В самих предстоящих находит доказательство великой пользы от постигшей скорби. «Вы и ваша совесть свидетели, сколько пользы мы получили от настоящаго искушения. Невоздержный теперь сделался целомудренным, дерзкий более скромным, безпечный заботливым, никогда не видавшие церкви, но проводившие все время на зрелищах, теперь по целым дням находятся во храме» 195 . «Укрепим же свою душу (покорностию и преданностию в волю Божию), и тогда будем блаженнее всех, хотя бы постигла нас потеря богатства, хотя бы смерть, только бы никто не похитил у нас благочестия. Итак, не унывай, хотя бы тебе пришлось потерять богатство, хотя бы тело, хотя бы настоящую жизнь, хотя бы все, только бы сохранить благочестие; потому что если с ним отойдешь, Бог все возвратит тебе в большем блеске, и тело воскресит в большей славе, и, вместо богатства, даст такия блага, которых не может выразить никакое слово 196 . Показывает, что нет причины страшиться и смерти, и что истинное несчастие составляет один грех . «Из всех зол человеческих один грех есть настоящее зло, а не бедность, не болезнь, не обида, не злословие, не бесчестие, и даже не смерть, это, по видимому, самое крайнее из всех зол. Эти несчастия для любомудрствующих таковы только по имени, а не на самом деле: прогневать Бога и сделать что-либо Ему неугодное вот истинное несчастие! В самом деле, что страшнаго в смерти? скажи мне. То ли, что она скорее приводит тебя в тихую пристань и в ту безмятежную жизнь? Если и не умертвит тебя человек, то самый закон природы, в известный срок, разве не разлучит тела с душею? Пусть теперь и не случится того, чего мы боимся: но это будет спустя не много. Говорю так не потому, чтобы ожидал я чего-либо страшного или печального, но потому, что стыдно мне за тех, кои боятся смерти. Ожидаешь ты таких благ, их же око не виде, ухо не слыша и на сердце человека не взыдоша ( 1Кор. 2, 9 ), и не спешишь насладиться ими? нерадишь и медлишь, и не только медлишь, но еще боишься и трепещешь? И как тебе не стыдно скорбеть из-за смерти, когда Павел воздыхал из-за настоящей жизни?» 197 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

—489— Автор этой небольшой книги – или точнее сказать – составитель имел в виду дать понятие о задаче, содержании и плане Нравственного Богословия на основании существующих на русском языке по этому предмету учебных систем, некоторых произведений преосв. Феофана и слов преосв. Иннокентия Херсонского (произвольный и неполный выбор сочинений!). Интересно заглавие книги, серьезен предмет, избранный автором, но не ново и не особенно серьезно решение поставленной задачи. Мы ценим этот труд, поскольку он группировкой разных мнений рельефнее и отчетливее обнаруживает, давно уже сознанную потребность в такой учебной системе, которая бы отражала самый дух морали православной Церкви в органически связанных и стройно распределенных предметах содержания христианского нравоучения, и поскольку основательно намечает образец плана и содержания такой системы. Но мы жалеем, что кропотливо собравши потребный для работы материал, автор не выносил достаточно своей мысли, вследствие чего нередко обнаруживает неглубокий (механический) взгляд на некоторые предметы (конец 101стр., 2-й отд. 273 стр.), некоторые предметы меньше всего рассматривает с той стороны, с какой всего ближе они касаются Нравственного Богословия (речь о священных временах и таинствах) и отдает значительную дань воспитавшей его школе и тем учебникам, которые он критикует. Ему следовало бы серьезнее и более критически —490— отнестись к существующим системам, чем он сделал и не занимать читателя, на протяжении 148 стр. скучным, сухим и тяжелым перечнем предметов содержания разных систем и сочинений по Нравственному Богословию, да механическим сопоставлением их по разным системам. Вся последняя работа, по нашему мнению, есть не нужный, тяжелый балласт в его сочинении; без всякого ущерба для дела она могла быть сокращена до двух-трех десятков страниц. Речь автора не везде продумана, а иногда и очень, неточна (напр. 1 стр. 3 и след. стрк., 26 стр. 2–3 стр. сниз., 28 стр. 9–12 стр., 64 стр. 5–16 стр. снизу, 89 стр. 4–5 стр., 163 стр. 4–5 стр., 197 стр. 15 стрк. сверху и 5 снизу, 237 стр. 2 точки начинающиеся словами: «в таинствах»); язык напыщенный, витиеватый и тяжелый (14 и 19 строк. на 20 стран., 6 стрк. снизу на 25, 9 снизу на 24, 21 сверху на 27, 15 на 30 стран.), по местам даже грубоватый – (5 стрк. на 7 стран., 21 стрк. на 21 стран., 2 стрк. на 37 странице), переполненный ненужными или неуместными иностранными словами (– «момент» 24 стр. 4 стрк. снизу, «архитектоника» – 75 стран., «фокус» – 79 стран.). Наконец и печать страдает серьезными опечатками (напр., 210 стран. 6 стр. слово «лучше», 66 стран. 9 ст. – «Сириан»).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

л. 175 об. Без надписи. Нач. Пиши на десной стране у Креста: древо дарует древним достояние. То же, что под 314 л. 1. л. 176. Молитвы: егда кто хощет сзидати храм; егда кто от неверных внидет; молитва над агнцем на Пасху; молитва над сиры и яицы Пасце, и мелкие отрывки. л. 178. Последование просвещениа св. Богоявлений. Прибавления в молитве: и огнем – нет ни в одном списке: здесь на поле против того места, где следовало быть прилогу, тою же рукою написано: Зри. л. 184 об. Апостоли и еуангелиа заупокойная пред (всю) неделю. л. 185. Молитва в честь молвити (прибавл: за обедом) за царя, за святителеля, за игумена, за мирьскаго. л. 186 об. Чин исповеданию инокых. л. 190 об. Исповедапие священноиноком и ереем и дияконом. л. 192. Молитвы в пост идущим, числ. 2. л. 193 об. Молитвы на Вскресение Господне, числ. 2. л. 195. Молитвы на Рожество Христово, числ. 2. л. 196. Молитва от всякоя скверны. л. 196 об. От Правил о кресте Христове Афонасия мниха иерусалимскаго, потом о наузех и о стрелце громней. См. 15 на конце. л. 197. Отпусты на праздники. л. 199. Правило иереом, иже не облачаются в священныя ризы, ли неразумием, ли гордостию, ли леностию. В конце мелкие отрывки. л. 202. Чин исповеданию. л. 218 об. Чин бываемый на одение расы. л. 220. Последование малаго образа еже есть мантия. л. 226 об. Чин бываемый великаго и ангельскаго образа. л. 253. Молитва над умершим младенцем погребалная до 12 месяць. Аще ли двою годов умрет отроча, то уже в ризах служба свершена. л. 253. Пострижение черноризице великаго образа ангелскаго. л. 260. Некоего мудреца приложшаго круг лета к животу человечю. Аллегорические изображения времен года, припис. в XVI веке. л. 261. Последование бываемо усопших иноких. л. 295. Погребалник мирский. л. 311 об. Последоваиие освящения в 1 августа. л. 318 об. Чин, како подобает пети панихида за умерших. л. 328. Прокимни вскресни утрении на Еунгелиах и Апостолах; прокимни дневнии и аллилуари 8 гласовом. л. 329 об. Чин, како подобает молебен пети. л. 332. Молитвы. Первая ко пресв. Богородице с надписью: Иоана Златоустаго; вторая к Господу нашему Ис. Христу, Илариона, митр. киевского (см. 284 л. 26 об); последняя молитва пресв. Богородици.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Деян. 22:3 ), а дотоле был ревнителем закона ( Гал. 1:14 ). Братия, умоляю вас о том, – послушайтесь; доселе вы меня ничем не оскорбляли и не противились моим желаниям и просьбам. Это изъяснение принадлежит, между прочим, св. Златоусту, Феодориту, из новейших Неандру (apostol Geseh. t. 1. 197), Винеру. – Объяснение естественное, согласное со значением слов: св. Златоуст говорит: «очень кстати апостол предложил пример свой. Простые люди скорее увлекаются тем, что пред их глазами, чем неисчислимыми доводами, хотя бы и справедливыми; легче склоняются к тому, что, как видят, делают другие». Прибавим с своей стороны, что апостол опустил бы очень важное для его дела обстоятельство, если бы не выставил галатам своего примера. – Жаркий ревнитель Моисеева закона и искренний друг правды, не уважает более закона: не слишком ли много значило это для галатов, начавших было уважать закон, по внушению некоторых? В ст. 13–15. апостол побуждает галатов к исправлению прежнею любовью их к нему. Связь с предыдущим, кроме логической, есть и психологическая; апостол, убеждая галатов следовать примеру его, напомнил им, что они доселе ни чем не оскорбляли его: теперь он, обращаясь к прежней любви их, выставляет ее в побуждение отстать от учений не согласного с евангелием и следовать его учению. Ст. 13. весте яко за немощь плоти благовестих вам. Еυαγγελιζεσθαι значит проповедовать устно. См. Деян. 8:4. 12. 25. 35. 40; 11, 20. 15, 58 . Еф. 4:11 . 2Тим. 4:5 . о проповедании письменном в новом завете не говорится иначе, как εγραφα, γραφω. 1Ин. 2:12. 14. 4, 13 . Пροτερον – в первый раз; следовательно апостол до того времени, как писал послание, проповедовал галатам и не раз. Первою проповедью надлежит сочесть ту, о которой упоминается Деян. 10:6 , о второй говорится Деян. 18:22 . Δι ασθενειαν; – часто выражает состояние, в продолжении которого что либо делают. У Аристотеля (mirab Aucret 68) читаем: δι τν χειμνα. Aσθενια в тесном смысле означает болезнь телесную. 1Тим. 5:23 . Ин. 11:4 . и сообразно с таким словозначением, мысль та, что апостол, тогда как проповедовал галатам, одержим был болезнью телесною и болезнь удержала его у них на некоторое время которым он воспользовался для наставления их вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Как бывает с волнами морскими, что они то поднимаются на несказанную высоту, то вдруг опять упадают, так точно мы видим, что люди, нерадящие о добродетели и преданные пороку, то высоко умствуют, поднимают брови и успевают в делах настоящей жизни, то вдруг уничижаются и приходят в крайнюю бедность … А в деле добродетели ничего такого нет: она и здесь ставит (нас) выше наших зложелателей и делает непобедимыми, доставляет нам непрестанное удовольствие и не дает чувствовать превратность (житейских) дел; сопутствует нам и во время исхода отсюда, и тогда особенно, когда мы нуждаемся в ее пособии, в тот страшный день подает нам великую помощь, преклоняя на милость к нам Судию; и как здесь, во время бедствий, возвышает над бедствиями, так и в будущем (веке) избавит обладающих ею от вечных мучений … . Минь. T.IV. С. 197. Творения Т. IV. С. 214. 109. Добродетель среди препятствий – особенно ценна Конечно, добродетель и сама по себе достойна удивления; но если еще кто творит ее окруженный препятствиями, то она является гораздо более дивной. Поэтому Божественное Писание, как бы удивляясь праведнику, говорит, что среди такого множества людей, имевших подвергнуться за свое нечестие гневу Божию, «Ной обрете благодать пред Господом Богом» (ср.: Быт. 6:8 )… И мы видим, что многие беспечные люди, не перенося насмешек и поношения и предпочитая славу человеческую славе истинной и вечной, увлекаются и приобщаются нечестию других людей. Только душа доблестная и твердая умом может противостоять силящимся совратить ее и ничего не делать в угодность людям, но устремлять взор к тому недремлющему Оку, и от Него только ожидать благоволения, а на людей не смотреть и не дорожить их похвалой и порицанием, но оставлять их без внимания, как тень и сновидение. И теперь часто многие, не перенося насмешек со стороны десяти, двадцати или меньше лиц, претыкаются и падают: «есть бо стыд наводяй грех» ( Сир. 4:25 ). Минь. T.IV. С. 198. Творения Т. IV. С. 216. 110. Насмешки Немаловажное дело – не обращать внимания на тех, которые злословят, насмехаются и издеваются.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

В самой ранней из названных анафор – анафоре св. Сарапиона – подчеркнуто единосущие «Отца нерожденного» и «Сына Единородного», «Отца, знающего Сына и открывающего святым ведение о Нем», «знаемого рожденным Своим Словом и видимого и открываемого святым» 195 . В эпиклезисе Сарапион просит Бога Отца, чтобы Святое Слово снизошло на хлеб (вместо традиционного призывания Святого Духа) й чтобы «хлеб стал Телом Слова» (вместо традиционного «Телом Господа Иисуса Христа») 196 . Ипостасные свойства Бога Отца и Бога Сына у Сарапиона не раскрыты, еще меньше говорится в его анафоре о Святом Духе. «Дух света» призывается, «дабы мы могли взыскать и изъяснить неизреченные Твои (Бога Отца. – К У) таинства; да возглаголет в нас Господь Иисус и Святой Дух и да воспоет Себя чрез нас» 197 , Бог Отец Сарапионом призывается «чрез Единородного во Святом Духе», и Бог Отец дарует здравие, целость, радость и всякое преуспеяние «чрез Единородного Иисуса Христа во Святом Духе» 198 . Вот все, что говорит Сарапион о Святом Духе 199 . В анафоре Климентовой литургии довольно обстоятельно изложены ипостасные свойства Бога Отца и Бога Сына, но не изложены ипостасные свойства Духа Святого, а это делает тринитарную богословскую проблему невыясненной. Кроме того, в анафоре чрезмерно растянуто изложение истории мироздания и домостроительства. По выражению проф. И. Карабинова , молитва «многоглаголива» и «автор молитвы топчется на одном месте» 200 . Анафора литургии апостола Иакова в этом отношении совершеннее Климентовой. JI. Буйэ называет ее «наиболее законченным литературным памятником из всей литургической литературы с точки зрения экономии и уравновешенности ее редакции» 201 . Но редактор в префацио разделил изложение ипостасных свойств таким образом, что до «Санктуса» излагаются свойства Бога Отца как пребывающего в «Иерусалиме пренебесном», свойства же Сына отнесены к анамнесису, благодаря чему у него получилось исповедание воплощения Сына Божия, личные же Его свойства, которые Он имел и до воплощения, остались неуказанными. Исповедание Святого Духа редактор отнес к эпиклезису. Редакционный недостаток анафоры был в том, что ее схематизм «толкал к признанию за Отцом лишь одного творения, за Сыном – искупления, за Духом – освящения» 202 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

841 лист 21–22. Даниил сам не указывает здесь имени приводимого им толкователя, но несомненно толкование принадлежит Феофилакту Болгарскому , хотя и представляет сравнительно с печатным изданием значительные против него дополнения и уклонения. Смотр. бяаженного Феофилакта Болгарского толкование на соборные послания святых апостолов в русском перевод. Казань. 1865 года, 190–191. 844 л. 37–38. 31–32. Здесь приведена часть оглавления осьмого слова Никона Черногорца, 1-я половина, л. 53. 845 л. 32–37. Цитата действительно принадлежит Златоусту и по мыслям не уклоняется от современного перевода. Беседы Златоуста на евангелие Матфея. Москва, 1829 года, 444–446. 848 Вот собственные слова Даниила: «Аще ли же глаголеши, яко обращаю и в покаяние привожу, ей добро убо сия аще тако есть; обращай и в покаяние приводи, добро убо сие и блаженно есть». Рук. Моск. д. акад. 197 л. 274. 849 Вот собственные слова Даниила по этому предмету: «аще кого узриши совращена с правого пути, прием поучением настави на истинный путь живота; аще и нетленну ризу совлечет, юже святым крещением приял есть, и ты облецы его, и се уже алчнаго накормил еси, посети же и больнаго, прииди же к затворенному в темнице…» Рукоп. в 197 л. 40. 850 «Яко же о человеческих телесных недугующих и зельне болящих много подобает попечения и хранения имети, еще и душею разболевшимся (еретикамъ) много вящшаго подобает попечения, и хранения и прилежания имети» Окружное послание Даниила, рукоп. Моск, дух, Акад. 1 (не разборчиво) л. 422. Памятники старинной русской литературы вып. IV, 198. 853 Каждый должен исходить из него и стоять на нем: «да ничтоже творим или глаголем, да все бывает к воли Божии по святых писаний, и по законоположению блаженных отец, и яко же имать устав и благий обычай святыя соборныя и апостольския церкви». Рук. 197, л. 40. 860 К неприемлющим врачевания сия, говорит Даниил, ко мнозем наказании и невосхотевшим в лучший прийти в конец, возревнуй ревностию Божественною, даже и прочия страх имут, и отступят от сатаны и обратятся к Господу Богу, да покаявшеся, поживут блаженное житие» Рук. 197 л. 274. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Нет ничего холоднее христианина, который не заботится о спасении других (свт. Иоанн Златоуст , 53, 197). Предпочитая другого, ты отдаешь честь самому себе, делаясь достойным большей чести; будем же всегда уступать первенство другим (свт. Иоанн Златоуст , 53, 557). Источник. Как обижая ближних, мы обижаем себя, так, благодетельствуя им, благотворим себе (свт. Иоанн Златоуст , 55, 343). Источник. Поистине великой душе свойственно не думать (о себе) о собственном удовольствии, а заботиться о (спасении) других (свт. Иоанн Златоуст , 55, 420). ...Если мы – члены друг друга, то спасение ближнего касается не его только, но всего тела, и бедствие ближнего не ограничивается им одним, но причиняет боль и всему телу (свт. Иоанн Златоуст , 55, 804). Источник. ...Чего мы хотим получить от Бога, то должны прежде дать ближним, а если мы лишаем этого ближних, то как хотим получить то же от Бога? (свт. Иоанн Златоуст , 55, 902). Пусть никто... не ставит приятность выше спасения ближнего (свт. Иоанн Златоуст , 56, 194). Человеколюбец Бог наш, желая соединить всех взаимными узами, возлюбленные, вложил в дела человеческие такой закон, что польза одного непременно соединяется с пользой другого (свт. Иоанн Златоуст , 56, 471). Источник. Если Христос, будучи Богом, будучи причастником неизреченного Божественного существа, воспринял Крест и потерпел все прочее, свойственное человеку, ради нас и нашего спасения, то чего не обязаны оказать мы в отношении к тем, которые имеют одинаковую с нами природу и суть члены наши, чтобы исхитить их из пасти диавола и привести на путь добродетели? (свт. Иоанн Златоуст , 56, 517). Хочешь исправить брата? Пролей слезы, помолись Богу; сделай ему увещание наедине, дай совет, уговори, покажи любовь к согрешившему, убеди его, что ты напоминаешь ему о грехе не из желания поглумиться, а болезнуя и заботясь о нем; обойми ноги его, облобызай руки, не стыдись, если ты хочешь действительно излечить его. Так часто поступают и врачи, поцелуями и упрашиваниями убеждая капризных больных принять спасительное лекарство. Хотя бы надлежало тебе умереть за вразумление брата, не страшись: это будет для тебя подвигом мученичества (свт. Иоанн Златоуст , 56, 519). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

11 Не потому ли споры о догматах всегда велись и ведутся с большим ожесточением спорящих, чем несогласия относительно нравственных идей? 15 «О своих добрых делах нужно говорить, когда предвидится от этого очень большая польза. Кто разглашает о них, чтобы разуверить человека, расстроенного умом и предубеждённого против него, тот становится попечителем и благодетелем этого человека». Златоуст. IV, 868. 19 Такой случай был с пр. Исааком Сирианиным, убеждавшим заимодавца следуя Евангелию, простить должника. 24 Марка подвижн. «Слово о Зак. дух». Гл. 169. В книге «0 терп. Скорбей» еп. Игнатия Брянч. Спб. 1893 г., стр. 24. 29 Письма о христ. жизни, 197 стр. Св. Василия В. «Нравственные правила». В Хр. Чт. 1823 г., т. X, стр. 56. 40 Фомы Кемпийского: «О подражании Христу», пер. Κ. П. Победоносцева. Изд. 3-е. Спб. 1885. Кн. 2-я, гл. IV, 2. Стр. 65. 41 «Странная вещь, – говорил Монтескье, – что христианство, не имея, кажется, другой цели, кроме блаженства в загробной жизни, обеспечивает вполне земное счастье». 48 Златоуст. На послание к Филиппис. бес. 8-я. См. о страхе Божием в «Оправдании Добра» Вл. Соловьева, 2-е изд., стр. 196 г. Москва. 1898 г. 49 По Штраусу, таким началом нравственности должна служить идея рода; по Гартману, индивидуум должен, сознавши тщету бытия, горделиво содействовать процессу освобождения Бессознательного, переходу бытия в небытие Шопенгауэр в своей морали исходил из признания всеобщей и необходимой бедственности, но, в противоположность этому аскетическому учению, составил низшую эвдемонистическую систему нравственности, которой и следовал в жизни. Штраус держался в жизни теории благоразумия, а пессимист Гартман оказался любителем жизненного комфорта. Таковы «новые начала» нравственности. 52 Твор. И. Златоуст. Изд. С.-Пб. Ак. I, 821. О малом значении страха наказаний см. в статье Г. Спенсера: «Скептики и верующие» в книге: «Факты и комментарии», стр. 197. Спб. 1903 г. 59 т. II, 170 и 168. Однако и в таких случаях страх не всесильное средство к добродетели. В молитве Иоанна Дамаскина на сон грядущий читаем: «суда Твоего, Господи, боюсь и муки бесконечные, злое же творя, не престаю; Тебе, Господа Бога моего, всегда прогневляю».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Когда в 1398 г. кн. Стефан был обвинен (возможно, ложно) вельможами перед султаном в переговорах с враждебным османам венг. королем, Е. и Милица отправились в резиденцию султана Баязида в Серры, чтобы оправдать своего правителя. По свидетельству очевидцев, Е. бесстрашно разговаривала с султаном, благодаря чему миссия удалась (Там же). Тогда же они уговорили султана отдать им захваченные турками при взятии г. Видин мощи прп. Параскевы (Петки) Тырновской , к-рые были торжественно перенесены в Сербию (см.: Д. Под светости: Култ светих владара и peлukbuja у Cpбuju. Београд, 2006. С. 271-294; Т. Ymuцaj преноса мoшmujy св. Петке у Деспотовину на paзboj култа у cpnckoj средини//България и Сърбия в контекста на византийската цивилизация. София, 2005. С. 343-354). Лично знавший Е. буд. митр. Киевский Григорий Цамблак так характеризует ее: «...постничьства же украшене сущи, и деанием и добродетелми, в премудрости же и остроумии многых превъсходещи» ( Иванов Й. Български старини из Македония. София, 19312, 1970р. С. 435). С поездкой в Серры (1398/99) связан ее вклад в Хиландар шитой золотом и серебром (возможно, собственноручно) завесы (катапетазмы) для царских врат монастырского собора с изображением Христа Великого Архиерея, святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, считающейся шедевром серб. лицевого шитья рубежа XIV и XV вв. (ныне в ризнице мон-ря, см.: Θησαυρου το Αϒου Ορος. Θεσσαλονκη, 1997. Σ. 341). У ног Спасителя вышито пространное «Моление» от лица Е., поэтическое содержание и стиль к-рого навеяны евхаристическими молитвами прп. Симеона Нового Богослова ( 1980. С. 196-197). Е. внесла заметный вклад в прославление св. кн. Лазаря. В 1402 г. в Любостине в его честь она написала Похвалу и вышила ее текст на покрове для раки с его мощами (ныне в Белграде, МСПЦ; С. Myзej Српске Православне Цркве. Београд, 2001. С. 71-74). Особенностью покрова является отсутствие на нем изображений: кроме орнаментальной узкой каймы с растительными мотивами всю площадь занимает вышитый золотом на алом атласе текст. Похвала отличается оригинальностью и поэтичностью, проникнута патриотизмом и сильным личным чувством. Композиционное и образное совершенство текста и целостность ощущения личной и общественной (гос. и национальной) трагедии делают Похвалу одной из вершин средневек. серб. лит. творчества ( Кашанин. 1975. С. 309-310; 1980. С. 197).

http://pravenc.ru/text/187809.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010