не свои: вы Божии. Вы куплены Богом ценою Крови Сына Его (см.: 1Кор. 6, 19–20 ) (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 77). ...Святое причастие да будет для вас в вечную пищу душе вашей (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 41). Господь любит причащающихся и милостиво снисходит к недостаткам в должном настроении души. Потом само причащение мало-помалу и исправит сии недостатки (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 83). Источник. Многие наперед вожделевают получить от Святого причастия то и то, а потом, не видя того, смущаются и даже в вере в силу Таинства колеблются. А вина – не в Таинстве, а в этих излишних догадках. Ничего себе не обещайте, а все предоставьте Господу, прося у Него одной милости – укрепить вас на всякое добро в угодность Ему (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 153–154). Источник. Искушения перед причащением В час приношения (Бескровной Жертвы) сопротивляйся помыслам твоим и чувствам твоим, чтобы стоять со страхом Божиим, и достойно причаститься Святых Тайн, и через сие получить от Господа исцеление (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ум и сердце должны быть всецело устремлены к Богу; все препятствия, все поводы к развлечению должны быть устранены... (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 344). Источник. Для достижения совершенства, вслед за истощанием имения на нищих, необходимо взять крест свой. Оставлению имения должно последовать отвержение от самого себя, в чем и заключается принятие креста, или произвольное и постоянное подчинение скорбям... (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 346–347). Источник. Всецелое соединение воли человеческой с волею Божиею есть состояние совершенства, какого может только достичь разумное создание Божие (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 243). Источник. Не ищи... совершенства христианского в добродетелях человеческих: тут нет его; оно таинственно хранится в Кресте Христовом (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 477–478). Источник. Всякий путь ума и сердца, когда цель его – Бог, бесконечен... преуспеяние в премудрости Божией – бесконечно; преуспеяние в любви к ближнему, когда оно в Боге- бесконечно (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 504). Он возводит нас к высшему преуспеянию по тесному пути самоотвержения и смирения... (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 358). Без труда и напряжения умного не достигнете ничего духовного (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 121). Совершенство, мало-мальски видное, приходит после трудов и трудов, после годов и годов, а не с первых начатков и не с первых дней (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 146). ...Возьмите страх Божий и память смертную, и они научат вас всему (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 244). Братия аввы Пимена сказали ему: «Пойдем отсюда. Здешние монастыри беспокоят нас, и мы губим души свои. Вот и дети своим плачем не дают нам безмолвствовать». Авва Пимен отвечал им: «Из-за голосов ангельских хотите ли вы уйти отсюда!» (97, 220). Один старец пришел в келью аввы Иоанна и застал его спящим. Ангел стоял близ него и веял над ним. Старец увидел это и ушел. Когда авва встал, то спросил ученика своего: «Не приходил ли кто в то время, когда я спал?» Ученик отвечал: «Приходил такой-то старец».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В последние времена тесный путь оставится почти всеми, почти все пойдут по широкому. Из этого не следует, что широкий потеряет свойство вводить в пагубу, что тесный сделается излишним, ненужным для спасения. Желающий спастись непременно должен держаться тесного пути, положительно завещанного Спасителем (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 211–212). Источник. ...Ищущие спасение христиане, оставив дела тьмы и вступив в свет жизни Христовой, не думайте наслаждаться покоем, не думайте блаженствовать... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 117). Источник. Выбросьте из головы, что держать добрый путь можно льготно, и что это устроится как-нибудь без усилий (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 105–106). Источник. Для спасающихся везде путь тесный и прискорбный. И никто еще цветами усыпать его не ухитрился (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 124). Источник. Спасение не от добрых дел, а от покаяния Надежду спасения нужно полагать в совершении добродетели, и не величаться ни именем, ни сродством со святыми мужами, ни чем-либо другим, но правотою своих дел; а лучше сказать, не величаться и этим, но тогда-то особенно и смирять, и уничижать себя, когда успеем собрать великое богатство добродетели, так как при этом мы и собранное нами богатство сбережем верно, и привлечем к себе благоволение Божие (свт. Иоанн Златоуст , 47, 193). Источник. Если какой христианин не знает, что для спасения необходимо быть обновлену и воссоздану, войти в обоженное состояние благодатною силою и действом Христа Спасителя, соделаться новой тварью и новым человеком, – для чего удомостроительствованы и вера, и Святое крещение, – тщетно называется он христианином. Ибо если не совершилось еще в нем такое изменение, то все другое ни к чему не служит, тщетны молитвы его, тщетны и псалмопения (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 258–259). Источник. ... освятились подвигами мученичества, а мы надеемся спасены быть ради добрых дел и подвигов, какие проходим для стяжания добродетелей, – всецело по человеколюбию и благодати Божией; они освятились мученическими потами и болезнями, а мы – слезами и подвигами покаяния; они – через излияние крови своей, а мы – через отсечение воли своей и решимость на смерть, по которой готовы были бы каждочасно умереть ради заповеди Господа, не допуская себя преступить какую-либо из них даже единым словом (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 50).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Всякая страсть идол (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 125). Все страсти исходят из самоугодия, самости, самолюбия и на них держатся (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 192). Источник. ...Страсти – сатанинское в нас семя. Им поблажать – значит с сатаною брататься (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 89, 111–112). Источник. Причины страстей ...Рассеянность души рождает страсти (прп. авва Исаия , 60, 93). ...От лености и праздности они рождаются и укрепляются (прп. авва Исаия , 60, 95). Четырьмя вещами множится блудная страсть в теле: спанием вдоволь, ястием до сытости, смехотворным празднословием и наряжанием тела (прп. авва Исаия , 90, 318). ...Поскольку привзошла в этот мир и жизнь бессловесных, а человек... из естества бессловесных заимствовал нечто, разумею способ рождения, то через сие заимствовал и прочее, замечаемое в этом естестве; ибо не в раздражительной силе у человека подобие Божие, и не сластолюбием отличается естество преимущественное; и боязливость, и дерзость, и желание большего, и отвращение от скудости, и все тому подобное далеки от признаков боголепия. Посему естество человеческое извлекло это из бессловесной в себе части; ибо чем бессловесная жизнь ограждена для самосохранения, то, будучи перенесено в жизнь человеческую, стало страстию. Животные плотоядные охраняются раздражительностию; животных многородящих спасает сластолюбие; животное малосильное хранит робость, удобоуловимое сильнейшими – страх, преизбыточествующее плотию – прожорливость. И не удовлетворить в чем-либо своему сластолюбию для бессловесных служит предлогом к скорби. Все сие и подобное тому, по причине скотского рождения, привзошло в устройство человека (свт. Григорий Нисский , 18, 149–150). ...Человек, кажется мне, носит в себе до противоположности двоякий вид, в богоподобии ума изображая подобие Божественной красоте, а в страстных стремлениях представляя близость свою к скотообразности. Но часто и разум, по наклонности и расположению к бессловесному затмевая в себе лучшее худшим, доходит до скотоподобия; ибо, как скоро до этого унизит кто мысленную деятельность и принудит рассудок стать служителем страстей, происходит какое-то превращение добрых черт в бессловесный образ, и все естество изменяет свой вид, а рассудок, подобно земледельцу, обрабатывает начатки страстей, и постепенно возращает их в большем и большем количестве; потому что, употребив свое содействие страсти, произвел он многочисленное и обильное порождение нелепостей.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010