25–10 Постановление Политбюро ЦК РКП(б) о введении заместителя наркома юстиции П. А. Красикова в состав Комиссии по руководству церковными процессами. Из протокола заседания Политбюро 60, п. 22 от 5 апреля 1923 г. (См. дело 24, документ 37.) 25–11 Протокол заседания Комиссии по руководству процессом над патриархом Тихоном 7 апреля 1923 г. С. СЕКРЕТНО. ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ КОМИССИИ ПО РУКОВОДСТВУ ПРОЦЕССОМ ГР. БЕЛАВИНА. от 7-го Апреля 1923 г. Присутствовали: т.т. РЫКОВ, КАЛИНИН, ЯРОСЛАВСКИЙ, КРЫЛЕНКО. Слушали: Постановили: Отложить процесс гр. Белавина до 17/IV-23г. Изменить меру пресечения с четверга 12/IV, подвергнув гр. Белавина тюремному заключению. Войти в Финкомитет с представлением об отпуске Верхтрибу дополнительно тысячи золотых рублей на покрытие расходов, вызванных отсрочкой процесса (с 12 до 17-IV). Считать необходимым допустить второго общественного обвинителя по делу Белавина,– наметив для этой цели кандидатуру т. Красикова; поручить т. Ярославскому выяснить возможность привлечения к участию в процессе в качестве второго общественного обвинителя т. Скворцова, в случае, если т. Красиков по состоянию здоровья не будет иметь возможности выступить в процессе [ 15 ]. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ А. И. РЫКОВ. – Л. 17. Заверенная машинописная копия того времени. В левом верхнем углу рукописная помета: “ЦК. РКП. Политбюро”. В конце заголовка приписано синим карандашом: “(патр[иарха] Тихона)”. В правом верхнем углу штамп Бюро Секретариата ЦК РКП(б) с рукописными датой “13/IV-23 г.” и входящим номером. – ГАРф, ф. 5446, оп. 55, д. 409, л. 94. Незаверенный экземпляр той же машинописной закладки. В левом верхнем углу рукописная помета: “Отправлен в П[олит]б[юро] и 153 . 423/10/IV-23 г.”. Фамилия Калинина подчеркнута красными чернилами два раза. 25–12 Шифротелеграмма полпреда в Великобритании Л. Б. Красина заместителю наркома иностранных дел М. М. Литвинову с запросом материалов процесса над патриархом Тихоном 10 апреля 1923 г. расш[ифрована] 11.4.23 г. ШИФРОМ. Из ЛОНДОНА. Москва, ЛИТВИНОВУ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7 апреля Комиссия по руководству процессом по делу Патриарха Тихона принимает решение отложить процесс “гр. Белавина” до 17 апреля, изменив с 12 апреля меру пресечения на тюремное заключение. 10 апреля на эти решения откликается АРК (Протокол 19) 23 , вновь первым пунктом, рассматривая вопрос “О процессе Тихона”. Постановлено осуществить перевод Патриарха из Донского монастыря во внутреннюю тюрьму ГПУ после вручения ему обвинительного заключения, а “процесс Тихона начать по окончании партийного съезда” 24 . Уже распространенные Верховным судом билеты для входа на процесс аннулировались с поручением заменить их новыми другого цвета. Эти решения были практически продублированы на заседании комиссии “по руководству процесса Белавина” 25 от 11 апреля, которая постановила отложить процесс до 23–24 апреля 26 . 12 апреля Политбюро принимает постановление “вести дело Тихона со всею строгостью, соответствующей объему колоссальной вины, совершенной Тихоном” 27 . Фактически это означало смерт­ный приговор. Обвинительное заключение по делу Патриарха Тихона было утверждено на заседании судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР 17 апреля 28 , а 19-го было выполнено постановление о взятии его под стражу 29 . Святейший был переведен во Внутреннюю тюрьму ГПУ. Тем не менее комплекс внешне- и внутриполитических факторов вынуждал власть снова и снова откладывать процесс. По предложению Ф. Э. Дзержинского 30 , в связи с недовольством за рубежом большевистской церковной политикой 31 и необходимостью более тщательной подготовки, Политбюро 21 апреля приняло постановление: “а) Процесс Тихона отложить. б) Подготовить процесс более тщательно” 32 . В связи с очередной отсрочкой процесса Е. М. Ярославский от имени АРК обращается 24 апреля к руководителям партии и правительства 33 с предложением конкретных мер 34 . В частности, соглашаясь с отсрочкой процесса Тихона, АРК высказывается против отсрочки обновленческого собора, считая целесообразным, чтобы тот осудил “контрреволюционную деятельность Тихона”. Процесс предлагается начать примерно в середине или во второй половине мая, использовав оставшееся время для агитационной работы. Кроме того, АРК “считает крайне нежелательным решение подобных вопросов без участия кого либо из Комиссии, что было признано в свое время и Политбюро ЦК”. Также до сведения членов Политбюро доводится мнение о том, что слишком долгое затягивание процесса является вредным в силу того, что “это дает возможность врагам играть на этой оттяжке и развивать бешеную кампанию”.

http://pravmir.ru/sledstvie-vesti-bez-og...

10 апреля на эти решения откликается АРК (протокол 19) 94 , вновь первым пунктом рассматривая вопрос «О процессе Тихона». Постановлено осуществить перевод Патриарха из Донского монастыря во внутреннюю тюрьму ГПУ после вручения ему обвинительного заключения, а «процесс Тихона начать по окончании партийного съезда» 95 . Уже распространенные Верховным судом билеты для входа на процесс аннулировались с поручением заменить их новыми, другого цвета. Эти решения были практически продублированы на заседании комиссии «по руководству процесса Белавина» 96 от 11 апреля, которая постановила отложить процесс до 23–24 апреля 97 . 12 апреля Политбюро принимает постановление «вести дело Тихона со всею строгостью, соответствующей объему колоссальной вины, совершенной Тихоном» 98 , что фактически означало смертный приговор. Обвинительное заключение по делу Патриарха Тихона было утверждено на заседании судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РСФСР 17 апреля 99 , а 19-го было выполнено постановление о взятии его под стражу 100 . Первосвятитель был переведен во внутреннюю тюрьму ГПУ. Тем не менее комплекс внешне- и внутриполитических факторов вынуждал власть снова и снова откладывать процесс 101 . По предложению Ф.Э. Дзержинского, в связи с недовольством за рубежом большевистской церковной политикой и необходимостью более тщательной подготовки, Политбюро 21 апреля приняло постановление: «а) Процесс Тихона отложить, б) Подготовить процесс более тщательно» 102 . В связи с очередной отсрочкой процесса Е.М. Ярославский от имени АРК обращается 24 апреля к партийному руководству с предложением конкретных мер 103 . В частности, соглашаясь с отсрочкой процесса Тихона, АРК высказывается против отсрочки обновленческого собора, считая целесообразным, чтобы тот осудил «контрреволюционную деятельность Тихона». Процесс предлагается начать примерно в середине или во второй половине мая, использовав оставшееся время для агитационной работы. Кроме того, АРК «считает крайне нежелательным решение подобных вопросов без участия кого-либо из Комиссии, что было признано в свое время и Политбюро ЦК».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

“В заседании Президиума ЦИК СССР от 21 марта 1924 г. под председательством тов. Нариманова вынесено следующее постановление: Принимая во внимание, что гр. Белавин В.И., бывший патриарх ихон, публично раскаялся в своих контрреволюционных выступлениях РОТИВ власти рабочих и крестьян, что среди широких масс рабочих и Рестьян проявляется усиленная тяга от религиозных суеверий в сторону УКИ и просвещения, что тем самым влияние так называемой православ-и церкви на широкие массы рабочих и крестьян решительно ослаблено и о, вследствие этого, гр. Белавин, бывший патриарх Тихон, и привлеченные с ним граждане, не могут быть опасными для Советской власти, Президиум ЦИК Союза ССР постановил: дело по обвинению граждан Белавина В. И. (б. патриарха Тихона), Феноменова И. Г., Стадницкого А. Г., Гурьева В. А. в преступлениях, предусмотренных ст. 62 и 119 Уголовного кодекса РСФСР – производством прекратить”. (Известия, 1924, 22 марта, No б7, с. 4.) Этим случаем воспользовались также и для того, чтобы покончить еще с одним неприятным делом, которое отравляло отношения Советской России с европейскими странами. Одновременно с прекращением дела патриарха Тихона появилась следующая заметка: “Президиум ЦИК СССР постановил: определенное пост; постановлением ВЦИК 29 марта 1923 г. наказание гр. Яну Гиацинтовичу Цепляку – десятилетнее лишение свободы со строгой изоляцией – заменить высылкой из пределов Союза ССР”. (Известия, 1924, 22 марта, No 67, с. 4.) Газеты поднесли прекращение дела патриарха Тихона как акт величайшего милосердия. “Вчера утром сотрудник РОСТа посетил в Донском монастыре б. патриарха Тихона, – сообщали “Известия”. – Тихон еще не знал о решении Президиума ЦИК СССР. Прочтя постановление, он встал, перекрестился и сказал: – Передайте Советскому правительству и Президиуму ЦИК СССР глубокую благодарность как от меня, так и от моей паствы за такое милосердное отношение к моей деятельности. Правительство может быть вполне уверено, что оно найдет во мне лояльнейшего гражданина Советского Союза, добросовестно выполняющего все декреты и постановления граждане и власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8 февраля Политбюро утверждает предложение АРК о сроках процесса, возлагая ответственность за его проведение на Рыкова, Крыленко и Калинина 89 . На заседании Комиссии 27 февраля (протокол 14) был заслушан и принят к сведению доклад Я.С. Агранова по делу Патриарха, принято решение вернуться к этому вопросу на следующем заседании, пригласив на него Н.В. Крыленко. Одновременно Η. Н. Попову поручено «по линии Ц.К. сделать соответствующее указание местам о принятии надлежащих мер агитации в связи с процессом «Тихона " » 90 . И уже на заседании 6 марта принимается конкретное решение о назначении слушания «дела Тихона» – 25 марта и окончания – 30 марта. Охрана процесса и его техническая сторона поручались А.В. Галкину и Н.В. Крыленко. Несмотря на намеченные АРК и одобренные Политбюро сроки, процесс вновь откладывается. Следующее упоминание о «деле Тихона» встречается лишь в протоколе 17 от 27 марта. Намечено пригласить на следующее заседание с докладом о «деле» Крыленко. Одновременно постановлено просить Политбюро, «чтобы в специальную комиссию по делу Тихона были введены представители от антирелигиозной комиссии т.т. КРАСИКОВ, ЯРОСЛАВСКИЙ, ПОПОВ» 91 . Судя по материалам Политбюро, просьба была удовлетворена лишь в отношении Красикова и Ярославского 92 . На следующем заседании, 3 апреля (протокол 18), вопрос о «деле» Патриарха Тихона рассматривается первым пунктом 93 . Обсуждается целесообразность привлечения новых обвиняемых по делу, а также даются поручения: Попову – «провести через Ц.К. смету расходов по процессу Тихона»; Крыленко – «озаботиться постановкой стенограммы с первого дня процесса»; Ярославскому и Тучкову – «распределение для входа на процесс билетов». Признается целесообразным «привлечь т. КРАСИКОВА обвинителем по делу» и вызвать «на суд и допрос в качестве свидетелей Введенского и Красницкого» представителей обновленческих течений. 7 апреля Комиссия по руководству процессом по делу Патриарха Тихона принимает решение отложить процесс «гр. Белавина» до 17 апреля, изменив с 12 апреля меру пресечения на тюремное заключение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А что самое радостное? Самое радостное, конечно, когда ты получаешь результат своей деятельности, восстанавливаешь святыни. Мы с вами упоминали только сооружения, а еще же есть иконы, фрески, шедевры церковно-прикладного искусства. Поэтому всегда очень радостно, утешительно, когда ты видишь людей, которые приезжают в Лавру: бесчисленное множество паломников, гостей, туристов. Люди восхищаются, и ты вместе с ними радуешься. — Ваша диссертация была посвящена подвигу святителя Тихона (Белавина) — первого после двухвекового перерыва патриарха Московского и всея Руси. Почему Вы выбрали именно эту тему? Что для Вас значит этот святитель? Чему он, с Вашей точки зрения, может научить нас сегодняшних? — Первую свою работу о святителе Тихоне я написал, будучи еще на четвертом курсе семинарии. Тогда как раз прошло 1000-летие Крещения Руси. И уже поднимался вопрос о канонизации первого патриарха ХХ века. И чем больше я погружался в эту тему, тем больше восхищал меня жизненный путь патриарха Тихона. Особенно поражает его обращение к властям осенью 1918 года — документ, который называют «Анафема большевикам». Святитель призывает новую власть опомниться, прекратить кровавые расправы. Ведь то, что творили большевики, было не только жестокостью, но поистине сатанинским делом. Это пастырское послание, духовное, наполненное силой. Святитель пишет с христианским смирением, но вместе с тем — с твердостью и решимостью. Потом я поступил в Духовную академию. Это был 1990 год. У нас в Лавре был архимандрит, преподаватель московских духовных школ отец Георгий (Тертышников). И мы как-то с ним сошлись, я — Георгий, но маленький еще — иеродиакон, и он Георгий, но уже большой. И мы в духовных беседах общались, и я рассказал, как тронул меня жизненный путь патриарха Тихона (Белавина). «А почему бы тебе не написать на эту тему большую работу?» — предложил отец Георгий. Он мне помог сформулировать тему. И я несколько лет, учась в академии, писал работу об этом светильнике Божием. Она увенчалась защитой. Это очень радостно, это до сих пор для меня светлая страница моей жизни.

http://pravoslavie.ru/108714.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Заявление Святейшего Патриарха Тихона в Верховный Суд РСФСР 03(16) июня 1923 г. В Верховный Суд РСФСР содержащегося под стражей Патриарха Тихона (Василия Ивановича Белавина) Заявление Обращаясь с настоящим в Верховный Суд РСФСР, я считаю необходимым по долгу своей пастырской совести заявить следующее: Будучи воспитан в монархическом обществе и находясь до самого ареста под влиянием антисоветских лиц, я действительно был настроен к Советской власти враждебно, причем враждебность из пассивного состояния временами переходила к активным действиям, как-то: обращение по поводу Брестского мира в 1918 г., анафематствование в том же году власти и, наконец, воззвание против декрета об изъятии церковных ценностей в 1922 г. Все мои антисоветские действия за немногими неточностями изложены в обвинительном заключении Верховного Суда. Признавая правильность решения Суда о привлечении меня к ответственности по указанным в обвинительном заключении статьям Уголовного Кодекса за антисоветскую деятельность, я раскаиваюсь в этих проступках против государственного строя и прошу Верховный Суд изменить мне меру пресечения, т. е. освободить меня из-под стражи. При этом я заявляю Верховному Суду, что я отныне Советской власти не враг. Я окончательно и решительно отмежевываюсь как от зарубежной, так и внутренней монархическо-белогвардейской контрреволюции. 16 июня 1923 г. [н. ст. ] Патриарх Тихон (Василий Белавин). (Акты Святейшего Патриарха Тихона. М.,1994. С.280-281) 12(25) июня 1923 г. Протокол распорядительного заседания Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР Протокол распорядительного заседания Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда от 12 (25) июня 1923 года в составе председателя тов. Карклина и членов тт. Галкина и Челышева при секретаре тов. Вишняк. Слушали: Заявление гр. Белавина Василия Ивановича (бывшего Патриарха Тихона) об изменении принятой в отношении его меры пресечения. Постановили: Ходатайство гр. Белавина удовлетворить и, руководствуясь 161-й и 242-й ст. ст. Уголовно-Процессуального Кодекса, ранее принятую в отношении его меру пресечения уклонения от суда и следствия — содержание под стражей,— отменить. Председатель Карклин. Секретарь Вишняк. Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/text/444012.html

281 См. приложенную к протоколу АРК 33а записку председателя правления государственного страхования Д. Ефремова от 18 декабря 1923 г. о соответствующем тарифе (РГАСПИ. Ф.17. Оп. 112. Д. 565а. Л. 28–29). 284 Имеется в виду подписанный Н. В. Крыленко и П. А. Красиковым циркуляр НКЮ от 8 декабря 1923 г. о запрещении поминания в публичных молитвах лиц, находящихся под судом за совершение тяжких государственных преступлений: «В связи с поступающими с мест запросами о том, представляет ли собой уголовно наказуемое деяние публичное чествование лиц, осужденных или находящихся под судом за совершение тяжких государственных преступлений (разд. 1, гл. 1 особ. части УК); в частности, в отношении гр. Белавина (Тихона) предлагаю руководствоваться нижеследующим: Поскольку такое чествование, выражающееся в упоминании имени данного лица в молитвах, проповедях и т.п. с присоединением к этому звания, по состоянию, в коем это лицо совершило вменяемое ему преступное деяние, носит характер явной политической демонстрации против рабоче-крестьянской власти или направляется с явным намерением возбудить в населении недовольство или дискредитировать власть, оно является деянием уголовно наказуемым. Если же эти действия не представляют собой указанного выше демонстративного характера, они, во всяком случае, могут явиться основанием для постановки вопроса в исполкоме о возможности оставления в силе договора с группой верующих, взявших в пользование храм, ввиду ее нелояльного отношения к постановлениям судебной власти Республики» (Акты Святейшего Тихона. С. 305). 285 Видимо, имеется в виду обращение Патриарха Тихона к народному комиссару юстиции Д. И. Курскому с просьбой не настаивать на введении нового стиля в церковное употребление, на что было получено словесное заверение, что гражданская власть в этом не заинтересована (см.: Акты Святейшего Тихона. С. 336). 286 Отсюда можно заключить, что решение Политбюро от 13 марта 1924 г. и Президиума ВЦИК от 21 марта о прекращении следственного дела Патриарха Тихона стало неожиданностью как для АРК, так и для ОГПУ. Это подтверждает и отсутствие упоминания о данном факте в протоколах Комиссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Постановление следователя Верховного суда РСФСР П. С. Кузнецова о приобщении к делу патриарха Тихона дела Московского ревтрибунала 1206–1921 г. 27 февраля 1923 г. «Копия. 1923 года, февраля 27 дня, я, Кузнецов, следователь по важ делам Верховного суда, рассмотрев дело Московского губернского ревтрибунала 1206–1921 г. по обвинению гр. Мольвера, Аксенова и Зотова в преступлениях по должности и принимая во внимание, что материалы этого дела имеют существенное значение для дела по обвинению гр. Белавина (патр Тихона) и друг в контрреволюционной деятельности, руководствуясь ст 62 Уголовного процессуального кодекса: Постановил: Дело Моск губ рев трибунала 1206–1921 г. приобщить к делу гр. Белавина в качестве доказательства. Следователь по важ делам Верхсуда РСФСР П. Кузнецов» 246 . Глава 11. Судьба мощей преподобного Сергия в 1921–1948 гг. Поскольку закрытие Троице-Сергиевой лавры и судьба мощей преподобного Сергия оказались тесно связаны с созданием государственного музея, необходимо кратко коснуться его истории после расформирования Комиссии по охране Лавры так называемого «первого созыва» 25–28 января 1920 г. 25 января 1921 г. Отдел по делам музеев принял решение о новой реорганизации комиссии (с 15 февраля) в музейную секцию при Сергиевском отделе народного образования в составе: заведующий Вл. И. Соколов , члены В. А. Феоктистов, А. Н. Свирин, В. Д. Дервиз, А. Е. Фаворский; научные сотрудники В. Ф. Мей, В. И. Хрустачев, А. А. Кеслер. Уполномоченным от центра оставался Н. М. Щекотов. Сергиевский историко-художественный музей был передан в ведение подотдела центральных музеев 247 . Состав и задачи Сергиевской музейной секции остались те же, что и Комиссии по охране Лавры, изменилось лишь название. По-прежнему подчинение музея центру, а секции – Отделу народного образования Сергиевского исполкома вносило параллельность в работу и нарушало четкость исполнения. К тому же Сергиевский исполком был уездным, а не губернским центром, при которых могли образовываться подобные секции. Поэтому 23 ноября 1921 г. по предложению Т. Г. Трапезникова, ввиду общегосударственного значения Троице-Сергиевой лавры и для непосредственной связи с центральными органами, Комиссия по охране Лавры была передана в ведение церковной секции отдела учета и охраны Главмузея 248 . Передача Комиссии по охране Лавры в ведение церковной секции предполагалась временной, но сохранилась до упразднения комиссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Он почти совсем ослеп, ослабел и еле жив. В точности неизвестно, находится ли он до сих пор в Бутырской тюрьме, куда его перевели из Донского монастыря, или его выпустили на свободу в качестве “гражданина Белавина”. Возможно, что этот последний слух верен. Коммунисты довели Патриарха до состояния бессознательности и заставили его подписать сочиненный ими документ, в котором он якобы признает свою вину пред советским правительством, выражает раскаяние, обещает прекратить вражду к советской власти и просит об освобождении из-под стражи. Документ этот обнародован советским правительством. Он состряпан так грубо и неумело, что никому не придет в голову приписать его самому Патриарху. Так называемый верховный трибунал постановил снять с “гражданина Белавина” вооруженную стражу, что, само собою, не обозначает действительного освобождения. Доходящие в Ригу слухи допускают возможность, что Патриарх, изнеможденный мучительством до потери сознания и почти совсем слепой, мог дать свою подпись под документом, сочиненным тов. Крыленком, не зная его подлинного содержания. Здесь полагают, что Патриарху будет предоставлено умереть “собственной смертью.” Та же газета, в от 10 июля 1923 г., в статье “Совещание о живой церкви” говорит: “В Москве под председательством коммуниста Преображенского, доверенного и ближайшего сотрудника Ленина, ездившего в Геную в качестве “очей и ушей” политбюро для наблюдения за Чичериным и К°, созвано совещание, которому поручено обсудить вопрос о дальнейшем существовании “живой церкви”. Как и следовало ожидать, создание “живой церкви” – это был лишь тактический прием для внесения раскола и разлада, а также для инсценировки “разжалования” Патриарха Тихона. Теперь большевики больше не нуждаются в продажных Антонинах, а потому на очередь поставлен вопрос о дальнейшем существовании “живцов”. Совещание созвано ввиду того, что в политбюро поступила записка группы видных коммунистов во главе с Бронштейном, в которой указывается, что “живцы” являются распространителями “суеверий”, которые должны быть изжиты в коммунистическом государстве.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010