митрополит Иоанн (Снычёв) ВЕЩЬ 1. Как должно поступать с вещью, взятою у ближнего? Взяв у брата какую-либо вещь на время, по нужде твоей, не обращайся с этою вещью небрежно, заботься о том, чтоб скорее возвратить ее в целости. Если это – орудие, которым производится какая-либо работа, то отдай его тотчас по окончании работы. Если изломаешь или испортишь его – поправь или замени новым и лучшим. ( Авва Исаия ) Стр. 169 (161) 2. Должно ли настоятельно требовать возвращения от ближнего вещи, если ближний не в состоянии отдать ее? Ссудив чем-либо по возможности твоей бедного брата, деньгами или одеждою, и видя, что он не в состоянии отдать, не огорчай его, не требуй настоятельно возвращения данной вещи. ( Авва Исаия ) Стр. 169 (162) 3. Должно ли отдавать вещь ближнему своему, когда сам имеешь в ней необходимую нужду? Хотя ты безмолвствуешь в келлии, но это не освобождает тебя от любви к брату твоему и не дает права отказать ему, если он попросит у тебя какой-либо вещи. Но если эта вещь у тебя не лишняя, и ты имеешь в ней необходимую нужду, то не отдавай ее, чтоб из-за этого не расстроилось твое безмолвие. Лучше потерять один член, нежели все жительство. ( Авва Исаия ) Стр. 167 (147) 4. Удаляет ли человека собирание вещественного от невещественного? Сказал авва Ор ученику своему: убегающий от вещества приближается к невещественному; собирающий же вещи отлучает себя от невещественного. Стр. 315 (1) 5. Должно ли печалиться в сердце своем на ближнего, если он во время твоей болезни не даст какой-либо вещи, необходимой для тебя? Если впадаешь в болезнь и попросишь у кого какой вещи, тебе нужной, а он не даст тебе просимого, то не опечалься на него в сердце твоем, напротив того, скажи: если б я был достоин получить, Бог вложил бы в сердце брату моему, и он дал бы мне. Стр. 444 (24) от слов «Если впадешь...» 6. На какие три чина разделяются иночествующие по отношению к принятию вещей от других? По отношению к принятию, монашествующие разделяются на три чина. Отцы наши, достигшие совершенства, не скоро принимали от кого что-либо. Средние не просили ни у кого ничего, если же кто от себя давал им, то принимали с благодарением, как посланное от Бога. Мы же если недостаточны в силах, чтоб трудами приобресть нужное себе, то просим со смирением, зазирая себя непрестанно и укоряя, как немощных. Стр. 445(24) Читать далее Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

митрополит Иоанн (Снычёв) ТРУЖЕНИЧЕСТВО Какими примерами показали святые Отцы, что для получения награды от Бога необходимо трудиться на духовном поприще? Поведали о авве Исаии , что он однажды пришел на гумно и сказал владельцу земли: дай мне пшеницы! – А жал ли ты, авва? – спросил его владелец. Нет, отвечал старец. Владелец возразил: как же ты хочешь получить пшеницы, когда ты не жал? На это старец сказал: разве не получает пшеницы тот, кто не жал? Не получает, отвечал владелец. Выслушав этот ответ, старец ушел с гумна. Братия, бывшие свидетелями поступка, поклонились авве и просили объяснить им поступок его. Старец сказал им: я сделал это с целью показать, что не получит от Бога награды тот, кто не будет подвизаться. Стр. 134 (2). До каких пор необходимо человеку трудиться в духовном делании? Человек дотоле трудится, доколе стяжает в себе Христа. Однажды навсегда стяжавший Его уже находится вне опасности. Однако ему предоставляется трудиться, чтоб он, вспоминая подвиг в состоянии смущения от страстей, всячески охранял себя, страшась потерять плод толиких трудов. И сынов Израиля Бог водил по пустыне в течение сорока лет, чтоб они, вспоминая тяжесть путешествия, не захотели возвратиться назад. Стр. 402 (162). Должен ли доверять себе человек и считать себя не способным к неизменяемости, пока он находится в теле? Человек, доколе находится в теле, никак не должен и не может доверить себе. Он не способен к неизменяемости. Необходимо ему пребывать в непрерывающемся подвиге. ( Авва Исаия ). Стр. 222 (533). Может ли человек быть спокойным и полагаться на свое жительство, пока еще находится в борьбе со грехом? Сражающийся на позорище не воспевает победной песни и прежде победы: и инок, страждущий под гнетом борьбы со грехом, не может быть спокойным и положиться на жительство свое, доколе протекает поприще. ( Авва Исаия ). Стр. 223 (539). Читать далее Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В результате многолетней упорной работы она выпустила первую книгу (1887), посвященную анализу доводов, использовавшихся тогдашними русскими учеными в полемике с католиками. Эта книга доставила столько хлопот Священному Синоду, что с критикой выступили сразу три профессора духовных академий. Незаурядная женщина была вынуждена снова взяться за перо, но второе исследование вышло только после ее смерти (1898). He касаясь здесь полемической стороны дела (сегодня многое как в католицизме, так и в русском православии представляется совершенно в ином свете, нежели в прошлом веке), отметим важную для нас филологическую сторону. Е.Г. Волконской в ходе работы были отмечены вопиющие намеренные цензурные искажения в русском переводе Деяний Семи Вселенских соборов и святоотеческих творений (подробнее см. в указанных ее работах, а также в книге А. Волконского). Подтверждение этих фактов мы слышали недавно от ученых, большая эрудиция которых и преданность православию вне всякого сомнения (имена не буду называть здесь без особой на то нужды). По этим сведениям, в русском переводе деяний Соборов опущены, например, эпитеты «святой» применительно к византийским императорам-еретикам. Напрасно мы стали бы искать в русском издании «Деяний» каких-либо комментариев. Весьма красноречиво признание А.П. Лебедева , что он «зачеркнул страха ради иудейска (т. е. духовной цензуры. – А.Д.) превосходные страницы» в исследовании А.Спасского об Аполлинарии Лаодикийском (появление которого вызвало гневную реплику о недопустимости впредь посвящать диссертации еретикам!) «о том, что в актах III Вселенского собора в качестве авторитетных святоотеческих свидетельств фигурировали отрывки из произведений еретика Аполлинария» (Б8 1907, 5, с. 162). Это свидетельство А.П. Лебедева было бы гораздо полезнее, по нашему мнению, для читателей в новом и «исправленном» (! на самом деле исправлены лишь опечатки) издании «Деяний», нежели выписки из святителя Игнатия Брянчанинова и коммерческая реклама в конце тома. Недреманное око духовной цензуры (всесильной до 1905 г., но не потерявшей своей власти вплоть до 1917 г.) углядело несовместимые с понимаемым ею по-своему православием высказывания у св.

http://azbyka.ru/otechnik/Meliton_Sardij...

...Общий путь подвижников – терпением между человеками уврачевать немощь чувств, узреть Промысл Божий и войти в умную молитву. Иной, по особенному смотрению Божию, вошел иначе; мы должны идти по общему пути. Прочитайте об этом 55-е Слово святого Исаака к преподобному Симеону Чудотворцу. 76 . ...Подвига как телесного, так и умственного, превышающего силы твои, отрицайся. Господь любит смирение, а безумной ревности к сверхсильным подвигам, каким бы то ни было, не приемлет, потому что в стремлении к сверхсильному подвигу – гордость и самомнение. Подвиг сверх силы, по учению святых Отцов, очень вреден и приносит или смущение, или самомнение, или то и другое попеременно, что и служит доказательством, что в сверхсильном подвиге нет истины, но он есть ложное состояние души. 147 . Иные так устроены Создателем, что должны суровым постом и прочими подвигами остановить действие своих сильных плоти и крови, тем дать возможность душе действовать. Другие вовсе не способны к телесным подвигам: всё должны выработать умом; у них душа сама по себе, без всякого предуготовления, находится в непрестанной деятельности. Ей следует только взяться за оружия духовные. Бог является человеку в чистоте мысленной, достиг ли ее человек подвигом телесным и душевным или одним душевным. Душевный подвиг может и один, без телесного, совершить очищение; телесный же, если не перейдет в душевный – совершенно бесплоден, более вреден, чем полезен: удовлетворяя человека, не допускает его смириться, напротив того, приводит к высоте мнение о себе как о подвижнике, не подобном прочим немощным человекам. Впрочем, подвиг телесный, совершаемый с истинным духовным рассуждением, необходим для всех одаренных здоровым и сильным телосложением, с него надо начинать общее правило иноческое. Большая часть тружеников Христовых, уже по долговременном упражнении и укоснении в нем, начинают понимать умственный подвиг, который непременно должен увенчать и подвизающегося телесно, без чего телесный подвижник – как дерево без плодов, с одними листьями. Мне и тебе нужен другой путь: относительно тела – нам надобно хранить и хранить благоразумную ровность, не изнурять сил телесных, которые недостаточны для несения общих подвигов иночества. Все внимание наше должно быть обращено на ум и сердце: ум и сердце дожны быть исправлены по Евангелию. Если же будем изнурять телесные силы по пустой, кровяной ревности к телесным подвигам, то ум ослабеет в брани с духами воздушными, миродержителями тьмы века сего, поднебесными, падшими силами, ангелами, сверженными с Неба. Ум должен будет ради немощи тела оставить многие сильные, существенно необходимые ему оружия и потерпеть безмерный ущерб. Говорю тебе испытанное на самом деле, познанное на горьких опытах. 162 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

7 . Вы изволили упомянуть в письме Вашем о преосвященном Иеремии, первом Кавказском епископе. Я с ним не знаком и никогда не видал его, также в здешнем консисторском архиве нет никакого дела, которое бы изображало характер его действий относительно раскольников. Вообще, должно сказать, что ревность и восторженность, всегда очень приятные для массы народной, всегда лишены правильного взгляда на православную христианскую веру. Знаменитый церковный писатель святый Исаак Сирский назвал такое направление чуждым духовного разума и указал на кротость как на признак душевной силы, могущей благотворно действовать на человеческие немощи. 162 Но люди с поверхностным понятием о христианстве признают восторженность и ревность святостию. Такая ревность – самое ненадежное оружие против зараженных лжеучением. Ересь и раскол суть грехи ума. Как каждый образ мыслей сопутствуется и содействуется сообразным ему духом или состоянием сердечным, то ересь и раскол всегда сопровождаются ожесточением сердца, ревность способна усилить это ожесточение. «Желающий успешно сражаться против ереси, – сказал некоторый духовный писатель, – должен быть вполне чужд тщеславия и вражды к ближнему, чтоб не выразить их какою-либо насмешкою, каким-либо колким или жестоким словом, каким-либо словом блестящим, могущим отозваться в гордой душе еретика, возбудить и возмутить в ней страсть ее. Помазуй струп и язву ближнего, как бы цельным елеем, единственно словами любви и смирения, да призрит милосердый Господь на любовь твою и на смирение твое, да возвестятся они сердцу ближнего твоего и да даруется тебе великий Божий дар – спасение ближнего твоего. Гордость, дерзость, упорство, восторженность еретика имеют только вид энергии: в сущности они – немощь, нуждающаяся в благоразумном соболезновании. Эта немощь только умножается и свирепеет, когда против нее действуют безрассудною ревностию, выражающеюся жестоким обличением». Таков, по мнению моему, должен быть характер деятельности православного архипастыря по отношению к ереси и расколу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Утешение сперва действует на ум, обновляя мысли, а он, почувствовав оживление, охотно вдается, по неопытности своей, в мечтательность и в ней бесплодно и безрассудно истощает дарованную ему сладость. Сказывает тебе это сердце твое? Ведь оно говорит, только мы не вдруг навыкаем расслушивать голос его. При утешении вдавайся более в благодарение, в молитву и самоукорение; утешение будет возрастать и возрастать. Я желал для тебя, чтобы ты был причастником блаженной трапезы утешения духовного: вкусивший ее соделывается мертвым для мира, стяжает особенную силу к совершению пути духовного. Так святой пророк Илия по вкушении пищи, принесенной ему ангелом Господним, «иде в крепости яди тоя четыредесять дний и четыредесять нощей до горы Божия Хорив» ( 3Цар.19:8 ), там сподобился сперва явственнейшей беседы с Господом, а потом и совершеннейшего боговидения «во гласе хлада тонка» ( 3Цар.19:12 ). Эти утешения – таинственная манна, названная в Писании «хлебом небесным» ( Пс.77:24 ), пропитывающая новых израильтян – христиан – во время путешествия их по пустыне – во время странствования земного. Эти утешения – «манна сокровенная» Апокалипсиса, о которой сказал явившийся Иоанну Богослову Сын Божий: «побеждающему дам ясти от манны сокровенныя» ( Откр.2:17 ). Она – точно «сокровенная»: незрима человеками, ее видит подающий Бог – видит невидимо, видит ощущением приемлющий раб Божий. Таковой раб Божий, пребывая во множестве людей, пребывает один с единым Богом, видимый и невидимый, знаемый и никому неведомый. Теперь скажи: хорошо ли быть одному? Теперь скажи: каков приговор, которым я на тебя грянул: «ты должен быть один»? Приговор смерти и жизни! Только минуты перехода трудны; когда же вкусишь жизнь, смерть нипочем! Так ли, герой?.. Трапеза духовного утешения – как пища и вместе как отрава! Кто вкусит ее, теряет живое чувство ко всему вожделенному мирскому. Все, многоуважаемое миром, начинает казаться ему пустой, отвратительной пылью, смрадной мертвечиной. 162 . При утешениях за верное, за непрелестное, за Божие принимай одно, вполне невещественное, духовное действие, являющееся в мире сердца, необыкновенной тишины его, в какой-то хладной и вместе пламенной любви к ближнему и всем созданиям, любви, чуждой разгорячения и порывов, любви в Боге и Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В Общ. Любит. Дух. Просв. за 1877 г. т. III, стр. 136. Это письмо еще будет приведено нами в последствии. 162 Срав. Сушкова, Записки о жизни и времени Филарета Московского , стр. 117. Мы имеем в виду ближе всего К. С. Сербиновича и А. И. Войцеховича. Для характеристики первого в рассматриваемом отношении делаем выписку из статьи П. С. Казанского, помещенной в Правосл. Обозр. за 1878 г. 1, стр. 112 (примеч. 6). «Известный археолог Н. П. Сахаров рассказывал мне, – говорит П. С. Казанский , что однажды, идя но Невскому проспекту с Романовичем, зашли они в Казанский собор и увидели стоящего на коленях пред иконою Богоматери К. С. Сербиновича. Романович, подойдя сзади, положил руку на плечо Сербиновичу и сказал ему: как ты смеешь здесь молиться? Разве мы не вместе в коллегии иезуитов давали клятву оставаться навсегда верными римской церкви? С ужасом отпрыгнул от него Сербинович». О Войцеховиче срав. между прочим Письма Филарета к А. Н. Муравьеву, стр. 72, Киев, 1869. Срав. также цитованные выше Воспоминания Исмайлова в Страннике за 1882 г. сентябрь. 163 Что граф Протасов так понимал свое новое назначение, для этого можно привести в доказательство слова одного из писем епископа Игнатия Брянчанинова : «когда г. Протасова сделали обер-прокурором, он приезжает к генерал-адъютанту Чичерину и говорит ему: поздравь меня; я – министр, я – архиерей, я ч…. знает что. Филарет Киевский, услышав это, сказал: справедливо только последнее». См. в цит. статье П. С. Казанского в Правосл. Обозр. за 1878 г. 1, стр. 109, примеч. 2. 165 См. писанное в 1839 году письмо его к архиепископу Рязанскому Гавриилу Городкову , напечатанное в Чтениях в Общ. Ист. и древн. за 1869 г. кн. 1, стр. 77. Срав. цитов. Статью И. А. Чистовича в Христ. Чт. за 1872 г. ч. 2, стр. 84–85 и примеч. на стр. 85. 168 Там же. Срав. письмо архиепископа Тверского Григория Постникова к митрополиту Московскому Филарету от 12 декабря 1844 года: «на днях услышал я, – пишет он между прочим, – что некоторые люди распространяют мысль, будто у православной церкви есть правило, не всем христианам дозволять чтение Слова Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Расстрелянных мучеников тайно захоронили в братской могиле Тесницких лагерей в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе.    Так прервалась земная жизнь священномученика Исаакия. Тихая, истинно монашеская безмолвная жизнь его, чистая и твердая в своих православных устоях, была увенчана страданием за Христа, верностью Ему до самой смерти. Подобно древним мученикам, не боясь жестокости врагов Христовых, твердо стоял священномученик Исаакий в своем исповедании. И кровью своей засвидетельствовал верность Господу нашему Иисусу Христу.    Священномученик Исаакий II Оптинский был посмертно реабилитирован 25 июня/8 июля 1957 года.    Преподобне отче наш Исаакие, моли Бога о нас!    Дорофей, авва. Душеполезные поучения и послания. Поучение второе: О смиренномудрии. Изд. Оптиной пустыни, (1991). С. 43—44.— Ред.    Слова из тропаря общего священномученику.— Ред.    Из жизни святого Нифонта Цареградского. Ответ 4//Варсануфий Великий, Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников. М., 1855. С. 654.— Ред.    Крилос, крылос — устар.: клирос.— Ред.    Есенция (эссенция — от лат. essential) — здесь: крепкий напиток, настойка.— Ред.    Игнатий Брянчанинов, епископ. О монашестве разговор между православными христианами, мирянином и монахом//Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова: [В 6 т.]. Т. 1: Аскетические опыты. СПб., 1886. С. 482, 487.— Ред.    Ишурия (от тат. ischuria) — задержка моче, или мочеиспускания.— Ред.    Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца Макария. М., 1862—1863.— Ред.    О нем см. ниже, на с. 370—371 настоящего издания.— Ред.    Череда, или чреда — порядок (расписание) служения священников. Чередной (чредной) иеромонах — служащий в свою чреду.— Ред.    Артос — хлеб, который особой молитвой освящается в день Святой Пасхи, затем в течение Светлой седмицы находится перед иконостасом, а в светлую субботу раздробляется и как святыня раздается верующим. Артос напоминает о пребывании с нами воскресшего Спасителя.— Ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4129...

Стр. 216 (477). Что должно делать, чтоб ради этого делания Господь послал умиление? Еще сказал: Возлюби смирение Христово и старайся соблюдать во внимании ум твой во время молитвы; где бы ты ни был, не выказывай себя остроумным и учительным, но будь смиренномудр, и Бог дарует тебе умиление. (Авва Силуан). Стр. 355 (7). Всегда ли нуждается человек в смиренномудрии и страхе Божием? Авва Пимен сказал: человек нуждается в смиренномудрии и страхе Божием всегда, как в дыхании, входящем и исходящем ноздрями его. Стр. 335 (54). Как оценивали святые Отцы смиренномудрие? Говорил авва Исидор: Велика – высота смиренномудрия, глубока – пропасть высокоумия: и потому советую вам возлюбить первое, чтоб не впасть во второе. Стр. 244 (6). Чем доставляется прощение грехов: местом или смиренномудрием? Прощение грехов доставляется не местом, а смиренномудрием. Давид, низвергшись в согрешение прелюбодеяния и убийства, не нашел иного жертвоприношения, благоприятного Богу, кроме духа сокрушенного и смиренного. ( Авва Исаия ). Стр. 147 (69). Почему необходимо приучать себя всегда и во всякое время всем братиям и самому Богу говорить: «прости меня»? Приучись, чтоб язык твой говорил при всех встречающихся случаях, всегда, во всякое время, всем братиям и Самому Всевышнему Богу: «прости меня». Если будешь всегда говорить: прости меня, – стяжешь смирение. ( Антоний Великий ). Стр. 31 (162). Каким образом можно приучить считать себя грешнейшим всех людей? Приучи мало-помалу сердце свое говорить о каждом брате: поистине он лучше меня. Таким образом, мало-помалу приучишься считать себя грешнейшим всех человеков. Тогда Святый Дух, вселившись в тебя, начнет жить с тобою. Стр. 374 (18). Имеет ли какую силу подвиг человека без смирения? Подвиг без смирения суетен. Смирение – предтеча любви. Как Иоанн был предтечею Иисуса и всех привлекал к Иисусу, так и смирение привлекает к любви, то есть к Самому Богу, потому что Бог есть любовь. Стр. 401 (156). Почему особенно должно смиряться, когда в душе своей не ощущаешь брани?

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

6,2: откуда у Него это и что за премудрость дана Ему (τις σοφα δοθεσα ατω), Лк. 2,40: отроча же возрастало и укреплялось исполняемо премудрости (πληρομενον σοφα). Лк.2,5— Иисус же преуспевал в премудрости (εν τ σοφα) и возрасте и в любви у Бога и человеков. Лк. 21, 50: Я дам вам уста и премудрость. 158 Единственный случай онтологического значения σοφα в Евангелии, кроме указанного места, есть Л к. 11, 49: посему и Премудрость Божия сказала: σοφα το Θεο (в более частном смысле относится к Слову Божию). Заслуживает примечания, что этот текст, как и Л к. 7, 35, излагает слова самого Господа, тогда как все случаи употребления выражения σοφα как свойства или силы, принадлежат (кроме Луки 21, 15) народу или самому евангелисту. 159 На Мф. беседа, 57. 160 Служба 29 августа, ст. на хвал.: «о преславнаго чудесен Священную главу и ангелом говейную нечистая блудница ношаше отроковица». «О, паче ума удивлению! Пророков печать, земной ангел, блудному плясанию показуется цена»… «Любодейством женским услаждаем и нечестивым женонеистовством подстрекаем. Ирод отсече главу Предтечи» (на лит.). 161 «Тело Богочеловека имело необыкновенную стройность и красоту, как и воспел о Нем пророчественно праотец Его святый пророк Давид: красен добротою паче сынов человеческих (Пс. 44, 2). Но телесная красота Богочеловека отнюдь не производила на женский пол тех впечатлений, которые обыкновенно производит на него красота мужчин. Напротив того, тело Христово исцеляло все страсти и душевныя, и телесныя. Каким свойством оно было проникнуто, такое свойство оно и сообщало. Оно всеобильно преподавало Божественную благодать всем, взиравшим на него, всем, прикасавшимся ему, и мужчинам, и женщинам» (Сочинения еп. Игнатия Брянчанинова, т. IV: Изложение учения Православной Церкви о Божей Матери, стр. 400). 162 К сожалению, в литературе отсутствует монографическое исследование об иконографии Предтечи. Ни хронология, ни история этой иконографии не поддается учету. Не имея под рукой никакой возможности за отсутствием данных хотя частично восполнить этот пробел, я принужден ограничиться лишь истолкованием символики.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010