Косма и Дамиан, св. бессребреники. Икона. XVI в. (РязХМ) Косма и Дамиан, св. бессребреники. Икона. XVI в. (РязХМ) 2. Б. называют человека, отличительным нравственным свойством к-рого является то, что он трудится ради блага др. людей, не беря за это платы, безвозмездно. В высшей степени эта добродетель раскрывается в христианстве, когда христианин трудится «Христа ради», разумея, что в каждом человеке, к-рому он помогает, живет Христос («Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» - Мф 25. 40). Б. не просто отказывается от платы, но считает для себя милостью Божией и благом, если ему предоставляется возможность потрудиться безвозмездно Христа ради. В Нагорной проповеди Христос учит: «И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают... Но вы любите врагов ваших, и благотворите... и будет вам награда великая,- и будете сынами Всевышнего» (Лк 6. 33, 35). Б. становится сыном Всевышнего, уже живя здесь, на земле,- и в этом его земная награда и блаженство; в полной мере эта награда (блаженство) раскроется на Небе, в жизни вечной. В рус. художественной лит-ре добродетель бессребреничества и бескорыстия запечатлена в повести Н. С. Лескова «Инженеры-бессребреники», посвященной юношеским годам Димитрия Брянчанинова, впосл. свт. Игнатия (Брянчанинова) , еп. Кавказского и Черноморского. 3. Б. именуются св. врачи (исцелители, целители), к-рые перечисляются: 1) в молитве проскомидии при изъятии из третьей просфоры шестой частицы («Святых и чудотворцев, безсребреник... Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая и всех святых безсребреников»); 2) в молитве таинства Елеосвящения «Отче Святый, Врачу душ и телес...» («святых и исцелителей безсребреников Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, Сампсона и Диомида, Фотия и Аникиты...»); 3) в молитве «Господи, Боже наш, великий в совете и дивный в делех...» последования малого водоосвящения («святых славных и чудотворцев безсребреников Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, Сампсона и Диомида, Мокиа и Аникиты, Фалалеа и Трифона...»).

http://pravenc.ru/text/149067.html

В Свящ. Писании содержится много свидетельств о важности для христианина призывания имени Иисуса Христа. Господь сказал ученикам: «Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Ин 14. 14) и «О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Ин 16. 23). По словам ап. Павла, «и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп 2. 9-10). Ап. Петр, отвечая на вопрос синедриона, каким именем было совершено чудо исцеления больного, говорит: именем Иисуса Христа, «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян 4. 5-12). Свт. Игнатий (Брянчанинов) отмечает, что «моление молитвою Иисусовою есть установление Божественное. Установлено оно не чрез посредство пророка, не чрез посредство Апостола, не чрез посредство Ангела; установлено Самим Сыном Божиим и Богом. После тайной вечери, между прочими возвышеннейшими, окончательными заповеданиями и завещаниями, Господь Иисус Христос установил моление Его именем [см.: Ин 14. 13, 14; 16. 23, 24]…» ( Игнатий (Брянчанинов). 1996. С. 234-235). Начиная с V в. (на необходимость непрестанной памяти о Господе и молитвы к Нему указывал свт. Диадох, еп. Фотикийский ( Diad. Phot. De perfect. spirit. 97) практика М. И. никогда не прекращалась и достигла своего расцвета в XIII-XIV вв. среди подвижников-исихастов (см. в ст. Исихазм ), многие из к-рых подвизались на Св. Афонской горе. С богословской и антропологической т. зр. практика непрестанного призывания имени Иисусова основывается на библейском почитании имени Божия (см.: Иларион (Алфеев). 2013. С. 17-58, 160-201). Смысловым центром М. И. является имя Иисус (буквально означающее: «Яхве спасает»): имена Господь и Сын Божий воспринимаются как его истолкование. В М. И. акцент делается на призывание Иисуса как Бога: полная форма молитвы подчеркивает, что Иисус Христос есть Сын Божий. Поэтому не случайно то обстоятельство, что широкое распространение М. И. в монашеской среде совпало по времени с бурными христологическими спорами V в.

http://pravenc.ru/text/2564066.html

По преданию св.Макарий Египетский молился о язычниках и те сказали,что им легче нежели христианам,которые знали волю Божью и грешили,но и те и другие были в муках.Единственное с чем можно согласится-это относительно обителей «мук» для кого то они будут подобны месту на Лоне Авраамовом,где они будут лишены тяжких мучений. Святой Апостол Павел сказал ,что «если законом оправдание,то Христос напрасно умер».Если мы утверждаем,что оправдание существует по делам совести и можно войти в «рай» помимо Христа (некоей высокой нравственностью)мы обесцениваем Его сошествие,воплощение,искупительную жертву.Непонимаем глубину падения человека и его мнимых добродетелей.Об этом писал святитель Игнатий Брянчанинов.Святой пророк Исаия говорил что праведность наша как запачканная одежда,а он был Святой пророк и нуждался в Искупителе. «Признающий возможность спасения без веры во Христа, отрицается Христа, и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства» Свт.Игнатий Брянчанинов «Если, как говорят современные книжники-интеллигенты, во всякой вере можно найти спасение и покой своей обуреваемой страстями душе, то на что христианская вера, на что пришествие Христово на землю, Его воплощение, Его проповедь о Царствии Божием и средствах к достижению его, зачем нужны Покаяние, Причащение Святых Таин Тела и Крови, на что чудеса, страдание, Крест, смерть, погребение, сошествие во ад, Воскресение, вознесение на Небо, Второе пришествие? Если бы без всего этого можно было бы обойтись и спасти душу свою, то для чего все это, о чем сейчас говорено? Для чего исповедание веры, для чего мученики, для чего апостолы, иерархия, для чего посты, молитвы? Ведь все это имеет мировое, вселенское значение, ведь все это строгая, великая, премудрая воля первого, несотворенного и все сотворившего Ума – Бога. Видите, к какой нелепости приводит мнение вольнодумцев, что будто бы во всякой вере можно спастись. Нет, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона Христова, пока не исполнится все, и ни одно Слово Спасителя не идет мимо. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3,5). Если не будет есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6,53).» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Собр. Соч в 6-ти томах. Том 2. Путь к Богу. Стр .508)

http://radonezh.ru/radio/2018/06/29/19-0...

«В наше время распространению учения святых отцов особливо противодействуют отверженные духи, влагая разные помышления плотского мудрования и восставляя людей, руководимых плотским мудрованием» (письмо 261). «Умножились люди, пренебрегающие законом Божиим и не останавливающиеся ввергать ближних в беды и напасти». Святитель Игнатий (Брянчанинов) (письмо 298). Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних. Они постоянно говорят пренебрегающим Меня: «Господь сказал: мир будет у вас». И всякому, поступающему по упорству своего сердца, говорят: «не придет на вас беда»... Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали. Если бы они стояли в Моем совете, то объявили бы народу Моему слова Мои и отводили бы их от злого пути их и от злых дел их... Вот, Я – на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: «Он сказал» ( Иер. 23:16, 17, 21, 22, 31 ). Кто из современных учителей опасен как еретик. Рудольф Штейнер – немецкий мыслитель, «ясновидец», типичный представитель гностического неохристианства, всемирно известный теософ-окультист, завершивший свои теософские изыскания созданием новой «духовной науки» – пресловутой антропософии. «Главные отличительные черты этой ереси следующие: – ярко выраженная оккультная направленность; – полное отсутствие покаянного духа; – антропоцентризм, неизбежно ведущий к дьяволоцентризму. Антропософия, будучи еретической пародией на христианскую антропологию, отрывает христианина от Церкви и лишает его благодати церковных таинств. Без исповеди и причастия Святых Христовых Тайн невозможно вести правильную, успешную борьбу со страстями. В результате отвержения этой святыни отвергается и делание Господних заповедей, т.е. жизнь по законам Богооткровенного Евангелия. Подвиг внутреннего крестоношения подменяется сомнительной интеллектуальной активностью. Ложное понимание новозаветного вероучения заводит в тупик рационалистической прелести. Антропософы принимают и любят Искупителя рассудочным воображением, в действительности же они отрекаются от Него всей своей жизнью. Как правило, у них «нет явного отречения от Бога, – но, несомненно, имеется отречение прикрытое, – так как в настоящее время вообще диавол очень прикрывает свои сети, более заботясь об уничтожении существенного, нежели наружного». Святитель Игнатий (Брянчанинов) т. 3].

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Такими негодными для вечного блаженства рабами становятся из-за своей двуличной жизни псевдохристиане. Святитель Игнатий (Брянчанинов) признает душепагубным «холодное, поверхностное служение Богу, перемешанное со служением страстям», когда человек на словах признает, что Бог есть, но нет у него «исповедания деятельностью и сокровенною жизнью сердца», когда вера сводится к исполнению «некоторых наружных обрядов и постановлений церковных». В притче господин указывает рабу: «Надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью» (Мф. 25, 27), — не из желания обогатиться самому, а имея намерение дать награду каждому своему служителю. Бог не ради Своего обогащения дает человеку талант и требует его приращения. У Бога есть всё, Ему невозможно дать то, чем Он бы не обладал как Творец всего. Бог желает умножения человеком духовных талантов не для Себя, а для блага самого человека. И если в земной жизни не всегда тот, кто больше трудится, больше и имеет, то в духовной сфере этот закон непреложен. Кто трудится, тот увеличивает свое духовное достояние, усовершенствует себя, преодолевая свой эгоизм, приготовляется к встрече с Тем, ради Кого и старался все делать. Живущий без стремления к духовному подвигу человек (хотя бы он и был настоящим «трудоголиком» в земной жизни) теряет даже то, что когда-то имел. Бога ему заменяют деньги, карьера, слава или иное земное пристрастие, а в вечности они — не помощники. Потому и сказано о ленивом рабе: «Возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25, 28—29). По окончании этой временной жизни способность к богопознанию у подвижников усилится, у тех же, чья вера в Бога осталась лишь на словах, она совсем отнимется. «Вечное блаженство — духовно, Божественно, — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). — Тот только может наследовать это блаженство, кто предварительно расторг общение с грехом, кто предварительно вступил в святое общение с Богом». И далее святитель указывает, что «стяжавший, напротив того, враждебное расположение к Богу и ко всему, что благоприятно Богу, по необходимости должен быть отвергнут от лица Божия».

http://pravoslavie.ru/99140.html

Покойный ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II очень серьезно относился к этой проблеме. Он говорил: «Некоторые клирики нашей Церкви, сохраняя на словах преданность своему Священноначалию, ведут себя как раскольники, претендуя на роль неких " старцев " . Критикуя Священноначалие, они, в отличие от духоносных отцов прошлого и настоящего, критикой пытаются привлечь к себе внимание и таким образом создать себе авторитет. Как правило, непременным и единственным условием спасения они объявляют полнейшее подчинение себе тех, кто прибегает к их руководству, превращая их в неких роботов, не могущих без благословения такого " старца " совершить любое дело, каким бы незначительным оно ни было. Человек, таким образом, лишается той благодатной свободы воли, которая ему дарована Богом. Для подтверждения своей правоты они неправомочно используют ссылки на творения святых отцов, профанируя их великое делание и извращая само понятие старчества… Отдельные же современные " старцы " (а вернее их будет называть " младостарцами " ), не обладая духовным рассуждением, налагают на воцерковляющихся неудобоносимые бремена (Лк. 11; 46), применяют в своей пастырской деятельности штампы, губительные для духовной жизни, необоснованно применяют к мирянам, по большей части духовно еще не окрепшим, формы духовного руководства, уместные только в монашестве». К сожалению, такие священнослужители, искажая древнюю монастырскую практику, начинают заниматься духовничеством по своему произволу, требуют себе беспрекословного послушания. По словам святителя Игнатия Брянчанинова, такое «старчество» есть «душепагубное актерство и печальнейшая комедия», суть которого «самообольщение и бесовская прелесть». Гуруизм – это отступление от христианской жизни, прямое неповиновение апостолам, которые учат: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием, но подавая пример стаду» (1 Пет.5; 2-3). И слова святителя Игнатия Брянчанинова – «И ты, наставник, охранись от начинания греховного! Не замени для души, к тебе прибегшей, собою Бога» – тем более ничего для них не значат. И нет в них страха Божиего, хотя знают Его суровое предупреждение: «а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18; 6).

http://radonezh.ru/analytics/guruistiche...

Когда человек «лукавым» оком смотрит на окружающий мир, его ум растлевается, уходит свет Что же нам делать, чтобы иметь ясный ум и светлую память? Для этого Спаситель мира рекомендовал быть внимательными к тому, как и на что смотрят наши глаза: Светильник тела есть око. Если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно (Лк. 11: 34). Когда человек «лукавым» или «похотливым» оком смотрит на окружающий мир, его ум растлевается, уходит свет, совесть теряет верность в своих указаниях, ощущения сердца заражаются греховностью – писал святитель Игнатий . Причина такого помутнения разума – высокое мнение о себе. Последствия – ошибочные поступки. Творения святителя Игнатия и в наше время являются любимым чтением православного народа. Его книги полезны не только монахам, но и мирянам. Их цель одна – показать, что «невечерний свет», озарение ума, возможность видеть отблеск рая подаются только в Боге – во Христе. Потому что, как говорил пророк Давид, у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет (Пс. 35: 10). Свет Христов наполняет миром и радостью всех, кто желает Его принять. Господь наполняет мир Своей трепетной тайной: тайной любви, тайной Вечности, тайной Божественного Промысла . Свет Христов просвещает всех. Пусть же Господь, Который открыл очи слепому от рождения, откроет и наши глаза к познанию Сына Божия. Пусть же Христос, поставивший на подсвечник светоносного Игнатия (Брянчанинова), память которого мы сегодня совершаем, поможет и нам усовершиться в добродетели, чтобы мы чистым сердцем и едиными устами в мире и радости прославляли в Троице поклоняемого Бога Отца, и Сына, и Духа Святого, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Августин , блаженный. Проповеди. 136. 2. Cl. 0284, 136//PL. 38. 751. 29. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов/Под ред. А.П. Лопухина. Т. 6. М.: Дар, 2009. С. 1108. Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Поучение в Неделю о слепорожденном. О самомнении и смиренномудрии//См.: Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Аскетическая проповедь. М.: Правило веры, 1993.

http://pravoslavie.ru/112872.html

Прежде дерзновенного вшествия на брак к Сыну Божию да позаботится о своей душевной ризе: она омывается, очищается от греховных пятен, каковы бы эти пятна ни были, неизреченной милостью Господа при нашем покаянии. Преподобный Марк Подвижник сделал следующее замечание: «Между сеятвой и жатвой определено некоторое пространство времени: по этой причине мы не веруем воздаянию». 261 Этого рода неверию подвергаются почти все причащающиеся недостойно. Приступая к Христовым Таинам из смрада греховного, повергаясь в смрад греховный после принятия Таин, не видя над собой немедленного наказания, они полагают, что никогда не последует никакого наказания. Ошибочное заключение! Иудеям предсказана была решительная казнь за богоубийство, но она последовала через несколько десятков лет по совершении ужаснейшего преступления. Неизреченное милосердие и долготерпение Божие еще ожидало покаяния их. Это милосердие и долготерпение ожидает и нашего покаяния. Казнь отсрочивается и отсрочивается, но она непременно постигнет нераскаянных, намеренных, упорных грешников. Начало ее видим наиболее во внезапной смерти или в смерти, произведенной такой болезнью, которая отнимает возможность покаяния. Самая казнь выполняется в стране загробной. «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» ( Гал. 6, 7–8 ). Нет слов, нет средств, чтоб изобразить состояние, в которое возводятся причастники Тела и Крови Богочеловека. Богочеловек изобразил это состояние так: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин. 6, 54 ). Изображенное и объясненное этими словами состояние пребывает непостижимым и необъяснимым: этими словами изображается недосягаемая для ума человеческого высота состояния. Ведома она единому Богу: «кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца» ( Лк. 10, 22 ), и соединившийся с Сыном воедино, непостижим вполне ни для ближних, ни для себя; удовлетворительно постижим для одного Бога. 254 Преподобный Варсонофий Великий. Ответ 401. Преподобный Кассиан. Собеседование 9, гл. 21. 258 В синодальном переводе: кто есть и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе. – Прим. ред. Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова)/[ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. - Москва : Даръ, 2008. - 775 с. ISBN 978-5-485-0095-7 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Стр. 251 (8). 22. О чем должно молиться, когда богопротивный помысл приближается к твоему сердцу? Опять сказал: Если помысл богопротивный приблизится к твоему сердцу, то молитва твоя да не будет о разнообразных предметах, но извлекай слезный меч против того, кто нападает на тебя. (Авва Евагрий). Стр. 113 (10) 23. Изменяет ли отношение к окружающим предметам и обстоятельствам умное делание инока? По разорении Скита варварами, Пимен с братиями своими жил в разных местах. Об одном из таких мест братия его сказали ему: уйдем отсюда, потому что здешние монастыри смущают нас, и мы губим души наши. К тому же и дети плачем своим нарушают наше безмолвие. Авва Пимен отвечал: вы хотите бежать отсюда, чтоб не слышать ангельских голосов! Стр. 324 (14). Таков плод умного делания. Оно, исцеляя мало-помалу греховную заразу сердца, изменяет отношение его к окружающим предметам и обстоятельствам. Сердце начинает смотреть на все из своего смирения и из своей благости, из своего самоотвержения, из своей мертвости для мира, из своей жизни в Боге. 24. Теряет ли способность к занятиям вещественным делатель умной молитвы? Делатель умной молитвы теряет способность к занятиям вещественным по причине утраты сердечного сочувствия к ним и по причине необыкновенно развитого сочувствия к духовному миру, вход в который – самовоззрение. Однажды пришли пресвитеры в тот монастырь, в котором имел жительство авва Пимен. По этому случаю вошел к нему авва Анув и сказал ему: не пригласить ли теперь пресвитеров в нашу келлию? Сделав этот вопрос, он стоял долго; но Пимен ничего не отвечал ему, и он вышел огорченный. Сидевшие у Пимена спросили его: Отец! отчего ты не отвечал ему? На это Пимен сказал им: это дело не относится до меня, потому что я умер. Умерший не говорит. Не вменяйте мне, что я живу с вами здесь. Стр. 324 (15). Читать далее Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Вменить в обязанность пастырям Церкви спрашивать приступающих к исповеди – не состоят ли они в масонских организациях и не разделяют ли этих учений и, если окажется, что состоят или разделяют, то разъяснять таковым, что участие в указанных организациях несовместимо со званием христианина – члена Христовой Церкви, что таковые должны или решительно отказаться от масонства и сродных с ним учений или, если они этого не исполнят, то не будут удостаиваться Св. Причащения, а при дальнейшей нераскаянности будут отлучаться от Св. Церкви. Преподав вам наши архипастырские указания относительно врагов Божиих и врагов вашего спасения, мы хотим напомнить вам апостольские увещания: «Возлюбленные, имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым... Назидая себя в любви Божией, ... ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа для вечной жизни» (Иуд. Ï3, 19–21). «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир, и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий... Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( I Uoah. 5:4–5, 19–20 ). Аминь. Председатель Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заграницей Митрополит Антоний (Храповицкий) 15/28 августа 1932 г. День Успения Божией Матери О необходимости Собора для Российской Православной Церкви. Записки епископа Игнатия Брянчанинова (1862–1866 гг.) За последние годы издано огромное количество святоотеческой литературы, которая с предельной точностью и глубиной выражает догматическое и нравственно-аскетическое учение Православной Церкви. Но в этом духовном изобилии практически полностью отсутствуют творения святых отцов, посвященные проблемам внешнего церковного устройства, положению Церкви в государстве и обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010