Пророческое вдохновение отлично также и от вдохновения евангелиста. Конечно, некоторые из ветхозаветных пророков, особенно Исаия, описали будущую жизнь Господа на земле, страдания, смерть и воскресение Его с необыкновенной ясностью и точностью. При всём том между писателями-пророками и писателями-евангелистами – разница большая. Евангелистам – свойственно говорить обо всём по порядку. Пророкам же свойственно брать только некоторые черты, упоминать о немногих обстоятельствах события и притом прикровенно 495 . Как орган божественного вдохновения, пророк есть истолкователь Божией воли 496 . Самое тесное единение существует между Духом Божьим и духом пророка. Уста, через которые вещает Бог, суть уста Божии. Как наши уста служат как бы устами нашей души, так и уста пророков служат устами Бога 497 . В другом месте Златоуст пользуется ещё более удачным образом. Чистая вода, приняв в себя солнечные лучи, просвещается солнечным светом. Так точно и души пророков, наперёд очистившись собственной добродетелью, принимают дар Духа. Проникнувшись этим светом, они и получают ведение будущего 498 . Пророки созерцают все времена: прошедшие, настоящие и будущие 499 . В отношении к настоящему пророки изрекали пророчества, говорили угрозы, давали обещания благ и пр. Через это они хотели сделать людей лучшими, более благоразумными, более усердными к исполнению добродетели. Пророки утверждали в людях веру в то, что всё происходит по мановению свыше, по определению Божию 500 . В пророческих речах и книгах, впрочем, обычно предуказывались будущие события. Описанные у пророков события обычно исполнялись не тотчас по их предсказанию, а спустя долгое время. Поэтому, боговдохновенные созерцатели соединяли в своих книгах одно предсказание с другим, ближайшее событие с отдалённейшим. То, что происходило во время поколений, современных пророкам, они представляли как доказательство того, что должно было совершиться, спустя долгое время 501 . Здесь точки соприкосновения пророков с евангелистами. Евангелисты соединяли с пророчествами Христа рассказы о Его чудесах, в подтверждение первых (ср. Мф. 8:11–13 ). Так точно и пророки соединяют знамения с пророчествами, как величайший залог истинности их ( Ис. 7:5–9; 10–14 ) 502 . Главный предмет боговдохновенных созерцаний пророков, конечно, было будущее царство Мессии. Здесь пророки поражают читателей необычайной точностью и определённостью своих описаний 503 . Сам Господь призывал Иудеев к точному и обдуманному испытанию Писаний (ср. Ин. 5:39–40 ) 504 . Действительно, в пророческих Писаниях начертан подлинный, дивный образ Сына Божия, воплотившегося, страждущего, испускающего дух, воскресающего и царствующего 505 . По этой причине, отвержение пророчеств о Христе Иудеями ведёт к извращению большей части ветхозаветных Писаний 506 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Сам же Бог может дать благословение и затем лишить его и даже подвергнуть проклятью. В начале Бог благоволительно воззрел на всё Своё творение, т. е., благословил ( Быт.1:31 ); а потом он проклял землю за грех Адама. Говорят ещё, что наказание обращено на сына для того, чтобы усугубить его силу для отца. Может быть, для иного отца это и было бы так, но по отношению к Хаму сомнительно: у кого сердце чёрство по отношению к родителям, оно чёрство и по отношению к детям. Притом же было бы согласнее с идеей правды увеличить наказание для виновного само по себе, а не усиливать его перенесением на лицо, не участвовавшее в преступлении. Св. Иоанн Златоуст , который приводить оба рас- смотренные нами объяснения проклятия Ханаана, сам находит их как бы недостаточными и допускает предположение, что Ханаан «понёс наказание за собственные грехи» 505 . За какие грехи – за прошедшие или за будущие? По толкованию митр. Филарета выходит, что Ной осудил Хама за совершённый им грех , а Ханаана за будущие грехи его потомков 506 . Но немыслимо, чтобы кто-либо мог быть наказан за преступление, которого ещё не совершил 507 . Потомки Ханаана сами понесли наказание тогда, когда «мера беззаконий их исполнилась» ( Быт.15:16 ). Если, как мы видели, под «меньшим сыном» Ноя нельзя разуметь Хама, а приходится думать, что тут подразумевается младший в то время потомок Ноя, т. е., Ханаан, младший сын Хама; то о нём ясно сказано, что он понёс наказание за совершенный им самим грех: «Ной, сказано, проспался от вина и узнал, что сделал над ним меньший сын его». Ориген со слов одного иудея сообщает предание (πσρδοσις), что Ханаан первый увидал обнажение деда и сообщил об этом отцу своему 508 . Имея в виду невозможность удовлетворительно объяснить почему вместо виновного отца наказание обращено на сына, по-видимому, ни в чём невинного, мы склонны думать, что это не «истолковательная выдумка» 509 , а именно предание, и, может быть, очень древнее, восполняющее то, что почему-то отсутствует в священном библейском тексте.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Посему быть может столб, на который указывает Фергюссон, и был обагрен священною кровью Господа. 4. Изыде убо паки вон Пилат, и глагола им: се извожду его вам вон, да разумеете, яко в нем ни единыя вины обретаю. Второй раз (ср. XVIII, 38) даже римский гордо-индифферентный эгоист, считает долгом своим заявить, что перед ним невинный. В третий раз 505 на помосте перед дворцом, умывая руки, он признает перед народом невинность преданного ему для казни. В этот второй раз (ст. 4), выходя пред толпу из претории, Пилат ведет за собою избиенного, окровавленного, поруганного Иисуса, имея однако в виду, как настойчиво указывает Златоуст 506 , подвинуть кровожадный и возбужденный первосвященниками народ к жалости, «чтобы они увидевши позор, несколько успокоились от страсти»... и дозволил (Пилат) поругания для укрощения их неистовства: «аз бо говорит, не обретаю в нем вины» (Злат. 1. cit.). Следующий стих рисует страшное зрелище: 5. Изыде же вон Иисус нося ( ορν) терновен венец и багряну ризу. И глагола им: се человек. Страшное зрелище – даже только по человечеству говоря – представляет заведомо невинный, заведомо святой, заведомо ко всем милосердый человек, не сделавший никому зла, творивший добро и неисчислимые исцеления, выводимый пред толпу окровавленный, избитый, и выходящий как агнец, ведомый на заклание, в кротком молчании, с поникшею главою, увенчанною тернием и в багрянице, пропитанной кровью Его от ран бичей. А внизу перед помостом волнующееся море людей, скорее могущих быть уподобленным демонам, чем людям, которых налитые кровью глаза и распаленные злобой лица ожидали как дикие звери кровавой жертвы. Ужас объемлет сердце при воспоминании об этом зрелище, даже если бы исходящий пред толпу Страдалец был только человек. Но какой же ужас должен объять душу, вспоминая, что сей Страдалец Бог во плоти, волею обрекшийся на сии страшные страдания, во искупление падшего человечества. Мы не без основания включили в скобках в тексте против слова нося, подлинное греческое выражение ορν, которым обозначено облечение Господа в терновый 507 венец и порфиру.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Никтоже собою честь приемлет, но званный от Бога, якоже Аарон. Аще же в ветсем завете никтоже дерзну не освящен строити тайны, множае паче у нас недостоит дерзати» 498 . Между тем беспоповцы некоторых таин вовсе не имеют; другие же, который считаются «потребно нуждная во спасение» 499 – за исключением, впрочем, тайны св. причащения, – предоставляют право совершать лицам неосвященным. Тайна крещения есть тайна «потребно нуждная во спасение»; она есть «второе рожение»,... «от области бесовския, яже имяше на нас из первородного греха, избавление»;... чрез нея «бываем чада Божия» 500 . Беспоповцы ни мало не отвергают важности сей тайны и необходимости ея совершения. В ответах Монина приводятся слова св. Златоуста из евангельских бесед (от Иоан. нравоуч. 25), что «некрещенный, аще и безчисленная имея исправления, умрет, в геенну отходит» 501 . Но, признавая всю важность таинства св. крещения, беспоповцы, за исключением последователей «Спасова согласия» позволяют совершать оную простым мирянам. Такое позволение, кроме приведенных слов Большего катехизиса, противоречит учению св. отцев и учителей церкви, и толкователям церковных правил. Св. Златоуст говорит, что крещение равно как и причащение «ни чим же другим токмо святыми онеми совершаются руками, иерейскими глаголю» 502 . В правилах Матфеевых читаем следующее: «по священных апостольских правилех 47 и 49, единем епископом дается и священником еже святаго крещения совершение» 503 . То же говорит и Симеон Солунский 504 . Но, несмотря на эти положительные указания, беспоповщинские учители в подтверждение своей практики указывают очень много исторических примеров совершения крещения лицами неосвященными. «Безчислении простолюдини неимущии хиротони, – говорит автор «Меча», – яко при апостолех, сице и послежде крещаху, их же крещение яко же и священников церковию приято», и затем на целых десяти листах он приводит примеры из прологов и четь-миней 505 . Сверх примеров, беспоповщинские писатели с немалым тщанием собрали и свидетельства, что «во время нужды попущаемо есть от святых отец подобне и от нынешних учителей простому иноку, диакону и мирянину крестити» 506 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Писания, лит. стиль, экзегетический метод и богословское содержание, сравнение с фрагментами из катен и др. подлинными творениями И. З.- см.: Sorlin H. Introduction//SC. 346. P. 33-69). Была также установлена неоспоримая связь этого комментария с гомилией И. З. «В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова» (Adversus eos qui non adfuerant ac demonstratio de agonibus et certaminibus beati et justi Iobi; CPG, 4441.4; PG. 63. Col. 477-486; рус. пер.: Творения. Т. 12. Кн. 1. С. 301-310), произнесенной в начале к-польского служения святителя в кон. 398 - нач. 399 г. ( Sorlin H. Introduction//SC. 346. P. 70). Фрагменты толкований И. З. на Книгу Иова сохранились в составе экзегетических катен (CPG, 4444; PG. 64. Col. 505-656; рус. пер.: Творения. Т. 12. Кн. 3. С. 1005-1088). В катенах имеются также фрагменты толкований И. З. на Книгу Притчей Соломоновых (CPG, 4446; PG. 64. Col. 659-740; рус. пер.: Творения. Т. 12. Кн. 3. С. 1089-1318). Большой комментарий на эту книгу (Commentarius in Proverbia; CPG, 4445), сохранившийся в Патмосской рукописи X в. (Patm. 161), остается неопубликованным. «Толкование на Книгу пророка Исаии» (Ερμηνεα ες τν προφτην Ησααν; In Isaiam; CPG, N 4416; PG. 56. Col. 11-94; SC. 304; рус. пер.: Творения. Т. 6. Кн. 1. С. 5-378), вероятно, является самым ранним экзегетическим сочинением И. З., написано ок. 381-386 гг. в период диаконата в качестве подготовительной работы для дальнейших проповедей ( Dumortier J. Introduction//SC. 304. P. 11, 14-15); греч. оригинал толкования сохранился лишь частично и охватывает первые 8 глав (Ис 1 - 8. 10); текст толкования сохранился почти полностью в арм. переводе в рукописи XII в. (изд.: Mechitharistae. Versio armeniaca in Is. 8-64 (на арм. яз.). Venetiis, 1880; лат. пер.: [Tiroyan A., transl.] In Isaiam prophetam interpretatio S. Joannis Chrysostomi. Venetiis, 1887; дополнение на Ис 1 - 2. 2: Avetisean J. The Newly Discovered Part of the Armenian Version of St. John Chrysostom " s Commentary on Isaias//Sion.

http://pravenc.ru/text/540881.html

Молитва сопровождаемая мирной ектенией, излагающей целый ряд великих прошений обо всем мире и о всей Церкви, но она не отражает эту вселенскую тему. Она, наоборот, нас удивляет узостью своего взгляда на духовное преуспевание молящегося и его личное вечное спасение. Молитва отпустная сопровождается просительной ектенией, которая является серией прошений моления за присутствующих верующих: ангела мира, житие без греха, добрый ответ перед божественным судом, и т.д. Молитва повторяет все эти темы, развивая и дополняя их. Она соответствует своей ектении. Это особая молитва: она направлена к Отцу Господа Нашего Иисуса Христа; Его страсти, воскресение и вознесение (2–5) в ней воспоминаются. Следует серия прошений о собственной духовной жизни (6–14) по общему духу молитв Евхология. Дальше следует список опасностей и бедствий, от которых просится у Вога избавление и защита (15–25); в этом списке появляются духовные опасности и материальные. Конец молитвы довольно напоминает 3-ью бераху еврейского Биркат-ха-мазон или благословения после трапезы. Мы находимся перед следующей схемой молитв:=1-ая верных малая ектения (собственно она является только приглашением к молитве через Господи помилуй и к окончанию ее). =2-ая верных мирная ектения. =3-ья или «отпустная» просительная ектения. Каким же может быть отношение между этой схемой молитв верных в Тритоекти, с одной стороны, и древними документами об общей молитве, с другой? Матеос 501 и Ханерас 502 изучили связь, существующую между молитвами верных евхаристической Литургии и следующими документами: 1°: 19-ый канон Лаодикийского Собора 503 , 2°: VIII-aя книга Апостольских Постановлений 504 , 3°: 18-ая проповедь И. Златоуста о 2 Кор. 505 . 4°: Комментарии Гавриила Катрая к сирийской Литургии 506 . Выводы, к которым приходят наши друзья и соотечественники по поводу молитв верных в Евхаристической Литургии, применимы, по нашему мнению, также (а может быть еще и более явно) к таким же молитвам Вечерни, Утрени и Тритоекти древнего Евхология. Мы будем заниматься главным образом этой последней службой, не исключая, однако, Вечерню и Утреню, ограничиваясь двумя первыми документами, то есть, 19-ым каноном Лаодикийского Собора и VIII-oй книгой Апостольских Постановлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не приходишь ли в ужас, слыша это? Так ужаснись самого дела. Прогони тунеядцев и сделай, чтобы Христос разделял с тобой трапезу. Если Он вкусит твоего хлеба и соли, то снисходителен будет к тебе на Суде, потому что Он умеет помнить твой хлеб и соль. Если разбойники не забывают гостеприимства, то гораздо больше Владыка. Минь. Т. VII. С. 494. Творения. Т. VII. С. 503, 504. 523. Бедные, призреваемые при доме христианина: отношение к ним Пусть окружают тебя люди нищие и благородно мыслящие; пусть они разделяют твою трапезу. Если же хочешь потребовать у них и вознаграждения за пищу, прикажи им, когда увидят какой беспорядок, вразумлять тебя, подавать советы, помогать тебе в хлопотах о доме, в управлении слугами. Если имеешь детей, пусть и они будут отцами твоих детей, разделяют с тобой присмотр за ними; пусть приносят тебе прибыль, приятную Богу. Доставляй им случай к духовной купле. Если видишь нуждающихся в помощи, вели помочь, прикажи услужить; посредством их отыскивай странных, чрез них одевай нагих, чрез них посылай в темницу и разведывай чужие нужды. Вот какое вознаграждение пусть они дадут тебе за пищу, полезное и для тебя, и для них, не заслуживающее никакой укоризны. Чрез это и дружба связывается крепче. Теперь призренные тобою хотя и думают, что ты любишь их, но вместе стыдятся, как живущие у тебя даром. Исправляя же такие поручения, станут усерднее служить тебе, и для тебя будет приятнее кормить их, потому что истратишься недаром… А если хочешь приобрести от них иное утешение, то в досужее время вели им, взяв Писание, читать Божественный закон. Минь. Т. VII. С. 495. Творения. Т. VII. С. 505. 524. Богатство есть искусство, им нужно пользоваться умело БЕСЕДА XLIX. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 14:13–22 . Земные стяжания потому и называются благами (χρματα), что мы должны употреблять их на нужды (χρηδμεθα), а не потому, что должны зарывать их в землю. Как всякий художник знает свое только художество, так и богатый не умеет ни ковать, ни строить домов, ни ткать, ни другого чего-либо подобного; а потому пусть учится употреблять свое богатство как должно, быть милосердым к неимущим, – и тогда он будет знать искусство, лучше всех исчисленных. И подлинно, это искусство выше всех других. Для него мастерская устроена на небесах. Орудия его – не железо и медь, а благость и добрая воля. Наставник в этом искусстве – Христос и Отец Его. Потому сказано: «будите милосерди, якоже Отец ваш небесный» ( Лк. 6:36 ). И что удивительно, это искусство, будучи настолько всех других лучше, не требует ни труда, ни времени для занятия им. Стоит только захотеть, – и все сделано. Посмотрим же, каков и конец этого искусства. Итак, чтó бывает концом его? Небо и небесные блага, неизреченная слава, духовные чертоги, светлые светильники, обитание с Женихом и все то, чего никакое слово, никакой ум не могут представить, так что и в этом оно много отличается от других искусств.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

То и достойно удивления, когда целомудрие блистает в юноше. Кто целомудрен в старости, тот заслуживает небольшую награду; его самый возраст делает уже целомудренным. Чýдно то, чтобы среди волнения наслаждаться тишиной, в пещи не сгорать, в юности не предаваться распутству. Помышляя об этом, поревнуем блаженному Иосифу, просиявшему всеми этими добродетелями, чтобы удостоиться и нам тех же венцов. Минь. Т. VII. С. 502. Творения. Т. VII. С. 513–516. 526. Тягчайшее бедствие бывает пред концом испытаний БЕСЕДА L. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 14:23–36 . Господь всегда так поступает: когда хочет прекратить бедствия, насылает другие, тягчайшие и ужаснейшие... Так как человеку невозможно вынести искушений продолжительных и сильных, то Господь, желая, чтобы праведники приобрели больше, пред окончанием их подвигов увеличивает испытания. Так поступил Он и с Авраамом, назначив ему последним искушением заклание сына. И несносное делается сносным, когда налагается на человека при дверях, незадолго до освобождения. Минь. Т. VII. С. 505. Творения. Т. VII. С. 517, 518. 527. В Евхаристии Христос всего Себя дает нам и Сам присутствует, усыновляя нас Себе, как и желающие усыновить кого-либо сами являются в суд Прикоснемся и мы к краю одежды Христовой, вернее же сказать, – если хотим, мы можем иметь всего Христа. Нам предложено ныне и Тело Его, – не только одежда, но самое Тело, чтобы мы не только прикасались, но и ели и насытились. Приступим же с верой, приступим все немощные. Если прикасающиеся к краю одежды Его привлекали на себя чудодейственную силу, то не гораздо ли в большей мере привлекут ее имеющие в себе всего Христа? Приступить же с верой значит не только принять предложенное, но прикоснуться к нему с чистым сердцем, с таким расположением, как бы приступали к самому Христу. Что в том, что ты не слышишь гласа Его? За то ты видишь Его тебе предлагаемого; или лучше сказать, и голос Его слышишь, потому что Он говорит чрез евангелистов. Итак, веруйте, что и ныне совершается та же Вечеря, на которой Сам Он возлежал.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Нельзя не упомянуть ещё об одной мере против раскольников. По своему происхождению, мера эта случайная, но действие её на последователей раскола должно было быть чрезвычайным. Разумеем исключение раскольников из действия милостивого манифеста, обнародованного по случаю заключения мира со Швецией 503 . Известно, что по случаю прекращения «Северной войны» и заключения мира России со Швецией, состоявшегося 30 августа 1721 г., в знак благодарности за Божию милость, дано было прощение всем осуждённым преступникам, освобождены государственные должники, сложены недоимки, накопившиеся с начала войны по 1718 год. Радость была тогда общая и продолжительная 504 . Однако действие милостивого манифеста не распространялось на раскольников. Это лишение последователей раскола милостей царских в такой великий исторический момент вытекало не из самого манифеста, а из приложения его к лицам, случаям и отношениям, которых касался он впоследствии во время судебного производства и денежных расчётов. Не сразу, поэтому, выяснилось надлежащее толкование означенного манифеста; были недоумения, запросы и протесты как со стороны заинтересованных лиц, так и со стороны правительственных учреждений. С запросами по этому предмету в Св. Синод обращались златоустовский архимандрит и епископ Питирим 505 . Возникшее по этому случаю дело было решено в Святейшем Синоде 30 апреля 1722 года следующим образом: «Хотя милосердым Е. И. В. указом (19 окт. 1721 г.) нынешней ради государственной о вечном Российской Империи со Шведской короной мире генеральное прощение и отпущение вин и учинено, однако же по Его Императорского Величества указу и по сенатскому приговору показано обретающимся в каторжной работе раскольщикам хотящеся быть свобода как обратятся, а до обращения велено быть в оной работе. И от сего даётся знать, что как раскольщикам без обращения вина их не оставляется, так и тем, которые неисполнением исповеди подобны суть, оставлять штрафы не надлежит». Определение это сопровождалось следующими соображениями, в объяснение бывших недовольств и жалоб. С раскольников надлежало собирать штрафы и лишать действия манифеста потому, что «те штрафы положены для возбуждения нерадивых к исполнению, по христианской должности, ежегодной исповеди и пресечения ради размножающейся раскольнической прелести; а ежели оным помянутые штрафные деньги, которые хотя и не для умножения Его Императорского Величества казны, но вышеозначенных ради причин положены, оставить, то наиболее нерадивые в слабость придут, и раскольническая прелесть наипаче размножаться будет» 506 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

§ 3. Положительные выводы относительно проскомидийного чина в IX–XI вв. можем сделать на основании рукописных евхологиев, принадлежащих этим векам: Барберинова IX–X в., 499 Россанского XI – XII в., 500 Румянцевского музеума – Севастьяновский XI в. 15 (474), 501 Императорской Публичной библиотеки – Порфириевский IX–X вв., 502 – и хотя позднейшие, но того же типа: списки литургии XII в., хранящиеся в Англии: Британского музеума, библиотеки леди Бурде-Кут (два списка), 503 Московской Синодальной библиотеки 279 (по нов. опис.Архим. XIV в., 504 280 (262) XV в., 281 (263) XV в., Румянцевского музеума – Севастьяновские (473), 18 (477) XV–XVI, 505 Ватиканской библиотеки 1170 XVI в. 506 и др.; сюда же относятся и славянские служебники того же типа, о коих речь будет особо. – Из перечисленных списков Россанский и Британского музеума начинаются с середины литургии: объясняется это просто тем, что списки сохранились не полные, без предварявшей Златоустову – литургии Василия, – все остальные списки начинаются молитвою предложения: «Господи Боже наш, предложивый Ся агнца непорочна»... (Барберинов и Порфириевский), остальные теперешнею и, кроме того, Порфириевский имеет теперешнюю молитву кадила. Надписание молитвы предложения: «молитва, которую иерей творит в скевофилакие при положении хлеба на дискосе» (Барберинов), или: «молитва, говоримая в скевофилакие» (Рум. муз. Севастьяновский X–XI в. 15 (474)), 507 или: «молитва предложения даров при положении иереем хлеба предложения в дьяконике» (Порфириевский) 508 – показывает, что уготовление даров совершается пред литургией, в скевофилакие или дьяконике, на проскомидийном жертвеннике. А молитва кадила в Порфириевском евхологионе свидетельствует о проскомидийном каждении даров. – Отсутствие в рассматриваемых рукописях целого проскомидийного чина, хотя таковой несомненно уже существовал в эпоху написания рукописей, должно объяснять, во-первых, – тем, что по обычаю Великой Церкви проскомидийное уготовление даров совершал дьякон, а священник читал только молитву предложения; во-вторых, особым типом тогдашнего греческого служебника, так что мы не находим проскомидийного чина даже и в служебниках 15–17 вв., а с другой стороны, он излагается в таких книгах, как Кормчая и Типик, т. е. уже установившийся тип служебника не скоро принял в себя новосложившийся чин проскомидии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010