Римский театр в Мирах Ликийских При св. равноап. Константине I Великом (правил на Востоке в 324-337) единая провинция Ликия и Памфилия была разделена на 2 части. С созданием новой провинции Ликия Миры, вероятно, стали ее столицей, но точно засвидетельствовано это только в период правления имп. Феодосия II (408-450). Флавий Немесий Олимпий, «светлейший муж» (vir clarissimus), поставил в М. Л. памятник имп. Констанцию II (337-361). Ок. 430 г. в М. Л. род. известный софист и ритор Николай. К сер. V в. город приходит в упадок. При имп. Маркиане (450-457) по указанию префекта претория Востока Палладия (450-455) и наместника провинции Артимеона в М. Л. были построены новые здания, площади, стены и город вновь был расширен до прежних размеров. После сильного землетрясения 529 г. М. Л. были отстроены имп. Юстинианом I . В нач. 542 г. М. Л. в течение 40 дней страдали от принесенной по морю бубонной чумы. Крестьяне из окрестных сел не заходили в город, и, как следствие, в М. Л. прекратились поставки зерна, муки, вина и дров. Возложив вину за это на игумена мон-ря Св. Сиона Николая, архиеп. Филипп просил наместника Ликии и первых горожан арестовать Николая, но тот избежал ареста. Ок. 550 г. Филипп поставил в М. Л. во епископа Пинары св. Николая Сионского, к-рый с того времени ежегодно 6 дек. устраивал паломничество в М. Л. на праздник свт. Николая Чудотворца, называемый Росалии, и посещал его мартирий. К празднику были приурочены проведение регулярного синода епископов Ликии, а также проведение местной ярмарки. Во 2-й пол. VII-IX в. М. Л. пострадали от араб. нападений с моря, наибольшим разрушениям подвергся храм свт. Николая, расположенный за стенами старого города. В сент. 807 г. арабский флотоводец Хумайд ибн Маюф взял город: арабы по ошибке вскрыли вместо гробницы свт. Николая соседнюю ( Theoph. Chron. P. 483), сильный шторм уничтожил часть араб. флота. Византийцы приписывали спасение мощей святого и гибель арабов вмешательству в ход событий свт. Николая. В 824 г. митрополит М.

http://pravenc.ru/text/2563358.html

Кафедральный собор Христа-Спасителя (Рождества Христова) : Гвоздь Креста Господня, свт. Филарет Московский, свт. Иоанн Златоуст (?) (глава), мц. Евфимия Всехвальная (десница). Богоявленский (Елоховский) собор : свт. Алексий Московский (XIV в.), «Московская-Казанская» икона Божией Матери, Апостол Андрей (десница). Успенский собор Кремля (паломники могут прикладываться к мощам и иконам лишь во время Богослужений, которые совершаются нерегулярно): свт. Петр, Иона, Феогност, Фотий, Киприан, Филипп I, Макарий и Иов Московские, свт. муч. Филипп II и Гермоген Московские, оригиналы «Влахернской» и «Петровской» икон и «Корсунская» (в алтаре) иконы Божией Матери. Архангельский собор Кремля : муч. царевич Димитрий Угличский, Михаил Черниговский и боярин Феодор, благ. кн. Иоанн Калита, Димитрий Донской, Евфросиния Московская, Димитрий Угличский (другой), благ. царь Феодор Иоаннович, икона Божией Матери «Благодатное Небо», икона Архангела Михаила. Благовещенский собор Кремля: преп. Григорий Декаполит (рука), иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы» и «Всемилостивый Спас». Храм Покрова «на рву» (Василия Блаженного): блаж. Василий и Иоанн Большой Колпак, Московские (XVI в.). Храм Свт. Николая «в Толмачах» (при Государственной Третьяковской Галерее): оригинал «Владимирской» иконы Божией Матери. Государственная Третьяковская Галерея : оригиналы «Троицы» Андрея Рублева и икон Божией Матери «Донская», «Ярославская», «Пименовская» и «Гребневская», иконы Божией Матери «Московская-Иверская» (из часовни у Воскресенских ворот), «Успение Пресвятой Богородицы – Свенская», «Благовещение Пресвятой Богородицы – Устюжская», «Любятовская» и др., чудотворный «Дмитровский» крест. Музей Древнерусской культуры им. Андрея Рублева : «Волоколамская-Владимирская» икона Божией Матери. Храм Свт. Николая «в клёниках»: прав. Алексий Московский (ХХ в.), «Феодоровская» икона Божией Матери. Покровский храм на Лыщиковой горе : свящ. исп. Роман (Медведь) (ХХ в.), икона «Покров Пресвятой Богородицы». Рождество-Богородицкий храм в Старом Симонове (бывший Симонов монастырь): преп. Александр Пересвет и Андрей Ослябя (мощи под спудом, обозначены символической ракой), «Тихвинская» икона Божией Матери. Казанский храм в музее-заповеднике «Коломенское»: оригинал «Державной» иконы и «Казанская» икона Божией Матери. Никольский храм в Хамовниках: икона Божией Матери «Споручница грешных».

http://azbyka.ru/palomnik/Москва

Информация с сайта: www.pavel-prusskiy.ru Первоначально храм построен в 1784 г. как Успенская соборная часовня старообрядческой общины федосеевского толка (арх. Ф.К. Соколов, некоторые источники приводят авторство В.И. Баженова). В 1854 г. старообрядческая община распалась и часть её прихожан приняли единоверие. Успенская часовня была передана новообразованному Никольскому единоверческому приходу. В трапезной части был создан придел в честь свт. Николая Чудотворца. Освящение придела в честь свт. Николая Чудотворца состоялось 16 (3) апреля 1854 г. - этот день и является днем рождения храма свт. Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. После пристройки алтарной апсиды к главной части храма, 15 (2) июня 1857 г. свт. Филарет, митрополит Московский, освятил главный престол в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1866 г. храм стал собором учрежденного при нем единоверческого Никольского монастыря. От монастырских построек сохранились: храм Воздвижения Креста Господня (нач. XIX в., арх. Ф.К. Соколов, освящен в 1854 г. из старообрядческой молельни), колокольня (1876-1879 гг., арх. А.М. Горностаев), корпуса келий (1801 г.). К 1923 году монастырь был закрыт и превращен в дом коммуны завода Радио, а в 1930-х гг. его стены были сломаны. В первой половине 1920-х годов Советские власти передали храм во владение обновленцам. Но единоверческая община не освободила весь храм и осталась существовать в передней - Успенской части храма. Храм был разделен на две части, так что главная часть храма с Успенским престолом была отделена стеной от обновленческой - трапезной части. В отделенной трапезной части, дополнительно к существовавшему с середины XIX века Никольскому (левому) приделу, сооружается новый Успенский (правый) придел. К 1930-му году единоверческая община в передней, Успенской части храма практически перестала существовать. И в 1930 году в связи с ликвидацией общины новопоморцев в Токмаковом переулке, единоверческая – Успенская часть храма была передана Советскими властями старообрядцам безпоповского новопоморского толка, занимающим ее и поныне. Трапезная - Никольская часть храма с двумя приделами, принадлежит православному приходу. В интерьере сохранились иконы XV-XVII вв.

http://sobory.ru/article/?object=03338

В 2007-2008 году церковь была полностью расписана в древнерусском стиле приглашенной артелью выпускников иконописного отделения Московской Духовной семинарии под руководством Артема Юрьевича Еманова и артелью иконописцев из Воронежа под руководством Владимира Новикова. Основной сюжет фресок в центральной части храма — жизнеописание Свт. Николая Мирликийского Чудотворца, в алтаре изображена Евхаристия, совершаемая Ангелами, а в трапезной части храма изображены преподобные отцы Вселенской и Русской Православной Церкви. Рядом с храмом при участии С.Н. Уваркина для будущего монастыря было выстроено здание братского корпуса. Освящение храма в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца совершил 16 декабря 2006 г. преосвященнейший Никон, епископ Липецкий и Елецкий. В 2012 году восстановление храма было завершено. Храм имеет статус памятника истории и архитектуры XVIII века регионального значения. Памятными датами являются 16 декабря 2006 г. – день освящения храма и 19 декабря – престольный праздник. Архитектура и внутреннее убранство Приземистая кирпичная церковь с метровыми в толщину стенами построена в стиле барокко. Основной объем в виде четверика со срезанными гранями перекрыт невысоким куполом, над западной частью трапезной части поставлена колокольня. В храме в 2006 году устроен деревянный резной 3-х ярусный иконостас темно-коричневого цвета изготовленный в мастерской г. Анны Воронежской области. Иконы первого яруса, писанные на дереве, выполнила монахиня Татьяна, прихожанка Богородицко-Тихоновского Тюнинского женского монастыря. Остальные иконы печатаны на металле. Была приобретена вся необходимая церковная утварь для совершения богослужений. Главной святыней храма является икона Свт. Николая Чудотворца, единственная уцелевшая после закрытия, с частицей мощей угодника Божия. Также имеются икона с мощами св. Иоанна Крестителя и ковчег-мощевик с мощами других святителей и преподобных. В храме находятся два киота с иконами Иверской Божьей Матери, преп. Силуана Афонского, свт. Тихона Задонского, страстотерпца Николая II и преп. Серафима Саровского.

http://sobory.ru/article/?object=02207

Благословение на освящение часовни дал епископ Томский и Алтайский Анатолий (Каменский). В дар сооруженной часовни Владыка Анатолий прислал старинную икону московского письма свт. Николая с частицей мощей вмч. и Целителя Пантелеимона. Икона прибыла в Новониколаевск поездом 4 декабря 1914 г., накануне освящения часовни и была встречена протоиреем Диомидом Чернявским, причтом Пророко-Даниловской вокзальной церкви и приютского хора. После молебна свт. Николаю, икону перенесли в вокзальную церковь, где совершили всенощное бдение. На следующий день по окончании Божественной литургии и молебна состоялось перенесение иконы с крестным ходом в храм св. блгв. кн. Александра Невского. 6 (19) декабря 1914 года, в день памяти свт. Николая Чудотворца, икону внесли часовню. Затем Никольская часовня была освящена. При часовни была организована продажа икон и книг религиозного содержания, доходы направлялись на содержание детского приюта «Ясли». Богослужение в сооруженной часовне совершал иеромонах Алексий. 30 декабря 1915 г. Владыка Анатолий благословил о. Алексия на хождение с часовенной иконой по домам жителей Новониколаевска с 12 до 17 час. для служения молебнов.  Часовня свт. Николая, Чудотворца стала первым символом, поставленным в честь небесного покровителя города. В 1919 году часовня получила статус самостоятельного прихода и 12 октября того же года настоятелем был назначен протоиерей Виталий Мальгинов. 9 октября 1929 г. на заседании Новосибирского окрисполкома было одобрено постановление горсовета о сносе часовни на Красном проспекте. Как говорилось в нем «учитывая пожелания трудящихся масс и считаясь с благоустройством города». Святыня была разграблена и разрушена. 21 сентября 1991 г. состоялся крестный ход от Вознесенского кафедрального собора к месту закладки часовни. Епископ Новосибирский и Барнаульский Тихон (Емельянов), ныне архиепископ Новосибирский и Бердский, совершен чин освящения закладного камня в основание восстанавливаемой часовни. Вскоре началось строительство, средства на которое выделялись Новосибирским епархиальным управлением, мэром Новосибирска И.И.

http://sobory.ru/article/?object=00494

Так, колонки, покрытые лепным орнаментом, украшающие входную пристройку храма свт. Николая, близки к элементам интерьера собора Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря ( Кацер. 1948. С. 49, 50-51). Собор во имя свт. Николая Чудотворца. 1669–1672 гг. Фотография. 2016 г. Собор во имя свт. Николая Чудотворца. 1669–1672 гг. Фотография. 2016 г. Подробное описание М. м. оставил московский стольник и дипломат П. А. Толстой, который, посетив мон-рь 5 апр. 1697 г. вспоминал: «...во время чтения Святого Евангелия, и на Херувимской песни, и на словах Христовых, и на причастии стрелба была у той церкви ис трех пушек, и пред царскими дверми ставились мещане с великими изрядными свещами 14 человек» (Путешествие. 1992. С. 14). Церковь во имя прп. Онуфрия Великого. 1793–1798 гг. Фотография. 2014 г. Церковь во имя прп. Онуфрия Великого. 1793–1798 гг. Фотография. 2014 г. М. м. дважды сильно пострадал во время Северной войны: его ограбили уходившие из Могилёва швед. войска, а затем казаки и калмыки из конных частей рус. войск. Обитель запустела, в 1719 г. была возрождена как мужская. В 1747 г. в связи с необходимостью защиты от католиков и униатов власти М. м. добились выдачи им копий предшествующих привилеев кор. Владислава IV Вазы. В 1754 г. М. м. был закрыт, церкви оставались приходскими до нач. 30-х гг. XX в. В 1793 г. по инициативе архиеп. Могилёвского, Мстиславского и Оршанского свт. Георгия (Конисского) рядом с Никольской ц. началось возведение теплого отапливаемого храма, который в 1798 г. еп. Могилёвский и Витебский Анастасий (Братановский-Романенко) освятил во имя св. Онуфрия. К нач. XX в. при Никольском храме существовали 2-классное церковноприходское училище и богадельня. В 1915-1917 гг. в Могилёве находилась Ставка Верховного главнокомандующего. Имп. св. Николай II Александрович с семьей посещал Никольскую ц. В 20-30-х гг. XX в. из храмов бывшей обители была изъята ценная церковная утварь, а иконостас Никольской ц. уничтожили. Богослужения не совершались с 1934 г., после смерти свящ.

http://pravenc.ru/text/2563900.html

XIII в. в К. был воздвигнут храм во имя свт. Николая Мирликийского. На его стенах были изображены портреты ктиторов - царя Грузии Георгия III (1156-1184), его дочери царицы св. Тамары (1184-1207/13), ее сына царевича Георгия IV Лаши (царь Грузии в 1207/13-1222), а также мцигнобартухуцеси (первого везира) св. Тамары еп. Чкондидского Антона (Глонистависдзе) . Нек-рые ученые считают, что отсутствие фигуры католикоса-патриарха среди изображенных ктиторов указывает на стремление царского двора превратить юж. часть Шида-Картли в царский домен. На протяжении XIV-XV вв. этими землями, получившими название княжества Сацициано, владел княжеский род Панаскертели-Цицишвили. Основатель рода Заза также был изображен в ц. во имя свт. Николая. Монастырь стал усыпальницей князей Цицишвили (ПГП. 1970. Т. 3. С. 569). В центральной части ц. свт. Николая, около сев. столба, сохранилась могила Кайхосро Цицишвили († 1740) и надпись на надгробной плите ( Бочоридзе. 2011. С. 156). В XV в. в К. была выстроена малая зальная ц. во имя вмч. Георгия, в XVI-XVII вв. возведены крепостная стена и ворота с колокольней. В «Описании царства Грузинского» историка 1-й пол. XVIII в. Вахушти Багратиони К. упоминается как действующий мон-рь, его настоятель назван архимандритом (имя неизв.) (КЦ. 1973. Т. 4. С. 344). Во 2-й пол. XVIII в. княжество Сацициано сильно пострадало от набегов лезгинских племен. Российский путешественник нем. происхождения сер. XVIII в. И. А. Гюльденштедт писал, что в Сацициано «есть несколько сел, населенных грузинами, но это, скорее, разоренные села, и все это выглядит очень похоже на необитаемую пустыню» ( Гюльденштедт. 2002. С. 156). В документе 1770 г., составленном при дворе царя Картли-Кахети Ираклия II (1762-1798) для российских резидентов, среди монастырей Картли и Кахети назван также «архимандритский монастырь Кинцивиси Николая Чудотворца, разоренный» ( Мачарадзе. 1988. С. 551). Груз. историк нач. XX в. Ф. Жордания упоминает Кинцвисскую икону свт. Николая, «великолепно писанную на камне».

http://pravenc.ru/text/1684674.html

Изначально икона свт. Николая Мокрого находилась на сев. хорах собора Св. Софии, в приделе во имя свт. Николая Чудотворца. Вероятно, оригинальный древний образ был утрачен в период разорения и упадка Киева. До 1943 г. в соборе хранился поздний список иконы - поясной образ святителя со сложенными в благословлении перстами правой руки и с Евангелием в левой руке, с изображением Никейского чуда (образами Спасителя и Божией Матери, вручающими свт. Николаю Евангелие и омофор). По сохранившимся данным, этот список был объектом широкого почитания в Киеве с XVII в. ( Верещагина. 2012. С. 111-114). В кон. XIX - 1-й трети XX в. было выдвинуто несколько версий относительно датировки образа. А. В. Прахов, к-рый очистил и поновил образ в 1882 г., высказал предположение, что икона может быть копией с некоего мозаичного образца ( Прахов А. В. Кат. выст. копий памятников искусства в Киеве X, XI, XII вв., исполненных А. В. Праховым в течение 1880, 1881, 1882 гг. СПб., 1882. С. 21-22); Вознесенский и Гусев проводили параллели между живописью иконы и монументальными изображениями свт. Николая в храмах Св. Софии в Киеве и вмч. Георгия в Ст. Ладоге ( Вознесенский А., Гусев Ф. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца... СПб., 1899. С. 189). Однако с развитием знаний об иконописи и о реставрации датировка образа была пересмотрена в сторону более позднего времени: Н. П. Кондаков датировал икону XV в. ( Кондаков Н. П. Рус. икона. Прага, 1931. Т. 3. Ч. 1. С. 110), И. Э. Грабарь - XIV в. ( Грабарь И. Э. О древнерус. искусстве: Исслед., реставрация и охрана памятников. М., 1966. С. 157). В 20-х гг. XX в. образ был отреставрирован специалистами Всеукраинского музейного городка. Осенью 1943 г., при отступлении гитлеровских войск, святыня исчезла из собора. Совр. исследователи полагают, что она была вывезена из Киева и ныне находится в ц. Св. Троицы в Нью-Йорке ( Верещагина. 2012. С. 121-122). Насколько точно этот образ соответствует древнему прототипу, неясно, др. списков иконы из собора Св. Софии не выявлено.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

Выделение Луцкой земли в отдельный княжеский удел привело к открытию здесь отдельной епископской кафедры. По мнению Е. Е. Голубинского , поддержанному А. Поппе , Я. Н. Щаповым и др., это произошло до 1240 г., наиболее вероятно в 30-х гг. XIII в., при кн. Данииле Романовиче ( Голубинский. История РЦ. Т. 1. Пол. 1. С. 700; Щапов Я. Н. Гос-во и церковь Древней Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 54; Поппэ А. Митрополиты Киевские и всея Руси (988-1305 гг.)// Подскальски Г. Христианство и богословская литература Киевской Руси, 988-1240. М., 19962. С. 467). Впервые Л. е. названа в источниках под 1288 г. Описывая кончину владимиро-волынского кн. Владимира Васильковича, Галицко-Волынская летопись (в составе Ипатьевского свода) сообщает: «В Луцкую епископью да крест велик сребрян позолотисть с Честным Древом» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 926). Каменная кафедральная церковь на территории луцкого Верхнего замка (замок Любарта; в более поздних источниках - ц. во имя ап. Иоанна Богослова), по данным археологических исследований (1984-1986), датируется кон. XII в. (в XIII-XVII вв. подверглась многочисленным перестройкам, просуществовала до кон. XVIII в.). Под 1259 г. Галицко-Волынская летопись сообщает о чудесном спасении Луцка от монг. нападения заступничеством ап. Иоанна Богослова и свт. Николая Чудотворца. В 1326 г. Луцкий еп. Феодосий присутствовал в Москве на похоронах митр. Киевского свт. Петра . В 1328 г. он участвовал в хиротонии Владимирского еп. Афанасия. Под 1331 и 1335 гг. имеются упоминания Луцкого еп. Трифона, под 1393 и 1398 гг.- еп. Иоанна. Под 1397 г. назван еп. Феодор, поставленный свт. Киприаном . Луцкий еп. Савва претендовал на Галицкий митрополичий престол, принимал участие в Соборе 1401 г. в Москве под председательством свт. Киприана, на к-ром был лишен кафедры. Границы Л. е. в XVI-XVII вв. четко не очерчены. Принято считать, что территория епархии совпадала с территорией Луцкого и Кременецкого поветов Волынского воеводства (ныне Ровненская, частично Волынская, Житомирская и Тернопольская области Украины). В этот период епархия граничила на севере с Турово-Пинской епархией (Пинский повет), на востоке - с Киевской епархией (Житомирское староство Киевского воеводства, граница по р. Случь), на юге - с юж. частью Киевской епархии и частично с Львовско-Каменецкой епархией (Брацлавское и Подольское воеводства), на юго-западе и западе - с Львовско-Каменецким, Холмским и Владимирским диоцезами (Львовский, Холмский, Бельский и Владимирский поветы Русского воеводства, граница по рекам Буг, Стырь, Серет, Збруч). Один из крупнейших мон-рей Л. е.- Жидичинская архимандрития ( Жидичинский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь ) в 1585-1620 гг. принадлежал Львовско-Каменецким епископам из рода Балабанов, что было предметом многочисленных конфликтов и длительной судебной тяжбы. В XVII в. в пределы Л. е. вмешивались Владимирские униатские епископы.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

На земле монастыря Пантократор: свт. Тихона Задонского , Рождества Пресвятой Богородицы, Успения Пресвятой Богородицы, свт. Митрофана Воронежского , свт. Димитрия Ростовского , прп. Сергия Радонежского, Введения во храм Пресвятой Богородицы, свв. Космы и Дамиана, Двенадцати апостолов, иконы Божией Матери «Скоропослушница», Сретения Господня, свт. Николая Чудотворца (1-й), свт. Николая Чудотворца (2-й), вмч. Димитрия Солунского, прп. Саввы Освященного, ап. Андрея Первозванного и равноап. Нины. На земле монастыря Симоно-Петра: Благовещенский. На земле монастыря Каракал: Воздвижения Креста Господня. На земле монастыря Григориат: Благовещения. Четвертую группу монашества на Афоне составляют каливиты. Они живут в маленьких домиках без церкви, по одному, двое, трое. Для пропитания занимаются ремеслом. Калив около трехсот, и каливитов-монахов около пятисот. К пятой группе относятся кавиоты, или сиромонахи, которые не имеют ни жилья, ни пропитания, а живут милостыней больше от русских келлий и скитов. Среди кавиотов около тысячи русских. Есть еще группа отшельников в местности Каруля в неприступных горах. Афон – это монашеская республика. Земли все поделены между двадцатью монастырями, и есть Протат – орган управления, члены которого избираются от двадцати монастырей по одному и имеют равные голоса. Главное управление Афона находится в Карее. На кладбище, в усыпальнице, хранятся черепа и кости почившей братии, согласно существующему на Афоне обычаю: после трех лет вынимать кости усопших; если труп не разложился, что есть признак греховности, то его закапывают еще на три года и усиленно молятся. Еще один обычай: не допускать на Афон женщин. В Дафне, где останавливаются путешествующие, три подворья: Пантелеимоновское, Андреевское и Ильинское, агентство пароходства, русская почта и таможня. На Афоне паломникам предоставлялись гостиницы и сытная трапеза. Три дня они говели, даже без масла, причащались и потом посещали монастыри Афона. За угощение платы не полагалось, но подавались лишь хлеб, сыр, вино и масло. Афонские иноки благословляли иконами, четками, брошюрами, листками и провожали до лодок, на которых путешествующих доставляли на пароход, при этом советовали не входить в общение с назойливыми проводниками, чтобы не поплатиться за свою доверчивость и неопытность.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010