О, глубина богатства, и премудрости, и человеколюбия Божия! До такой степени знал Бог, как переделать наше преступление, происшедшее по добровольному уклонению (от Него), на несравненно лучшее, Своею премудростью, и силою, и человеколюбием! Ведь если бы не сошел с небес Сын Божий, для нас было бы безнадежным возвращение на небо; если бы Он не воплотился и не пострадал плотию, и не воскрес, и не вознесся ради нас, мы бы и не познали бездну любви к нам Бога; ибо, если еще в то время, когда мы были нечестивцами Он не воплотился бы ради нас и не подъял страдания, мы, которые вознесены Им на такую высоту, не были бы удержаны от низкопробной гордыни. Ныне же, когда, ничего не привнесши от себя, мы подъяты на высоту, мы пребываем в смирении и, с осознанием взирая на величину обетования и благодеяния, всегда становимся смиреннее, – в чем и спасение (свт. Григорий Палама , 26, 161–162). Источник. Спасение наше – Бог наш, не наши дела. Делами веры, т. е. исполнением Евангельских заповедей, мы доказываем истину нашей веры и верность нашу Богу (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 531). ...Погибель наша совершилась через уничтожение общения нашего с Богом и через вступление в общение с падшими и отверженными духами. Спасение наше заключается в расторжении общения с сатаною и в восстановлении общения с Богом... (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 328). Источник. В направлении ума к Истине, в пребывании ума в Святой Истине – Христе, заключается сущность спасения нашего (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 114). Бог никого не неволит спастися, а предлагает на выбор, и только того, кто изберет спасение, спасает. Если бы не требовалось наше произволение, Бог всех в одно мгновение сделал бы спасенными: ибо всем хочет спастися (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 84). Источник. Забота сия ваше ли дело? Нет! Это Господь всеял ее. Если же Он всеял, то можно ли сомневаться, что Он и даст вам спасение?., (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 133). Все свое спасение отдать надо в руки Господу – самый верный, надежный, благий и мудрый путь (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

То внимание, которое вполне соблюдает молитву от развлечения, или от посторонних помыслов и мечтаний, есть дар благодати Божией (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 98). Источник. Всячески избегать надо формальности и механизма в молитве (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 77). Источник. Пред началом молитвословия всегда приуготовляйтесь немного, собирая мысли и стараясь вниманием своим стать пред Господом, Коему молиться приступаете (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 11). Источник. Никогда молитв спешно не проговаривайте, а не спеша, с мыслями и чувствами, кои выражаются в читаемых молитвах (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 11). Источник. Молитва то тихенькая, может быть, скорее доплетется до неба. А шумную кто-нибудь недобрый услышит и собьет с дороги или загородит ее (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 40). ...Не извольте отнекиваться от молитвы грешностью и тем прикрывать свою леность (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 112). Источник. Желали бы вы научиться молитве... Молитесь чаще и усердней – и научитесь. Иного ничего и не требуется (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 168). Источник. Молитва – дело внутреннее. Все, что при этом делается внешне, к существу дела не принадлежит, а есть внешняя обстановка (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 162). Источник. Молитва духовная не зависит от телесного какого-либо напряжения, как, например, натиска вниманием к сердцу или стеснения дыхания и подобное (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 181). Источник. Извольте более пещись о внутренней молитве, отвлекая внимание от внешнего... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 194). Источник. Большая у нас ошибка – считать молитву заурядным делом, таким, о котором и думать нечего, которое можно делать зря, мимоходом. Обязанность молитвы чувствуется, а то, как совершать ее, не имеется в помышлении, и забывается, что бывает молитва в грех (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84. 28). Источник. Отчего плохо идет молитва? Оттого, что не чувствуется нужда в Боге... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 81). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Пост – это сильное орудие, когда он предоставлен самому себе; когда из орудия он уже претворяется как бы в цель жизни, в цель тщеславия – делается для подвижника орудием самоубийства ( 111, 103 ). ...От безмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, часто обращается к объедению, часто впадает в страсть превозношения и гордости ( 108, 137 ). Сколь вредно невоздержание, столь вреден (или еще более) неумеренный пост. Слабость тела, происходящая от недоедания, не позволяет совершать молитвы в должном количестве и с должной силой. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 108, 145 ). Господь сказал: «Ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим» ( Мф. 6, 17–18 ). Но что делать, если и против воли люди видят тех, кто постится, по какой-нибудь угодной Богу причине, как нередко поступали и святые? Заповедь эта касается тех, которые постятся напоказ из человекоугодия. О том же, что заповедь Господня, исполненная во славу Божию, естественно, не может укрыться от любящих Бога, Господь Сам сказал: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» ( Мф. 5, 14–15 ). Святитель Василий Великий ( 115, 635 ). Кто постится по тщеславию или считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. И оказывается, что он не только не положил камень, а снял два и может разрушить всю стену осуждением ближнего. А кто разумно постится, тот не думает, что он совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника. Он надеется воздержанием приобрести целомудрие, а посредством этого прийти в смирение, как говорят Отцы: «К смирению ведут телесные труды, совершаемые разумно». Преподобный авва Дорофей ( 58, 162 ). Однажды татары взяли в плен двух родных братьев-бояр. Один из них постился в понедельник, не вкушая в этот день скоромной пищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

—171— XCIX 4198 (XLII. 56. 29). Это тебе, наилучший из отцов и чадолюбивейший, слово, хотя и совсем, как и сам знаю, неравное (твоим) делам, но любовью (к тебе), думаю, никому не уступающее. Виновник же слова и наставитель – преданнейший тебе иерарх, который украсился как одноименностью так и единонравием с пастыреначальником в Мирах (Св. Николаем Мир-Ликийским), – сей удивительный 4199 любитель твоих слов и изрядный почитатель тебя, усладою языка соделавший твое приятнейшее имя, коему и да воздашь сообитанием и сожительством с тобою, так как и он, как видишь, ведет борьбу за добро и отдает самую душу (свою), лишь бы только совершить что либо лучшее в делах (своих). С. Во Христе Иисусе Господе нашем, с Коим Отцу слава, вместе со Всесвятым и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь 4200 . —172— —173— —174— —175— Окончание письма св. Анастасия (начало см. стр. 161 прим. 5 и далее стр. 162 и стр. 167 прим. 4 и дал. стр. 168). Comb. pag. LXVIII. Migne col. 174 sp. Anast Bibl 377 sq.). VI. Впрочем сообщу также вкратце и о том, что после сего случилось со мною грешным и ничтож- (Продолжение следует). Игнатий (Брянчанинов), еп. Письма епископа Игнатия (Брянчанинова) к разным лицам (LXXXVIII–XCII)/Сообщил иером. Игнатий (Садковский)//Богословский вестник 1913. Т. 3, 11, с. с. 437–475 (2-я пагин.). (Окончание) —437— Письмо LXXXVIII к брату, занимающемуся умной молитвой Первое письмо твое от 7-го сентября я получил. Уже много было написано в ответ на него в письме моем от 5-го. И потому я положил себе: дождаться ответа, и тогда на два твоих письма отвечать вместе – что Бог вложит в мое недостойное сердце, у которого в распоряжении едва пишущая от слабости рука. – Я постоянно болен и хил, в особенности, по зимам; ныне же вдобавок принимаю лекарство, которое врачует боли, но ослабляет силы. – Думал я написать некоторые подробности о духовном делании, тебе идущем. Останавливаюсь исполнить это до другого времени; спешу, получив второе твое письмо, способствовать сколько-нибудь, с Божьей помощью, к восстановлению в тебе нарушенного спокойствия душевного. И ты просишь меня поспешить ответом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—80— Составляла, таким образом, 1 / 16 выти. Такое же соотношение видим и по другой рукописи, датированной 1677 годом. «Село Григорьевское», – читаем мы там, – «а в нем тягла 6 вытей 3 чети и пол-кости, и на то тягло дано пашни 162 нивы 3 чети» (261). По приведенному выше расчету на 6¾ выти дается 6¾X 21=162 нивы, а на пол-кости надел составит ¾ нивы, всего, следовательно, на село Григорьевское 162 3 / 4 нивы. Из других документов выясняется самый размер нивы. Это площадь пахотной земли в 80X40=3200 кв. сажен. – Взятый пример я привожу потому, что он наиболее меня заинтересовал в связи с прежними моими работами. Нет надобности говорить, что в сочинении можно найти и много других подобных же сведений по вопросам монастырского землевладения и хозяйства. Самую обработку почерпаемых из источников сведений нельзя назвать у автора совершенной. В сочинении видна какая-то поспешность. He удовлетворяет меня сбивчивый и запутанный план, который тем труднее выяснить, что автором не приложено к работе оглавления. Есть положения очень спорные. Так на с. с. 121–122 автор рисует общую картину улицы древнерусского города. «В этой деревне», – пишет он, – «только огражденной тыном, вас окружат дворы дворян, детей боярских, дворы членов посадской общины и непременно дворы монастырей». Дворы дворян – далеко не на каждой улице древнерусского города. По писцовым описаниям в городах, кроме столицы, разумеется, мы видим только «осадные дворы» дворян обыкновенно в черте городских укреплений. Неверным представляется мне утверждение автора: (131) «и вотчинник нес государственную службу, но, во-первых, не за землю, а просто как член государства». В Московском государстве не все члены государства несли службу, но служилые люди служили, как известно, еще с XVI века не только с поместий, но и с вотчин. Вторая часть приводимой фразы: «а во вторых в 17 веке уже развивается понятие безоброчной волости» – мне совсем непонятна. – На с. 133 автор, характеризуя приемы монастырского хозяйства, пишет: «При такой раздробленности имений поневоле приходилось отказаться от барщинного хозяйства и

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поручая себя Вашим святым молитвам, с чувствами искреннейшего уважения и преданности имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугою Архимандрит Игнатий. 1857 года, 24 мая. P. S. Приложенное письмецо благоволите отдать по адресу. Письмо 33 Получено 13 июля 1857 года. Ваше Высокопреподобие, честнейший отец Игумен Дамаскин! Как Вы изволите видеть из приложенного при сем отношения, его Высокопреосвященству 162 благоугодно было приказать мне, чтоб я вызвал Валаамского иеромонаха Германа для личных объяснений. Дело заключается в том, что Владыка намерен поручить о. Герману немаловажное послушание, в котором он может быть особенно полезным и для Вас и для Валаамской Обители и для себя, пребыв в духовном сношении с Вами. Благословите ему беспрекословно покориться воли Владыки: ибо чрез Архипастыря Сам Господь устрояет к общему благу. Испрашивающий Ваших святых молитв Ваш покорнейший слуга Архимандрит Игнатий. 1857 года 8 июля. Сергиева Пустыня. Письмо 34 Получено 12 октября 1857 года. Ваше Высокопреподобие, Высокопреподобнейший отец Игумен Дамаскин! Г[оспо]жа Екатерина Михайловна Зеленая 163 просит моего ходатайства пред Вашим Высокопреподобием, дабы Вы благоволили принять в число указных послушников отпущенного ею на волю ее крепостного человека Илариона 164 , так как сей Иларион, по случаю наступающей ревизии 165 , если не будет причислен по духовному званию, должен приписаться в мещане, на что нужны деньги, которых Иларион не имеет. Прося Вас исполнить просьбу Г[оспо]жи Зеленой, если такое исполнение не нарушает благочиния и благосостояния Обители, также прошу почтить меня ответом на сие письмо мое. Поручающий себя Вашим святым молитвам недостойный Архимандрит Игнатий. 1857 года, 28 сентября. Письмо 35 Получено 24 ноября 1857 года. Ваше Высокопреподобие, честнейший отец Игумен Дамаскин! Приношу Вам искреннейшую признательность за поздравительное письмо Ваше и за благие желания Ваши мне, недостойному 166 . Милосердый Господь Бог да сохранит Вас и вверенное Вам братство в благочестии и добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Такого рода события в духовной жизни христианина не воображаются только умом, а переживаются самим делом. Затем, как вера его, так и сочетание со Христом становятся крепки, как жизнь или смерть. Такой только искренно взывает: “кто меня разлучит”» 106 . Это изображение веры Апостола Фомы вполне подходит к настроению Преосвящ. Игнатия и как нельзя лучше отображает религиозно-аскетическую психологию последнего. Итак, живое, опытное познание Бога Спасителя – такова основная идея, которая проникает все аскетические писаная Преосвящ. Игнатия Брянчанинова 107 . 8 Мы говорим здесь о богословии новейшем и преимущественно русском, и не касаемся богословия библейско-святоотеческого, которое, без сомнения, стоит на почве живого религиозного опыта. 9 Биография Преосвященного Игнатия составлена нами отчасти по воспоминаниям о нем Н. С. Лескова («Инженеры-бессребрен.»), протоиерея Ф. Знаменского («Жизнеописание еп. Игнатия Брянчан.»), «Преосв. Игнатий Брянч., еписк. Кавказск. и Черноморск.» в Синодальн. Церк. Ведом. за 1903 г., 31. К биогр. пр. Игнатия Брянч. в Синодальн. Церк. Ведом. за 1904 г., 1 и его бывшего келейника арх. Игнатия («Воспомин. архим. Игнатия, первого келейн. еп. Игнат., впоследствии настоят. Сергиев. пустыни») отчасти по его собственным трудам, дающим о нем некоторые биографические сведения (сюда особенно относится его статья «Плачь мой», помещенная в 1 томе его сочинений). 12 «Синодск. Церк. Ведом.» за 1903 г., 31, статья прот. Ф. Знаменского «Пр. Игнатий Брянч., ср. Жизнеописание еп. Игнатия Брянч.», прот. Ф. Знаменского, стр. 1–2. 19 Впоследствии, сподвижник Преосвящ. Игнатия и схимонах, возобновленной Преосвященным, Сергиевой Пустыни. 20 «Жизнеоп. еп. Игнатия Брянч.», прот. Ф. Знаменского, стр. 16–17, ор. «Синодск. Церк. Ведом.» за 1903 г., 31, статья прот. Ф. Знаменского «Пр. Игнат. Брянч.». 30 Ibid., стр. 33, ср. «Синодск. Церк. Ведом.» за 1903 г., 31, статья прот. Ф. Знаменск. «Пр. Игнат. Брянч.». 39 Его изречение: «в тот день, в который я не плачу о себе, как о погибшем, считаю себя в самообольщении», произвело на Димитрия особенно сильное впечатление. («Жизнеоп. еп. Игнатия Брянч.» прот. Ф. Знаменского, стр. 42, ср. «Сочинения еп.. Игнатия», т. II, стр. 162. 42 «Жизнеоп. еп. Игнатия Брянч.» прот. Ф. Знаменского, стр. 49, ср. с «Синодск. Церк. Ведом.» за 1903 г., 31, статья прот. Ф. Знаменск. «Пр. Игнат. Брянч.». 43 «Сочинения еп. Игнатия Б.», т. I, 561–563, ср. Ibid., т V, стр. 32–39, 82–86, 261–262, 366–381. 47 «Сочинения еп. Игнатия», т. V-ый, стр 7–28. – «Правила» составлены применительно к уставам древних греческих обителей и (преимущественно) строгих монастырей России.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Sadkov...

На 157 стр. любопытно 2-ое примечание. «Проф. Н.Н. Глубоковский высказывает мнение, что слово: τν πρωτοτκον – первородного (первенца) вероятно не подлинно», т.е. его не находилось в оригинале у св. Матфея (см. Обзор «Послания ап. Павла к Галатам», СПб. 1903 г. 67 стр.), – однако основания такого мнения не указаны». По поводу этого приме- —633— чания можно сделать целый ряд примечаний: 1) Сочинения «Обзор послания ап. Павла к Галатам» у проф. Глубоковского нет, а есть – «Благовестие христианской свободы в послании св. ап. Павла в послании к Галатам». 2) Это сочинение издано в 1902, а не в 1903 году. 3) Проф. Глубоковский писал для людей научно грамотных, а таким не нужно указывать оснований возможной неподлинности слова: τν πρωτοτκον в Мф.1:25 , потому что они сами знают, что этого слова нет в кодексах B Z 1. 33. a b c g. в переводах sah cop syr и т.д., почему его и не печатают в критических изданиях, кончая новейшим изданием Soden’a (Tbingen 1913). 4) Примечание это прот. Малиновский списал с 1 прим. на 22 стр. книги проф. А.П. Лебедева – Братья Господни (Москва 1905). 5) Год издания сочинения проф. Глубоковского он переделал уже сам, в чём и выразилась его самостоятельность. На 158 стр. без цитаты сделано заимствование буквальное у архим. Алексия (стр. 66:67), а прим. 1-ое почти всё взято также без цитаты у А.П. Лебедева (стр. 21–22). У Лебедева же взяты со всеми цитатами буквально примечания 2-е и 3-ье на стр. 159. (См. у Лебедева стр. 55. Здесь к словам блаж. Иеронима из его сочинения «О знаменитых мужах» взята у Лебедева точная цитата по русскому переводу, но рядом слова из его трактата на 108 псалом оставлены без всякой цитаты. Почему? Потому что у Лебедева стоит неудобная и непонятная нашему автору цитата: «Zahn. Op. cit. S. 322. Anmerk.», т.е. сделана ссылка на 6-ой том Цановых Forschungen zur Geschichte des neutestament. Kanons. Последние три (160–162) стр. этого параграфа составлены по § 140 Макария (т. III, стр. 141–143), причём делаются и буквальные заимствования. Святоотеческие цитаты в прим. 2–4 стр. 162 все взяты буквально у Макария (т. III, стр. 141–143). Автор подыскал несколько цитат по русским переводам, но, конечно, не из этих же переводов взял он отдельные греческие слова, вставляемые в русский текст. Кроме того, с цитатой (в прим. 3) из блаж. Феодорита произошло недоразумение. К одной краткой выписке стоит цитата: Н. Е. I, 4. Следует другая выдержка и при

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4372 Arch. für slav. Philol. 1905, Bd. XXVII, S. 384–412: Meine Zusätze zum Studium der Werke des slavischen Klemens. 4373 В «Студиях» сходство поучения Климента с Фрейзингенской статьей объясняется зависимостью первого от последней (5–18). 4376 Франко И. Сьвятий Климент у Корсуни, у Львови. 1906, с. с. 256–258. Все новое движение по вопросу о сочинениях Климента, по-видимому, осталось незамеченным д-ром Франком. 4377 Настоящая статья представляет собой вступительную лекцию по др.-ц.-славянскому языку, читанную в значительно сокращенном виде в настоящем учебном году. 4379 Язык называю организмом не в прямом зоологическом смысле, но пользуюсь этим словом, как удобным внешним образом, как наиболее соответствующим понятию о языке, поскольку всякий язык (каждого народа) есть самостоятельная, способная к жизни, духовая единица, развивающаяся в определенных пределах, зачаточно отведенных ей природой. 4384 Ильинский Г. Значение и место науки о древне-церковно-славянском языке//Журнал МинНарПросвета. 1906, кв. 1. 4385 Ильинский Г. Значение и место науки о древне-ц.-славянском языке//Журнал МинНарПроса. 1906, кв. I. 4387 Бодуэн-де-Куртенэ. Общие замечания о языковедении и языке//Журнал МинНарПроса. 1871, с. с. 153, 286. 4388 В борьбе за существование, за насущный кусок хлеба, чем более собственных сил и разнообразных природных средств будет пущено человеком в дело, тем, понятно, скорее обеспечена победа. Жизненная приспособляемость к обстоятельствам, инстинктивно развиваемая нарождающимися потребностями момента, ясно сознается всем и не требует каких-либо пояснений. 4398 У Апостола речь идет собственно о христианстве, но мы и судим о человечестве с христианской точки зрения. 4399 1Kop.12:6. Ср. также Еф.4:4, 7, 12, 16, 25 . Мысль, приведенную в этих стихах, а также в 1Кор.12 о всеедином человечестве Вл. Соловьев развивает так: «истинное, возрожденное во Христе человечество есть единое живое целое, духовно-физический организм, реально-несовершенный, но возрастающий и развивающийся до идеальной полноты и совершенства; члены этого организма, безусловно, солидарны между собой, все необходимы для каждого и каждый необходим для всех... каждый имеет свое безусловное значение, свое незаменимое место в общей жизненной цели». См. Соловьев В.С. Национальный вопрос в России. Вып. 2, с. 162.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тех, которых угнетает скорбь, пригоняет к моей пристани, приглашаю войти в мою пристань, в пристань Божественных помышлений и чувствований. Они входят, отдыхают, начинают вкушать спокойствие, утешение и делаются моими друзьями. Вашей душе надо войти в эту пристань! Она слышит по какому-то тайному предчувствию, что ей суждено найти успокоение в этой пристани; а сердце мое к вам отворено, давно отворено. Давно видел я, что душа ваша в земном хаосе искала красоты, которая бы ее удовлетворила. Ваши картины – это выражения сильно жаждущей души. Картина, которая бы решительно удовлетворила вас, должна бы быть картиною из вечности. Таково требование истинного вдохновения. Всякая красота, и видимая и невидимая, должна быть помазана Духом, без этого помазания на ней печать тления; она (красота) помогает удовлетворить человека, водимого истинным вдохновением. Ему надо, чтобы красота отзывалась жизнию, вечною жизнию. Когда ж из красоты дышит смерть, он отвращает от такой красоты свои взоры. Поправляйтесь, дорогой мой Карл Павлович! Желаю по приезде моем увидеть вас здоровым, укрепившимся. Еще надо бы вам пожить, пожить для того, чтоб ближе ознакомиться с вечностию, чтоб пред вступлением в нее стяжать для души вашей красоту небесную; в душе вашей всегда было это высокое стремление. Объятия Отца Небесного всегда отверсты для принятия всякого, кто только захочет прибегнуть в эти святые, спасительные объятия. Прощайте; до свидания, которого жажду. Впервые опубликовано: Архив Брюлловых//Русская Старина. 1900. Т. 103. 9. Приложение. С. 162–163. Печатается по первой публикации. Содержание письма святителя Игнатия к К. П. Брюллову (1799–1852) позволяет затронуть вопрос об отношении Святителя к светской живописи, а также поставить вопрос об иконографии, который в послании еще напрямую не ставится. Несмотря на дружеский характер письма, архимандрит Игнатий поднимает в нем важные и принципиальные проблемы. Карл Павлович Брюллов, протестант по вероисповеданию (в прошлом масон, до 1822 г.), не был, так же как и его брат, архитектор А.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010