Впосл. под рук. И. были созданы оршанский (Кутеинский) в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь (1631), Буйничский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской (впосл. жен.) монастырь (1633), мстиславский Тупичевский Свято-Духовский мужской (впоследствии женский) монастырь (июнь 1641), Борколабовский в честь Вознесения Господня женский монастырь (июнь 1641). Для последней обители И. избрал настоятельницу - игум. Фотинию (Киркоровну) из сестер Кутеинского Успенского мон-ря, откуда в Борколабово перешла часть насельниц. Борколабовская обитель подчинялась Кутеинскому Богоявленскому монастырю в соответствии с ктиторской грамотой Борколабовской обители, данной Стеткевичем-Заверским 24 июня 1641 г. С 1641 г. И. имел титул «игумен кутеинский, буйничский и борколабовский, первоначальник и основатель мон-рей Оршанского повета» ( Жудро. 1906. С. 7). В 1652 г. по требованию И. Буйничский мон-рь уступил Борколабовской обители половину принадлежавших ему земель в Костинке и Холмах (впосл. из-за этих владений между обителями до 1759 велась ожесточенная борьба с взаимными вооруженными нападениями). И. имел право назначать игуменов и постригать иноков в мстиславском Тупичевском мон-ре, братии которого в фундушевой грамоте шляхтичей Москевичей от 24 июня 1641 г. предписывалось повиноваться И. и даже после его смерти находиться под «началом общежительнаго монастыря Кутеенскаго» (цит. по: Пятницкий. 1907. С. 4). И., по-видимому, участвовал в устроении могилёвского во имя свт. Николая Чудотворца женского монастыря (1637), в постройке в Могилёве братской Богоявленской ц., в создании др. храмов и обителей в Белоруссии. Во всех созданных при участии И. мон-рях был введен общежительный устав свт. Василия Великого. Заслуги И. в деле возрождения западнорус. монашества отмечены в ряде рус. сочинений 2-й пол. XVII в., связанных с патриархом Никоном , к-рый высоко ценил белорус. церковного деятеля. Апология И. содержится в «Житии патриарха Никона», где сообщается, что И. «многи монастыри своими труды сооруди, и иночествующих множество собра, и во своей пастве всех имеяй, и благочестие во всей Белой России утверждаяй и удерживаяй во время гонения от развращенных униатов». В сб. «Рай мысленный» (Иверский Святоозерский мон-рь, 1659), в разд. «Слово благополезное о создании монастыря Пресв. Богородицы Иверские, иже на Святем озере» патриарх Никон особо отмечает заслуги И. в утверждении устава свт. Василия Великого, подчеркивая, что благодаря кутеинскому игумену «лавра Богоявления близ славна города Орша бысть глава и начало общему житию во всей Белой России и в Литве» (цит. по: ИРИ. Т. 4. С. 884-885).

http://pravenc.ru/text/578242.html

На пути в лавру М. посетил Саровскую в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь , более 2 ч. беседовал с прп. Серафимом Саровским. В 1841 г., находясь в Улале (ныне г. Горно-Алтайск), в центральном стане АДМ, он писал благотворительнице миссии П. П. Глебовой-Стрешневой: «Пришло на память мне изречение, которым угостил меня блаженной памяти отец Серафим, когда Провидение Божие привело меня в 25 году в Саровскую общину. «Добро добра добрейши» (или добрее, т. е. лучше),- говорил старец». В другом письме он так пояснил слова прп. Серафима: «Добро добра добрее, Божественное выше всего человеческого, вечное дороже всего временного, богоугодное вернее всего, что сегодняшнему вкусу многолюдной толпы угодно, духовное благороднее всего чувственного» (Письма. 1905. С. 177, 385-386). Посетив также о. Ливерия, жившего на покое в Самарском Пустынном во имя святителя Николая Чудотворца монастыре Екатеринославской епархии, и екатеринославских друзей, весной 1825 г. М. прибыл в Киев. Многолюдная лавра показалась М. «слишком шумною», поэтому вскоре он переехал в Китаевскую пуст. ( Китаевский киевский во имя Святой Троицы мужской монастырь ). В пустыни М. получил известие о кончине старца Ливерия. Узнав о благочестивой жизни настоятеля Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни иером. Филарета (Данилевского) , в кон. дек. 1825 г. с разрешения Синода М. переселился в Глинскую обитель. Еще в Киево-Печерской лавре М. начал заниматься переводом на русский язык святоотеческих творений. В Глинской пуст. он продолжил перевод «Слов» прп. Феодора Студита, копию к-рого позже по просьбе архиеп. Воронежского свт. Антония (Смирницкого ; бывш. настоятель Киево-Печерской лавры) выполнил для него. Затем М. приступил к переводу бесед свт. Григория I Великого, «Исповеди» блж. Августина и «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника. За новый перевод на рус. язык «Лествицы» М. взялся ввиду того, что имевшийся печатный рус. перевод, по его мнению, изобиловал неточностями. Перевод книги прп. Иоанна М. выполнил с рукописного слав. перевода, сделанного прп. Паисием (Величковским), с привлечением греч. оригинала и франц. перевода Р. Арно д " Андийи, содержащего примечания из толкований св. отцов. Этот перевод М. завершил уже в АДМ и в февр. 1838 г. отправил в Синод. Дальнейшая судьба рукописи неизвестна, однако биографы отмечали, что труд М. был принят «в соображение при издании Лествицы Козельской Оптиной пустынью» (см. примеч. К. В. Харламповича к письму М. в Синод: Там же. С. 198). Переводы М. ценил свт. Филарет: «До половины мая могу еще я в Петербурге получить от вас рукопись Иоанна Лествичника, если рассудите послать ее ко мне для предложения к напечатанию,- писал ему святитель 28 марта 1829 г.- Желал бы я читать и перевод Исповедания блаженного Августина, а до перевода бесед святителя Григория Великого чувствую такую жадность, что хотел бы получать оный по частям, по мере, как отделается» (Там же. С. 42).

http://pravenc.ru/text/2561310.html

Благодаря почитанию свт. Николая на Руси, чудеса многократно переписывались, и едва ли не каждый писец привносил в тексты что-то новое. Поэтому классификация рукописей весьма сложна. Комбинации сказаний о чудесах в русской письменности XV–XVII вв. позволяют установить определённые закономерности в их составе и порядке следования в рукописях. На этой основе можно выделить пять основных разновидностей цикла ранних чудес 1101 . Первая разновидность по составу и порядку следования текстов ориентирована на Хлуд. 215, и обычно именуется «Чудеса и деяния святого и преподобного отца нашего Николы». Её представителем является список Унд. 258, в составе которого находятся девять чудес раннего цикла (о Дмитрии, о Симеоне, об Агрике и его сыне Василии, о юноше Николе, о попе Христофоре, о Петре-чернце, о ковре, о злате и двойное чудо Николая Чудотворца и Георгия Победоносца). Восемь текстов следуют друг за другом подряд, что соответствует основной части цикла, а последний помещён после других произведений. Вторая разновидность ориентирована на посмертные чудеса святителя Николая, и имеет при чуде о Симеоне указание «первое по преставлении». Самой ранней содержащей её рукописью является Тр. 9. В ней, после первого чуда о Симеоне, помещены ещё восемь текстов в таком порядке: об Агрике и его сыне Василии, о юноше Николе, о попе Христофоре, о Петре-чернце, о ковре, о злате, о Дмитрии и двойное чудо. Между чудесами о злате и о Дмитрии находится, не входившее в ранний цикл, чудо о трёх друзьях. Обычно в рукописях эта разновидность цикла следует сразу после Иного жития и его чудес, за счёт чего при первом чуде о Симеоне проставляется ещё и общий порядковый номер чуда – в Тр. 9 это ки. Третья разновидность, в которой насчитывается пять и более текстов, извлечённых из разных источников и следующих в произвольном порядке, может быть охарактеризована как сборный полный цикл. Он содержится в Муз. 9107, где имеет название чюдеси вели/каго ца николы чюдотворца/бывъшаго в мире ликин. В состав этого цикла вошли все десять ранних чудес, расположенных в следующем порядке и чередующихся с другими произведениями (далее они обозначены отточием в угловых скобках): о Дмитрии, о Симеоне, об Агрике и его сыне Василии, о попе Христофоре (...), о юноше Николе, о злате, о трёх воеводах, о ковре, о Петре-чернце, двойное чудо свв. Николая и Георгия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

3) чудо об Агрике и его сыне Василии (в русской традиции Агрик – имя собственное, тогда как в греческих версиях это γροικος «живущий в деревне», «земледелец») 4) чудо о юноше Николе 5) чудо о попе Христофоре 6) чудо о Петре-чернце. В рукописях совпадает порядок следования этих текстов, что позволяет предполагать такой же состав и последовательность в греческом оригинале. Однако редакции оригинальных греческих текстов, соответствующие славянским чудесам, до настоящего времени неизвестны. Опубликованы более пространные и более краткие греческие версии 1098 . Четыре текста, имеющиеся только в одной из двух древнейших рукописей, составляют дополнительную часть раннего цикла. В неё входят: двойное чудо Николая Мирликийского и Георгия Победоносца; чудеса о трёх воеводах; о ковре и о злате. Очевидно, они были объединены с основной частью цикла в разное время и в составе разных сборников. Чудо о трёх воеводах, видимо, изначально помещалось в южнославянских календарных сборниках под 6 декабря – днём памяти святителя. Его перевод с греческого языка был сделан в Болгарии в X в., текст является древнейшим преславским переводом 1099 . Вероятно, в каком-то сборнике к этому тексту была добавлена основная часть раннего цикла чудес, там же, или в другой рукописи, дополненная двойным чудом. Двойное чудо свв. Николая Чудотворца и Георгия Победоносца, как показал А.А. Турилов, извлечено из болгарского «Сказания инока Христодула» о чудесах великомученика Георгия Победоносца 1100 . Вероятно, этот текст был переведён с греческого языка, однако оригинал пока неизвестен. Чудеса о ковре и о злате могли быть присоединены к циклу в Хлуд. 215. В дальнейшем, в русской письменности, все десять чудес раннего цикла встречаются в различных комбинациях, будучи объединены с другими произведениями о свт. Николае, среди которых основными являются Метафрастово житие, так называемое Иное житие, «Память перенесения мощей», рассказывающая о перенесении мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари в 1097 г., «Слово похвальное» и ещё одно житие, условно обозначаемое как «хожение», или как «некнижное житие». При этом все произведения сохраняют свою самостоятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В. А. Бахрушин. Фотография. Кон. XIX в. Почти все представители семьи Б. были глубоко верующими людьми, строго хранившими традиц. правосл. уклад. Старшие в роде Б. являлись старостами и председателями церковноприходского попечительства в приходе Св. Троицы в Кожевниках (в 1870-1894 - Петр, в 1895-1916 - его брат Александр), проявляли неустанную заботу о благолепии и реставрации Троицкого храма, к-рый современники сравнивали по красоте и богатству церковной утвари с Христа Спасителя храмом . Весьма обширной была храмоздательная деятельность Б. При каждом благотворительном учреждении, построенном на средства промышленников, была создана правосл. церковь: в больнице имени Б.- в честь иконы Пресв. Богородицы «Всех скорбящих Радость» и часовня во имя вмч. Пантелеимона, при сиротском приюте в Сокольниках - в честь Св. Троицы с приделами во имя Алексия, человека Божия, и мц. Наталии, при Доме бесплатных квартир на Софийской набережной - во имя свт. Николая Чудотворца, при приюте в 3-м Монетчиковском пер.- во имя равноапостольных Константина и Елены. По инициативе Василия Алексеевича Бахрушина в рабочем поселке близ Рогожской заставы был воздвигнут величественный храм во имя прп. Василия Исповедника в Нов. Деревне с приделами во имя св. апостолов Петра и Павла и мч. Александра. В завещании Василий Алексеевич оставил крупные денежные суммы Троице-Одигитриеву жен. мон-рю (где приняла постриг его сестра Евгения, в монашестве Олимпиада, затем Алексия), ц. во имя прп. Василия Исповедника в Нов. Деревне, церквам во имя Св. Троицы в Кожевниках и в Зубове, храмам при больнице им. Б., сиротском приюте в Сокольниках и Доме бесплатных квартир на Софийской набережной (сын Василия Алексеевича Николай (1872-1917) состоял старостой Никольской ц. при Доме бесплатных квартир). Причты церквей должны были пользоваться процентами с этих капиталов. Сын Петра Алексеевича Дмитрий (1844-1919) был среди главных жертвователей на храм Покрова Богородицы в Черкизове, освященный 6 июля 1903 г., близ станции Тарасовка Ярославской железной дороги, где располагалась его дача. Его брат Константин (1856-1938) много лет являлся церковным старостой и главой церковноприходского попечительства храма во имя свт. Николая в Кузнецах.

http://pravenc.ru/text/77714.html

В авг. 1916 г. поступил в Петроградскую ДА. С 1917 г. работал помощником библиотекаря академии, составил неск. тематических библиографий и указателей лит-ры. Не смог окончить академию в связи с ее закрытием в 1918 г. В авг. того же года выехал в научную командировку в Олонецкую губ. для обследования и описания памятников местной церковной старины. С осени того же года состоял в братии Муромского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря в Олонецкой губернии. С апр. 1919 г. исполнял обязанности настоятеля домовой ц. свт. Николая Чудотворца Александро-Невского об-ва трезвости на Спасской ул. в Петрограде. 15 авг. того же года назначен настоятелем санкт-петербургской Троице-Сергиевой мужской пустыни , но не был принят ее братией и вернулся к служению в храме во имя свт. Николая на Спасской ул. 20 сент. 1919 г. официально утвержден в должности настоятеля (до апр. 1923). В марте 1920 г. основал при своем приходе благотворительное Спасское братство, открыл при храме бесплатную столовую для нуждавшихся. Был вынужден совмещать пастырское служение со светской работой, т. к. являлся настоятелем маленького бедного храма. Окончил Петроградские высшие библиотечные курсы при Институте внешкольного образования, работал старшим библиотекарем при Всероссийском центральном педагогическом музее Главпрофобра Наркомпроса РСФСР . Одновременно был библиотекарем Центральной б-ки 1-го городского района Петрограда. В янв.-февр. 1921 г. уволен с обеих должностей как служитель религиозного культа. Поступил на службу конторщиком адм. службы в управление Муромской железной дороги в Петрограде. В янв. 1922 г. был уволен. В 1921-1923 гг. преподавал Свящ. Писание ВЗ на богословских пастырских курсах в Петрограде. В это время М. был малоизвестен в образованной церковной среде, однако его благотворительная деятельность создавала ему популярность среди бедных слоев населения. «К нему на исповедь шли простые, обиженные судьбой люди. К нему льнул «мелкий люд», которого так много было тогда в Питере - кухарки, почтальоны, кондукторы,- они знали, что у него они всегда найдут слово утешения и помощи - у этого сгорбленного иеромонаха с быстрыми, порывистыми движениями, с громким молодым голосом» ( Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 359).

http://pravenc.ru/text/2561884.html

25 авг. 1900 г. община была преобразована в общежительный мон-рь. Божественную литургию в этот день совершил еп. Рязанский и Зарайский Полиевкт (Пясковский). Первой настоятельницей М. м. была назначена мон. Олимпиада (Бардыгина; 15 янв. 1907), родная сестра купца-основателя, переведенная в Егорьевск из коломенского Брусенского мон-ря и в сент. 1900 г. возведенная в сан игумении. 18 янв. 1907 г. игум. Олимпиада была погребена Рязанским еп. Никодимом (Боковым) в Троицком храме, у правой стены придела св. патриарха Никифора. Над ее могилой были устроены надгробие из черного мрамора и киот с образом Спасителя, совершающего омовение ног Своим ученикам, и надписью: «Образ дах вам, да якоже аз сотворих, и вы творите такожде» (Ин 13. 15). Указом Синода от 15 февр. 1907 г. обитель возглавила мон. Вячеслава (Овсянникова), возведенная в сан игумении. К 1908 г. в монастыре проживали 93 сестры, к 1916 г.- всего 7 монахинь, 4 указные рясофорные, «живущие в монастыре в качестве послушниц на испытании», 151 послушница и находящиеся «в монастырском приюте беспризорные дети» (ГАРО. Ф. 627. Оп. 161-177. Д. 76. Св. 2180). К нач. XX в. в М. м. были построены кирпичные 3-этажный сестринский корпус, одноэтажный дом для сторожей, а также ограда-стена с 8 круглыми и 3 четырехугольными башнями. Особенно нарядно были украшены привратные башни, воспроизводившие формы Царской башни Московского Кремля. Их декорировали машикулями и ложными бойницами. Шатры привратных башен венчали фигурные флюгеры. Ограда имела 248 саж. в длину и 90 саж. в ширину (ок. 530 м в длину и 192 м в ширину). На 3-ярусной колокольне при церкви висело 15 колоколов. Праздничный колокол в 500 пудов подарил храму М. Н. Бардыгин, сын основателя. Башенные часы, находившиеся на колокольне и игравшие мелодию каждые четверть часа, пожертвовала его супруга Глафира Васильевна. При обители в 2-этажном корпусе располагались приют для девочек-сирот, богадельня, а также церковноприходская школа (Там же. Оп. 240. Д. 87. Л. 457). Рядом с монастырем находилась приписная часовня во имя свт. Николая Чудотворца, возведенная в 1796 г. на средства 1-го егорьевского фабриканта В. М. Карцова. В ней хранился чтимый образ свт. Николая XVII в.

http://pravenc.ru/text/2562022.html

28 июля 1946 г. в Воскресенском храме, возвращенном РПЦ, состоялось первое после закрытия богослужение, к-рое возглавил еп. Костромской и Галичский Антоний (Кротевич) . В 1964-1991 гг. Воскресенская ц. являлась кафедральным собором Костромы, здесь находилась главная святыня Костромского края - чудотворная Феодоровская икона Божией Матери . В 1991 г., после того как кафедральным стал Богоявленско-Анастасиин собор одноименного костромского мон-ря, храм Воскресения Христова на Дебре вновь был утвержден приходским, но сохранил соборный статус. 7 мая 1993 г. его посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Первой настоятельницей К. м. стала игум. Феофания (Ложкина). С 25 марта 2004 г. мон-рь возглавляет игум. Людмила (Охотникова). К нач. 2010 г. в обители проживало 18 насельниц, к кон. 2014 г.- ок. 10. При основании мон-рю был передан и после восстановления 8 авг. 2009 г. освящен Знаменский храм. 26 сент. 2001 г. архиеп. Костромской и Галичский Александр (Могилёв) освятил восстановленную колокольню (автор проекта архит. Л. С. Васильев) Знаменской ц. С 1997 г. при К. м. действует Медицинский центр во имя прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны, включающий стоматологический и офтальмологический кабинеты. Имеется небольшая богадельня. К обители приписана находящаяся на Центральном кладбище Костромы ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», перестроенная из здания ритуальных услуг (проект архит. И. Ш. Шевелёва) и освященная 27 авг. 1999 г. Среди святынь К. м.- чтимые списки чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери и почитаемой иконы свт. Николая Чудотворца из Бабаевского во имя свт. Николая Чудотворца мужского монастыря , а также ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых. Ист.: Виноградов Н. Н. Празднование 300-летия царствования Дома Романовых в Костромской губ. 19-20 мая 1913 г. Кострома, 1914; Ценности костромских храмов голодающим//Красный мир. Кострома, 1922. 10 мая, 15 июня; Писцовая книга г. Костромы 1627/28 - 1629/30 гг. Кострома, 2004. С. 272.

http://pravenc.ru/text/2458883.html

Впрочем, монастырь вовсе не был захолустным. При нём имелось епархиальное женское училище и школа, здания которых частично сохранились. Ежегодно 10 июля в Деревяницком монастыре проходил широко известный в Новгороде крестный ход. В этот день совершалась память чудотворной Коневской иконы Божией Матери, точный список которой имелся в церкви Успения Пресвятой Богородицы и очень почитался жителями близлежащих селений. После революции Деревяницкий монастырь был закрыт, а его корпуса использовались как склады и для размещения наркологического диспансера. В годы Великой Отечественной войны комплекс Деревяницкого монастыря пострадал не так сильно, как многие другие. Однако на сегодняшний день результаты реставрационных работ 1965 года уже почти незаметны: купола обветшали и зияют дырами, штукатурка со стен во многих места сошла, а стёкла почти все разбиты.  Согласно описи 1583 г., приведенной архим. Амвросием (Орнатским), в Д. м. находились каменные Воскресенский и Успенский храмы, а также деревянная ц. свт. Николая Чудотворца с трапезной. В челобитной насельников 1610 г. названо 3 храма: Воскресенский, Успенский и «великого чюдотворца Николы» (см.: Кадыкин. С. 20). Во время швед. оккупации Новгорода в 1611-1617 гг. Д. м. был «разорен до основания» (Там же). Согласно описи 1617 г., храмы стояли без кровель, церковное имущество разграблено, кельи и ограда сожжены. После 1617 г. Успенская ц., вероятно, не возобновлялась. Были восстановлены Воскресенский храм (к 1620), деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца с трапезной палатой, началось строительство келий. В 1663 г. Никольская ц. сгорела, но в 1672 г. была возобновлена. В 1693 г., при игум. Маркелле, по благословению митр. Новгородского Корнилия началось строительство деревянной надвратной ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери. К кон. XVII в. настоятельские и братские кельи, хозяйственные службы и др. постройки также были деревянными. С 1694 г. и в 1-ю треть XVIII в. в Д. м. велись каменные строительные работы, в результате к-рых монастырский ансамбль был полностью обновлен. В 1694 г. был разобран каменный Воскресенский собор, и в 1695 г. по благословению митр. Корнилия «царского Величества ближний боярин и воевода князь Борис Иванович Прозоровский на том же месте завел церковь великую и строил тое церковь три лета из монастырской казны» (ОПИ НГМОМЗ. Ф. 12. Оп. 1. Д. 145. Л. 1-1 об.). В 1695 г. был заключен подрядный договор с 2 артелями каменщиков, к-рые возглавляли Фома Алексеев из Костромского у. и Никита Киприянов из Ярославского у.

http://sobory.ru/article/?object=00372

И опять жители Торчино стали писать прошение, на этот раз они обращались к епископу Рязанскому и Зарайскому Аркадию: «У нас нет иконостаса, колокольного звона, богослужебных книг и есть много других нужд, а средства истощились. Поэтому мы слезно прибегаем к Милостивому Архипастырю и Отцу нашему походатайствовать перед Святейшим Синодом об оказании нам помощи». По императорскому указу Святейший Правительствующий Синод «определил отпустить для церкви в деревне Торчино ризничьих и утварных принадлежностей и книг на сумму 226 руб. 23 коп.». При этом на постройку церкви при Торчино, по определению Святейшего Синода, было препровождено 1000 рублей. Так, всем миром, был построен храм. В дни престольных праздников свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, на службе в этом храме присутствовали не только жители Торчино, но и богомольцы из Федотьево приходили пешком для участия в праздничном богослужении. В советское время в Федотьеве была уничтожена кладбищенская церковь в честь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы, перенесенная с места явления чудотворного образа. Храм во имя свт. Николая на месте явления чудотворной иконы Божией Матери также был разрушен. От него сохранился только фундамент. Именно по остаткам фундамента в 1990-х годах удалось установить точно место, где располагался сам храм и его алтарь, что позволило построить новый деревянный Ризоположенский храм на том же самом месте, где явлена была чудотворная Феодотьевская икона Богородицы. По материалам: ГАРО. Ф. 627. Оп. 161. Д. 43. Б/н. Добролюбов Иоанн Васильевич. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных.../Сост. Иоанн Добролюбов. — Зарайск, 1884–1891. — Т. 4. Иероним, архимандрит. Рязанские достопамятности. Рязань, 1889. РЕВ 1870 Прибавления. С. 377-386 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=61649

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010