Лествица 26: PG 88, 1033В. 198 Св. Диадох Фотикийский. Главы, 69: des Places, 129. 199 Евагрий. О молитве 62: PG 79, 1180С. 200 См. Беседа 19, 6–8: PG 34, 648BD; О свободе ума 18–19: PG 34, 949 D–953A. 201 Лествица 7: PG 88, 813В. 202 Там же. 203 Здесь, как и в конце предыдущих частей, снова ожидается подборка святоотеческих изречений, но в сохранившихся списках ее нет. 204 Об отношениях к Варлааму см. еще II 1, 40. 205 См. I 2, II; II 1, 2; II 1, 3. 206 Имеется в виду первая триада. 207 Св. Григорий Нисский. О жизни Моисея 2: PG 44, 329В. 208 Св. Григорий Нисский. Против Евномия 1: PG 45, 265В. 209 Типичная для Паламы и вообще для поздневизантийской полемики передержка: вместо κατκει — «был жильцом в доме» (Жизнь Плотина 9), Палама читает συνκει — «сожительствовал». 210 См. выше II 1, 4. 211 Т. е. против первой книги первой триады или против 1–го и 2–го Писем к Варлааму. 212 Такое знание, особенно Псалтири, было очень распространено среди неграмотного народа в Средние века; но и вплоть до наших дней на Святой Горе многие монахи наизусть знают все Писание или большую его часть, а также целые последования. 213 Св. Иоанн Синаит. Лествица 27: PG 88, 1116С. 214 См. I 1, 21–22. 215 Ср. I 1, 15. 216 Из I 1, 16. 217 Св. Григорий Нисский. Беседа 45, 26: PG 36, 657D.Cb. Григорий Нисский. Беседа 45, 26: PG 36, 657D. 218 См. I 1, 20. 219 См. I 2, 10. 220 Т. е. первая триада. 221 Св. Григорий Нисский. О младенцах, преждевременно похищаемых смертью: PG 35, 1088В. 222 См. I 1, 8. 223 Т. е. св. Григория Нисского, младшего брата Василия Кесарийского. 224 Св. Григорий Богослов. Беседа 43, 21: PG 36, 524С. 225 См. I 1, 11; 20–21. 226 Св. Григорий Богослов. Беседа 21 (Слово похвальное Афанасию) 6: PG 35, 1088В. 227 Св. Василий Великий. Беседа 12 на Притч 1, 6: PG 31, 397С. 228 Св. Василий Великий. Письмо 223: PG 32, 824A. 229 Св. Григорий Нисский. О жизни Моисея 2: PG 44, 329 В =SC, I bis, Paris 1955, p. 34–35. 230 Св. Григорий Нисский. О младенцах, преждевременно похищаемых смертью: PG 46, 181С. 231

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Троице-Сергиева Лавра, 1902. Т. 1. Гл. 5. С. 197 103 св. Афанасий Великий. Слово о Воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти/Творения: В 4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1902. Т. 1. Гл. 6. С. 198—199 104 св. Афанасий Великий. Слово о Воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти/Творения: В 4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1902. Т. 1. Гл. 7. С. 199—200 105 св. Афанасий Великий. Слово о Воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти/Творения: В 4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1902. Т. 1. Гл. 8. С. 200—201 106 св. Афанасий Великий. Слово о Воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти/Творения: В 4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1902. Т. 1. Гл. 9. С. 201—202 107 св. Афанасий Великий. Слово о Воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти/Творения: В 4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1902. Т. 1. Гл. 10. С. 204 108 митр. Антоний (Храповицкий). Опыт Христианского Катихизиса. Австралийско-Новозеландская Епархия РПЦЗ, 1989. С. 57 109 св. Иоанн Златоуст. Слово против упивающихся и о Воскресении 110 св. Иоанн Златоуст. Слово против упивающихся и о Воскресении/Творения: В 12 т. СПб., 1899. Т. 2. Кн. 1. С. 488 111 св. Симеон Новый Богослов. Слово 38/Слова, в пер. Епископа Феофана Затворника. М., 1892. Т. 1. Гл. 3. С. 319 112 св. Симеон Новый Богослов. Слово 38/Слова, в пер. Епископа Феофана Затворника. М., 1892. Т. 1. Слово 4. Гл. 3. С. 48 113 св. Василий Великий. Беседа на день святого мученика Варлаама 114 св. Василий Великий. Беседа о том, Бог не виновник зла/Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т. 2. С. 150 115 св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной Веры/Полное собрание творений. СПб., Санкт-Петербургская Духовная Академия, 1913. Т. 1. Кн. 1. Гл. 4. С. 162 116 св. Григорий Нисский. Против Евномия/Творения. М., 1864. Ч. 6. Кн. 12. С. 427—429 117 св. Григорий Нисский. Против Евномия/Творения. М., 1864. Ч. 6. Кн. 12. С. 362—363 118 св. Григорий Нисский. Против Евномия/Творения. М., 1864. Ч. 6. Кн. 12. С. 361 119 См. св. Григорий Нисский.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2915...

В.Я. Саврей Именной указатель Август, император – 36 Августин Блаженный , святой – 126, 142, 156, 190, 200 Авель – 72 Аверинцев С. С. – 194 Авраам – 70, 75, 101 Адам – 154, 174 Акила – 38 Александр Александрийский , святой, епископ – 160 Александр Македонский – 10, 22, 23, 26, 34, 50, 67, 149, 202 Александр Полигистор – 42 Альбин – 68, 105 Аль-Газади – 194 Амвросий, меценат – 121, 130 Аммиан Марцеллин – 21 Аммоний Саккас – 29, 31, 33, 122, 123, 125 Антиох из Аскалона – 28, 55, 67 Антиох I Селевк – 35 Антисфен – 133 Антоний Великий , преподобный – 42, 43, 172, 173 Антонин Каракалла – 81 Антонины – 29 Апис – 21, 36 Аполлон – 149 Аполлоний Родосский – 25 Аполлос – 81 Аполлофан – 123 Арий – 61, 83 Арий Дидим – 55 Аристобул – 13, 54 Аристотель – 26, 28, 54, 55, 66, 67 Артапан – 53 Асклепий – 36 Асклепий Самосский – 25 Асмус В. , прот. – 194 Афанасий Великий , святитель, епископ Александрийский – 17, 83, 160, 169, 170, 172–179, 182, 188 Афинагор Афинский – 102, 131 Бальтазар Х. У. фон – 194 Бард и Гюстав – 80 Бауэр В. – 40 Белый А. – 194 Беме Якоб – 194 Берос, халдейский жрец – 35 Берхман Р. – 29–31 Бигг Чарльз – 105 Болос из Менд – 27 Болотов В. В. – 45, 166, 200 Боннар А.– 45 Бычков В. В. – 194 Вайс X. – 185 Валентин – 41 Вардесан – 149 Варнава (-Псевдо) – 102 Василид – 149 Василий Великий , святитель, епископ Кесарийский – 17, 84, 88, 135, 183, 185–187, 190–192, 200 Вебер М. – 15 Веспасиан, император – 49 Викентий Леринский, преподобный – 159 Вышеславцев Б. П. – 197 Гадамер Х.-Г. – 45 Гарнак А. – 80 Гегезий – 27 Гегель Г. В. Ф. – 106, 136, 193, 199 Гелиос – 36 Гекатей – 53 Геракл – 72 Гераклит Понтийский – 59, 69 Геренний – 122 Гермес – 35, 56, 69 Гермес Трисмегист – 35 Герофил – 26 Гесиод – 24, 54 Глубоковский H. H. – 74 Григорий Богослов (Назианзин), святой – 17, 83, 88, 169, 183,185,187–192, 200 Григорий Неокесарийский Чудотворец, святой – 87, 91, 92, 121, 145, 184 Григорий Нисский , святой – 17, 183, 185, 187, 190, 191, 200 Гомер – 13, 24, 26, 54, 55 Гудэнаф Э. – 37

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ale...

365 Orat. cat. с 7. Patr. t. 45. col. 32 C–D. (Твор. 4, 27); in Eccles. hom. 7. Patr. t. 44. col. 725 (Твор. 2, 325–326); in psalm. 1. 2. c. 14. Patr. t. 44. col. 585 A–B. (Твор. 2, 167–168). 368 In Eccles. hom. 5. Patr. t. 44. col. 681 В–С. Твор. 2, 277. В данном месте, как и в некоторых других, мы отступили несколько от русского перевода, в котором мысль подлиника выражена не совсем ясно. 371 К этой мысли, служащей главным философским основанием для учения Григория Нисского о «восстановлении (ποκατστασις) всего в первобытное состояние» и о совершенном уничтожении зла, – мы имеем возвратиться впоследствии – в шестой главе своего исследования, и потому не считаем удобным останавливаться на ней в настоящее время, тем более, что это вопрос довольно сложный и к тому же спорный. 380 Confess. 1. 3. c. 7. Migne, t. 32. col. 688. De civit. Dei, 1. 11. c. 9. Migne, t. 41. col. 325. 385 Orat. cat. mag. с. 7. Patr. t. 45. col. 32 D. (Твор. 4, 27); de vita Moys. Patr. t. 44. col. 348 B–C. (Твор. 1, 282). 389 Orat. cat. mag. с. 6. Patr. t. 45. col. 28 C–D. (Твор. 4, 22); cp. de hom. op. c. 16. Patr. t. 44. col. 184 С. (Твор. 1, 142). 395 De beatitud. or. 5. Pair. t. 44. col. 1249 С–В. (Твор. 2, 420, 421); de mort. Patr. t. 46. col. 497 B–C. (Твор. 7, 486). 398 Orat. cat. c. 21. Patr. t. 45. col. 60 B. (Твор. 4, 58); De hom. op. c. 20. Patr. t. 44. col. 200 A. (Твор. 1, 157). 403 De hom. op. с. 20. Patr. t. 44. col. 200. (Твор. 1, 158, 159); orat. c at. c. 7. t. 45. col. 32 В. (Твор. 4, 26) etc. 408 Cp. Ирин. Лион., Против ересей, кн. 4. гл. 40, 3. Кипр., Карф. О ревн. и зав. Твор. т. 2. стр. 300. 412 Нужно иметь в виду, что в вопросе о происхождении зла Григорий Нисский видимо различает зло, появившееся в мире ангельском, и зло, возникшее в роде человеческом: начало, корень первого, вместе с некоторыми отцами и учителями Церкви ( Ириней Лионский , Киприан Карфагенский и др.), он видит в зависти, которую возъимел диавол к человеку; но говоря о зле, насколько оно существует в человеке и человечестве, Григорий уже не упоминает о зависти: вместо нее он указывает здесь на наклонность к чувственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Tihomi...

104 Св. Григорий Нисский, О христианском совершенстве к Олимпию монаху. PG 46, 256. Ср. рус: Что значит имя христианин, с. 21. 105 Св. Василий Великий, Беседа 20 (О смиренномудрии). PG 31, 536. Ср. рус: Творения, т. I с. 241—242. 106 Из службы Великого водоосвящения. 107 Прп. Симеон Новый Богослов, Слова Огласительные, 6. SC 104, p. 44. Ср. рус. перевод: Слово 81. Творения, т. 2, с. 357. 108 Прп. Иоанн Синайский, Лествица, 28, 1. 109 Слово о молитве, 1. PG 34, 853. На русском языке творения прп. Макария Египетского изданы в другом порядке. Ср.: Духовные беседы (Собрание рукописей типа II), 40, 2. Творения, с. 435. 110 Прп. Нил Подвижник, Сто пятьдесят три главы о молитве, 3 Добротолюбие (в рус. пер.), т. 2, с. 207. 111 Св. Григорий Богослов, Слово 27, Против евномиан, 4. PG 36, 46. Рус.: Собрание Творений, т. 1, с. 387. 112 Прп. Иоанн Синайский, Лествица, 27, 61. 113 Прп. Исихий Пресвитер, Слово о трезвении и молитве, 54 Добротолюбие (в рус. пер.), т. 2, с. 170. 114 Авва Исайя, Слово 16, 6 Добротолюбие, т. 1, с. 348. 115 Ср.: прп. Никита Стифат, Житие, 4 Прп. Симеон Новый Богослов, прп. Никита Стифат. Аскетические Произведения, с.100. См. также: прп. Марк Подвижник, 200 глав о духовном законе, 69 Добротолюбие (в рус. пер.), т. 1, с. 526. 116 Св. Григорий Нисский, О христианском совершенстве к Олимпию монаху. PG 46, 284. Ср. рус: Что значит имя христианин, с.51. 117 Св. Василий Великий, Письма к разным лицам, 159 (К Евпатерию и к его дочери). PG 32, 620. Ср. рус: Творения, т. 3, с. 178. 118 Этот отрывок содержится в схолиях (комментариях), которые по видимому принадлежат самому прп. Максиму (С. Л. Епифанович: цит. изд., с. 11). Прп. Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, 22. TLG 2892 001. Ср. рус: Творения, кн. II с. 240 (Схолия, 10 сноска. К сожалению, в данном издании — «Мар-тис», 1994 — схолии самого святого отца напечатаны в конце книги в разделе «комментарии» вместе с примечаниями издателей и переводчиков). 119 О неукоризненных страстях см. прим. на с. 243.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3418...

192 Максим Исповедник, Κεφαλαια θεολογικα , 2, 86, PG 90, 1165АВ. 193 Там же, 2, 90, PG 90, 1168С. 194 Там же, 2, 93, PG 90, 1169А. 195 Символ веры, чл. 1. 196 Там же. 197 Символ веры, чл. 1. 198 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 16, PG 96, 569B. 199 Там же, 8, PG 96, 560В. 200 Там же, 17, PG 96, 572В. 201 Там же, 12, PG 96, 564В. 202 В оригинале: « παντα καλων κινες » — «тянешь за всякую веревку». 203 Он же, Вопросоответы к Фалассию 61, схолия 18, PG 90, 644D-645A. 204 Григорий Нисский, Слова на заповеди блаженства, 7, PG 44, 1275ВС. 205 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 15, PG 96, 569A. 206 Григорий Нисский, Encomium in sanctum Stephanum protomartyrem I, PG 46, 717B. 207 Иоанн Златоуст. Беседы на 1 Послание к Коринфянам, 2, PG 61, 58С. 208 Там же. 209 Иоанн Златоуст, Ad Stelechium de compunctione (lib. 2): PG47, 413D. 210 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 15, PG 96, 569A. 211 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 15, PG 96, 569A. 212 Леонтий Византийский, In transfigurationem (homilia 14) (в древности это произведение приписывалось св. Иоанну Златоусту), С. Datema and Р. Allen (ed.), 213 Иоанн Златоуст, Беседа 30, 2 на Евангелие от Иоанна, 2, PG 59, 174А. 214 Иоанн Златоуст, Толкование на 44-й псалом: 3, PG 55, 185С. 215 Иоанн Златоуст, Толкование на 44-й псалом: 2, PG 55, 185D-186A. 216 Буквально: «не подставив своих ушей». 217 Т. е. упоминание о сне, как о противоположном видению состоянии, свидетельствует о том, что речь идет о телесном зрении. 218 Василий Великий, Беседа на псалом 44:5, PG 29, 400CD. 219 Там же. 220 Он же, О Святом Духе, 19, PG 32, 1 56В. 221 Он же, Против Евномия, 3, PG 29, 660В. 222 Григорий Богослов, Слово 31, 4 — Barbel 224 PG 36, 137А. 223 В неделю утра на полунощнице, канон Троичен глас 4, песнь 8. В оригинальном пакете: «свете единоначальный» и «покажи мя, зовуща». 224 Т. е. таким, который сам себе приходится отцом. Здесь Палама намекает на то обстоятельство, что Акиндин в бытность свою на Афоне имел его своим духовным отцом, но не сохранил к нему верности и послушания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3129...

Ambigua, PG.91, 1104А–В. 1156D-1157A, f.134a-b. 158b-159a; cp. Quaest. ad Tahl. LXI, PG.90, 632D-633A, p.217. св. Григорий Богослов, Or.38, n.12, PG.36, 324C; р. п. III.3,201 (облечение в»кожаные одежды»). св. Григорий Нисский понимает»кожаные одежды», с одной строны, как подверженность смерти (Or. cat. 8, PG.45, ЗЗС; р. п. IV,29), как совокупность всех признаков тленности естества (зачатие, рождение, питание, смерть; De anima et resur., PG.46, 148C-149A; р. п. IV,316), с другой — как совокупность свойств неразумных животных (похоти, гнева и пр.; De mortuis, PG 46, 524D; р. п. VII,518). О противоборстве стихий в теле ср. также св. Григория Нисского, De virgin. 22, PG.46, 404В; р. п. VII,380. 425 Quaest. ad Tahl. XLII, PG.90, 405C, p.94 [р. п. II,130]. св. Афанасий Великий, De incarnatione Dei Verbi 7, PG.25, 108D; р. п. I.2,200. 426 Quaest. ad Tahl. XXI, PG.90, 313A, p.42 [р. п. II,71] (см. о»естественных страстях»гл.«Полемика с монофизитами», прим. 34; здесь — прим.16). 427 Quaest. ad Tahl. XXI, PG.90, 312В, р.42 [р. п. II,71]; LXII,656C, p.230 (cap. quing. IV, 63); ср. XXVI,345C-D, р.60 [р. п. II,91]; LV, 537C, р. 166 [р. п. II,196]. Этот закон, к которому в эмпирическом состоянии обычно примешивается закон греха, закон плоти, — удовольствие — (о нем см. здесь. прим. 19), нужно отличать от φυσικος νμος, kak»ecmecmbehhoro»hpabcmbehhoro»зakoha»(Quaesm. ad Tahl. XVI,349A, p.62 [р. п. II,60]; LXIV, 724C-D, р.268–269=cap. quing. V,9), — проявляющегося в человеке, а также и во всем видимом естестве, и познаваемого в λγοι путем естественного созерцания (Quaest. ad Tahl. LI, PG.90, 477B, p.134 [р. п. II,168]; Ambigua, PG.91, 1129A, f.146a). Об этом последнем законе речь будет ниже, в гл.«Закон и благодать». 428 Quaest. ad Tahl. LXI. PG.90, 628B, p.213 (cap. quing. IV,35); Cap. quiag. I,25. 429 Ambigua, PG.91, 1321A,1348A,1309A, f.228a. 238а–в,223а. Св. Григорий Нисский, De hom., opificio 18, PG.44, 192A-B; р. п. I,149; De mortuis, PG.46, 521D-524A; р. п. VII,515–516. 430

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

  196 Это выражение принадлежит Диадоху Фотикийскому (см. Диадох Фотикийский. Слово подвижническое. Греческий текст с русским переводом. Киев, 1903, т. 1, с. 363).   197 Св. Тихон Воронежский, Творения, т. II, с. 191   198 Слово подвижническое, т. I, с. 24-25.   199 PG, t. 44, col. 197-200, 1161 D-1164 A.   200 Там же, col. 200 C.   201 Откровения преп. Серафима Саровского. Париж, 1932.   202 Место, в котором говорится о трех волях, находится в письме XX, опубликованном у Galland, Vet. Patrum Bibl. Venise, 1788, IV, с. 696и сл.   203 Для детального анализа этих терминов см. работу С. М. Зарина " Аскетизм по православпо-христианскому учению " , СПб., 1907, все еще сохраняющую свою ценность.   204 PG, t. 65, col. 1020 A.   205 Там же, col. 921-924.   206 PG, t. 120, col. 499 АВ.   207 PG, t. 44, col. 164.   208 О темных силах, охватывающих человеческий дух, см. Духовные беседы, XXIV, 2; XLIII, 7-9и др.: PG, t. 34, coil. 664, 776-777. [Русск. пер.: Творения преп. Макария Египетского, с. 181-182, 280-281.]   209 Скончавшийся в России в начале революции автор «Смысла жизни» (М., 1918) неизвестен на Западе. Он является единственным «софианцем», богословская мысль которого осталась вполне православной.   210 Св. Ириней Лионский. Против ересей, V, предпел.: PG, t 7, col. 1120: св. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога-Слова, 54: PG, t. 25, col. 192В; св. Григорий Богослов. Роет. dogmatica, X, 5-9: PG, t. 37, col. 465; св. Григорий Нисский. Большое огласительпое слово, 25: PG, t. 45, col. 65 D.   211 PG, t.150.   212 PG, t. 90, col. 621 AB. 213   213 PG, t. 91, col. 1308.   214 Там же col .1309   215 H. U. von Balthasar. Kosmische Liturgie, s. 267-268.   216 PG, t. 90, col. 1108 АВ.   217 PG, t. 94, col. 1464 A.   218 PG, t. 123, col. 1156 С.   219 PG, t. 3, col. 640 С; 648 D; 1072 В.   220 Три слова о Премудрости, к еп. Игнатию (по ркп. 431 Синодальной библиотеки в Москве), изд. еп. Арсением, греч. текст и Русск. пер., Новгород, 1898.   221 PG, t. 94, col. 1029, 1032.   222

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Именно поэтому духовная жизнь Отцов-пустынников так тесно связана с богословием обожения, которое мы находим у греческих Отцов. Учение об обожении: Свят. Григорий Нисский и преп. Максим Григорий Нисский и Максим Исповедник принадлежат к великому течению христианских мистиков, сумевших выразить основные реальности христианской духовной жизни в рамках неоплатоновской философии. Мы говорим здесь об этих двух великих Отцах не потому, что лишь они одни на христианском Востоке говорили об обожении, но потому , что, ставши на стыке духовности и чистого умозрения, их личности оказали решающее влияние на более позднее византийское мышление. Оба они решали в богословии ту же задачу, с которой в плане духовном сталкивались такие люди, как Диадох и Иоанн Лествичник , – задачу выражения на языке неоплатонизма, общепринятого в их время, тайны Боговоплощения и спасения во Христе. «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино; Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино " (Ин. 17, 22–23). Для выражения этого новозаветного учения о единении с Богом – том единении, которое одно может освободить людей от смерти и греха и которое есть сама сущность дела Христова – греческие Отцы употребляют понятие «обожение» ( θεωσις). Как и все духовные писатели, Григорий Нисский исследует, процесс этого единения. Благодать обожения, потенциально дарованная в крещении, воспринимается человеком свободно и постепенно, в течение всей жизни, приводя его к видению и соединению с Богом. Уже Филон увидел в Моисее образ мистика; Ориген , а вслед за ним Григорий Нисский использовали удобный – поскольку основанный на Библии – способ описания духовного восхождения христианина как подобного восхождению Моисея на Синайскую Гору. Здесь они находили основные элементы христианского учения о Богопознании. Тайна мрака, в котором обитает Бог и куда был допущен Моисей, дабы увидеть Его, становится образом Непостижимого, Который открывает Себя человеку. «Что же означается тем, что Моисей пребывает во мраке, и в нем только видит Бога?..

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Душа человеческая не иначе отчуждается от Бога, как страстным расположением. Поскольку Божество всегда бесстрастно, то постоянно пребывающий в страсти отлучается от общения с Божеством. Святитель Григорий Нисский ( 17, 395 ). О том, кто отпал от Сущего, можно сказать, что он, придя в ничтожество, – уничтожился. Святитель Григорий Нисский ( 18,53 ). Если ты сам удалил себя от Бога, то вспомни, что удаляющийся от солнца проводит жизнь во тьме. Если ты отстранен от молитв как недостойный, покаянием возврати себе прежнее состояние. Святитель Григорий Нисский ( 23, 479 ). Если услышишь, что кто-либо после явных христианских дел отпал от Христа, знай, что он был в то время без благодати Божией. Ибо Святой Дух животворит душу, как душа тело, и она бывает сильна и постоянна. Преподобный Симеон Новый Богослов ( 60, 37 ). Иудеи разгневались на Господа за обличение и «взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них» ( Ин. 8, 59 ). Господу ничем не повредили, а себя погубили, потому что следствием их неверия был страшный приговор Господа: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф. 23, 38 ) и еще: «не увидите Меня отныне» ( Мф. 23, 39 ). И ушел Господь в другие места, избрал другие народы в жилище Себе вместо возлюбленного Израиля. Вот и теперь – ничтожные люди в самообольщении гордого ума, не вмещающего истины Христовой, берут камни противления Господу и бросают в Него. Ему-то они не вредят, потому что Он все Тот же Господь, и истина Его – непреложна, а себя губят. Господь проходит мимо, оставляя таких людей с их пустой мудростью, которая и кружит их, как вихрь мелкие пылинки. Святитель Феофан Затворник ( 107, 136–137 ). Обратились некоторые лица к Господу: «Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли?» ( Мф. 7, 22 ). Что им ответил Господь? – «Не знаю вас» ( Лк. 13, 25 ). Не знает – значит не видел их. Если бы видел когда-нибудь, то, наверное, знал бы. Утверждают они: «Мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты». Но Он отвечает: «Говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды» ( Лк. 13, 26–27 ). Что же это такое, что Всеведущий и Всевидящий не знает тех людей и не видит? Попытаемся разъяснить: не знает свет тьмы, и если бы свет проник во тьму, то тьма не была бы тьмою, но просветилась бы светом. Греховной темноты были преисполнены те люди и поэтому хотя телом они были пред очами Христовыми, однако их помраченное сердце, их потемненный ум далеко отстояли от Христа. Поэтому Христос не видел, не глядел на них Своими милосердными, любящими глазами, поэтому Он и не знает их. Познал Господь Своих ( 2Тим. 2 ,. 19), говорит апостол, – только тех Господь знает, которые Ему принадлежат, а чуждых Он не знает: «Не знаю вас, откуда вы» ( Лк. 13, 25 ) ( 103, 550 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010