162 «Утверждение есть высказывание чего-то о чем-то. Отрицание есть высказывание, [отнимающее] что-то от чего-то» (Аристотель. Категории 17а. 25–27). 166 TLG: Fragmenta 37.6–7 (ex. Maximus Confessor Opp. ed. Combefis. Paris 1675. II p. Το γιωττου Κλμεντος πρεσβυτρου λεξανδρεας κ το Περ προνοας). 170 I, 2, 22–23; 151. VIII, 2, 9–10; 224. VIII, 2, 69–70; 226. VIII, 5, 22; 232. VIII, 5, 27; 232. VIII, 5, 33; 232. VIII, 5, 49; 232. VIII, 5, 68–69; 233. VIII, 5, 77; 233. VIII, 5, 80–82; 233. VIII, 5, 85–86; 234. VIII, 5, 90; 234. X.2, 4, 21–22; 257. X.2, 4, 27; 257. XIII, 6, 118; 299. XIV, 1,11; 315. XX, 45; 332. 174 TLG: Epistulae 236.6.1–2: Οσα δ κα πστασις τατην χει τν διαφορν ν χει τ κοινν πρς τ καθ’ καστον. 175 γρ φσις, στιν οσα, ν πολλος ξ σου θεωρεται, ς ποδδεικται (Apologia concilii Chalcedonensis. TLG: Work #001 10–11). 178 См., например, Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). М., 1995. С. 496–497. 193 У преподобного Анастасия – II, 4, 39–42; 168; у преподобного Иоанна – Философские главы. Гл. 13. 194 Преподобный Анастасий использует «евхаристический» аргумент в диспуте с афтартодокетами, который был в Александрии и описан в двадцать третьей главе «Путеводителя». При этом Синаит не говорит об акциденциях. Подробнее полемики преподобного Анастасия с афтартодокетизмом мы коснемся в параграфе 3.6. 197 Diekamp F. Doctrina Patrum de Incarnatione Verbi. Ein griechisches Florilegium aus der Wende des siebenten und achten Jahrhunderts, Münster i. W., 1907. S. 14–15. 199 Здесь и ниже нами исправлены опечатки издания: θεωρητικ и ναγγελτικ. – Редакция Азбуки веры. 200 «Облик человека прямой и тянущийся к небу, и смотрит он вверх. И этим обозначается его начальственность и царское достоинство. Ведь одно то, что из всех сущих таков лишь человек, а у всех прочих, тела поникли долу, ясно показывает различие в достоинстве тех, кто преклонился перед владычеством, и возвысившейся над ними власти» ( Григорий Нисский , свт. Об устроении человека. СПб., 2000. С. 30). 201 «Имя «человек» означает, что, тогда как остальные животные не наблюдают того, что видят, не производят сравнений, ничего не сопоставляют, человек, как только увидит что-то, а можно сказать «уловит очами», начинает приглядываться и размышлять над тем, что уловил. Поэтому-то он один из всех животных правильно называется «человеком», ведь он как бы «очеловец» того, что видит» (Платон. Кратил 399 с. 1–6). 210 Πντοτε γρ νεργν κα νοσιον κα νυπστατον τ δ φσις τ γαθν τε κα τ διον νθεωρεται θλημα (TLG: Contra Eunomium 3.6.17.8–10). 214 То есть «Любитель истины», «Правдолюбец» – так Севир называет свт. Кирилла. Преподобный Анастасий говорит, что содержанию книги более соответствует название «Φιλμυθος» (любитель басен, болтун – VI, 1, 87; 210).

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

(сент.-окт.). Ок. 150 епископов, в т. ч. свт. Григорий Нисский, епископы Евсевий Самосатский, Пелагий Лаодикийский, Зинон Тирский, Евлогий Эдесский, Виматий Маллский, Диодор Тарсский, при председательствующем Мелетии Антиохийском, собрались на Собор, чтобы подтвердить правомерность еп. Мелетия, к-рого не признавала Римская Церковь. Еп. Мелетий, повторно заточенный имп. Валентом , снова был вызван из ссылки при имп. Грациане . Еп. Павлин Антиохийский, находившийся в глубокой старости, объявил, что разделять престол с тем, кто рукоположен арианами, не может, т. к. это противоречит церковным правилам. Приверженцы еп. Мелетия попытались ввести его на престол силой. Волнения были успокоены договором, по к-рому никто другой не будет претендовать на кафедру, когда один из епископов почиет, на кафедре будет второй ( Sozom. VII 3; Socr. Schol. Hist. eccl. V 5). Но Зап. Церковь видела в еп. Мелетии арианина, принимая в общение еп. Павлина Антиохийского. Отцы Собора подписались под посланиями, присланными из Рима, против арианства и аполлинарианства, тем самым восстанови в церковное общение Запада и Востока ( Theodoret. Hist. eccl. V 9; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 103; Спасский. С. 562-563). На томос Собора, свидетельствующий о вероисповедании вост. епископов, ссылается Послание к Римской Церкви Всел. II Собора (Деяния Вселенских Соборов. Т. 1. С. 126). Ок. 380 г. Собор крайних ариан из группы еп. Евномия был составлен для возрождения арианской партии в Вост. Церкви после смерти преследовавшего ее имп. Валента (ум. 378). Политика имп. Феодосия Великого , издавшего в 380 и 381 гг. эдикты против ариан, расстроила их планы ( Simonetti. P. 49). 389 г. Собор епископов провинции Антиохия, к-рый осудил сыновей Маркелла Апамейского. Намереваясь отомстить за отца, они предводительствовали толпой, громившей языческий храм, и были убиты язычниками. 432 г. Собор. ок. 200 епископов, созванный еп. Иоанном I для обсуждения низложения Нестория с К-польской кафедры Всел. III Собором в Эфесе (431). Еп. Иоанн, поддерживавший антиохийца Нестория, прибыл на Всел. Собор, когда Несторий был уже низложен. Обвинив Собор в неправомерности совершенного, он отправил императору послание, в к-ром осудил еп. Кирилла Александрийского, выступившего против Нестория с 12 анафематизмами. После Всел. Собора Церкви Антиохийская и Александрийская разорвали общение ( Socr. Schol. Hist. eccl. VII 34). Император повелел еп. Иоанну Антиохийскому примириться с еп. Кириллом Александрийским и подписью своей и подчиненных ему епископов утвердить решения Эфесского Собора (Деяния Вселенских Соборов. Т. 1. С. 132-135). Собравшиеся епископы диоцеза Антиохия, в основном защищавшие Нестория, отказались поддержать определения Всел. Собора даже частично. Общение Церквей было восстановлено лишь в апр. 433 г. ( Mansi. V 1055-1060; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 176, 177; Simonetti. P. 49). 435 г.

http://pravenc.ru/text/115774.html

Григорий Нисский , Свт. Догматические сочинения. К. Шахбазян (ред.). Патристика: тексты и исследования, т. 1. Краснодар: Библиотека Свято-Ильинского храма, 2006. Игнатий Антиохийский (писал по-гречески, жил ок. 35–107 гг.) К Рим. Послание к Римлянам. Holmes, Michael W., ed. The Apostolic Fathers: Greek Texts and English Translations. Grand Rapids, Mich.: Baker,1999. Писания Мужей Апостольских. И. Степанов (ред.). Александрийская Библиотека. СПб.: Амфора, 2007. Иоанн Кассиан (писал на латыни, жил ок. 360–430 гг.) Собес. Собеседования. John Cassian: The Conferences. Trans. Boniface Ramsey. In ACW, vol. 57. Иоанн Кассиан Римлянин . Писания. Ю. Г. Хацкевич (ред.). Классическая философская мысль. Москва: ACT,2000. Иоанн Златоуст (писал по-гречески, жил ок. 347–407 гг.) Толк, на Ин. Толкование на Евангелие от Иоанна. John Chrysostom. Homlies on the Gospel of St. John. Trans. Charles Marriott. In NPNF, vol. 14,1–334. Иоанн Златоуст, Толкование на Евангелие от Иоанна (Москва: Сибирская Благозвонница, 2010). Иоанн Дамаскин (писал по-гречески,жил ок. 655–750 гг.) Изл. вер. Тонное изложение Православной веры. Saint John of Damascus: Writings. Trans. Frederick R. Chase. In FC, vol. 37,165–406. Иоанн Дамаскин. Источник знания. В СОС, т. 67, 108–357. Ириней Лионский (писал по-гречески, жил ок. 140–200 гг.) Прот. Ер. Против Ересей. Irenaeus. Against Heresies. In ANF, vol. 1, 315–567. Ириней Лионский . Против ересей. П. Преображенский (пер.). Библиотека христианской мысли. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2008. Док. Доказательство апостольской проповеди . Irenaeus of Lyons. On the Apostolic Preaching. Trans. John Behr. Popular Patristics Series. Crestwood, N.Y.: St. Vladimirs Seminary Press, 1997. Ириней Лионский . Доказательство апостольской проповеди . Н. И. Сагарда (пер.). Библиотека христианской мысли. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2008. Кирилл Александрийский (писал по-гречески, жил ок. 375–444 гг.) Прот. Нест. Пять книг против Нестория. Cyril, Archbishop of Alexandria. Five Tomes Against Nestorius. Trans. P. E. Pusey. Library of the Fathers of the Holy Catholic Church, vol. 47. Oxford James Parker and Co., 1881. Нет перевода на русский язык.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

Эти впечатления от всего напечатлеваются на душе. В книге II Филон говорит об образе змеи, которая становится посохом, когда ее берет в руку Моисей. Филон толкует руку Моисея как образ делания, а посох как наставление. Об Иакове же говорится как о победителе (или запинающем) страсти; он тоже берет в свою руку посох, чтобы перейти через Иордан, который толкуется как земная, низменная и тленная природа. Филон далее пишет, что ум подвижника переходит их в процессе обучения. В книге III Иаков снова называется запинающим, обретшим добродетель посредством дисциплины и тяжелого труда. А до того как Иаков не мог покинуть Лавана, он не мог улучшить свое состояние, то есть не мог подчинить себе чувственно воспринимаемое» ( Prassas 200,3, р. 299). В Трудностях к Иоанну прп. Максим снова обращается к экзегезе Быт. 30–31 и, в частности, толкует очищение Иаковом коры с прутьев как действие ума, который, будучи умудрен в Духе, очищает Божественные логосы сущего от окружающего вещества, и далее восходит через созерцание этих логосов к ангельской жизни и познанию (см. amb . 51: PG 91, 1369С-1372В). Свт. Григорий Нисский обращается к анагогическому толкованию Еккл. 10, 18 в своем изъяснении на Песнь Песней и пишет: «Итак, по причине сего зловредного дождя [этот дождь святитель понимает как искушения. – Г. Б.], потребны нам таковые преклади [то есть балки. – Г. Б.], а ими будут добродетели, которые, будучи тверды и неуступчивы, не допускают внутрь себя притока искушений, да и во время искушений противятся влиянию порока. Дознаем же сказанное, с предлагаемым здесь сличив изречение у Екклесиаста, ибо там говорится: в леностех смирится строп, и в празднестве рук прокаплет храмина ( Еккл. 10, 18 ). Если дерева, употребленные на кровлю, по тонкости гибки и не тверды, а хозяин дома ленив для того, чтобы приложить попечение о здании, то не будет пользы от кровли и дождь протечет каплями. Ибо кровля по необходимости вдавливается, уступая тяжести воды, и хилость дерев не противится, подламываясь от приражения тяжести; посему вода, скопившаяся во впадине, переходит внутрь, и сами капли, по слову притчи, изгоняют человека из дома его в дождливый день ( Притч. 27, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Преп. Симеон Новый Богослов. Сл. 35, 2//Слова… Вып. 1. С. 273–274. 190 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на 1 Кор. 17, 4//Творения. Т. 10. Кн. 1. С. 168. 191 Свт. Григорий Нисский. Об устроении человека. Гл. 20. С. 67. 192 Свт. Кирилл Александрийский. Толкование на Посл. к Римл. 5, 15. 193 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на начало поста, и о посте//Творения. Т. 2. Кн. 2. С. 948. 194 Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на кн. Бытия. 16, 3//Творения. Т. 4. Кн. 1. С. 131; Там же. С. 140–142. 195 Свт. Ириней Лионский. Против ересей. Кн. IV. Гл. 39, 3. М., 1996. С. 438. Свт. Василий Великий. О том, что Бог не виновник зла, 7. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на кн. Бытия. 17, 1//Творения. Т. 4. Кн. 1. С. 137–139. 196 В Книге Премудрости Соломона: …Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих… Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего… 197 Свт. Феофил Антиохийский. К Автолику. Кн. II, 27//Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 490. 198 Свт. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога–Слова и о пришествии Его к нам во плоти, 5//Творения. Ч. 1. С. 197. 199 Блж. Феодорит Кирский. На 50–й псалом, 7: «Если бы они не согрешили, то не подпали бы и смерти в наказание за грех […] Но поелику прародители согрешили, то преданы они тлению; а сделавшись тленными, таковых родили и детей»//Творения святых отцов в русском переводе. Т. 27. Ч. 2. С. 243. 200 Свт. Григорий Нисский. О девстве, 12: «Но сам по себе добровольно измыслил противное природе, положив первый опыт зла…»//Творения святых отцов… Т. 44. Ч. 7. С. 343. 201 Свт. Григорий Палама. Богословские главы. Гл. 51. 202 Свт. Василий Великий. Беседа о том, что Бог не виновник зла//Творения. Ч. 4. С. 142–162. 203 Он же. О смиренномудрии//Творения. Репринт Ч. 4. С. 309; его же. О том, что не должно прилепляться к житейскому//Там же. С. 322–323 204 Ориген. Толкование на Евангелие от Иоанна. 20, 25.//ΒΕΠΕΣ., 12, 232 (1–5). 205 Свт. Григорий Неокесарийский. Слово 1//ΒΕΠΕΣ. 17, 351 (16–20). 206 В этой книге мы не анализируем проблему зла в целом; мы касаемся лишь смерти, которая является одним из последствий греха. 207

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Витимий, авва 141 7 Г ай, адресат Пс.- Дионисия Ареопагита 197 129 , 209 180 , 249 Геннадий Схоларий , патр. Константинопольский 304 28 , 493 Георгий Факрасис 266 439 Геракл (миф.) 172, 173 Гермий, философ 300 11 , 489 Геродот (Herodotus), историк 270 462 , 489 Гомер, поэт 80 11 , 233 281 , 489 Гонорий, папа Римский, еретик 70 12 , 73 Григорий Акиндин (Gregory Akindynos), свящ., еретик 6, 163 (2) , 164 (14) , 165−168, 172 (1) , 174, 177, 180, 181, 184 (74), 185 (80) , 187, 188, 189, 191, 192 111 , 195, 196, 198 (141) , 199, 203 (158) , 207 175 , 210 (184) , 211 (192, 194) , 213 200 , 216, 218, 219, 222, 223 (244) , 224, 226, 227, 229, 230−232, 238, 245, 247, 251 (377) , 253, 254, 255 389 , 256 392 , 257 (395, 396) , 258 402 , 259 406 , 263, 264 (428) , 265, 266 439 , 268, 270 462 , 271 469 , 274 486 , 278 (522) , 279 (528, 529) , 280532 , 533 , 283, 284, 286 561 , 290−292, 294, 296, 297 (3) , 298 7 , 299 сн. , 459, 465 32 , 493; см. также ПУ (акиндинисты) Григорий Диррахийский, митр. 207 174 Григорий Назианзин (Богослов), свт. 43 1 , 92 15 , 141 (11) , 142 12 , 148 57 , 149, 175 (21, 22) , 177 (32, 33, 36, 37), 196 (125) , 200146, 205 (168) , 221 233 , 225 250 , 228 262 , 233 279 , 234 (283, 286) , 235 (299) , 237 306 , 240 317 , 249 (370) , 250 372 , 256 (390, 391) , 258 (400) , 259 404 , 261 (414, 417) , 263 424 , 265 434 , 267 (440) , 279 529 , 281 (534, 539) , 284 (549) , 287 562 , 289 569 , 298 6 , 300 11 , 301 18 , 302 21 , 314, 328 сн., 49 , 328 47 , 383 (209) , 385 (223) , 393 252 , 394 (254) , 402 (8) , 405 31 , 473 73 , 493 Григорий Нисский , свт. 177 34, 35 , 179, 180 58 , 194 118 , 205 167 , 231 271 , 234 (284) , 238 сн. , 243 325 , 245 (338) , 256 (390, 391) , 259 (405, 406) , 263, 264 (427) , 265 (432) , 66 (437, 439) , 267 сн. , 275 (491, 492, 496, 497) , 280, 286 (557, 560) , 288, 290 (574, 575) , 291 576, 577 , 295 (603) , 296 (607, 610) , 299 8 , 300 12 , 405 31 , 459 14 , 463 27 , 464 31 , 468 (45) , 495, 496 Григорий Палама ( Γρηγ ριος Παλαμ ς), архиеп. Фессалоникийский, свт. 5, 6, 77, 78 7 , 80 12 , 98 94 , 163 (5) , 164 (9, 14) , 165 (17) , 166 (23) , 167 (25, 26) , 168−170 (38, 39) , 172 1, 3 , 175 21 , 177 33 , 179 53 , 183 68, 69 , 184 73 , 187 85 , 190 100, 104 , 192 110, 111 , 193 115 , 194 117 , 198 141 , 199 144 , 200 146, 147 , 201сн ., 149 , 202 сн. , 203 155, 158 , 205 166 , 209 182 , 210 184 , 218 (222) , 221 235 , 222 240 , 225 251 , 227 (257) , 232 276, 278 , 237 304 , 238, 239 309 , 244 329, 330 , 247 353 , 251 377 , 254 сн. , 255 (389) , 256 390, 392, 394 , 258 399, 400 , 259 406 , 260 409, 410 , 263, 264 (426, 427) , 266 436, 439 , 267 сн. , 269, 270 461, 462 , 271 464, 469 , 276 481 , 274 486, 490 , 276 503 , 277 508 , 280 532, 533 , 281 534, 538 , 285 556 , 289 569 , 291 (576) , 292 582 , 294 595 , 295 604 , 297 1, 3 , 299 сн. , 300 12, 13 , 301 18 , 302 22 , 304 28 , 310 (14) , 431 (2) , 446 (10) , 449, 456 2 , 457 3 , 459 14 , 465 32, 34 , 466 36 , 474 78 , 496, 556

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

1 . Марк Подвижник , преп. Преподобного и богоносного отца нашего Марка Подвижника /Пер. с греч. Павского Г. , прот.//Христианское чтение. «О законе духовном, 200 глав» – 1821. – 3. – С. 237–266; С. 267–310 «О тех, которые делами думают оправдаться, 226 глав»; 1828. – 29. – С. 14–25 «Разговор ума с своею душею»; 1834. – 2. – С. 250–257 «О посте». 2 . Марк Подвижник , преп. Преподобного и богоносного отца нашего Марка Подвижника нравственно-подвижнические слова. – М. Унив. Тип., 1858. [Из пер., подгот. в Оптиной пустыни]. – 331 с. 3 . Марк Подвижник , преп. Преподобного отца нашего Марка Подвижника . Слово о Мелхиседеке//НИОР РГБ Ф. 172 К. 486. Ед. хр. 8. 1850-е – 1860-е., – 14 л. 4 . Марк Подвижник , преп. Против несториан/Пер с греч. Б. Барчунова//Богословский сборник. ПСТБИ. – 1999. – 4.– С. 129–152. [Парал. греч. текст и рус пер., гл. 1–26]; 2000. – 5. – С. 118–182. [Гл. 27 сл.]. 5 . Marc le Moine. Traités spirituels et théologiques/Traduction française, notes et index par Sæur C.-A. Zirnheld. – Begrolles-en-Mauge: Abbaye de Bellefontaine, 1985. – 291 p. 6 . Marcus Eremita. Opuscula quaedam Theologica, quae in Bibliotheca regia reperta sunt, graecè scripta/Nunc primùm Latino sermoni tradita, per I. Pieu. – Apud Audoënum Paruum, 1563. – 542 p. 7 . Μρκος ο Ασκητς. Ο πνευματικς νμος του γου Μρκου του σκητο. – Αθνα: Παρουσα, 1999. – 99 σ. Прочие переводы и источники на русском языке: 1 . Афанасий Великий , свт. Творения. 4.1. – 2-е изд. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902. – 472 с. 2 . Афанасий Великий , свт. Творения. Ч. 3 – 2-е изд., испр. и доп. – Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1903. – 524 с. 3 . Василий Великий , свт. Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения. Т. 2: Аскетические творения. Письма. – М. Сибирская благозвонница, 2009. – 1232 с. 4 . Григорий Богослов , свт., Архиепископ Константинопольский. Творения: Т. 1: Слова. – М. Сибирская благозвонница, 2007. – 896 с. 5 . Григорий Нисский , свт. Творения. Ч. 4: Большое огласительное слово, разделённое на сорок глав. – М. Типография В. Готье, 1862. – 398 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

Преподобный Анастасий Синаит , согласуясь со святоотеческим Преданием – которое особенно ярко выражено в учении о богопознании великих Каппадокийцев и, позднее, свт. Григория Паламы , – доказывает, что все, что приобщается природе, приобщается на самом деле к природному действию. И само название той или иной природы определяется по естественному действию: «Большинство наименований любой существующей вещи соотносятся с действием, а не с естеством, ибо они имеют имена, производимые от их собственных действий» (II, 4, 113–115; 170). Так, имя «Бог» (Θες) «представляет нам не саму непостижимую и безымянную сущность Создателя» (II, 4, 117–119; 170), но выражает Его созерцательное действие (θεωρητικ 199 νεργεα – II, 4, 119; 170), имя «ангел» (γγελος) «обнаруживает не саму сущность и бытие природы ангелов, но они имеют наименования Ангела от их возвещающей (ναγγελτικ) энергии и служения» (II, 4, 120–123; 170–171), то есть служения вестников, посланцев (тоже γγελος от от глагола ναγγλλω – возвещать, сообщать). Имя «человек» (νθρωπος) преподобный Анастасий также производит от характерного для людей и этим отличающего их от животных действия – «вверх глядящий» (νω-θρπος – II, 4, 128–129; 171 – от νω – вверх и θρω – глядеть, рассматривать), что связано и с отличительным от животных действием прямохождения (II, 4, 129–132; 171). То же самое происхождение слова νθρωπος приводит свт. Григорий Нисский . 200 Платон дает похожую этимологию слова νθρωπος, производя его от слова ναθρω – тщательно рассматривать. 201 Кроме указанных нами трех, преподобный Анастасий приводит еще множество примеров, где связь названия вещи и ее действия ясна, как правило, только в оригинале на греческом языке. Приведем только пример с душой, который понятен и в переводе на русский: «И душа называется «душой» (ψυχ) от собственного действия, ибо «дышать» (ψχειν) значит «животворить» (ζωοποιεν); поэтому от животворящего действия происходит название «душа», поскольку она животворит тело» (II, 4, 169172; 173).

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

А. И. Бриллиантов, И. С. Эригена, с.227–228. 32 Св. Григорий Нисский, De hom. inis opificio, 16. 16. 22, PG.44, 185D,196A,192A,208A; р. п. I, 144–145,153,149,167. 33 Ibid. 17. 22, PG.44, 188D. 205A; р. п. I, 146–147,165. 34 Ibid. 16. 20, PG.44, 185AD,201A; р. п. I, 143,144,160. 35 Orat. catech. 8, PG.45, ЗЗВС; р. п. IV, 29. 36 Св. Афанасий Великий. Oratio de incarnat. Dei VerbI,5. 6, PG.25, 105B-108A; р. п. I.2, 197–199. 37 Ibid. 44, PG.25, 176AB; р. п. I.2, 248–249. 38 Ibid. 7. 10. 20, PG.25, 109A,113B,129D; р. п. I, 200,203,216. 39 Ibid. 10. 14. 16. 435, PG.25, 113A,121B-C,124BC,176D; р. п. I.2, 203,209,211.249. 40 Ibid. 9. 10. 26, PG.25, 112AB,113C,140D; р. п. I, 201–202,204,223. 41 Ibid. 54, PG.25. 192B; р. п. I, 260; De incarnat. et contra arianos 8, PG.26, 996A; р. п. III.2, 257. Эти взгляды в общем разделяли и оба Григория (св. Григорий Богослов, Or.1, n.5; Or.2, n.23–24, PG.35,397C,432C-434A; р. п. I, 3,5,24; Or.29, n.19;30, n.21;38, n. I.3, PG.36, 100А,132А,325ВС; р. п. III, 59,81–82,202–203; св. Григорий Нисский, Or. catech. 25, PG.45,65D-68A; р. п. IV, 66–67); только св. Григорий Нисский присоединял еще оригенистическую теорию выкупа у диавола (Orat. cat. 23. 26, PG.45, 61А. В,64А,68А; р. п. IV, 60–62,67), с которой решительно не соглашался св. Григорий Богослов (Or.45, n.22, PG.36, 653АВ; р. п. IV3,142). 42 Св. Афанасий Великий. Or. contra arianos II,70, PG.26, 296A-B; р. п. II.2, 353:«He обожился бы человек, сочетавшись с тварию [Логосом, как о Нем учили ариане], если бы Сын не был истинный Бог.. И не освободились бы мы от греха и проклятия, если бы плоть, в какую облеклось Слово, не была по естеству человеческая (потому что с чуждым для нас не было бы у нас ничего общего)». 43 Св. Григорий Богослов, Ог.30, n.17, PG.36, 112C,353D-356C; р. п. III, 68,221. Or.5, n.124, PG.35, 664С; р. п. I, 144. 44 Св. Григорий Нисский, Orat. catech.33,35, PG.45, 84A,88A. D.; р. п. IV, 85,89,90–91. св. Григорий Богослов, Ог.39, n.17, PG.36, 353С; р. п. III, 220; Or.40, n.7,9,10, 365D,69B,372A; р. п. III, 228,230,231. 45

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

94 Hom. IX, 1, col. 188–189. В данном случае св. Василий делает намек на следующие системы: «Фалес и стики с приверженцами их школы думают, что земля круглая, как шар; Анаксимандр – что она похожа на камень в виде колонны; Анаксимен – что она плоская, как стол; Левкипп – что она имеет форму барабана; Демокрит – что она плоская, как бассейн, но имеет пустоту внизу». Plutar., Opinions des philosophes, III, 10; trad. Amyot. «Земля по всех необходимости, имеет форму шара, говорит Аристотель, De Coelo, II, 14… Ясно, что тело, оконечности которого одинаково со всех частей относятся к центру, по необходимости должно составлять массу, одинаковую со всех сторон». 95 Hom. IV in Hexaem., 1, col. 80. Hom. I, 8–9, col. 21 – 24. Cp. Comm. in. Is., XIII, 270, Migne, Patr. gr. t. XXX, col. 592–593. 96 Hom. IV in Hexaem., 8, col. 21. pp. 52–53 Cp. Fialon, Etude historique et limmeraire sur S. Basile, p. 319. 97 Aristot., De Coelo, 1. II, c. XIII. Св. Василий большую часть своих научных сведений заимствовал у Аристотеля. 100 См. Greg. Nys., in Hexaemeron liber, Migne, Patr. gr., t. XLIV. col. 69 и 72. Не смотря на ясность этого места, Цклер отрицает, чтобы епископ Нисский допускал совместное творение, Geschichte der Bezichungen zwischen Wissenschaft und Theologie, t. I, p. 198. Но это неверно. Каноник Гранье, бенедиктинский издатель творений Василия Великого , рассуждая о совместном творении, говорит: « Григорий Нисский говорит так ясно, что нельзя сомневаться в том, что он принимал это самое мнение». Migne, Patr. gr., t. XXIX, p. 185. Cp. Bhriner, Die alte Kirche, 2-e edit., t. VIII, 1876, p. 57–58. Григорий Нисский , впрочем, отстаивает буквальный смысл, In Hexaem, в разных местах и особенно столб. 120. 102 Zckier, Geschichte der Beziehungen zwischen Theologie and Naturwissenschaft, t. I, pp. 200, 143. Григорий Нисский говорит, что только один Бог знает, как световая сущность обладает светящей силой; там же, столб. 76. Севериан Габальский говорит то же самое, De mundi creat., Orat. I, n 6, t. LVI, col. 436, но он старается объяснить себе это расположением различных элементов мира. Опыт Цлято идет дальше; он доказывает, что вся эта жидкая масса сама по себе имеет тенденцию к принятию сферической формы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010