Слово XL на Святое Крещение. TLG 2022/48. Рус. пер.: т. 1, с. 544–575. 5 [SC 358, p. 204: 1–2 Moresch ini; PG 36, 364 B] – 141 11 Там же [lin. 3–4 Moresch ini] – 300 11 Там же [lin. 9–10 Moresch ini] – 177 36 , 234 286 6 [p. 208: 18–19 Moresch ini; PG 36, 365 A 12] – 240 317 , 263 424 , 298 6 Там же [lin. 23–24 Moresch ini; PG 36, 365 B] – 228 262 43 [p. 298 Moresch ini; PG 36, 420 BC] – 235 290 Слово XLI на Пятидесятницу. TLG 2022/49. Рус. пер.: т. 1, с. 575–586. 3 [SC 358, p. 318: 2–4 Moresch ini; PG 36, 432 C] – 200 146 , 302 21 11 [p. 340: 22 Moresch ini; PG 36, 444 С 3] – 473 73 Слово XLV на Святую Пасху. TLG 2022/51. Рус. пер.: т. 1, с. 661–680. 3 [PG 36, 628 A 5–7] – 393 252 Там же [A 9] – 394 254 , 255 Там же [B] – 196 125 7 [PG 36, 632 B 8–10] – 385 223 Там же [B 12] – 267 440 , 328 49 Григорий Нисский , свт. Рус. пер.: Творения. Ч. 1–8. М., 1861– 1872 (ТСО 37–41, 43–45). К Авлавию о том, что не три бога. CPGS 3139. TLG 2017/3. Рус. пер.: ч. 4, с. 111–132. Vol. III/1, p. 44: 10 Muller; PG 45, 121 D – 180 59 P. 46 Muller; PG 45, 124 D – 125 A – 180 55 , 234 284 , 289 570 Там же [lin. 16–17 Muller] – 180 58 P. 47: 24 – 48: 1 Muller; PG 45, 125 С – 238 сн . P. 50: 1–2 Muller; PG 45, 128 B –180 59 Там же [lin. 1–3 Muller] – 259 405 Там же [lin. 2, 13 Muller] – 231 271 Там же [lin. 13–17 Muller; PG 45, 128 C] – 259 406 К Симпликию о вере. CPGS 3140. TLG 2017/4. Рус. пер.: ч. 4, с. 133– 140. Vol. III/1, p. 67: 7 sqq. Muller; PG 45, 144 С – 468 45 На блаженства. CPGS 3161. TLG 2017/53. Рус. пер.: ч. 2, с. 359–478. 6 [vol. VII/2, p. 145: 21–26 Callahan; PG 44, 1273 BC] – 275 492 7 [p. 150: 25–27 Callahan; PG 44, 1280 B] – 245 338 О божестве Сына и Духа. CPGS 3192. TLG 2017/62. Рус. пер.: ч. 4, с. 373–398. Vol. X/2, p. 142: 11–17 Rhein; PG 46, 573 D – 296 610 Там же [lin. 16–17 Rhein] – 266 437 Там же [lin. 19–20 Rhein; PG 46, 573 D – 576 A] – 231 271 , 296 607 О душе и воскресении. CPGS 3149. TLG 2017/56. Рус. пер.: ч. 4, с. 201– 326. PG 46, 104 AB – 264 428 , 265 432

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Слово XL на Святое Крещение. TLG 2022/48. Рус. пер.: т. 1, с. 544–575. 5 [SC 358, p. 204: 1–2 Moresch ini; PG 36, 364 B] – 141 11 Там же [lin. 3–4 Moresch ini] – 300 11 Там же [lin. 9–10 Moresch ini] – 177 36 , 234 286 6 [p. 208: 18–19 Moresch ini; PG 36, 365 A 12] – 240 317 , 263 424 , 298 6 Там же [lin. 23–24 Moresch ini; PG 36, 365 B] – 228 262 43 [p. 298 Moresch ini; PG 36, 420 BC] – 235 290 Слово XLI на Пятидесятницу. TLG 2022/49. Рус. пер.: т. 1, с. 575–586. 3 [SC 358, p. 318: 2–4 Moresch ini; PG 36, 432 C] – 200 146 , 302 21 11 [p. 340: 22 Moresch ini; PG 36, 444 С 3] – 473 73 Слово XLV на Святую Пасху. TLG 2022/51. Рус. пер.: т. 1, с. 661–680. 3 [PG 36, 628 A 5–7] – 393 252 Там же [A 9] – 394 254 , 255 Там же [B] – 196 125 7 [PG 36, 632 B 8–10] – 385 223 Там же [B 12] – 267 440 , 328 49 Григорий Нисский, свт. Рус. пер.: Творения. Ч. 1–8. М., 1861– 1872 (ТСО 37–41, 43–45). К Авлавию о том, что не три бога. CPGS 3139. TLG 2017/3. Рус. пер.: ч. 4, с. 111–132. Vol. III/1, p. 44: 10 Muller; PG 45, 121 D – 180 59 P. 46 Muller; PG 45, 124 D – 125 A – 180 55 , 234 284 , 289 570 Там же [lin. 16–17 Muller] – 180 58 P. 47: 24 – 48: 1 Muller; PG 45, 125 С – 238 сн . P. 50: 1–2 Muller; PG 45, 128 B –180 59 Там же [lin. 1–3 Muller] – 259 405 Там же [lin. 2, 13 Muller] – 231 271 Там же [lin. 13–17 Muller; PG 45, 128 C] – 259 406 К Симпликию о вере. CPGS 3140. TLG 2017/4. Рус. пер.: ч. 4, с. 133– 140. Vol. III/1, p. 67: 7 sqq. Muller; PG 45, 144 С – 468 45 На блаженства. CPGS 3161. TLG 2017/53. Рус. пер.: ч. 2, с. 359–478. 6 [vol. VII/2, p. 145: 21–26 Callahan; PG 44, 1273 BC] – 275 492 7 [p. 150: 25–27 Callahan; PG 44, 1280 B] – 245 338 О божестве Сына и Духа. CPGS 3192. TLG 2017/62. Рус. пер.: ч. 4, с. 373–398. Vol. X/2, p. 142: 11–17 Rhein; PG 46, 573 D – 296 610 Там же [lin. 16–17 Rhein] – 266 437 Там же [lin. 19–20 Rhein; PG 46, 573 D – 576 A] – 231 271 , 296 607 О душе и воскресении. CPGS 3149. TLG 2017/56. Рус. пер.: ч. 4, с. 201– 326. PG 46, 104 AB – 264 428 , 265 432

http://predanie.ru/book/219899-vizantiys...

Свт. Иоанн Златоуст. Беседа «В следующий день…», 1//Творения. Т. 12. Ч. 1. С. 297. 108 Он же. Беседа на 1 Кор. 17, 3//Творения. Т. 10. Кн. 1. С. 167. 109 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на кн. Бытия. 21, 2//Творения. Т. 4. Кн. 1. С. 190: «Потому Он даровал ему и душу, чтобы он был и бессмертным навсегда». 110 Он же. Беседа о статуях. 11, 2//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 132; его же. Беседы на кн. Бытия. 13. 1. 111 Свт. Григорий Нисский. Беседа на Песнь песней, 12//Творения. Т. 39. Ч. 3. С. 301. 112 Св. Иоанн Златоуст. Беседа о статуях. 11, 2//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 132; его же. «На следующий день…», 1. 113 Свт. Феофил Антиохийский. К Автолику. Кн. II, 27//Ранние отцы Церкви: Антология. Брюссель, 1988. С. 489. Свт. Ириней Лионский. Против ересей. Кн. 5. Гл. XII, 1 и XIII, 3//Творения. М., 1996. С. 467, 476. (Б–ка отцов и учителей Церкви). 114 Свт. Феофил Антиохийский. К Автолику. Кн. II, 27//Указ. соч. С. 489–490. 115 Свт. Григорий Нисский. Беседа на Песнь песней, 12//Творения. Т. 39. Ч. 3. С. 301. 116 Г. Φλωροφσκυ. Ανατομα προβλημτων της πστεως. θεσσαλ., 1977. Σ. 62. 117 Свт. Феофил Антиохийский. К Автолику Кн. II, 24, 27//Указ. соч. С. 488–489. 118 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на книгу Бытия. XVII, 9//Творения… Т. 4. Кн. 1. С. 153. 119 Свт. Григорий Нисский. Слово о блаженствах, 3//Творения. Т. 38 (Ч. 2). С. 395. 120 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на кн. Бытия XVIII, 3//Творения. Т. 4. Кн. 1. С. 158. 121 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на послание к Ефесянам 19, 2//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 158; О воскресении мертвых, 8//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 479. 122 Преп. Максим Исповедник. О богословии. Гл. 5. Сотница 6. Гл. 48. 123 Свт. Григорий Палама. Беседа, произнесенная в праздник Введения во Храм (во Святая Святых) Пречистыя Владычицы нашея Богородицы//Св. Григорий Палама. Беседы/Пер. архим. Амвросия (Погодина). Репр. изд. M., 1994. С. 76. Т. 3. 124 В книге Бытия: И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть! И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. 125

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

С древнейших времен исповедание веры понималось как единство слова и дела, убеждений и образа жизни . О едином Боге В Символе веры сказано: верую во Единаго Бога – для того, чтобы отвергнуть ложное учение язычников , которые ду­мали, что богов много. Единого – значит одного и единственного: « Нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им». ( 1Кор.8:4-6 ). О существе Божием Сущность Бога познать нельзя . Он выше всякого понимания. Бог « обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел, и видеть не может» ( 1Тим. 6, 16 ). Но нам надлежит стать «причастниками Божеского естества» ( 2Пет.1:4 ). Хотя Божественная сущность непознаваема, мы можем иметь знание о Боге из Откровения, иначе все богословие было бы бессмысленно. Оставаясь неприступным в Своей Сущности, Бог заботится о мире и общается с человеком через Свои энергии . Это учение сформулировали великие Каппадокийцы: святители Василий Великий , Григорий Богосло­в и Григорий Нисский (IV в.), использовав понятие «эн е ргии», действия. Энергия означает способность природы проявлять свое существо­вание вовне, делать его доступным познанию и приобщению. Учение Каппадокийцев было подтверждено свт. Григорием Паламой на Константинопольских Соборах 1341, 1347 и 1351 гг. Тема 14. О свойствах Божиих Из Священного Писания мы знаем, что Апофатический и катафатический методы не отрицают друг друга, а взаимодополняют. Бог есть Дух Господь Иисус Христос в беседе с самарянкой открывает нам исти­ну о Боге: «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин.4:24 ). Тема 15. Апофатические свойства Божии Вечность Будучи Сам Творцом времени, Бог пребывает вне времени и не зависим от него. «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог» ( Пс.89:3 ). «Ты, Господи, пребываешь во веки» ( Плач.5:19 ).

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

К кому ни коснется солнечный луч, всякому приносит он свет; к чему ни примешается приятность благоухающего мира, все то немедленно начинает благоухать. Но ни к солнцу, ни к миру не прикасаются никакие скверны. Так Бог, пришедший через чистую Матерь, не только Сам не осквернился во утробе, но и Ее очистил. Так и умерши, сокрушил Он державу смерти, и не только Сам ничего не потерпел от смерти, но и ее истребил (свт. Григорий Богослов , 16, 264). Источник. Какое большее обнищание – Богу быть в образе раба? Какое большее смирение – Царю существ прийти в общение с нашим нищим естеством? Царь царствующих, Господь господствующих волею облекается в рабский образ; Судия вселенной делается данником владычествующих, Господь твари превитает в вертепе; Всеобъемлющий не находит места в гостинице, но повергается в яслях бессловесных животных; Чистый и Всецелый приемлет на Себя скверну естества человеческого, понесши на Себе и всю нищету нашу, доходит даже до испытания смерти. Видите ли меру вольной нищеты? Жизнь вкушает смерть; Судия ведется на судилище; Господь жизни всего сущего подвергается приговору судии; Царь всей премирной силы не отклоняет от Себя рук исполнителей казни. В этом образце, говорит Апостол (см.: Флп. 2, 5–7 ), да будет видима тобою мера смиренномудрия (свт. Григорий Нисский , 19, 368). Источник. ...Мы столь удерживаемся думать о Единородном Боге что-нибудь малое, что если по человеколюбивому Домостроительству и воспринято что-либо из дольнего естества, то верим, что и это претворилось в Божественное и нетленное... (свт. Григорий Нисский , 23, 17). Источник. ...Воспринявший все наше, чтобы дать нам взамен Свое, – восприял и рабство так же, как болезни и смерть, проклятие и грех, не для того, чтобы Самому иметь, что принял, но чтобы очистить от сего естество (человека), уничтожив в естестве непорочном подобные качества, принадлежащие нам (свт. Григорий Нисский , 23, 196). ...Почему, вместе со всеми, не знает (последнего) дня и Сын (см.: Мк. 13, 32 ), имеющий в Себе Отца и Сам Сущий в Отце? И это означает избыток Его смирения. Ибо Сыну Божию надлежало по преимуществу смирить Себя, потому что Он по преимуществу совершенно восприял и весь образ человеческого бытия. Сказав, что Он не знает, Он явил слушателям Свое смирение. А дабы не оказаться сказавшим неправду, он прибавил: токмо Отец един весть; по букве Он отрекся от ведения, а по силе таинственного выражения исповедал оное. Ибо когда знает один Отец, то знает и Сын, поскольку Он и Отец едино суть (свт. Григорий Нисский , 24, 21). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Григорий Богослов , 16, 340). Источник. ...Без разумения приемлющий милость терпит то же, что слепые, которые, взяв в руки жемчужину, или изумруд, или какой-либо драгоценный камень, бросают, как простой кремень, произвольно лишая себя обладания им, но неведению красоты (свт. Григорий Нисский , 19, 55). Источник. Как жестокий и свирепый недоступен приближающимся, так сострадательный и милостивый приходит как бы в одно расположение с нуждающимся, для опечаленного делаясь тем, чего требует скорбный его ум; и милость... есть произвольная печаль, производимая чужими бедствиями. Если же неточно выразили мы значение сего слова, то, может быть... милость есть исполненное любви расположение к претерпевающим со скорбью что-либо для них обременительное (свт. Григорий Нисский , 19, 422). Источник. ...Из всех привязанностей в этой жизни могущественнейшею признается любовь, и милость есть усиление любви. Конечно, в собственном смысле достоблажен , у кого душа в таком расположении, как у достигшего самого верха добродетели. И никто да не представляет себе добродетель сию состоящею в одном вещественном, ибо в таком случае преспеяние в подобном, без сомнения, будет достоянием того только, кто имеет некоторую возможность к благотворительности (свт. Григорий Нисский , 19, 423). Источник. Никто злом да не врачует зло. Сколько можно видеть людей, кои от юности до старости посвятили себя служению нищим; и это попечение нисколько не повредило естественному благосостоянию их тела! Да и невероятно быть тому. Хотя некоторые болезни, как-то наносные заразы и тому подобные, зависящие от внешних причин, происходящие от испорченности воздуха или воды, кажутся многим опасными и переходящими от прежде зараженных к тем, кои приближаются к ним, но я не думаю, чтоб и там болезнь производила такую же болезнь в здоровом, посредством передачи... (свт. Григорий Нисский , 24, 429–430). Источник. ...Всем благотворить хорошо, особенно же тем, кои не могут воздать (авва Евагрий, 89, 601). Чем более ты богата и достаточна, тем более будут хвалить тебя все, когда ты будешь снисходить к нищим и ничтожным; не только люди, но и Ангелы и Владыка Ангелов; и не только Он хвалить будет, но и отплатит двойными дарами (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Скверна для душевной чистоты есть удовольствие, во многих видах и многими способами примешиваемое к человеческой жизни и душою, и телом, помышлениями и чувствами, намеренными движениями и телесными действиями (свт. Григорий Нисский , 18, 462–463). Источник. Рекох и веселию: что сие твориши? (ср.: Еккл. 2, 2 ). Это то же значит, как и сказать: «Я был против удовольствия, подозревая приближение его, как бы какого татя, тайком вкрадывающегося в таинницы души; никогда не дозволяй ему овладевать мыслию. Ибо как скоро узнавал, что удовольствие, подобно какому-то зверю, подползает к моим чувствам, тотчас вступал с ним в борьбу и встречал, говоря этому рабскому и неразумному веселию: для чего расслабляешь мужество естества? для чего размягчаешь крепость мысли? для чего обессиливаешь бодрость души? для чего вредишь помыслам? для чего светлую ясность чистых мыслей приводишь в омрачение своею туманностию?» (свт. Григорий Нисский , 19, 237). Источник. Хотя вожделенное для плоти всего более служит приманкою чувству в настоящем, но увеселяющее в нем минутно. Ибо ничем происходящим в теле невозможно услаждаться продолжительно. Но удовольствие пить прекращается с насыщением; и при вкушении также наполнение чрева угашает пожелание; да и всякое другое вожделение таким же образом по удовлетворении ослабевает, и если появляется снова, снова пропадает. А ничто усладительное для чувства не продолжается навсегда, и не остается таким. И сверх этого еще иное благо человеку в детстве, и иное в цветущем возрасте, и иное пришедшему в зрелость, другое же в преклонном возрасте, и иное опять старцу, смотрящему и землю (свт. Григорий Нисский , 19, 238–239). Источник. Хотя и кажется трудною борьба против удовольствий, но не должно никому терять бодрости, ибо привычка не малую имеет силу к тому, чтобы при помощи постоянства доставлять некоторое удовольствие даже в предметах, кажущихся самыми трудными, и притом удовольствие самое прекрасное и чистое, которым наслаждаться разумному существу прилично более, нежели, малодушно увлекаясь низким, удаляться от того, что поистине велико и превосходит всякий ум... (свт. Григорий Нисский , 24, 330–331).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Все письма свт. Григория Нисского написаны в период его епископства в течение ближайших десяти лет после смерти свт. Василия 148 . Они адресованы разным лицам или группам лиц и отличаются чрезвычайно разнообразной тематикой. Письма свт. Григория Нисского дают представление не только о личности самого свт. Григория Нисского, его характере, интересах, обстоятельствах его жизни и деятельности, но и о состоянии византийского общества и Церкви того времени. Большинство из писем свт. Григория Нисского (например, 9-е, 10-е, 11-е, 12-е, 28-е) представляют собой частную переписку. В 1-м письме свт. Григорий Нисский жалуется на обрушившиеся на него беды и повествует о своем конфликта с епископом Элладием Кесарийским. Два следующие письма, 2-е и 3-е, написаны вскоре после поездки свт. Григория Нисского в Иерусалим и посвящены теме паломничества в Святую Землю, которое свт. Григорий Нисский, сохраняя благоговейное отношение к святыням, считает ненужным и бесполезным ввиду сопряженных с ним трудностей и опасностей. В 4-м письме говорится о том, почему праздник Рождества Христова совершается в день зимнего солнцестояния, а не весеннего равноденствия. В некоторых письмах рассматриваются отдельные догматические вопросы. Так, в 5-м письме, сохранившемся в двух несколько различающихся версиях 149 и написанном во время «Севастийского пленения» свт. Григория Нисского , он защищает свое православие в учении о Св. Троице. 24-е письмо «К еретику Ираклиану» также посвящено триадологии. Некоторые письма посвящены нравственно-каноническим вопросам. Так, в 17-м письме указываются свойства, которые должен иметь будущий епископ, а в 21-м письме, адресованной епископу Авлавию, – обязательные для него правила жизни. Некоторые письма рекомендуют кого-либо или ходатайствуют за кого-либо, например, 7-е и 8-е. В 19-м письме свт. Григорий Нисский описывает свои злоключения во время выборов Севастийского епископа. Письмо 25-е, адресованное свт. Амфилохию Иконийскому , содержит важные сведения по истории раннехристианской архитектуры и искусства; в нем подробно описываются части «мартириона» (τ μαρτριον) – церкви в честь мучеников. 6. Подложные сочинения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

40. 28). Однако вне смертельной опасности детей следует крестить по достижении 3-летнего возраста (или несколько раньше или позже), когда они будут в состоянии хотя бы немного понимать или произносить слова таинства (Ibidem). Относительно посмертной участи некрещеных младенцев свт. Григорий считал, что дети, умершие без К., свободны от вечного наказания, хотя и не могут наследовать вечного блаженства (Ibid. 40. 23). Свт. Григорий Нисский Таинство К. свт. Григорий , еп. Нисский, рассматривает в «Большом огласительном слове» (Oratio catechetica magna; CPG, N 3150). О спасительной силе К. святитель рассуждает также в проповеди «На день Светов» (In diem luminum; CPG, N 3173), произнесенной в праздник Крещения Господня. В беседе «Против отлагающих крещение» (De iis qui baptismum differunt; CPG, N 3147) свт. Григорий разбирает вопрос о том, в каком возрасте следует принимать К., и советует оглашенным не откладывать его, чтобы не умереть во грехе. Свт. Григорий Нисский называет таинство К. «таинством возрождения» ( Greg. Nyss. Or. catech. 33). Приводя заповедь Спасителя о К. (Мф 28. 19), он поясняет: «Иисус Христос, разделяя христианскую жизнь на две части - на часть нравственную и на точное соблюдение догматов,- в установлении Крещения утвердил спасительный догмат, а соблюдением Его заповедей повелел исправлять нашу жизнь» ( Greg. Nyss. Ep. 24). Если вера во Христа и в Св. Троицу является первым и главным условием для усвоения человеком спасения, совершенного Христом, т. к. «признание того догмата, что во Христе должно полагать всю надежду спасения, так что и невозможно иначе получить блаженства, если не даст этого желанного блага вера во Христа» ( Idem. Contr. Eun. XII 2), то К.- первое и самое важное средство к этому усвоению. В нем божественная сила дарует человеку «очищение от грехов, отпущение прегрешений... оставление наказания, разрешение уз, соединение с Богом, свободу дерзновения и вместо рабского уничижения равночестие с ангелами» ( Idem. In bapt. Christ.//GNO. T.

http://pravenc.ru/text/крещение.html

...Если человек обратится к добру, и Божия благодать превозможет, то благодать не себе приписывает доброе, но воздает за оное человеку, и прославляет его, потому что человек сам для себя виновник добра... (прп. Макарий Египетский , 67, 355). ...Все доброе приписывай Господу, а худое своей немощи (прп. Макарий Египетский , 67, 420). ...Начало добродетельной жизни – стать вне порока (свт. Григорий Нисский , 19, 274). Источник. ...Если при времени недостает меры, или при мере благовременности, то тем, чего недостает, непременно обращается в бесполезное и то, что есть, но во времени оказывает пользу соразмерность, и в мере благовременность (свт. Григорий Нисский , 19, 297). Источник. ...Богу благоугодно все совершаемое со страхом и верою, а не то, что хотя и многоценно, но без любви (свт. Григорий Нисский , 24, 278). Источник. ...Подвиги добродетели должно нести с удовольствием, а освобождение души от страстей относить к Богу, дабы таким образом душа, став превыше самой себя и сильнейшей злобы врага, представила себя благим жилищем поклоняемому и Святому Духу, прияв от Которого бессмертный мир Христов, чрез оный соединяется с Господом и прилепляется Ему. Если же некоторые, еще не имея ни напряженности совершенной молитвы, ни приличной этому делу старательности и силы, лишены этой добродетели, то пусть исполняют послушание в ином роде, по силе служат (другим), усердно делая, работая тщательно с удовольствием, не за какую либо награду и не ради славы человеческой, служа другим не как чужим телам и душам, но как рабам Христовым, как нашим родным, чтобы наше дело явилось пред Господом чистым и без обмана. И никто пусть не извиняет себя бессилием для подвига добродетели, ибо Господь не повелевает ничего невозможо: иже аще, говорит, напоит чашею студены воды во имя ученика, аминь глаголю вам, не погубит мзды своея (ср.: Мф. 10, 42 ). Что удобоисполнимее сей заповеди? А награда за удобоисполнимое дело – небесная. И опять: что единому сих сотвористе, Мне сотвористе (ср.: Мф. 25, 40 ). Заповедь мала, а польза от послушания велика. Таким образом, ничего не требует сверх силы, но малое ли, великое ли сделаешь, последует тебе награда, какую пожелаешь избрать. Ибо если (станешь творить добрые дела) во имя Божие и по страху Божию, получишь неотъемлемый дар, а если напоказ, то послушай Господа, с клятвою утверждающего: аминь глаголю вам, восприимет мзду свою (ср.: Мф, 6, 2). А чтобы кто не испытал сего, заповедует ученикам, а чрез них нам: внемлите, не, творите милостыни вашей или молитвы, или поста пред человеки, аще ли же ни, мзды не имате от Отца вашего, Иже есть на Небесех (ср.: Мф. 6,1 )... (свт. Григорий Нисский , 24, 282–283).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010