Епископ Игнатий сообщает, что такая трагедия произошла в начале XIX столетия в Софрониевской пустыни. Там жил схимонах Феодосий, проводивший возвышенный образ жизни, так это казалось братии и мирским посетителям обители. Однажды ему представилось, что он восхищен в рай. Свое видение он подробно пересказал настоятелю и выразил сожаление, что видел в раю себя одного и не видел никого из братии. Эта черта ускользнула от внимания доверчивого настоятеля, он поверил истинности видения, собрал всю братию, пересказал им о видении схимонаха и увещевал всех вести более строгий образ жизни. Однако со временем начали обнаруживаться странности в действиях схимонаха. Кончилось же тем, что схимонах был найден удавившимся в своей келье. 161 Второй вид прелести происходит в том случае, если подвижник, исполнившись гордости и безрассудства, будет стремиться развить в своем сердце ощущения святые и духовные, к которым он еще не способен. «Как ум нечистый, желая видеть Божественные видения и не имея возможности видеть их, сочиняет для себя видения из себя, ими обманывает себя и обольщает: так и сердце, усиливаясь вкусить Божественную сладость и другие Божественные ощущения и не находя их в себе, сочиняет их себе, ими льстит себе, обольщает, обманывает, губит себя...» – пишет владыка Игнатий. 162 Второй вид прелести, по свидетельству Владыки, одинаково душепагубен, как и первый, но проявляется он менее явно. Он редко приводит к сумасшествию и самоубийству, но решительно растлевает как сердце, так и ум. 163 Прелесть, возникающая в сердце по производимому состоянию в уме, названа святыми отцами «мнением». Подверженный «мнению» «мнит о себе», составляет о себе мнение праведности. «Мнение» всегда основывается на ложных понятиях и ложных ощущениях и принадлежит к области отца лжи – диавола. Думающие о себе, что они праведны и преисполнены дарами Святого Духа, чтобы поддержать в окружении людей свое достоинство, способны и на лицемерство, лукавство и обман. На тех, кто не признает их мнимой святости, они распаляются непримиримою враждою и ненавистью.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

«Достоинство молитвы состоит единственно в качестве, а не в количестве; тогда похвально количество, когда оно приводит к качеству. Качество всегда приводит к количеству; количество приводит к качеству, когда молящийся молится тщательно» (Т. 2, стр. 163). «Качество истинной молитвы состоит в том, когда ум во время молитвы находится во внимании, а сердце сочувствует уму» (там же). «Хотя бы кто стоял на самой высоте добродетелей, но если он молится не как грешник: молитва его отвергается Богом» ( Исаак Сирин ). «Хотя бы мы проходили многие возвышеннейшие подвиги, сказал св. Иоанн Лествичник , они не истинны и бесплодны, если при них не имеем болезненного чувства покаяния» (Т. 2, стр. 162). «Чувство покаяния хранит молящегося человека от всех козней диавола: бежит диавол от подвижников, издающих из себя благоухание смирения, которое рождается в сердце кающихся» ( Григорий Синаит ). «Приноси Господу в молитвах твоих младенческое лепетание, простую младенческую мысль – не красноречие, не разум. Аще не обратитеся – из вашей сложности и двуличности – и будете, сказал Господь, яко дети, не внидете в Царствие Небесное» (Т. 2, стр. 163). «Для новоначальных полезнее краткие и частые моления, нежели продолжительные, удаленные одно от другого значительным пространством времени» (Т. 2, стр. 167). Чтобы сделаться способным к непрестанной молитве, надо приучиться к частой молитве. Частая молитва в свое время, сама собою перейдет в непрестанную молитву. Епископ Игнатий устанавливает следующий порядок для домашнего обучения Иисусовой молитве. «Первоначально положи себе произносить сто молитв Иисусовых со вниманием и неспешностью. Впоследствии, если увидишь, что можешь произнести больше, присовокупи другие сто. С течением времени, смотря по надобности, можешь и еще умножить число произносимых молитв. На неспешное и внимательное произнесение ста молитв потребно времени 30 минут, или около получаса: некоторые подвижники нуждаются и еще в более продолжительном времени. Не произноси молитв спешно, одной немедленно за другой; делай после каждой молитвы краткий отдых и тем способствуй уму сосредоточиваться. Безостановочное произношение молитв рассеивает ум. Переводи дыхание с осторожностью: дыши тихо и медленно: этот прием охраняет от рассеянности. Окончив моление молитвою Иисусовою, не вдавайся в помышления и мечтания пустые, обольстительные и обманчивые; но по направлению, полученному в молитвенном подвиге, проведи время до сна. Склоняясь ко сну, повторяй молитву; засыпай с нею. Приучи себя так, чтобы, проснувшись от сна, первой твоей мыслью, первым словом и делом была молитва Иисусова... Во время церковных служб полезно упражняться молитвою Иисусовою: она, удерживая ум от рассеянности, способствует ему внимать церковному пению и чтению. Постарайся столько приучиться к молитве Иисусовой, чтобы она сделалась твоею непрестанною молитвою, для чего она очень удобна по краткости своей и для чего неудобны продолжительные молитвы» (Т. 5, стр. 110–111).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/prizov...

первую, выделенную мною часть того же высказывания). Так что требование обязательной исповеди перед причащением, - исповеди, которую о. Шмеман с кощунственной иронией именует «...своего рода билетом на причастие...» (с. 302) - есть самое верное исполнение этого требования Златоуста, который считает необходимым приступающему к причащению (как, впрочем, и не приступающему) иметь страх Божий, благоговение и сокрушение сердечное. Сокрушение не на словах, а истинное, которого он, как мы увидим далее, добивается довольно жестокими средствами. То есть, по существу, требования св. Златоуста есть наши современные (филаретовские и феофановские) требования. Но все же как понимать присланную тобой цитату из Златоуста - требует он ежелитургийного причащения или не требует? На этот вопрос ответить трудно. Совершенно точно можно сказать, что он требует, чтобы мы стыдились того, что не можем ежедневно причащаться. Но с еще большей силой требует, чтобы мы стыдились причащаться с неочищенной душой. То есть Златоуст ставит нас в такое положение, что нам отовсюду тесно. Может быть, в этом и состоит его цель? Помнишь, до какого состояния ужаса довел он своего друга епископа Василия своими словами о священстве? Он (еп. Василий) увидел, что ему по совести быть епископом нельзя. Что же делать? Только из глубины сокрушенного сердца взывать ко Господу: «Боже, милостив буди мне, грешному!» А ведь только так и можно молиться. Святые Отцы говорят: «Хотя бы кто стоял на самой высоте добродетелей, но если он молится не как грешник - молитва его отвергается Богом» (Еп. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Т. 2. СПб.: изд. Тузова. 1905. С. 162). Вот этой цели - истинного сердечного сокрушения, как мне кажется, и добивается Златоуст приведенными тобой словами. Обрати внимание, он протестует не против причащения в праздники, а против того, что это совершается «...как случится, больше по обычаю и заведенному порядку, чем с рассуждением и сознательно». Это и задает тон всему последующему: во что бы то ни стало разрушить лед равнодушия и самонадеянности.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

При поступлении в академию поместили о. Варнаву в одной келье с иеромонахом Варфоломеем (Ремовым , 1888–1935; в миру также Николаем), с которым они в один день принесли монашеские обеты. Они почти однолетки, но Ремов (будучи на год младше) и поступил раньше и, окончив курс уже в 1912 году, оставлен был при кафедре Священного Писания Ветхого Завета. Родом из благополучной священнической семьи, он обладая легким общительным характером, любил шутку, любил принимать гостей. О. Варнава, напротив, особенно в первое время, стремится к келье, к уединению, молчанию (даже, по молодости неразумно, просит благословения на подвиг молчания и, конечно, получает отказ) 159 . Примыкая к кружку ревнителей и иеромонах Игнатий (Садковский) , закончивший академию в 1911 году, но оставленный при ней библиотекарем. С ним о. Варнава был послан (1912 год) в Сергиеву пустынь под Петербургом для разбора архива епископа Игнатия (Брянчанинова) , в свое время бывшего ее настоятелем. Здесь они находят неизвестную рукопись этого талантливою аскетического писателя, являющуюся ответом на краткий памфлет Герцена, помещенный в лондонском «Колоколе» и содержащий нападки на кавказского архиерея, обвиненного в сочувствии крепостничеству, аннотируют ее и публикуют в «Богословском Вестнике», журнале духовной академии, редактор которого почему-то не указал имени одного из публикаторов, иеродиакона Варнавы 160 . («Известный П. Флоренский , бывший тогда редактором журнала, – вспоминая позже епископ, – упомянув об этой находке, сообщил в печати свое имя и имя моего старшего товарища. Последний, по своей простоте, не догадался восстановить... правду».) 161  Это удивляло... Соприкасался с кружком и недавний выпускник академии, иеромонах Серафим (Звездинский) . В короткой судьбе еще одного товарища успело сказаться и трагическое разделение христианского мира, и жесткое противоборство двух извечных антагонистов: организации, пусть основанной на самых идеальных принципах (в данном случае речь идет об одном из монашеских орденов Запада), и человеческой совести. Этот юноша родился в семье православных греков, рано осиротел и был взят на воспитание католиками, отдавшими его со временем в иезуитскую семинарию. Там много внимания уделяли риторике и однажды заставили его сказать проповедь в защиту православия («посмотрите, какой блестящий схизматик за нас!»), а когда он это сделал, попросили разбить им же выдвинутые доводы. Он отказался. «Истина одна», – сказал он и вынужден был бежать оттуда 162 . «Талантливый оказался человек. Знал практически восемнадцать языков».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Плоды истинной молитвы: светлый мир души, соединенный с тихой, молчаливой радостью, чуждой мечтательности, самомнения и разгоряченных порывов и движений; любовь к ближним, не отделяющая для любви добрых от злых... но ходатайствующая обо всех пред Богом, как о себе ( 109, 166–167 ). Плод молитвы состоит в просвещении ума и умилении сердца, в оживлении души жизнью духа. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 98 ). Молитва пробуждает покаяние Не ищи в молитве наслаждений: они отнюдь не свойственны грешнику. Желание грешника ощутить наслаждение есть уже самообольщение... Ищи, чтобы ожило твое мертвое, окаменелое сердце, чтобы оно раскрылось для ощущения греховности своей... Тогда явится в тебе истинный плод молитвы: истинное покаяние. Ты восстенаешь пред Богом и будешь вопиять к Нему молитвою из бедственного состояния души, тебе внезапно открывшегося... ( 108, 149 ). Стяжавшие истинную молитву ощущают неизреченную нищету духа, когда предстоят пред Богом, славословя Его, исповедуясь Ему, повергая пред Ним прошения свои ( 108, 259 ). Хотя бы кто стоял на самой высоте добродетелей, но если он молится не как грешник, молитва будет бессильной ( 109, 162 ). Делание покаяния должно быть соединено с деланием молитвы во единое делание ( 109, 155 ). Основание молитвы заключается в том, что человек – существо падшее. Он стремится к получению того блаженства, которое имел, но потерял, и потому – молится ( 109, 160 ). Во время молитвы не ищи восторгов, не приводи в движение твоих нервов, не горячи крови. Напротив, содержи сердце в глубоком спокойствии, в которое оно приводится чувством покаяния ( 109, 164 ). Внимание при молитве приводит нервы и кровь в спокойствие, способствует сердцу погружаться в покаяние и пребывать в нем ( 109, 164 ). Тот, кто желает раскрыть в себе глубокое чувство покаяния, употребляет в орудие к достижению такого состояния краткую молитву, произнося ее со всевозможным вниманием и благоговением ( 111, 29 ). Стремись к стяжанию чистой молитвы, соединенной с чувством покаяния и плача, с воспоминанием о смерти, о Суде Божием. Такая молитва, соединенная с такими воспоминаниями, есть непогрешительное, превосходное богомыслие ( 112, 118–119 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Исполнение евангельских заповедей относительно человеков по большей части непонятно и неприятно для них; они ищут и требуют, чтоб была исполняема воля их, чтоб были удовлетворяемы страсти их. Это они называют любовью, и эту любовь, исполненную лицемерства, лукавства, обмана, приносят сыны мира тем, кто нужен им в видах земного, плотского преуспеяния. Эту неправильную любовь, это искажение любви, эту ненависть, прикрытую личиною любви, Писание называет человекоугодием. Человекоугодием уничтожается не только любовь к Богу, но и самое памятование о Боге. «Бог разсыпа кости человекоугодников» ( Пс. 52:6 ) – всю силу души, без чего не может быть непоколебимою ни одна добродетель. «Аще бо бых еще человеком угождал, Христов раб не бых убо был» ( Гал. 1:10 ), говорит Апостол. Степень любви нашей к Богу мы усматриваем с особенною ясностью при молитве, которая служит выражением этой любви и очень правильно названа в отеческих писаниях зерцалом духовного преуспеяния 162 . Когда при молитве мы подвергаемся постоянной рассеянности, – это служит признаком, что сердце наше находится в плену у земных пристрастий и попечений, которые не допускают ему устремиться всецело к Богу и пребывать при Нем. Внимательная молитва служит признаком, что сердце расторгло нити пристрастий и потому уже свободно направляется к Богу, прилепляется к Нему, усваивается Ему. На переход от рассеянной молитвы к молитве внимательной, или от любви мира к любви Бога, требуются продолжительное время, продолжительный труд, многие усилия, многие пособия. Нужно пособие от поста, нужно пособие от целомудрия и чистоты, нужно пособие от нестяжательности, нужно пособие от веры, нужно пособие от смирения, нужно пособие от милости, нужно пособие от Божественной благодати. При совокупном действии этих пособий сердце отторгается от любви к миру; человек, освобожденный от невидимых цепей падения и греховности, устремляется всем существом своим к Богу. Познав высоту и блаженство этого состояния, он старается чаще быть в нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Будь здоров и благополучен. Милость Божия да хранит Тебя. Храни и храни Твою душу среди общего нравственного потопа. 22 января 1862 года 162. Об современной Преосвящ. Игнатию общественной жизни Тобою с Твоей стороны сделано все, остальное да устроит Милосердный Господь по Своей Святой Воле. «Дние лукавы суть», говорит Св. Писание. Неприметным образом утекают один за другим. Ныне век идет быстро; кажется, с осени, с моего приезда сюда, пошел еще быстрее; осенние события дали большой толчок, сделали значительный переворот. Игнатьев, Путятин, заменены людьми иного направления. Направление старое уступает место направлению новому; новое ещё не определено. Не знаешь, что делать и как быть. О ходе болезни князя Барятинского положительно ничего не слышно; слышно только, что он неисцелимо болен. Как всё в жизни превратно! Того и смотри, что он, или кто подобный, и подобные ему сойдут со сцены. – Цены на хлеб возрастают. В Питере купцы, торгующие предметами роскоши и удобства, не знают, что и делать: покупателей нет. Предметы необходимой потребности идут, но цены на всё очень высоки. Рабочие руки вздорожали. Великое дело освобождения крестьян сопряжено с значительными трудностями, для преодоления которых, во-первых, нужна особенная помощь Божия, а потом – самая мудрая, недремлющая человеческая деятельность. Тебе, как губернатору, нужны эти сведения к соображению. Я никуда не выхожу: очень плох здоровьем. С этим состоянием я свыкся, а потому оно и не представляется мне очень тяжелым. Так как очевидно, что хлеб будет более и более возвышаться в цене, то хочу усилить монастырское хлебопашество. Что Бог даст; все неверно; всякое положение неверно; ничего серьезного, требующего для исполнения времени, предпринять нельзя; – Надо подумать об Алексее. Мы стары, отживаем; он – дитя, лишь вступает в жизнь. 9 февраля 1862 года 163 Вижу, что рука Божия Тебя выводит из Кавказа. Н. Н. написал тебе под влиянием современных обстоятельств, которые со времени его письма, далеко подвинулись вперед. О перемене власти на Кавказе ничего не слышно, но перемена непременно должна последовать, как логичное последствие прочих перемен. О новостях Петербургских ничего не пишу. Ход непрестанно ускоряется и принимает характер решительный. Едва начатое можно считать оконченным. Лица прежнего направления почти все сошли со служебного поприща, они заменяются людьми нового направления, молодыми, способными к их делу, полными энергии, действующими единодушно. Вероятно, и добрый знакомый наш, Неверов, пойдет в ход. Настало трудное время! 17 февраля 1862 года

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Судьи, принимающие неправедные решения, забывают, что приговор, даже прошедший все кассационные инстанции, неокончательный. Иль вы не помните, в ожесточенье тверды, Что Вышний справедлив, а вы немилосерды? Иль вы не верите, что Бог неправду мстит И вам стенание невинных отплатит? Иль вы забыли то, что время скоротечно И что и на земли нам счастие не вечно? Неправду видит Бог и внемлет бедных стон, Что вы ни мыслите, о всем известен Он, А что творите вы, так то и люди знают, Которые от вас отчаянно стонают. (А.П. Сумароков. К неправедным судьям) Наркомания в нашей стране стала раковой опухолью. В 2003 году Госдума отменила принудительное лечение наркоманов, после чего смертность от передозировки наркотиков в Москве возросла более чем в 5,5 раз – от 150 до 825 человек за год. Население нашей страны составляет 2,5 % мирового населения, и при этом жители России потребляют 20 % производимого в мире героина. Мы в 8 раз превосходим средний мировой уровень потребления героина. Ежегодно в России от употребления наркотиков умирает около 70 тысяч человек. Почему страна дошла до такой трагедии? С кого Господь взыщет на Страшном суде за сотни тысяч юных жизней, погубленных в последние годы? По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения, если в стране наркозависимых более 7 % от всего населения, то это означает вырождение нации и деградацию народа. Мы не можем сказать, насколько мы к этому рубежу уже приблизились, потому что нет точной статистики по всей стране. И есть тенденция занижать показатели. Но жители Нижнего Тагила эту черту прошли (там – более 8 %). На 375 тысяч населения приходится 30 тысяч наркоманов, то есть каждый 12-й – наркоман. «Время нашей земной жизни бесценно: в это время мы решаем нашу вечную участь» ( святитель Игнатий (Брянчанинов) . Может ли христианин руководствоваться изречением: «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо»? иеромонах Иов (Гумеров) Высказывание «Homo sum, humani nihil a me alienum puto», ставшее афоризмом, впервые появилось в 162 году до Р.Х. в комедии Публия Теренция Афра (ок. 195–159 до Р.Х.) «Heautontimorumenos» («Наказывающий сам себя»; в русских изданиях – «Самоистязатель»). В пьесе рассказывается, как Клиния, сын старика Менедема, влюбился в соседскую девушку. Отец, чтобы прекратить общение, обошелся с сыном сурово. Клиния уехал из дома и поступил на военную службу. Отца сильно мучила совесть. Он стал изнурять себя непосильным трудом в поле, исполняя работу, которую раньше делали его рабы. Старик сосед Хремет спрашивает Менедема, почему он с утра до вечера себя изнуряет, имея богатое поместье и рабов: «Ни отдыху, ни сроку не даешь себе». И слышит в ответ:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В «Летописи» на Пасху 4 апреля 1865 года содержится информация, что во Владимирской духовной семинарии был отмечен 100-летний юбилей со дня кончины М. В. Ломоносова. Этот праздник символизировал «сознание родства с народным великим деятелем и вместе истинным сыном Св. Церкви» c. 161]. На этом празднестве вспоминалось, что Ломоносов обладал природной глубокой памятью, запоминал с первого раза и обстоятельно пересказывал другим жития святых, и знал наизусть псалтырь в стихах Симеона Полоцкого c. 161–162]. Ссылаясь на «Распоряжение епархиального начальства» от 15 апреля 1865 года, опубликованное во «Владимирских епархиальных ведомостях», «Летопись» доносит до нас сведения о проекте повсеместного открытия школ в сельских приходах c. 418]. «Летопись» содержит в себе и переписку между святителем Феофаном Затворником и Игнатием Брянчаниновым , где 29 мая 1865 года в письме к святителю Игнатию (Брянчанинову) епископ Феофан указал на ошибочность его учения о вещественности души, утверждая, что она эфирна, и допускал две точки зрения по этому вопросу, что душа либо чисто духовна, либо имеет световую оболочку, с которой не разлучается, такая же оболочка есть и у ангелов c. 235–236]. В ответном письме от 7 июня 1865 года епископ Игнатий (Брянчанинов) по поводу учения о природе души и ангелов писал, что слово «эфир» с точки зрения химии означает тончайшую неопределенную материю, совершенно отличную от газов. Ее существование признается по причине того, что всякое пространство, в том числе и за земной атмосферой, не может быть чуждо материи. Невещественным, как необъемлемым пространством, может быть только один Бог . Поэтому бесплотность духов относительна лишь по отношению к нам. Здесь же он отмечает неверное представление философа и математика Рене Декарта, учившего о независимости духов от пространства и времени c. 256–257]. Из журнала «Владимирские епархиальные ведомости» за июнь 1865 года c. 652–654] в «Летописи» приводятся сведения о вкладе Богоявленского православного братства в помощи «православным пострадавшим от пожара и скотского падежа… а также пособием народной школе с библиотекой при ней и бедным вдовицам и сиротам, из которых в прежнее время многие обращались к раскольникам, нередко изменяя своей вере…» c. 275]. А также оттуда приводится статистика, что общее количество членов Богоявленского братства в это время насчитывало 63 члена, из которых было 11 членов из духовенства, 12 членов из дворян, остальные из крестьян c. 275–276]. В 1865 году в журнале «Владимирские губернские ведомости» опубликовали устав Мстерского православного братства, в числе его почетных попечителей включен епархиальный архиерей как «наблюдатель и руководитель за ходом дел братства, двигатель и посредник его перед властями» c. 75] и начальник губернии c. 447].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

156 «Стремление к получению сексуального удовлетворения в церковном браке не рассматривается Церковью как порочное, ибо будь оно таковым, это было бы отражено в канонах. Нравственная ценность полового акта в контексте освященного Церковью брака не может рассматриваться как единственно направленная к продолжению рода... Сексуальное удовлетворение в браке – законно как элемент разумного, открытого, честного, нравственного построения брачных отношений и совершенствования любви. Но законно оно не само по себе, а лишь тогда, когда оно является не целью, а средством к упрочению и развитию любви» (58: 288). «С одной стороны, сфера собственно сексуального должна быть очищена от обвинений неизбежной грязи и внутренней греховности, а с другой стороны, именно в силу ее радикальной значимости она должна восприниматься как сфера священнодействия – священнодействия любви и зарождения новой жизни как плода такой любви» (58: 290). 157 Цит. по электронной версии (адрес со ссылкой на 193: 302. 161 Например, «Святость плоти Бога и Господа была бесконечно выше святости, в которой сотворена плоть твари – Адама. Очевидно, что зараза, которую источает человеческое падение во всех человеков посредством унизительного зачатия по подобию зверей и скотов, зачатия во грехе, здесь не могла иметь никакого места, потому что не имел места самый способ зачатия, то есть, не имело места то средство, которым сообщается греховная зараза» (140: 340, 341 со ссылкой на: Св. Игнатий Брянчанинов . Т. 4. Аскетическая проповедь . С. 405–406). 162 Пояснение: « Клонирование – 1) образование идентичных потомков путём бесполого размножения. В результате клонирования появляются популяции клеток или организмов с одинаковым набором генов (генотипом). Клонирование бактерий происходит в ходе простого деления клеток, клонирование растений – в процессе вегетативного размножения (клубнями, корневищами, луковицами, побегами и т. д.). Клонирование используется при решении многих теоретических и практических задач биологии, сельского хозяйства и медицины.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010