П. Лопухина . [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lopbible.narod.ru/index.htm, свободный. – Загл. с экрана. 17 . Неганова Е. И. Антропологические предпосылки моногамного брака.//Сб.: Значение христианской антропологии перед лицом современных общественных задач и проблем/сост. Лоргус А., священник. – М.: Индрик, 2003. 18 . Полный православный богословский энциклопедический словарь. В 2-х тт. Т. 1. Подписано в печать 26.03.92. Репринтное издание.         19 . Старец Паистий Святогорский. О семье христианской. – М.: «Благовест», 2000. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: свободный. – Загл. с экрана. 20 . Лоргус А., священник. Православная антропология. Курс лекций. Выпуск 1. – М.: Российский Православный университет святого апостола Иоанна Богослова. Факультет психологии, 2003. 21 . Аврелий Августин . О Супружестве и похоти. Гл. 8. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: свободный. – Загл. с экрана.  22. Иже во святых отца нашего святителя Григория, епископа Нисского. Об устроении человека. Перевод В. М. Лурье. Под ред. А. Л. Берлинского. – AXIOMA, Санкт-Петербург, 1995. 23 . Преподобный Иоанн Лествичник . Лествица. 1998. 24 .  Игнатий (Брянчанинов) . Слово о человеке. Православный сборник «О человеке».  Григорий Нисский .  Игнатий (Брянчанинов) .  Лука (Войно-Ясенецкий) . Иеромонах Серафим (Роуз) . – М.: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2004. 25 .  Свт. Григорий Богослов . Избранные слова. – М.: Православное братство св. ап. Иоанна Богослова, 2002. 26 . Духовные стороны христианства. Брак. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pagez.ru/ds/brak.php#5, свободный. – Загл. с экрана. 27 . Календарь на 2006. Православная семья. Автор – составитель – Корхова В. О. Редактор – игумен Василий (Донец). ООО «ЖУРНА», 2005. 28 . Филарет (Гумилевский) , архиеп. Черниговский. Православное догматическое бorocлobie: в 2-х тт. – Т. 1. – 2-е изд. – Черниговъ: Tunorpaфiя Ильинскаго монастыря, 1865. 29 . Берестов А., иер. Грех, болезнь, исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

15 . S. Joannes Damascenus. De Imaginibus Oratio III//J.-P. Migne (ed.). Patrologia Graeca . Vol. 94: 1283–1420. 16 . Катасонов В. Н. Концепция актуальной бесконечности как место встречи богословия, философии и науки. Автореферат… на соискание степени доктора богословия. М., 2012. 17 . Гайденко П. П. Христианство и наука: к истории понятия бесконечности//Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2000. 3. С. 5–11. 18 . Карфикова Л. Святитель Григорий Нисский . Бесконечность Бога и бесконечный путь к Нему человека. Киев: Изд-во Дух и Литера (Bibliotheca Clementina), 2012. 19 . Sweeney L. Divine Infinity in Greek and Medieval Thought. New York: Peter Lang, 1992. 20 . Мефодий (Зинковский) , иером. Святоотеческие категории и богословие личности. СПб.: Изд-во О. Абышко, 2014. 21 . Василий Великий , свт. Творения. В 2-х т. М.: Изд-во Сибирская благозвонница, 2008–2009. Т. 1. 2008. С. 651 22 . S. Basilius Caesariensis. Commentarius in Isaiam prophetam//J.-P. Migne (ed.). Patrologia Graeca . Vol. 30: 117–668. 23 . S. Basilius Caesariensis. Homiliae et sermons//J.-P. Migne (ed.). Patrologia Graeca. Vol. 31: 163–618. 24 . Bennet B. The Person Speaking: Prosopopoeia as an Exegetical Device in Didymus the Blind’s Interpretation of Romans 7. Studia Patristica/J. Baun et al. (eds.) Leuven: Peeters, 2010. V. XLVII. P. 173–177. 25 . S. Joannes Damascenus. Expositio Fidei orthodoxae//J.-P. Migne (ed.). Patrologia Graeca. Vol. 94: 789–1228. 26 . Иустин (Попович) , преп. Догматика Православной Церкви. Сотериология.//Он же. Собрание творений. Т. III. 2006. 27 . Zhyrkova A. Jh. Damascene’s Conception of Individual: Hypostasis versus Person//Studia Patristica. Peeters, 2012. Vol. LII. P. 375–387. 28 . Staniloae D. Theology and the Church. Crestwood, New York: St. Vladimir’s Seminary Press, 1980. 29 . Иустин (Попович) , преп. Толкование на 1-е соборное Послание св. апостола Иоанна Богослова/Пер. с серб. М.: Изд-во Московского подворья ТСЛ, 1998. 30 . Иустин (Попович) , прп. Философские пропасти. На водоразделе культур/Пер. с серб. М. Н. Ященко. М.: Изд. совет РПЦ, 2004.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

16 . Триодь Постная. Московская Патриархия, М., 1974 г. III. Святоотеческая литература (Творения святых отцов указаны в алфавитном порядке) 17 . Августин блаженный , епископ Иппонийский. Творения. «О граде Божием», чч. 3,4,5,6, изд. второе, Киевская Духовная академия, 1905–1907, 1910 гг. 18 . Амвросий, св., епископ Медиоланский. Творения, по вопросу о девстве и браке. Перев. с лат. А. Вознесенский, под ред. проф. Л. Писарева , Изд. Казанской Духовной Академии, Казань, Типо-литография Императорского Университета, 1901 г. 19 . Андрей, св., архиепископ Кесарии Каппадокийской. «Толкование на Апокалипсис». Издание четвертое, М., Типо-литография И. Ефимова, 1901 г. 20 . Афанасий Александрийский , св. Краткое обозрение Священного Писания Ветхого и Нового Завета/Синопсис/. Христианское чтение, издаваемое при Санкт-Петербургской Духовной Академии на 1841 г., ч. 4, СПб, стр. 370–380. 21 . Василий Великий , св., архиепископ Кесарии Капподокийския. Творения, ч. 1, М., 1845 г. 22 . Григорий Нисский , св. Творения, ч. 3. «Точное изъяснение Песни Песней Соломона». М., Типография В. Готье, 1862 г. 23 . Дионисий Александрийский , св. Творения, в русском переводе свящ. А. Дружинина. Толкование на книгу Песнь Песней 1:4–5 и 8:5. Издание Казанской Духовной Академии, под ред. проф. Л. Писарева , Казань, 1900 г., стр. 177–178. 24 . Дионисий Ареопагит , св. «Послание к Тимофею». «Письмо Гаю монаху». «Письмо Дорофею диакону». «Божественные имена». – В книге «Мистическое богословие». Изд. христианской благотворительно-просветительской ассоциации «Путь к истине», Киев, 1991 г. 25 . Добротолюбие, тт. 1–5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992 г. 26 . Димитрий Ростовский , св. Жития святых, тт. 1–12. М., Синодальная типография, 1904 г. 27 . Епифаний Кипрский , св. Творения, ч. 6. Изд. при МДА, М., 1884 г. 28 . Ерм , свт. «Пастырь». «Антология. Ранние отцы церкви». Изд. «Жизнь с Богом», Брюссель, 1988 г. 29 . Игнатий Богоносец , св. «Послания», «Ранние отцы церкви». Брюссель. Изд. «Жизнь с Богом», 1988 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Слово о воскресении мертвых 1, 39, GCS 27. 5. См. Danielou J. Les tuniques de peau chez Gregoire deNysse. Leyden, 1967; Skouteris K. Synepeiai tis ptoseos kai loutron palingenesias. Athens, 1973. 6. Ориген. Толкование на Бытие 3, 2, PG 12, 101A. 7. Св. Епифаний Саламийскийю Panarion 64, 18, PG 41, 1097D. Ср. свт. Григорий Богослов. Слово 45, PG 36, 632; свт. Григорий Нисский. Об устроении человека 29, PG 44, 233D. 8. Св. Мефодий Олимпийский. Слово о воскресении мертвых 1, 39, GCS 27, 281, 13-14. 9. Св. Григорий Нисский. Слово о девстве 12, PG 46, 373C, 376A. 10. Св. Григорий Нисский. Огласительное поучение 8, PG 45, 33CD. 11. См. св. Григорий Нисский. Изъяснение Песни Песней Соломона 12, PG 44, 1021D. 12. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91, 1156C-1157A. 13. Там же, 1157C. 14. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Второе Послание к Коринфянам 1, 4, PG 61, 387. То же выражение использовано в 18-й беседе на Бытие, PG 53, 150, в прямой связи со смертностью и " кожаными ризами " . [Ср. Слово 72-е преп. Исаака Сирина, в котором он увещает подвижника " помнить тот чин, в котором не эта жизнь, как бы перебирающаяся и движущаяся по влагам, но жизнь, сокрушающая мертвенность " ]. 15. Свт. Григорий Нисский. О душе и воскресении, PG 46, 148C-149A. 16. Там же. 17. Свт. Григорий Нисский. Об устроении человека 18, PG 44, 192BC. 18. Свт. Григорий Нисский. На тех, кто заснул, PG 46, 524D. 19. Свт. Григорий Нисский 20. Там же. 21. Свт. Григорий Нисский. На тех, кто заснул, PG 46, 524D. 22. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Римлянам 13, PG 60, 517. 23. Свт. Григорий Нисский. О душе и воскресении, PG 46, 108А; ср. " На тех, кто заснул " , PG 46, 532C; " Надгробное слово Мелетию " , PG 46, 861B. 24. 1 Кор. 2, 14; 3, 3; Еф. 4, 22; Рим. 8, 8. См. толкование на этот стих у Златоуста, PG 60, 517. 25. Свт. Григорий Нисский. О девстве, 12, PG 46, 376B. 26. Это обычная для гимнографии характеристика первозданного человеческого состояния: " Одеждею мя облекл еси Боготканною, Спасе " (песнь шестая канона в Неделю Сыропустную, тропарь 1-й).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=34&iid=107...

11 .   Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. – Париж, 1939. 12 . Богомолов А.С. Античная философия. – М.: МГУ, 1985. – С. 94. 13 . Бранский В.П. Философское значение проблемы наглядности в современной физике. – Л.: ЛГУ, 1962. – С. 166 – 168. 14 . Брянчанинов Игнатий свт. Слово о Смерти. – СПб. 1881. Репринт. – М.: «P.S.», 1991. – С. 7–8. 15 . Булгаков Сергий прот. Свет невечерний. – М., 1917. – С. 6.–7. 16 . Буфеев Константин свящ. Православное вероучение и теория эволюции. – СПб., Общество свт. Василия Великого , 2003. 17 . Бялко А.В. Торсионные мифы//Природа, 9, 1998. – С. 3–7. 18 .   Василий Великий свт. Письмо 226 К Амфилохию. Творения. Т.3. – М., 1911. – С. 282 –283. 19 .   Василий Великий свт. Творения. Т.1. – М., 1845, Репринт. Издательский отдел Московского Патриархата. – М., 1991. – С. 5; 20, 25, 4. 20 .  Вейник В.И, Почему я верю в Бога. – Минск: Изд. Белорусского экзархата, 2000. – С. 285. 21 .  Вигнер Е. Этюды о симметрии. – М., 1971. – С. 182 – 198. 22 . Вишев И.В. Проблема личного бессмертия. – Новосибирск: Наука, 1990. – С. 206. 23 .  Волченко В.Н. Пути принятия Творца современным естествознанием.//Сборник докладов V Международных Рождественских образовательных чтений. – М., 1997. – С. 285. 24 .  Вопросы философии. 12, 2003. – С. 14. 25 . Воробьевский Ю. Путь в Апокалипсис. Точка омега. – М., 1999. – С. 37. 26 .  Гипотеза творения/Под ред. П. Морлэнда. Христианский научно-апологетический центр. – Симферополь, 2000. – С. 189 – 207. 27 .  Горький М. О знании. Стенограмма лекции, прочитанной 30 марта 1920 года в Рабоче-крестьянском университете//Архив А.М. Горького. – М., 1969. Т. XII. – С. 11. 28 . Григорий Богослов свт. Слово 45 на Св. Пасху. Творения Т. 1. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. – С. 661–663. 29 .   Григорий Богослов свт. Творения. Т. 3. – М., 1911. – С. 417. 30 .   Григорий Нисский свт. Опровержение Евномия. ТТ. 1,2. – Краснодар, Глагол, 2003. 31 .   Григорий Палама свт. Триады в защиту священнобезмолвствующих. – М., 1995. – С. 331, 301, 265, 205, 302.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

292 Greg. Nazianz. Orat. 25.17; 30.12; 38.13; 45.9, 13 cp. свт. Григорий Нисский . Or. Cat. 25; Adv. Apoll.//GNO. III.1. P. 201; C. Eun. III.3.34.1–7; C. Eun. III.3.45–46; C. Eun. III.3.67; Ref. conf. Eun. 179; Ad Theoph.//GNO. III.1. P. 128; De tridui spatio//GNO. IX. P. 293. 293 См. Basil. Magn. C. Eun. 3.7.40; De Sp. S. 9.23; Hom. 15; Hom. Ps. 33.29; 45.29 ; Greg. Nazianz. Orat. 7.21–23; 16.9; 20.12; 29.19; 30.6; cp. свт. Григорий Нисский. De virg. XI.5.1–9; De prof. chr.//GNO. VIII.1. P. 136; De perf. chr.//GNO. VIII.1. P. 174–175; In inscr. Ps. I.1 //GNO. V. P. 26; Or. Cat. 25; In Cant. I//GNO. VI. P. 15; XV//P. 469; De an. et res.//PG 46. Col. 104AD; In illud: Tunc et ipse//GNO. III.2. P. 17–18. 300 C. Eun. II.1.565; III.5.53; III.10.50; De an. et res.//PG 46 Col. 52B; C. fat.//GNO. III.2. P. 58; Ep. 24.2; 29.9. 304 См. De an. et res.//PG 46 Col. 52B; cp. Ep. 24.1; положительное отношение к методам анализа и синтеза см. De virg. XI.1.14–15; C. Eun. II. 1.181–183. 329 См. In Cant. II//GNO. VI. P. 51; 68; Or. Cat. 5; De op. hom. 5; In inscr. Ps. II.12 //GNO. V. P. 130.4–5 и др.; См. Daniélou. 1944. P. 52–53; Quasten. P. 291; Canévet. P. 986–987; подробнее См. ниже, раздел Антропология . 330 Cp. Эмпедокл. Fr. 109; Платон. Respublica, VI 508b; Аристотель. Metaph. B 4.1000b 5–6; Плотин. Enn. I.6.9; VI.9.11. 331 De inf.//GNO. III.2. P. 79.16–80.1; cp. Or. Cat. 5; De virg. XI.5.3–9; см. также Daniélou. 1944. P. 224–225; Quasten. P. 293. 332 De virg. XI.5.3–9; cp. IV.8.1–15; XI.4.28–47; XII.2.48–70; De beat. VI.//PG 44. Col. 1272AC; In Cant. II//GNO. VI. P. 60.5–22; VIII//P. 257.13–258.20; IX//P. 271.11–16; De op. hom. 5; De an. et res.//PG 46. Col. 89CD; См. также Daniélou. 1944. P. 223–235; Canévet. P. 991–994. 339 In Cant. II//GNO. VI. P. 60; III//P. 97; IV//P. 117–118; VIII//P. 274; X//P. 307; XIV//P. 399–400; De inf.//GNO. III.2. P. 81.10–22; 82.19–24. 341 De beat. VI.//PG 44. Col. 1272C; C. Eun. II.1.22.3–4; De occ. Dom.//PG 46. Col. 1156D; 1168D. 351 См. De dif essen. et hyp. 5.1–55; cp. 3.30–33; 7.14–27; Adv. Ar. et Sab.//GNO. III.1. P. 74.7–19; C. Eun. I.1.497.1–8; I.1.532.5–534.1; III.6.28.9–29.1; Ad. Simpl.//GNO. III.1. P. 65.11–24; In Hex.//PG 44. Col. 72 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКАКИЙ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 1 , С. 363 опубликовано: 2 апреля 2008г. АКАКИЙ свт. (пам. копт. 29 апр.), еп. Иерусалимский (?). Упоминается в копт. синаксаре. Однако епископ с таким именем в Иерусалиме неизвестен. Рубрики: Святые Коптской Церкви Ключевые слова: Святые Коптской Церкви Святители Коптской Церкви Акакий, епископ Иерусалимский (?), святитель (пам. копт. 29 апр.) См.также: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.) АНИАН (62 или 63-83 или 84), архиеп. Александрийский, свт. (пам. зап. 25 апр., 2 дек., копт. 16 нояб.), ГРИГОРИЙ (331/5 - ок. 394), еп. Нисский, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 10 янв.) ААРОН ЧУДОТВОРЕЦ прп. Египетский (пам. копт. 9 сент.) АВИВ (IV в.), прп. Египетский (пам. копт. 22 окт.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/63768.html

1183 См.: Creg. Naz. Orat. 28 (De theol.) 4:1–5. TLG 2022/8. θεν νοσαι μν χαλεπν· φρσαι δ δνατον, ς τις τν παρ’ λλησι θεολγων φιλοσφησεν... λλ φρσαι μν δνατον, ς μς λγος, νοσαι δ δυναττερον. Ср. рус. пер.: Свт. Григорий Богослов . Творения. Т. 1. ТСЛ, 1994. С. 393. 1184 Greg. Nyss. Contra Eun. 3, 2, 24:5–6. TLG 2017/30. (PG 45, 625C) ... λλο θεολογας στ μυστριον κα λλη τν ευστν σωμτων φυσιολογα. Ср. рус. пер.: «...иное дело – богословское таинство, и иное – естествословие бренных тел» (Свт. Григорий Нисский . Творения. Т. 5. Опровержение Евномия. Кн. 4. Глава 1. М., 1863. С. 443). 1186 Creg. Nyss. Contra Eun. 3, 2, 24:10–11. (PG 45, 625C–D) πς δι τν παθν το σματος τεχνολογες τ σματον; Ср. рус. пер.: Творения. Т. 5. Кн. 4. Глава 1. С. 443–444. 1187 Creg. Nyss. Contra Eun. 3, 6, 43:7. Рус. пер.: Творения. Т. 6. Опровержение Евномия. Кн. 8. Глава 4. М., 1864. С. 120. 1188 Creg. Nyss. 3, 2, 8:1–2 (PG 45, 620С). Рус. пер.: Творения. Т. 5. Кн. 4. Глава 1. С. 436. Ср.: Creg. Nyss. Contra Eun. 1, 1, 1, 250:2–4. ... τρας τινς ποστσεως πρεσβυτρας το μονογενος προαναπλασθεσης π το καινο θεολγου... Рус. пер.: «...этим новым богословом примышлена другая некая ипостась, которая старше Единородного...» (Творения. Т. 5. Кн. 1. Глава 20. С. 103). 1189 Diad. Phot. Sermo asc. 67//Греч, текст и рус. пер. см.: Блаженный Диадох, епископ Фотики Древнего Эпира, и его творения. Т. 1. Творения бл. Диадоха /Пер. К. Попова. Киев, 1903. С. 354–359. Ср. более архаичный рус. пер.: «Все дары Бога нашего добры вельми и всеблагоподательны; но ни один из них так не воспламеняет и не подвигает сердца к возлюблению Его благости, как богословствование. Ибо оно, будучи первейшим порождением благости Божией, первейшие и дары подаёт душе...» (Блаженного Диадоха, епископа Фотики , что в древнем Эпире Иллирийском, подвижническое слово//Добротолюбие в русском переводе. Т. 3. М., 1900. С. 44–45). 1193 Creg. Naz. Orat. 20 (De dogm. et constit. epics.). PG 35, 1080:15–19. TLG 2022/33. Δι πολιτεας, νελθε· δι καθρσεως, κτσαι т καθαρν. Βολει θεολγος γανσθαι πоτ, κα τς θετητος ξιος; τς ντολς φλασσε· δι τν προσταγμτων δαισον· πρξις γρ πβασις θεωρας... Ср. рус. пер.: Творения. Т. 1. С. 305.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

18 Максим Исповедник. Диалог с Пирром. PG 91, 341А (р. п.: Диспут с Пирром: прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия Отв. ред. 4– А. Поспелов. М.: Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, 2004. С. 219). 19 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 2, 5. С. 258 (р. п.: С. 259). 20 Там же. 21 Можно также перевести « παραδειγματα » как «образцы» или «модели»; т. е., речь здесь идет о божественном замысле о твари. 22 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 5, 8. С. 430—432 (р. п.: С. 431– 433). 23 Максим Исповедник. Схолия к «О божественных именах», 2,5. Там же. С. 258 (р. п.: С. 259). 24 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 9, 9. С. 510—512 (р. п.: С. 511–513). 25 Максим Исповедник. Схолия к «О божественных именах», 9,9. Там же. С. 510 (р. п.: С. 511). 26 Дионисий Ареопагит. Послание 9, 3. С. 846 (р. п.: С. 847). 27 Максим Исповедник. Схолия к Посланию 9,3. Там же. 28 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 5, 6. С. 416 (р. п.: С. 417). 29 Максим Исповедник. Схолия к «О божественных именах», 5, 6. Там же. С. 418 (р. п.: С. 419). 30 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 2, 4. С. 250 (р. п.: С. 251). 31 Там же. С. 250—252 (р. п.: С. 251—253). 32 Там же. 33 Там же. 34 « αφαιρεσεις » – «отьятия», «лишения», «отвлечения», т.е., те свойства Бога, которые описываются через отсутствие у Него присущих твари страстности, начала, конца и т.п. 35 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 2, 3. С. 250 (р. п.: С. 251). 36 Ср. у Григория Нисского: «Всякая энергия, простирающаяся от Бога к твари и именуемая согласно многообразным смыслам, направляется от Отца и через Сына проходит и во Святом Духе совершается» (К Авлавию, PG 45, 125С; р. п.: Свт. Григорий Нисский. Догматические сочинения: в 2-х т. Красдар: Текст, 2006. Т. 1. С. 62). 37 «… τα της ουαιωδους ενωσεως και της υποστατικης διακρισεως και τα της αμιγυς πανταπασι και αφυρτου συμφυιας ». 38 Григорий Богослов. Слово 31, 32, pg 36, 169b (р. п.: Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Собрание творений в 2-х томах. Репринтное издание: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 461—462).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3133...

Григория Богослова (CPG, N 3010. 38: Ες τ Θεοφνια, In Theophania; 39: Ες τ για Θτα, In sancta lumina; 40: Ες τ γιον βπτισμα, In sanctum baptisma), вероятно, образуют единый богоявленский цикл, хотя Слово 38 некоторые исследователи считают самым ранним к-польским свидетельством об установлении 2 отдельных праздников Рождества Христова и Крещения Господня (см.: Roll. 1995; Mossay. 1965. P. 34). На ту же тему Григорий Нисский составил Слово «На день Светов» (Ες τν μραν τν φτων; In diem luminum) (CPG, N 3173; изд.: PG. 46. Col. 577-600), его же Слово «Против отлагающих крещение» (Πρς τος βραδνοντας ες τ βπτισμα, De iis qui Baptismum differunt; CPG, N 3147; изд.: PG. 46. Col. 416-432) было произнесено в Кесарии 7 янв. 381 г. Ряд бесед свт. Иоанна Златоуста посвящены празднику К. Г. или основной его теме. Несомненно подлинным считается слово «О Крещении Христа» (Ες τ βπτισμα το Σωτρος; De baptismo Christi; CPG, N 4335; PG. 49. Col. 363-372), произнесенное 6 янв. 387 г. Подлинность др. проповеди на Богоявление (In s. Theophaniam seu baptismum Christi; CPG, N 4522; PG. 50. Col. 805-808) у исследователей вызывает сомнения. В указателе CPG под именем свт. Иоанна Златоуста отмечены еще несколько сочинений о К. Г., не имеющих обоснованной атрибуции или неизданных (CPG, N 4648, 4703, 4735, 4882, 4980, 5004, 5021, 5030, 5039, 5063, 5069, 5175.14-15, 5180.5.12.20). На сам праздник совершалось всенощное бдение в ц. Рождества Христова в Вифлееме; указаны 11 ветхозаветных чтений: Быт 1. 28 - 3. 20, Исх 7. 10-17, Исх 14. 24 - 15. 21, Мих 5. 1-6, Притч 1. 2-19, Ис 9. 4b - 6, Ис 11. 1-9, Ис 35. 3-8, Ис 40. 10-17, Ис 42. 1-8а, Дан 3. 1-35а; поются песни из Дан 3. 35b - 51b, 52а - 90с рефренами; прокимен Пс 2. 17, Апостол - Тит 2. 11-15, аллилуиарий Пс 109. 1, Евангелие - Мф 2. 1-12; праздник имеет 8 дней попразднства (Ibid. P. 210-223). Указанные чтения посвящены теме Рождения Христа; крещение Спасителя в Иордане не упоминается даже косвенно, т. е. в Иерусалиме в нач.

http://pravenc.ru/text/2459047.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010