Статистика Тихон Московский (Белавин), свт. Василий Иванович Белавин (будущий Патриарх Московский и всея Руси) родился 19 января 1865 года в селе Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, в благочестивой семье священника с патриархальным укладом. Дети помогали родителям по хозяйству, ходили за скотиной, все умели делать своими руками. В девять лет Василий поступает в Торопецкое Духовное училище, а в 1878 году, по окончании, покидает родительский дом, чтобы продолжить образование в Псковской семинарии. Василий был доброго нрава, скромный и приветливый, учеба давалась ему легко, и он с радостью помогал однокурсникам, которые прозвали его «архиереем». Закончив семинарию одним из лучших учеников, Василий успешно сдал экзамены в Петербургскую Духовную академию в 1884 году. И новое уважительное прозвище — Патриарх, полученное им от академических друзей и оказавшееся провидческим, говорит об образе его жизни в то время. В 1888 году закончив академию 23-летним кандидатом богословия, он возвращается в Псков и три года преподает в родной семинарии. В 26 лет, после серьезных раздумий, он делает первый свой шаг за Господом на крест, преклонив волю под три высоких монашеских обета — девства, нищеты и послушания. 14 декабря 1891 года он принимает постриг с именем Тихон, в честь святителя Тихона Задонского, на следующий день его рукополагают в иеродиакона, и вскоре — в иеромонаха. В 1892 году о. Тихона переводят инспектором в Холмскую Духовную семинарию, где скоро он становится ректором в сане архимандрита. А 19 октября 1899 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония его во епископа Люблинского с назначением викарием Холмско-Варшавской епархии. Только год пробыл святитель Тихон на своей первой кафедре, но, когда пришел указ о его переводе, город наполнился плачем — плакали православные, плакали униаты и католики, которых тоже было много на Холмщине. Город собрался на вокзал провожать так мало у них послужившего, но так много ими возлюбленного архипастыря. Народ силой пытался удержать отъезжающего владыку, сняв поездную обслугу, а многие и просто легли на полотно железной дороги, не давая возможности увезти от них драгоценную жемчужину — православного архиерея. И только сердечное обращение самого владыки успокоило народ. И такие проводы окружали святителя всю его жизнь. Плакала православная Америка, где и поныне его именуют Апостолом Православия, где он в течение семи лет мудро руководил паствой: преодолевая тысячи миль, посещал труднодоступные и отдаленные приходы, помогал обустраивать их духовную жизнь, возводил новые храмы, среди которых — величественный Свято-Никольский собор в Нью-Йорке. Его паства в Америке возросла до четырехсот тысяч: русские и сербы, греки и арабы, обращенные из униатства словаки и русины, коренные жители — креолы, индейцы, алеуты и эскимосы.

http://lib.cerkov.ru/authors/134

Закрыть itemscope itemtype="" > Благовещение 1925 года 07.04.2009 531 Время на чтение 6 минут В этом году осенью исполнится двадцать лет со дня прославления в лике святых Патриарха Тихона. Избранный сразу после октябрьского переворота 1917 года, он стал Первосвятителем более чем через 200 лет после того, как Пётр Великий отменил Патриаршество. Святейший Тихон был единственным Первосвятителем в нашей истории, кто носил титул не «всея Руси», а «всея России». 7 апреля 1925 г. - Преставление свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России Когда в 1943 году Патриархом был избран Сергий (Страгородский), Сталину понравился старый титул — «Патриарх Московский и всея Руси». Святейшему Тихону суждено было нести своё высокое служение семь с половиной лет. Самых тяжёлых, самых чудовищно страшных для России. Ещё не старый мужчина, имевший обыкновение перед молитвами по утрам делать гимнастику и обливаться ледяной водой, за эти годы утратил здоровье и скончался больным стариком вскоре после того, как отметил свой 50-летний юбилей! Заканчивался Великий пост 1925 года. Патриарх Тихон в это время находился в частной лечебнице Бакуниных на Остоженке. Обострилась астма — болезнь, мучившая его несколько последних лет, особенно после нескончаемых допросов на Лубянке. Был у Святейшего свой «чёрный человек», правда, он называл его несколько иначе: «некто в сером», — чекист Евгений Тучков, начальник Шестого секретного отдела ОГПУ, занимавшегося борьбой с Православием, Церковью. И здесь, в больнице, Тучков не оставлял свт. Тихона в покое, постоянно наведывался к нему, садился рядом с кроватью больного и устраивал бесконечные допросы. К этому времени он уже располагал заветной бумагой — постановлением об аресте Патриарха по 73-й статье Уголовного кодекса: «...составлял сведения о репрессиях, применяемых Соввластью по отношению церковников, пользуясь сведениями из недостаточно верных источников, имел целью дискредитировать Соввласть...» На постановлении уже даже было начертано: «1925 год...», оставалось лишь вписать число. Тучков не скрывал злорадства: вскоре предстоит суд над самим Всероссийским Патриархом, гражданином Белавиным В.И.!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР Анатольевич Правдолюбов (22.07.1888, г. Касимов Рязанской губ.- 4.10.1937, Карагандинский ИТЛ), мч. (пам. 21 сент., 10 июня - в Соборе Рязанских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских). Старший сын сщмч. прот. Анатолия Правдолюбова , брат сщмч. иерея Николая Правдолюбова и священноисп. прот. Сергия Правдолюбова . В 1898-1903 гг. учился в Касимовском ДУ, затем в Рязанской ДС. В 1909 г. стал студентом КДА, к-рую окончил в 1913 г. со степенью канд. богословия за соч. «Вероучение, воззрения на обрядовую сторону религии и нравственное учение книги пророка Иеремии» (частично опубл.: Учено-богосл. опыты студентов КДА. К., 1913. Вып. 11. С. 262-306). С 1913 г. преподаватель рус. языка в Житомирской учительской семинарии, одновременно лектор в народном ун-те, в 1916 г. избран директором семинарии. В 1917-1922 гг. возглавлял трудовую школу в Житомире. В 1922-1929 гг. заведовал детским домом в Москве, преподавал в Объединенной школе краскомов им. ВЦИК в Кремле, являлся научным работником Наркомпроса, написал неск. работ по детской психологии. В 1929 г. состоял приват-доцентом Высших педагогических курсов при 2-м МГУ, старшим ассистентом психотехнической лаборатории, научным сотрудником Ин-та методов школьной работы. В. не скрывал свою веру, почитание Патриарха св. Тихона (Белавина) . В 1924 г. по ходатайству В. свт. Тихон принял прот. Анатолия и прот. Сергия Правдолюбовых и подарил свою фотографию с дарственной надписью. После издания в 1927 г. Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским) и Временным Патриаршим Синодом «Декларации» В. не присоединился к непоминающим , но одно время не подходил под благословение отца, поминавшего за богослужением митр. Сергия. Позднее влияние отца и брата и твердость в исповедании веры мн. др. сторонников митр. Сергия привели В. к убеждению в том, что надо иметь общение и со сторонниками и с противниками последнего. В. был женат, но семейная жизнь не сложилась. После развода он не стал принимать монашество: есть данные, что священноначалие обращалось к нему с таким предложением, но он не решился на этот шаг.

http://pravenc.ru/text/159030.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИТОВСКАЯ И КОВЕНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ РПЦ, епархия для православных приходов Литовской Республики и Виленского воеводства Польши, существовала в 1928-1941 гг. (в 1928-1939 Литовская, Виленская и Ковенская митрополия с центром в Каунасе (Литва), с 21 окт. 1939 по 24 марта 1941 Л. и К. м., с 24 марта 1941 Виленская и Литовская епархия в составе Прибалтийского Экзархата (см. Экзархат Латвии и Эстонии )). 1917-1923 гг. Разделение дореволюционной Виленской и Литовской епархии было обусловлено военными событиями 1918-1920 гг., когда независимой Литве угрожали войска Германии, Советской России, затем Польши. В янв. 1917 г. Синод принял решение об отпуске сумм на обустройство временного помещения для Литовской консистории, эвакуированной в г. Дисна Виленской губ. (ныне Витебская обл. Белоруссии). В связи с избранием архиеп. Литовского и Виленского свт. Тихона (Белавина) митрополитом Московским и Коломенским Елевферий (Богоявленский) , еп. Ковенский, вик. Литовской епархии, указом Синода от 28 июня 1917 г. был назначен управляющим Литовской епархией. Еп. Елевферий участвовал в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , в кон. 1918 г. приехал в Вильну. После подписания 3 марта 1918 г. Брестского мирного договора в Вильну начали возвращаться учреждения Литовской епархии, ранее эвакуированные в Дисну, Москву и С.-Петербург. Однако далеко не все хотели ехать в пострадавший от войны город. Часть служащих Литовской консистории, находившейся в эвакуации в Москве, создали «епархиальный исполком», к-рый принял ряд постановлений. 21 июня 1918 г. последовало решение Синода о возвращении консистории в пределы Литовской епархии. Решением Синода от 22 нояб. Литовская консистория была ликвидирована, поскольку одновременно с консисторией существовал Литовский епархиальный совет, состав к-рого был утвержден 4 окт. 1918 г. 13 июня 1918 г. Синод принял решение о возвращении Виленского жен. ДУ из Владимира в Вильну. Возникла проблема с реэвакуацией Литовской ДС: власти Вильны отказались вернуть семинарии здания, возвращение семинарии стало возможным в 1919 г. В нояб. 1918 г. Литовское епархиальное управление переехало из Дисны в Вильну. 1 янв. 1919 г. был утвержден состав выборного Литовского епархиального совета во главе с правящим архиереем.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

Православная Энциклопедия, т. 3: " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1994 г. " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, заседал 29 НОЯБРЯ — 2 ДЕКАБРЯ 1994 г. в гостинице Свято-Данилова московского монастыря под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при участии 126 архиереев. В 1-й день заседаний Святейшим Патриархом был зачитан отчетный доклад, в котором нашли отражение важнейшие события церковной жизни за 2,5 года, прошедших после Архиерейского Собора РПЦ 1992 г., прежде всего подтверждение Священным Синодом в августе 1992 г. решения свт. Тихона (Белавина), Патриарха Московского и всея России, о даровании «самостоятельности в делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительных и церковно-гражданских» Православным Церквам в Эстонии и Латвии, а также решение о даровании такой же самостоятельности Православной Церкви в Молдавии, принятое на заседании Священного Синода в октябре 1992 г. Патриарх Алексий отметил существенный рост числа приходов и монастырей РПЦ: ко времени Архиерейского Собора РПЦ имела 281 монастырь и 31 монастырское подворье, число приходов достигло 15 985, в Церкви совершали служение 12 841 священник и 1 402 диакона. Действовали 3 духовные академии, Православный Свято-Тихоновский богословский институт, количество семинарий увеличилось с 6 до 14, существовало 28 духовных училищ, число их продолжало расти. Общее количество всех воспитанников духовных учебных заведений, включая регентские и иконописные школы, составило около 4 тыс. человек, вместе с заочным сектором — около 6 тыс. Значительными событиями церковной жизни в межсоборный период Патриарх Алексий назвал возобновление регулярных богослужений в храмах Московского Кремля и в соборе Василия Блаженного, освящение восстановленного Казанского собора на Красной площади, начало восстановления храма Христа Спасителя, а также всенародное празднование 600-летия со дня кончины прп. Сергия Радонежского. Касаясь негативных явлений в жизни Церкви, Патриарх указал на недопустимость проявления равнодушия и нетерпимости со стороны архипастырей в общении с клириками и мирянами, осудил имевшие место факты необоснованного перевода священнослужителей из одного прихода в другой, как правило приводившие к конфликтам, а в отдельных случаях провоцировавшие расколы. Патриарх говорил также о ненормальной дифференциации духовенства по имущественному признаку, когда священнослужители не закрывавшихся приходов имеют существенно больший достаток, нежели настоятели восстанавливаемых приходов, живущие подчас в нищете. Остро критический характер носил раздел доклада Первосвятителя, посвященный издательской деятельности Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/429307/

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Эпоха гонений: 1918–1941 гг. 836. Желнавакова М. С. Воспоминания о матери. Письма/Публ., примеч.: Н. С. Фудель //АиО. 1999. 4(22). С. 256–277; 2000. 1(23). С. 247–271. Дочь С. И. Фуделя и В. М. Сытиной вспоминает о детстве. 837. Жиромская В. Б. Религиозность народа в 1937 году: (По материалам Всесоюзной переписи населения)//ИВ. 2000. Вып. 1(5). С. 105–114. 838. Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. История Русской Православной Церкви периода 1917–1944 гг.//ВестнЛДА. 1990. 1. С. 5–17. Состояние РПЦ при свт. Тихоне (Белавине) , сщмч. Петре (Полянском) . 839. Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Церковные деятели Русской Православной Церкви 20–30-х гг.: Лекция, прочит. в ЛДА 27 февр. 1989 г.//ВестнЛДА. 1990. 2. С. 9–35. 840. Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Состояние Русской Православной Церкви при Сергии в период его заместительства, местоблюстительства и патриаршества//ХЧ. 1991. 3. С. 4–29. 841. Каледа Г. А., прот. О некоторых аспектах духовной жизни Русской Церкви в 30–60-е годы//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 29–33. Мученичество и исповедничество как факторы усиления религиозных настроений в среде городской интеллигенции. 842. Каледа Г. А., прот. Очерки жизни православного народа в годы гонений: (Воспоминания и размышления)//АиО. 1995. 3(6). С. 127–144. 843. Косик О. В. Из истории Владимирской епархии (1917–1923 гг.)//БСб. 2000. 6. С. 26–75. 844. Крашенинникова Е. Храмы и пастыри//АиО. 1999. 3(21). С. 258–279. Воспоминания о церк. жизни в Подмосковье и Москве в 1930-е гг. 845. Мороз А. Б . Устная история Русской Церкви в советский период: (Народные предания о разрушении церквей)//УЗ РПУ. 2000. 6. С. 177–185. 846. Осипова И. И. История «Истинно-Православной Церкви» по материалам следственного дела//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 374–380. 847. Поспеловский Д. В. От патриарха Тихона к митр. (патриарху) Сергию: преемственность или предательство?: [Докл. на конф. « Церковь и советская власть в 20–30-х гг.» Санкт-Петербург, май 1992 г.]//ЦиВр. 1992. 3. С. 43–60.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Святитель Тихон (Белавин), патр. Московский и всея Руси (см. также ИУ) Наследие: письма, дневники, воззвания 812. Переписка свт. Тихона (Белавина) , патриарха Всероссийского, и митр. Евлогия (Георгиевского), 1921–1922 гг./Публ., предисл., примеч.: Н. Ю. Лазарев//УЗ РПУ. 2000. 6. С. 93–111. 813. Письма священномучеников – архиереев Русской Православной Церкви к свт. Тихону, патриарху Московскому и всея России/Публ.: прот. В. Воробьев//БСб. 2000. 6. С. 5–17. Письма сщмчч. Андроника (Никольского) , архиеп. Пермского; Кирилла (Смирнова), митр. Казанского; Вениамина (Казанского), митр. Петроградского (1918–1921 гг.). 814. Рёсслер Р. Послание Святейшего патриарха Тихона [Белавина] к духовенству от 25 сент. ст[арого] ст[иля] 1919 г.//ВРЗЕПЭ. 1974. 85/88. С. 23–29. Полный текст Послания: с. 25–27. 815. Тихон (Белавин) , патр. Московский и всея Руси, свт. Переписка свт. Тихона со Святейшим Димитрием [Павловичем], патриархом Сербским и архиепископом Белградским/Публ.: прот. В. Воробьев, О. Ефремова, В. И. Косик, О. В. Косик//БСб. 2000. 6. С. 251–267. См. также 2248, 2318. Документы 816. Анонс книги «Следственное дело патриарха Тихона»/Публ.: Ю. Л. Ореханов, Т. Х. Терентьева, А. В. Постернак//БСб. 1997. 1. С. 193–195. 817. Ефремова О., Кривошеева Н. А. Новые архивные документы о преследовании властями свт. Тихона в 1918– 1923 гг.//БСб. 2000. 6. С. 160–175. 818. Кто же является распространителем «ложных слухов»?/Публ.: Н. А. Кривошеева//УЗ РПУ. 2000. 6. С. 112–119. Письма архиереев и частных лиц по поводу интриг, затеянных в 1923 г. обновленческим духовенством и советской властью для устранения от управления Церковью патр. Тихона и компрометации преданных ему людей. 819. «От всякаго обстояния избавляя верных рабов своих...»/Публ.: Н. А. Кривошеева//БСб. 2000. 6. С. 154–159. Благодарственный молебен 27 июля 1919 г. по случаю избавления от смертельной опасности патр. Тихона: Речь митр. Арсения (Стадницкого) и ответное слово патр. Тихона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМФИЛОХИЙ (Вакульский Антоний Яковлевич; 12.09.1862, мест. Докудов Бельского у. Люблинской (позднее Седлецкой) губ.- 25.01. 1933, США), еп. Аляскинский, правосл. миссионер в Америке, писатель. Род. в крестьянской семье. Начальное светское образование и духовное воспитание получил в церковноприходской школе при Яблочинском Онуфриевском мон-ре Холмско-Варшавской епархии и на курсах причетников при холмском кафедральном соборе. 13 янв. 1891 г. пострижен в монашество с именем А. в Яблочинском мон-ре. 3 марта 1891 г. еп. Люблинским Флавианом (Городецким) рукоположен во иеродиакона, 21 нояб. 1893 г. еп. Люблинским Гедеоном (Покровским) - во иеромонаха. В сент. 1897 г. архиеп. Холмским и Варшавским Флавианом А. утвержден в должности казначея Яблочинского мон-ря с назначением разъездным миссионером на приходы в Бельском благочинническом округе, где проживало много униатов. По благословению еп. Алеутского и Аляскинского свт. Тихона (Белавина) 31 авг. 1899 г. А. поступил на 2-годичный миссионерский курс КазДА (монг. отдел), где изучал миссионерское дело, а также монг. и калм. языки. По представлению владыки Тихона, ставшего еп. Алеутским и Североамериканским, указом Святейшего Синода 20 окт. 1900 г. А. переведен для миссионерского служения в Алеутскую и Североамериканскую епархию , прежде получив в награду золотой крест из Кабинета Его Имп. Величества. 12 нояб. того же года назначен миссионером в Куикпакскую миссию на Аляске, место подвижнических трудов св. свящ. Иакова Нецветова . Временно, с 24 янв. по 5 мая 1901 г., А. исполнял обязанности настоятеля Свято-Троицкой ц. в Чикаго (шт. Иллинойс), на Аляску прибыл 19 июня 1901 г. До 1908 г. А. был настоятелем обширной Куикпакской миссии в междуречье Куикпака (Юкона) и Кускокуима. Заботясь о поднятии религиозно-нравственного уровня паствы, А. посещал, совершая многокилометровые переходы, селения и отдаленные стойбища эскимосов, служа и проповедуя на местных наречиях своей паствы. А. основал школу для катехизаторов, в к-рой под его руководством буд. священники и проповедники из местного населения обучались на родном языке Свящ. Писанию, церковной истории, катехизису, молитвам и церковному пению. Впосл., уже будучи еп. Аляскинским, одного из таких катехизаторов, Василия Чангсака († 19 дек. 1968), А. рукоположил в иерейский сан и назначил своим преемником по Куикпакской миссии. За ревностные труды на благо Церкви А. был награжден набедренником (14 апр. 1902), благословенной грамотой (25 февр. 1904) и возведен в сан игумена (6 мая 1908).

http://pravenc.ru/text/114624.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЯСКИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Алеутской и Североамериканской епархии, учреждено 14 дек. 1903 г. Святейшим Синодом РПЦ на основе Аляскинской (Кадьякской) миссии . 29 нояб. 1903 г. на Аляске была учреждена епископская кафедра, 12 дек. того же года совершено наречение архим. Иннокентия (Пустынского) во епископа Аляскинского, викария Алеутской и Североамериканской епархии. Хиротония еп. Иннокентия, ранее служившего миссионером в США и на Алеутских о-вах и там принявшего монашество, состоялась 14 дек. 1903 г. в Казанском соборе С.-Петербурга. Вручая архиерейский жезл новому викарию, еп. Алеутский и Североамериканский свт. Тихон (Белавин) указал не только на духовную преемственность дела правосл. миссии, столь блистательно развитого свт. Иннокентием (Вениаминовым) , но и на новые условия, в к-рых ей отныне предстояло развиваться. Резолюцией еп. Тихона от 4 дек. 1903 г. духовенству Аляски предписывалось с 1 янв. 1904 г. обращаться непосредственно к викарию, к-рому предоставлялось право назначать, перемещать и увольнять по прошению священников, псаломщиков и учителей на Аляске, вести все церковные дела, обращаться с ходатайством о нуждах пасомых к гражданским властям. В 1900 г. на основании российско-амер. договора от 30 марта 1867 г. был принят гос. закон США о передаче церковных земель и недвижимости в непосредственное ведение правосл. Церкви. В помощь правительственным чиновникам, осуществлявшим топографическую съемку и межевание, а затем оформление и регистрацию гос. патентов на церковные участки, в 1903 г. еп. Тихоном были командированы иером. Антоний (Дашкевич) и свящ. креол Андрей Кашеваров, впосл. директор музея и исторической б-ки в Джуно. К 1926 г. 48 церковно-миссионерским общинам А. в. было передано в общей сложности 627,83 акра церковной земли. Большое значение для правосл. жителей Аляски приобрел вопрос о школах. Система гос. образования в штате находилась под контролем лиц, получавших содержание от протестант. церквей. В 1906 г. еп. Иннокентий посетил президента Т. Рузвельта, а также Департамент образования и поставил перед правительством США вопрос о необходимости организации для православных на Аляске гражданских школ наряду с теми, к-рые учреждались для верующих др. конфессий.

http://pravenc.ru/text/114214.html

Агапит (Вишневский), архиеп. Екатеринославский (Вишневский Антоний Иосифович; 16.07.1867, с. Выгов Овручского у. Волынской губ.- 1925 или 1926, г. Екатеринослав), архиеп. Екатеринославский и Мариупольский. Род. в семье диакона. По окончании Волынской ДС в 1888 г. служил псаломщиком Троицкой ц. с. Дидковичи Овручского у., а также учителем церковноприходской школы. 19 нояб. 1889 г. рукоположен во диакона, 21 нояб. 1889 г.- во пресвитера к церкви с. Бехи Овручского у. 29 мая 1891 г. овдовел. В 1892 г. поступил в КДА, к-рую окончил в 1896 г. со степенью канд. богословия. 10 авг. 1895 г. в Киево-Печерской лавре принял монашеский постриг. 2 окт. 1896 г. назначен инспектором Полтавской ДС, в июле 1898 г.- ректором Екатеринославской ДС с возведением в сан архимандрита. В Екатеринославе состоял также председателем Кирилло-Мефодиевского об-ва, Свято-Владимирского братства, епархиального миссионерского комитета и училищного совета, членом Палестинского Православного об-ва . 7 апр. 1902 г. в Исаакиевском соборе С.-Петербурга хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии, и назначен настоятелем киевского Златоверхого мон-ря . С 3 янв. 1908 г. епископ Чигиринский, первый викарий Киевской епархии, с 16 сент. 1908 г. епископ Владикавказский и Моздокский, с 4 окт. 1911 г.- Екатеринославский и Мариупольский. Член Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. 5 мая 1918 г. возведен в сан архиепископа. После захвата Киева петлюровцами в 1919 г. возглавил самочинный «Синод Украинской Православной Автокефальной Церкви», запретил поминовение за богослужением свт. Тихона (Белавина), Патриарха Московского, и митр. Киевского Антония (Храповицкого), за что был запрещен в служении Юго-Вост. ВЦУ под председательством митр. Киевского Антония. Оказавшись на территории, занятой Добровольческой армией, принес покаяние, впосл. вернулся к управлению Екатеринославской епархией. После установления на Украине советской власти был арестован, скончался в тюрьме от пыток, голода и тифа. На предложение подписать публичное отречение от Бога ответил: «Если скажете, что отрубите одну руку за другой, то и тогда я не подпишу отречения».

http://pravenc.ru/text/63142.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010