28-го июня 1831-го года Димитрий Александрович умер для света, чтобы возродиться для Господа Бога; вступивши в Вологодский Кафедральный Воскресенский собор Димитрием, он вышел оттуда монахом Игнатием, получивши это имя в честь священномученика Игнатия Богоносца , память которого празднуется Православной Церковью 20 декабря и 29 января. 161 Можно себе представить изумление родных Брянчанинова, которые, слушая в этот день Богослужение в собор, увидели вдруг совсем неожиданное зрелище: тот, о блестящей светской карьере которого все еще не переставали строиться широкие планы, навсегда покрыл себя монашеским одеянием, навсегда уже невозвратно ушел из мира, сделавшись, в их глазах, бесполезным членом общества. Через несколько дней новопостриженный был рукоположен Преосвященным Стефаном в иеродиакона, 162 затем, через три недели, в Иеромонаха и временно оставлен при Архиерейском кафедральном доме. 163 Для обучения священнодействию, он был приставлен к городской церкви Спаса под руководство священника Василия Нордова (впоследствии протоирея и настоятеля Вологодского Кафедрального собора.) 164 Молодой годами (24-х лет), весьма красивый наружностью, новопостриженный иеромонах заинтересовал собою все Вологодское общество; многие хорошо знали Брянчаниновых, знали, что сын пошел против воли разгневанного на него за это отца, и, передавая один другому различные, подробности, как это обыкновенно водится в подобных случаях, или преклонялись перед сильной волей молодого человека, которую не мог сломить даже такой отец, как Александр Семенович, или удивлялись его «странным» поступкам; всем хотелось видеть нового монаха, говорить с ним. Но только что произнесли у алтаря обеты отречения от мира Игнатий тяготился этим всеобщим вниманием к себе, невольно вовлекающим его в мирскую рассеянность; не для того покрыл он черным клобуком свою молодую красивую голову, чтобы заставить говорить о себе; не для того, чтобы вызвать к себе сочувствие и участие решился он пойти против воли родителей и навлечь на себя столь тяжелый для его сердца гнев их; нет! с детства решившись посвятить всю свою земную жизнь на служение Благодетелю Господу, чтобы хотя этим возблагодарить Его за Его бесчисленные благодеяния. Он стремился принять монашество, чтобы, достигнувши в иночестве христианского совершенства, «служить светом для братий своих, живущих посреди мира, занятых, развлеченных попечениями и служениями ему, не могущих ни глубоко вникнуть в Евангелие, ни оживить его в себе в должном развитии и полноте. 165

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Сперва обратим внимание на страсти телесные, на употребление пищи и на наиболее зависящие от излишества при этом употреблении блудные стремления наши. Постараемся мудро устроить состояние плоти нашей, давая ей столь много пищи и сна, чтобы она не изнемогла излишне и оставалась способной к подвигам. Давая их столь мало, чтобы она постоянно носила в себе мертвость, не оживая для движений греховных. По замечанию Отцов, при употреблении пищи и сна много значит сделанный навык: почему очень полезно приучить себя заблаговременно к умеренному, малому, по возможности, их употреблению 162 . Святой Исаак Сирин так выразился о посте и бдении: “Кто возлюбил общение с этими двумя добродетелями в течение всего жития своего, тот соделается наперсником целомудрия. Как начало всех зол есть удовлетворение чрева и расслабление себя сном, возжигающие блудную страсть, так и святой Божий путь и основание всех добродетелей есть пост и бдение, и бодрствование в службе Божией при распятии тела в течение целой ночи отъятием у него сладости сна. Пост есть ограждение всякой добродетели, начало подвига, венец воздержников, красота девства и освящения, светлость целомудрия, начало христианского пути, мать молитвы, источник целомудрия и разума, учитель безмолвия. Он предшествует всем добрым делам. Как последует здравию очей желание света, так посту, совершаемому с рассуждением, последует желание молитвы. Когда кто начнет поститься, тогда от поста приходит к желанию беседы с Богом в уме своем. Не терпит тело постящегося провести на постели всю ночь. Когда печать пощений наложена на уста человека, тогда помысл его поучается в умилении, сердце его источает молитву, лице его облечено сетованием, далеко отстоят от него помышления постыдные. Веселье не видится в глазах его, он – враг прихотям и пустым беседам. Никогда не было видно, чтобы постящийся с рассуждением был порабощен злым пожеланием. Пост с рассуждением есть великий храм всех добродетелей. Не радеющий о нем, не оставляет непотрясенной ни одной добродетели. Пост есть заповедь, с самого начала данная естеству нашему во охранение его при вкушении пищи, от нарушения поста пало созданное начало бытия нашего. Откуда истекла пагуба, оттуда обратно начинают подвижники шествовать к страху Божию, когда они начнут хранить закон Божий» 163 . Предающийся излишнему сну и чревоугодию не может не оскверняться сладострастными движениями. Доколе волнуются этими движениями душа и тело, доколе ум услаждается плотскими помыслами, дотоле человек не способен к новым и неведомым ему движениям, которые возбуждаются в нем от осенения его Святым Духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Таким образом мало помалу кичится сердце его, и он мнит, что все, совершаемое им, есть плод божественной благодати к его утешению, и молит Бога, чтобы всегда сподобил его пребыть в этом делании. Это признак прелести» 162 . «Прелесть» Святой Игнатий Брянчанинов предостерегает, что такой метод молитвы ведет к « прелести » [от слова прельщать]. Человек, искусственно вызвав в себе некие психические переживания, приписывает их благодатно-благородным происхождением и почитает себя Боговидцем. Разница православия и католичества – это различное проведение границы между душевным и духовным: у нас она пролегает в разных сферах. То, что в православии считается воображаемым или бесовским состоянием, в католической мистике воспринимается как благодатное. Западная картина и восточная икона зримо показывают эту разницу. Лосев проявление этих внутренних различий видит в том, как «отличается вселенско-ликующее умозрение колокольного звона от сдавленно-субъективного торжества универсально-личностной самоутвержденности органа, как простота и умная наивность византийского купола от мистических капризов готики, как умиленное видение иконного лика от нескромного осязания и зрительной стимуляции статуи» 163 . И в богословии, и в мистике, и в музыке 164 многое из того, что Запад представляет как «духовно-благодатное», Восток оценивает как «душевное» и сентиментальное. Это есть состояние «мнения» или прелести . Не только святой Игнатий Брянчанинов и святой Феофан Затворник чувствуют привкус прелести в высших проявлениях западной мистики, но и тот же Лосев пишет о «явной и принципиальной прельщенности католического опыта» 165 . Характерно при этом, что зримое и эмоционально окрашенное представление предмета религиозного опыта приводит некоторых западных подвижников к таким состояниям, которые заставляют усомниться в целомудрии их переживаний. Приводим ниже несколько примеров. Вот характерный случай с Терезой Авильской. «Часто Христос мне говорит: Отныне Я – твой и ты – Моя. Эти ласки Бога моего погружают меня в несказанное смущение.

http://azbyka.ru/tradiciya-dogmat-obryad

Не только тот противится Христу, кто учения Его не приемлет и не признает Его за Христа, Спасителя мира, но и тот, кто Его воли и Его заповедей не исполняет и противно Его святому учению живет, не делая того, что Христос повелевает. Всякий такой – противник Христу, хотя и имя Его исповедует, и говорит Ему: «Господи. Господи!». Таким Он и отвечает: «что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» ( Лк. 6, 46 )... Кто против Христа? Тот, кто против Его воли, мысли и желания поступает. Всякий беззаконный христианин, прилепившийся миру сему и полагающий в нем все свое утешение, есть противник Христу, ибо Христос отводит нас как от грехов, так и от любви к миру сему Своим учением и делом. Святитель Тихон Задонский ( 104, 793 ). Правильная любовь к себе заключается в исполнении животворящих Христовых заповедей: «Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его» ( 2Ин. 1, 6 ), – сказал Иоанн Богослов ( 111, 260 ). Исполнение заповедей, предшествующее соединению ума с сердцем, отличается от исполнения заповедей, последующего соединению ( 112, 117 ). Всеоружие Божие – все Евангельские заповеди. Поправший одну из них, попрал все собрание их, весь закон. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 110, 162 ). Мы становимся сынами Света При исполнении Божиих заповедей созревает внутри нас, как некий многочастный плод, любовь, милосердие, благость, кротость, смирение, терпение искушений, непорочность и чистота сердца, при которой мы удостаиваемся видеть Бога. И чистое сердце озаряется благодатью и просвещением Святого Духа, Который возрождает нас, делает сынами Бога, облекает во Христа, возжигает светильник в душе нашей, делает нас чадами Света, освобождает души от тьмы и еще здесь, в этой жизни, делает причастными Вечной Жизни, хотя мы этого и не знаем ( 61, 15 ). Где со тщанием исполняются заповеди Божии, там бывает и явление Спасителя нашего Иисуса Христа. После этого явления Спасителя приходит и совершенная любовь ( 61, 112 ). Чем более христианин преуспевает в делании заповедей Божиих, тем более душа его очищается, озаряется и просвещается, и удостаивается видеть откровения великих таин, глубины которых никогда не видел и совершенно не способен видеть никто из тех, кто не достиг такой чистоты ( 61, 133 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Труды молитвы и поста и прочих дел нужно переносить с великим удовольствием и благой надеждой. Цветы же и плоды трудов признавать действиями духа. Преподобный Макарий Египетский ( 33, 341 ). Бог наложил на человека труд не для наказания и мучения, но для вразумления и научения его ( 36, 40 ). Через занятие работой мы и дурные помыслы легко исторгнем из души и будем помогать нуждающимся и не станем стучать у дверей других, исполняя закон Христов, который говорит: «блаженнее давать, нежели принимать» ( Деян. 20, 35 ). Святитель Иоанн Златоуст ( 37, 189 ). Любящий Господа Иисуса Христа предается трудам подвижническим, постоянно прогоняя леность. Авва Фалассий ( 68, 330 ). Деятельность – необходимый путь к бдительности над собой, и этот путь святые отцы предписывают всем, кто хочет научиться вниманию себе ( 108, 375 ). От сильного тела требуется при молитве труд, без него сердце не сокрушится, молитва будет бессильной и неистинной ( 109, 162 ). В поте лица добывается вещественный хлеб, при усиленном труде, душевном и телесном, сеется хлеб небесный, доставляющий Вечную Жизнь человеческому сердцу. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 271 ). Братия, усмотрев, что Антоний Новый способен ко всякой работе, брали его с собой и, дав ему в руки лопату, заставляли копать землю. Удрученный трудом, омываемый непрестанно потом и слезами, он воздыхал и мысленно молился Богу: «Призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои». По прошествии долгого времени он увидел во сне некоего мужа в великой славе. Муж этот держал весы: на левой стороне весов были положены все грехи Антония, сделанные им от юности, а на правой – все добродетели. Сперва обе чаши весов стояли на одной высоте, потом начала перетягивать левая, с грехами. Тогда славный муж, взяв лопату, которой копал Антоний, положил на правую чашу, и она перевесила тяжесть согрешений. А славный муж, взглянув на Антония, сказал: «Вот! Бог показал тебе значение трудов твоих и простил тебе все согрешения твои». Отечник ( 82, 77 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Это, однако, не означает того, что душа человека лишена всякой материальности. Среди древне-церковных писателей было распространено мнение о том, что душа имеет эфирную оболочку или тонкое тело. «Всякая тварь – и Ангел, и душа, и демон, – по своей природе есть тело, потому что они, хотя и утонченные, однако в существе своем, по своим характерным чертам и по образу, соответственно утонченности своей природы, суть тела тонкие, тогда как это наше тело в существе своем материально», – говорит святой Макарий Египетский (В.Е.П., τ.41, ομ.4, σελ.162). О том же говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин : «Хотя мы и называем многие существа духовными, каковы Ангелы, Архангелы и прочие Силы, а также и сама душа наша.., но их никак не должно признавать бестелесными. Они имеют соответственное тело, в котором существуют, хотя несравненно более тонкое, чем наше тело. Они – тела, по мнению Апостола, который сказал: есть тела небесные, и тела земные; и опять: сеется тело душевное, восстает тело духовное ( 1Кор.15:40–44 ), чем ясно указывается, что бестелесен один только Бог» (Собесед.7,13) 62 . Основываясь на древне-церковном учении, святитель Игнатий Брянчанинов утверждает, что душа – «эфирное, весьма тонкое, летучее тело, имеющее весь вид нашего грубого тела, все его члены, даже волосы, его характер лица, словом – полное сходство с ним» (Собр. соч., т. 3, с. 75). Среди христианских писателей не было полного единомыслия во взгляде на материальность души. Это показало известное расхождение между святителем Игнатием Брянчаниновым , разделявшим эфирную теорию души, и святителем Феофаном Затворником , который считал, что «душа и Ангел – не тело, а дух», как он и озаглавил свою книгу, содержащую возражения против учения святителя Игнатия в его «Слове о смерти». Что касается преподобного Симеона, то он, хотя и называл душу «нематериальной» и «бестелесной», когда хотел подчеркнуть ее духовную природу, однако ясно высказывался об относительности этих свойств у Ангелов и душ. Ссылаясь на те же тексты из I Послания к Коринфянам Апостола Павла, которые цитировал в доказательство телесности Ангелов и душ святой Иоанн Кассиан , преподобный Симеон пишет: «Они (Ангелы), конечно, некоторым образом телесны и описуемы по сравнению с нематериальными и бестелесным Божеством, как написано: тела небесные и тела земные...

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Всеми силами подвизайся, чтобы внутренним твоим деланием в Боге побеждено было все внешнее. Преподобный Арсений Великий ( 82, 49 ). Внутреннее делание есть то же душевное делание; оно состоит во внимательной молитве устной и умной, в плаче сердца, в памятовании смерти, в самоукорении, в сознании и исповедании греховности своей и тому подобных деланиях, совершаемых подвижником внутри души, в самом себе. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 82, 49 ). Подвижника можно уподобить дереву: телесный подвиг – листьям, а душевное делание – плоду. Писание говорит: «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» ( Мф. 7, 19 ). Из этого явствует, что цель всего монашеского жительства – стяжание плода, то есть умной молитвы. Впрочем, как нужны для дерева покров и украшение листьями, так нужен для монаха и телесный подвиг. Авва Агафон ( 82, 60 ). Авва Даниил скитский говорил: «Я жил и в общежитии, и в отшельничестве; испытав ту и другую жизнь, нахожу, что в общежитиях преуспевают скорее и больше, если проводят жительство правильное». Авва Даниил ( 82, 89 ). Скудость в пище, страх Божий, плач и смирение да пребывают с тобою. Авва Евпрений ( 82, 123 ). Верный раб Христов! Храни в тайне твое делание и заботься с сердечной болезнью, чтобы не погубить мзды подвига твоего из-за человекоугодия. Делающий что-либо напоказ лишается мзды своей, как сказал Господь ( 82, 151 ). Братия! Безмолвствуйте каждый в келлии своей со страхом Божиим, трудитесь и преуспевайте в поучении и в частой молит Непрестанно исследуйте, на чем спотыкаетесь, и старайтесь исправиться, моля Бога с болезнью сердца, со слезами, в умерщвлении плоти, чтобы Он простил вам сделанные грехи. ( 82, 162 ). Крепость желающих стяжать добродетели заключается в следующем: если они падут, то не должны предаваться малодушию они должны восстать и снова подвизаться ( 82, 201 ). Желающий достичь высокой духовной почести, то есть стяжать добродетели, должен отказаться от пристрастных попечении о каком бы то ни было человеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Грузины Грузинская духовная литература является отражением литературы византийской и отличается обилием переводов. В многочисленных монастырях можно было найти труды почти всех классических авторов времен Отцов: Евагрия, Кассиана, псевдо-Макария, Иоанна Лествичника , Исаака Сирина , Мартирия Сахдоны, преп. Фалассия и многих других. Грузинская традиция сохранила нам произведения восточных авторов, не известных греческой литературе или не сохраненных ею, особенно египтян: некоторые письма Аммония Александрийского, письма Арсения Великого и т. п. 148 Русские В России с самого начала литургическая и мистагогическая 149 традиция существовала бок о бок с исихастской 150 . Но труды, непосредственно посвященные молитве, появились не ранее XVIII в., вместе с началом духовного обновления. Среди произведений св. Тихона Задонского († 1783) следует отметить прежде всего Сокровище духовное, от мира собираемое 151 ; хотя непосредственно оно и вдохновлено трудом англиканского епископа И. Холла († 1656), само его название характеризует метод молитвы, известный на Востоке как «естественное созерцание» 152 . Преп. Паисий Величковский († 1794) 153 перевел Добротолюбие на церковнославянский, и мы по праву должны рассматривать его как инициатора пробуждения исихастской молитвы в русских монастырях 154 . Ему принадлежит и сочинение в защиту Иисусовой молитвы, К врагам и хулителям умной молитвы 155 . Позднее св. Игнатий Брянчанинов († 1867), сторонник возвращения к духовности Отцов, выпустил новое издание Добротолюбия 156 , но не на церковнославянском, а на современном ему русском; ему же принадлежит Слово о молитве Иисусовой 157 . Новое издание Добротолюбия, осуществленное Феофаном Затворником (Говоровым, † 1894), было более полным 158 . В своих многочисленных произведениях и письмах Феофан Затворник часто говорит о молитве, непрестанно подчеркивая, что истинная молитва – та, которая беседует с Богом всегда «посредством голоса духа в сердце» 159 . В духовном дневнике св. прав. Иоанна Кронштадтского († 1909) Моя жизнь во Христе 160 мы находим замечательные духовные размышления о молитве, особенно о молитве литургической. Благодаря Откровенным, рассказам странника своему духовному отцу, переведенным на многие языки, западные читатели смогли узнать об Иисусовой молитве 161 . Валаамский монах Харитон составил обширную антологию русских авторов, писавших о сердечной молитве, – Искусство молитвы 162 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

Филарет, митрополит Московский ( 113, 162 ). Душа выражается в жизненной силе; душе свойственно желание или воля, и энергия или естественный гнев, не переходящий в раздражительность... Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 111, 392 ). Красота и совершенство души – в ее уподоблении Богу Душе, желающей быть невестой Христовой, необходимо уподобляться по возможности красоте Христовой. Святитель Григорий Нисский ( 23, 267 ). Душа, ты дочь света, поэтому избегай тьмы... Если одежды твои нечисты, можно омыть их слезами. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 188 ). Украшай свою душу – и красоту ее возлюбит Бог... ( 35, 289 ). Если бы возможно было увидеть красоту души телесными очами, ты посмеялся бы над всеми красивыми телами, так слабо они являют благолепие души ( 35, 23 ). Душе благородной и боголюбивой свойственно терпеть скорби и страдать. Но мужественно переносить искушения и благодарить Того, Кто попускает скорби, – это знак величайшего мужества; это свойственно душе бодрственной и освободившейся от всего человеческого ( 37, 301 ). Совершенство души – не прилепляться к настоящему, а презирать его и постоянно помышлять о вечном ( 38, 432 ). Ничто так не окрыляет и не возвышает душу, как приобретение правды и добродетели ( 41, 419 ). Целомудрие и правда – вот красота души, а мужество и благоразумие – это ее здоровье. Святитель Иоанн Златоуст ( 45, 216 ). Душа, падшая в плотские страсти, губит свою красоту ( 4, 42 ). Когда душа не будет рабски следовать мудрованию плоти, но, осознав, что дано ей от Бога, воспримет приличные ей величие и достоинство – тогда в ней глас Господень ( 4, 205 ). Как глаз без света не может видеть, так и душа, мятущаяся из стороны в сторону без понятия о Единородном Сыне Божием, не может быть разумной. Святитель Василий Великий ( 6, 74 ). Кто оставил все и заботится о совершенствовании своей души, тот друг Божий. Преподобный Исаак Сирин ( 55, 63 ). Во всем мы, христиане, смиреннее всякого – это повелевает нам заповедь – и не только перед мирским могуществом, но даже перед кем бы то ни было не поднимаем брови, но когда дело касается Бога и против Него дерзают восставать, тогда, презирая все, думаем только о Боге. Огонь, меч, дикие звери и терзающие плоть когти скорее будут для нас наслаждением, чем устрашат нас. Святитель Григорий Богослов ( 14, 105 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Преподобному Григорию Синаиту было назначено служение в поварне. Более трех лет нес он это тяжелое послушание: кто может достойно восхвалить его чрезвычайное смирение? Он всегда думал, что служит не людям, а Ангелам, и место службы своей считал Божиим святилищем и алтарем. Афонский Патерик ( 84, 385 ). МИЛОСЕРДИЕ «Милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6, 6; Мф. 9, 13) Почему ты удивляешься, что милосердие служит отличительным признаком человечности? Оно есть признак Божества! ( 41, 542 ). Великую и мудрую душу ничто столь не поощряет к добрым делам, как сознание, что этим она уподобляется Богу. Святитель Иоанн Златоуст ( 45, 264 ). Человеческой милостью почти всегда нарушается правосудие, а правосудием устраняется милость. Напротив того, в Божественном законе суд и милость являются в чудном союзе ( 111, 189 ). Чудный союз милости с правдой видим в образе действий Богочеловека; этот образ действия отражается в поведении истинных учеников Христовых ( 111, 191 ). Не может быть милости там, где нет суда и правосудия. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 111, 193 ). Милостыня есть искусство, училище которого находится на Небесах, а учитель – Сам Бог ( 41, 539 ). Ничто не может сравниться с этим благом, ничто так не выражает наших человеческих свойств, как милосердие ( 43, 381 ). Милосердие в том, что милует не праведных, а согрешивших ( 46, 101 ). Милостыня есть мать любви, любви, отличающей христиан, превосходящей все знамения, служащей признаком учеников Христовых ( 45, 88 ). Бог не имеет ни в чем нужды и ничего не требует от нас; но, снисходя к нам по Своему неизреченному человеколюбию, позволяет принесение Ему жертв, состоящих особенно в милости ради нашего спасения, чтобы познание Господа служило для человеческой природы училищем благочестия ( 38, 162 ). Милостыня предназначена только для тех, которые не имеют сил трудами рук своих удовлетворять свои нужды, или для наставников, всецело посвятивших себя делу учения. Святитель Иоанн Златоуст ( 45, 763 ). Милосердие проявляется в делах любви

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010