От начала так не должно было быть: но как ангелы размножаются чисто и разумно, так Адам и Ева должны были заселять землю, по заповеди, данной в Раю. Однако после грехопадения Бог облек их в смертные «ризы кожаные» (Быт. 3: 21), то есть грубую плоть. Он вложил в них взаимное влечение, потому что греховный человек не стал бы зачинать своих детей добровольно и самостоятельно. По какой причине? Во-первых, рождение болезненно, а воспитание трудно. Во-вторых, эта жизнь полна скорби, так что умножение потомства делает ее печальнее и добавляет несчастных людей. Притом никому не известен замысел Божий о человечестве в целом, о том, что свт. Григорий Нисский называл по-гречески плирома , «полнота». Вот почему немыслимо «ангельское» порождение в земных условиях. Вот почему в человеке заложен пресловутый «принцип удовольствия». Переступить через него — значит уподобиться ангелам, хотя не в рождении себе подобных, но в бесстрастии. Отдавать ему свою долю жизненной энергии в законном браке — значит ждать рождения детей и принимать за них ответственность. Пользоваться же удовольствием ради самого удовольствия — значит извращаться. Сам Фрейд отлично понимал и признавал это. «Мы называем сексуальную жизнь извращенной именно в том случае, если она отказывается от цели продолжения рода и стремится к получению удовольствия как к не зависимой от него цели. [...] В действительности же извращенные, скорее, жалкие существа, очень дорого расплачивающиеся за свое трудно достижимое удовлетворение» . К сожалению, на самом деле за его риторикой стояла вера в неизбежность и всеобщность извращений. Но совсем не такова христианская вера. «Потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе, — отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4: 21-24). И Сам Господь предоставляет выбор человеку: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

http://pravoslavie.ru/37619.html

..Не должно нам, имея в виду какое-либо одно из добрых дел, оставаться нерадивыми о преспеянии в прочих... (свт. Григорий Нисский , 20, 72). ..Добродетели... будучи тверды и неуступчивы, не допускают внутрь себя притока искушений, да и во время искушений противятся влиянию порока (свт. Григорий Источник. г кий, 20, 96). Цветы... жизни нашей суть добродетели, которые ныне цветут, плод же свой приносят во время свое (свт. Григорий Нисский , 20, 132). Источник. ...Добродетель не знает над собою властелина, произвольна, свободна от всякой необходимости (свт. Григорий Нисский , 20. 139). Источник. ...Божие насаждение составляю! добродетели, и если ими занята мыслительная сила нашей души, и не развлекается ничем внешним, то она запечатлена печатью истины, нося на себе образ расположения своего к добру (свт. Григорий Нисский , 20, 239). Источник. ...Недоступен будет татям плод добродетели, будучи огражден твердою корою воздержания, честным и угрюмым состоянием, как бы какими иглами терний язвя приближающихся с худою целью (свт. Григорий Нисский , 20, 244). Источник. ...Сколько добродетелей, столько же надлежит представлять себе и источников очистительных вод, от которых очи непрестанно делают самих себя чище: например, целомудрие есть источник очистительной воды, другой такой же источник – смиренномудрие, истина, правда, мужество, вожделение добра, отчуждение от зла. Сии и подобные сим воды, хотя из одного источника, но собираются различными потоками в одно исполнение, и ими производится очищение очей от всякой страстной нечистоты (свт. Григорий Нисский , 20, 342 –343). Источник. ...Добродетель тогда будет торжествовать победу над злом, когда все враждебное ей, при содействии разума, обратится в ничто (свт. Григорий Нисский , 24, 232). Источник. ...Какую из частных добродетелей почитать совершеннейшею и достойною заботы прежде прочих, и какую за сим вторую, и какие остальными дальнейшими – сказать нельзя. Ибо они одинаково зависят одна от другой и обладающих ими, одна посредством другой ведут на высоту (совершенства), ибо простота отсылает к послушанию, послушание к вере, вера к надежде, а надежда к правде; последняя к служению, а это к смирению, смирением объемлется кротость, которая ведет к радости, радость же к любви, любовь к молитве, и таким образом взаимно завися и поставляя в зависимость от себя обладающего ими, низводят его на самую вершину желаемого, также наоборот, и зло своих друзей, свойственными себе мерами, низводит до крайней порочности. Но более всего должно нам прилежать к молитве, ибо она есть как бы некий предводитель лика добродетелей, и посредством таинственной святости и духово действия и неизреченною расположения, прилежного в молитве вводит в единение с Богом. Кто пламенеет любовью, никогда не находит насыщения в молитве, но всегда сгорает желанием блага... (свт. Григорий Нисский , 24, 278–279).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Григорий Нисский , 23, 306). ...Исследователь всех богодухновенных изречений не найдет в них учения о Божеском естестве и ни о чем ином, что касается до бытия по сущности. Относительно сего мы, люди, живем в неведении о всем, не зная, прежде всего, себя самих, а потом и всего прочего (свт. Григорий Нисский , 23, 308). Источник. ...Если вся тварь неспособна вместить учение о себе... то как же человеческая малость вместит учение о Владыке твари? (свт. Григорий Нисский , 23, 314). Источник. Человеческий многозаботливый и испытующий разум при помощи возможных для него умозаключений стремится к недоступному и верховному естеству и касается его; он не на столько проницателен, чтобы ясно видеть невидимое, и в то же время не совсем отлучен от всякого приближения, так чтобы не мог получить никакого гадания об искомом; об ином в искомом он догадывается ощупью умозаключений, а иное усматривает некоторым образом из самой невозможности усмотрения, получая ясное познание о том, искомое выше всякого познания; ибо, что не соответствует Божескому естеству, разум понимает, а что именно думать о нем, того не понимает, он не в силах познать самую сущность того, о чем так именно рассуждает; но при помощи разумения того, что присуще и что не присуще Божескому естеству, он познает одно то, что доступно для усмотрения, именно, что оно пребывает в удалении от всякого зла, и мыслится пребывающим во всяком благе; и однако же, будучи таковым, как я говорю, оно неизреченно и недоступно для умозаключений (свт. Григорий Нисский , 23,319–320). Источник. ...Малое по природе не может возвыситься над своею мерою и достигнуть превосходящей природы Вышнего... (свт. Григорий Нисский , 23, 428). Источник. ...Тому, чей разум развлекается многим, невозможно преуспеть в познании Бога и в любви к Нему (свт. Григорий Нисский , 24, 321). Как относительно солнечных лучей, кто не видел света от первого дня рождения, для того напрасно и бесполезно толковать на словах о свете, потому что сияние лучей нельзя ощутить посредством слуха, так и касательно истинного и умного Света, каждый должен иметь свои глаза, чтобы усмотреть оную красоту; кто узрел ее, по некоему божественному дару и вдохновению, тот хранит неизъяснимое изумление в тайне сознания, а кто не видел оной, тот не будет чувствовать и того лишения, которое терпит (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Посему от него и для прочих возник повод к утрате благ, что и последовало с естеством человеческим (свт. Григорий Нисский , 20, 48). ...Виновник зла, нашедши кого-либо не всецело отдавшим душу Богу и не вполне отверзшим ее для любви к Нему, овладевает им, удобно обольщая лукавыми помыслами, то представляя трудными заповеди Писания и тягостным служение братиям, то посредством самого служения... надмевая высокомерием и гордостью, как бы (внушая) искать славы у людей и требовать чести от братий, и таким образом поступать и действовать подобно неверным (свт. Григорий Нисский , 24, 276–277). Источник. Для любящих... Бога труд (исполнения) заповедей удобен и приятен, поскольку любовь к Нему делает для нас подвиг нетрудным и любезным. Посему и лукавый, всеми способами усиливается изгнать из наших душ страх Господень и преступными удовольствиями разрушить любовь к Нему. Ибо он обладает большим искусством, как скоро найдет стражей беспечными, улучить время и вторгнуться в труды добродетели и всеять в пшеницу свои плевелы: разумею злословие, гордость, тщеславие, желание почести и прочие произведения зла. Итак, нужно бодрствовать и отовсюду наблюдать за врагом, дабы, если по своему бесстыдству и устроит какой-либо ков, сокрушить его, прежде чем коснется души (свт. Григорий Нисский , 24, 277–278). ...И ночью и днем блуждая по воздуху, они суть делатели и слуги злобы, и тщательно строят против нас козни. Они истаивают от зависти и ненависти, которых хорошо избегать, если мы, люди, хотим быть своими Богу, тогда как они ниспали из содружества с добром (свт. Григорий Нисский , 24, 397). Источник. Бегите диавола, как жестокого стража темничного, питающегося несчастием грешных и извлекающего из того выгоду. Ибо как Бог утешается правдами нашими, так виновник греха радуется падениям нашим (свт. Григорий Нисский , 24, 436). Источник. ...Диавол, после (получения нами) достоинства усыновления , сильнее злоумышляет против нас, бросая завистливые взоры, когда видит красоту новорожденного человека, спешащего к небесному жительству, откуда он ниспал, и возбуждает на нас огненные искушения, стараясь отнять и второе украшение, как отнял первое.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

8 (24). «Беседы о молитве Господней» (Λγοι ες τν προσευχν, De oratione dominica orationes, CPG 3160; PG. 44. Col. 1120–1193 ; Oehler. S. 202–314; GNO. VII.2. P. 5–74). Толкование свт. Григория Нисского на молитву Господню ( Мф.6:9–13 ) состоят из пяти бесед. В первой, вводной беседе говорится о необходимости и пользе молитвы как небесного дара и лучшего средства для защиты от зла и для совершенствования в добродетели. В четырех следующих беседах объясняются все прошения молитвы Господней, главным образом, в нравственном смысле, с некоторыми отступлениями в область мистического смысла. В конце третьей беседы содержится важное в историко-догматическом отношении изложение тринитарного догмата, в котором несколько раз подчеркивается, что Св. Дух не только исходит от Отца, но принадлежит и Сыну (κα το υο εναι), а не наоборот. Католически ученые (J. G. Krabinger, F. Oehler и др.) видели в этом вариант учения о Filioque. Это изложение впервые было опубликовано кардиналом А. Маи в 1833 г. (см. Mai A. Scriptorum Veterum Nova Collectio. Roma, 1833. T. VII. Pars I. P. 6–7), однако оно отсутствует в целом ряде рукописей и в ранних изданиях и потому не всеми признается подлинным (см. Holl K. Amphilochius von Ikonium in seinem Verhältnis zu den grossen Kappadoziern. Tubingen, 1904. S. 215). Тем не менее уже в начале XX в. Дикамп (Diekamp F. Doctrina Patrum de Verbi incarnatione. Münster, 1907. S. 4–5) убедительно показал, что стиль, богословская терминология и традиция текста со всей очевидностью свидетельствуют о принадлежности этого изложения свт. Григорию Нисскому Его части встречаются в других сочинениях свт. Григория Нисского, а в сборнике Doctrina Patrum de incarnatione Verbi (ок. 700 г.), приписываемой преп. Анастасию Синаиту или Анастасию Апокрисиарию, и в рукописи сочинений свт. Григория Нисского , относящейся к VII или VIII в. (Codex Vaticanus Graecus 2066), оно цитируется именно как часть 3–й беседы свт. Григория Нисского на молитву Господню (Quasten. P. 268). 9 (25). «Беседы о Блаженствах» (Λγοι ες τος μακαρισμος, Orationes de beatitudinibus, CPG 3161; PG. 44. Col. 1193–1301 ; GNO. VII.2. P. 77–170). В этом сочинении, состоящей из восьми бесед, свт. Григорий Нисский рассматривает евангельские Блаженства ( Мф.5:3–10 ) как лестницу из 8-и ступеней, по которой Божественное Слово постепенно возводит человека на высоты совершенства. Вершиной лестницы этого духовного восхождения является Сам Господь, в обладание Которым входит поднявшийся по ней. Немало мыслей свт. Григория Нисского напоминают Плотиновские Эннеады, в особенности учение свт. Григория Нисского об очищении как ступени на пути к обожению (Quasten. P. 268).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

...Ни душа не существует прежде тела, ни тело не приготовляется прежде души, напротив же того, одновременно появляются в жизни; а также и пищею им по естеству служат чистота, благоухание и все сему подобное, чем плодоносны добродетели... (свт. Григорий Нисский , 20, 208). Источник. ... , когда... устроено искусно и сообразно с потребностью, тогда на чистой своей поверхности в точности показывает черты видимого в нем лица; то же произошло и с душою; уготовав себя сообразно с потребностью и отринув от себя всякую вещественную скверну, отразила она в себе чистый образ ничем не поврежденной Красоты (свт. Григорий Нисский , 20. 381). ...Душе, желающей быть невестою Христа, необходимо уподобляться по возможности красоте Христовой (свт. Григорий Нисский , 24, 267). ...Заботящийся о жизни и здравии своей души будет держать себя в средине истины, не склоняясь и не приобщаясь ни к одной из противоположных крайностей, лежащих по ту и другую сторону добродетели (свт. Григорий Нисский , 24, 361). Источник. Душа тречастна, по словам нашего мудрого учителя (свт. Григория Нисского ). Когда добродетель бывает в мыслительной части, тогда называется осмотрительностью, сметливостью и мудростью; когда бывает она в пожелательной части, тогда называется целомудрием, любовью и воздержанием; когда бывает в раздражительной части, тогда называется мужеством и терпением; когда во всей душе – то праведностью. Дело осмотрительности есть воевать с противными нам силами, добродетелям покровительствовать, пороки гнать, вещами средними (безразличными) распоряжаться соответственно времени. Дело сметливости есть все способствующее нашей цели устроять достодолжно; а дело мудрости – созерцать телесные и бестелесные твари по всем отношениям. Дело целомудрия есть бесстрастно смотреть на вещи, обыкновенно возбуждающие в нас неразумные мечты и желания; дело любви – такою почти являть себя в отношении ко всякому лицу, носящему образ Божий, какою бывает она к Первообразу, хоть демоны покушаются иного унизить пред нами; дело воздержания – с радостью отвергать все услаждающее гортань. Дело терпения и мужества – не бояться врагов и охотно переносить всякие неприятности. Дело праведности – держать все части души в согласии и гармонии между собою (авва Евагрий, 89, 605–606). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Бог, явившийся нам во плоти, по учению благочестивого предания, невещественен, невидим, несложен, был и есть неограничен и беспределен, вездесущ и всю тварь проницает, но в том, что являлось людям, был зрим в человеческом облике (свт. Григорий Нисский , 24, 93). Источник. Бог, будучи по существу невещественен, безвиден и бестелесен, по некоему человеколюбивому Домостроительству, на конец исполнения всего, когда зло возросло уже до высшей степени, для истребления греха соединяется с естеством человеческим, подобно солнцу, проникающему в мрачную пещеру и появлением света уничтожающему тьму. Ибо, восприяв в Себя нашу нечистоту, Сам Он не оскверняется от скверны, но в Себе Самом очищает сию нечистоту (свт. Григорий Нисский , 24, 113–114). ...Единородный Бог, будучи Богом по естеству и Владыкою всего, и Царем всей твари, и Творцом всего сущего, и Восстановителем падших, по Своему величайшему человеколюбию, благоволил и падшее грехом естество наше не только не отвергнуть от общения с Собою, но и опять восприять в жизнь. Сам Он есть жизнь; посему, когда род человеческий был на краю (погибели), когда зло в нас возросло до крайней степени, тогда Он, чтобы не оставить никакого зла не уврачеванным, приемлет примешение к уничиженному естеству нашему и, восприяв человека в Себя и Сам быв в человеке, как говорит к ученикам: Аз в вас, и вы во Мне ( Ин. 14, 20 ), чем был Сам, тем соделал и того, с кем соединился. Сам же Он был вечно Превышним; посему превознес и уничиженное, ибо Превознесенный превыше всего не нуждался еще ни в каком возвышении. Слово было Христом и Господом, тем же самым соделывается и присоединенный и восприятый в Божество (человек); ибо не Тот, Кто есть уже Господь, возводится вторично на господство, но образ раба делается Господом (свт. Григорий Нисский , 24, 184). Как Божество не подверглось тлению, будучи в тленном теле, так и соделалось явным и не изменилось, врачуя изменяемость души нашей. Так во врачебном искусстве занимающийся лечением, хотя прикасается к больному, но сам не делается больным, но исцеляет больного. Да не подумает однако кто-нибудь, превратно понимая изречение Евангелия, что природа наша во Христе вследствие совершения последовательно, мало-помалу претворялась в более божественную; потому что преуспевать возрастом премудрости и благодатию (ср.: Лк. 2, 52 ), это выражение употребляется в повествовании Писания для доказательства того, что Господь истинно восприял нашу природу, дабы не имело места мнение утверждающих, будто вместо истинного Богоявления явился некоторый призрак, имеющий вид телесного возраста. Посему-то Писание не стыдится повествовать о Нем то, что свойственно нашей природе (упоминая) о ядении, о питии, сне, утомлении, питании и преуспеянии в телесном возрасте, обо всем, что составляет принадлежность нашей природы, кроме влечения ко греху (свт. Григорий Нисский , 25, 466). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Вообще же известно нам, что как для ходящего по высоко натянутому канату небезопасно уклоняться в стороны, и малое, по-видимому, уклонение влечет за собою большее; безопасность же его зависит от равновесия: так и в нашем деле, кто по худой жизни, или по невежеству, уклоняется в ту и другую сторону, для того очень опасно, что и сам он впадет в грех, и вовлечет в него управляемых. Напротив того, должно идти самым царским путем и остерегаться, чтобы, как сказано в Притчах, не уклонися ни на десно, ни на шуе ( Притч. 4, 27 ). Таково свойство наших немощей, и от сего столько труда доброму пастырю, обязанному хорошо знать души своих пасомых, и быть вождем их по закону прямого и справедливого пастырства, которое было бы достойно истинного нашего Пастыря (свт. Григорий Богослов , 12, 34–36). Источник. ...Начальство не может утвердиться принуждением; управляемое с насилием при всяком удобном случае старается освободиться: тем паче наше, не столько начальство, сколько детовождение, всего более соблюдает свободу. Ибо тайна спасения для желающих, а не для насильствуемых (свт. Григорий Богослов , 12, 312). Учи одного только бояться, а именно: своими лжеумствованиями подкапывать веру. Не беда, если победят кого словом, потому что не всем дан дар слова. Страшно отложиться от Божества; потому что упование всем необходимо (свт. Григорий Богослов , 13, 289). У тебя есть правило врачевания, ты ученик Христа, кроткого, человеколюбивого и понесшего наши немощи. Если брат в первый раз воспротивился, потерпи великодушно; если во второй – не теряй надежды – еще есть время к уврачеванию; если и в третий раз, то будь человеколюбивым земледелателем, еще упроси Господина не посекать и не подвергать своему гневу бесплодную и бесполезную смоковницу, но позаботиться о ней и осыпать ее гноем (ср.: Лк. 13, 8 ), т. е. доставить ей врачевание исповеди, обнаружения постыдных дел и опозоренной жизни. Кто знает, переменится ли она, принесет ли плоды и напитает ли Иисуса, возвращающегося из Вифании? Потерпи действительное, или кажущееся тебе, зловоние брата своего – ты, который помазан духовным миром, составленным по мироварному художеству, чтобы сообщить брату свое благоухание (свт. Григорий Богослов , 14, 160–161). ...Предстоятели должны пещись о братиях, как способные воспитатели нежных детей, вверенных их отцами. Те, наблюдая нравы детей, на одного действуют ударами, на другого увещанием, на иного похвалою, на иного чем-либо иным тому подобным, не делая ничего, что им по нраву или не нравится; так должны поступать и духовные предстоятели. Если в таком отношении будете друг к другу, ученики и наставники, первые – с радостию доверяя приказаниям, а последние – с удовольствием руководствуя братии к совершенству, и если в почтительности станете предупреждать друг друга (ср.: Рим. 12, 10 ), то на земле будете жить жизнию ангельскою (свт. Григорий Нисский , 24, 275–276).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

27-38), однако представляется неоспоримым, что в явном и ясно проговоренном виде тема бесконечной причастности высшему беспредельному началу характерна именно для учения свт. Григория, но не для Плотина. О бытии единым в случае учения Плотина может идти речь не в онтологическом смысле (поскольку ум, становясь единым, не исчезает как таковой), но как бы в эпистемологическом. См., например: Plot., enn. V, 3.15.16. «Кроме того, они [вавилоняне] признали за истину, что самый эфир, и разлитый под ним воздух, и земля, и море, и подземная часть, и на самой земле все, что есть полезного и необходимого для человеческой жизни, и все прочее не является непричастным Божественной природы; одно что-нибудь, прежде поразившее их взоры в твари, подавало повод к служению всем остальным частям творения, и они преклонялись пред каждым из этих предметов, так что, если бы и им от начала показалось непозволительным обращать с благоговением взоры на тварь, то они не впали бы в такое обольщение многобожия. Тем более не должно бы страдать этим недугом нам, Божественным Писанием научаемым взирать на истинное Божество и наставленным все сотворенное почитать внешним для Божественной природы (ξω τς θεας φσεως), а служить и чтить одну нетварную природу, особенность и признак которой в том, что она никогда не имела начала бытия и не будет иметь конца» (Gr. Nyss., Eun. : III, 3.7.1-8.6 [Jaeger], цит. по изд.: Григорий Нисский 2006 , с. 223 с изм.); см. также: Idem., III, 2.34-36. По всей видимости, то же самое имеет в виду и свт. Афанасий Александрийский, когдаутверждает, что Слово Божие по сущности вне всего, в то время как по силам - во всем ( de inc . XVII: 1.6.8 [Kannengiesser]); ср.: Anatolios 1998 , р. 108. Gr. Nyss., v. Mos. II, 24-25, пер. А. С. Десницкого с сущ. изм., цит. по изд.: Григорий Нисский 1999 , с. 35. Отметим также, что в трактате О душе и воскресении свт. Григорий активно использует дискурс, согласно которому Божественная природа находится во всех сущих ( anim. et res .: PG 46, 44A-B) и проникает их (Ibid., PG 46, 72D-73A), поддерживая в бытии. Разумеется, это не противоречит положению свт. Григория, согласно которому Божественная природа не причаствуется всем сущим, но свидетельствует о том, что язык присутствия и причастности уже для свт. Григория Нисского отсылает к различным дискурсам (об этом также см. ниже).

http://bogoslov.ru/article/487738

Цит. по: Epiphanius Cyprus. Panarion 49, 6//GCS 37 (1933)/K. Holl. Vol. 3. P. 157 (перевод мой. — П. М.). Болотов В. В. Указ. соч. С. 377–378. Там же. С. 379. De syn. n. 18. verba Asteriï — цит. по: Болотов В. В. Указ. соч. С. 383 (перевод мой. — П. М.). Цит. по: Болотов В. В. Указ. соч. С. 393 (перевод мой. — П. М.). Цит. по: Gregorius Nyssenus. Refutatio confessionis Eunomii, 73; перевод: Григорий Нисский. Против Евномия 2, 8//Св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия: в 2 т. Краснодар, 2003. Т. 1. С. 300. См.: Lexicon Gregorianum. Wörtebuch zu den Schriften Gregors von Nyssa. Bd. IV/bearb. Von F. Mann. Leiden: Brill, 2002. S. 236, 262–267; Bd. VI/bearb. von F. Mann; V.H. Drecoll. Leiden: Brill, 2007. S. 450–451. Gregorius Nyssenus. Refutatio confessionis Eunomii 61//GNO T. II. 2 (1960); пер.: Григорий Нисский. Против Евномия 2, 7. С. 293. Gregorius Nyssenus. Refutatio confessionis Eunomii 72; перевод: Против Евномия 2, 8. С. 299–300. Gregorius Nyssenus. Refutatio confessionis Eunomii 74–75; перевод: Против Евномия 2, 8. С. 301. Behr J. Op. cit. P. 3. За сто лет до того об этом же писал с не меньшей определенностью С. Н. Трубецкой: «Пролог четвертого Евангелия есть пролог всего последующего церковного богословия. Учение о Логосе, которое формулируется в нем, заключает в себе исходную точку развития всей христианской философии…» (Трубецкой С. Н. Учение о Логосе в его истории//Сочинения. М., 1994. С. 231). Григорий Нисский. Против Евномия 2, 8. С. 306–307. Gregorius Nyssenus. In Canticum canticorum 13//GNO V. 6 (1960). P. 380–381; пер. ТСО. Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея Законодателя, или О совершенстве в добродетели. М., 1999. С. 36.   Источник : Михайлов П. Б. «Единородный Бог» (Ин. 1. 18) – Ошибка переписчика или формула исповедания?//Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 107. С. 24–44. DOI: 10.15382/sturI2023107.24-44 Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU

http://bogoslov.ru/article/6194793

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010