Елиуй все же надеется вразумить Иова, чтобы тот отказался от своего желания состязаться с Творцом, вступить с Ним в борьбу и судебную тяжбу. Елиуй говорит: Итак слушай, Иов, речи мои и внимай всем словам моим. Вот, я открываю уста мои, язык мой говорит в гортани моей. Слова мои от искренности моего сердца, и уста мои произнесут знание чистое. Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь. Если можешь, отвечай мне и стань передо мною. Вот я, по желанию твоему, вместо Бога. Я образован также из брения; поэтому страх передо мною не может смутить тебя, и рука моя не будет тяжела для тебя ( Иов. 33:1–7 ). Святитель Григорий Великий обращает внимание на слова Елиуя Итак слушай, Иов, речи мои и внимай всем словам моим ( Иов. 33:1 ), показывающие, с каких высот личной гордыни он нисходит и обращается к Иову ради того, чтобы увещевать праведника 940 . Вместе с тем Двоеслов подчеркивает, что речь Елиуя сопровождается крайним самолюбованием. Святитель использует чтение 7-го стиха в соответствии с версией Вульгаты: пусть диво мое не устрашит тебя, а мое красноречие не окажется для тебя тяжелым ( Иов. 33:7 ; Вульгата). Святитель Григорий пишет: «Людям высокомерным свойственно полагать, еще прежде чем скажут, что они говорят нечто удивительное. Речь свою они предваряют собственным удивлением, потому что при всей их остроте ощущений они не ведают, какой глупостью окажется их речь... Елиуй произнес пустые слова, к которым, словно в утешение, прибавил: пусть диво мое не устрашит тебя, а мое красноречие не окажется для тебя тяжелым ( Иов. 33:7 ; Вульгата)». Итак, он «...назвал слова свои... дивом». Елиуй «в малом безрассудно превозносит себя. Что еще следует усматривать во всем этом, как не то, что... [собирающиеся] упасть мыслят себя находящимися на вершине? О том свидетельствует и Соломон: Погибели предшествует гордость, и падению – надменность ( Притч. 16:18 )» 941 . Святоотеческая традиция не смущается находить даже в словах противника праведного Иова – гордеца Елиуя – основания для тех или иных идей и догматических формулировок православного церковного учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

«И сказал (Валаам) рабам Валаковым хотя бы Валак давал мне полный свой дом серебра и золота, не могу преступить повеления Господа Бога моего» (Ст. 8). Как судить о бескорыстии Валааковом? Фальшивость и лицемерие сего бескорыстия видны из последующего стиха. Отказавшись идти к Валаку, он однакоже решается просить Бога, чтобы позволил ему идти 936 , хотя Господь уже прямо сказал, что сие неугодно Ему 937 . Так не поступают истинные ревнители Божии. Видно напротив, что золото и серебро сильно подействовали на Валаама. Почему Бог, запретивши сначала Валааму идти к Моавитянам 938 , потом разрешает сие? (Ст. 20). Разрешает, потому что Он никогда не стесняет свободную волю человека. Несмотря на запрещение Господне, Валаам решился все-таки идти, – и Господь не останавливает его насильно. Однакоже, оставляя грешника его собственным желаниям, Господь всегда направляет их к своим сокровенным и божественным целям. Посему, позволив Валааму идти, Господь прибавляет: «но только делай то, что я буду говорить тебе» 939 , т. е. иди, потому что ты желаешь этого, но знай – ты будешь говорить, что я восхощу! 940 Почему Господь, уступивши желанию Валаама идти к царю моавитскому, снова воспылал на сие гневом? (Ст. 22). Потому что, видел внутреннее дурное расположение и упорство Валаама, который все еще надеялся получить позволение проклясть израильтян 941 , дабы удовлетворить своему корыстолюбию и честолюбию у царя моавитского; тогда как Господь разрешил Валааму путешествие только для славы народа израильского и не в каком случае не велел проклинать его 942 . Как надобно понимать и представлять чудо с Валаамовой ослицей? (Ст. 28). Конечно – это было действительное чудо, а не иллюзия какая-нибудь, происшедшая в воображении Валаама. Св. апостол Петр не оставляет в этом никакого сомнения, когда говорит, что бессловесная ослица проговорила человеческим голосом 943 . В самом деде, если змей мог говорить для обольщения Евы силой дьявольской, то тем более ослица могла обличить безумие пророка силой Божией. В необыкновенных случаях Господь употребляет и необыкновенные средства для славы имени своего. Здесь дело касалось судьбы всего народа израильского. Блаженный Августин говорит, что отверзение уст неразумной ослицы было менее поразительно, чем ослепление и упорство Валаама 944 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Л. Толстой нарочито не обращает никакого внимания на следующее весьма важное обстоятельство. Глава, содержащая изложение первых частей Нагорной проповеди, начинается следующими знаменательными словами: «увидев народ, Он (Христос) взошел на гору, и когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их. 937 В Евангелии от Ап. Луки тоже говорится, что Нагорная проповедь Спасителя была непосредственно и главным образом обращена к Его ученикам, к апостолам. «Возведши очи Свои на учеников, Он говорил: блаженны алчущие 938 и прочее. Беседу Христа, обращенную к апостолам, слушал и собравшийся народ. Что при этом не было не только представителей государственно-гражданской власти, но даже книжников и фарисеев, об этом свидетельствуют следующие слова Евангелия: «когда Иисус окончил слова сии (Нагорную беседу), народ дивился учению Его, ибо Он учил, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи». 939 Из всего этого ясно, что слова Спасителя о непротивлении злому не были обращены к представителям государственно-гражданской власти и не налагают на них обязанности прекратить противление злым чрез обычные для ней средства. Кто нам заметил бы, что сказанное Христом кому бы то ни было из людей обязательно для всех их, тот обнаружил бы этим лишь решительное непонимание того, о чем говорить. Ведь если рассуждать так, то нужно относить ко всем без исключения людям, а не к апостолам только и к их преемникам, следующие к им подобные слова Спасителя, что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, а что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. 940 Нашу мысль, что слова Христа о непротивлении злому не относятся к представителям государственно-гражданской власти, как к таковым, можно было бы основательно опровергнуть лишь в том случае, если бы нашли в Евангелиях или вообще в Новом Завете хоть одно место, в котором запрещалось бы государственно-гражданским властям прибегать к средствам принудительного воздействия на злых людей. Но такого места не обретается и во всей Библии. При решительном его отсутствии не имела бы опровергающего нас значения даже ссылка на то, что, хотя, Нагорная беседа и не была обращена к представителям мирской власти, однако же в этой беседе есть заповеди, обязательные и для них. Что таковые заповеди есть в ней, странно было бы отрицать. Но разве следует из этого, чтобы и заповедь о непротивлении прямо относилась к ним, не как к частным лицам? Заповедь Спасителя о не осуждении ближних несомненно относилась и к ним. Однако же, Спаситель упрекал даже книжников и фарисеев за их пренебрежение к их судейским обязанностям. 941 Исполнение же последних неизбежно связано с применением насильственных мер по отношению к злым людям. 942

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

Они так же послали в Иерусалим большую сумму серебряных денег и просили священников, чтобы те принесли Богу жертву, удовлетворяя за преступления погибших. Очевидно, они были уверены, что молитвы и жертвы могут помочь умершим. И агиограф соглашается с действием иудеев: «Это святая и здоровая мысль молиться за умерших, чтобы они были освобождены от грехов» 940 . «... если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» 941 . Из слов Христа «понимаем, что многие грехи могут быть прощены в этом мире и многие – на том свете» 942 . Если кто трудится во имя Христа, но не работает хорошо, его труд, говорит Апостол Павел, «сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня», т.е. как при пожаре все погибает, и сам еле спасает свою жизнь 943 . Отцы Западной Церкви под фразой «как бы из огня» понимали огонь в чистилище, где души грешников должны страдать известное время. Если ты не будешь соблюдать установленную Богом заповедь о любви к ближнему, Божественный Судия бросит тебя в тюрьму, и «истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» 944 . Отцы Церкви под тюрьмой усматривали чистилище. Но поистине солидное доказательство существования чистилища идет от отцов Церкви и особенно от того, что о вышеприведенных библейских текстах говорили отцы Западной Церкви, например, св. Августин часто упоминает огонь, который на том свете исправляет и очищает. Некоторым «некое время нужно страдать после смерти2 за грехи, допущенные в этом мире 945 . ... Божия святость может разрешить вход на небеса только святым душам. Божие правосудие просит, чтобы неперенесенное наказание за грехи было бы перенесено, но вместе с тем запрещает Богу отправить в ад тех, кто связаны с Ним узами любви. Следовательно, должна быть одна переходная стадия, которая производит необходимое очищение. И по отношению к людям, так много из них нам кажутся не вполне хорошими, не вполне плохими, и природному уму нетрудно представить чистилище, рассуждая об их посмертном пути.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Пока ты спала, душа моя, чертог закрылся. Пока ты была объята многопопечением о делах мира сего и не радела о жизни будущего века 940 (хотя и говорила каждый день, что несомненно веруешь в нее и ее ожидаешь вместе с воскресением мертвых 941 ) – светильник твой догорел и погас. масла – духовного делания, силы молитвы и поста, труда бденного смирения, послушания – не хватило в нем для того, чтобы дождаться прихода Жениха. А ты, душа моя, не уподобилась даже девам юродивым: те хотя бы. проснувшись, захлопотали, «масло-де у нас кончается, светильники-де наши гаснут», – а ты и этого не делаешь, будто не тебе сказано: «толцыте, и отверзется вам» ( Мф. 7, 7 ; Лк. 11, 9 ), потому что «Царство Небесное силою нудится, и нуждницы восхищают е» ( Мф. 11, 12 ) (слышишь, душа: силою! слышишь: нудится – многим прилежным и постоянным трудом добывается! и нуждницы – то есть те, кто употребляет усилие, – восхищают его!)... Не тебе ли говорил Господь: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им» ( Лк. 12, 35–37 ). Или ты думаешь, что это было сказано – тогда , для тех, кто слушал Его – для тех «тысяч народа», которые собрались увидеть лицом к лицу Христа Господня, «так что теснили друг друга» ( Лк. 12, 1 ), а теперь, когда пред нашим оком лишь лик Его иконописный, символический, и самые слова Его нужно понимать только символически, а не буквально? Нет здесь никакого символа – так учит тебя Критский святитель. Разве не посадил тебя Господь на высшее, почетнейшее место в этом мире. вручив тебе власть над всяким творением Своим? Разве не подходит к тебе Бог твой во дни жизни твоей, разве не чувствуешь ты постоянного Его соприсутствия и в дни бед твоих, и в дни радостей твоих? Разве сейчас не служит тебе Сам Христос, разве не оказывает Он тебе всякую помощь и поддержку на тернистом пути твоего земного бытия?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Примечательно и то, как Иисус говорил о будущем распятии Петра. Он сказал, что апостол прострет руки, а не поднимет их над головой 939 . Вот слова Иисуса: «Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною» ( Ин.21:18–19 , курсив автора) 940 . Прочитав этот отрывок вслух, Спросите: Как в свете сказанного в Ин.21:18–19 человек может быть распят на вертикальном столбе с распростертыми руками? Сказанное в Мф.27:37 также свидетельствует в пользу распятия на кресте, а не на столбе: «...и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: „Сей есть Иисус, Царь Иудейский " » (курсив автора). Если бы Иисуса казнили на столбе, этот текст звучал бы «...над руками Его...». Но в Библии мы читаем «...над головою Его...», откуда следует, что речь идет о распятии на кресте. Спросите: Если Иисус был распят на столбе, почему в Мф.27:37 упоминается надпись, повешенная над Его головой, а не над Его руками? Идолопоклонство ли носить нательный крестик? Свидетели Иеговы утверждают, что ношение нательных крестиков – это форма идолопоклонства. В подтверждение своих слов они ссылаются на такие библейские отрывки, как 1Кор.10:14 и Исх.20:4–5 . Давайте рассмотрим эти отрывки и порассуждаем при помощи Писания. Рассуждая при помощи Писания 1Кор.10:14 – Является ли ношение крестика идолопоклонством? Учение Сторожевой башни. 1Кор.10:14 в «Переводе нового мира» звучит так: «А потому, возлюбленные, убегайте от идолопоклонства». Опираясь на подобные отрывки, Общество Сторожевой Башни отвергает любую форму идолопоклонства. Они говорят, что первая Церковь боролась с идолопоклонством столь же решительно 941 . На основании 1Кор.10:14 Свидетели Иеговы утверждают, что носить крест и почитать его как символ христианства нельзя, потому что это идолопоклонство 942 . Книга Reasoning from the Scriptures спрашивает: «Что бы вы почувствовали, если бы вашего лучшего друга казнили по ложному обвинению? Вы что, сделали бы себе копию орудия казни? Вы хранили бы ее как драгоценность или вышвырнули прочь?» 943 Сама мысль о почитании креста абсурдна, говорят Свидетели.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Разделы портала «Азбука веры» Чем Валаам прогневал Господа и почему его убили израильтяне? 1.73K 23.08.2022 Библия Здравствуйте. Я читаю Библию и у меня возник вопрос по истории Валаама. Почему Господь сначала разрешил Валааму идти к Валаку, а по пути разгневался, что тот пошел к царю, но затем снова разрешил (числ 22)? И второй вопрос, почему израильтяне убили Валаама (числ 31)? Он же их трижды благословил. Моисей аргументировал как “Вот они, по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа и угождения Фегору, за что и поражение было в обществе Господнем;…” Но по книге такого нет, ну или я невнимательно прочла. 3 Ответа Здравствуйте, я затрудняюсь комментировать по первому вопросу, потому что в самом библейском тексте нет ясного ответа. Тут можно только предполагать. Что касается смерти Валаама, то Вы правильно заметили, что согласно Числ.31:16 , именно он дал совет Валаку развратить Израиль через мадианских женщин. В предыдущем тексте этого упоминания действительно нет, оно дается уже постфактум. Здравствуйте. Вот доступное объяснение этого события из учебника : «И сказал (Валаам) рабам Валаковым хотя бы Валак давал мне полный свой дом серебра и золота, не могу преступить повеления Господа Бога моего» (Ст. 8). Как судить о бескорыстии Валааковом? Фальшивость и лицемерие сего бескорыстия видны из последующего стиха. Отказавшись идти к Валаку, он однакоже решается просить Бога, чтобы позволил ему идти 936 , хотя Господь уже прямо сказал, что сие неугодно Ему 937 . Так не поступают истинные ревнители Божии. Видно напротив, что золото и серебро сильно подействовали на Валаама. Почему Бог, запретивши сначала Валааму идти к Моавитянам 938 , потом разрешает сие? (Ст. 20). Разрешает, потому что Он никогда не стесняет свободную волю человека. Несмотря на запрещение Господне, Валаам решился все-таки идти, – и Господь не останавливает его насильно. Однакоже, оставляя грешника его собственным желаниям, Господь всегда направляет их к своим сокровенным и божественным целям. Посему, позволив Валааму идти, Господь прибавляет: «но только делай то, что я буду говорить тебе» 939 , т. е. иди, потому что ты желаешь этого, но знай – ты будешь говорить, что я восхощу! 940

http://azbyka.ru/vopros/chem-valaam-prog...

Рождением Его мы возродились, Крещением Его омылись, ранами Его исцелились, Воскресением Его восстали, Вознесением Его прославились. А что Он [Христос] должен был прийти, чтобы уврачевать болезни наши, пророк твой говорит: «Ранами Его мы исцелились» 939 . И в другом месте: «И грехи наши на Себе понесет и будет ходатаем за преступников» 940 , и еще: «Как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. Во смирении суд Свой претерпел. Род Его кто изъяснит? 941 Господь воинств – имя Его» 942 . Об этом говорит также и Иаков, от которого, как ты хвалишься, ведешь свой род, когда он, благословляя своего сына Иуду, сказал, обращаясь как бы к самому Христу, Сыну Божию: «Поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда. Из семени, сын мой, взошел ты. Возлегши, уснул ты, как лев, как скимен льва. Кто пробудит его? Прекрасны очи его паче вина, и белы зубы его паче молока. Кто, говорит, пробудит его?» 943 . И хотя Он сам сказал: «Имею власть отдать жизнь Мою и власть имею опять принять ее» 944 , однако апостол Павел говорит: «Кто не поверит, что Бог воскресил Его из мертвых, тот не спасется " ». 945 Несмотря на то, что мы говорили и то, и другое, однако несчастный никак не склонился к вере 946 . Так как иудей хранил молчание и король видел, что до его сердца не доходят эти речи, король обратился ко мне, чтобы получить благословение и уехать. При этом он сказал: «Скажу тебе, епископ, слова Иакова, сказанные им ангелу, который говорил с ним: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня» 947 . С этими словами он приказал подать мне воды для омовения рук. После омовения я сотворил молитву, взял хлеб и, возблагодарив Бога, вкусил его сам и предложил королю. Отпив глоток вина, я попрощался и ушел. Король же сел на коня и вместе с супругой, дочерью и всем своим семейством возвратился в Париж. 6. В то время близ города Ниццы жил затворник Госпиций 948 , отличавшийся большим воздержанием. Он перетянул нагое тело железными цепями, сверху надел власяницу и ел только хлеб и немного фиников.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Служанка, названная в тексте гл. V, 2 «маленькой девочкой», – вероятно лет десяти, или двенадцати, так как она хорошо запомнила, что при ней говорилось на родине, – однажды сказала госпоже своей, жене военачальника Неемана: «О, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии; то он снял бы с него проказу его». Узнав через жену о словах девочки, Нееман пересказал о том царю Сирии Дамасской, но по-видимому ни он, ни сама девочка не знали имени пророка, который по всей Палестине известен был кажется под титулом «человек Божий». Царь Сирии 940 , привязанный к своему талантливому военачальнику и умному царедворцу, немедленно отпускает его в Палестину и прибавляет, что он сам напишет письмо к царю Израильскому. В той части письма, которая записана в 4 Ц. V, 6, находились следующие слова: «вместе с письмом сим, вот я посылаю к тебе Неемана, слугу моего, чтобы ты снял с него проказу его». «Эти слова навели ужас на язычника Иорама, он забыл о культе Иеговы, весьма мало заботился о том, есть ли в стране пророки Господни и конечно не знал, где находится пророк Елисей 941 . В VIII главе Иорам подробно расспрашивает прокаженного Гиезия, потому что он видел сам исцеление Неемана и слышал из уст Елисея (гл. VII) пророчество об освобождении от осады города Самарии и видел его очами своими. Но в то время, получив письмо Венадада, он раздирает одежды свои и восклицает: «разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его? Вот теперь знайте и смотрите, что он ищет предлога враждовать против меня». Елисей по-видимому в это время живет в самом городе Самарии. «Когда услышал Елисей, человек Божий, что царь Израильский разодрал одежды свои, то послал сказать царю: для чего ты разодрал одежды свои? Пусть он придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле» (ст. 8). Посылая сказать эти слова Иораму, Елисей укоряет царя, – правда снявшего статую Ваала (4 Ц. III, 2), но делавшего неугодное в очах Господа их, так как он кланялся золотому тельцу по примеру Иеровоама. По-видимому царь Сирийский, начертывая свое письмо, не мог думать, чтобы царь Израиля не знал о великом чудотворце, живущем среди народа его, и не чтил его. Можете быть даже, в языческом уме своем он был уверен, что творивший чудеса человек должен был быть в полном повиновении у царя и делать чудеса по его приказанию. Поэтому конечно Венадад не мог знать (как он не знал ничего о будущности своей династии 942 , что пророки в царствии Израильском – как Илия и Елисей – были посланы Господом Богом не для того, чтобы быть помощниками и советниками царям обреченной гибели династии, а противодействовать тому злу, которое они делали, и поддержать в народе верования в Единаго Бога Творца мира. Мы знаем, как цари со своей стороны относились враждебно к верным рабам Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ст. 20–22. Замечательно, что Неемия определил было строгие и принудительные меры и против самих иностранцев, хотя к этим мерам и не пришлось прибегнуть. Так как, по распоряжению Неемии, на весь субботний день ворота городские стали запираться, то некоторые упорные торговцы и продавцы всякого товара стали ночевать вне Иерусалима, как бы, насильно вызывая жителей на запрещенную торговлю. Если вы и еще станете поступать таким образом, – сказал им Неемия, – то …я наложу руку на вас!.. И на это он имел полное право; ибо, хотя и не обязателен был для иноплеменников закон о субботе, но они не должны были мешать Иудеям исполнять его и, вообще, должны были подчиняться законам страны; и они подчинились этим законам и несокрушимой воле Неемии. Ст. 23–29. Всех строже и решительнее поступил Неемия с теми Иудеями, которые взяли себе жен из Азотян, Аммонитян и Моавитян; так что дети их в половину говорили по-азотски, или языком других народов, и не умели говорить по-иудейски. Национальность, язык и вера Иудейская сильно могли пострадать от таких беспорядков; и потому, расторгнувши все смешанные браки, Неемия виноватых проклинал, т. е. исключал из общества народа Божия; некоторых подвергал телесному наказанию и бил, что позволялось и самим законом 938 ; у иных рвал волосы, т. е. подвергал самому позорному наказанию через оплешивание. Такого рода наказание у Афинян назначалось прелюбодеям. …И заклинал их (Иудеев) Богом живым… , чтобы впредь удерживались от богопротивных браков с иноплеменницами 939 . Пример высшей строгости за таковое преступление Неемия показал на одном священнике, который сделался зятем Санаваллата, Хоронита. Этого священника Неемия выгнал совсем из отечества, в назидание и устрашение других 940 . Такими-то энергическими мерами Неемия очистил Иудеев от всего чужеземного, – к чему, как видно, устремлялись все его усилия. …Помяни меня, Боже мой, во благо мне!.. Так заключает смиренный Неемия описание своих великих трудов во благо и обновление своей родины, смятенной и расстроенной врагами ее после плена Вавилонского. При всей великости и несомненной плодотворности своих трудов, Неемия ждет своей награды, единственно, от произволения Божия, и в милосердии Божием полагает всю свою награду. Вот высокий образец для всех общественных деятелей, и, вообще, для всех тружеников веры и благочестия!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010