1. «Удаление» в истории монашества. «Удаление/удаляться» и образ монаха «Удаление» – это характерная черта монашеской жизни 7 . «Удаление» может быть внешним и внутренним, в чем и состоит своеобразный идеал мношеского жития. «Внешний монах удалился от вещей, а внутренний – от самых страстей вещей» 8 . «Не является желанием удаления растворение среди городского шума... Не может исполнить любомудрие занимающийся словопрениями» 9 . Диспропорция в сторону несоблюдения внешнего удаления допустима, иная крайность оказывается лицемерием и попранием Божиих обетов 10 . «Ты не видишь монахов, стремящихся к уединенному житию и удалившихся на вершины гор, насколько они претерпевают суровый образ жизни?» 11 – задается вопросом свт. Иоанн Златоуст , невольно передавая идею удаления как восхождения, весьма актуального понятия и для монашеской традиции, и для еще более широкой аскетической традиции Православия в целом. Автор Макариевского корпуса сравнивает монаха с купцом, исключительно старающимся об успехе своего дела. Также и монах, «удаляющийся от житейских вещей, и занимающий себя Господом» 12 . Данная формула монашеской жизни, предложенная в составе пространного мистического определения монаха, передает идею удаления как опустошения ради наполнения Богом. Стих Псалтири «Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог» ( Пс.45:11 ) по-своему передает мысль, высказанную в Макариевском корпусе с использованием глагола «удаляться». Глагол «удаляться» используется в частности для передачи момента удаления мирянина из мира ради принятия монашеского звания 13 . Чем выше сан или звание удаляющегося, тем более достоин он восхищения. «Через один день открыл царь тайну новому царю, что он и ранее имел намерение удалиться от вещей и внимать только самому себе и Богу, облекшись в монашескую схиму» 14 . Достаточно часто данным глаголом описываются передвижения монахов 15 – вне связи с их отречением от мира. «Удаляться» означает также отправляться куда-то на время ради уединения – как патриарх Константинопольский Михаил на берег моря ради любомудрия, согласно речи Михаила Италика 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

" Будем стараться, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - от непристойной траты воздерживаться и вместо уже истраченного худо делать другое приобретение, вместо слов, произнесенных напрасно, - молитвы, вместо взглядов, сделанных нескромно, - милостыни, посты. Ибо если мы станем безрассудно издерживать и ничего не приобретать, и не собирать себе хороших сокровищ, то, дойдя до крайней бедности, незаметным образом ввергнем себя в вечную муку огненную... Чем ты прогневал Бога, тем самым умилостивляй Его. Ты прогневал Его хищением денег? Ими и умилостивляй Его, возвратив обиженным похищенное и еще прибавив к тому свое. Ты прогневал Его языком и злословием, которым оскорбил многих? Языком опять и умилостивляй Его, воссылая чистые молитвы, благословляя злословящих, восхваляя злоречащих, благодаря наносящих обиды. Оставь зло, полюби добродетель, отстань от порока, обещай больше не делать так, - и этого достаточно будет для твоего оправдания " . 11 " Молю вас, братия моя, - говорит преосвященный Иннокентий, - ради Бога, создавшего нас, ради Иисуса Христа, пролившего Кровь Свою для нас, ради спасения нашего, которого мы все желаем, и ради царствия небесного, которое предназначено нам в вечное жилище, постарайтесь употребить все усилие и усердие ваше, чтобы говение ваше не было напрасно, чтобы получить пользу душевную, постарайтесь правильно исповедаться и достойным образом приобщаться святого Тела и Крови Христовой. И тогда благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святаго Духа будет с вами. Аминь " . 12 Примечания: 1 Сборник бесед свт. Иоанна Златоуста. Т. 2. С. 44, 45, 137, 138, 139. 2 Сборник бесед. Т. 2. С. 21. 3 Постная Триодь. 4 Сборник бесед. Т. 1. С. 228. 5 Иннокентий, митрополит Московский. Великий пост. 6 Сборник бесед. Т. 1. С. 225. 7 Сборник бесед. Т. 1. С. 139, 140. Т. 2. С. 25, 26. 8 Сборник бесед. Т. 1. С. 159, 160. Т. 2. С. 46, 47, 48. 9 Сборник бесед. Т. 1. С. 159, 160. 10 Иннокентий, митрополит Московский. Поучение постникам. 11 Сборник бесед. Т. 1. С. 131, 157.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2144...

Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения тайноводственные, 5–е. Ст. 10. М., 1991. С. 336. 962 Свт. Иоанн Златоуст. Сл. 45. О еже не плакати…//PG. 63, 892. 963 Преп. Иоанн Дамаскин. О в вере усопших, 21//PG. 95, 268 ВС. 964 Свт. Иоанн Златоуст. На Посл. к Филиппинцам беседа 3, 4//PG. 62, 203–204. 965 Свт. Иоанн Златоуст. На 1–е Посл. к Кор. беседа 41, 5//PG. 61, 361; Сл. 45. О еже не плакати…//PG. 63, 889. 966 Он же. Сл. 45…//PG. 63, 888–889; Сл. 31. О смерти//PG. 63, 808; Беседы на Деяния апостольские. Беседа 21. Ст. 4–5. М., 1994. С. 204–207. 967 Свт. Афанасий Великий. К Антиоху правителю. Вопросоотв. 34//ΒΕΠΕΣ. 35, 109 (13–22). 968 Свт. Иоанн Златоуст. На Посл. к Филиппийцам беседа 3, 4//PG. 62, 204. 969 Преп. Иоанн Дамаскин. О в вере усопших//PG. 95, 272 А. 970 Свт. Епифаний Кипрский. Панарион. Гл. 75//PG. 42, 513 В. 971 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучение тайноводственное, 5–е. Ст. 10. М., 1991. С. 336. 972 Преп. Иоанн Дамаскин. О в вере усопших//PG. 95, 264 Д. 973 Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. Беседа 62. Ст. 5. Кн. 1. М., 1993. С. 419. Мнение святого Златоуста о милостыне и приношениях за тех, кто умер в благочестии или не успел при жизни позаботиться о своей душе, поддерживает и преподобный Иоанн Дамаскин, который повторяет выдержки из других проповедей святителя. (См.: Преп. Иоанн Дамаскин. О в вере усопших, 22//PG. 95, 268 Д–269 А.) 974 Он же. Толкование на святого Матфея евангелиста. Беседа 31. Ст. 4. Кн. 1. М., 1993. С. 346. 975 Свт. Иоанн Златоуст. Сл. 45. О еже не плаката горько…//PG. 63, 891; 892. Он же. Беседа на Деяния апостольские. Беседа 21. Ст. 4, 5. М., 1994. С. 206–207. 976 Он же. На Послание к Филиппинцам беседа 3, 4//PG. 62, 203–204. 977 Он же. Сл. 31. О смерти//PG. 63, 808. Он же. На Послание к Филиппийцам беседа 3, 4//PG. 62, 204. 978 Свт. Симеон Солунский. Указ. соч.//PG. 155, 693 AB. 979 Свт. Иоанн Златоуст. Сл. 45…//PG. 63, 892. Он же. Беседы на Деяния апостольские. Беседа 21. Ст. 5. М., 1994. С. 207. 980 Свт. Марк Эфесский, Евгеник. Ответы на вопросы о чистилище, предложенные ему латинскими кардиналами на Ферраро–Флорентийском соборе//CFDS. Ser. A. Vol. 8, Fasc. 2. P. 117. 981

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

16 Свт. Иоанн Златоуст . Творения. СПб., 1903. Т. 9. С. 775. 17 Свт. Григорий Богослов . Творения. Ч. 1. С. 13. 18 Прп. Симеон Новый Богослов . Слова. М., 1890. Вып. 2. С. 461—462. 19 Певницкий В.Ф . Священство. Основные пункты в учении о пастырском служении. Киев, 1892. С. 1—2. 20 См.: Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий) . О православном пастырстве. С. 1. 21 Свт. Феофан Затворник . Путь ко спасению. 8-е изд. М., 1899. С. 9. 22 Там же. 23 Прп. Симеон Новый Богослов . Слова. Вып. 1. С. 111. 24 Там же. С. 111—112. 25 Там же. С. 117. 26 Прав. Иоанн Кронштадтский . Живое слово мудрости духовной. СПб., 1911. С. 75, 76. 27 Свт. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 11. С. 770—771. 28 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий . Речь, произнесенная Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием при вручении архипастырского жезла новопоставленному епископу Петрозаводскому и Олонецкому Нектарию во Всехсвятском храме г. Москвы 29 июня 1947 г.//Журнал Московской Патриархии. М., 1947, 8. С. 9. 29 См.: Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий) . О православном пастырстве. С. 18. 30 Свт. Григорий Богослов . Творения. Ч. 1. С. 24, 14. 31 Свт. Феофан Затворник . Толкование Послания святого апостола Павла к Ефесянам. 2-е изд. М., 1893. С. 294—295. 32 Свт. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 1. С. 424—425. 33 Свт. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 1. С. 426. 34 См.: Прп. Симеон Новый Богослов . Слова. Вып. 1. С. 92—121. 35 Сщмч. Киприан Карфагенский . Творения. Киев, 1891. Ч. 1. С. 398. 36 Свт. Григорий Богослов . Творения. Ч. 1. С. 29. 37 Свт. Григорий Богослов . Творения. Ч. 1. С. 21. 38 См.: Там же. 39 См.: Свт. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 10. С. 23. 40 Свт. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 11. С. 768. 41 См.: Свт. Григорий Богослов . Творения. Ч. 3. С. 246. 42 Некрасов А.А . Чтение греческого текста Святых Евангелий. Казань, 1888. С. 22. 43 Некрасов А.А . Чтение греческого текста Святых Евангелий. С. 22. 44 Там же. С. 25. 45 Свт. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 8. С. 591. 46 Там же. Т. 9. С. 138.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4101...

   Свт. Тихон Задонский. Творения. T. V. С. 228.    Еп. Петр. Указание пути ко спасению. Изд. 3-е. Троице-Сергиева Лавра. 1905. С. 43—44.    Преп. Ефрем Сирин//Добротолюбие. Т. II. § 277—278. С. 422; свт. Тихон Задонский. Творения. Изд. 6-е. T. I. С. 14; T. II. § 72. С. 188; T. V. Слово 22. С. 227—228; преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. 12, гл. 29; преп. Иоанн Лествичник. Слово 4, §§ 48, 44, 81—82, Слово 23, §§ 6, 7, 8, 11, 12, 16, 18, 20; Слово 25, §§ 54, 10, 51; Слово 26. С. 205.    Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. 12, гл. 29. С. 161//Добротолюбие. T. II, § 150. С. 90.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. X, II; преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, §§ 26, 29.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, § 34.    Он же. Слово 25, § 44.    Он же. Слово 25, §§ 12, 26, 83, 129.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, § 3.    См.: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Изд. 3-е. 1855.    Ср. Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, § 14.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, 26, 37, 180. Ср. Преп. авва Дорофей. Поучение 2.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, § 9; Слово 27, § 80.    Еп. Петр. Указание пути ко спасению. § 17. С. 45.    Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. II, § 70. С. 157.    Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Мф.25.    См. об этом в «Лавсаике» повесть о подвижниках, впавших в прелесть и другие грехи через гордость (о Валенте, об Эроне, о Птолемее, об иерусалимской девственнице), под 29—32.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, §§ 4, 5, 38.    См.: Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. XI. С. 576; V, 60, VI, 6 и I, 539; VII, 640, VIII, 159, 442; XI, 416, XI, 136; XII, 628 и др. О высокомерии и надменности — I, 533; II, 50, 320; IV, 38, 48; V, 522, VII, 31—32, 598; VI, 51—52, 116; VIII, 66; IX, 768; XII, 599.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 8, § 5.    Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. II, § 85. С. 163.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 8, § 14.    Свт. Тихон Задонский. Творения T. II, § 78—79. С. 160.    О зависти: Свт. Тихон Задонский. Творения. Изд. 6-е. Т. II, гл. 2, § 78—83; гл. 3, §§ 84—90; T. V, письмо 112. С. 135—136, свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. I. С. 454, 825; II, 23; III, 59; IV, 516, 517; V, 562; VII, 124, 295, 433, 438, 640; VIII, 102, 224, 240, 316, 435; IX, 147, 557, 560; X, 312, 680, 702, 707; XI, 237, 453; XII, 605 и далее. О ненависти: Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V. С. 49, 569, VII, 632, XII, 610, I, 599. О злобе: Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IV. С. 203; VII, 74, 254, 275, 502, VIII, 338; IX, 104, XII, 1017. О злопамятстве: Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. III. С. 14, 15; IV, 832; VI, 221; VII, 800; XI, 201; XII, 166, 733 и далее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Свт. Григорий Нисский. Надгробное Слово Пульхерии//Творения св. отцов. Т. 45. С. 403–404. 725 Свт. Григорий Нисский. Надгробное слово Пульхерии//Творения св. отцов. Т. 45. С. 400–402. 726 Свт. Иоанн Златоуст. О смерти. Слово 31//ПСТ. Т. 12. С. 766–769. 727 Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея евангелиста. Беседа 31. Ст. 4, 5. Репринт. М., 1993. С. 345–348. 728 Ν. Τωμαδακη. Βυζαντιν Επιστολογραφα. " Αθναι, 1969. Σ. 227. 729 Свт. Иоанн Златоуст. Слово 31. О смерти//ПСТ. Т. 12. С. 765; см. также: Беседы на 1–е послание к Коринфянам. Беседа 1//ПСТ. Т. 10. С. 469. 730 Свт. Григорий Нисский. О Пульхерии//Творения св. отцов. Т. 45. С. 396. 731 Свт. Иоанн Златоуст. О терпении…//ПСТ. Т. 9. С. 927. 732 О крещении находящихся при смерти младенцев свт. Иоанн Златоуст говорит следующее: «Если будет нужда и окажется некрещеное дитя при смерти, можно крестить диакону; и если дитя умерло, то для него зачтено это в крещение; если же дитя умрет некрещеным по беспечности пресвитера, то горе пресвитеру тому! Если по беспечности родителей умрет некрещеным, то горе родителям дитяти! Поэтому не должны родители оставлять дитя некрещеным на много лет. Незапечатленная овца — часть волка. Печать Христова сохраняет имеющего печать (см.; Свт. Иоанн Златоуст. О том, что имеющий какую–нибудь благодать знания должен передавать нуждающимся, и о пресвитере//ПСТ. Т. 10. С. 958). 733 Требник (большой). Чин погребения младенческого. Канон. Песнь 6–я. ТСЛ, 1992. Л. 151 об. 734 Стихира, гл. 8//Там же. Л. 153 об. 735 Стихира, гл. 8//Там же. Л. 154. 736 Свт. Григорий Нисский. О младенцах…//PG. 46. 168А. 737 Свт. Василий Великий. К Нектарию. Письмо 5//Творения св. отцов. Т. 10. С. 20. 738 Он же. К Нектариевой супруге. Письмо 6//Творения св. отцов. Т. 10. С. 23. 739 Свт. Василий Великий. На память муч. Иулитты//Творения св. отцов. Т. 8. С. 72–73. 740 Ν. Τωμαδακη. Βυζαντιν Επιστολογραφα. θηναι, 1969. Σ. 227. 741 Свт. Василий Великий. К Нектарию. Письмо 5//Творения св. отцов. Т. 10. С. 20. 742

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

293 Ср.: Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. XII, гл. 4; преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, § 12. 294 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V. С. 138, 320, T. VI. С. 365—410; T. VII. С. 150. 295 Он же. Беседы 16 и 9. 296 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, § 1. 297 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. V. Слово 22. О гордости. С. 227. 298 Преп. Нил Синайский. О гордости//Добротолюбие. Т. II, § 38. С. 270. 299 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, § 35. 300 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. V. С. 228. 301 Еп. Петр. Указание пути ко спасению. Изд. 3-е. Троице-Сергиева Лавра. 1905. С. 43—44. 302 Преп. Ефрем Сирин//Добротолюбие. Т. II. § 277—278. С. 422; свт. Тихон Задонский. Творения. Изд. 6-е. T. I. С. 14; T. II. § 72. С. 188; T. V. Слово 22. С. 227—228; преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. 12, гл. 29; преп. Иоанн Лествичник. Слово 4, §§ 48, 44, 81—82, Слово 23, §§ 6, 7, 8, 11, 12, 16, 18, 20; Слово 25, §§ 54, 10, 51; Слово 26. С. 205. 303 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. 12, гл. 29. С. 161//Добротолюбие. T. II, § 150. С. 90. 304 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. X, II; преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, §§ 26, 29. 305 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, § 34. 306 Он же. Слово 25, § 44. 307 Он же. Слово 25, §§ 12, 26, 83, 129. 308 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, § 3. 309 См.: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Изд. 3-е. 1855. 310 Ср. Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, § 14. 311 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, 26, 37, 180. Ср. Преп. авва Дорофей. Поучение 2. 312 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, § 9; Слово 27, § 80. 313 Еп. Петр. Указание пути ко спасению. § 17. С. 45. 314 Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. II, § 70. С. 157. 315 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Мф.25. 316 См. об этом в «Лавсаике» повесть о подвижниках, впавших в прелесть и другие грехи через гордость (о Валенте, об Эроне, о Птолемее, об иерусалимской девственнице), под 29—32. 317 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, §§ 4, 5, 38. 318 См.: Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. XI. С. 576; V, 60, VI, 6 и I, 539; VII, 640, VIII, 159, 442; XI, 416, XI, 136; XII, 628 и др. О высокомерии и надменности — I, 533; II, 50, 320; IV, 38, 48; V, 522, VII, 31—32, 598; VI, 51—52, 116; VIII, 66; IX, 768; XII, 599.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

1 Преп. Петр Дамаскин. Творения. Киев. 1902. Ч. 2. С. 229. Преп. Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 26. § 14, 154. 2 Преп. Нил Синайский. Творения. М., 1858. Ч. 2 С. 250. 3 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1898. Т. II. С. 45, 70. 4 Там же. Творения. С. 75. 5 Он же. Творения. T. IV. С. 745, 747. 6 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1900. T. VI. Кн. I. С. 184. 7 Преп. авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение 1. 8 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1898. T. IV. Кн. I. С. 312. 9 Еп. Феофан. Начертание христианского нравоучения. Изд. 2-е. С. 150. 10 Там же. 11 Свт. Тихон Задонский. Творения. Изд. 6-е. Т. V. Слово 20. О подвиге против греха. С. 222—223. 12 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 31 на Деян. 13 Свт. Тихон Задонский. Творения. Изд. 5-е. М., 1889. Т. I. О грехе. С. 239—240. 14 Свт. Тихон Задонский. Творения. Изд. 5-е. Т. I. Плоть и Дух. Т. II. Грех. С. 124—125. 15 Он же. Творения. Изд. 5-е. М., 1889. Т. I. С. 242. Далее все сноски, кроме специально оговоренных случаев, даются по этому изданию. См. репринтное издание 1994 г. 16 Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. V. Слово 19. О грехе. 17 Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. I. С. 105—107, 10. Т. II. С. 125. Т. V. С. 224—225. 18 См.: Еп. Феофан. Начертание христианского нравоучения. 19 А. Покровский. Нравственное богословие. Изд. 1-е. Самара. 1891. С. 90—91. 20 Еп. Феофан. Начертание христианского нравоучения. С. 164. 21 Там же. С. 165. 22 Деяния Вселенских Соборов. Правило 5-е. 23 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. VII. С. 440. 24 Октоих. Антифоны степенны воскресн. Глас 4-й, антифон 1-й. 25 Октоих. Антифоны степенны. Глас 8-й, антифон 1-й. 26 Канон молебный Пресвятой Богородице. Песнь 1-я, тр. 2. Октоих. Воскресный канон. Глас 5-й, песнь 6-я, ирмос. 27 Октоих. Воскресн. 1-я стихира на стиховн. вечерни. Глас 1-й. Ср. 1-я стих. стиховн. 3-го гласа. 28 Октоих. Воскресн. 4-я стихира стиховн. вечерни, глас 5-й. 29 Ср. Преп. Иоанна Дамаскина. Точное изложение Православной веры. СПб., 1894. Кн. 2. (гл. 22) С. 94. 30 В русском разговорном языке слово «страсть» употребляется еще в смысле: а) страха, ужаса: «Ух, какие страсти!», «Страсть берет глядеть на это», «Он бить не бьет, только страсть (страх) дает...»; б) в смысле: множество, весьма, сильно, ужас как, крайне; например: «Денег страсть, да не во что класть» (посл.), «Народу-то сколько было! Страсть», «Страсть, как он скуп», «Страсть хочется».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Он же. На 1–е Посл. к Фес. 8, 4//PG. 62, 446. 1121 Об этом см. и то, что мы писали в главе «Будет Суд», С. 487–493. 1122 Свт. Григорий Палама. К всечестной во инокинях Ксении//Добротолюбие. Т. 5. С. 280. 1123 Свт. Иоанн Златоуст. О будущем Суде//PG. 63, 743; На Второе Пришествие…//PG. 59, 624. 1124 См.: Свт. Иоанн Златоуст. На Второе Пришествие…//PG. 59, 624. 1125 Он же. О будущем Суде//PG. 63, 744. 1126 Свт. Иоанн Златоуст. На Второе Пришествие…//PG. 59, 624; На Посл. к Рим. беседа 31, 5//PG. 60, 676. И в беседе 45, 4 на Еванг. от Иоанна (PG. 59, 256) он пишет: «Что ты говоришь? Ты не чаешь будущего Воскресения и Суда: бесы их исповедуют, а ты не исповедуешь? Ибо Ты пришел, говорит (бес), чтобы здесь мучить нас прежде времени (Мф. 8, 29). А те, кто говорит о будущих мучениях, знают и о Суде, ответе и наказаниях». 1127 Свт. Иоанн Златоуст. Слово 25. О будущем Суде//PG. 63, 746, 748, 750. 1128 Νικοδημου " Αγιορετου " Εορτοδρμιον. Βενετα, 1836. Σ. 307. 1129 Νικοδημου γιορετου. Να Κλμαξ… Κωνσταντινουπλει, 1844. Σ. 303. 1130 Π. Ν. Τρεμπελα. Δογματικ της " Ορθοδξου Καθολικς " Εκκλησας. Αθναι, 1961. Τ. 3. Σ. 489. 1131 Свт. Иоанн Златоуст. Слово 25. О будущем Суде//PG. 63, 751; На 2–е Посл. к Кор. беседа 10, 3//PG. 61, 471. 1132 Он же. К Феодору падшему 1, 10//PG. 47, 291; На Евангелие от Матфея беседа 23, 8//PG. 57, 317–318. 1133 Νικοδημου " Αγιορετου. ξομολογητριον. Βενετα, 1855. Σ. 187–188. 1134 Свт. Василий Великий. Правила, пространно изложенные… Вопросоотв. 2//Творения. Репринт. Т. 5. С. 82–87. 1135 Архим. Иустин (Попович). Человек и Богочеловек. Гл. 20. 1136 Свт. Василий Великий. Беседы на Пс. 33. Ст. 6 и 8//Творения. Репринт. M., 1991. T. 1. С. 293. 1137 Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Римлянам. Беседа 5. Ст. 6. M., 1994. С. 534; К Феодору падшему, 1, 11//PG. 47, 292. 1138 Преп. Симеон Новый Богослов. Т. 2. Сл. 66. Ст. 5//Творения. ТСЛ, 1993. С. 161. 1139 Νικοδημου γιορετου. Να Κλμαξ… Κωνσταντινουπλει, 1844. Σ. 36. 1140 Он же. ξομολογητριον. Βενετα, 1855. Σ. 218. 1141

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Слово о воскресении мертвых 1, 39, GCS 27. 5. См. Danielou J. Les tuniques de peau chez Gregoire deNysse. Leyden, 1967; Skouteris K. Synepeiai tis ptoseos kai loutron palingenesias. Athens, 1973. 6. Ориген. Толкование на Бытие 3, 2, PG 12, 101A. 7. Св. Епифаний Саламийскийю Panarion 64, 18, PG 41, 1097D. Ср. свт. Григорий Богослов. Слово 45, PG 36, 632; свт. Григорий Нисский. Об устроении человека 29, PG 44, 233D. 8. Св. Мефодий Олимпийский. Слово о воскресении мертвых 1, 39, GCS 27, 281, 13-14. 9. Св. Григорий Нисский. Слово о девстве 12, PG 46, 373C, 376A. 10. Св. Григорий Нисский. Огласительное поучение 8, PG 45, 33CD. 11. См. св. Григорий Нисский. Изъяснение Песни Песней Соломона 12, PG 44, 1021D. 12. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91, 1156C-1157A. 13. Там же, 1157C. 14. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Второе Послание к Коринфянам 1, 4, PG 61, 387. То же выражение использовано в 18-й беседе на Бытие, PG 53, 150, в прямой связи со смертностью и " кожаными ризами " . [Ср. Слово 72-е преп. Исаака Сирина, в котором он увещает подвижника " помнить тот чин, в котором не эта жизнь, как бы перебирающаяся и движущаяся по влагам, но жизнь, сокрушающая мертвенность " ]. 15. Свт. Григорий Нисский. О душе и воскресении, PG 46, 148C-149A. 16. Там же. 17. Свт. Григорий Нисский. Об устроении человека 18, PG 44, 192BC. 18. Свт. Григорий Нисский. На тех, кто заснул, PG 46, 524D. 19. Свт. Григорий Нисский 20. Там же. 21. Свт. Григорий Нисский. На тех, кто заснул, PG 46, 524D. 22. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Римлянам 13, PG 60, 517. 23. Свт. Григорий Нисский. О душе и воскресении, PG 46, 108А; ср. " На тех, кто заснул " , PG 46, 532C; " Надгробное слово Мелетию " , PG 46, 861B. 24. 1 Кор. 2, 14; 3, 3; Еф. 4, 22; Рим. 8, 8. См. толкование на этот стих у Златоуста, PG 60, 517. 25. Свт. Григорий Нисский. О девстве, 12, PG 46, 376B. 26. Это обычная для гимнографии характеристика первозданного человеческого состояния: " Одеждею мя облекл еси Боготканною, Спасе " (песнь шестая канона в Неделю Сыропустную, тропарь 1-й).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=34&iid=107...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010