Посему Бог воспринимает человеческое естество, чтобы показать, до какой степени оно – вне греха и настолько чисто, что было возможно соединить его с Собою по Ипостаси и чтобы нераздельно оно со-вечнствовати с Ним; и, таким образом, на деле сделать явным для всех, что Бог – благ и праведен, и Творец добра, и Наблюдатель справедливого приговора. Ибо хотя сатана и со-отступившие вместе с ним Ангелы ниспали с небес, однако, на основании сохранивших свой чин Ангелов, можно видеть, что зло в Ангелах не по естеству, но, напротив, что по естеству в них добро, и Творец их, по естеству, есть Добро , Которым сатана праведным приговором осуждается на вечный мрак, как ставший по своей воле виновником зла тем, что уклонился от прекрасного Добра. После же того, как Адам пал тем, что отклонился от добра на зло, никого не оказалось, кто был бы неподвижен на зло, и после Адама не обнаружился такой человек... (свт. Григорий Палама , 26, 158–159). ...Давид воспевает: Восшедши на высоту – на высоту Креста, конечно, или – если хочешь – на небо, – пленил плен, дал дары людям (ср.: Пс. 67, 19 ). Таким образом... через страсти и плоть Он обратил в бегство диавола; Богу же и Отцу принося ее в Жертву, как непорочное и всесвященное заколение, – о, неописуемая щедрость! – примирил с Богом нас, ставших с Ним (Богочеловеком) единого рода. Поскольку же Он подъял страсти по воле Отца, то этим Он стал нам в пример, которые через свое непослушание погубили себя, а через послушание Христово спасены. Явил же, что и смерть Его гораздо драгоценнее присущего диаволу бессмертия, худшего десятка тысяч смертей и подлежащего будущей каре, потому что смерть Его явилась виновницей воистину Бессмертной Жизни, а не второй и вечной смерти, но она (т. е. смерть Христова) в небесных скиниях со Христом пребывает, ибо Сам восстав тридневен от мертвых и, после того как представил Себя живым для учеников, вознесшись на небо и пребывая бессмертным, Воскресение нам и бессмертие и на небесах вечную и незыблемую и воистину блаженную жизнь даровал и сделал достоверной; единой смертью Своей плоти и единым Воскресением ее исцеляя нас от сугубой для нас смерти (души и тела) и освобождая нас от сугубого плена, именно плена души и тела (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

71. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,6//Соч. Т.1. С.83. 72. Там же. 73. Там же. 2,10. С.856. Ср. также: 2,9. С.85-86. 74. Там же. 75. Там же. С.87. 76. Ср.: Там же, 2,21. С.98; 25. С.100. 77. [Григорий Палама, свт.]. Против Акиндина, 1,7,20//Соч. Т.3. С.53. 78. Он же. Аподиктические слова, 2,22//Соч. Т.1. С.99. 79. Там же, 26. С.102. 80. [Там же], 2,28//Соч. Т.1. С.103; 29. С.105; Он же. Физические и богословские главы. 36,37//PG 150,1145А-С. 81. Кирилл Александрийский, свт. Сокровище. 34//PG 75,584C. Ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,28-30//Соч. Т.1. С.103-105. 82. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,29-32//Соч. Т.1. С.104-107. 83. Ср.: Там же, 2,30. С.105. 84. Там же, 31. С.106. 85. Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры. 1,8//PG 94,832В-633А. См.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,32//Соч. Т.1. С.107. 86. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,32//Соч. Т.1. С.107; 33-34. С.108-109; 86. С.110. 87. Ср.: Там же, 2,44. С.117. 88. Ср.: Там же. 89. Василий Великий, свт. Против Евномия, 6//PG 29,736D. См.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,46//Соч. Т.1. С.119. 90. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,48//Соч. Т.1. С.122. 91. Ср.: [Григорий Палама, свт. Аподиктические слова, 2,48//Соч. Т.1. С.122]. 92. Ср.: Христу П. Введение//Григорий Палама, свт. Соч. Т.2. С.15. 93. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,14//Соч. Т.1.С.92. 94. Там же, 2,65. С.137; 73. С.144. 95. Там же. 96. Там же, 2,65. С.137. 97. Ср.: Там же, 2,66. С.137-138; Возражения на избранные места Иоанна Векка, 9//Соч. Т.1. С.170. 98. Ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,62. С.134; Кирилл Александрийский, свт. Сокровище. 33//PG 75,568С; PG 74,716В. 99. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,63//Соч. Т.1. С.135. 100. Там же. 2,64. С.136. 101. [Григорий Палама, свт. Аподиктические слова], 2,67//Соч. Т.1. С.138. 102. Ср.: Там же, 2,77. С.143; 82. С.152. 103. Как пример этого интереса напомним статью И. Мейендорфа: La procession du Saint Esprit chez les peres orientaux//Russie et chretiente. 1950. P.158-179.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

74. Там же. 75. Там же. С.87. 76. Ср.: Там же, 2,21. С.98; 25. С.100. 77. [Григорий Палама, свт.]. Против Акиндина, 1,7,20//Соч. Т.3. С.53. 78. Он же. Аподиктические слова, 2,22//Соч. Т.1. С.99. 79. Там же, 26. С.102. 80. [Там же], 2,28//Соч. Т.1. С.103; 29. С.105; Он же. Физические и богословские главы. 36,37//PG 150,1145А-С. 81. Кирилл Александрийский, свт. Сокровище. 34//PG 75,584C. Ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,28-30//Соч. Т.1. С.103-105. 82. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,29-32//Соч. Т.1. С.104-107. 83. Ср.: Там же, 2,30. С.105. 84. Там же, 31. С.106. 85. Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры. 1,8//PG 94,832В-633А. См.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,32//Соч. Т.1. С.107. 86. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,32//Соч. Т.1. С.107; 33-34. С.108-109; 86. С.110. 87. Ср.: Там же, 2,44. С.117. 88. Ср.: Там же. 89. Василий Великий, свт. Против Евномия, 6//PG 29,736D. См.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,46//Соч. Т.1. С.119. 90. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,48//Соч. Т.1. С.122. 91. Ср.: [Григорий Палама, свт. Аподиктические слова, 2,48//Соч. Т.1. С.122]. 92. Ср.: Христу П. Введение//Григорий Палама, свт. Соч. Т.2. С.15. 93. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,14//Соч. Т.1.С.92. 94. Там же, 2,65. С.137; 73. С.144. 95. Там же. 96. Там же, 2,65. С.137. 97. Ср.: Там же, 2,66. С.137-138; Возражения на избранные места Иоанна Векка, 9//Соч. Т.1. С.170. 98. Ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,62. С.134; Кирилл Александрийский, свт. Сокровище. 33//PG 75,568С; PG 74,716В. 99. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,63//Соч. Т.1. С.135. 100. Там же. 2,64. С.136. 101. [Григорий Палама, свт. Аподиктические слова], 2,67//Соч. Т.1. С.138. 102. Ср.: Там же, 2,77. С.143; 82. С.152. 103. Как пример этого интереса напомним статью И. Мейендорфа: La procession du Saint Esprit chez les peres orientaux//Russie et chretiente. 1950. P.158-179.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/158/...

37. Ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,15//Соч. Т.1. С.44. 38. [Григорий Палама, свт.]. К Акиндину 1,3//Соч. Т.1. С.205; Аподиктические слова, 1,13//Соч. Т.1. С.40. 39. Он же. Аподиктические слова, 2,32-33//Соч. Т.1. С.107-108. 40. Он же. К Акиндину I,4//Соч. Т.1. С.206. 41. Там же. 42. Там же. 7. С.209; Аподиктические слова, 1,14//Соч. Т.1. С.43. 43. Василий Великий, свт. Против Евномия, 5//PG 29,712А; ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,7//Соч. Т.1. С.210. 44. [Григорий Палама, свт.]. К Акиндину 1,7//Соч. Т.1. С.210; Аподиктические слова, 1,15//Соч. Т.1. С.43. 45. Там же. С.43-44. Ср.: Там же. 1,7. С.34. См. также: Христу П. Введение. С.17. 46. Ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,18//Соч. Т.1. С.46. 47. См.: [Григорий Палама, свт. Аподиктические слова], 1,23//Соч. Т.1. С.52; Григорий Богослов, свт. Слово 42,15//PG 36,476. 48. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,28//Соч. Т.1. С.53-54. 49. Там же. 1,23. С.53. 50. Ср.: Там же. 1,34. С.64. 51. Ср.: Там же. 1,25. С.52-53; там же, 2,58. С.131. См.: Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово, 2//PG 45,17В; Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры, 1,7//PG 94,805В. 52. Здесь св. Григорий Палама объясняет упомянутые в предыдущей сноске тексты святых Григория Нисского и Иоанна Дамаскина. См. также: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,75//Соч. Т.1. С.146. 53. Там же. 2,75. С.146; 2,56. С.129; 2,57. С.120. Ср.: Аподиктические слова, 1,23. С.52. См.: Григорий Нисский, свт.//PG 45,133В. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,51//Соч. Т.1. С.125. 54. См. об этом: Агуридис С. Filioque. ε ου εο. Εε. [Филиокве. О Святом Духе. Экзегетические исследования. Афины], 1971. С.34-35. 55. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,32//Соч. Т.1. С.60. 56. Там же. 1,33. С.61. 57. Там же. 58. См.: Там же; также: 1,36. С.67. [Григорий Палама, свт.]. Возражения на избранные места Иоанна Векка, 4//Соч. Т.1. С.166. 59. Василий Великий, свт. Против Евномия, 1,20//PG 29,587АВ; См.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,33//Соч. Т.1. С.62.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/158/...

35. Ср.: Там же. 1,14. С.41. 36. Ср.: Он же. К Варлааму I,21//Соч. Т.1. С.236. 37. Ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,15//Соч. Т.1. С.44. 38. [Григорий Палама, свт.]. К Акиндину 1,3//Соч. Т.1. С.205; Аподиктические слова, 1,13//Соч. Т.1. С.40. 39. Он же. Аподиктические слова, 2,32-33//Соч. Т.1. С.107-108. 40. Он же. К Акиндину I,4//Соч. Т.1. С.206. 41. Там же. 42. Там же. 7. С.209; Аподиктические слова, 1,14//Соч. Т.1. С.43. 43. Василий Великий, свт. Против Евномия, 5//PG 29,712А; ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,7//Соч. Т.1. С.210. 44. [Григорий Палама, свт.]. К Акиндину 1,7//Соч. Т.1. С.210; Аподиктические слова, 1,15//Соч. Т.1. С.43. 45. Там же. С.43-44. Ср.: Там же. 1,7. С.34. См. также: Христу П. Введение. С.17. 46. Ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,18//Соч. Т.1. С.46. 47. См.: [Григорий Палама, свт. Аподиктические слова], 1,23//Соч. Т.1. С.52; Григорий Богослов, свт. Слово 42,15//PG 36,476. 48. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,28//Соч. Т.1. С.53-54. 49. Там же. 1,23. С.53. 50. Ср.: Там же. 1,34. С.64. 51. Ср.: Там же. 1,25. С.52-53; там же, 2,58. С.131. См.: Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово, 2//PG 45,17В; Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры, 1,7//PG 94,805В. 52. Здесь св. Григорий Палама объясняет упомянутые в предыдущей сноске тексты святых Григория Нисского и Иоанна Дамаскина. См. также: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,75//Соч. Т.1. С.146. 53. Там же. 2,75. С.146; 2,56. С.129; 2,57. С.120. Ср.: Аподиктические слова, 1,23. С.52. См.: Григорий Нисский, свт.//PG 45,133В. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,51//Соч. Т.1. С.125. 54. См. об этом: Агуридис С. Filioque. Περι Αγου Πνεματος. Εξηγσεις. θηναι [Филиокве. О Святом Духе. Экзегетические исследования. Афины], 1971. С.34-35. 55. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,32//Соч. Т.1. С.60. 56. Там же. 1,33. С.61. 57. Там же. 58. См.: Там же; также: 1,36. С.67. [Григорий Палама, свт.]. Возражения на избранные места Иоанна Векка, 4//Соч. Т.1. С.166.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Об этом упоминает и сам Григор в конце своего произведения «Хвала Св. Богородице», говоря: «Я, Григор, последний из учителей и младший из поэтов, сын дочери брата отца Анании, философа, украшенного святым духом и мудрого, а по образу своей чистой жизни достохвального и преславного». Вместе с Григором в той же обители монашествовал его старший брат Иоаннес, о котором он в памятной записи своей книги отзывается с большой похвалой, а в конце «Книги скорбных песнопений» пишет: «Я, Григор, иерей–чернец, последний из поэтов и младший из учителей, при содействии брата моего достойного, по имени Иоаннес, монаха достославной и высокочтимой Нарекской обители; мы, состоя из двух тел, жили как одно тело... были не только родными (братьями. – К.А.), но и единодушными, единоверными... смотрели четырьмя глазами, но имели одни и те же мысли и намерения». Учитель братьев Анания Нарекаци жил во времена католикоса Хачика (972–991). Степанос Таронеци писал о нем: «Великий философ... он написал также книги против тондракийской секты и других ересей». Он был блестящим толкователем Св. Писания, написал ряд толкований и речей («О молитве, посте и слезах», «О раскаянии, слезах и молитвах» и др.), а также «Духовное поучение о том, как человек может мысли свои отрешить от земного, презирать эту жизнь и желать только Бога и небесного царства его». Завершив образование, Григор был пострижен в монахи и в 977 г., как следует из памятной записи к «Толкованию Песни песней», рукоположен в священники. Почти всю жизнь Григор провел в Нарекском монастыре с богатой библиотекой, где имел возможность читать труды античных философов в оригинале и труды отцов Церкви. Он обладал глубокими познаниями в области цауки, знал Библию и богословскую литературу. Благодаря подвижничеству и учености в Нарекском монастыре Григор был назначен «наставником монахов», обучающим их «божественной науке». Сам себя он называет «последним из учителей и младшим из поэтов» или же «последним из поэтов и младшим из учителей». «Других поучаю, сам же неопытен; постоянно учась, никогда не достигаю истины познания», – скромно заявлял он («Книга скорбных песнопений», песнь 71).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  Григорий Палама,  святитель. Триады в защиту священно-безмолвствующих. III, 1, 15. С. 280–281.   Григорий Палама,  святитель. Триады в защиту священно-безмолвствующих. I, 3, 7. С. 66. Ср.:  Максим Исповедник,  преподобный. Главы о богословии и о домостроительстве Воплощения Сына Божия. I, 31//  Максим Исповедник,  преподобный. Творения. Кн. 1. М., 1993. С. 220.   Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. IV, 6, 10. С. 168.   Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. II, 16, 77. С. 165. Ср.:  Иоанн Дамаскин,  преподобный. Слово на Преображение. 12, 15. С. 116, 119.   Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. VI, 11, 37. С. 294. Ср.:  Иоанн Дамаскин,  преподобный. Слово на Преображение. 12. С. 116.  Святитель Григорий цитирует эти слова апостола Павла в «Антирретиках против Акиндина». VII, 12, 46. См.:  Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. С. 358–359.   Григорий Палама , святитель. Триады в защиту священно-безмолвствующих. III, 1, 23. С. 287.   Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. II, 18, 87. С. 175–176. Ср.:  Андрей Критский,  преподобный. Слово на Преображение//PG. 97. 948AB.   Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. IV, 6, 11. С. 168–169. Ср.:  Максим Исповедник,  преподобный. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы), XXII (V, 18). М., 2006. С. 109.   Григорий Палама,  святитель. Триады в защиту священно-безмолвствующих. I, 3, 28. С. 90.   Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. VII, 8, 20. С. 341.   Григорий Палама,  святитель. Триады в защиту священно-безмолвствующих. I, 3, 35. С. 97–98.   Григорий Палама,  святитель. Триады в защиту священно-безмолвствующих. II, 3, 22. С. 211. Преподобный Максим здесь цитируется святителем Григорием весьма приблизительно. Ср.:  Максим Исповедник,  преподобный. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы), XXII (V, 18). С. 109.   Григорий Палама,  святитель. Триады в защиту священно-безмолвствующих. III, 1, 22. С. 285.

http://pravoslavie.ru/105813.html

16. Григорий Палама , свт. Множество Божественных энергий. Гл. 68–71//Сто пятьдесят глав. Краснодар: «Текст», 2006. С. 125–130. 17. Григорий Палама , свт. Нелепости учения Акиндина. Гл. 86–103//Сто пятьдесят глав. Краснодар: «Текст», 2006. С. 158–162. 18. Григорий Палама , свт. Невозможно для сущности Божией быть причастной. Гл. 104–112//Сто пятьдесят глав. Красно дар: «Текст», 2006. С. 162–173. 19. Григорий Палама , свт. Различие между Божественной сущностью и Божественной энергией. Гл. 132–145//Сто пятьдесят глав. Краснодар: «Текст», 2006. С. 195–209. 20. Григорий Палама , свт. Фаворский свет. Гл. 146–150//Сто пятьдесят глав. Краснодар: «Текст», 2006. С. 209–214. 21. Григорий Палама //Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 13. С. 12–41. 22. Давыденков О. , свящ. Понятия «силы» и «энергии» в свято отеческом богословии//Ежегодная богословская конференция Православного Свято–Тихоновского богословского института: материалы. М., 1998. С. 5–16. 23.Дворкин, Александр. Паламитские споры. Свт. Григорий Палама и его учение. Ученики и последователи свт. Григория Паламы //Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Нижний Новгород, 2005. С. 741–763. 24.Диодор (Ларионов), монах. Дальнейшие разъяснения о проблемах интерпретации наследия святителя Григория Паламы (в связи с «Ответом» М. Ю. Реутина)//Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/greek/text/494125.html 25. Диодор (Ларионов), монах. О некоторых проблемах интерпретации наследия святителя Григория Паламы /Рец. на: М. Ю. Реутин. Мейстер Экхарт – Григорий Палама . К сопоставлению немецкой мистики и византийского исихазма//Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/443837.html 26 . Дионисий (Шленов) , игум. Святитель Григорий Палама : житие, творения, учение//Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/291635.html 27.Задорнов А., прот. От Аристотеля к паламизму и обратно/Рец. на публикацию В. В. Бибихина «Энергия»//Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/922736.html

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

263 Речь идет о католикосе Ваане I Сюни (968–969). Нерсес Ламбронаци ошибочно упоминает его как современника византийских императоров Василия, Константина и васпураканского царя Сенекерима Арцруни. Эта ошибка восходит к «Хронике» Маттеоса Урхаэци, которая в данном случае служила источником для Ламбронаци (см.: М. Мкрян. Нарекаци. Ереван, 1955, с. 113: Григор Нарекаци, с. 171). 264 В другой редакции жития до этого имеется: «[Григор] был сыном Хосрова Андзеваци» (Григор Нарекаци. Книга..., с. 172). 266 Помимо Ованеса, у Григора Нарекаци был другой брат, Саак, о котором он упоминает в памятной записи к «Толкованию таинства св. литургии» Хосрова Андзеваци: «Итак, первый список этой св. книги в 399 году армянского летосчисления был сделан рукой Саака, сына владыки Хосрова, толкователя сей книги». 267 Как замечают издатели Григора Нарекаци, Нерсес Ламбронаци ошибочно полагал, что Ованеса не было в живых, когда писалась «Книга скорбных песнопеннй». Ламбронаци не обратил внимания на памятную запись Григора Нарекаци к «Книге...», где поэт восторженно говорит о выдающихся способностях брата и подчеркивает, что писал «Книгу...» при его активном участии (см.: Григор Нарекаци, с. 170–171). 268 Апаранский монастырь, или Апаранский монастырь св. Креста, находился в Мокской области. В истории упоминается с X в., в состав этого монастыря входила церковь св. Богородицы, в честь освящения которой и написал Григор Нарекаци «Историю Апаранского креста». Ныне в развалинах, в пределах Турции. 269 Яков Низибинский – почитаемый армянской церковью святой. Национальная традиция связывает его родственными узами с Григором Лусаворичем, считая Якова сыном Хосровуи, сестры Анака (отца Григора Лусаворича). Согласно другим версиям, Яков – сириец, уроженец города Низибина. Долгие годы отшельничал в Кордукских горах. По возвращении в Низибин сблизился с отшельником Маруге, или Маркелом. При Диоклетиане подвергался гонениям. Участник Никейского (325 г.) и Антиохийского соборов. Назван также Чудотворцем. Ему приписывается восхождение на гору Арарат с целью поиска Ноева ковчега. (См. Орманян М. Азгапатум, т. I, кн. I, с. 140–142). Сохранилось его житие, написанное, как явствует из памятной записи, учеником Маркела – Маруге (см.: Избранные жития и мученичества, т. II, с. 83–107). Житие имеет много общего с житием Поля Простака.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Жизнь Нарекаци почти целиком протекала в тиши монастыря в молитве и в духовных размышлениях, в преподавании и в поэтическом творчестве. Многочисленные Славословия Богородице и святым и некоторые места из Книги скорбных песнопений (где, в частности, он упоминает св. миро) говорят не только о его полной правоверности, но и о приверженности формам народного благочестия, поставленным под сомнение тондракийцами. Еще при жизни Григор пользовался известностью не только как святой, но и как необыкновенно одаренный поэт. По преданию, двор Васпуракана поручил ему составить толкование на Песнь Песней 46 . Книге скорбных песнопений Григор Нарекаци посвятил последние годы своей жизни. Это сочинение состоит из 95 бан (песен, речей, диалогов). Сюжет поэмы – трагический конфликт между стремлением человека к Богу и сознанием собственной греховности. Вдохновляясь поэтическими образами Библии (в особенности книг Иова, Притчей, Экклезиаста, Иисуса, сына Сирахова, Премудрости Соломоновой, Псалтири и Песни Песней, а также некоторыми Книгами пророков), Нарекаци адресует Богу вопль души, свою любовь, свою тоску, восхищается творениями, трудами и милосердием Всевышнего и одновременно сокрушается о своих грехах. К первой половине XI в. относится деятельность одного из величайших интеллектуалов Средневековья, знатока греческой культуры, арабского и сирийского языков Григора Магистроса (990–1058), происходившего из знатного рода Пахлавуни. После него на протяжении почти столетия (XII в.) все армянские католикосы были из семьи Пахлавуни и, являясь потомками Магистроса, отличались высочайшей образованностью, открытостью и склонностью к диалогу с Константинопольской и Римской церквами. После взятия сельджуками Ани (1064 г.), столицы и резиденции католикоса, католикосом стал сын Григора Магистроса Григор II Мартирофил (1065–1105). Византия дала согласие на его избрание лишь благодаря явно грекофильским настроениям, господствовавшим в роде Пахлавуни. Несмотря на то, что пребывание Григора II на патриаршем престоле пришлось на сложный период византийской и сельджукской оккупации, когда армянский католикос не имел даже постоянного местопребывания, ему удалось организовать жизнь Армянской церкви в тех поселениях, где находились национальные общины. Известно, что Григор Мартирофил обменялся несколькими письмами с папой Римским Григорием VII. Григор добровольно отказался от своего высокого сана, чтобы посвятить себя собиранию и переводу житий святых и мучеников, из-за чего и получил прозвище Мартирофил. 4. Армяно-византийские отношения

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010