3 . С другой стороны, получить книгу и съесть ее ( Откр 10:10 ) – доверить памяти то, что было показано. Сладка в устах – означает, что плод пророчества – наисладчайший для изрекающего и слушающих его, но для проповедаюших и упорствующих в доверенном – самый горький. Надлежит, говорит он, опять пророчествовать ( Откр 10:11 ), то есть возвещать [истину] среди народов, племен и языков. Это означает следующее: когда Иоанн получил Откровение, он был на острове Патмос, осужденный цезарем Домицианом 25 на работы в рудниках. Там, вероятно, он и записал Апокалипсис. [Будучи] в преклонном возрасте, он полагал, что после страдания сможет воспринять [блаженство]. После убийства Домициана все суды были прекращены и Иоанн был отпущен с рудников. Позже он передал именно то Откровение, которое получил от Господа. Вот [что означают слова]: надлежит опять пророчествовать. 7 Свт. Викторин имеет в виду последователей Маркиона, которые не принимали пророчеств Ветхого Завета. 10 Туника (от лат. tunica) – нижняя домашняя одежда римлян без рукавов, поверх которой мужчины надевали тогу, а женщины – столу. 13 В Синодальном переводе: «Иуда, тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?» 14 Свт. Викторин рассматривает Святого Духа в субординационистском ключе (от лат. subordinatio – подчиненность), то есть что Он предвечно находиться в подчинении у Сына Божьего. Впоследствии, это учение Церковь Христова отвергла как еретическое, утвердив на II Вселенском соборе (381) 2-ю часть Символа веры (8–12 члены), где говорится: «И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки» (8 член). 17 В Синодальном переводе: «и после сего видел я четырех ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktorin_Petav...

5). Однако перечисляемые далее моральные качества, которыми должны обладать пресвитеры, очень близки к тем, к-рые были перечислены в 1 Тим 3 для Е., а в ст. 6-9 эти пресвитеры прямо именуются Е.: «Если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать». Главным отличием от 1 Тим 3 является особый акцент на сохранении Е. истинной веры и обличении им еретиков. Сопоставление этих посланий показывает, что автор не проводит четкого различия между пресвитерами и Е. Вероятной причиной этого является либо нестабильность терминологии для обозначения различных церковных служений, либо то, что в ту эпоху высшую ступень в церковной иерархии все еще занимали апостолы. Е. в эпоху мужей апостольских Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. К-польский. Икона. Ок. 1523 г. (ЦМиАР) Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. К-польский. Икона. Ок. 1523 г. (ЦМиАР) В «Дидахе» наряду с апостолами, пророками и учителями (дидаскалами) упоминаются «епископы и диаконы» (Didache. 15. 1). В отличие от первых 3 служений они являются выборными (об их избрании сказано: χειροτονσατε - т. е. «[голосуйте,] поднимая руки»). Е. должны быть кроткими, несребролюбивыми, истинными и испытанными и исполнять в общине функции пророков и учителей, вероятно, по той причине, что апостолы, пророки и учители не находились постоянно на одном месте, но перемещались от одной общины к другой. Пророки и учители называются в Дидахе «архиереями» (Didache. 13. 3). Пресвитеры в этом памятнике вовсе не упоминаются. В 1-м послании сщмч. Климента I , еп. Римского, приводится краткое объяснение происхождения степени Е.: апостолы, «проповедуя по различным странам и городам, первенцев из верующих по духовном испытании поставляли в епископы и диаконы для будущих верующих» ( Clem.

http://pravenc.ru/text/190033.html

73. Святитель Феофан Затворник. Начертания христианского нравоучения. С. 331. 74. Письма духовного отца к духовным детям. С-Пб. 1861. Ч. 2. 75. По письмам святителя Феофана Затворника. 76. Святитель Тихон Задонский. 77. По Поучения аавы Дорофея 78. См. Св. Кирилл Иерусалимский. Огласительные поучения. Поучение 4, п. 43 79. Свт. Ириней Лионский. Против ересей. Кн. 3.Гл. 4. 80. Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на первое Послание к коринфянам 81. По писем оптинского старца Амвросия. Душеполезное  чтение». 1896. С. 623. 82. Душеполезное чтение. 1896. Ноябрь. С. 507. 83. Из поучений о восьми помыслах св. Нила. 84. Из писем оптинского старца Амвросия. Душеполезное  чтение». 1896. С. 623. 85 . Из Беседы 23 86 . Прибавление к творениям Святых отцов Ч. 3 87. Преподобный Нил Скитский патерик 88. Святой праведный Иоанн Кронштадский. 89. Творения святителя Василия Великого в русском переводе. Ч. 1. С. 390. 90. Св. Феофан Затворник 91. По «Старческому наставлению» игумена Валаамского Назария.  Вторая заповедь закона Божия Не сотвори севе кумира и никакого изображения того, что на неве вверху, и того, что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им (Исх. 20, 4). Не заражен ли ты, сын мой, страстью любостяжания или сребролюбия? Помни, что любостяжание есть как бы идолослужение, по выражению св. апостола Павла (см. Кол. 3, 5). Он же называет сребролюбие корнем всякого беззакония (см. 1 Тим. 6, 5). Знай, что «любящий земное более небесного лишится и небесного, и земного» 92 . Сребролюбцы — несчастнейшие люди и в этой, и в будущей жизни: здесь они — в беспрестанных заботах, трудах и беспокойстве, а там должны терпеть вечное мучение. Эта страсть врачуется следующими средствами: 1) тем, чтобы «всем сердцем и всей душой иметь упование на Бога 93 и 2) " если хочешь победить сребролюбие возлюби нестяжение и скупость 94 " . Слово Божие научает проводить воздержанную жизнь. Смотрите же за собою, — говорит Господь,— чтобы сердца ваши не отягчались объядением, и пьянством, и заботами житейскими и чтобы день тот не постиг вас внезапно (Лк. 21, 34). «Пресыщением отягченное чрево, как гиря, висит под крылами духа и тянет к земле, так что при всех усилиях он более бьется о землю, нежели взлетает к небу»,— говорит мудрый святитель Филарет, митрополит Московский. Будем вести себя благочинно, не предаваясь пированию и пьянству (Рим. 13, 13),— учит св. апостол Павел. Он же наставляет: Не обманывайтесь: ни пьяницы, ни злоречивые царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

    Патриарх Иаков, благословляя перед смертью детей своих, сказал Иуде: Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов (Быт. 49:10), т.е. не прекратится царская власть из колена Иудова, пока не придет обетованный Примиритель, ожидание всех народов земных, Спаситель Христос. Это и сбылось во время Рождества Христова: у Иудеев не было своего царя; царь Ирод был иноплеменником; их царство принадлежало Римлянам. ИУДА РОДИЛ ФАРЕСА И ЗАРУ ОТ ФАМАРИ. Фамарь была невестка Иуды, вдова, оставшаяся бездетной после браков с двумя его сыновьями (Быт. 38:6-18). Желая иметь детей от семени Авраама, она притворилась блудницей, зачала от своего свекра, Иуды, и родила двух близнецов Фареса и Зару. Итак, упомянув о Фамари, евангелист напоминает о грехе самого Иуды. «Что делаешь ты, богодухновенный муж, — вопрошает свт. Иоанн Златоуст. — напоминаешь нам историю беззаконного кровосмешения?» И отвечает: «В родословии воплотившегося Бога не только не должно умалчивать, но надо велегласно возвестить об этом, для того, чтобы показать Его промышление и могущество. Ибо Он пришел не для того, чтобы избегать позора нашего, но чтобы уничтожить этот позор. Христу должно удивляться не только потому, что Он сделался человеком, но и потому еще, что Он порочных людей удостоил быть Своими соратниками, не стыдясь нимало наших пороков. Он не гнушался ничем нашим, научая этим и нас не стыдиться злонравия предков (или низкого происхождения), но искать только одного — добродетели. Ибо добродетельный, хотя бы и происходил от иноплеменника, хотя бы и родился от блудницы, не может получить от этого вреда». Этим смиряется и гордость Иудеев. Они хвалились своим происхождением от Авраама и думали спастись добродетелями предков. Но, вот «и самые праотцы их виновны во грехах. Так, патриарх Иуда, от которого и самое имя получил народ Иудейский, оказывается немалым грешником, ибо Фамарь обличает его в блудодеянии. И Давид от жены прелюбодейной родил Соломона. Если даже эти великие мужи не исполнили закона, то тем более те, которые ниже их. А если не исполнили, то все согрешили, и пришествие Христа было необходимо» (свт. Иоанн Златоуст).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    Самая страна их, Палестина, была со всех сторон ограждена и защищена: с востока она отделялась рекой Иорданом и двумя озерами, с юга — пустыней и гористой Идумеей, с запада — морем и с севера — Антиливаном. В чудесах при исходе из Египта, при Синае, при завоевании земли обетованной, Бог Сам являлся вождем народа в постоянных явных чудесах и знамениях; но потом, все благоустроив, Господь поручил Свой народ его духовным вождям, первосвященникам, священникам и левитам, которым и дал право сидеть на седалище Моисеевом, и с него поучать народ и толковать Закон, «и отлучился», т.е. долго терпел, не всегда и не тотчас по преступлении наказывал. Под отшествием разумеется великое Божие долготерпение» (свт. Иоанн Златоуст). «И послал Своих слуг», т.е. пророков, этих великих избранников Божиих, которые возвещали Иудеям волю Божию, призывали их к покаянию, открывали будущее, указывая на грядущего Спасителя мира — Единородного Сына Божия. Эти посланники Божий требовали от Иудеев плодов, т.е. исполнения воли Божией, «повиновения, доказываемого делами. Но Иудеи не только не дали плода после таких попечений, но даже вознегодовали на пришедших, и не только вознегодовали, но еще обагрили руки свои кровью; сами заслуживая казнь, предали казни посланных» (свт. Иоанн Златоуст). Так, Иеремия и Захария, сын Иодаев, были побиты камнями (Иер. 37:15), Исайя распилен пилой; другие испытали поругание, а третьи — побои, а также узы и темницу; камнями побиваемы были, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча те, которых весь мир не был достоин. «Я послал к вам, — говорит Бог у пророка Иеремии, — всех рабов Моих, пророков, посылал с раннего утра, чтобы сказать: «не делайте этого мерзкого дела, которое Я ненавижу» (Иер. 44:4-6). Но Иудеи оставались упорными. «Но почему Бог не тотчас послал Сына? — спрашивает святитель Златоуст и отвечает. — Для того, чтобы они почувствовали, как несправедливо поступали с посланными рабами и, отложив гнев, устыдились Его пришествия. Словами: «постыдятся Сына Моего»показывается не неведение в Боге, а только намерение обнаружить великость греха и совершенную неизвинительность Иудеев. Ибо Бог знал, что убьют и Сына, однако ж, послал. Если они были непризнательны к рабам, то, по крайней мере, должны были почтить достоинство Сына». В этом послании Сына Своего Отцом Небесным является последнее, уже окончательное усилие милосердия Божия. «Но как же поступили они? — говорит святитель Златоуст. — Им должно было прийти и просить помилования, а они ведут себя по-прежнему, даже задумывают новые злодеяния, ужаснейшие прежних. Что говорят, увидев Сына? «пойдем, убьем Его». Для чего и за что? Можно ли им было обвинять Его в чем-нибудь, великом или малом? Разве в том, что Он почтил вас?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Господь же снова решительно повторяет Свой приговор над фарисеями, как над людьми, безнадежно погибшими: ОН ЖЕ СКАЗАЛ В ОТВЕТ: ВСЯКОЕ РАСТЕНИЕ, КОТОРОЕ НЕ ОТЕЦ МОЙ НЕБЕСНЫЙ НАСАДИЛ, ИСКОРЕНИТСЯ, т.е. всякое учение, которое не от Бога возвещено и с учением Божиим несогласно, погибнет; и все те, которые измышляют такое учение или защищают его, не устоят перед истиной слова Божия: рано или поздно ложь их разоблачится. Потому ОСТАВЬТЕ ИХ: не следуйте измышленным ими учениям; они могут только повредить вам, потому что ОНИ СЛЕПЫЕ ВОЖДИ СЛЕПЫХ; они слепы духовно, сами закрывают духовные очи, чтобы не видеть света слова Божия и ставят преграду своих вымыслов между собой и словом Божиим. И тем хуже, что эти слепцы, фарисеи и книжники, вовсе не сознают своей духовной слепоты; А ЕСЛИ СЛЕПОЙ ВЕДЕТ СЛЕПОГО, ТО ОБА УПАДУТ В ЯМУ. «Большое зло быть слепым, по при слепоте браться водить другого — гораздо гибельнее» (свт. Иоанн Златоуст). В этих словах Господа не было ничего неясного; но для апостолов они были так новы, так неожиданны, что они не могли сразу расстаться со своими понятиями о фарисейской праведности и все еще колебались в недоумении: как же теперь смотреть им на те предания и обряды, которыми фарисеи обставляли каждое правило, каждую заповедь Закона? Закон, например, предписывал разборчивость в пище, фарисеи выводили множество правил, а Господь, по-видимому, вовсе отменял ее... О нечистоте внутренней, духовной, апостолы тогда еще не имели ясного понятия. «Что они действительно и сами соблазнялись, это видно из того, что ревностный и всегда других предупреждавший Петр», скрывая свое смущение, решился спросить от лица прочих учеников у Господа объяснения. ПЕТР ЖЕ, ОТВЕЧАЯ,СКАЗАЛ ЕМУ: ИЗЪЯСНИ НАМ ПРИТЧУ СИЮ. «Петр не осмеливается прямо сказать: «Я соблазняюсь», но просит изъяснения, чтобы избавиться от смущения» (свт. Иоанн Златоуст), и потому Господь укоряет его;ИИСУС СКАЗАЛ: НЕУЖЕЛИ И ВЫ ЕЩЕ НЕ РАЗУМЕЕТЕ? хотя вам уже дано знать тайны Царствия Божия; ЕЩЕ ЛИ НЕ ПОНИМАЕТЕ, ЧТО ВСЕ,ВХОДЯЩЕЕ В УСТА, доставив необходимое питание телу, ПРОХОДИТ В ЧРЕВО И ИЗВЕРГАЕТСЯ ВОН? Поэтому, если человек вкушает пищу не ради услаждения, а для утоления голода, не в избытке, а сколько потребно, то пища, сама по себе, не может осквернить его, хотя бы к пей и пристала от немытых рук какая-либо нечистота. А нечистота сердца внутри пребывает и оскверняет человека не только тогда, когда остается там, но и когда исходит оттуда, и тогда еще более.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Все предано Мне Отцом Моим, говорит Он; все, что делает Отец, то делает и Сын, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Мф. П, 27). «Природа Сына Божия (говорит епископ Михаил), тайна единства в Нем божественного и человеческого естества, высота и чистота Его божественного характера таковы, что ни один человек не может их вполне понять и узнать; один Бог Отец знает Его совершенно. И Отца не знает никто; ни человек, ни ангел и никакое творение не может постигнуть и узнать вполне Бога. Только Сын знает Его вполне» (Толковое Евангелие. 1). По мнению Златоуста, Иисус, говоря — Отца не знает никто, кроме Сына, — не то разумеет, что все Его не познали, но что никто не имеет об Отце такого знания, какое имеет Сын. То же можно сказать и о Сыне. Равным образом, Он не разумеет здесь какого-то неведомого Бога, Который никому не открыл Себя, как утверждает Маркион, но показывает невозможность полного о Нем познания, потому что мы и Сына не знаем так, как должны знать» (Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея. 38). И кому Сын хочет открыть. Сын, то есть Иисус Христос, хочет открыть Отца всем без исключения, но не все способны принять такое откровение. Он всех призывает к Себе, всем в лице Своем открывает Отца, всем говорит: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Призыв трудящихся и обремененных «Не тот или другой приходи, но идите все, находящиеся в заботах, скорбях и грехах; идите не для того, чтобы Я подверг вас истязанию, но чтобы Я разрешил грехи ваши; идите не потому, что Я нуждаюсь в славе от вас, но потому, что Мне нужно ваше спасение. Смотрите на Меня и учитесь от Меня всему тому, что Я делаю; тогда узнаете, какое великое благо смирение и кротость, и найдете покой душам вашим» (Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея. 38). « Возьмите иго Мое на себя, исполняйте все заповеди Мои и не думайте, что они трудны или неудобоисполнимы; берите пример с Меня; будьте так же кротки и смиренны, как Я, и тогда вы поймете, что

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Господь же снова решительно повторяет Свой приговор над фарисеями, как над людьми, безнадежно погибшими:  ОН ЖЕ СКАЗАЛ В ОТВЕТ: ВСЯКОЕ РАСТЕНИЕ ,  КОТОРОЕ НЕ ОТЕЦ МОЙ НЕБЕСНЫЙ НАСАДИЛ, ИСКОРЕНИТСЯ , т.е. всякое учение, которое не от Бога возвещено и с учением Божиим несогласно, погибнет; и все те, которые измышляют такое учение или защищают его, не устоят перед истиной слова Божия: рано или поздно ложь их разоблачится. Потому  ОСТАВЬТЕ ИХ:  не следуйте измышленным ими учениям; они могут только повредить вам, потому что  ОНИ СЛЕПЫЕ ВОЖДИ СЛЕПЫХ;  они слепы духовно, сами закрывают духовные очи, чтобы не видеть света слова Божия и ставят преграду своих вымыслов между собой и словом Божиим. И тем хуже, что эти слепцы, фарисеи и книжники, вовсе не сознают своей духовной слепоты;  А ЕСЛИ СЛЕПОЙ ВЕДЕТ СЛЕПОГО, ТО ОБА УПАДУТ В ЯМУ . «Большое зло быть слепым, но при слепоте браться водить другого – гораздо гибельнее» (свт. Иоанн Златоуст ). В этих словах Господа не было ничего неясного; но для апостолов они были так новы, так неожиданны, что они не могли сразу расстаться со своими понятиями о фарисейской праведности и все еще колебались в недоумении: как же теперь смотреть им на те предания и обряды, которыми фарисеи обставляли каждое правило, каждую заповедь Закона? Закон, например, предписывал разборчивость в пище, фарисеи выводили множество правил, а Господь, по-видимому, вовсе отменял ее... О нечистоте внутренней, духовной, апостолы тогда еще не имели ясного понятия. «Что они действительно и сами соблазнялись, это видно из того, что ревностный и всегда других предупреждавший Петр», скрывая свое смущение, решился спросить от лица прочих учеников у Господа объяснения.  ПЕТР ЖЕ ,  ОТВЕЧАЯ , СКАЗАЛ ЕМУ: ИЗЪЯСНИ НАМ ПРИТЧУ СИЮ . «Петр не осмеливается прямо сказать: «Я соблазняюсь», но просит изъяснения, чтобы избавиться от смущения» (свт. Иоанн Златоуст ), и потому Господь укоряет его; ИИСУС СКАЗАЛ: НЕУЖЕЛИ И ВЫ ЕЩЕ НЕ РАЗУМЕЕТЕ?  хотя вам уже дано знать тайны Царствия Божия;  ЕЩЕ ЛИ НЕ ПОНИМАЕТЕ ,  ЧТО ВСЕ , ВХОДЯЩЕЕ В УСТА , доставив необходимое питание телу,  ПРОХОДИТ В ЧРЕВО И ИЗВЕРГАЕТСЯ ВОН?  Поэтому, если человек вкушает пищу не ради услаждения, а для утоления голода, не в избытке, а сколько потребно, то пища, сама по себе, не может осквернить его, хотя бы к ней и пристала от немытых рук какая-либо нечистота. А нечистота сердца внутри пребывает и оскверняет человека не только тогда, когда остается там, но и когда исходит оттуда, и тогда еще более.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

е. священника, просвещается благодатью Духа Святого, так и исповедующий в покаянии грехи свои приемлет оставление их чрез священника благодатью Иисуса Христа» гл. «Исповедь " ]. С. 13: «Монашество и отшельничество; Иисус сказал, чтобы мы были светом миру и несли Его Слово – Евангелие – во все народы и племена. Он не учил и ни разу никого не призывал прятаться от мира в кельях, жить вдали от людей и добровольно лишать себя общения с ними». Господь не имел жены и детей. Апостол Павел пишет: «...хорошо человеку не касаться женщины» (1Kop. 7:1), «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я», – т. е. без жены или мужа ( 1Кор.7:8 ), чтобы посвятить себя всецело Богу. Монашество и брак являются равноценными путями спасения, их выбор зависит от призвания. Поэтому, призывая к монашеству, апостол Павел пишет: «Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» ( 1Кор. 7:7 ). Потребность в молитвенном уединении была у многих библейских праведников. Иоанн Креститель «был в пустынях до дня явления своего Израилю» ( Лк. 1:80 ), «имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед» ( Мф. 3:4 ). Иоанн Креститель – не только последний пророк Ветхого Завета, но и первый монах Нового Завета. Уединение или активная деятельность в миру зависят от призвания. Такие известные миссионеры, как свт. Николай Японский , свт. Иннокентий Московский (Вениаминов), митрополит Иннокентий (Фигуровский), несли свет Христов – Евангелие – язычникам, будучи монахами. С. 13: «Крещение младенцев; Библия говорит:»... кто будет веровать и креститься, спасен будет», а младенец ещё не способен верить, т. к. пока не сознает происходящего с ним. Также сказано: покайтесь и креститесь ... во имя Иисуса Христа. Покаяние – это сознательный шаг, который не может быть совершен ребенком. Православие, как и другие традиционные конфессии, включая протестантов-лютеран, понимают Крещение не просто как обряд, а как таинство – сообщение крещаемому особого дара Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/harizmat...

И отделил Бог свет от тьмы (Быт. 1:4). Эта тьма не является первоначальным «ничем», она появилась в результате творения, как его часть. Не нужно отождествлять первоздан ную тьму со злым началом, с падшим ангельским миром. Под тьмой здесь следует понимать именно отсутствие света: «Тьма не есть какая-либо субстанция. Она есть лишение света» (св. Иоанн Дамаскин ). Второй день И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так (Быт. 1:7). Согласно Священному Писанию, вторым творческим повелением Бог создал твердь. Но не стоит понимать это выражение в прямом смысле. Свт. Василий Великий говорит, что не следует думать, что эта твердь была чем-то твердым и ощутимым, напротив, «поскольку всё, лежащее выше (то есть ангельский мир), по природе своей тонко… и для чувства неуловимо, то в сравнении с этим тончайшим и неуловимым для чувства она названа твердью». Эти слова подтверждаются еврейским текстом Библии — в нём твердь названа словом ракиа, что значит «пространство», «шатер». Эта твердь была названа небом. Третий день И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так (Быт. 1:9). В третий день Господь начал упорядочивать землю, созданную в предыдущий период. По свидетельству Библии, земля сначала была покрыта водой, а в третий день творения, по велению Божьему, на нашей планете началось разделение воды и суши, так что образовались материки и острова, названные землей, а вода собралась в низинах, образовав моря и океаны. Но в этот день Бог не только устроил землю. Он также повелел ей: Да произрастит земля зелень, траву… дерево… (Быт. 1:11). Так Бог призвал землю участвовать в создании первых живых организмов. В этот период произошло чудо: на Земле появилась жизнь. Земля постепенно начала оживать, ее необъятные просторы зазеленели, покрывшись к концу этого дня могучей растительностью. По этому поводу свт. Иоанн Златоуст говорит: «После того, как земля, сбросив с себя тягость воды, успокоилась, ей дано повеление произращать сперва траву, потом — деревья, что, как видим, совершается еще и ныне. Потому что первое повеление Бога сделалось как бы неким естественным законом, осталось в земле

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010