Безнадежность такого взгляда довольно ясно, по-видимому, сознается и самой отрицательной критикой, которая все больше и больше начинает покидать почву «коллективистического» понимания и переходить на почву «индивидуалистического» истолкования личности Мессии. Но здесь мы встречаем, пожалуй, еще большее разногласие мнений: одни относят это пророчество к Иеремии (раввин Саадия, Гроций, Сейдель), другие – к царю Иосии (равв. Абарбанел, Августи), третьи – к благоч. царю Езекии (Бардни, Конинберг), четвертые – к самому пророку Исаии (Штейдлин), пятые – к какому-либо выдающемуся мученику из эпохи царя Манассии (Эвальд), иные к Давиду, Заровавелю, мученику Елеазару и т. п. и т. п. Уже одна эта многочисленность и разноречивость приведенных мнений лучше всякой критики обнаруживает их беспочвенность и произвольность. «В главах Ис.52 – Ис.53 «Посланник Божий» настолько ясно изображается, как Личность действительная, что видеть здесь простое олицетворение идеального праведника значило бы придавать месту какой-то отвлеченный и отдаленный смысл вместо прямого и непосредственно представляющегося, – причем без достаточных оснований в контексте и со многими неразрешимыми затруднениями» (Иер Фаддей, Цит. сочин. 284–285). В противоположность несостоятельности и неустойчивости рационалистических гипотез, православно-христианское понимание данной речи, помимо ее анализа и контекста, имеет за себя и ряд веских внешних свидетельств. Сюда, прежде всего, относятся многочисленные и сильные цитаты из Талмуда и Мидрашей, не оставляющие никакого сомнения в их взгляде на мессианский характер 53 гл. (См. выдержки из них у И. Григорьева «Цит. сочин». 197–198). Затем, сюда же непосредственно примыкают и многочисленные святоотеческие толкования, начиная с Иустина мученика и Иринея Лионского и кончая Иоанном Златоустом , Иеронимом и Августином (См. там же 197–202). Наконец, не лишено серьезного значения, что такой взгляд разделяют не только все ортодоксальные экзегеты, среди которых немало людей с крупными именами (Хенслер, Михаелис, Геферних, Штир, Толкж, Генгстенберг, Рейнке, Делич, Кнабенбауэр), но и очень многие кз свободомыслящих, протестантских теологов (Дилльмалн, Дум, Дэвидсон, Драйвер Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Если возьметесь за сие, то все акафисты, каноны и молитвы можно оставить, исключая молитвы, которые очень близки к сердцу. Помянник одного сорта с сими молитовками. Его можете прочитывать. (Письмо 500. Вып. 3, с. 178–179) О том же Как вы решаетесь приготовляться к молитвословию – это есть настоящее дело. Есть три слова о молитве – у афонцев. Там между прочим и о том есть речь, что вы себе придумали. Выучите на память 24 молитовки святого Златоуста, и ими можете начинать молитвословие. И так – в продолжение дня часто повторять их. Они всё должное содержат. Чрез них удобнее переходить к непрестанной молитве с молитвой Иисусовой. Особенно начинающим это пригоже. – Все дело в том, чтоб навыкнуть внимание держать всегда на Господе вездесущем и всевидящем, и всем спастися желающем (См.: 1Тим.2:4 ), и готовом способствовать к тому. Этот навык не даст скорбеть – внутренняя ли или внешняя скорбь беспокоит: ибо он доставляет душе полное удовлетворение, которое, насыщая душу, не даст места никакому чувству скудости и недостаточества, повергая себя и все свое в руки Господа и порождая чувство Его непрестанного заступления и помощи. (Письмо 916. Вып. 5, с. 197) О том же Предлагаю вам – коротенькую молитву творить не одну, а набрать их несколько, и потом употреблять утро и вечер, – и на дню иной раз. – На первом месте поставьте: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную». – Затем: 24 молитовки святого Златоуста (в молитвах на сон); далее: Помилуй мя, Боже – до – воздаждь ми радость спасения… (См.: Пс. 50 ) – Наконец, обратите в молитовки возглашения просительной ектении: «День сей (или вечер, или ночь)… свят, мирен и безгрешен даруй, Господи… Ангела мирна… Прощение и оставление грехов даруй, Господи…» и прочее – 6 молитв. Если будет охота, выбирайте из псалмов молитвенные и покаянные воззвания. Все сие заучите с разумением смысла и чувством. И потом употребляйте, ими одними ограничивая свое молитвенное правило. Утром прочитайте молитвы начальные до «От сна восстав, благодарю Тя, Святая Троице» и прочее до конца, и начинайте возглашать коротенькие молитвы. Вечером прочитайте «Боже вечный…» и опять молитовки. Заключайте свое молитвословие воззваниями к Господу о своих настоящих потребах внутренних и внешних.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

На вопрос: почему Бог не совершает более таких чудес, какие совершались при первом распространении христианской Церкви, он отвечает, что чудесами могла бы ослабляться вера, направленная к предметам невидимым. Между тем, кто хочет видеть чудеса, тот может их видеть каждый день, только в другой форме. Златоуст указывает на постепенное исполнение обетований Христовых ( Мф.28:20,16:18,26:13 ), – на продолжающееся обращение народов, на нравственно преобразующую и обновляющую силу христианства, стремящегося утвердить истинное ведение и добродетель «вместо грубости и варварства» и не затрудняется даже сказать, что нравственные перемены, производимые в сердцах людей христианской религией, которые он называет «духовными чудесами», имеют даже большую важность, чем чудеса в обыкновенном их значении. Чтобы иметь силу творить чудеса, нужно быть свободным от греха; грех есть самый сильный демон, и кто окреп в противоборстве греху, тот сделал более, чем те, которые изгоняли тысячи демонов. Если Павел, – замечает Златоуст, – говорит о «пути по превосхождению» ( 1Кор.12:31 ), то он разумеет не воскрешение мертвых, не исцеление расслабленных, но любовь. И сам Господь пред Своею смертью как на признак своих последователей указал не на силу изгонять демонов, а на взаимную братскую любовь. Сделаться из жестокого человека милосердым, – значит исцелить сухую руку, прекратить посещение безнравственных зрелищ театра и цирка и начать ревностно посещать храм, – значит воздвигнуть расслабленного; остерегаться от нескромных взоров и непозволенных наслаждений, – значит открыть глаза слепому; вместо сатанинских песен петь духовные песни, – значит открыть уста немому 196 . От этой характеристики всей вообще апологетической деятельности Златоуста обращаемся к рассмотрению «слова в память Священномученика Вавилы». Время, в которое написано Златоустом «слово в память Священномученика Вавилы» определяется указанием в сем слове на то, что идет уже двадцатый год с тех пор, как Юлиан Отступник пытался восстановить иерусалимский храм 197 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Cvetkov/o...

«На что другими употребляется утро, – говорит св. Василий Великий , – на то подвижникам благочестия служит полночь; потому что ночное безмолвиее всего более дает свободу душе, когда ни глаза, ни уши не предают сердцу вредных зрелищ или слухов, но ум наедине пребывает с Богом, и как исправляет себя припониманием соделанных грехов, так предписывает себе правила, к уклонению зла и к совершению преднамеренного испрашивает содействия у Бога» 197 . «В делах, – учит св. И. Златоуст, – во всем, что сделано и сказано нами в течение дня, будем требовать от самих себя отчета… в самый вечер, когда ляжем на постель, когда никто не беспокоит, никто не возмущает нас… Днем мы делаем многое не так, как хотим; и друзья раздражают нас, и слуги приводят в ярость, и жена огорчает и дитя причиняет скорбь, и множество житейских и общественных дел окружает нас, и мы не можем тогда остеречься, чтобы не погрешить в чем-нибудь. «Но вечером, освободившись от всего этого, оставшись с самими собою и пользуясь совершенным спокойствием, устроим… судилище, чтобы чрез этот суд нам умилостивить Бога» 198 . «Ум наш особенно во время ночи бывает способен к ясному созерцанию Бога и Божественных дел», – пишет преп. Филофей Синайский 199 . г) Блага смирения удобнее достигать бедным, нежели богатым, потому что первым, в низкой доле, сродна кротость, а последним, при богатстве, – превозношение; но можно находить и во многих богатых тот дух, который свое изобилие употребляет не к надмению гордости, а на дела благости, и свои иждивения для облегчения бедности и трудов другого поставляет в числе величайших корыстей; Всякой род и всякое состояние людей могут участвовать в сей добродетели; ибо при неравенстве по имению люди могут быть равны по расположению сердца» 200 . «Но бедность, скажешь, производит скорби, часто вынуждает произносить богохульные слова и решаться на низкие дела. Нет, не бедность, а малодушие, – утверждает св. И. Златоуст 201 . Он учит, что «ни затруднительность обстоятельств, ни перемены времени, ни угнетения сильных, ни тучи злоумышлений, ни множество несчастий, ни совокупность всех человеческих бедствий не может ни мало поколебать мужественнго, внимательного и бдительного человека; напротив, нерадивого, беспечного, не заботящегося о самом себе ничто не сделает лучшим, хотя бы употреблены были тысячи пособий» 202 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

Писания ( Ин.6:20–21 ; 1Кор.4:15 ; Гал.4:19 и др.) и так наглядно изъясненное И. Златоустом, ясно указывает, какие невыносимо горькие скорби приходится переносить пастырю в его деятельности. «Аще от мира бысте были, говорит Пастыреначальник И. Христос в прощальной речи своим ученикам, мир убо свое любил бы: яко же от мира песте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир» ( Ин.15:19 ). Мир, понимаемый в том смысле, какой соединял с этим словом Господь Иисус Христос , со всеми своими соблазнами, существует и для каждого пастыря, как продолжателя дела Христова. Отношение пастыря к миру, или, лучше отношение мира к пастырю, создает для него новый источник скорбей. Пастырь нередко даже со стороны своих пасомых встречает недоверие, нелюбовь и даже ненависть. «У пастыря, – говорит св. И. Златоуст, – всегда много недоброжелателей... Душа его ничем не разнится от корабля, обуреваемого волнами. Со всех сторон она уязвляется и от врагов, и от друзей». Злоба человеческая всегда находит средство обвинять самого невинного. По отношению же к пастырю, как служителю любви и истины, она бывает особенно придирчива. Она вменяет ему в вину то, что другим совершенно прощает, и чем иные готовы хвалиться как подвигом. «Священник, – говорит св. И. Златоуст, – подлежит суду всех – и умных, и неразумных» 195 . Не думай, чтобы ему было сделано снисхождение, как человеку, носящему плоть, имущему бренную природу. Нет! Его судят как ангела, непричастного слабостям человеческим 196 . Другим, когда они гневаются, прощают, а ему никогда. Другим, если они согрешают, извиняют охотно, а его нет. Сколько завистливых и недоброжелательных глаз следят за каждым шагом священника 197 . Рассердится ли он, посмеется ли, захочет ли дать себе отдых сном, является много насмешников, много соблазняющихся, много законодателей, много таких, которые припоминают прежних и осуждают настоящего. Это делается не потому, что хотят похвалить тех, – нет, – вспоминают о прежних епископах и пресвитерах только и для того, чтобы уязвить этого 198 . «Если пастырь не способен говорить красноречиво, то бывает ропот; если способен говорить, то опять начинаются порицания: он, говорят, тщеславен. Если он не воскресит мертвых, то, говорят, он не заслуживает никакого внимания – такой-то благочестив, а он нет! 199 И мстить пастырь не может, потому что порицающий его есть собственная утроба. Как утробе своей, хотя бы она распухла и причиняла боль голове и всему телу, мы не решаемся мстить, ибо не берем меча и не рассекаем ее, так и подчиненному, который поступает таким образом, причиняет вам беспокойства и огорчения, мы не можем мстить, это чуждо отеческой душе, которая по необходимости должна переносить огорчения» 200 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Минь. Т. VIII. С. 192 Творения Т. VIII. С. 216, 217 763. Притча и иносказание в Евангелии Беседа XXXIV . Почему Христос назвал людей, идущих к Нему из Самарии, нивою и жатвою? Для чего такие иносказания? С двоякой целью: 1) чтобы слово сделать более выразительным и очевиднее представить то, о чем говорится. Ум, занятый образами из обыкновенных предметов, больше возбуждается и, видя, как бы на картине, изображения, более увлекается ими. 2) Для того, чтобы усладить речь и, чтобы сказанное, лучше утвердилось в памяти. Простые изречения не так усвояются и не так привлекают внимание большинства слушателей, как изложение их при помощи предметов и предметное изображение их. Минь. Т. VIII. С. 195 Творения Т. VIII. С. 220 764. При покаянии нужно отставать от прежних грехов Покаяние состоит в том, чтобы уже не делать впредь того же, а кто принимается за прежние дела, тот уподобится псу, возвращающемуся на свою блевотину (см.: 2Пет. 2:22 ), и тому, который, по пословице, черпает воду решетом. Итак, надобно и делом, и мыслию отставать от поползновений греховных, а, отстав, прилагать к ранам противоположные грехам врачевства. Укажу некоторые примеры. Ты – хищник и лихоимец? Отстань от хищения и приложи к ране милостыню. Ты блудодействовал? Отстань от блуда и приложи к этой язве целомудрие. Сказал что-нибудь худое о ближнем и повредил ему? Оставь злословие, приложи дружелюбие. Станем так делать и с каждым из наших согрешений, и ни одного из них не будем оставлять без внимания. Минь. Т. VIII. С. 197 Творения Т. VIII. С. 223 765. И в страданиях, как и в успехе нужно благодарить Господа Беседа XXXV . Я вижу, что и ныне многие тогда только делаются более благочестивыми, когда или в страданиях сына, или в болезни жены получат некоторое утешение. А надобно, и не получая утешений, всегда равно благодарить и славить Бога. Таково свойство рабов благомыслящих; рабам, верным и любящим, как должно своего Господа, свойственно прибегать к Нему не только тогда, когда Он милует их, но и когда наказывает. И последнее есть дело Божественного промышления. Егоже бо любит Господь, наказует; биет же всякаго сына, егоже приемлет (ср.: Евр. 12:6 ). Кто служит Ему только тогда, когда находится в безопасности, тот показывает этим еще не большой знак любви и не чисто любит Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Из-за этого письма в моем присутствии нередко был у них горячий спор; каждый из них признавал свое письмо за оригинал, а другое за подложное. (Я думаю, что г. В. И. Лествицын пропечатал о смерти Мациевича в «Русской старине» 1879 года, окт., стр. 197, именно письмо Златоустова, так как семейство его после его смерти поселилось в Ярославле .) Василий Иванов Щапов был угодичский крестьянин; по книгам с. Угодич половины XVIII столетия] был отмечен в бегах, но где и как он попал в военную службу — неизвестно, но только он находился безотлучно в числе конвойных при Мациевиче, как в Ферапонтове, так и в Николо-Корельском монастырях. Затем Щапов в 1770 году был отправлен в действующую армию под крепость Бендеры, где предводительствовал фельдмаршал, граф Валериан Платонович Мусин-Пушкин , и участвовал при штурме Бендер. Во время этого дела неприятельская бомба упала на батарею близ фельдмаршальской ставки; Щапов, находясь у ставки, бросившись к бомбе, вырвал из нее трубку и опять пошел на свое место; в это время граф, выходя из шанцев, увидел бомбу, лежащую у самых пороховых ящиков, и спросил у соседа Щапова: отчего бомбу не разорвало? — оттого, ваше Сия[тельст]во, ответил ему Щапов, что я успел выдернуть из нее трубку. Граф похвалил его бесстрашие, произвел его в старшие унтер-офицеры и наградил сверх того 50 червонцами, потом спросил его о его родине и весьма был рад, когда узнал, что Щапов ростовец и житель села Угодич, отчины его деда и отца, которую он знал весьма хорошо, и тут же припомнил, как в своем детстве он купался в Ростовском озере и катался с сестрой своей Елизаветой, и смотрел, как ловили рыбу для его отца, со старостой Иваном Тимофеевым Альтиным, и как сын старосты Карпуха рвал с воды цветы для его сестры. В непродолжительном времени граф из бессменных своих ординарцев произвел Щапова в офицеры и после войны определил его в Москве на видное и покойное место; там случай свел его вторично с Ростовским митрополитом Арсением Мациевичем под именем «Андрея Враля».

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Даже в частных, но серьезных случаях клятва именем Божиим дозволительна, а запрещено употребление в клятве различных предметов. Бл. Феофилакт Болгарский объясняет это место Евангелия в смысле запрещения клятвы, вошедшей в привычку, запрещения божбы: «Один Бог клянется Самим Собою, потому что не зависит ни от кого... «Буди же слово ваше: ей, ей, ни, ни». Дабы ты не сказал как же мне поверят? – Он говорит поверят, если всегда станешь говорить правду, и никогда не будешь божиться; потому что никто так не теряет доверия, как тот, кто часто божится. «Лишше же сего от неприязни есть». Божба кроме: ей, и ни, ести дело излишнее и происходит от диавола» (Благов. Мф. стр. 101). Иоанн Златоуст , т. 7. стр. 197–198, эти слова тоже объясняет в смысле запрещения обыкновения клясться: «Но что значит: воздаси Господеви клятвы твои? Это значит, что в клятве ты должен говорить истину: Аз же глаголю вам: не клятися всяко. Потом, что бы еще более отвратить слушателей от обыкновения клясться Богом, Спаситель говорит: не клянитесь ни небом, ни землей... что касается рассматриваемой заповеди, то тебе может не представиться и необходимости когда-либо клясться. Кто внял учению о вышесказанных блаженствах, и устроил себя так, как повелел Христос, того всякий будет считать достойным почтения и уважения, и никто не станет принуждать к клятве»... стр. 199: «А если бы законы касательно развода и клятвы с начала были законами диавола, то они не были бы столько полезны и действительны. С другой стороны, если бы не предшествовали эти законы, то не так бы легко было принято и Христово учение о них. И так ныне, когда нужда в этих законах миновала, не ищи уже в них силы. Они нужды были при тогдашних обстоятельствах, впрочем, ежели угодно, нужны и ныне». Подобному пониманию по-видимому противоречит выражение: вовсе не клянись. Но подобные выражения, служа ограничением предмета, не служат его отрицанием. В беседе с самарянкою Спаситель говорит: «грядет час, егда ни в горе сей, ни во Иерусалиме поклонитеся Отцу» ( Ин.4:21 ); но было бы погрешительно, на основании сих слов, уничтожать места внешнего богопочитания – и Иерусалим доселе служит местом самого благоговейного поклонения Богу

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010