Почему этот изможденный старик находился в лагере? В лагере особо строгого режима больных не «актировали», в инвалидные лагеря не отправляли, а при очередной «чистке» лагеря всех безнадежных больных обычно расстреливали. Этот человек, абсолютно нетрудоспособный, находился в общем бараке, на работы не выводился, старшой по бараку был об этом предупрежден. Я вспомнил, что в 1939 г. этот епископ внезапно куда-то исчез. Об аресте его не говорили, и имя в церковных кругах не упоминалось. Был уже поздний вечер, соседи умирающего могли высказать недовольство, что разговором мы им мешаем, но все же в лагерях к смерти относились «уважительно». Если заключенный священник в нашем лагере исповедовал умирающего, наказывали большим сроком сидения в карцере или увеличивали срок заключения на один год. Однако в лагере особого режима любое увеличение срока заключения являлось абсурдным: заключенный рано или поздно должен был обязательно в нем умереть, ибо весь режим жизни, питания и работы был направлен на это. На свободу из нашего лагеря в основном выходили бывшие члены партии и только по решению «вождя» или ходатайству его ближайших соратников. За семнадцать лет моего заключения таких освобождений было не более двенадцати–пятнадцати, в то время как в лагерях общего режима, где я пробыл один год, досрочные освобождения были обычным явлением. «Почему он назвал себя архиепископом, а не епископом?» – подумал я, и, словно прочтя мою мысль, он сказал: «Сан архиепископа я получил от «тихоновцев», почти перед самым арестом», – и, медленно произнося слова, начал исповедоваться. Почему «тихоновцы»? Эти слова насторожили меня. «Еще до Октябрьской революции 1917 г. я понял: в Церкви необходимо провести изменения в управлении, канонах, церковной службе и даже частично в таинствах, требуется введение нового календаря, перевод богослужебных книг на русский язык и многое другое. Я был за избрание митрополита Тихона (Белавина) Патриархом, знал и по-своему любил его, но когда возникло обновленческое движение и большинство епископата поддержало его, я обрадовался, видел в этом спасение Церкви, ее обновление, и активно поддержал его, вошел в это движение, тем более что государство поддерживало обновленчество; я считал, что для новой церкви складывается благоприятная обстановка. Считал и считаю, что православие должно подвергнуться в ближайшие годы значительным изменениям, и об этом много раз высказывался.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Давайте ещё вспомним и какой отклик в душах правящей элиты страны должно было вызвать участие крепостного крестьянства в освободительной войне 1812 года. Ведь, казалось бы, они, как огромная страдающая часть общества, не должны бы были вместе со своими хозяевами воевать за них. Тем не менее это произошло. В дополнение к этому и зрелые идеи европейского просвещения всё больше и больше стали проникать в страну, и они с особой силой стали высвечивать застарелый кризис и русской государственности, и русской церковности. Поздняя отмена крепостного права, которая, по меткому выражению Ивана Солоневича, искалечила всю историю России и превратила дворян в настоящих рабовладельцев, падение авторитета Церкви в обществе, её включенность в систему государственного аппарата, всё это уже фактически говорило о том, что выдвинутый в то время графом Уваровым лозунг в действительности перестал работать. Если кто-то в этом сомневается, то давайте для справки посмотрим, какой печальный итог церковно-государственных компромиссов и неспособности и Церкви, и власти адекватно реагировать на складывающееся положение мы увидим уже в 1917 году. Именно тогда, в одном только обращении Святейшего Синода к народу по поводу Февральской революции сразу были обнаружены, я подчеркиваю – сразу, (хотя конечно же процессы эти копились не одно десятилетие) все последующие события и смуты, и Октябрьской революции в т.ч. Беззаконная «революционная февральская» власть в обращении Святейшего Синода к народу, была признана «властью от Бога», на неё призывалось «благословение Божие» (вместо анафематствования, согласно чину Торжества Православия, как «дерзнувшей противу помазанника на бунт и крамолу). Народ призвали подчиниться этой власти «не за страх, а за Совесть», потом разрешили войска от присяги Государю, приносимой на Кресте и Евангелии перед Самим Господом Богом, и благословили новую присягу и благодарственные молебны за масонов – «благоверных временных правителей»! Знаменательно, что под этим обращением стоят подписи всех будущих «глав юрисдикций» Русской Церкви – высокопреосвятейших Тихона (Белавина), Сергия (Страгородского), Антония (Храповицкого) и других. Это надо знать не для того, чтобы их как-то осудить, а для того, чтобы по-настоящему, лучше понять произошедшее и сообща искать выход из сложившегося положения сегодня.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/12/k_...

по постановлению президиума ВЧК уже тяжело заболевший святитель покинул Таганскую тюрьму. 65 Преодолев свою болезнь лишь к началу весны, святитель Серафим, который уже ясно понимал невозможность для него отправиться в Варшавскую епархию из-за противодействия советских властей, был привлечен Св. Патриархом Тихоном в качестве члена Священного Синода к решению вопросов высшего церковного управления. Большой церковно-административный опыт владыки Серафима, его твердая, несмотря на преклонные годы и пережитые испытания, архипастырская воля делали его присутствие в Синоде весьма нежелательным для большевистских властей, готовивших в это время арест Св. Патриарха Тихона и захват высшего церковного управления своими ставленниками из числа обновленческого духовенства. Поэтому 22 апреля 1922 г. в 6 отделении СОВЧК было подготовлено очередное заключение по так и не прекращенному «делу» митрополита Серафима. «Принимая во внимание, – говорилось в этом заключении, – что Белавиным, совместно с Синодом, по-прежнему ведется реакционная политика против Советской власти, и что при наличии в Синоде известного реакционера Чичагова лояльное к власти духовенство не осмеливается открыто проявлять свою лояльность из-за боязни репрессий со стороны Чичагова, а также и то, что главная причина последовавшего освобождения Чичагова от наказания его, якобы острое болезненное состояние, не находит себе оправдания после его освобождения и нисколько не мешает Чичагову заниматься делами управления духовенства, полагаю... Чичагова Леонида Михайловича... задержать и отправить этапным порядком в распоряжение Архангельского губотдела для вселения на местожительство, как административного ссыльного сроком по 24 июня 1923 г.» На основании этого заключения судебная коллегия ГПУ под председательством Уншлихта 25 апреля приговорила владыку Серафима к ссылке в Архангельскую область. 66 Лишенный архиерейской кафедры и томившийся в условиях суровой северной ссылки, святитель Серафим продолжал оставаться отзывчивым архипастырем, не только молившимся о своих многочисленных духовных чадах, но и наставлявшим их в своих письмах даже тогда, когда его собственные испытания и скорби казались непреодолимыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Все годы служения архимандрит Неофит переписывался со своим духовным наставником Преосвященным Тихоном (Белавиным), старался посещать его, иногда сослужил ему в дни Страстной и Светлой седмиц. Будущий секретарь Патриарха не только прекрасно знал Священное Писание, творения отцов Церкви, каноническое право, историю Церкви, агиографию, но и разбирался в современном течении общественной мысли. Этому способствовала работа в Духовном цензурном и Учебном комитетах. Отец Неофит, как и его духовный наставник архиепископ Тихон, принял участие в Предсоборном совете, проходившем в июне-июле 1917 года в Петрограде. В 1918 году отец Неофит переехал в Москву, служил в Крестовой церкви Троицкого подворья, заведовал Патриаршей ризницей, встречал посетителей Святейшего Патриарха и митрополита Евсевия, экзаменовал готовящихся к священнической или диаконской хиротонии. В 1922 году были арестованы насельники подворья, среди них — архимандрит Неофит. После допросов он был оставлен в одиночной камере на полгода. Заключение проходило в тяжелых условиях: сначала во внутренней тюрьме ГПУ, затем в Таганской, где около месяца отец Неофит находился в тюремной больнице из-за развившихся невротических болей. В декабре был объявлен приговор, и отец Неофит последовал в ссылку в Зырянский край в село Усть-Вымь. Остальных проходивших с ним по делу освободили. Арест осенью 1927 года последовал из-за перехваченных надзорными органами писем отца Неофита к духовно близким людям. В ссылке отец архимандрит уединенно жил в деревне на берегу реки Ангары, посвящая время молитве, богословским трудам и размышлениям о судьбах Церкви. В июле 1933 года отец Неофит поселился в Угличе, в июне 1934 года переехал в деревню Заболотье Егорьевского района Московской области, где в то время жили многие прошедшие репрессии священники и монашествующие. В апреле 1935 года «егорьевских церковников» арестовали. Одним из получивших 9 июня 1935 года самое строгое наказание — 5 лет исправительно-трудового лагеря — оказался отец Неофит. Осенью 1937 года находившийся в Мариинском отделении Сиблага отец Неофит был вновь арестован по групповому делу и в числе других осужденных расстрелян 3 ноября 1937 года.

http://patriarchia.ru/db/text/5529959.ht...

1928–10.1929: Каширская 03 .1931–02(15).04.1931: Волоколамская Стефан Дзюбай 17(30).08.1916–30.04(13.05).1917: Питтсбургская 1918–12.1922: Питтсбургская, паки(?) Американская Стефан Знамировский 30 .08(12.09).1924–16(29).09.1927: Шадринская –1927: Пермская, в. у. 1926–03(16).09.1927: Свердловская, в. у. 16(29).09.1927–27.06(10.07).1928: Калужская 24 .04(07.05).1929–16(29).06.1933: Кировская 16(29).06.1933–05(18).10.1933: Ульяновская 05(18).10.1933–10.1936: Вологодская. 1938–: Ульяновская, паки Стефан Проценко 26 .08(08.09).1926–28.10(10.11).1932: Козелецкая 28 .10(10.11).1932–08.1936: Черниговская 1942–12(25).08.1944: Уфимская 25 .08(07.09).1944–23.05(05.06).1945: Полтавская 23 .05(05.06).1945–23.09(06.10).1960: Харьковская Стефан Севбо 1942–1945: Смоленская, окк. Тарасий Ливанов 06(19).11.1931–12.1931: Уссурийская (Никольско-Уссурийская) 12 .1931–1932: Барнаульская Тимон Русанов 1926–1930: Кустанайская Тимофей Зайков 22 .04(05.05).1923–24.07 (06.08).1923: Чебоксарская и Чувашская (обн.) 28 .02(13.03).1924–23.04(06.05).1938: Чебоксарская и Чувашская (обн.), паки Тимофей Успенский 25 .06(08.07).1923–1926: Ливненская (обн.) 25 .06(08.07).1923–: Орловская (обн.), в. у. 1926–1926: Брянская (обн.), в. у. Тимофей Штретер 1938–: Люблинская 1944–1945: Холмская 1945–09(22).06.1948: Белостокская 1945–1948: Варшавская, в. у. Тихон Белавин 22 .12(04.01).1913–23.06(06.07).1917: Виленская и Литовская 23 .06(06.07).1917–21.11(04.12).1917: Московская и Коломенская 21 .11(04.12).1917–25.03(07.04).1925: Московский и всея России Патриархат Тихон Василевский 11(24).07.1914–15(28).05.1917: Курская 1918–1923: Воронежская 1918–1919: Алатырская, в. у. 1923–1923: Киевская (обн.) 1923–1923: Воронежская (обн.) 1923–04(17).07.1926: Воронежская (обн.). паки Тихон Лященко 1924–: Потсдамская (заруб.) 15(28).04.1924–1938: Берлинская и Германская, заруб. Тихон Никаноров 13(26).05.1913–27.12(09.01).1918: Воронежская Тихон Оболенский 07(20).11.1908–05.1926: Уральская 1919–1919: Куйбышевская, в. у. Тихон Попов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Рассматривая целесообразность суда над Патриархом, АРК отмечает, что таковой в настоящее время придал бы ему ореол мученика, заключая, что “судить Тихона теперь несвоевременно”. Одновременно указывается на необходимость того, чтобы над Патриархом продолжала висеть угроза судебного разбирательства. Смысл такого подхода понятен. Власти использовали юридические рычаги для того, чтобы в случае надобности оказывать давление на Первосвятителя. Протоколы АРК последующих месяцев, в частности, отражают стремление властей к введению в церковный календарь нового стиля 60 , что, как известно, так и не увенчалось успехом. Кроме того, периодически ставится вопрос о введении в Патриаршее Высшее Церковное управление обновленческого лидера Красницкого 61 . Хотя первоначально Патриарх и пошел навстречу такому решению, надеясь, что включение в ВЦУ Красницкого и ряда других обновленцев обеспечит официальное признание патриарших церковных структур, окончательно это также было им отклонено 62 . Таким образом, мы видим, что никаких уступок в канонической области Святейшим сделано не было, весь компромисс с властями по сути сводился к ряду заявлений политического характера. Решение о прекращении следственного дела, принятое Политбюро, было оформлено постановлением Президиума ВЦИК от 21 марта 1924 года. В нем указывалось, что ввиду раскаяния Патриарха и решительного ослабления влияния “так называемой православной церкви” на широкие рабоче-крестьянские массы “гр. Белавин и привлеченные с ним граждане не могут быть опасными для советской власти” 63 . В Протоколе АРК 47/46 от того же числа факт прекращения судебного преследования Патриарха никакого отражения не нашел 64 . Однако любопытно, что еще на заседании Комиссии 13 февраля (Протокол 44) Е. А. Тучкову было дано поручение затребовать из суда “дело Тихона” и продолжать по нему следствие 65 . Это говорит о том, что, несмотря на решение о закрытии дела, в случае необходимости не составляло труда возобновить следственные действия. Собственно, через некоторое время так и произошло 66 .

http://pravmir.ru/sledstvie-vesti-bez-og...

Почему этот изможденный старик находился в лагере? В лагере особо строгого режима больных не “актировали”, в инвалидные лагеря не отправляли, а при очередной “чистке” лагеря всех безнадежных больных обычно расстреливали. Этот человек, абсолютно нетрудоспособный, находился в общем бараке, на работы не выводился, старшой по бараку был об этом предупрежден. Я вспомнил, что в 1939 г. этот епископ внезапно куда-то исчез. Об аресте его не говорили, и имя в церковных кругах не упоминалось. Был уже поздний вечер, соседи умирающего могли высказать недовольство, что разговором мы им мешаем, но все же в лагерях к смерти относились “уважительно”. Если заключенный священник в нашем лагере исповедовал умирающего, наказывали большим сроком сидения в карцере или увеличивали срок заключения на один год. Однако в лагере особого режима любое увеличение срока заключения являлось абсурдным: заключенный рано или поздно должен был обязательно в нем умереть, ибо весь режим жизни, питания и работы был направлен на это. На свободу из нашего лагеря в основном выходили бывшие члены партии и только по решению “вождя” или ходатайству его ближайших соратников. За семнадцать лет моего заключения таких освобождений было не более двенадцати–пятнадцати, в то время как в лагерях общего режима, где я пробыл один год, досрочные освобождения были обычным явлением. “Почему он назвал себя архиепископом, а не епископом?” – подумал я, и, словно прочтя мою мысль, он сказал: “Сан архиепископа я получил от “тихоновцев”, почти перед самым арестом”, – и, медленно произнося слова, начал исповедоваться. Почему “тихоновцы”? Эти слова насторожили меня. “Еще до Октябрьской революции 1917 г. я понял: в Церкви необходимо провести изменения в управлении, канонах, церковной службе и даже частично в таинствах, требуется введение нового календаря, перевод богослужебных книг на русский язык и многое другое. Я был за избрание митрополита Тихона (Белавина) Патриархом, знал и по-своему любил его, но когда возникло обновленческое движение и большинство епископата поддержало его, я обрадовался, видел в этом спасение Церкви, ее обновление, и активно поддержал его, вошел в это движение, тем более что государство поддерживало обновленчество; я считал, что для новой церкви складывается благоприятная обстановка. Считал и считаю, что православие должно подвергнуться в ближайшие годы значительным изменениям, и об этом много раз высказывался.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1956...

Родился почивший в 1865 году, обучался сначала в духовно-учебных заведениях Псковской епархии, а потом в Петроградской Духовной академии. По окончании учения в 1888 году проходил духовно-учебную службу во Пскове, Казани, Холме. В 1891 году постригся в иноки; в 1897 году удостоен архиерейства; в 1898 году назначен на святительский пост в Северную Америку; в 1905 году призван обратно в Россию на пост архиепископа Ярославского; с 1913 года проходил святительское служение в Вильне; с 1917 года состоял (по избранию) митрополитом Московским. Что сказать об этом первом периоде жизни почившего? Школьные товарищи сохранили об отроческих и юношеских годах почившего самую светлую и добрую память. Учился он всегда прекрасно; был необычайно мирен, кроток и добр; за своеобразную не по летам солидность жизнерадостная молодежь прозвала его «Патриархом», не подозревая, конечно, что Василию Белавину Богом суждено и на самом деле стать Патриархом. Это школьное прозвище сопутствовало почившему и тогда, когда он из учащегося превратился в учителя, серьезного, дельного, несколько сурового, но неизменно благожелательного ко всем своим питомцам. В сане архиерея почивший слыл всюду и всегда за чрезвычайно энергичного, неутомимого церковного и гражданского деятеля, обладавшего поразительною способностью разбираться в обстоятельствах, делах и людях. Не мудрствуя лукаво, руководясь простым, ясным, честным, здравым смыслом, он подходил к самым сложным святительским, церковно-общественным, национальным церковно-государственным задачам и разрешал их в Америке и на Руси неизменно удачно. Это создало ему репутацию архипастыря мудрого. В обхождении с людьми и высшими себя и низшими, и со своими, и с чужими, он был обаятелен. Его простое, одухотворенное, светлое, проникновенное благодушие, кажется, не могло быть нарушено никем и ничем. Я лично знал почившего с 1903 года, видел его на различных ответственных постах, в различных, иногда неимоверно сложных положениях, но никогда я не видел его хотя бы на время утратившим дивную христианскую ясность духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/s...

Весьма агрессивным выглядит требование отечественных атеистов «не афишировать свои религиозные убеждения». Странная выходит логика: верующим свои религиозные убеждения выказывать нельзя, а атеистам требовать безрелигиозной общественной жизни можно. Получается, что именно воинствующие атеисты проявляют нетерпимость. Этот напор отечественных атеистов напоминает агрессивность сподручных Ленина , Троцкого, Ярославского, когда тысячи христиан, мусульман, иудеев, буддистов были расстреляны и отправлены в концлагеря за «общественное проявление религиозных убеждений». Вспомним, что первый священник был убит большевиками уже в ноябре 1917 г. (Николай Кочуров). А когда отечественные обновленцы (с подачи Ленина и Троцкого) требовали расстрела «черносотенца и монархиста гражданина Белавина», т.е. патриарха Тихона, большевики не сделали этого лишь под давлением требований христиан Европы, активно проявивших свою религиозность даже на международном уровне. Последний священник был отправлен под суд в советскую эпоху в 1983 г. (Александр Пивоваров). И только в 1988 г. начались послабления в религиозной сфере в связи с 1000-летием Крещения Руси. Так что все годы советская власть подавляла «общественное проявление религиозных чувств», и потому, когда наших воинствующих атеистов называют либерал-большевиками, с этим несложно согласиться. То, что в Китае в годы «культурной революции» тамошние марксисты, как и в Советской России, лили кровь верующих буддистов и христиан, разрушали их храмы, показывает: противостояние атеизма вере всегда и везде оборачивается гонениями на верующих. Как это контрастирует с религиозной толерантностью в Российской империи, в которой мусульманские и иудейские общины жили в мире и согласии по законам шариата и Торы. Да, ещё совсем недавно марксистско-ленинская идеология запрещала и преследовала общественное проявление религиозных убеждений. Но и сегодня проповедь веры Христовой остаётся опасной. В наше демократически-толерантное время в нашей христианской стране были убиты священники и миряне. Напомню лишь о московском священнике Данииле Сысоеве, убитом именно за исповедание веры Христовой иноверцам.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Записка Л. Д. Троцкого об освещении в печати процесса над московским Духовенством и верующими 4 мая 1922 г. Постановление Политбюро ЦК РКП (б) “о московском процессе в связи с изъятием ценностей”. Из протокола заседания Политбюро 5, п. 6 от 4 мая 1922 г. “Следственная сводка 1 6-го отделения СО ГПУ по делу Патриарха Тихона” мая 1922 г.] Шифротелеграмма наркома иностранных дел Г. В. Чичерина в Наркоминдел о реакции папы Римского на изъятие церковных ценностей и арест патриарха Тихона 16 мая 1922 г. Проект постановления Политбюро ЦК РКП(б) о процессе над патриархом Тихоном, предложенный Антирелигиозной комиссией ЦК РКП(б) февраля 1923 г.] Постановление Политбюро ЦК РКП (б) об организации процесса над патриархом Тихоном. Из протокола заседания Политбюро 48, п. 8 от 8 февраля 1923 г Шифротелеграмма полпреда в Италии В. В. Воровского наркому иностранных дел Г. В. Чичерину о реакции папы Римского на процессы над духовенством 17 марта 1923 г. Постановление Политбюро ЦК РКП(б) о введении заместителя наркома юстиции П. А. Красикова в состав Комиссии по руководству церковными процессами. Из протокола заседания Политбюро 60, п. 22 от 5 апреля 1923 г. Шифротелеграмма полпреда в Великобритании Л. Б. Красина заместителю наркома иностранных дел М. М. Литвинову с запросом материалов процесса над патриархом Тихоном 10 апреля 1923 г. Записка наркома иностранных дел Г. В. Чичерина в Политбюро ЦК РКП(б) И. В. Сталину с предложением “о невынесении смертного приговора Тихону” 10 апреля 1923 г. Протокол  заседания Комиссии по руководству процесса Белавина Постановление Политбюро ЦК РКП(б) об отклонении предложения наркома иностранных дел Г. В. Чичерина “о невынесении смертного приговора Тихону”. Из протокола заседания Политбюро 61, п. 3 от 12 апреля 1923 г. Особый пункт постановления Политбюро ЦК РКП(б) об отклонении предложения наркома иностранных дел Г. В. Чичерина “о невынесении смертного приговора Тихону”. К протоколу заседания Политбюро 61, п. 8 от 12 апреля 1923 г. Записка наркома иностранных дел Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010