Описания Синодальных рукописей, отдела 2 часть 2, стр. 631, Молитва евангелиста Луки, – Иосиф Волоколамский в Просветителе стр. 457. 12 . О книгах истинных и ложных и о почитании книг. О книгах истинных и ложных. Синодальные рукописи стр. 600 стр. 640; стр. 679; стр. 742; листы 11 оборот и 160, стр. 505 fin., 506; лист 641, стр. 577 fin. листы 646 оборот и 648, стр. 578. (О книгах ихже подобает чести и внимати и ихже не внимати, ни чести). См. Пыпина и Спасовича Историю славянских литератур 2 издание I, 68. Порфирьева Словесность, I, 225 примечание [Памятники Павлова col. 104, 114, 789–796]. О почитании книг слова, поучения и статьи: а) Златоустого – Слово како подобает чтениа послушати и внимати. Начало: „Рече блаженный Ио. Златоустый: седящу ти на чтении словес Божьих, прежде помолися ему”. Синодальная рукопись XVI в., стр. 178; стр. 271, конца XIV или начала XV в.; Лаврский Измарагд лист 5 оборот fin. б)  Ефрема Сирина от слова 99 егда почнеши чести книгу кой, с прилежаньем и болезнию чти. Сходна с предыдущей. Синодальная рукопись XVII в., стр. 184. в) Златоуста, Ефрема Сирина , Василия великого , Исаака Сирина и других (выбор из-) о еже како подобает прочитати божественная писания, – Синодальная рукопись XVII в., стр. 213, рукопись листы 671–680. г) Преподобный Нестор, – Лаврский список стр. 65–66. д) Наказание святых отец. Аще кто боголюбец и богочтец всхочет насладить душу свою, то послушает святых книг. Волоколамская рукопись лист 263. е) Слово Златоустого о книжном учении и о почитании всякому человеку. Волоколамская рукопись лист 31 оборот. Начало: „Послушайте, братие, и разумейте чада, како вы есть веровати во единого Бога”. ж) Слово о книжной вещи Златоустого. Начало: „Что приобретают, приникающе в божественныя книги. Волоколамская рукопись лист 513 оборот. з)  Ефрема Сирина , како достоит со всем прилежанием чести святые книги. Братия, егда ти найдет лукавый помысл, извлечи си мечь. Лаврский Измарагд лист 6. и) Лаврский Измарагд листы 5 оборот – 9 оборот. Несколько статей о почитании книг (много). 13. Статьи по азбуке, грамматике и философии. Азбуковники.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Труды св. Максима Исповедника по раскрытию догматического учения о двух волях во Христе. СПб., 1888. С. 137–138). 501 Ср., например, одно рассуждение свт. Игнатия Брянчанинова : «Благочестивым глубоким размышлением изучи молитву Господа, которую Он приносил Отцу в саду Гефсиманском в мноштрудные часы, предшествовавшие Его страданиям и крестной смерти. Этою молитвою встречай и побеждай всякую скорбь. Отче Мой, молился Спаситель, аще возможно есть, да мимо идет от Мене Чаша сия: обане не якоже Аз хощу, но якоже Ты ( Мф. 26:39 ). Молись Богу об удалении от тебя напасти и вместе отрекайся своей воли слепой; предавай себя, свою душу и тело, свои обстоятельства настоящие и будущие, предай близких сердцу ближних твоих воле Божией всесвятой и премудрой» (Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова . Т. 1. M., 2001. С. 509–510). 504 См. на сей счет комментарий в «Толковой Библии»: «Апостол со всею решительностью устраняет всякую мысль человека-грешника, будто искушение ко греху и злу может происходить от Бога: такая мысль коренным образом противоречит основному понятию о Bo­re как Существе Всесвятом и Всеблагом – Бог не искушается злом (Фе ς περαστος στι κακν) и Сам не искушает никого. Слово περαστος должно быть передано именно так, как оно передано в русском переводе – в том смысле, что Бог абсолютно чужд зла, безусловно не затрагивается никакими прирождениями зла. Славянский перевод несть искуситель злым, как и Вульгаты – intentator, неточны, тем более что, в случае принятия такой передачи, получилась бы тавтология с последним выражением: и Сам не искушает никого» (Толковая Библия . Т. 10. Петербург, 1912. С. 225–226). Св. Дионисий же считает, что Бог «искушает» человека, но этот глагол ( πειρζω) следует понимать, вероятнее всего, в смысле «испытывает», подчеркивая, что подобное испытание идет на пользу ( π’ φελε) его. 505 Русский перевод: Творения. С. 110–111. См. один отрывок из толкований на Соборные Послания св. Иоанна Златоуста : «Мужественно состязавшийся будет опытным мужем, во всем искушенным. А явившемуся светлым из мрака дан будет венец жизни, приготовленный Богом для любящих Его. Так тот, кто переносит искушение, презирая труды и самую смерть, получит венец вечной жизни» (Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста . Т. XII, кн. 3. M., 2004. С. 1319).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Во II в. ученые-язычники, обращенные в христианство, внесли в него любовь к знаниям, в результате чего огласительные школы постепенно преобразовались в научно-образовательные учреждения. Это диктовалось и значительными преимуществами, которые высокоразвитое естествознание, диалектика и риторика давали греческим и римским философам. Например, Александрия (обладавшая музеем, прославленным богатыми коллекциями и библиотекой в полмиллиона рукописей) привлекала ученых со всего мира, причем часто доходило до споров между ними и христианами. Стало ясно, что для того, чтобы отбивать нападки язычников, требуется, чтобы логика, математика, натурфилософия, грамматика, литература, наряду с экзегетикой Писания, преподавалисв на значительно более высоком уровне. Эти обстоятельства заставили руководство местной школы сделать все необходимое для того, чтобы превратить ее в нечто вроде высшей христианской академии. Такие учебные заведения возникали с III в. и до конца античности во многих городах, из которых наиболее известны Рим, Кесария (Палестинская), Иерусалим, Антиохия (предполагается, что и Эдесса) и др. Из них выходили люди, распространявшие слово Божие проповедью, обучением и литературной деятельностью. Воспитательное и нравственное значение христианских книг было огромно: через них новая вера не только крепла и распространялась, но и учения отцов, апологетов и учителей Церкви сохранялись для будущих поколений. Многие святители, такие как блж. Августин , св. Василий Великий , св. Иоанн Златоуст и другие, закончили начальную, среднюю и высшую ступени своего образования в римских школах. Блж. Августин считал, что для укрепления христианской нравственности полезно изучать светские науки. Св. Василий Великий поддерживал переписку со своим учителем, знаменитым ритором Ливанием, который до конца жизни оставался язычником. «Сохранившиеся письма иллюстрируют их взаимное уважение и восхищение друг другом» 504 . Св. Иоанн Златоуст , сам большой оратор, позволяет христианским юношам обучаться в языческих школах, но при условии, что не пострадает их христианская нравственность 505 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vys...

Его использование аргументов кажется неискренним. Например, замечательная цитата из свт. Иоанна Златоуста : «Когда пришел Христос... то очистил всю землю, сделал всякое место удобным для молитвы» – используется против растущего почитания освящённых зданий и культа святых, что было характерно для так называемых святых мест с самого начала. При этом он опускает из виду, что и Златоуст – один из самых ярких свидетелей растущего почитания святых. 504 Надо полагать, что Златоуст не видел противоречия в том, что Богу можно молиться везде, но при этом могут существовать также и святые места. Но настоящий злодей [по мысли Шмемана] – мыслитель, писавший под именем Дионисия Ареопагита . «Первое чистое выражение этой теории культа и, следовательно, посвящения как участия в нём мы находим у пс.- Дионисия Ареопагита ». 505 «Мистериологическое» благочестие выходит из этого и сводит литургию до театрального действа, которое понимается каждым по-своему. Вместо участия в литургии мы должны наблюдать и толковать священные действия. В том, что Шмеман пишет, есть доля истины, но он впадает в крайности, в том числе, когда обесценивает какой-либо род «мистериологического» благочестия, совершенно отрицая труд о.Одо Казеля, который видел в понятии «таинства» основу богослужения. Действительно, таинство или мистерион показано о.Александром очень однобоко, а важный труд Луи Бойера, опубликованный более чем за десятилетие до этого, просто не упоминается. 506 Отрицая «мистериологическое» благочестие», автор отрицает не только Ареопагитский корпус, но и сочинения о литургии прп. Максима Исповедника , свт. Германа Константинопольского и других, вплоть до трудов Николая Кавасилы – его «Изъяснение Божественной литургии» и «О жизни во Христе», и далее – св. Симеона Солунского и даже Н.В. Гоголя. Любопытна неприязнь Шмемана к Ареопагиту, нигде не аргументированная, но присутствующая. Подобное мнение разделял и его младший коллега, о. Иоанн Мейендорф , что ставило их особняком среди богословов русской эмиграции: Владимира Лосского , Мирры Лот-Бородиной и даже о.

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/so...

Феодор проводил четыре тайноводственных занятия сразу после догматического катехизиса перед крещением, а заключительные два – после крещения. Первое занятие у Феодора было полностью посвящено объяснению и повторению молитвы “Отче наш” 504) . Напомним, что Кирилл не уделяет этой молитве отдельной проповеди, а кратко останавливается на ней в самом конце своего тайноводственного катехизиса на Светлой седмице. Что же касается таинства евхаристии, то в этом вопросе антиохийские мистагоги проявляли такую же щепетильность, как и все остальные христианские учителя: “Мы отправляем таинства при закрытых дверях и не впускаем непосвященных не по причине какого-то недостатка, который мы признаем в наших обрядах, а по причине того, что многие еще недостаточно подготовлены к ним”, – объясняет Златоуст 505) . Смысл происходящего на евхаристии позволялось открывать только принявшим крещение. Никто из церковных учителей IV в. не отступал от этого правила. Поэтому Феодор посвящает евхаристии две заключительные главы своего мистагогического катехизиса, прочитанные уже новокрещеным на Светлой седмице 506) . На практике катехумены знали, с одной стороны, меньше того, о чем рассказывалось на огласительных занятиях, так как запомнить и усвоить все, о чем учили катехизаторы, они не могли, с другой же стороны, о тех вещах, обсуждение которых было умышленно отложено, они так или иначе догадывались, так как держать их в полном секрете с практической точки зрения было невозможно. Обычай откладывать крещение В Антиохии, как и в других церквах в IV в., многие катехумены откладывали крещение на неопределенный срок, порой даже до гробовой доски. Главных причин тому было две. Первая причина заключалась в том, что некоторые язычники видели в крещении индульгенцию, поскольку в нем подавалось прощение всех грехов прошлой жизни. Вторая причина была прямо связана с первой. Многие катехумены не решались креститься из боязни совершить тяжелый грех после крещения. По распространенному убеждению, один и тот же проступок до крещения заслуживал меньшего наказания, чем после него. Как учил св. Иоанн Златоуст, вина за грех, совершенный после крещения, удваивается или утраивается 507) . Надо отметить, что древняя покаянная практика, оставшаяся с тех времен, когда христиане составляли в языческом обществе незначительное меньшинство, была строгой и предполагала исповедание грехов перед всей общиной.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

См.: Ефрем Сирин, преподобный. О том, как приобретается человеком смиренномудрие. 56. Цит. по: Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2001. См.: Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Письма к родным и друзьям. 570. См.: Иоанн Златоуст , святитель. Против иудеев. 1. 7. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Приложение к магистерской диссертации «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» доцента архимандрита Иоанна Маслова. Загорск, 1981. С. 217–218. См.: Варсонофий Великий и Иоанн Пророк , преподобные. Руководство к духовной жизни. 517. Петр Дамаскин , преподобный. О том, что не должно отчаиваться//См.: Петр Дамаскин , преподобный. Творения. I. См.: Варсонофий Великий и Иоанн Пророк , преподобные. Руководство к духовной жизни. 165. См.: Иоанн Кронштадтский , святой. Моя жизнь во Христе. II. 8. Цит. по: Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Декабрь. М., 1906. C. 636. См.: Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Письма к мирянам. 225. См.: Григорий Богослов , святитель. Молитва в болезни. 1. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. C. 174. См.: Макарий Оптинский , преподобный. Письма. 543. Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского. М., 1858. Т. 2. С. 236. См.: Арсений (Жадановский) , епископ. Духовный дневник. М., 1998. См.: Варсонофий Великий и Иоанн Пророк , преподобные. Руководство к духовной жизни. 505. См.: Макарий Великий , преподобный. Духовные беседы. 48. 4–6. См.: Игнатий (Брянчанинов) , святитель. О чудесах и знамениях. II. 3. См.: Феофан Затворник , святитель. Письма. VI. 1018. См.: Иоанн Тобольский , святитель. Илиотропион. М., 2003. См.: Иоанн Златоуст , святитель. Слово о болезни и врачах. См.: Он же . Против иудеев. 1. 7. Рейтинг: 8.5 Голосов: 301 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5729.html

Свт. Григорий Палама. Беседа 59. Афины, 1861. С. 244. 1153 Мученичество Поликарпа Смирнского//ΒΕΠΕΣ. 3, 24. 1154 Свт. Климент Римский. К Коринфянам. Послание И. Гл. 7//Ранние отцы Церкви. Брюссель. 1988. С. 89. Это Послание «считается древнейшей сохранившейся христианской проповедью». 1155 Св. Иустин Философ. Апология I. Ст. 28, 52; Диалог с Трифоном иудеем. Ст. 45//Творения. Репринт. М., 1995. С. 58, 82, 203. 1156 Свт. Феофил Антиохийский. К Автолику. Кн. I. Ст. 14//Ранние отцы Церкви. Брюссель. 1988. С. 467. 1157 Свт. Кирилл Иерусалимский. Слово огласительное, 18. Ст. 19. М., 1991. С. 305. 1158 Свт. Василий Великий. Правила, кратко изложенные… Вопросоотв. 267//Творения. Репринт. Ч. 5. С. 291: «И это плод диавольского обольщения, что многие люди, забывая таковые и столь многие слова и выражения Господа, утверждают о конце мучений, чтобы скорей они могли решиться на грех. Но если когда–нибудь наступит конец мучений, то, во всяком случае, закончится и вечная жизнь […]. Ибо каждому то и другое вечное дается в равной мере. Ибо отойдут, — говорит Он, — «сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25, 46). 1159 Свт. Иоанн Златоуст. К Феодору падшему, I, 9, 10//PG. 47, 289–290. 1160 Он же. Беседы на Евангелие св. Апостола Иоанна Богослова. Беседа 5. Гл. 4//ПСТ. Т. 8. С. 50; На Пс. 48, 9//PG. 55, 236. 1161 Он же. О смерти//PG. 63, 810. 1162 Свт. Иоанн Златоуст. Слово 25. О будущем Суде//PG. 63, 746. 1163 Свт. Кирилл Александрийский. Об исходе души…//PG. 77, 1072 ВС; 1073 А, 1076 Д. 1164 Νικοδημου γιορετου. Να Κλμαξ… Κωνσταντινουπλει, 1844. Σ. 191. 1165 См.: П. Ν. Τρεμπελα. Δογματικ… θηναι, 1961. T. 3. Σ. 504–505. 1166 Он же. " Υπμνημα ες τς πιστολς της Κ. Διαθκης. T. 1. θηναι, 1956. Σ. 145–146. 1167 См.: Κ. Καλλνικου. αμαρτα κατ την Χριστιανικην αντληψιν. θηναι, 1958. Σ. 125. 1168 Святой Никодим Святогорец отмечает, что «грех беспределен, согласно богословам, как оскорбление беспредельного Бога». Но он не называет имен богословов, которые, по его утверждению, характеризуют грех как «беспредельное» зло.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Третье место между этими молитвами занимает молитва св. Златоуста: „Боже, ослаби, остави, ущедри, прости ми согрешения моя”, четвёртое – того же Златоуста: „Верую Господи и исповедаю”, и, наконец, пятое – „Владыко Господи человеколюбче, да не в осуждение ми будет причастие святых Ти таин” (рукопись Соловецкой библиотеки листы 190–194 оборот). Это в одном памятнике, а в другом и порядок чина иной и молитвы иные. Первой молитвой читается молитва: „Очисти мя, Господи, от грех моих и грешных ради пролиял еси кровь Свою”, 2-ая и 3-я молитвы те же, что в нынешнем чине, 4-ой – „Владыко многомилостиве Господи Иисусе Христе Боже наш, молитв ради Пречистая Ти Матери” (рукопись той же библиотеки листы 269–271). – Наконец, есть памятники, в которых этот чин излагается также, как и в нынешних требниках (той же библиотеки требник лист 110; листы 184–185; служебник Московской Синодальной библиотеки лист 101; лист 112; Описания отдел III, в. 1, стр. 63, 71. Сличить требник 1842г., листы 59–60), – и только иногда вместо 3-й молитвы читали: „Господи Боже наш, един благ и человеколюбец” (Рукопись Московской Синодальной библиотеки листы 503–505). Чин этот совершался в храме (рукопись Соловецкой библиотеки лист 272; лист 185 оборот), но иногда св. дары для причащения больного приносились и на дом. Причащение в этом случае совершалось по особому чину, который надписывается так: „Чин егда случится с дары служебными ити к брату больному”. После литургии священник брал оставшиеся дары и шёл в дом больного. Впереди его шёл диакон с крестом в руках. За священником следовали клирики с пением богородична 8 гласа. У постели больного читались Символ веры и тропарь: „Вечери Твоея тайные”, после которого больной, испросив прощение у игумена и присутствующих, при пении стиха: „Тело Христово”, причащался св. Таин. После причащения читалось „Ныне отпущаеши”, Трисвятое, Отче наш, тропарь и кондак праздника, храма, если храм построен в честь Христа Спасителя или Божия Матери. В противном случае вместо храмовых тропаря и кондака читались тропари: „Помилуй нас, Господи”, Слава, „Господи помилуй нас”, И ныне, „Милосердия двери”, после которых совершался обычный отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Там же, PG 45, 512А (р. п.: Творения. Ч. 5. С. 313). 373 Т. е., если бы Первая Ипостась именовалась по отношению к Духу, то не была бы называема Отцом, но Изводителем, но, поскольку прежде Духа уразумевается Сын, по отношению к Которому Причина Его бытия именуется Отцом, то через посредство Сына, доставляющего нам познание Отца как отца, и Дух Святой называется исходящим от Отца. 374 Т. е., употребляя в качестве промежуточного понятие света, как входящее в само наименование «светящего». 375 Палама здесь возвращается к сделанному чуть выше уподоблению свечения рождению. 376 Григорий Нисский, Житие Григория Чудотворца, PG 46, 912D р. п.: Творения. М. 1872. Ч. 8. С. 147). 377 Его же, Великое огласительное слово, 2, PG 45, 17В (р. п.: Мистическое богословие Восточной Церкви. С. 312). 378 Парафраза Григория Богослова, Слово 42, 15, PG 36, 476AB (р. п.: Т. 1. С. 594). 379 См. Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 34, PG 75, 577A. 380 Василий Великий, К Амфилохию, епископу Иконийскому о Святом Духе, 8, PG 32, 105С (р. п.: Творения. Ч. III. С. 263–264). 381 Источник цитаты не установлен. 382 Мф. 12:28, ср. также Лк. 11:20. 383 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 34, PG 75, 616 D. 384 Там же, 497 А. 385 Там же, 505 А. 386 Там же, 568 С. 387 Там же, 617 С. 388 Там же, 600 С. 389 Там же, 597 А. 390 Этот пассаж на самом деле из Кириллова «Слова о вочеловечении Единородного», PG 75, 1241А. См. также Деяния Третьего Вселенского Собора, Concilia Oecumenica, АСО: Concilium universale Ephesenum anno 431, Berlin, 1965, С. 67, 4–9 (TLG). 391 Источник цитаты не удалось установить. 392 Ин. 7:38. 393 Деян. 1:5. 394 Деян. 2:33. 395 Ин. 15:26. 396 Иер. 2:13. 397 См. Пс. 35:10. 398 Иоанн Златоуст (псевдоэпиграф), Слово на псалом 96:1 и на таинство крещения, 3 PG 55, 607 (р. п.: Т. 5 (2). С. 689). 399 Ин. 4:14. 400 Иоанн Златоуст, Беседа 32 на Евангелие от Иоанна, PG 59, 183А (р. п.: Т. 8(1). С. 205). 401 Кирилл Александрийский, Диалог 3 о Святой Троице, PG 75, 726 С. 402

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

504 Созомен сообщает о жизни Златоуста в ссылке следующее: «Иоанн в ссылке сделался еще знаменитее, ибо, имея пзобилие в деньгах, получаемых им от Олимпиады, выкупал у исаврийцев многих пленных и возвращал их родным, доставлял также необходимое многим бедным. А кто не нуждался в деньгах, тех привлекал словом, через что вошел в великую любовь и у армян, между которыми он жил, и у соседних туземных народов». (См.: Созомен. Указ. соч. С. 605.) О пастырской и миссионерской деятельности Златоуста в ссылке свидетельствуют его письма. В 14 письме к Олимпиаде он просит оказать епископу Маруфе Мартиропольскому помощь в миссионерской деятельности. В письме финикийскому миссионеру, пресвитеру Николаю, он советует озаботиться поиском новых пастырей и сам посылает ему на помощь пустынников Иоанна и Геронтия. В Антиохию Златоуст послал миссионера монаха Афраата, с которым везде сохранял связь. Афраат цосетил Златоуста в Кукузе и принес от одного из богатейших и благочестивых жителей Антиохии большую сумму серебра, которую святитель передал финикийским миссионерам. (См.: Агапит, архим. Указ. соч. С. 400–405.) 505 Это событие произошло в конце 406 г. из-за опасности частых набегов исаврийцев. О нем рассказывает сам Златоуст в письмах Полибию и Руфину. (См.: Агапит, архим. Указ. соч. С. 397.) 507 «Весьма многие, – сообщает Созомен, – приходили к нему даже из Антиохии и из прочих городов Сирии и Киликии». (См.: Созомен. Указ. соч. С. 606.) 508 Слово φιλοσοφα в творениях св. Иоанна Златоуста обычно употребляется в сочетании с каким-либо другим словом, что характерно для литературной традиции, в рамках которой находятся Златоуст. Сочетание слов φιλοσοφα α πολιτεα, указывало на образ поведения христианина, вплоть до малейших деталей, в повседневной жизни. Тексты, в которых употребляласъ группа слов φιλοσοφα α ρετ, говорят о добродетели и благочестии. Сочетания слов φιλοσοφα α αρτερα, νδρεα, πομον употребляются Златоустом, когда он говорит о правильном христианском направлении человеческой воли при перенесении страданий. В тех случаях, когда слово φιλοσοφα употробляется одно, оно указывает на силу души, терпение, молчание, радостъ при перенесении страдания. Если в тексте речь идет о нравственной жизни, φιλοσοφα часто переводится как «добродетель». Подробно о значении слова φιλοσοφα в творениях св. Иоанна Златоуста см.: Malingrey A.-M. «Pifosophia». Etude dans d’um groupe de mots dans la littérature grecque des Présocratique au IV-e s. après Jean Chrysostome. Paris, 1961. P. 281–283.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010