Закрыть Проблемы современного человека в письмах духовников XX века. Часть 8. Проблемы семьи 10.02.2006 379 Время на чтение 10 минут ПРОБЛЕМЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ НЕУСТРОЕННОСТИ... Будь благоразумен, а вместе с тем вспоминай и о том вечере, в котором отец, призвав тебя, отдал тебе дочь свою, как бы некоторый залог, и, отлучив её от всего: от матери, от себя самого и от дома, - вручил все попечения о ней твоей деснице. Святитель Иоанн Златоуст Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) вразумляет одного из супругов, который своим нежеланием и неумением обеспечить семью доводит дело до ее разрушения. Он пишет, что если человек взял на себя обет и бремя быть главою семьи, а за время семейной жизни не постарался заработать на жизнь не только семьи, но и свою, то дальнейшее существование такой семьи ставит под угрозу и физическую, и духовную жизнь той, которая ее содержит. Он подчеркивает, что христианская идея, выраженная лишь в словах и отрицаемая жизнью, перестает быть жизненной, и добавляет: " Я думаю, что надо очень обидеть человека, даже больше, чем обидеть, чтобы он с двумя детьми решился на жизнь без опоры в супруге " 211]. Отец Иоанн (Крестьянкин) говорит, что такими своими действиями муж дает жене право на развод и перед людьми и перед Богом, и надо очень измениться, чтобы сохранить семью. НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ СУПРУГАМИ ДУХОВНОГО ПОДВИГА Если мы бодрственны, то ни брак, ни воспитание детей, ни другое что не может воспрепятствовать нам в угождении Богу. Святитель Иоанн Златоуст Отец Иоанн (Крестьянкин) в письмах семейным людям постоянно напоминает о необходимости соблюдения обетов друг перед другом. Он призывает к трезвому восприятию жизни и чувству ответственности за семью. Вера - это созидание жизни со многим и многим терпением и любовью. Муж и жена - плоть едина и нельзя отсечь свою половину из-за того, что один из супругов пришел к вере, а другой нет. " Когда вера становится причиной разорения, то тут уж явно что-то не то и скорее своеволие, когда помощь Божия отступает " 200]. В одном из писем отец Иоанн прямо указывает супруге на излишнее рвение, которым она отвратила своего мужа от Церкви и от веры, и запрещает ей думать о скитском жительстве, так как оно окончательно разрушит семью 197]. Батюшка советует ей подчиниться прежде всего выполнению обетов семейного человека, ведь спасение наше зависит от выполнения воли Божией, а не от своеволия.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В таком же смысле продолжали учить и дальнейшие отцы и пастыри Церкви, как, напр., св. Кирилл Иерусалимский 189 , Василий Великий, Григорий Богослов , Иоанн Златоуст, а, также, св. Амвросий 190 , бл. Августин 191 , Феодор Гераклийский 192 , св. Иоанн Дамаскин и Феофилакт Болгарский 193 . Для примера же, достаточно привести некоторые из мест, принадлежащих трем великим святителям Церкви Вселенской, Василию Великому , Григорию Богослову , Иоанну 3латоусту, а, также, древнецерковному великому догматисту Иоанну Дамаскину . «По отшествии из сей жизни, – пишет св. Василий Великий , – нет уже времени для добрых дел; потому что Бог , по долготерпению своему, время настоящей жизни определил на делание нужного для угождения Богу 194 ; настоящее время есть время покаяния и отпущения грехов, а в будущем веке – праведный суд воздаяния» 195 . «Лучше здесь, пишет, также, Григорий Богослов , подвергнуться вразумлению и очищению, нежели претерпеть истязание там, когда настанет время наказания, а не очищения. Ибо, как выше смерти поминаяй здесь Бога…, так, для отшедших отсюда, нет исповедания и исправления во аде ( Пс.6:6 ); потому что Бог ограничил время деятельной жизни здешним пребыванием, а тамошней жизни предоставил исследование сделанного 196 . Тогда кто поможет, сетующим напрасно? Здесь врачевство для людей, а напоследок все будет заключено» 197 . И Златоуст, неоднократно касавшийся этой, весьма важной, в практическом отношении, истины, по ее поводу писал, между прочим, следующее: «Только настоящая жизнь есть время для подвигов, а после смерти – суд и наказание. Ибо сказано: во аде же кто исповестся тебе ( Пс.6:6 )? 198 Доколе мы здесь, дотоле имеем добрые надежды, а, как отойдем туда – уже не властны будем покаяться и смыть с себя грехи. Посему, должно приготовляться непрестанно к исходу отсюда 199 . Здесь возможно и покаяться, и омыть грехи, и приобресть великое дерзновение, и перемениться 200 . Если же ныне, когда еще находимся на поприще, мы не предпринимаем подвигов добродетели и не будем избегать сетей зла; то, наконец, хотя и станем обвинять самих себя, но уже тщетно, поскольку уже не будет никакой пользы от раскаяния. Ибо, пока мы находимся в настоящей жизни, возможно еще, раскаявшись, получить от того пользу, и, очистив прежние согрешения, удостоиться милосердия от Господа. Если же, опустив настоящее время, будем внезапно от него восхищены: то, хотя и будем тогда каяться, но уже не получим от того никакой пользы» 201 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

(Платон, митрополит Московский. Цит. по 144, со ссылкой на: «Платон, митрополит Московский. “Дух, или избранные мысли”. М., 1804. Отд. 2-е. С. 194–197»). «Мы не вносим вражды между девством и браком – напротив, уважаем то и другое, как взаимно полезное. Славно девство, но девство истинное, потому что и в девстве есть различия: одни девы задремали и уснули, а другие бодрствовали ( Мф. 25:1–13 ). Достоин похвалы и брак, но брак верный и честный, поскольку многие сохранили, а многие и не сохранили чистоты его. (Святитель Амфилохий Иконийский . Цит. по 144, со ссылкой на: «Священник Григорий Дьяченко . Уроки и примеры христианской веры. Опыт катихизической хрестоматии. СПб., 1900. С. 608»). «Брак есть пристань целомудрия для желающих хорошо пользоваться им, так как не позволяет неистовствовать природе» (144 со ссылкой на: «Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста , Архиепископа Константинопольского. 2-е изд., СПб., 1895. Ч. I. С. 302»). «Брак не только не препятствует богоугодной жизни, если мы хотим бодрствовать, но и очень способствует укрощению пылкой природы, не позволяя волноваться морю, но непрестанно направляя ладью в пристань» (142, со ссылкой на: « Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста , Архиепископа Константинопольского. 2-е изд., СПб., 1898. Т. 4. С. 194»). Вот что пишет по данному вопросу кандидат педагогических наук, протоиерей Евгений Шестун: «Про интимную сторону брака говорить особенно не принято, потому что главное в браке все же духовное единение. Венчанный брак сохраняет целомудрие, не повреждая внутренний духовный мир супругов и после их вступления в супружеские отношения. В особо благочестивых семьях муж с женой разделяли ложе только для того, чтобы зачать новую жизнь, для рождения детей. Во время постов дети никогда не зачинались. Когда жена была беременна, муж не прикасался к ней. И во время кормления тоже. Сладострастие, которое сейчас развивается и поощряется на основе интимной супружеской жизни, – это есть греховное состояние, потому что Богом были установлены такие отношения мужчины и женщины, чтобы умножать род человеческий, рождать детей.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

9 . Жизнеописание Максима Исповедника . Пергаментный манускрипть в 16 долю листа, писанный церковно-строчным алфавитом. Запись в начале его почерком позднейшим: «Сию книгу Максима Исповедника , находящуюся в Мгвимском монастыре, выпросил я для прочтения у моего господина сахлт-ухуцеса Зураба Церетели. Она куплена им и должна быть возвращена ему же. 1810 г.». В тексте никаких приписок; но следует обратить внимание на то, что почерк, и даже чернила, которыми манускрипт этот писан, совершенно одни и те же с почерком и чернилами имеющихся ныне в церковно-археологическом Древлехранилище при Сионском соборе «Творений Григория Богослова » и «Правил VI вселенского собора», писанных при византийском императоре Романе и грузинском царе Баграте IV в 1031 г., по их записям, первый в Константинополе и второй в Константинополе же, но с указанием монастыря Хора (История Грузии на грузинском языке, стр. 256–260). Роман Аргир и Баграт IV царствовали,– первый в 1028–1044 гг., а второй в 1027–1072 гг. Не сомневаемся, что жизнеописание Максима переписано в том же монастыре Хора и если не в 1031 г., то во всяком случае одним и тем же писцом. Монастырь Хора записи «Правил VI вселенского собора» не есть ли тот самый, о котором Кондаковым даны сведения в соч. Церкви и памятники Константинополя, 1887, стр. 165–197. 10 . Сборник поучений отцов церкви. Пергаментный манускрипт в 16 долю листа, писанный церковно-строчным алфавитом и заключающий в себе, между прочим, трактаты: 1) Иоанна Златоуста о страхе Божием, покаяния и пр.; 2) епископа Василия о покаянии же; 3) св. Ефрема слово, обращенное к монахам. Приписки его алфавитом текста: 1 . «Христе, помилуй Иерея Григория». «Во имя Отца... я убогий, и многогрешный Григорий Свято-Харитонский, приобрел сию св. книгу на пользу души моей и в моление за родителей и наставников моих... Написана она в местопребывании св. Харитона, в старом монастыре Палавре, рукою многогрешного (нет имени), в короникон 260» (1040 г.). 2 . «Я, инок Григорий, пожертвовал св. сию книгу «Сказания св. Иоанна Златоуста » женскому монастырю Дертави в моление за душу мою».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

196 Мы, конечно, разумеем здесь утверждение в христианском сознании формулы учения о св. Духе, а не самого верования в св. Духа, которое искони, на основании слов самого Христа, было достоянием христианского сознания. Срав. сказанное нами о никейской формуле в 10 примечании третьей главы. 197 См. Ефесского Собора Деяния 1 -ое и 6-ое по русскому переводу Деяний Соборных т. 1 стр. 507, 741. Несомненно поэтому, что и известное седьмое правило Ефесского Собора ближайшим образом относилось к никейской редакции символа (и, как известно, прямо направлено было против неправославного символа пресвитера Харисия, читанного на Соборе, но никак не против православной константинопольской редакции символа). Но так, как константинопольская редакция символа была только пополнением никейской редакции, а не заменой и изменением ее: то последующие Вселенские Соборы, повторяя определение Ефесского Собора о том, чтобы «никому не было позволено произносить или писать, или слагать иную веру» относили это определение, как к никейской, так и константинопольской редакции вселенского символа. Подробнее о сем см. в догматическом богословии высокопреосв. Макария т. 1 §44. 199 Что св.  Иоанн Златоуст пользовался константинопольской редакцией символа, это, конечно нисколько не удивительно, и этого нельзя объяснять только тем, что Златоуст был воспитанник антиохийской школы; равным образом нельзя выводить отсюда и такого заключения, что вся восточная церковь (и только восточная), находясь под влиянием антиохийским, употребляло во времена Златоуста этот символ (см. у Лебедева стр. 171, примеч. 100). Что касается символа антиохийского, который в Константинополе выставлялся в обличение еретику Несторию (стр. 171, примеч. 102), то г. Лебедев слишком поспешно и без всяких доказательств отождествляет его с символом констанипольским; противное этому мнение проф. Чельцова во всяком случае заслуживало более серьезного внимания. 200 См. Деян. Собора восточных епископов бывшего в Ефесе под председательством Иоанна антиохийского в актах III Всел. Собора рус. перев. стр. 383. Этот факт известен г. Лебедеву, и он упоминает о нем в пятой главе своего сочинения (стр. 171–173, примеч. 106). Но в рассматриваемой четвертой главе он совершенно игнорирует этот факт, да и в пятой он представляет его очень неясно и со своими искусственными объяснениями, и освещениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Святые отцы прочно опирались на эти слова Священного Писания . Иоанн Златоуст замечает: «Ведь и Владыка твой любил и призывал к Себе ненавидевших Его... насколько великое бесчестие причинил Ему народ иудейский, настолько, или, лучше сказать, гораздо больше Он оказывал ему попечения и расположения. И ты подражай Ему. ...Итак, докажи это на себе, не переставай говорить: “сколько бы ты меня ни ненавидел, я не перестану любить тебя”...» 191 ; «А те, которые получили от Него благодеяния, говорили: “Беса имать ( Ин. 10:20 ). Он хульник, безумец и обманщик” ( Мф. 9:3; 27:63 ). Что же, отогнал ли Он их от Себя? Нет, напротив, слыша это, благотворил еще более, шел к тем, которые намерены были распять Его, как будто им-то Он и должен был послужить во спасение. И будучи распят, что Он говорил? Отче! отпусти им, не ведят бо что творят ( Лк. 23:24 ). И прежде, и после того терпя зло, Он до последнего издыхания все делал для них и молился за них. И после распятия чего не совершил для них?.. Так должно любить врагов из подражания Христу!» 192 ; Христос «по распятии употребляет все меры для (спасения) распявших... в то время, как мог погубить их, Он спасает» 193 : «Для того Христос и потерпел все это, чтобы мы шли по стопам Его и терпеливо переносили насмешки. Насмешки раздражают несравненно более, чем ругательства, и однако же Он не только перенес их, но и все сделал для того, чтобы издевавшихся над Ним избавить и освободить от предстоящего им наказания» 194 . Святитель Василий Великий замечает, что возможность реально любить врагов «показал и засвидетельствовал Господь, когда явил любовь Отца и Свою собственную в послушании даже до смерти ( Флп. 2:8 ) ради врагов, а не ради друзей...» 195 . Преподобный Иоанн Кассиан ставит в пример те чувства, что испытывал Христос по отношению к Его гонителям 196 . Святитель Иоанн Златоуст призывает молиться за наших врагов, как это делал Сам Христос 197 . Преподобный Максим Исповедник обращает наше внимание, что «Господь наш и Бог Иисус Христос , являя Свою к нам любовь, пострадал за все человечество и всем равномерно даровал надежду воскресения... » 198 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Беседа восьмая Сегодня мы будем говорить, может быть, о самом драматичном событии, которое описано в Книге Бытия. Это событие связано с десятым испытанием, которое претерпел праотец Авраам. Учитель Церкви Ориген предваряет изучение данной главы словами: «Откройте уши ваши, вы, которые приблизились к Богу, которые верными Богу себя полагаете, и над словами, что нам зачитаны, поразмыслите всерьез, и о том, каким образом вера верных проверяется… Обращай внимание на детали, что записаны, ибо умеющий глубоко копать найдет в деталях сокровище, и, быть может, там же скрываются неизвестные драгоценные камни таинства» 197 . Начинается 22-я глава словами: « И было, после сих происшествий… » ( Быт. 22:1 ). Нечто подобное мы находим раньше, в самом начале 15-й главы: «После сих происшествий было…» ( Быт. 15:1 ). Обычно такое выражение встречается, когда речь заходит о чем-то очень значимом. В первом случае, в 15-й главе – это завет благословения Бога Авраама, а во втором – речь идет о самом тяжелом испытании, которое претерпел праотец наш Авраам. То есть не бывает благословения без испытания и испытания без благословения (см.: 1Кор. 10:13 )! « И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я » ( Быт. 22:1 ). Здесь немного непонятно: что значит «Бог искушал Авраама» ( Быт. 22:1 )? В Соборном послании Иакова сказано: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» ( Иак. 1:13 ). Мы должны придерживаться этой позиции, что Бог не искушается злом, и Сам не искушает никого ( Иак. 1:13 ). В действительности, те испытания, которые Бог нам посылает, Он посылает не для того, чтобы нас испытать, проэкзаменовать, перепроверить: в глазах Бога мы абсолютно прозрачны. Сказано: «Боже вечный, ведающий сокровенное и знающий все прежде бытия его!» ( Дан. 13:42 ). Цель одна: усовершенствовать человека, которому Бог посылает то или иное испытание. В этом же Соборном послании мы читаем: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» ( Иак. 1:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010