Иоанна Златоуста , – о делах Его всякий день» 935 , особенно – Псалмопевец и прор. Исаия, которые о чудесах Христовых говорят то прикровенно, то очень ясно. Так, когда Псалмопевец говорит: «насаждей ухо, не слышит ли? или создавый око, не видит ли? наказуяй языки, не обличит ли, учай человека разуму?» ( Пс.93:9–10 ), то «всем этим, по мнению св. Григория Нисского , указывает на чудеса при исцелениях (Иисусом Христом), когда созида­лись очи из плюновения и земли творимым брением ( Ин.9:6 ), когда перстом насаждался слух у лишенных как-либо сего чувства» 936 . Разумея же все чудеса Христовы, как «дела не­маловажные, но превосходящие слова, и ум, и мысль челове­ческую», Псалмопевец говорит: «благословите Господа вся дела Его» ( Пс.102:22 ) 937 . От этих-то «знамений убоятся живущии в концах» ( Пс.64:9 ), т. е. на пределах вселенной 938 ; их-то имея в виду, пророк говорит, обращаясь как бы к Самому Спасителю: «род и род восхвалят дела Твоя и силу Твою возвестят... и чудеса Твоя поведят» ( Пс.144:4–5 ) 939 , ибо «страшна дела Твоя» ( Пс.65:3 ) 940 , а людям внушает: «помяните чудеса Его, яже сотвори, чудеса Его и судьбы уст Его» ( Пс.104:5 ), разумея под «судьбами уст Его» слова, какие изрекал, изгоняя из людей нечистых демонов 941 . По мне­нию св. Отца, даже то, что Иисус Христос «Своим прише­ствием привел в смущение множество нечистых духов», предсказал Псалмопевец, в этом смысле Христа именуя «смущающим глубину морскую», а о полчицах демонов говоря: «смятутся языцы» ( Пс.64:8 ) 942 . Пророком Исаиею «то, что Христос вскоре по явлении Своем в открытых ме­стах будет совершать знамения и учить, – по мнению св. Иоанна Златоуста и св. Василия В., – предсказано было в сло­вах «изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет: и почиет на Нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения п благочестия» ( Ис.11:1–2 ), «и будет в день оный, приложит Господь показати руку Свою» ( Ис.11:11 ) 943 . Более других свв. Отцов находит у прор. Исаии таких прикровенных предсказаний о чудесах Хри­стовых св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

940 Логика автора такова: если бы св. Иоанн занимался колдовством, то те, кто впоследствии его осудил, в то время еще находились с ним в евхаристическом общении и также принимали участие в этом мнимом колдовстве. 941 Ожидание Златоустом оправдания было долгим, и эта отсрочка спровоцировала народные волнения, о чем автор рассказывает ниже. (См.: Ommeslaeghe F. Jean Ghrysostome et le peuple de Constantinople. P. 337.) 942 Народ был раздражен тем, что Златоуст не вступает в столицу и не занимает епископский престол. 943 Кто имеется в виду под напавшими на церковь ? В письме к папе Иннокентию св. Иоанн Златоуст пишет: «Когда же благочестивый император изгнал тех, кто бесстыдно нападал на церковь , и многие из присутствующих епископов, видя их беззакония, удалились в свои епархии, и мы вновь были призваны в город и церковь...». (См.: Приложение I/Наст. изд. С. 513.) Очевидно, что Златоуст не может иметь в виду Феофила Александрийского и его сторонников, так как Феофил скрылся только после его возвращения в столицу. Языческий историк Зосима сообщает, что возвращению св. Иоанна в Константинополь предшествовало подавление мятежа монахов, которые заняли церковь: «Христианская церковь была занята так называемыми монахами, Они, захватив церковь, запретили народу возносить обычные молитвы». (Цит. по: Ommeslaeghe F. Jean Chrysostome et le peuple de Constantinople. P. 337.) Вероятно, этими монахами были Исаакий и Иоанн – обвинители Златоуста на соборе «у Дуба» – и их сторонники. Об этом инциденте и говорит Псевдо-Мартирий. (См.: Ibidem. Р. 337–339.) 945 Блж. Феодорит свидетельствует: «Когда же узнал о том православный народ, то совершенно покрыл судами устье Пропонтиды, ибо все с зажженными светильниками вышли навстречу епископу». (См.: Феодорит. Церковная история. С. 208.) 946 Описание возвращения Златоуста является примером экфрасиса – описания, характерного для жанра панегирика. (См.: Delehaye Н. Les passions de martyres et les genres littéraires. P. 154–160.) 951 Имеется в виду Феофил Александринский, бежавший из Константинополя на корабле из-за страха перед возмутившимся народом. Феофил сравнивается с египетским фараоном, которого поглотило море. (См.: Исх. 14:26–28 .)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

§ 167. Св. Иоанн Златоустый. Жизнь его до принятия пресвитерского сана. Современник св. Епифания, св. Иоанн Златоустый , так велик по своей необыкновенной деятельности, что много надобно труда, чтобы обозреть жизнь и труды сего вселенского учителя 931 . Родившись около 347 г. в Антиохии, он еще в детстве лишился своего отца, предводителя Сирийских войск 932 ; мать, 20 летняя вдова 933 , благочестивая и умная, обратила всю любовь свою на воспитание сына. Она питала и раскрывала юную душу словом Божиим; потом Иоанн ходил слушать знаменитого тогда профессора красноречия Ливания 934 , не преставая быть под надзором любви матерней. Успехи любимого сына в красноречии были таковы, что изумляли Ливания и опытный софист предназначил ученику громкую будущность в свете 935 . В тоже время Иоанн учился философии у Андрагафия 936 . По окончании публичного образования, он начал ходить в судебное место и принял звание адвоката 937 . Такое звание могло молодого, богатого, образованного, человека вовлечь в связи опасные для доброго сердца; Иоанн из угождения другим ходил в театр и участвовал в забавах света 938 . Благодать Божия скоро открыла ему опасность положения его: он решился немедленно прекратить все связи с миром и мир отстал от него 939 . Пастырь Антиохийский, св. Мелетий, узнал и полюбил Иоанна как сына; он принял на себя докончить христианские наставления для Иоанна, и крестил его; Иоанн проводил все это время в молитве домашней и общественной, в чтении Свящ. Писания, в испытании своего сердца. Спустя три года после Крещения, поставлен он (370 г.) в должность чтеца 940 . В начале 372 г., блаженный Мелетий послан был в заточение Валентом 941 ; для православной паствы антиохийской оставались учителями священники Флавиан и Диодор, занимавшиеся в подвижнической школе (ασκητριον) образованием юношей. Диодор с просвещением обширным, с ревностью к Евангельской истине пламенною, каждый день переходил из одного дома в другой, чтобы утешать и укреплять осиротелых чад Православия, и жил с самоотвержением 942 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Каманы (Команы). Церковь Василиска. Церковь Святого мученика Василиска Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Василиска мученика Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Абхазия, гора Гумбиху недалеко от селения Команы Координаты: 43.092942, 41.009156 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Этот храм в настоящее время сложно посетить. Это храм Святого мученика Василиска на горе Гумбиху недалеко от селения Команы в Абхазии. Там еще повсюду следы недавней войны. Братия Команского монастыря восстанавливает храм Василиска. По преданию, будучи в изгнании, свою последнюю Божественную Литургию отслужил здесь Иоанн Златоуст. Недалеко от храма мощи Василиска. В этом же храме по церковному преданию умер Иоанн Златоуст во время его изгнания византийскими императорами. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение каждое лето с группой поломников мы отправляемся к святым мощам св м Всилиска --я являюсь организатором этих поездок по святым местам Абхазии--во время молебна на святом источнике Василиска камни покрываются кровью Василиска и каждый увозит с собой по камушку как великую святыньку во славу Божию  так же в храме находится рака где 30 лет находились мощи Иоанна Златоуста и еще мы поднимаемся по горной тропе к наскальному образу Иоанна Предтечи --и посещаем другие--монастыри и храмы --2012-год-декабрь-т-8-982-929-18-73- --т--+7-940-770-49-10- ЕЛЕНА 13 декабря 2012. По приказу правителя Агриппы Василиску отрубили голову.Произошло это в селе Команы (Абхазия), куда был сослан Василиск.  Христиане ночью тайно погребли  святые останки на вспаханном поле. Через некоторое время на этом месте была построена церковь во имя Святого мученика Василиска, куда  перенесли  его мощи. По молитвам Святого мученика стали совершаться чудесные исцеления. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=00995

937. И еще раз вспомним этот святоотеческий совет. «Брат вопросил старца: есть два брата, один безмолвствует в келии своей, продолжая пост до шести дней в седмицу и много налагая себе трудов, другой же служит больным. Которого дело более приятно Богу? Говорит ему старец: хотя бы тот брат, который держит пост в течение шести дней, за ноздри повесил себя, и тогда он не может сравняться с тем, который услуживает больным» (Древний патерик. M., 1899. С. 324) 938. Это эскиз возможного будущего учебного пособия по миссиологии для наших семинарий. Поскольку иного учебника по этому предмету не существует, я тороплюсь дать хоть что-то, чтобы облегчить моим студентам в Московской Духовной Семинарии знакомство с темой и, конечно, сдачу экзамена. Поэтому здесь будет много не-моих текстов. Это своего рода антология. При возможности 939. «Я молил, я выпрашивал знака небес. Слал небесам мольбы — ответа нет. Небеса не знают даже моего имени. Я вопрошал себя ежечасно, что я в глазах Господа? Теперь я знаю: ничто. Бог меня не видит, Бог меня не слышит, Бог меня не знает. Ты видишь пустоту над головой: то Бог. Ты видишь щель 940. Митрополит Антоний Сурожский. О миссионерстве И Церковь и время. M., 2004. (27). С. 89 941. Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна 72:4//Творения. Т. 8. Кн. 2. С. 485–486 942. Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на 1 Тим 10:3//Творения. Т. 11. Кн. 2. С. 687–688 943. Цит. по: Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности. M., 2001. С. 62 944. Послание 17 К Иоанну спафарию H Преподобный Феодор Студит. Послания. M., 2003. Ч. 2. С. 54. Но тут стоит заметить, что младенчик, в восприемники которому была дана икона, все же не дожил и до года 945. См. Оболенский Д. Византийское содружество наций. M., 1998. С. 280 и Иванов С. А. Византийское миссионерство. M., 2003. С. 289. со ссылкой на: Никифор Григора. Византийская история. 36,41 946. Митрополит Нестор. Моя Камчатка//Божией милостию архиерей Русской Церкви. Три жизни митрополита Нестора Камчатского. M., 2002. С. 355–356

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

904. Книга Феодора Студита, Гурьева письма Тушина, чтут на Соборе по Воскресеньям, в полдесть. 905. Книга житие Феодора Студита, с приписми письменная, в полдесть, в затылке. 906. Книга Иоасафа Царевича с Григорием Беседовником, письменная, в полдесть, Соборная. 907. Книга Иоасафа Царевича, письменная на харатье, в полдесть, ветха с Патериком. 908–909. Две книги Григория Беседовника, с приписми письменные, в десть. 910. Книга Григория Беседовника в полдесть. 911. Книга в начале Дамаскиновы Небеса, в ней же житие Ивана Милостивого, да Николы чудотворца, письменная в десть, Хабаровская. 912. Книга, в начале Андрей Юродивый; в ней же поучение Фотия митрополита, письменная в десть, в затылке. 913–914 Две книги в полдесть Андрея Юродивого, одна с житием чудотворца Кирилла, Соборная. 915. Книга Саввы Освященного, писана на харатье, в десть. 916–917. Две книги Саввы Сербского в полдесть; одна Гурьева письма Тушина, другая Соборная в затылке. 918. Книга Иов Авсидитский, письменная в полдесть. 919. Книга Нифонт письменная, в полдесть. 920–921. Две книги Ниловы главы, письменные, в полдесть. 922. Книга в четверть, в начале старца Нила ко ученикам. 923–925. Три книги Феодора Едесского письменные, в полдесть. 926–929. 4 книги Соловецких чудотворцев, письменные, жития их и службы, в полдесть. 930–932. Три книги Илариона Великого с приписми, письменная в полдесть. 933–937. 5 книг Дионисия Ареопагита, письменные в десть. 938. Книга Дионисия ж Ареопагита, письменная в полдесть. 939. Книга Ивана Дамаскина, письменная в десть, Аркадиевская; в той же книге Георгия премудрого Писиды. 940. Книга Ивана Дамаскина с Чепью златою, письменная, в полдесть. 941–943. 3 Книги Ивана Дамаскина, письменные в полдесть. 944. Книга Ивана Дамаскина Небеса, Боголепа Губы, в четверть, с приписми. 945. Книга Ивана Дамаскина Небеса, письменная в четверть Исаинская. 946–947. Две книги Петра Дамаскина, письменные; в одной в начале Ивана Златоустого о Святой Троице, обе в полдесть. 948. Соборник в коже Петра Дамаскина, письменный, в четверть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Но едва только дошла до ворот монастыря, упала и умерла. Одному епископу Бог открыл о смерти ее, и тот видел, как святые ангелы пришли, взяли душу ее, а бесы вслед них шли и спорили с ними. Святые ангелы говорили, что она столько-то лет служила нам, душа ее наша. А бесы говорили, что она и в монастырь-то вступила с леностью, как же вы говорите, что она покаялась? Ангелы отвечали: Бог видел, что она всеми мыслями и сердцем приклонилась к доброму, потому и принял покаяние ее. Покаяние зависело от ее доброй воли, а жизнью Бог владеет. Бесы с посрамлением удалились (Пролог, 14 июля). Преп. Афанасий Афонский прославился благочестием, святостью и чудотворениями; но Бог, по непостижимым для нас судьбам, назначил ему несчастную, по-видимому, смерть и заранее открыл ему, что он с пятью учениками своими будет задавлен сводом церковного здания. Святой Афанасий намеками говорил об этом и в последнем поучении братии, как бы прощаясь с ними, и, после поучения, поднявшись с пятью избранными учениками на верх постройки, тотчас был задавлен обрушившимся зданием (Четьи-Минеи, 5 июля). Св. Златоуст говорит: Если увидишь, что праведник терпит злую кончину, не упадай духом: ибо несчастия уготовляют ему светлый венец. Бог наказывает некоторых на земле, чтобы облегчить им тамошнее наказание, или совсем освободить их от оного, когда видишь, что некоторые или при кораблекрушении погибли, или задавлены домом, или потонули в реке, или другим насильственным образом окончили жизнь, между тем, как иные, подобно им или еще хуже, грешат, однако остаются невредимыми, не смущайся и не говори: отчего эти согрешающие одинаково не пострадали одинаково? Бог попускает одному быть убитым, облегчая тамошнее наказание ему, или пресекает греховность его, чтобы, продолжая жизнь нечестивую, не собирал для себя большее осуждение. А другому не попускает такой смерти, чтобы, наученный казнию первого, он сделался благонравнее. Если же вразумляемые не исправляются, виновен не Бог, а беспечность их» (Беседа 2 о Лазаре)» 940 В заключение упомяну еще об одном чуде божественном, говорящем, что даже такое явление, как смерть, от коей никто не может защититься, находится в руках Господа, которую Он, когда хочет, посылает и, когда хочет, отстраняет, по Его же слову: Аз убию и жити сотворю; поражу и Аз исцелю, и несть иже измет от руку Моею...

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Владимира (где занимал первое место на право от царских врат) 936 и церкви Введения (где занимал третье место) 937 . На четырех иконостасах (более ранних церквей) в местном ярусе стояла икона св. Троицы (Успенском, Введенском, Предтеченском и Архангельском) 938 . Большинство остальных икон воспроизводило изображения местночтимых святых – по преимуществу русских. Так, кроме образов преп. Кирилла, здесь встречались иконы – св. Сергия, Петра и Алексия, Леонтия ростовского, Дионисия глушицкого и т. п. С конца XVI и в начале XVII века замечается поставление в местном ярусе нескольких икон св. Николая 939 . По указаниям описей 1601 и 1621 годов на царских вратах встречались изображения: 1) или Благовещения с четырьмя евангелистами (в Успенском соборе и в церкви св. Иоанна Лествичника ), 2) или святых (в церквах архангела Гавриила и Преображения и в приделах: св. Константина и Елены, св. Феодора Стратилата и св. Николая) 940 . На царских дверях церкви св. Сергия совмещались иконы обоих видов: Благовещение и два святителя Василий Великий и св. Иоанн Златоуст . Так как изображениям святителей вместе с архидиаконами обыкновенно принадлежало место на столпцах, то возможно, что отсюда они перешли и на самые створы кирилловских царских дверей, где во всяком случае они были не менее частыми, чем иконы Благовещения. Из северных дверей даже в XVIII веке не все были снабжены иконописными изображениями. В XVI же веке во всем монастыре таких было только три. Ко времени описи 1601 года на северной двери Введенской церкви был писан «благоразумный разбойник»; во Владимирской церкви: «Адамле сотворение, да мучение трех отрок да Данил пророк». Эта же тема развивалась и на северной двери церкви св. Кирилла «изгнание Адама из рая, Даниил пророк во рве и три отрока в пещи», а к 1621 году осталась в монастыре единственной для всех северных дверей, так как к тому времени подобная же, но более сложная, композиция была помещена на северные двери Успенского собора и Введенской церкви 941 . О южных дверях кирилловские описи начала XVII века умалчивают вовсе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

В плане художественной формы и содержания эти произведения являются блестящими образцами древнерусской ораторской прозы, или церковного красноречия. Создавая их, Кирилл Туровский следовал своему излюбленному принципу символико-экзегетического подхода к предметам истории и веры, а также принципу риторической организации повествования. Именно поэтому его «Слова», будучи комментариями к тематически соответствующим им евангельским чтениям, отличаются пышностью стилистического оформления и отвлеченностью содержания. Все они посвящены богословско-философской проблематике и вовсе не касаются, в отличие от «Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона, общественно-политических вопросов и не решают, в отличие от поучений преподобного Феодосия Печерского , какие-то определенные назидательные задачи. По признанию самого Кирилла, он стремился вящим образом «прославити», «воспети», «возвеличити», «украсити словесы», «похвалити» то или иное библейское событие и, соответственно, церковный праздник. При этом Кирилл широко, тонко и умело использовал предшествующую литературную традицию, – прежде всего, святоотеческое гомилетическое наследие, и не только как сокровищницу разнообразнейших риторических приемов, но и как кладезь богословской мысли и образно-эмоциональной речи. Исследователи отмечают в его «Словах» рефлексы использования сочинений значительного числа византийских авторов IV-XI вв.: Евсевия Кесарийского (340), Тита Бострийского (372), Ефрема Сирина (372), Григория Богослова (389), Епифания Кипрского (403), Иоанна Златоуста (407), Кирилла Александрийского (444), Прокла Константинопольского (446), Симеона Метафраста (ок.940) Феофилакта Болгарского (ок.1085) и др. Широко и разнообразно использовал Кирилл Туровский также ветхо- и новозаветные повествования, апокрифические тексты, богослужебные стихо-словия, «Хронику» Георгия Амартола и другие литературные источники. При этом заимствованные пассажи, цитаты, реминисценции, аллюзии, парафразы, образы, словесные формулы он свободно комбинировал, художественно обогащая их собственными дополнениями и размышлениями. Так что в результате под его пером возникала сложная мозаичная картина божественной, сакральной действительности, в которой неслиянно и нераздельно сплетены и смешаны прошлое, настоящее и будущее, небесное и земное, вечное и прехо-дящее, священное и обыденное, духовное и чувственное. Именно поэтому вряд ли правомерно считать Кирилла Туровского , вслед за некоторыми исследователями, только лишь искусным подражателем и компилятором. Традиционно следуя правилам средневекового литературного этикета и наполняя свои тексты так называемыми топосами (общими местами), этот древнерусский ритор все же был совершенно свободен в своем выборе заимствований, их смысловом препарировании, художественном сочетании и интерпретации.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

стены (утрачены, см.: Mango C. Materials for the Study of the Mosaics of St. Sophia at Istanbul. Wash., 1962. P. 49-51. Fig. 57-59). Изображение святителя на тончайшей работы складнях-авориях 2-й пол.- кон. X в. нередко сопоставлялось с образами св. отцов Церкви, напр., Н. стоит рядом со свт. Иоанном Златоустом, их общее святительское, проповедническое служение подчеркивается одинаковым жестом правой руки, когда каждый из них прижимает ладонью к груди Евангелие, поддерживаемое покровенной левой рукой (Музей Виктории и Альберта, Лондон; Музеи Ватикана). На миниатюре в Библии сакеллария Льва, или Библии кор. Христины Шведской (Vat. Reg. gr. 1B. Fol. 3r, ок. 940 г.), Н. показан на фоне 2-ярусной эдикулы-апсиды, украшенной зелеными завесами, с благословляющим именословным перстосложением правой руки; крупный формат фигуры, соотнесенной с пропорциями благородной архитектуры, сияющий силуэт облаченного в белые одежды епископа как нельзя лучше передавали духовную силу и мощь святого, к заступничеству к-рого припадали молящиеся. Кодекс был заказан сакелларием Львом для к-польского мон-ря во имя Н., волю заказчика исполнил его брат, основатель мон-ря протоспафарий Константин. Изображения обоих ктиторов представлены рядом, но на отдельных листах. Если сакелларий Лев припадает на одно колено, поднося Пресв. Богородице (Fol. 2v) в дар кодекс, то его брат и 1-й (?) настоятель к-польской обители игум. Макарий изображены припадающими в земном поклоне (проскинесисе) к стопам Н. Как и образ Божией Матери на соседней миниатюре, образ Н., помещенный с Ней в одно пространство, превосходит по масштабу фигуры донаторов. Это явное композиционное сопоставление позволяет видеть в Н. первого среди святых, заступника и покровителя рода людского. Лик святителя округлый, выражение лица сурово (впалые щеки, уголки губ сильно опущены), волосы короткие, с проседью, как и короткая борода. Белые одежды включают фелонь, нижнюю тунику-столу с пурпурными клавами, омофор с пурпурными крестами, лежащий на плечах в форме греч.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010