Конечно, здесь остается нужным новое историко-богословское исследование и оценка. 171 Ibid., 75, PG 150, 1173: свт. Григорий исходит из троякого различения в Боге: сущности, энергии и троичности ипостасей. Соединение с Богом κατ’ ουσαν [по сущности] невозможно, ибо, по всеобщему суждению богословов, по существу или в существе Своем Бог «несообщим», αμθεκτον. Соединение по ипостаси (καθ’ πστασιν) свойственно только Вочеловечившемуся Слову. Преуспевшие же твари соединяются с Богом по действию (κατ’ ενργειαν), причащаются не естества, но Его действия; сар. 92, PG 150, 1188: через причастие «Боготворной благодати» соединяются с самим Богом; сар. 93, PG 150, 1188: Божие просияние и боготворное действие, причастники которого обожаются, есть Божия благодать (χρις), но не естество (φυσις) Божие; ср. сарр. 78, 141, 144, PG 150, 1176, 1220, 1221; Theoph., PG 150, 912 et 928D ; ер. Ibid., PG 150, 921 et 941. Ср. синодик собора 1452 г. у преосв. Порфирия (Успенского) : История Афона. Т. III, 2. СПб., 1902, приложения, с. 784; и в Триоди, по венец. изд. 1820 г., σελ. 168. Это – мысль преп. Максима: Бог и сообщим – по Своим дарам, и несообщим – ибо ничто не причастно самой Его сущности, apud Euthym//Zigaben/Panopliam, tit. 3, PG 130, 132. 174 Ibid., PG 150, 940: ε κα διεννοχε τς φσεως, ο διασπται τατης [хотя и отличается от природы, не разлучается с ней]; ср. Τριδιον, σελ. 170; и у Порфирия, с. 784; русский пер. с. 264: «Исповедующим единого Бога триипостасного, всемогущего, в Котором несозданно не только существо и ипостаси, но и энергия, и говорящим, что Божественная энергия исходит из Божеской сущности и исходит нераздельно, и через исхождение обозначающим неизглаголанное ее отличие (δικρισιν), а через нераздельное исхождение показующим ее преестественное единство (περφυα τν ενωσιν)... вечная память»; ср. Τριδιον, σελ. 169 (у Порфирия: сс. 781–782, русский пер. с. 261): νωσις θεας ουσας κα νεργεας σγχυτον... κα διαφορ διστατη [есть неслиянное единение Божеского существа и энергии Его..., и неразъединяемая разность их].

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Во времена имп. Юстиниана федераты были давним и определенно сложившимся учреждением. Времена нашествия в самые недра империи целых народов были в далеком прошлом. В пограничных областях жили германские племена: эрулы, гепиды, лангобарды; занятие ими имперской территории совершалось на основе договора, и Прокопий называет их νσπονδι; но к ним не применялся старый римский термин foederati, изменивший в ту пору свое значение. Он обозначал людей другого состояния; осевшие в разных местностях империи германцы составляли класс военных людей, и обозначавший их термин foederati подводился под понятие milites. Это сказал сам император в одном указе сенату в таких словах: milites autem appellamus eos, qui tam sub excelsis magistris militum tolerare noscuntur militiam, quam in undecim devotissimis scholis taxati sunt, nec non eos, qui sub deversis optionibus foederatorum nomine sunt decorati. 934 В этом определении устанавливаются три категории военных людей с точки зрения подчинения их различным ведомствам: на первом месте названа регулярная армия, которая состоит под командой высших военных чинов – magistri militum; на втором одиннадцать схол, т. е. личная гвардия императора, состоящая в ведении высшего придворного чина – magister officiorum; 935 в качестве третьей категории являются федераты, наличностью которых ведают чиновники, выплачивающие им жалованье, optiones. Исконный в римской армии солдатский чин optio, означавший помощника центуриона в пехоте и декуриона в кавалерии, имел уже в армии времен Константина Великого особое и специальное значение, а именно: заведовать получением и раздачей солдатского довольствия в своей части. 936 Так оставалось это при Анастасии 937 и при Юстиниане. 938 По аналогии со строевыми частями, федераты имели своих оптионов, которые являлись промежуточной инстанцией в самом жизненном и существенном отношении между ними и центральным правительством. В этой связи интересно свидетельство указа Юстиниана от 542 года. Император борется против злоупотребления, ослаблявшего военные силы государства: отвлечения частными силами солдат и федератов на личную себе службу. Грозя тяжкими наказаниями виновным, император повелевает солдатам возвращаться в свои полки, а федератам – к своим оптионам: ο μεν στρατιται εις τος διους αριϑμος, οδε οιδερτος προς τος εαυτν πτονας πανελϑωσι. 939 Отсюда следует заключить, что оптионы каждого контингента федератов имели свое определенное местопребывание, где и исполняли лежащие на них обязанности. 940

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Сын – из Самого Бога» 938 . В этих словах содержатся две мысли: совечность Сына Отцу – без малейшего оттенка отрицания причинной зависимости Сына от Отца, – и рождение из самого существа Отца – без всякой примеси каких-либо эманатичес- ких представлений 939 . Арий неправильно понял первую мысль и посредством тенденциозных выводов извратил смысл второй. Александр учит, что Отец ни на мгновенье не предшествует Сыну: не то, – думал Арий, – проповедуют все восточные богословы: те говорят, что Отец безначально предшествует Сыну 940 . В учении о вечности Сына Арий усматривает признание Его безначальным, а это ведет к предположению, что Сын есть нерожденный. С этой точки зрения учение Александра представилось Арию в весьма странном свете: оно вело или к предположению двух нерожденных, т.е. двух начал 941 , или, – если нерожденным исповедуется только один Бог-Отец, – к отрицанию действительности рождения Сына, а вместе и отличия Его от Отца. В первом случае это было отрицание монархии, во втором – модификация савеллианского представления о Сыне-Отце 942 . Не менее ошибочною казалась Арию и та мысль, что Сын – из Самого Отца, т.е., как он понял совершено правильно, – из существа Отца. Если Сын – из Самого Бога, то до Своего рождения Он входил в состав существа Отца, или сливаясь с Ним до безразличия, как часть с целым, или же и в момент, предшествующий рождению, сохраняя некоторые специфические особенности, отличающие Его от Отца, т.е. существуя прежде Своего рождения. В том и в другом случае простейшее существо Божие представляется сложным, делимым при рождении Сына, а при первом предположении, кроме того, и изменяемым. Словом, учение о рождении из существа несвободно от эманатического оттенка и ведет к представлению о материальности существа Божия 943 . В противоположность такому учению, каким воззрение Александра казалось Арию, он развил и свое собственное 944 . Бог есть существо, безусловно, простое и духовное, единый безначальный виновник всего существующего, неизменный и непреложный.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Чем дальше к северу, тем более попадается корявая береза, видом похожая на яблонь, и березовые леса становятся здесь похожими на фруктовые сады с правильно и редко рассаженными деревьями; причем своеобразность этих лесов увеличивается еще тем, что вся земля покрыта белым сплошным и густым ковром оленьего моха. Ближе к морю лес постепенно мельчает, и на прибрежных скалах и только в местах защищенных от ветра, стелется, плотно прижимаясь к земле, полярная береза-карлица. Здесь лес уже лежит под ногами путника. Не нужно забывать, что местные леса составляют важную опору существования здесь человека и населяющих полуостров животных, потому что эти леса дают им возможность укрываться от холода и вьюги. Это не платоническое соображение и может казаться таковым лишь близорукому стремлению обратить все в деньги. Плохое качество лесов в этом отношении составляет некоторым образом даже счастье Кольского полуострова, потому что лучше всего сохранит значительную часть лесов от истребления, хотя бы и в видах пользы. Свести лес не трудно, но насаждать его едва ли кто станет, да едва ли это и возможно. Внутри Кольского полуострова живут только лопари. Всех же постоянных жителей на Кольском полуострове насчитывалось в 1895 году мужчин 4.260 ч.. женщин 4.430 ч. итого – 8.690 чел., из них русских 5.720, финляндцев 810, норвежцев – 220 и лопарей 1.940 чел. Живут лопари в поселках (погостах,) состоящих из 6–20 изб (туп) и называются по местностям: лопари пазрецкие, печенгские, мотовские, кильдинские и т. д. К Кольско- Лопарской волости приписаны следующие лопарские погосты: Кицкий, Вороньеручьевский, Масельгский, Разноволоцкий, Вороньезерский, Иокостровский, Рикотайбольский, Воронежский, Кильдинский, Бабенский, Мотовский, Пазрецкий, Печенгский, Ловозерский, Семиостровский, Нотозерский, Сонгельский, к Понойской волости: Сосновский, Каменский, Иокангский и Лумбовский. Всего 21 погост. Количество лопарей в Александровском (Кольском) уезде, Архангельской губернии за разные годы 37 . Года. 1772 (По данным Озерецковского) 785 ревизских душ или около 1600 1802 (По данным Пошмана) 1793 1848 (По данным Арханг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но чем глубже входили епископы в изыскания, касательно никейского определения, тем яснее обрисовывалась рознь, разделявшая их в толковании никейской формулы. Относительно догматического настроения большинства образованных епископов Востока наилучшим показателем является, без сомнения Евсевий кесарийский . Рассматриваемая в общем, его система носила на себе для того времени церковный характер что признает и сам Евсевий, излагая ее главным образом в своем сочинении о церковном богословии, и для начала IV века не заключала в себе ничего оригинального. Это оригеновское учение, взятое в его субординационной части и значительно исправленное. Как и прочие богословы его времени, Евсевий наделяет Божество всеми абсолютными качествами, но не столь отвлеченными, как Плотин, и не столь конкретными, как Аристотель. Его Бог напоминает всего скорее Платоно-Филоновское Божество. Он есть нерожденное начало всего, источник всяких благ и причина божества, жизни, света и всякой добродетели 940 . И при определении Логоса Евсевий пользуется обычными понятиями: Он образ Отчего божества 941 , Сын по природе 942 , единородный, один прежде всех веков от Отца рожденный 943 , неизменяем и непреложен, как Бог 944 . Но если на неоплатоническом языке Афанасия эти понятия ведут к признанию тожества Сына с Отцом по существу, то в филоновском мировоззрении Евсевия они должны доказывать лишь Его различие от Отца. Божество принадлежит в собственном смысле только Отцу. Он один не имеет ничего выше себя и не зависит ни от какой причины, обладает собственным безначальным и нерожденным Божеством с монархической властью ( τς μοναρχικς ξουσας) 945 . Божество Сына вторичное и производное; Он рождается по воле Отца 946 и является рядом с ним, как δετερα οσα 947 (вторая сущность). На этой раздельности Бога и Сына Его Евсевий настаивает с особенной силой. Логос Божий имеет сам по себе собственную ипостась, существующую самостоятельно и действующую также по собственной инициативе ( καθ αυτν οκεαν πστασιν, δως φεστσαν δως νεργοσαν) 948 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

До 90 процентов всех проживающих в Норвегии беженцев из России — 3 тысячи 571 человек — приехали в эту страну менее четырех лет назад. Столь высокое соотношение в пользу новых беженцев наблюдается еще у Афганистана. Две другие большие группы эмигрантов из России — трудовая и учебная. Никто из экспертов не берется предсказывать, сколько из приехавших на учебу и работу в Норвегию останутся здесь навсегда. Они лишь фиксируют, что в 2007 году из 612 выданных россиянам разрешений на учебу в Норвегии 56 процентов были новыми, а 44 процента — продлевались. Еще 942 выходца из России в том же году получили разрешения на работу. Рейтинги эмиграции Кто, куда и зачем уехал из России в последние пять Куда едут (первая десятка) США — 85 тысяч 748 человек Германия — 53 тысячи 338 человек Канада — 20 тысяч 15 человек Греция — 9 тысяч 940 человек Испания — 7 тысяч 80 человек Италия — 5 тысяч 77 человек Норвегия — 4 тысячи 307 человек Франция — 3 тысячи 944 человека Великобритания — 3 тысячи 784 человека Швеция — 3705 человек Среди стран, не вошедших в TOP10, но куда тоже активно едут из России на ПМЖ или приобретают недвижимость – Черногория, Болгария и Чехия. Кто едет Специалисты с высшим образованием — 39% Из них: Высококвалифицированные инженеры/технологи  — 9% Ученые —  8% Бизнесмены —  5% Юристы —  2% Зачем едут В поисках новой работы и реализации  — 39% Беженцы  — 22% Учиться  — 20% Женились/вышли замуж  — 15% Остальные —  4% Проценты посчитаны авторами на основе полученных у зарубежных специалистов цифр относительно тех, кто не стал возвращаться в Россию и остался за рубежом в различном статусе. Сколько 1991—1996 годы — 429 тысяч 548 человек 1997—2002 годы — 207 тысяч 447 человек 2003—2008 годы —229 тысяч 579 человек (до 440 тысяч выше цифры - данные по эмигрантам из России, подавшим, заявление на ПМЖ или гражданство, зафиксированные статистикой. По 2008 году приводятся лишь 10 процентов данных, так как год еще не закончен и цифры — в обработке статотделов зарубежных миграционных ведомств.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=0&iid=67...

Среди представителей «этической религии» он называет Канта, Эмерсона, Л. Н. Толстого. Создаваемые на ее принципах этические общества, братства ставят нравственное поведение «выше всего, – выше религиозных учений и обрядов, выше всех материальных благ» 934 . Христианство, по Тарееву, вообще есть «светлая область автономного разума», которой «более всего чужды суеверия религиозного мистицизма – гностические, культовые и стихийно-эстетические» 935 . О значении критической философии в преодолении гностицизма Тареев говорит вполне недвусмысленно: «Религиозное познание опирается на критическую философию, которая имеет незаменимое значение в деле изгнания из области религиозного мышления всяких гностических суеверий» 936 . «Автономно-этическое движение» он называет «важным шагом в истории духовного прогресса» 937 . По словам нашего богослова, «величественная» философия Канта – это «эхо христианства» 938 , а подлинная «духовная религия» примыкает к «этическому разуму», и от нравственности ее отличает только вера: «Что в нравственности есть долг, здесь – верующая любовь» 939 . Иной раз он даже говорит об «этическом теизме» 940 , который содержит очевидные проблески трансцендентного. «В отношении метафизическом, – пишет Тареев, – нравственное сознание представляет самым фактом своего существования наиболее яркий просвет в потусторонний мир. Долг, по словам Канта, есть „именно то великое, что возвышает человека над самим собою и что имеет под собою весь чувственный мир“». 941 Отсюда совершенно прозрачным становится переход к определению самой сути христианской веры: «…Вера в Иисуса Христа не есть только вера во внешне-объективный факт; но спасительная вера состоит во внутреннем перевороте верующего, она есть утверждение духовно-божественного во внутренней жизни человека, его собственное усилие сделать вечную жизнь действительностью для самого себя. Вера человека в Сына Божия есть необходимо его вера в свое богосыновство, и потому ее начало необходимо предполагает пересмотр земных ценностей, переоценку благ» 942 … До тех пор, пока в основе «веры» остаются чудо, тайна и авторитет, она еще не вера, а предверие, преддверие веры… Таким образом, не только Достоевский, но и автономная этика Канта составляет общую платформу Тареева и митр.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

Гл. 19. Применение православного учения о Святой Троице (§304/Р.816–822/). Том 4 КНИГА ТРЕТЬЯ. Об Исхождении Святого Духа. Где предварительно дается История спора об Исхождении Святого Духа (Р.825–914) 3 ; наконец трактуется: Гл.1. О выражениях Исхождение и Послание, которые применяются к этому таинству, и устанавливается состояние вопроса (§1–21/Р.914–927/). Гл.2. Что об Исхождении Святого Духа мы можем получить на основании достоверного писания? Объясняется место Ин.15:26 Дух истины. Который от Отца исходит и разбираются различные извлечения из Латинян (§22–34/Р.928–940/). Гл.3. Избранные свидетельства восточных Отцов в пользу нашего догмата (§35–73/Р.941–992/). Гл.4. Избранные свидетельства западных Отцов в пользу нашего догмата (§74–115/Р.993–1021/). Гл.5. Наше учение подкрепляется из оснований Богословия (§116–126/Р.1021–1029/). Гл.6. Удовлетворяется возражение Латинян и показывается, что если Святой Дух послан Сыном 4 , это не доказательство Его исхождения от Сына (§127–136/Р.1029–1034/). Гл.7. Удовлетворяется другое возражение Латинян и показывается, что если Христос дунул и сказал: Примите Духа Святого 5 , это не доказательство Его исхождения от Сына (§137–141/Р.1035–1040/). Гл.8. Дается ответ на третье возражение Латинян и доказывается, что если Сын имеет все, что есть у Отца 6 , это не доказательство исхождения Святого Духа от Сына (§142–152/Р.1040–1043/). Гл.9. Опровергается четвертое возражение Латинян, и показывается, что если Святой Дух называется Духом Христа 7 , это не доказательство Его исхождения от Сына (§153–169/Р.1043–1052/). Гл.10. Разрешается пятое возражение Латинян и показывается, что не является доказательством исхождения Святого Духа от Сына то, что Христос сказал о Нем: от Моего возьмет 8 (§170–176/Р.1052–1056/). Гл.11. Дается ответ на шестое возражение Латинян и что означает сказанное: не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит и т.д. 9 , и объясняется, что из этих слов не следует, будто Святой Дух исходит от Сына (§177–183/Р.1057–1060/).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

930 См. Winer – Lünemann, Grammatik des neutestamentichen Sprachidionis (Leipzig 7 1867), § 35:2b (S. 226); cp. † Fr. Blass, Grammatik des neutestamentlichen Griechisch; 2-te Aufl., § 36:12 (S. 110), 4-te Aufl. von Albert Debrunner § 185:3 (S. 110); Prof. Dr. Ludwig Radermacher, Neutestamentliche Grammatik (Tübingen 1911), S. 104. 936 Аподиктический (от греч. apodeiktikos – доказательный, убедительный) – филос. безусловно достоверный, основанный на логической необходимости, неопровержимый… – Прим. эл. ред. 938 Интеррогатив – это... Речевой акт, в котором говорящий запрашивает информацию у слушателя (например, Мне идёт это платье? Который час? Куда ты идёшь? и т. п.). – Прим. эл. ред. 940 Ср. Prof. Dr. Fr. Bleek, Einige Bemerkungen über die dogmatische Benutzung alttestamentlicher Aussprüche im neuen Testament und deren normative Bedeutung für den christlichen Ausleger, mit besonderer Beziehung auf Hebr. 1, 5–13 в «Studien und Kritiken» 1835, II, S. 452–453, 455 ff. 943 См. и † Prof. Alexander Balmain Bruce, The Epistle to the Hebrews the first Apology for the Christianity (Edinburgh 1899), p. 46, 1. 944 См. C. Büchsel, Der Hebräerbrief und das Alte Testament в «Studien und Kritiken» 1906, IV, S. 508–591. 954 Так, например, предполагают, что в период времени около христианской эпохи существовал и применялся арамейский таргум в сборнике мессианских текстов: см. Rev. J. Courtenay James, An Intermediate Aramaic Version в «The Expository Times» XXV. 2 (November 1913), p. 88–90. 955 Ср. и у проф. о. А.А. Глаголева, Ветхозаветное библейское учение об Ангелах (Киев 1900), стр. 185 и далее. 956 См. Prof D. Е. W. Hengstenberg, Commenter über die Psalmen I (Berlin 2 1849), S. 41–42; Prod. D. Fr. Baethgen, Die Psalmen übersetzt und erklärt (Göttingen 1892), S 6; Prot. Rudolf Kittel, Die Psalmen übersetzt und erklärt (Leipzig 1914), S. 11–12; † Prof. R. Kübel, S. 93; F.W. Farrar, p. 6. 957 И Lic. Hans Kessler относит их к избранию Давида, но лишь per adoptionem (Die Psalmen, München 1898, S. 3–4).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Моя жизнь во Христе. Кн. I. С. 73 938. Вкушение мира и жизни после Причащения есть величайшее чудо Христа Цени по достоянию величайшее чудо Иисуса Христа, Сына Бога Живого, являемое в причащении с верою Его Божественным Тайнам. Какое же чудо? Упокоение и оживотворение твоего сердца, умерщвленного грехом, столь явное после предшествующего часто причащению сердечного беспокойства и духовной смерти. От привычки не почитай его никогда за нечто обыкновенное и маловажное: такие мысли и расположения сердца навлекают на тебя гнев Господень, и ты не будешь после причащения вкушать мира и жизни. Моя жизнь во Христе. Кн. I. С. 81 939. Гордость и огорчение на других Крепко наблюдай за проявлениями гордости: она проявляется незаметно, особенно в огорчении и раздражительности на других из-за самых неважных причин. Моя жизнь во Христе. Кн. I. С. 83 940. Молитва с поспешностью не безвредна для всех Можно ли молиться с поспешностью, не вредя своей молитве? Можно тем, кои научились внутренней молитве чистым сердцем... Но не стяжавшим сердечной молитвы надо молиться неспешно, ожидая соответствующего отголоска в сердце каждого слова молитвы. А это не всегда скоро дается человеку, не привыкшему к молитвенному созерцанию. Поэтому редкое произношение слов молитвы для таких людей должно быть положено за непременное правило. Ожидай, пока каждое слово отдастся в сердце свойственным ему отголоском. Моя жизнь во Христе. Кн. I. С. 84, 85 941. Бытие диавола: наша нечувствительность к милостям Бога Разительнейшее доказательство того, что есть в мире диавол, составляет то, что люди не чувствуют или весьма мало чувствуют (хотя иные и стараются) милости Божии в творении, промышлении, искуплении: есть сильный противодействователь всему доброму, праведному. Моя жизнь во Христе. Кн. I. С. 86 942. Служение иерея – постоянная его беседа с Богом Что это за высокое лицо – священник! Постоянно у него речь с Господом и постоянно отвечает на его речь Господь; что ни треба, что ни молитва, то речь с Господом; что ни треба, что ни молитва, то ответ на нее Господа. Как при находе страстей не помнить священнику, что страсти низки, нечисты, особенно для него, чтобы допускать их до своего сердца, которое всегда должен наполнять Един Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010